Основные виды обеспечения эвакуации населения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
Тема 15. Основные виды обеспечения эвакуации населения
Слайд 3
1. Транспортное обеспечение эвакуации населения
Транспортное обеспечение эвакуации населения из районов техногенных аварий и стихийных бедствий - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.
Реализация данного комплекса мероприятий требует решения следующих задач:
• поддержание в постоянной готовности транспортных органов, сил и средств, привлекаемых к выполнению эвакоперевозок;
• максимальное использование возможностей всех видов транспорта и транспортных средств для организации эвакоперевозок в сжатые сроки;
• обеспечение устойчивости работы транспорта, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, участвующих в выполнении эвакоперевозок.
Важнейшей составной частью транспортного обеспечения является непосредственно проведение эвакуации (порядок использования транспортных средств).
Проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакомероприятий, максимального использования пропускной способности транспортных коммуникаций.
Слайд 4
Эвакуация населения проводится, как правило, комбинированным способом, в два этапа сначала на промежуточные пункты, расположенные в безопасных районах, а затем на конечные пункты эвакуации. Эвакуация населения из районов, пострадавших от землетрясений, проводится в один этап от мест сбора к местам временного размещения в непострадавших районах.
Использование транспортных средств, при комбинированном способе эвакуации населения, предусматривает два варианта проведения эвакуации:
• первоначальное использование видов транспорта с последующим выводом пешим порядком на конечные пункты эвакуации к местам размещения;
• вывод эвакуированного населения пешим порядком из опасной зоны с последующей посадкой на транспортные средства и вывозом на конечные пункты к местам размещения;
• комбинированный способ эвакуации предполагает организацию на сети путей сообщения за границами опасных районов промежуточных пунктов эвакуации.
Работа городского транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные схемы его возможного использования:
• доставка эвакуированных от мест жительства к сборным эвакуационным пунктам (СЭП);
• доставка эвакуируемых от мест жительства до мест размещения;
• вывоз эвакуируемого населения из опасной зоны в безопасную.
Слайд 5
Эвакуация населения из районов радиоактивного загрязнения требует следующей организации работы транспорта:
• осуществление перевозок эвакуированного населения внутри загрязненной и незагрязненной зон различными, находящимися в границах этих зон, транспортными средствами;
• запрещение пересечения границ между загрязненной и незагрязненной зонами транспортными средствами;
• вывоз эвакуируемых от границ зоны загрязнения к местам размещения осуществляется транспортом незагрязненной зоны только после прохождения эвакуируемыми санитарной обработки;
• движение транспортных средств, используемых в границах зон, должно быть организовано челночным способом.
Эвакуация населения из районов химического загрязнения местности, а также из районов размещения химически опасных объектов осуществляется с учетом прогнозируемого направления движения облака. При этом перевозки осуществляются в направлении, перпендикулярно его движению, в один этап, челночным способом.
Транспортные средства, осуществляющие эвакуацию населения из районов предполагаемого маршрута движения облака, используются таким образом, чтобы организовать вывоз эвакуируемых до подхода облака. Для организации эвакуации населения составляются согласованные прогнозы перемещения облака и графики движения транспортных средств, которые постоянно корректируются с учетом реального хода процесса эвакуации.
Эвакуация населения из лавино- и селе опасных районов осуществляется пешим порядком за пределы зон поражения селевым потоком или снежной лавиной и транспортом с СЭПов, расположенным за пределами зон поражения, в непострадавшие районы.
Слайд 6
Обеспечение эвакоперевозок автомобильным транспортом
Основной задачей автомобильного транспорта (AT) по обеспечению эвакоперевозок является вывоз населения городов, сельских населенных пунктов в районы временного или постоянного проживания, или на пункты пересадки на другие виды транспорта.
Эта задача решается всеми автотранспортными средствами предприятий автомобильного транспорта общего пользования, ведомственных предприятий, а также привлечением автотранспортных средств других предприятий.
Эвакуация населения автомобильным транспортом может осуществляться двумя способами:
• прямой перевозкой людей из зон опасности непосредственно в конечные пункты эвакуации;
• поэтапной перевозкой людей с пересадкой их в промежуточных эвакуационных пунктах (ПЭП).
Планирование автотранспортного обеспечения эвакуации осуществляется с целью оптимального распределения усилий всех участвующих в процессе эвакуации транспортных средств, организованных действий автомобильного транспорта и своевременного вывоза населения из опасных районов.
Исходными данными для составления планирующих документов являются:
• задание руководителям автотранспортных формирований (АТФ) на эвакуацию населения по возможным вариантам возникновения и развития аварий, катастроф, вероятных стихийных бедствий;
• выписки из планов эвакуации и ее обеспечения;
• документы, определяющие порядок взаимодействия с эвакуируемыми объектами, местными органами управления и другими видами транспорта.
Планирование начинается с изучения директивных документов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подчиняются руководители автотранспортных формирований, заданий на осуществление автотранспортных перевозок, уяснения полученной задачи, условий взаимодействия и всестороннего обеспечения.
