Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НССУЗ НП
«Региональный финансово-экономический техникум»
ОСНОВЫ АНАЛИЗА
БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ
(Третья лекция)
______________________
http://rfet.ru
© РФЭТ
©Все права защищены. Никакая часть данной книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 5. АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ...............4
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ. .24
3
РАЗДЕЛ 5. АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И
УБЫТКАХ
Любая коммерческая организация всегда создается для получения прибыли, точно так же, как любая политическая партия возникает
с целью захвата власти. Нередко даже некоммерческие предприятия (в
их Уставе написано, что они некоммерческие) подспудно стремятся к
зарабатыванию прибыли. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 50) записано, что коммерческие организации преследуют «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», а
некоммерческие не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели.
То есть для некоммерческих организаций (общественных, религиозных учреждений, благотворительных фондов) получение прибыли,
видимо, является не основной целью, а побочной. Предпринимательской деятельностью, написано в той же статье, они занимаются только
постольку, поскольку это служит достижению их главных, основных
целей, целей, ради которых они созданы.
Для начала нам необходимо узнать, что такое прибыль. Давайте
пока оставим в стороне Налоговый кодекс, а разберемся с этим понятием в общеэкономическом, не налоговом аспекте. В Гражданском кодексе нам не удалось найти четкого ответа на этот вопрос. Поэтому
пришлось обратиться к энциклопедическому словарю. В словаре мы
нашли такую трактовку слова прибыль: «ПРИБЫЛЬ – обобщающий
показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна
из основных экономических категорий; представляет собой излишек
выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию; сумма, на которую доход, выручка превышает затраты на экономическую деятельность, на производство товара». То есть, чтобы
определить прибыль, нужно знать еще, по крайней мере, два понятия:
«выручка» и «затраты».
4
Начнем наши рассуждения со следующей логичной мысли. Если
мы потратили массу сил и времени, чтобы создать предприятие и
научить его зарабатывать деньги, то мы вправе потребовать от него подробный отчет о том, сколько оно заработало и сколько растратило.
Это необходимо нам как его докторам. Ведь, если организм сильный и
здоровый, он должен уметь заработать соответствующее количество
денег, а если хилый и болезненный, то на него одни растраты. Мы
даже сейчас не интересуемся, откуда он получил деньги и куда их израсходовал (это знают бухгалтеры). Мы хотим знать, сколько денег
предприятие заработало, и какое количество потратило. Поэтому
необходимо в медицинской карте предприятия завести специальную
табличку и заставить предприятие записывать в нее всю сумму полученных и истраченных средств. Эти записи помогут докторам фирмы
(то есть нам) произвести специальные расчеты и установить правильный диагноз. К тому же законодательство обязывает любое предприятие вести подобную отчетность. Так появилась специальная бухгалтерская форма, которая называется «Отчет о прибылях и убытках».
Вы можете увидеть такой отчет из «медицинской карточки» нашего
предприятия (назвали его ОАО Хлебокомбинат «Лакомка») на следующей странице.
Отчет о прибылях и убытках можно было бы сравнить с интересной исторической книгой.
Скажите, что мы обычно ждем от хорошей книжки по истории?
Захватывающего рассказа об увлекательных событиях. Так вот, самые
интересные события в отчете – это прибыль предприятия в прошедшем периоде. Но прибыль образуется не сразу. До этого знаменательного момента проходит несколько исторических вех, и каждая веха может рассказать свою познавательную историю.
5
Вы помните, что предприятие – это живой организм. Но какой
именно организм, нам неизвестно. Поэтому мы можем его вообразить
либо в виде человека, либо в виде какого-то «кибернетического существа». Сейчас будет удобно представить предприятие в качестве
необычного живого поезда. Вы – учредитель предприятия. Ваша
основная задача – проложить правильно рельсы, ведущие этот поезд к
достижению выбранных вами целей, и чтобы поезд не пошел под откос. А какая цель у вас и у вашего предприятия? Получить прибыль.
Рельсы могут вовсе и не иметь конечной точки.
Главное, они должны проходить через все места огромной территории под названием «экономика», которые вы для себя наметили, и
собирать эту самую прибыль. Путешествие поезда происходит в
необычном измерении – во времени. Отчет о прибылях и убытках
представляет собой «судовой журнал» или книгу по истории путешествия. По пути состав минует несколько крупных железнодорожных
станций и множество маленьких полустанков. На маленьких полустанках происходит образование прибыли. Вагоны поезда либо пополняются ею, либо наоборот отгружают часть прибыли жителям полустанков. Крупные вокзалы созданы для того, чтобы сидящие там диспетчеры подсчитывали накопленную к этому моменту прибыль. Можно сказать, что поезд движется по кольцевой магистрали, и в конце отчетного периода он возвращается на главную сортировочную станцию, где происходит распределение образованной конечной «чистой»
прибыли. Потом он снова отправляется в дорогу, но путь его может лежать уже через другие местности экономики. И в этих местностях он
вновь будет собирать чистую прибыль. Сейчас мы посмотрим, через
какие станции и полустанки обычно проходит наш поезд. Для этого
раскроем отчет о прибылях и убытках. В нем крупные и важные вокзалы, основные исторические вехи мы выделили жирным шрифтом.
6
Таблица 11. Отчет о прибылях и убытках ОАО Хлебокомбинат «Лакомка»
Отчет о прибылях и убытках
за 2013
г.
Коды
Форма по ОКУД
0710002
31
Дата (число, месяц, год)
Организация
ОАО Хлебокомбинат «Лакомка»
Идентификационный номер налогоплательщика
Вид экономической
производство хлебобулочных
деятельности
по ОКПО
ИНН
по
и кондитерских изделий ОКВЭД
15.82
открытое
Организационно-правовая форма/форма собственности
акционерное общество / частная
по ОКОПФ/ОКФС
по ОКЕИ
Единица измерения: тыс. руб. (млн. руб.)
Местонахождение (адрес)
12
2013
47902419
4630006270
384 (385)
305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 178
____________________________________________________________________________
Пояснения
Наименование показателя
Выручка
Себестоимость продаж
Валовая прибыль (убыток)
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Доходы от участия в других организациях
Проценты к получению
Проценты к уплате
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль
в т.ч. Постоянные налоговые обязательства
(активы)
Изменения отложенных налоговых обязательств
Изменения отложенных налоговых активов
Прочее
Чистая прибыль (убыток)
СПРАВОЧНО
Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода
Результат от прочих операций, не включаемых в чистую прибыль (убыток) периода
Совокупный финансовый результата периода
Базовая прибыль (убыток) на акцию
Разводненная прибыль (убыток) на акцию
7
Код
строки
2110
2120
2100
2210
2220
2200
2310
2320
2330
2340
2350
2300
2410
За 2013 г.
(
(
(
222498
179215
43283
28856
За 2012 г.
) (
)
)
(
(
14427
(
(
(
(
)
(
)
(
2430
2510
2520
2500
2900
2910
10409
)
)
)
3885
3620
4191
1040
2421
2450
2460
2400
)
3926
)
6370
6689
14108
3699
217748
183038
34710
30784
3151
)
)
Самой первой вехой в истории, отправным этапом в образовании прибыли является выручка (строка 2110). Это вся сумма денег,
которую предприятие получило после продажи товаров, выполнения
работ и оказания услуг в отчетном периоде. В строке 2110 для удобства показывается не вся выручка от продаж, а только чистая. От чего
же очистили выручку? Ото всех обязательных платежей, установленных законом, которые исключаются из выручки при определении финансового результата, а именно, от налога на добавленную стоимость
и акцизов.
Дальше поезд отправляется в дорогу до следующей крупной
станции «Прибыль от продаж» (строка 2200). Но по пути он остановится на нескольких полустанках, которые можно объединить в группу себестоимости. Одним из важных полустанков этой группы является строка 2120 – «Себестоимость продаж». На нем из вагонов с выручкой изымается сумма, равная фактической себестоимости продукции, реализованной на первом вокзале. Это затраты, понесенные предприятием, когда оно производило те и только те товары, оказывало те
и только те услуги, которые были проданы по строке 2110. А если
фирма ничего не производит, а только перепродает готовые изделия?
Тогда очень просто: в строке 2120 записывается сумма, по которой
были куплены товары, перепроданные потом за деньги, отраженные в
строке 2110.
Но ведь для того, чтобы продать товар, его мало просто произвести. Он нуждается в упаковке, доставке до покупателя, рекламе и так
далее. Многие из подобных расходов отражаются в строке 2210 «Коммерческие расходы».
Еще одна маленькая станция «Управленческие расходы» (строка 2220). В состав управленческих расходов могут быть включены
8
административно-управленческие расходы, арендная плата за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг и др. Конкретная цифра
строки 2220 зависит от порядка учета таких расходов, принятого на
каждом отдельном предприятии. Например, если цифра в строке 2220
вообще отсутствует, это вовсе не значит, что у предприятия нет общехозяйственных расходов. Просто они записываются сразу в строку
2120 (но, конечно, в доле, относящейся к реализованной продукции).
Так наш поезд добрался до второй исторической вехи на его
пути, которая уже содержит в себе слово «Прибыль» – строка 2200
«Прибыль от продаж». Но это еще вовсе не та прибыль, которой
предприятие может распоряжаться по своему усмотрению, поэтому
ход истории продолжается.
Коммерческая деятельность любого предприятия не ограничивается продажей только произведенной им продукции. Оно может иметь
и другие доходы и расходы. Например, предприятие продает основные
фонды или просто списывает их с баланса из-за устаревания, аннулирует производственные заказы, производит операции с иностранной
валютой. С точки зрения бизнеса, все эти доходы и расходы не имеют
ничего общего с основной деятельностью предприятия, а связаны с
решениями владельцев «как лучше делать деньги». Очень важно, что
эти доходы и расходы не сальдируются (то есть не вычитаются друг из
друга), а отображаются отдельно.
Так же в составе прочих доходов и расходов (то есть в строках
2340 и 2350) показываются прибыли и убытки, на которые руководство повлиять почти не может. Это убыток от безнадежной к получению задолженности от покупателей или доход от внезапно поступивших от них долгов, списанных уже как убытки; это присужденные
9
вашему предприятию штрафы и неустойки за нарушение договоров,
убытки от стихийных бедствий, пожаров и аварий, судебные издержки, выявленные излишки или недостатки ценностей и другое.
В отчете о прибылях и убытках есть также строки 2320 и 2330
«Проценты к получению» и «Проценты к уплате». Названия их говорят сами за себя: строки показывают полученные или уплаченные
предприятием проценты по акциям, депозитам и так далее.
Есть здесь так же и «Доходы от участия в других организациях» (строка 2310). Ваше предприятие может купить себе не только
станки и машины, но и маленькую фирму. Как не сложно догадаться,
собственник (или учредитель) такой фирмы имеет право на часть прибыли, которую фирма заработает. Именно сумму таких доходов за год
ваш бухгалтер должен будет отразить по строке 2310.
Наконец, поезд приехал, пожалуй, к самой главной станции,
важнейшей исторической вехе в жизни любого предприятия за весь
прошедший период, к «Прибыли до налогообложения» (строка
2300). Эту строку часто называют валовой прибылью или прибылью
отчетного года. Эти понятия между собой немного различаются. Валовая прибыль корректируется (скажем, на льготы по налогу на прибыль) для образования собственно налогооблагаемой прибыли. Так
как среди бухгалтеров и экономистов нет четкой и ясной трактовки понятия «Валовая прибыль», то лучше нам его вообще не использовать.
Итак, в строке 2300 образуется цифра, от которой вычисляется
установленный Налоговым кодексом налог на прибыль (строка 2410),
и только после этого образуется окончательная, чистая, прибыль или
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
Но прежде чем провести окончательные расчеты с государством
и получить все-таки результат по строке 2400, нужно посмотреть: «А
10
нет ли у вашего предприятия отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств?» (найдите одноименные строки
в Отчете о прибылях и убытках «Лакомки»). Вы уже знаете, что они
образуются из-за различий в налоговом и бухгалтерском учете. Отложенный налоговый актив символизирует, что вы уже с избытком исполнили свой «налоговый» долг перед государством, а отложенное
обязательство говорит о том, что с вас что-то не взыскали. И актив, и
обязательство могут одновременно фигурировать в отчете о прибылях
и убытках, тогда, определяя размер «чистой прибыли», бухгалтер не
должен забыть прибавить отложенный налоговый актив к сумме доходов и увеличить расходы на размер отложенного обязательства.
Далее в Отчете о прибылях и убытках идет еще несколько строк
с заголовком «СПРАВОЧНО». Эти строки не обязательны к заполнению.
Зачем вам нужно еще подробно разбираться в Отчете о прибылях и убытках? Пусть этим занимаются бухгалтеры. Вы вполне можете так подумать, не правда ли?
Во-первых, можно сказать, что мы рассказали вам не так уж
много, чтобы полностью застраховать свое предприятие ото всех болезней и неприятностей. Гораздо больше опыта приходит с практикой.
Во-вторых кому она нужна, бухгалтерская отчетность? Бухгалтерская отчетность заключает в себе такую полезную и необходимую
вещь, которая называется ИНФОРМАЦИЯ. Что такое информация?
Это сведения, сообщения, рассказывающие о положении дел или о состоянии чего-либо. Но сама по себе сухая информация, состоящая из
букв и цифр, мало чем может быть полезна. Информацию нужно
уметь толковать и анализировать. Она имеет такое очень интересное
свойство: одна и та же информация может содержать различные сведе11
ния для разных людей. Потому что люди имеют совершенно различные цели и интересы при анализе информации, из-за чего возможны
диаметрально противоположные выводы из одних и тех же исходных
данных. Вкладчики хотят точно знать, насколько безопасны их вложения и какой процент они смогут с них получить. Акционеры внимательно следят за результатами жизнедеятельности предприятия, сравнивают показатели нынешнего и прошлого года или сопоставляют их
с предприятиями-конкурентами. Основателя и хозяина предприятия
интересуют и другие вопросы: эффективна ли работа фирмы, здорова
ли она? Все это очень разные вопросы. Но их объединяет одна общая
черта: полученные ответы заложены в информации, а она содержится
в главных финансовых отчетах предприятия – в балансе и отчете о
прибылях и убытках.
Давайте же вместе попытаемся разобраться с тем, как из отчета
о прибылях и убытках получить нужную нам информацию. Для этого
представим, что вы основали фирму «Лакомка» и хотите узнать ее финансовое положение. В вашем распоряжении есть копия отчета о прибылях и убытках за последний год. На что вы посмотрите в первую
очередь? Сначала следует взглянуть на цифру выручки от продаж за
отчетный период. Она составляет более трех миллионов рублей. Как
следует ее оценить? Три миллиона – это много или мало? В этом месте
следует хорошо задуматься – в сравнении с чем. Слова «много»,
«мало» или «средне» относительны. Любая цифра абсолютно бесполезна, если ее не с чем сравнивать. То есть, первое, что нам нужно для
получения полезной информации из отчета – это наличие данных для
сравнения. Дальше мы хотим обратить ваше внимание на рост предприятия. Ни одна фирма, ни при каких условиях не может позволить
себе стоять на месте. Она стремится постоянно расширять свою дея12
тельность, чтобы получать больше прибыли. Ведь это ее основная
цель.
Что такое «рост»? – хотелось бы у вас спросить. Рост – это движение вперед и вверх. А как понять, растет ли наше предприятие, движется ли оно вперед? Единственным способом удостовериться в этом
является сравнение результатов его деятельности с результатами
прошлых лет. То есть надо определить тенденцию развития. Вот почему при анализе любых отчетов нужно иметь перед собой несколько таких же документов за прошлые годы. Вот почему и в балансе, и в отчете о прибылях и убытках цифры записываются за несколько лет.
Чтобы мы сразу могли увидеть, как изменилась каждая цифра. Но если
изучить только отчеты за текущий год и за прошлый, трудно уловить
какие-либо характерные изменения. Так что желательно не лениться и
обращаться к данным за 5-6 лет. Наверняка, если перед вами выложить толстую пачку бухгалтерских отчетов за последние пять лет, то
первой вашей реакцией будет растерянность. Вы увидите столько
цифр, что просто не сразу сообразите, с чего можно начать!
На Западе это сделать очень просто. Вам не придется добывать
копии деловых бумаг конкурентов и долго-долго их анализировать.
Там есть специальные компании, обеспечивающие вас сразу готовыми
результатами. Вы только заказываете интересующие темы. К огромному сожалению, в России таких услуг практически нет, а если и есть, то
воспользоваться ими проблематично и дорого. Поэтому придется вам
пока самим повозиться с бумагами. Вот вам и возможное направление
деятельности. Изучив курс и став отличным аналитиком, вы сами сможете предлагать подобные виды услуг.
Однако продолжим пока учиться. Только что мы говорили о прибыли. Прибыль – эта та субстанция, которую в конечном итоге выра13
батывает предприятие и для получения которой оно было создано. То
есть прибыль – это результат деятельности предприятия. Существует
еще одно слово – эффект. Оно является синонимом слова результат. В
качестве эффекта от работы фирмы можно получить очень большую
прибыль, среднюю прибыль или не получить ее вообще, но в любом
случае все это будет результатом. Отсутствие результата – тоже результат. Другое дело, насколько этот эффект будет нас устраивать. А в
каком случае он нас устроит? Очевидно тогда, когда полученные в результате работы предприятия деньги будут больше суммы, которая
была потрачена на производство.
Так мы от понятия «эффект» переходим к понятию «эффективность». Эффект – это результат, а эффективность – это результативность. Смысл эффективности производства состоит не в том, чтобы
получить больше денег, а чтобы на единицу затрат получить больше
эффекта. Например, если вместе с выручкой от реализации на столько
же или даже больше вырастет себестоимость (затраты), то ни о какой
эффективности не может идти и речи.
Рассуждая так, аналитики подумали, что предприятие может
запросто «пудрить вам мозги». Оно будет показывать в своей медицинской карте (а именно, в отчете о прибылях и убытках), что выручка и прибыль у него постоянно растут, но денег в кармане почему-то
не прибавляется. Поэтому нужно уметь определять, что растет на
самом деле – эффект или все-таки эффективность. Чтобы это узнать,
аналитики придумали специальные показатели, включили их в качестве обязательных при определении состояния здоровья в медицинскую карту и назвали рентабельностью.
Сразу же скажем, что существует несколько различных показателей, характеризующих рентабельность. Все они входят в «джентль14
менский набор» хорошего финансового аналитика. То есть все они находятся в медицинской карте предприятия, о котором действительно
нежно заботятся. Вам не нужно сейчас выучивать наизусть, как они
рассчитываются. Попытайтесь просто понять, что они показывают.
Начнем с традиционного показателя рентабельности. Этот показатель называется рентабельность продукции. Формула для расчета
вытекает из самого смысла коэффициента. Смысл его заключается в
том, чтобы узнать, насколько эффективен выпуск продукции. Другими словами, надо определить, какой эффект мы получаем от производства продукции. Формулы для подсчета любого вида рентабельности составляются следующим образом: в числитель дроби записывают эффект, а в знаменатель то, от чего этот эффект получен. Так
получается эффективность или рентабельность. Подумаем теперь, как
составить формулу для рентабельности продукции. Соображаем сначала, что собой представляет эффект (результат) от произведенной
продукции. От произведенной продукции мы ждем одного результата:
что мы ее продадим и получим прибыль. Не так ли? Следовательно, в
числитель следует записать величину прибыли от реализации продукции. Теперь думаем, откуда этот эффект рождается. Конечно, он
рождается из самой произведенной продукции. Не было бы готового
товара – не было бы и прибыли. А готовая продукция состоит из всего
того, что вложили в нее в процессе производства. Это сырье, энергия,
труд рабочих и так далее. Эти компоненты, вложенные в готовый товар, заключаются в понятии себестоимость. Значит, и записать в знаменатель необходимо ни что иное, как себестоимость реализованной
продукции. Почему реализованной, а не произведенной? Да потому,
что эффект мы рассматриваем от реализации, а не от производства.
15
Таким образом, получается следующая формула расчета рентабельности продукции:
Р продукции. =
Прибыль от продаж
Себестоимость реализованной продукции
Коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на один
рубль, потраченный на производство товаров. Давайте узнаем рентабельность продукции, выпускаемой нашим хлебокомбинатом. Все
нужные для расчета величины содержатся в отчете о прибылях и
убытках. Поэтому найдите в отчете требуемые строки. Это будут: прибыль от продаж (строка 2200) и себестоимость проданной продукции
(строка 2120). Мы пока рассчитываем рентабельность за отчетный год,
поэтому цифры берем из графы «За 2013 г.» (соответственно 14427 и
179215). Записываем дробь:
Р продукции. =
14 427
= 0,08
179 215
Вывод: на каждый рубль, затраченный для производства
продукции, предприятие получает восемь копеек прибыли.
Но сделанный вывод сам по себе совершенно бесполезен. То,
что предприятие получает восемь копеек прибыли на рубль затрат, не
говорит нам, здорово ли оно или нет. Мы уже обращали ваше внимание, что все показатели, связанные с прибылью, нуждаются в сравнении между собой. В том числе и величину рентабельности продукции
следует сопоставлять с ее значениями в предыдущие годы. В нашем
отчете о прибылях и убытках для ОАО Хлебокомбината «Лакомка»
имеются все показатели за прошлый год. Следовательно, можно определить и рентабельность за прошлый год и сравнить ее с текущей величиной 0,081. Подставив числа из колонки «За 2012 г.» в формулу,
получили величину рентабельности продукции, равную 0,021, (обяза16
тельно проверьте нас!). Вывод: за анализируемый период рентабельность продукции ОАО «Лакомка» увеличилась с 0,021 до
0,081, то есть произошло повышение эффективности работы предприятия. Причины этого выясняются в процессе детального медицинского обследования фирмы. Хотя уже и так заметно, что выручка у
нашего хлебокомбината выросла, а себестоимость – снизилась (посмотрите на ваши расчеты, сделанные раньше).
Другим важным показателем эффективности работы предприятия является рентабельность активов. Чтобы понять, почему же он
важен, вам нужно вспомнить, что такое активы. Активы – это имущество предприятия. Мы также говорили, что активы – это внутренности
живого организма фирмы. Это его скелет, мышцы, органы жизнедеятельности. Все эти элементы согласованно работают для выполнения
главной цели – для получения прибыли. Значит, мерой эффективности
функционирования организма является прибыль. То есть эффект от работы активов предприятия – прибыль. Поэтому коэффициент рентабельности активов скажет доктору, затрачивает ли предприятие все
свои силы, использует ли все возможности, чтобы заработать прибыль
или «сачкует».
Как рассчитать рентабельность активов? Как обычно: в числитель дроби надо поставить эффект от активов (прибыль), а в знаменатель – сами активы. Только в этом случае под эффектом будем понимать не только прибыль от продажи продукции. Ведь активы участвуют не только в создании готовых товаров.
Прибыль, например, может образоваться от продажи какого-нибудь станка или машины. Этот станок не производится на нашем заводе, а является его основным средством, а основное средство – это ак17
тив. Значит, и эффект в виде прибыли от продажи станка принесли активы.
Кроме того, активы могут повлиять и на прочие доходы и расходы. Простой пример: случился пожар, и все оборудование в цехе сгорело. Прибыль в текущем году у предприятия уменьшится на стоимость сгоревшего оборудования. Значит на отрицательный эффект
тоже повлияли активы. Вот почему в числитель формулы рентабельности активов следует записывать не прибыль от продажи продукции,
а прибыль до налогообложения отчетного периода (строка 2300). Некоторые аналитики пишут вместо нее даже чистую прибыль, то есть
от строки 2300 еще отнимают строку 2410 (налог на прибыль).
Узнаем рентабельность активов ОАО «Лакомка» в отчетном
году. Для этого в числитель подставим значение прибыли отчетного
года (строка 2300 отчета о прибылях и убытках). Она равна 14108. В
знаменатель нужно записать всю величину активов. Где ее искать,
вы знаете. Конечно, в балансе. (Надеемся, вы не выбросили бухгалтерский баланс ОАО Хлебокомбинат «Лакомка»). Стоимость активов отражается по строке 1600 бухгалтерского баланса организации. На конец
2013
года
величина
активов
хлебокомбината
составляет
70 808 тыс. рублей.
Рассчитаем рентабельность активов за 2013 год:
Р активов. =
14 108
70 808
= 0,199
Когда получаются небольшие величины, лучше для удобства
переводить их в проценты. Как переводить доли в проценты, вы, конечно,
знаете.
Нужно
умножить
на
100.
Умножаем:
0,199 * 100% = 19,9%. Считается, что предприятие хорошо «выклады18
вается» и не ленится, когда его рентабельность активов составляет
больше 10 – 15%.
Вообще, подсчитанный показатель говорит, сколько прибыли
мы получим с каждого рубля, вложенного в активы предприятия, то
есть с каждого рубля, потраченного на то, чтобы одеть, накормить и
заставить работать предприятие.
Увеличение доходности всегда связано с риском. Предприятие,
чтобы лучше работать и больше заработать для нас денег, должно тратить все больше и больше энергии и питательных веществ на свои активы. А откуда берутся эти вещества. Они либо уже имеются у фирмы
в качестве собственных (за счет учредителей и распределения прибыли), либо одалживаются на время у других предприятий. В этом и заключается риск. Предприятие может занимать все больше питательных веществ у других, а потом вдруг не справится с задачей и не заработает достаточно прибыли для возврата. Поэтому рост рентабельности активов только тогда приятен, когда он сопровождается увеличением доли собственных средств в пассиве.
Пожалуйста, определите самостоятельно, как изменилась рентабельность активов по сравнению с прошлым годом.
Учитывая важность того, о чем мы с вами только что говорили,
аналитики рекомендуют рассчитывать коэффициент рентабельности
собственного капитала. Он-то как раз и покажет истинную работу
предприятия. Мы увидим, как работает фирма без помощи других
предприятий, а только за счет своих питательных веществ. Так как
рентабельность собственного капитала показывает его эффективность,
то эффект от его использования (прибыль) мы помещаем в числитель,
а сам собственный капитал в знаменатель.
19
Р собст. капитала. =
Прибыль отчетного периода
Величина собственного капитала
Подсчитаем его, как обычно, для нашего предприятия. Прибыль
отчетного года мы уже находили, она равна 14108. В знаменателе
формулы требуется указать величину собственного капитала. Ее нам
нужно снова взять из баланса (строка 1300). На 31 декабря 2013 года
величина собственного капитала равна у «Лакомки» 54 802 тыс. рублей:
Р соб. капит.=14108/54802=0,257.
Вывод: на один рубль собственного капитала фирма получает
25,7 копейки прибыли. Очень хорошо, если увеличивается и рентабельность активов, и рентабельность собственного капитала.
Это значит, что увеличение эффективности работы предприятия
зависит от собственных питательных веществ и ресурсов, а не от чужих. Рассчитайте рентабельность собственного капитала за прошлый
год, посмотрите, как она изменилась, сравните с изменением рентабельности активов и сделайте выводы.
Продолжаем дальше говорить об активах предприятия. Мы постоянно возвращаемся к этому разговору, потому что хотим показать
вам, насколько важны активы для предприятия. Мы постоянно повторяем, что активы – это имущество, активы – это органы жизнедеятельности в организме предприятия. Давайте теперь посмотрим, как эти
органы действуют.
Вы уже хорошо усвоили, что главной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. А прибыль – это превышение полученных предприятием денег над затраченными. Значит,
процесс зарабатывания фирмой денег начинается с затрат. Мы упоми20
нали, что деньги – это кровь предприятия, она переносит стоимость по
его организму от одного органа к другому. Как это происходит?
Вначале учредители обеспечивают фирму первоначальным
объемом крови, то есть денежных средств. Если фирма посчитает, что
их не достаточно для ее организма, она может занять еще некоторое
количество крови у других предприятий. Главное, не забыть ее потом
вернуть. Вся эта кровь содержит в себе различные полезные микроэлементы, например, кислород и витамины, называемые стоимостью.
Представьте, что кровь сейчас находится в специальном правом
«кармане» на теле фирмы. В первую очередь фирма пойдет к продавцам сырья, материалов, топлива, всяких приспособлений и скажет им:
«У меня в кармане есть емкость, содержащая очень полезные витамины. Поменяйте мне эти витамины на ваше сырье, топливо и т.д.». Сырье и топливо при согласии продавцов занимают место витаминов и
перемещаются в составе крови в организм предприятия. Кровь теперь
перетекает вместе с сырьем внутрь организма и попадает сначала на
склад сырья. Там бухгалтеры посмотрят, сколько материалов для
производства находится сейчас в крови. После этого она течет по артериям дальше и попадает на производство, то есть в цеха.
В цехах кровь говорит станкам и рабочим примерно следующее:
«Сейчас во мне содержатся различные сырые материалы, а также
необходимый вам свежий кислород. Я предлагаю вам подышать этим
кислородом, а вы за это сделаете из сырья нужные мне товары». Рабочие отвечают: «Хорошо, мы согласны», и, вдыхая чистый кислород,
быстренько начинают изготовлять продукцию. После окончания
производства кровь благодарит рабочих, забирает готовые товары и
течет с ними на «Склад готовой продукции». Теперь уже в крови нет
ни кислорода, ни витаминов, но зато есть качественные изделия.
На складе готовой продукции бухгалтеры пересчитывают ее, и
кровь перемещается по организму предприятия и прибывает вновь к
21
его «карману», но только уже к левому. Предприятие, заметив тяжесть
в левом кармане в виде готовых товаров, идет к покупателям и продает
их. Покупатели могут сразу же заплатить за товары деньгами (то есть
кровью, содержащей и кислород, и витамины). Но они могут взять
товары и попросить предприятие подождать денег некоторое время.
Но это вовсе не значит, что карман фирмы будет все это время пуст. В
нем будут лежать обещания покупателя заплатить деньги. Эти обещания на языке бухучета называются «Дебиторской задолженностью».
После оплаты покупателями своих обещаний в левом кармане образуется чистая и свежая кровь, обогащенная кислородом и витаминами, и
эта кровь сразу же поспешит перетечь в правый карман. А, как вы помните, правый карман предназначен для закупки сырья. Таким образом, все повторится сначала.
Возникает непрерывный кругооборот крови от правого кармана
через различные отделы организма предприятия к его левому карману.
Рассмотренный нами кругооборот называется кругооборотом оборотных активов. Схематически его можно изобразить так, как показано
на рис. 1. «Кругооборот оборотных активов».
Рисунок 1. Кругооборот оборотных активов
Теперь самое время разобраться, что такое оборотные активы.
Оборотные активы – это такие активы, которые движутся (обращаются) по организму предприятия вместе с кровью и переносят свою сто22
имость друг от друга. Например, здание фирмы не является оборотным активом, потому что оно (целиком его стоимость) не движется по
организму, а стоит на месте. Стоимость постепенно отваливается с
него в виде штукатурки. В результате здание очень медленно ветшает
и разваливается, то есть очень медленно, постепенно уменьшается и
его стоимость. Главная же отличительная черта оборотных средств –
быстрый и полный перенос всей стоимости на готовую продукцию.
Например, сырье потребляется в производстве целиком, от него ничего не остается, оно полностью видоизменилось и превратилось в готовое изделие.
Список всех оборотных активов можно легко найти в балансе
(во II разделе), поэтому учить его наизусть не надо. Лучше давайте поговорим о другом.
Когда работу предприятия можно считать эффективной? Тогда,
конечно, когда оно будет получать хорошую прибыль. То есть нужно
стремиться, чтобы при одинаковых затратах на производство продукции, выручка от продажи этой продукции росла. Но можно поступить
и другим путем.
Представьте, что вам на работе каждый месяц платили по шесть
тысяч рублей. А теперь стали выплачивать каждый месяц по семь тысяч. Вы расскажете своим друзьям, что вам повысили заработную плату и ваши доходы увеличились. Теперь предположим, что вам платят
также по шесть тысяч, но не каждый месяц, а каждую неделю. Заработная плата в этом случае не изменилась, вы, как и раньше получаете
по шесть тысяч, но делаете вы это чаще. В результате и доходы ваши
больше. Аналогично может поступать и предприятие. То есть выручка от продажи продукции останется на прежнем уровне, но продавать
продукцию фирма будет чаще. Что для этого нужно? Об этом пойдет
речь далее.
23
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ
КОЭФФИЦИЕНТЫ
Мы с вами задались вопросом, что необходимо для более частой
продажи продукции предприятия?
А для этого нужно, чтобы кровь перетекала между правым и левым карманами быстрее.
Таким образом, мы подошли к одной из самых важных характеристик эффективной работы предприятия – ускорению оборачиваемости оборотных активов.
Каким способом ее ускорить, как заставить кровь течь по организму предприятия быстрее? С этим нужно разбираться досконально
и очень долго, поэтому сейчас мы этой проблемой заниматься не будем. Мы пока хотим стать докторами предприятия, и нам важно уметь
все замечать и делать выводы.
Очень важно для нас будет научиться определять, с какой скоростью движется кровь по артериям и венам предприятия.
Сделать это позволяет очень простая формула коэффициента
оборачиваемости. Записывается она так:
К оборач. =
Выручка от продажи (без НДС и акцизов)
Средняя величина оборотных активов
В числителе указана выручка от продажи, потому что кругооборот крови в организме заканчивается именно продажей продукции.
