Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы безопасности жизнедеятельности

  • ⌛ 2013 год
  • 👀 769 просмотров
  • 📌 731 загрузка
  • 🏢️ ГПС МЧС России
Выбери формат для чтения
Статья: Основы безопасности жизнедеятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» doc
УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника кафедры НД Сибирской пожарно-спасательной академии – филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России капитан внутренней службы А.Н. Лагунов _______.________.201 ЛЕКЦИЯ по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся очной формы обучения по направлению подготовки 280705.65 «Пожарная безопасность» Тема №1.1: «Основы безопасности жизнедеятельности» Обсуждена на заседании ПМК-12 Протокол от «___» ________2013 года №___ Железногорск 2013 I. Цели занятия 1. Изучить сущность и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», основные понятия и термины, принципы и методы обеспечения безопасности; 2.Воспитывать у обучаемых ответственность за подготовку к практической деятельности; 3. Сформировать чувство ответственности и грамотный подход в решении вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности. II. Расчет учебного времени Содержание и порядок проведения занятия Время, мин ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 10 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 70 Учебные вопросы 1. Сущность и содержание дисциплины 15 2. Основные понятия безопасности жизнедеятельности 35 3. Принципы и методы обеспечения безопасности 20 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 10 III. Литература Основная 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др.; под общей редакцией Л.А. Михайлова. – М.: изд. центр «Академия», 2009. – 272с. 2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]: учебник для населения / [Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К.]; под общ. ред. Г.Н. Кириллова; М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийн. бедствий [Электронный ресурс]. - Москва: ЭНАС: 2010. - 259, [1] с.: ил. Дополнительная: 1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -416 с. 2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Б.С. Мастрюков, – Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с. 3. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для студентов всех спец. / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : "Лань", 2000. – 448 с. 4. Безопасность жизнедеятельности. Современные средства поражения и защита от них : учебное пособие / [В.Т. Аверьянов и др.] ; под общ. ред. В. С. Артамонова ; МЧС России. – СПб. : СПбУГПС МЧС России, 2011. – 338 с. 5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Ю. Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – М. : Издательский центр «Академия", 2002. – 320 с. 6. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 7. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для вузов / С.В. Белов. – М. : Юрайт, 2011. – 680 с. 8. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебник для вузов. М.: «Академия», 2008. – 336 с. 9. Савчук О. Н. Безопасность жизнедеятельности. Выявление последствий ЧС мирного и военного времени. Учебное пособие. СПб: СпбУ ГПС МЧС России, 2010. – 151 с. 10. Савчук О. Н., Балабанов В. А. Безопасность жизнедеятельности. Технические средства защиты. Учебное пособие. СПб: СпбУ ГПС МЧС России, 2012. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»; 2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»; 3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; 4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 5. ГОСТ Р 22.0.08-96: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения. IV. Учебно-материальное обеспечение 1. Технические средства обучения: телевизор, графопроектор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютерная техника, интерактивная доска, мультимедийный проектор. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 мин.) Преподаватель проверяет наличие слушателей (курсантов), объявляет тему, учебные цели и вопросы занятия. На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство и все мировое сообщество. В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности. Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности, и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе ВЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества. В образовательных учреждениях данная подготовка осуществляется курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», а в Вузах введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Будущие специалисты частей и подразделений ГПС МЧС России должны быть готовы к действиям в экстремальных условиях ЧС с целью выбора оптимальных и правильных решений, направленных на защиту личного состава и существенное ослабление (предотвращение) воздействия различных поражающих факторов ЧС. Поэтому возникает постоянная необходимость изучения курсантами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Вопрос № 1. Сущность и содержание дисциплины (15 мин). Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасности, угрожающие человеку и среде его обитания и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них. Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей. Объект изучения БЖД — комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно действующих на эту систему. Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей. Задачи БЖД могут быть сформулированы следующим образом: • теоретической анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления); • комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий среды обитания на работоспособность и здоровье человека; • оптимизация условий деятельности и отдыха человека; • разработка принципов и методов защиты от опасностей; • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия, техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортные условия деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла; • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания; • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций; • обучение населения основам защиты от опасностей; • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей; • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для: • создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями; • организации функционирования объектов ГПС МЧС России в соответствии с современными требованиями по экологии, охране труда и санитарии и с учетом устойчивости работы этих объектов в экстремальных условиях возможной обстановки; • прогнозирование ЧС мирного и военного времени и принятия грамотного решения в этих ситуациях по защите населения и личного состава ГПС МЧС России от возможных последствий ЧС; • сохранения безопасности и принятия мер защиты при тушении пожаров, проведения АСДНР в очагах ЧС военного и мирного времени. Курс базируется на знаниях, полученных курсантами при изучении социально-экономических, общественных и общеинженерных дисциплин. Научное содержание курса – теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в системе «человек – среда обитания - производство» Исходя из этого, в курсе рассматриваются основы теории безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов, прогнозирование последствий ЧС, разработка и способы осуществления мероприятий по защите личного состава и населения, ликвидации последствий ЧС военного и мирного времени. Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (объем 108 часов) состоит из шести взаимосвязанных тем (объемом 60 часов аудиторных занятий и 48 часов – самостоятельной работы). В результате изучения дисциплины курсанты должны быть готовы к грамотным и осознанным действиям по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Из 60 часов на лекции отводится 24 часа, на семинарские занятия – 16 часов и практические занятия 16 часов, из которых 2 часа предусмотрено на контрольную работу, итоговая аттестация – дифференцированный зачет (4 часа). Итак, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов ГПС МЧС России теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями. Вопрос № 2. Основные понятия безопасности жизнедеятельности (35 мин.) Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания. Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность. Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни. Деятельность включает человека в сложную систему взаимоотношений со средой обитания. Состояние системы «человек – среда обитания» многовариантно. Наиболее характерными являются системы: - человек - природная среда; - человек – машина – среда рабочей зоны; - человек – городская (бытовая) среда. Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций: - это объект защиты (наравне с окружающей средой); - это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность); - это специалист обеспечивающий безопасность. Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества. Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома). Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. В теории БЖД выделяется несколько уровней номенклатуры: • общая; • локальная; • отраслевая; • местная (для отдельных объектов) и др. Аксиома о потенциальной опасности деятельности Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск. Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается её негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий: • опасность реально существует; • человек находится в зоне действия опасности; • человек не имеет достаточных средств защиты. Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы. Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья. Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности. Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Признаками, определяющими опасность, являются: • угроза для жизни; • возможность нанесения ущерба здоровью; • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами. Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС). Источники опасности могут быть: - внешние (состояние производственной среды и ошибки персонала); - внутренние (ложные особенности работающего). По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7): ◦ уровень «0» - событие называется отклонением от нормы; ◦ уровни «1-3 балла» - инцидент; ◦ уровни «4-7 баллов» - авария (разрушение технических средств и выброс опасных веществ). Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, отключение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ, нормативно - технических документов, установленных правил ведения работ на опасном производственном объекте (без выброса и разгерметизации). ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Таксономия опасностей Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности. Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г. Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры. По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные. По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом. По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д. По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический. Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др. По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых. По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это: ◦ острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; ◦ неровности поверхности, по которой перемещается человек; ◦ уклоны, подъемы; ◦ незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей. Идентификация опасностей Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: • более или менее полной, • приближенной, • ориентировочной и т. п. Причины и следствия. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др. Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д. Триада «опасность — причины — нежелательные следствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин. «Дерево причин и опасностей» как система Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей». Построение «деревьев» является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.). Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей. Квантификация опасностей Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. В. Машалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей. Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего? Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т. к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности. Прежде чем перейти к рассмотрению других аспектов проблемы риска, приведем примеры. Пример 1. Определить риск Rпр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около п = 7 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N = 70 млн. человек: Rпр ==10-4 Пример 2. Ежегодно в стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 150 млн. человек, определим риск гибели Rстр жителя страны от опасностей: Rстр=2·10-3 Пример 3. Определим, используя данные предыдущих примеров, риск Rд быть-ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с ДТП, если ежегодно погибает в этих происшествиях 30 тыс. человек: Rд =2·10-4 Различают индивидуальный и социальный риск Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск (точнее — групповой) — это риск для группы людей. Социальный риск — это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В качестве примера приведем зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (см. табл. 1). Таблица 1 Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США) Причины Степень риска Автомобильный транспорт 3·10-4 Падения 9·10-5 Пожар и ожог 4·10-5 Утопление 3·10-5 Отравление 2·10-5 Огнестрельное оружие 1·10-5 Станочное оборудование 1·10-5 Водный транспорт 9·10-6 Воздушный транспорт 9·10-6 Падающие предметы 6·10-6 Электрический ток 6·10-6 Железная дорога 4·10-7 Молния 5·10-7 Все прочие 4·10-5 Общий риск 6·10-4 Ядерная энергия 2·10-10 Концепция приемлемого (допустимого) риска. Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве — обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практи­ка, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей Потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска. Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использование традиционных показателей. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны. Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь. При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год. Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза. На самом деле приемлемые риски на 2-3 порядка «строже» фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека. Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы. Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?» По зарубежным исследованиям, человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США. Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. Можно выделить 4 методических подхода к определению риска: 1) Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности. 2) Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п. 3) Экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов. 4) Социологический, основанный на опросе населения. Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе. Опасности могут реализовываться в чрезвычайные ситуации. В Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано следующее определение: «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». В приведенном определении ЧС использован ряд понятий, необходимо конкретизировать их содержание. Авария (Гост Р 22.0.05 - 94) - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде. Крупная авария, повлекшая за собой человеческий жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия является катастрофой. Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивность, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды. Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия. Экологическое бедствие - (экологическая катастрофа) чрезвычайное событие особо крупных масштабов, чрезвычайное изменение состояния суши, атмосферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику и генофонд. Статистика гибели людей в Российской Федерации от различных ЧС за год: ◦ в ДТП - более 30 тысяч чел; ◦ на пожарах - 13-18 тысяч чел; ◦ на водоемах - более 17 тысяч чел; ◦ в следствие суицида - до 30 тысяч чел; ◦ в следствие алкогольной интоксикации - 27 тысяч чел; ◦ травмы и увечья на производстве - более 70 тысяч чел. Безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм, экологических и других требований, а также проведения соответствующих мероприятий достигается предотвращение или максимальное снижение вероятности возникновения потенциальных опасностей, либо возможного ущерба в ЧС. В ФЗ «О безопасности…» определяется безопасность, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: • Личность – её права и свободы; • Общество – его материальные и духовные ценности; • Государство – его конституционный стой, суверенитет и территориальная целостность. Таким образом, БЖД следует рассматривать на следующих уровнях: - общемировом; - континентальном; - государственном; - региональном; - местном (бытовом). БЖД на общемировом уровне достигается: - сохранением безопасности жизнедеятельности людей на планете от воздействия космических тел (звезда Немизида); - сохранением БЖД от загрязнения воздушного и морского бассейна; - обеспечением БЖД путём предотвращения мировой ядерной войны. На континентальном уровне БЖД обеспечивается: - сохранением БЖД от стихийных катастроф (землетрясений, засухи, ураганов); - сохранением БЖД путём предотвращения войн между государствами (локальных войн) на континенте; - достижением экологической безопасности; - поддержанием БЖД людей слаборазвитых стран путём экономической и продовольственной помощи. На государственном уровне БЖД достигается: - сохранением БЖД от стихийных бедствий, катастроф, аварий; - сохранением БЖД путём предотвращения войны с другими государствами и межнациональных конфликтов внутри государства; - сохранением БЖД путём проведения социально-ориентированных реформ в экономике; - обеспечением экологической безопасности в стране. На региональном уровне БЖД обеспечивается: • сохранением БЖД от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, присущих данному региону; • предотвращением межнациональных конфликтов; • достижением экологической безопасности в регионе. На местном (бытовом) уровне БЖД достигается: ◦ сохранением БЖД от стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф; ◦ обеспечением БЖД от нападений, терроризма на производстве и транспорте; ◦ профилактической работой по уменьшению ДТП, пожаров; ◦ обеспечением экологической безопасности в городе (районе); ◦ сокращением потенциальной базы развития преступности путём проведения социально-ориентированной политики. В теории БЖД рассматривают по наиболее опасным источникам ЧС следующие виды безопасности: Радиационная безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм, основных санитарных и технических требований, а также проведения соответствующих мероприятий максимально ослабляется или исключается вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека, ограничивается радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также окружающей природной среды (ОПС). Химическая безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения комплекса требований исключаются условия для химического заражения или поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения ОПС опасными химическими веществами в случае возникновения химической аварии. Пожарная безопасность – состояние объекта экономики, при котором путём выполнения правовых норм, противопожарных и других мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей. Системный анализ безопасности. Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности. Система — это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат (цель). Под компонентами (элементами, составными частями) системы понимаются не только материальные объекты; но и отношения и связи. Любая машина представляет пример технической системы. Система, одним из элементов которой является человек, называется эргатической. Примеры эргатической системы: «человек—машина», «человек-машина-окружающая среда» и т. п. Вообще говоря, любой предмет может быть представлен как системное образование. Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое – системное явление, как горение (пожар), возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему. Системы имеют качества, которых может не быть у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство систем, именуемое эмерджентностью, лежит, по существу, в основе системного анализа вообще и проблем безопасности, в частности. Методологический статуе системного анализа необычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами. Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т. п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления. Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты. Основу естественной системы защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды составляет нервная система и её подсистемы (анализаторы): зрительная, слуховая, тактильная (осязательная). Искусственная система защиты строится на определённых принципах и методах. Осуществление их возможно на основе использования средств защиты. Таким образом, безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания. Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности. Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты. В теории БЖД рассматривают по наиболее опасным источникам ЧС следующие виды безопасности: радиационная, химическая, пожарная, экологическая. (Все определения, формулы, графики и уравнения реакций даются под запись.) Вопрос № 3. Принципы и методы обеспечения безопасности (20 мин.) Обеспечение безопасности деятельности состоит из принципов, методов и средств. Принцип - это идея, основное положение. Принципы обеспечения безопасности – это руководящие правила, обеспечивающие выживание человека в окружающем мире. Они многообразны. Их многообразие обусловлено спецификой производства, разнообразием применяемого оборудования, особенностями технологических процессов. Принципы можно разделить по нескольким признакам: • ориентирующие (замена человека роботом, ликвидация или снижение опасности); • технические (блокировки, герметизация, экранирование, защита расстоянием); • организационные (защита временем, резервирование); • управленческие (контроль, ответственность, стимулирование); • принцип слабого звена (состоит в том, что в систему для обеспечения безопасности вводится элемент, реагирующий на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление - плавкая вставка, предохранительный клапан); • принцип нормирования (установление параметров, обеспечивающих защиту человека от соответствующей опасности - ПДК, ПДВ, ПДС); • принцип информации - усвоение персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (инструктажи, цвета и знаки безопасности); • принцип классификации (категорирования) - деление объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Ориентирующие принципы: системности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, снижение опасности. Принцип деструкции состоит в разрушении системы, приводящей к опасному результату. Например, если устранить воздух (кислород) или источник воспламенения – пожар не состоится. Принцип замены оператора – роботом. Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Например, классификация предприятий по размерам санитарно-защитной зоны (5 классов), по взрыво-пожароопасности объекты делятся на 5 категорий (А, Б, В, Г, Д). Технические принципы: блокировки, вакуумирования, экранирования, герметизации, дублирования, защиты временем, защиты расстоянием, резервирования, слабого звена. Например, принцип слабого звена – это введение предохранителей, предохранительных клапанов. Организационные принципы направлены на реализацию положений научной организации труда: информации, компенсации, нормирования, подбора кадров, эргономичности, последовательности, несовместимости (космос), рациональной организации труда. Например, принцип информации заключается в передаче и усвоении личным составом, персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности. Принцип нормирования – установление ПДК. Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся: адекватность, иерархичность, контроль, обратная связь, ответственность, плановость, эффективность. В совокупности все эти принципы образуют систему обеспечения безопасности труда. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью. Метод - путь, способ достижения цели. При рассмотрении основных методов обеспечения безопасности оперируют такими понятиями как гомосфера и ноксфера: ◦ ГОМОСФЕРА - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе деятельности; ◦ НОКСОСФЕРА - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Совмещение этих двух сфер недопустимо с позиций безопасности. Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами: 1. Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, автоматизация, роботизация). Это достигается путём механизации и автоматизации процессов, применением средств дистанционного управления, например на АЭС, использования манипуляторов и роботов. 2. Нормализация ноксосферы путем исключения опасностей (средства защиты от шума, газа, пыли и др.). Метод реализуется применением средств коллективной защиты (убежищ, ПРУ), созданием безопасной техники (а значит рабочей зоны). 3. Адаптация человека к среде (профотбор, обучение). В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов. Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной (СИЗ) защиты. СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. (Все определения, формулы, графики и уравнения реакций даются под запись.) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 мин.) Каждый день средства информации сообщают о различных авариях, катастрофах, стихийных бедствий в нашей стране и за рубежом. Люди гибнут в экстремальных условиях как по причине личной неподготовленности в условиях различных чрезвычайных ситуациях, так и по вине руководящего состава объектов экономики, который в силу некомпетентности, беспечности или пренебрежения своими должностными обязанностями не в состоянии поддерживать и совершенствовать безопасные условия деятельности для себя и своих подчинённых. Овладения знаниями по курсу «Безопасность жизнедеятельности» позволит будущим офицерам ГПС МЧС России не только грамотно действовать самим по сохранению своей безопасности, но и организовать действия своих подчинённых в очагах чрезвычайных ситуаций с обеспечением всех мер защиты. Кроме того, эти знания позволят выпускнику при необходимости оказать помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых, приводит список литературы, рекомендуемый для самостоятельного углубленного изучения темы. Задание на самоподготовку: 1 Изучить текст лекции, углубить знания по данной теме, использовав рекомендованную литературу и альтернативные источники; 2. Проработать (дополнить) конспект лекции. 3. Выполнить задания на сам. подготовку. Лист регистрации изменений Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений Подпись Расшифровка подписи Дата Дата введения изменения заменен­ных новых аннулиро­ванных
«Основы безопасности жизнедеятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot