Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы андрагогики. Андрагогический подход в обучении. Востребованность интерактивных методов обучения

  • 👀 549 просмотров
  • 📌 499 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы андрагогики. Андрагогический подход в обучении. Востребованность интерактивных методов обучения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы андрагогики. Андрагогический подход в обучении. Востребованность интерактивных методов обучения» docx
ЛЕКЦИЯ 5 ОСНОВЫ АНДРАГОГИКИ Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А.Каппом. Выстроенное по ана­логии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхожде­ние (андрос — мужчина, человек; агогейн — вести). Если перево­дить буквально, андрагогика — это «ведение взрослого человека» (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования. Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как: область научного знания; сферу социальной практики; учебную дисциплину. Андрагогика лет служит поводом для профессиональных как отрасль науки споров. Явно сохраняя смысловую преемствен­ность со сферой педагогики, понятие «андра­гогика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследова­ния. В силу этого противоречия место андрагогики в кругу других наук пока точно не определено. Одни понимают ее как раздел педагогики по аналогии с пренатальной педагогикой, дошколь­ной педагогикой, теорией и методикой начального образования, дидактикой, педагогикой высшей школы. Другие, учитывая спе­цифику природы взрослого человека как субъекта обучения, вы­водят андрагогику за пределы собственно педагогики как облас­ти, занимающейся исключительно «ведением ребенка». Сторон­ники этой точки зрения делают акцент на интегративной природе андрагогики, объединяющей знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей. Одно несомненно — андрагогика носит междисциплинарный ха­рактер. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно опреде­лить как становление человека в педагогической реальности. Пред­мет теории образования взрослых — система образования взрос­лых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования Современная социально-экономическая ситуация России про­гнозирует увеличение значимости образования взрослого населе­ния в ближайшие 10 лет. В условиях абсолютного старения населе­ния России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно рас­тет в силу ряда причин: — расширение содержания понятия «грамотность» в изменя­ющемся обществе обусловливает необходимость компенсировать пробелы в базовом общекультурном образовании взрослых, не владеющих многими современными знаниями и умениями (по­нимание современной картины мира, владение компьютером, коммуникативными навыками, способность к социальной адап­тации и др.); — развитие наукоемких и интеллектоемких производств резко повышает требования к уровню квалификации работников, сти­мулируя их участие в процессах «пожизненного» повышения ква­лификации и переподготовки; — интенсивное переструктурирование рынка труда ведет к вы­свобождению значительного количества трудоспособных людей (в том числе и с высоким образовательным цензом). Именно со сферой образования взрослых впрямую связаны возможность пе­реобучения людей, потерявших работу, и социальная перспек­тива получения ими после соответствующей профессиональной и социально-психологической коррекции достойно оплачивае­мых мест; — в ближайшие годы ожидается увеличение процента взрос­лых, не имеющих полного среднего, а иногда и среднего базово­го образования. Причина — рост числа детей, которые в настоя­щий момент не проходят систематического школьного обуче­ния, прогнозируемые сложности перехода страны к 12-летнему образованию; — расширение зоны межнациональных конфликтов после рас­пада СССР породило проблемы среднего, вузовского, последип­ломного образования на родном языке для русских людей, нахо­дящихся на территории иностранных государств, а также миг­рантов; — массовое увольнение в запас военнослужащих ведет к необ­ходимости поиска и освоения ими новых сфер профессиональной деятельности, связанного с переподготовкой и социально-психо­логической адаптацией; — развитие современных компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для непрерывного профес­сионального образования и интеграции в общество взрослых ин­валидов; — перспективной представляется идея возвращения в социум людей, совершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, через их социальную реабилитацию и духовное развитие с помо­щью различных форм образования и просветительства Среди методов организации современной андрагогической прак­тики следует выделить в качестве наиболее продуктивных: имитационное моделирование, которое позволяет создавать в про­цессе группового обучения ситуации, отражающие реальную про­блематику взрослого человека и способствующие ее разрешению; проектирование как целенаправленное прогностическое изме­нение действительности в ходе образовательного процесса; различные виды рефлексии, позволяющие осмыслять, оценивать, корректировать имеющийся профессионально-личностный опыт; программирование и алгоритмизацию, на основе которых реали­зуется полное усвоение необходимой информации. В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения: 1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за- ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистрировались в Государственной службе занятости в качестве безработных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников; 2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные1; 3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения России (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую безработицу ); 4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты2; 5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в про­фессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек» России, нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реабилитацией; 6) мигранты и вынужденные переселенцы; 7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях неполной семьи; 8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионеры) — 38,5 млн. человек по России, одна треть из которых продолжают работать; 9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы. В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения: 1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за- ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистрировались в Государственной службе занятости в качестве безработных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников; 2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные1; 3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения России (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую безработицу ); 4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты2; 5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в про­фессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек» России, нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реабилитацией; 6) мигранты и вынужденные переселенцы; 7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях неполной семьи; 8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионеры) — 38,5 млн. человек по России, одна треть из которых продолжают работать; 9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы. Андрагогический подход в обучении Обеспечение сознательности и активности обучаемых является одним из основополагающих дидактических принципов, однако естественнее самостоятельность, активность, осознанность проявляют взрослые люди. Работа преподавателя –методиста в автошколе и мастера по обучению практическому вождению автомобиля имеет особую специфику: обучаемые являются взрослые люди. И процесс обучения должен строиться с учетом тех особенностей, которые есть именно у взрослых людей. Напомним основные особенности взрослых обучаемых: 1. Наличие профессионального и собственно жизненного опыта: Учет и опора на опыт (профессиональный, спортивный, жизненный), имеющийся у ученика могут способствовать сокращению времени обучения или пониманию ошибок ученика, нахождению оптимальных путей их исправления. 2. Наличие опыта обучения Самоанализ учеником собственного опыта обучения приводит к пониманию того, какие методы и средства обучения являются для него наиболее оптимальными. Взаимодействие преподавателя и ученика в этом отношении повышают и скорость обучения и способствуют достижению более качественного результата. 3. Особые жизненные условия (ограничение во времени); Задания и упражнения должны даваться ученику с учетом этих ограничений. 4. Потребность немедленно применить полученные ЗУН; 5. Осознанность и активность в обучении. Вопросами обучения взрослых людей ( в отличие от подрастающего поколения) занимается андрагогика. Андрагогическая модель учебного процесса отличается от традиционного педагогического подхода. Основным и главным отличием андрагогического подхода является наличие в учебном процесс двух субъектов: и преподаватель, и ученик являются равными фигурами в рамках данной модели, вместе, вдвоем определяют и содержание, и формы, и методы, и средства обучения. Взрослый человек, отталкиваясь от своего жизненного опыта, профессионального и учебного может помочь преподавателю найти наиболее эффективные пути для своего обучения и развития. Востребованность интерактивных методов обучения Современное молодое поколение, которое, собственно и составляет основной контингент аудитории автошкол, выросло в эпоху компьютерных технологий и переизбытка информационных ресурсов. И роль преподавателя теперь не может просто сводиться к представлению, донесению информации как таковой. Информационная перегрузка современных школьников ведет (как отмечают учителя общеобразовательных школ) к снижению познавательных потребностей и мотивации к обучению в целом. Без должной работы с мотивационной сферой обучаемых добиться хорошего качества знаний, навыков и умений будет весьма трудно. В то же время, современные дети все больше работают со всевозможными электронными ресурсами, все меньше времени имея для непосредственного живого контакта, взаимодействия друг с другом. Сочетание трех выше перечисленных причин требует от преподавателя совершенно иных и форм работы, и педагогических технологий, и особой подготовки к занятиям, и опоры прежде всего на интерактивные методы обучения, в том числе для снятия уже названных социально-психологических проблем. Принято различать три основных вида мышления: образное, вербально-логическое и наглядно-действенное (практическое). В возрасте 18—25 лет у человека преобладают образное и вербальное мышление. Практическое мышление начинает «догонять» их после 21 года и в период с 27 до 38 лет опережает. На этом фоне приблизительно после 30 и до 40 лет способность к образному мышлению начинает превышать способность к вербальному. При этом к 40 годам происходит приспособление интеллектуальных структур к особенностям и природе трудовой деятельности (свое­образное уподобление им). После 40 и вплоть до 55 лет обычно наблюдаются снижение доли практического мышления и выравнивание активности его образных и вербально-логических форм. Причем после 50 лет вер­бальное мышление начинает превалировать над образным. По мень­шей мере, дважды за это время у человека снижаются возможно­сти памяти. Обычно это происходит в 34—35 и 45 — 50 лет. Однако за счет компенсаторных возможностей организма, перегруппи­ровки мыслительных функций, сильной мотивации и осознания возрастной динамики своих способностей взрослый человек спо­собен справиться с указанными изменениями. С возрастом содержание информационных запросов претер­певает изменения в содержательном отношении, причем у муж­чин и женщин динамика этих изменений различна. В качестве при­мера рассмотрим данные исследований, проведенных в 90-е годы XX столетия учеными Института образования РАО1. В период 18 — 25 лет, характеризующийся необходимостью про­фессионального выбора, адаптации к трудовой деятельности, вы­работки индивидуальных форм ее реализации, мужчины преиму­щественно хотят получать дополнительные сведения, связанные со сферой труда, а также областями, сопутствующими успешно­сти их карьеры (иностранный язык, компьютер, экономика, орга­низация труда, взаимодействие с коллегами). Вопросы здоровья, культуры, семьи (вплоть до 40 лет) игра­ют в системе их образовательных запросов второстепенную роль. У женщин этого возраста помимо желания получить образование в сфере профессиональной деятельности значительно более вы­сокий ранг, нежели у мужчин, занимают проблемы здоровья и семьи. Такое положение сохраняется для них и в последующий период — 35 — 40 лет, что свидетельствует о четко выраженной в образовательных потребностях функциональной специализации. Начиная с 40 лет и до конца жизни как у мужчин, так и у женщин на первый план выдвигается потребность в получении дополнительной информации о сохранении и укреплении здо­ровья. Это вполне естественно. На втором месте для мужчин про­должает оставаться познавательный интерес в области профес­сиональной деятельности, в то время как для женщин потреб­ность в обучении в данном направлении резко отступает на дальний план (4-е место — в период 41 — 55 лет и предпоследнее — после 56 лет). Некоторые различия наблюдаются и в мотивации образовательных потребностей мужчин и женщин. Например, для сферы последипломного образования следом за общим мотивом возможности улучшения материального положения для мужчин располагаются стремление к профессиональным достижениям, общественному уважению и признанию (внешняя ориентация), а для женщин — стремление к самовыражению, саморазвитию, высокая творческая познавательная активность (внутренняя ориентация)1. Ситуация встроенности образования в содержание жизнедеятельности взрослого человека с необходимостью ставит его в активную позицию субъекта обучения. Категория «субъект» является одной из центральных философских категорий со времен Аристотеля до наших дней. Получив новый импульс развития в отечественной психологической науке XX в. (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. А. Лекторский и др.) наряду с категориями «индивид», «личность», «индивидуальность», она выступает одной из качественных характеристик проявления человеческой сущности.
«Основы андрагогики. Андрагогический подход в обучении. Востребованность интерактивных методов обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot