Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 5 ОСНОВЫ АНДРАГОГИКИ
Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А.Каппом. Выстроенное по аналогии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхождение (андрос — мужчина, человек; агогейн — вести). Если переводить буквально, андрагогика — это «ведение взрослого человека» (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования. Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как:
область научного знания;
сферу социальной практики;
учебную дисциплину.
Андрагогика лет служит поводом для профессиональных как отрасль науки споров. Явно сохраняя смысловую преемственность со сферой педагогики, понятие «андрагогика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследования. В силу этого противоречия место андрагогики в кругу других наук пока точно не определено. Одни понимают ее как раздел педагогики по аналогии с пренатальной педагогикой, дошкольной педагогикой, теорией и методикой начального образования, дидактикой, педагогикой высшей школы. Другие, учитывая специфику природы взрослого человека как субъекта обучения, выводят андрагогику за пределы собственно педагогики как области, занимающейся исключительно «ведением ребенка». Сторонники этой точки зрения делают акцент на интегративной природе андрагогики, объединяющей знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей.
Одно несомненно — андрагогика носит междисциплинарный характер. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Предмет теории образования взрослых — система образования взрослых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования
Современная социально-экономическая ситуация России прогнозирует увеличение значимости образования взрослого населения в ближайшие 10 лет. В условиях абсолютного старения населения России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно растет в силу ряда причин:
— расширение содержания понятия «грамотность» в изменяющемся обществе обусловливает необходимость компенсировать пробелы в базовом общекультурном образовании взрослых, не владеющих многими современными знаниями и умениями (понимание современной картины мира, владение компьютером, коммуникативными навыками, способность к социальной адаптации и др.);
— развитие наукоемких и интеллектоемких производств резко повышает требования к уровню квалификации работников, стимулируя их участие в процессах «пожизненного» повышения квалификации и переподготовки;
— интенсивное переструктурирование рынка труда ведет к высвобождению значительного количества трудоспособных людей (в том числе и с высоким образовательным цензом). Именно со сферой образования взрослых впрямую связаны возможность переобучения людей, потерявших работу, и социальная перспектива получения ими после соответствующей профессиональной и социально-психологической коррекции достойно оплачиваемых мест;
— в ближайшие годы ожидается увеличение процента взрослых, не имеющих полного среднего, а иногда и среднего базового образования. Причина — рост числа детей, которые в настоящий момент не проходят систематического школьного обучения, прогнозируемые сложности перехода страны к 12-летнему образованию;
— расширение зоны межнациональных конфликтов после распада СССР породило проблемы среднего, вузовского, последипломного образования на родном языке для русских людей, находящихся на территории иностранных государств, а также мигрантов;
— массовое увольнение в запас военнослужащих ведет к необходимости поиска и освоения ими новых сфер профессиональной деятельности, связанного с переподготовкой и социально-психологической адаптацией;
— развитие современных компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для непрерывного профессионального образования и интеграции в общество взрослых инвалидов;
— перспективной представляется идея возвращения в социум людей, совершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, через их социальную реабилитацию и духовное развитие с помощью различных форм образования и просветительства
Среди методов организации современной андрагогической практики следует выделить в качестве наиболее продуктивных:
имитационное моделирование, которое позволяет создавать в процессе группового обучения ситуации, отражающие реальную проблематику взрослого человека и способствующие ее разрешению;
проектирование как целенаправленное прогностическое изменение действительности в ходе образовательного процесса;
различные виды рефлексии, позволяющие осмыслять, оценивать, корректировать имеющийся профессионально-личностный опыт;
программирование и алгоритмизацию, на основе которых реализуется полное усвоение необходимой информации.
В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения:
1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за- ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистрировались в Государственной службе занятости в качестве безработных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;
2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные1;
3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения России (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую безработицу );
4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты2;
5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в профессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек» России, нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реабилитацией;
6) мигранты и вынужденные переселенцы;
7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях неполной семьи;
8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионеры) — 38,5 млн. человек по России, одна треть из которых продолжают работать;
9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.
В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения:
1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за- ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистрировались в Государственной службе занятости в качестве безработных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;
2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные1;
3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения России (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую безработицу );
4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты2;
5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в профессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек» России, нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реабилитацией;
6) мигранты и вынужденные переселенцы;
7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях неполной семьи;
8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионеры) — 38,5 млн. человек по России, одна треть из которых продолжают работать;
9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.
Андрагогический подход в обучении
Обеспечение сознательности и активности обучаемых является одним из основополагающих дидактических принципов, однако естественнее самостоятельность, активность, осознанность проявляют взрослые люди.
Работа преподавателя –методиста в автошколе и мастера по обучению практическому вождению автомобиля имеет особую специфику: обучаемые являются взрослые люди. И процесс обучения должен строиться с учетом тех особенностей, которые есть именно у взрослых людей. Напомним основные особенности взрослых обучаемых:
1. Наличие профессионального и собственно жизненного опыта:
Учет и опора на опыт (профессиональный, спортивный, жизненный), имеющийся у ученика могут способствовать сокращению времени обучения или пониманию ошибок ученика, нахождению оптимальных путей их исправления.
2. Наличие опыта обучения
Самоанализ учеником собственного опыта обучения приводит к пониманию того, какие методы и средства обучения являются для него наиболее оптимальными. Взаимодействие преподавателя и ученика в этом отношении повышают и скорость обучения и способствуют достижению более качественного результата.
3. Особые жизненные условия (ограничение во времени);
Задания и упражнения должны даваться ученику с учетом этих ограничений.
4. Потребность немедленно применить полученные ЗУН;
5. Осознанность и активность в обучении.
Вопросами обучения взрослых людей ( в отличие от подрастающего поколения) занимается андрагогика. Андрагогическая модель учебного процесса отличается от традиционного педагогического подхода. Основным и главным отличием андрагогического подхода является наличие в учебном процесс двух субъектов: и преподаватель, и ученик являются равными фигурами в рамках данной модели, вместе, вдвоем определяют и содержание, и формы, и методы, и средства обучения. Взрослый человек, отталкиваясь от своего жизненного опыта, профессионального и учебного может помочь преподавателю найти наиболее эффективные пути для своего обучения и развития.
Востребованность интерактивных методов обучения
Современное молодое поколение, которое, собственно и составляет основной контингент аудитории автошкол, выросло в эпоху компьютерных технологий и переизбытка информационных ресурсов. И роль преподавателя теперь не может просто сводиться к представлению, донесению информации как таковой. Информационная перегрузка современных школьников ведет (как отмечают учителя общеобразовательных школ) к снижению познавательных потребностей и мотивации к обучению в целом. Без должной работы с мотивационной сферой обучаемых добиться хорошего качества знаний, навыков и умений будет весьма трудно. В то же время, современные дети все больше работают со всевозможными электронными ресурсами, все меньше времени имея для непосредственного живого контакта, взаимодействия друг с другом.
Сочетание трех выше перечисленных причин требует от преподавателя совершенно иных и форм работы, и педагогических технологий, и особой подготовки к занятиям, и опоры прежде всего на интерактивные методы обучения, в том числе для снятия уже названных социально-психологических проблем.
Принято различать три основных вида мышления: образное, вербально-логическое и наглядно-действенное (практическое).
В возрасте 18—25 лет у человека преобладают образное и вербальное мышление. Практическое мышление начинает «догонять» их после 21 года и в период с 27 до 38 лет опережает. На этом фоне приблизительно после 30 и до 40 лет способность к образному мышлению начинает превышать способность к вербальному. При этом к 40 годам происходит приспособление интеллектуальных структур к особенностям и природе трудовой деятельности (своеобразное уподобление им).
После 40 и вплоть до 55 лет обычно наблюдаются снижение доли практического мышления и выравнивание активности его образных и вербально-логических форм. Причем после 50 лет вербальное мышление начинает превалировать над образным. По меньшей мере, дважды за это время у человека снижаются возможности памяти. Обычно это происходит в 34—35 и 45 — 50 лет. Однако за счет компенсаторных возможностей организма, перегруппировки мыслительных функций, сильной мотивации и осознания возрастной динамики своих способностей взрослый человек способен справиться с указанными изменениями.
С возрастом содержание информационных запросов претерпевает изменения в содержательном отношении, причем у мужчин и женщин динамика этих изменений различна. В качестве примера рассмотрим данные исследований, проведенных в 90-е годы XX столетия учеными Института образования РАО1.
В период 18 — 25 лет, характеризующийся необходимостью профессионального выбора, адаптации к трудовой деятельности, выработки индивидуальных форм ее реализации, мужчины преимущественно хотят получать дополнительные сведения, связанные со сферой труда, а также областями, сопутствующими успешности их карьеры (иностранный язык, компьютер, экономика, организация труда, взаимодействие с коллегами).
Вопросы здоровья, культуры, семьи (вплоть до 40 лет) играют в системе их образовательных запросов второстепенную роль. У женщин этого возраста помимо желания получить образование в сфере профессиональной деятельности значительно более высокий ранг, нежели у мужчин, занимают проблемы здоровья и семьи. Такое положение сохраняется для них и в последующий период — 35 — 40 лет, что свидетельствует о четко выраженной в образовательных потребностях функциональной специализации.
Начиная с 40 лет и до конца жизни как у мужчин, так и у женщин на первый план выдвигается потребность в получении дополнительной информации о сохранении и укреплении здоровья. Это вполне естественно. На втором месте для мужчин продолжает оставаться познавательный интерес в области профессиональной деятельности, в то время как для женщин потребность в обучении в данном направлении резко отступает на дальний план (4-е место — в период 41 — 55 лет и предпоследнее — после 56 лет).
Некоторые различия наблюдаются и в мотивации образовательных потребностей мужчин и женщин. Например, для сферы последипломного образования следом за общим мотивом возможности улучшения материального положения для мужчин располагаются стремление к профессиональным достижениям, общественному уважению и признанию (внешняя ориентация), а для женщин — стремление к самовыражению, саморазвитию, высокая творческая познавательная активность (внутренняя ориентация)1. Ситуация встроенности образования в содержание жизнедеятельности взрослого человека с необходимостью ставит его в активную позицию субъекта обучения. Категория «субъект» является одной из центральных философских категорий со времен Аристотеля до наших дней. Получив новый импульс развития в отечественной психологической науке XX в. (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. А. Лекторский и др.) наряду с категориями «индивид», «личность», «индивидуальность», она выступает одной из качественных характеристик проявления человеческой сущности.