После реализации готовые изделия снова превращены в чистую кровь
с кислородом и витаминами, и она вновь готова отправиться в путь по
организму, чтобы зарабатывать деньги. В знаменателе стоит средняя
величина оборотных активов. Она определяется за год по квартальным бухгалтерским балансам (если они есть). Берут четыре баланса за
24
каждый квартал, складывают между собой величины активов каждого
квартала и делят на четыре. Но, поскольку у нас, опять же, нет квартальных отчетов, то среднюю арифметическую мы вычисляем за год.
Это данные, взятые из строки 1200 баланса на конец отчетного года,
«плюс» данные из этой же строки на конец предыдущего года, делим
на 2.
В нашем случае (хлебокомбинат «Лакомка») средняя величина
оборотных активов за год составит 26 317,5 тыс. рублей. (Проверьте
наши расчеты).
Мы имеем знаменатель. Где искать числитель? Все, что связано
с выручкой, прибылью и затратами, записано в отчете о прибылях и
убытках. Значит, находим отчет о прибылях и убытках. Выручка без
НДС и акцизов располагается в самой первой строчке 2110. За отчетный период она составила 222 498 тыс. рублей. Производим деление:
К оборач. =
222498
26317,5
= 8,454
Поскольку мы использовали годовые бухгалтерские отчеты, то
коэффициент скажет нам, что за год кровь успела сделать внутри организма предприятия 8,454 оборота. То есть в течение года она почти восемь с половиной раз проделала путь от правого кармана к левому – от
покупки сырья до получения денег за готовые изделия.
Мы с вами поняли, что чем чаще мы получаем одну и ту же сумму денег, тем для нас лучше. Так же и для предприятия: чем больше
раз в течение года кровь пройдет через левый карман предприятия,
тем больше оно заработает. Ведь в левом кармане и образуется выручка. Значит, логично предположить, что нужно стремиться к большей
величине коэффициента оборачиваемости.
25
Однако скорость движения крови внутри организма предприятия зависит от самого организма. Например, если организм фирмы
очень большой или очень сложный, кровь будет тратить много времени, чтобы «пробраться» через все его отделы и органы, производящие
товары, пока она не достигнет, наконец, своей цели. Препятствовать
ее движению могут также нерасторопные работники, которые долго
возятся с производством изделия, или неквалифицированные менеджеры. Они могут отправить кровь совсем в другом направлении, и
она попадет совсем не в те отделы организма, в которые нужно.
Таким образом, мы разобрались, что коэффициент оборачиваемости показывает, сколько полных оборотов проделает кровь в организме предприятия за отчетный период. Из этого показателя можно
сделать еще один интересный вывод. Есть возможность узнать, сколько дней продолжается весь путь стоимости от правого кармана фирмы
к левому. Для этого достаточно длительность расчетного периода разделить на коэффициент оборачиваемости. Получится время оборота в
днях.
Вр оборота =
Длительность отчетного периода
Коэффициент оборачиваемости
Цифра, которая записывается в числителе, зависит от того, какой отчетностью вы пользуетесь. Если коэффициент оборачиваемости
вы рассчитали по квартальному балансу и отчету о прибылях и убытках, то в числитель надо записать количество дней в квартале – их 90.
При использовании полугодовой бухгалтерской отчетности длительность периода равна 180. Чаще всего пользуются годовыми документами, поэтому в числитель формулы для времени оборота записывают
число 360. Мы тоже при вычислении коэффициента оборачиваемости
26
смотрели годовой отчет. Поэтому и в числитель сейчас нужно подставить количество дней в году. Округленно принимается 360 дней.
Вр оборота =
360
8,454
43 дня
Получается, что кровь берет за руку сырье и материалы, идет с
ними на производство, ждет, пока там изготовят готовые изделия, потом с ними перемещается на склад, после склада попадает в левый
карман предприятия, общается с покупателями, дожидается от них
свежего кислорода и витаминов (в виде наличных денег), транспортирует их, наконец, снова в правый карман для покупки сырья. И чтобы
проделать весь этот нелегкий путь вашему предприятию понадобилось 43 дня.
Конечно, чем меньше дней займет эта дорога, тем больше раз в
году фирма сможет получать прибыль. Значит, нужно стремиться к
уменьшению времени оборота и увеличению коэффициента оборачиваемости.
Не забывайте также, что все коэффициенты финансового анализа обязательно нужно сравнивать с такими же коэффициентами за
предыдущие годы. В этом основной смысл медицинского и финансового анализа. Организм предприятия может сильно отличаться от других размерами, возрастом, степенью закаленности и восприимчивости
к болезням, поэтому его показатели здоровья могут существенно отличаться от общепринятых.
Но изменение финансовых коэффициентов из года в год дает
нам очень хорошую возможность проследить за устойчивостью здоровья предприятия. Если вдруг наблюдаются резкие изменения всех
или некоторых показателей, значит, нужно бить тревогу и искать причины.
27
Что же делать, если такой многолетней базы наблюдений нет?
Устойчивость здоровья фирмы можно оценить по имеющейся информации (отчетности) с помощью специальных индикаторов. Первый из
них так и называется – коэффициент финансовой устойчивости.
К фин. устойч. =
Собст. капитал + Догосрочн. пассивы
Все пассивы
Что может показывать такое соотношение? Давайте разберемся.
Собственный капитал (итог третьего раздела баланса, строка 1300) и
долгосрочные пассивы (строка 1400 баланса) – это средства, которыми
ваше предприятие может располагать дольше всего. Ведь долги акционерам (или собственникам) выплатят только при закрытии организации, а долгосрочными кредитами, как правило, можно пользоваться
несколько лет. Отношение этих пассивов ко всем долгам организации
(строка 1700) показывает, какую долю эти виды обязательств занимают в общем объеме долгов. Или, как еще говорят аналитики, коэффициент показывает, какая часть средств, вложена в организацию
на длительный срок.
Нетрудно догадаться, что чем выше значение коэффициента,
тем лучше для предприятия. Давайте проведем расчет коэффициента
финансовой устойчивости для хлебокомбината «Лакомка». Следите за
нашими расчетами по отчетности.
На 31 декабря 2012 года у нас собственный капитал составлял
48 955 тыс. рублей, долгосрочный кредит, показанный в балансе, –
130 тыс. рублей, а все пассивы (долги) составляли 67 101, получим:
48 955 + 130 / 67 101 = 0,7315
То есть, доля средств, вложенных в наш хлебокомбинат на длительный срок, составляла в начале года 73,15%. Много это или мало?
Очевидно, что значение получилось у нас высокое.
28
Вообще, нормальным считается значение коэффициента более
50% (более 0,5). То есть доля обязательств, срок погашения которых
еще далеко, и ими можно активно пользоваться, у финансово устойчивого предприятия должна составлять более 50%, более половины всех
источников финансирования.
Почему же так важно, чтобы было больше источников финансирования длительного использования? Потому, что чем дольше вам
принадлежат средства, тем выгоднее их можно вложить. Допустим,
вам дают в долг 100 миллионов и предлагают выбрать срок их использования: 1 день или 10 лет. Что вы выберете? Конечно, 10 лет. Ведь в
первом случае вы даже не успеете с удовольствием потратить эти
деньги. Во второй ситуации – у вас достаточно времени, чтобы их обдуманно вложить и приумножить, например, до 100 миллиардов.
Предприятия обычно тратят долгосрочные пассивы на такие же
(долгосрочные) активы, например, на покупку новых основных
средств, модернизацию оборудования, приобретение новых патентов
и компьютерных программ. То есть на то, что требует значительных
затрат и не делается в один момент.
Как вы помните, коэффициенты только тогда ценны и важны,
когда их можно рассчитать за несколько периодов и сравнить между
собой. Поэтому рассчитаем коэффициент финансовой устойчивости
на конец года. Следите за нашими расчетами, находя нужные значения по балансу: на конец 2013 (отчетного) года:
54 802 + 120 / 70 808 = 0,7756
Как видите, в конце 2013 года уже 77,56% обязательств можно
использовать длительный срок. Показатель соответствует рекомендуемому значению (выше 0,5) и к концу отчетного года по сравнению с
29
предыдущим увеличивается. Раз коэффициент растет, значит, растет и
финансовая устойчивость «Лакомки».
Самостоятельно рассчитайте коэффициент финансовой устойчивости в 2011 г.
Как вы думаете, что послужило причиной увеличения финансовой устойчивости в отчетном году. Если внимательно посмотреть в баланс, то можно заметить, что у хлебокомбината выросла нераспределенная прибыль. Из-за этого увеличился и весь собственный капитал.
Еще один важный показатель устойчивости здоровья предприятия – коэффициент обеспеченности собственными оборотными
средствами. Но вначале поговорим вот о чем.
Как мы уже сказали, долгосрочные пассивы идут на финансирование активов длительного использования. Возникает закономерный
вопрос – за счет каких средств предприятие закупает сырье и материалы, необходимые для производства продукции? Неужели за счет краткосрочных кредитов? Конечно, нет! Собственных средств у здорового
экономического организма должно хватать не только для приобретения станков и оборудования, но и для того, что закупить хотя бы минимум сырья и начать производство.
Чтобы оценить, может это сделать предприятие или нет, аналитики придумали специальный показатель – собственные оборотные
средства (СОС). Рассчитывается он как разница между пассивами
длительного использования и внеоборотными активами, то есть:
СОС = (Собственный капитал + Долгосрочные пассивы) – Внеоборотные активы
Собственные оборотные средства (сокращенно СОС) – это оборотные средства, которые профинансированы за счет собственных источников. На практике, придя на завод или в магазин, вы не отличите,
какое сырье или товар куплены за счет денег из кредита, а какие – за
30
счет собственноручно заработанной прибыли. Зачем же тогда аналитики придумали показатель? В чем смысл?
Посмотрим еще раз на формулу. Если получается положительное число – значит, долгосрочных источников хватает и на покупку
оборудования, и на пополнение запасов. Если значение СОС отрицательное, это действительно S.O.S. – сигнал бедствия для руководства,
потому что стоимость внеоборотных активов выше суммы долгосрочных источников финансирования. Выходит, предприятие вынуждено
брать кредиты, вовремя не погашать долги перед партнерами, задерживать зарплату, недоплачивать налоги, чтобы профинансировать активы длительного пользования. Понятно, что до оборотных средств
здесь деньги вовсе не доходят.
На основе показателя СОС и рассчитывается коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами:
СОС
Оборотные активы
К обеспеченности СОС =
Как видите – это отношение СОС ко всем оборотным активам.
Этот коэффициент показывает, какая доля оборотных активов профинансирована за счет собственных источников. Считается, что
предприятие работает стабильно, если этот показатель составляет 0,4
и выше, а минимально допустимое значение – 0,1.
Давайте выполним необходимые расчеты для «Лакомки».
На конец 2011 года СОС были равны:
(46537 + 90) – 39856 = +6771 тыс. рублей
На конец 2012 года СОС составляли:
(48955 + 130) – 40988 = +8097 тыс. рублей
На конец 2013 года СОС были равны:
(54802 + 120) – 44286 = +10636 тыс. рублей
31
Как видите, собственные оборотные средства у предприятия
есть. Кроме того, их величина растет на протяжении трех лет, что, безусловно, хорошо для устойчивости нашего предприятия.
Давайте рассчитаем теперь коэффициент обеспеченности
СОС: по итогам 2011 года он составил:
6771 / 24015 = 0,28 (или 28%)
Это означает, что в 2011 году хлебокомбинат около 1/3 всех
оборотных активов финансировал за счет собственных источников.
Значение, как видите, низковато (не дотянуло до 0,4), но в нижнюю
границу (0,1) мы все же «вписались».
Что аналитик должен сказать руководству организации в данной
ситуации? «S.O.S.» пока говорить рано, но прибыльное, финансово
независимое предприятие должно было бы иметь лучшие результаты.
Здесь руководству придется подумать. Возможно, величина оборотных активов излишне велика. Может, следует избавиться от каких-то
старых запасов или сократить размер дебиторской задолженности.
Хотя это уже задачи финансового менеджмента, а мы с вами лишь нашли возможную «область заболевания» и наша цель – предупредить
болезнь.
Рассчитайте значение коэффициента на конец 2012 и 2013 года
самостоятельно и узнайте, улучшилась или ухудшилась ситуация на
хлебокомбинате с обеспеченностью собственными оборотными средствами. А мы вернемся к нашим рассуждениям об устойчивости здоровья фирмы.
Отвлечемся пока от расчета коэффициентов и вернемся к биологии. Подумаем вот о чем. С чем можно сравнить наши показатели финансовой устойчивости, проводя параллель со здоровьем живого организма?
32
Наверное, вы отметили, что эти показатели устанавливают определенные пропорции и соотношения между пассивами и активами. А
что у нас показано в этих частях баланса? Правильно. Источники питания и то, во что они превращаются – мышцы, кости, ткани. Поэтому
можно сказать, что показатели финансовой устойчивости характеризуют у нас обмен веществ предприятия. Если обмен у нас хороший
(показатели соответствуют нормативам), то организм развит правильно – не страдает ожирением, не хилый, жизнеспособный.
Правильный обмен веществ обеспечивает быструю циркуляцию
крови по организму, своевременное попадание питательных веществ в
нужные органы и клетки.
У живого организма всегда можно определить, правильно
происходит кровоток или нет. Для этого нужно всего лишь измерить
давление. Существует и его нормальное значение (135 на 85), которого человек должен придерживаться. Распределение питательных веществ характеризуется уровнем глюкозы в крови, уровнем холестерина, гемоглобина и т. д.
Экономический организм немногим отличается от биологического. Как вы уже знаете, скорость потока крови в экономическом организме характеризуется показателями оборачиваемости. А вот насколько «экономическая кровь» вовремя поступает в органы и клетки,
насколько она обеспечена питательными веществами, характеризуется
коэффициентами платежеспособности. Что они означают?
Если предприятие финансово здорово, то оно может своевременно выполнять налоговые платежи, вовремя расплачиваться за сырье и материалы с поставщиками, не задерживать выплату зарплаты
работникам и т.д.
33
Если организация платит по своим счетам вовремя, то говорят,
что она платежеспособна. Как можно проверить, платежеспособна
наша фирма или нет?
Для этого есть несколько коэффициентов. Первый из них – коэффициент абсолютной ликвидности.
К абс. ликв. =
Денежные ср-ва + Срочные фин. вложения
Краткосрочные (текущие) обязательства
В этой формуле все строки нам известны и находятся в бухгалтерском балансе. Денежные средства – это срока 1250, краткосрочные
финансовые вложения показаны по строке 1240. Краткосрочные обязательства – это обязательства, которые должны регулярно погашаться,
каждое в свой срок, мы о них уже не раз говорили – это налоговые
платежи, задолженность перед поставщиками, оплата труда работников, кредиты. Они у нас все показаны в 5-м разделе, а их итог – строка
1500. Что может показывать такое соотношение? Коэффициент говорит о том, какую долю текущих обязательств фирма может погасить немедленно, то есть на момент, когда баланс был составлен.
Действительно, деньги лежат на расчетном счете, краткосрочные финансовые вложения – это, как правило, ценные бумаги, которые тоже можно продать моментально. Считается, что коэффициент
абсолютной ликвидности должен быть больше 0,2 (т.е. платежеспособная организация должна расплачиваться сразу минимум по 20%
краткосрочных обязательств).
Давайте посмотрим, как обстоят дела с «мгновенной» платежеспособностью «Лакомки».
Выбираем нужные значения строк из баланса на 31 декабря
2011 года: 1024 / 17244 = 0,0594. В этот период у организации не было
34
финансовых вложений, поэтому в числителе стоит только один показатель денежных средств и денежных эквивалентов.
Теперь рассчитаем коэффициент абсолютной ликвидности по
данным на 31 декабря 2012 года: (140+1048) / 18016 = 0,0659.
В конце 2013 года краткосрочных финансовых вложений уже не
было, поэтому 1293 /15886 = 0,0814.
Как видите, хлебокомбинат в конце 2011 года мог сразу расплатиться по 5,94% краткосрочных обязательств, в конце 2012 года – по
6,59%, а в конце 2013 года – по 8,14%. То, что показатель вырос, конечно, хорошо. Тем не менее, его значение намного ниже рекомендуемых 20%. Это означает, что у хлебокомбината недостаток (даже дефицит!) денежных средств. Вот еще одна проблема, которую мы, аналитики, должны будем донести о руководства. Пусть разбираются, почему у организации, получающей прибыль, нет денег на счетах. А нас
ждет следующий показатель – коэффициент критической ликвидности.
К крит. ликв. =
Ден. ср-ва +Краткоср. фин. влож.+Деб. задол
Краткосрочные (текущие) обязательства
Как видите, от предыдущего показателя он отличается лишь одной статьей актива – краткосрочной «дебиторкой», которая добавилась в числитель. Поэтому, полученное соотношение будет у нас показывать, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить не только за счет уже имеющихся у него денег, но и при
условии, что все дебиторы с ним расплатятся. При такой постановке
вопроса должно погашаться 80-100% обязательств (выше 0,8 – 1,0).
Другими словами, за счет своих денег и поступлений денег за продукцию предприятие должно погашать почти все свои текущие долги.
Проведем расчеты по «Лакомке» (следите за нашими рассуждениями).
35
В конце 2011 года: (1024+0+14200) / 17244 = 0,8829
В конце 2012 года: (1048+140+14195) / 18016 = 0,8539
Можно порадоваться за хлебокомбинат, значение коэффициента
находится в рамках нормы. «Лакомка» при условии полного погашения дебиторской задолженности и уже имеющихся на счетах денег
может расплатиться по 88,29 % текущих долгов в 2011 году и по
85,39% в 2012 году.
Но и здесь нам есть, что сказать руководству организации. Получается, что «Лакомка» очень сильно зависит от надежности и порядочности дебиторов. Что будет, если они не расплатятся, ведь своих
денежных средств у хлебозавода очень мало? Пусть руководство «Лакомки» ищет способы вовремя получать деньги за продукцию.
Значение коэффициента в конце 2013 года вычислите самостоятельно.
Наш последний на сегодня показатель – коэффициент текущей
ликвидности. Он сравнивает все оборотные активы со всеми краткосрочными обязательствами.
К тек. ликв. =
Оборотные активы (стр. 1200)
Краткосрочные (текущие) обязательства.
Он показывает, во сколько раз оборотные активы превышают текущие обязательства (или наоборот). Почему же они должны
превышать обязательства? Более того, рекомендуемое значение показателя больше 2-х (минимум 1)! Давайте рассуждать.
Допустим, случилось «страшное». Предприятие должно погасить ВСЕ свои текущие долги. Дальше – хуже. Наличных и безналичных денег не хватает, дебиторская задолженность тоже небольшая.
Денег ждать неоткуда. Остается распродавать запасы, продать сырье,
остатки готовой продукции. Допустим, удалось собрать нужную сумму, и долг погашен. А что дальше? А дальше – нужно работать.
36
А чтобы дальше работать и производить продукцию, должны
остаться какие-то средства: немного денег, немного сырья и т. д. Вот
поэтому в коэффициенте и «заложен» запас прочности. Чтобы, распродав частично оборотные активы, организация сохранила часть
средств и могла работать дальше. Посмотрим, как обстоит дело с текущей платежеспособностью у нашего хлебокомбината:
В конце 2011 года коэффициент составлял: 24015 / 17244 = 1,39.
В конце 2012 года: 26113 / 18016 = 1,45.
В конце 2013 года: 26522 / 15886 = 1,67.
Как видите, показатель текущей платежеспособности хлебозавода «Лакомка» не дотянул до 2-х, но соответствует нижней границе
нормы (больше 1). Подводя общий итог платежеспособности и устойчивости финансового здоровья хлебокомбината, можно сказать, что
«Лакомка» – достаточно здоровое предприятие, но мы нашли две
проблемы, которые, не прими руководство нужных мер сейчас, могут
принести много проблем в будущем. Это нехватка СОС и дефицит денег на счетах, который привел к зависимости от дебиторов. До
банкротства предприятию пока далеко, но исправлять ситуацию следует немедленно.
Теперь вы знаете, какими показателями характеризуется устойчивость финансового здоровья организации и как их рассчитать.
Конец третьей лекции
Конец учебного курса
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: [email protected]
37