Слайд 7
В решении руководителей автотранспортных формирований должны быть отражены:
• порядок действий сил при угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий или при внезапном их возникновении;
• направления (объекты), на которых должны быть сосредоточены основные силы АТФ, способы эвакоперевозок на основных направлениях и этапах эвакуации, распределение автотранспортных формирований по объектам эвакуации;
• очередность вывоза населения и материальных ценностей, пункты и порядок погрузки на автомобильный транспорт и выгрузки с него, порядок взаимодействия с другими видами транспорта, основы обеспечения и технического прикрытия дорог, состав пунктов управления, порядок их развертывания и меры по поддержанию устойчивого управления.
На основе принятого решения осуществляется разработка планов и проводятся необходимые расчеты, отрабатываются и согласовываются вопросы, требующие взаимоувязки с другими аварийно-спасательными службами и местными эвакуационными комиссиями.
Слайд 8
Обеспечение эвакоперевозок железнодорожным транспортом и метрополитеном
На этапе заблаговременной подготовки проводится оценка возможностей железнодорожного транспорта и метрополитена по выполнению перевозок населения в чрезвычайных ситуациях, определение «узких мест» в работе данных видов транспорта, выполнение и обоснование мероприятий по их устранению.
Все расчеты обеспечения эвакоперевозок по критериям пропускной способности железнодорожных участков, наличия пассажирских платформ, погрузочно-выгрузочных мест и др. производятся с применением действующих нормативов и технологических норм технологических процессов), исходя из фактического наличия сил и средств железнодорожного транспорта в данном регионе.
Приспособление железных дорог к выполнению эвакоперевозок населения из районов химического заражения и радиоактивного загрязнения производится путем реализации оперативно-технических мер, направленных на кратковременное форсирование перевозочных возможностей железнодорожных участков в условиях чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующими на железных дорогах рекомендациями.
Предварительная заявка на эвакуационные перевозки предъявляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отделениям железных дорог, обеспечивающим транспортное обслуживание районов тяготения. При необходимости задействования двух и более отделений дороги заявка предъявляется управлению железной дороги с разбивкой по отделениям дороги. В таких случаях заявка предъявляется в двух экземплярах, один из которых предназначается для управления железной дороги, другой - отделению дороги.
В заявке указываются:
• объемы наибольших, вероятных перевозок по эвакуационным направлениям, станциям отправления и станциям назначения, в тыс. чел.;
• предложения по использованию для эвакоперевозок крытых грузовых вагонов и по уплотненной посадке людей в пассажирские вагоны;
• исходное время подвода первых групп эвакуируемых к станциям посадки (Ч+Х) с момента получения отделением железной дороги исполнительной заявки на фактически необходимые объемы эвакоперевозок.
В качестве обязательного приложения к предварительной заявке отделениям железной дороги (управлению дороги) сообщается следующая информация:
• о порядке подвода эвакуируемых к станциям посадки в поезда (группами по назначениям следования, на полную вместимость состава поезда);
• о силах и средствах, дислокации и порядке действий службы охраны общественного порядка и медицинской службы на станциях посадки, в пути следования и станциях высадки эвакуируемых;
• контактные телефоны эвакуационной комиссии, ее представителей на местах и другие данные, необходимые для четкой организации эвакуационных мероприятий.
Станции посадки в поезда для вывоза населения к местам размещения выбираются, исходя из комбинированного способа проведения эвакуации, когда в целях быстрейшего вывода людей из наиболее опасных зон максимально используются возможности городского и личного транспорта, а также выход пешим порядком к местам размещения или в районы ожидания посадки в поезда.
Заявка рассматривается отделением железной дороги (управлением дороги) в двух вариантах - на зимний и летний график движения поездов, — уточняется и корректируется с учетом реальных возможностей железной дороги и утверждается начальником отделения железной дороги (начальником дороги) в виде расчетного плана эвакуационных перевозок.
Утвержденная предварительная заявка на эвакоперевозки является основанием для определения затрат отделения железной дороги на их выполнение и получения от местных органов власти гарантий их оплаты за фактически выполненную работу по перевозке эвакуируемых в исполнительный период.
Одновременно с разработкой предварительной заявки на эвакоперевозки населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления подготавливается решение о запрещении въезда пассажиров назначением в эвакуируемую зону и о высадке их на подходах, о чем ставится в известность отделение дороги, привлекаемое к совместной разработке мер по задержке пассажиров на подходах к опасной зоне.
Использование метрополитена в качестве транспортного средства для эвакуации населения или в качестве укрытия (убежища) планируется и осуществляется в соответствии с «Инструкцией о неотложных действиях диспетчерского аппарата и руководящего состава метрополитена при возникновении аварий, катастроф или стихийных бедствий».
Слайд 9
Обеспечение эвакоперевозок наземным городским электрическим транспортом
Эвакуация при участии городского электрического транспорта (ГЭТ) проводится по вылетным линиям (связывающие центр города, района города с загородной зоной, подходящим к вокзалам, аэропортам, автостанциям, где осуществляется пересадка на другие средства эвакуации.
Ответственным за подготовку и проведение мероприятий по проведению эвакуации с помощью ГЭТ является руководитель предприятия городского электротранспорта города, являющийся членом эвакуационной комиссии.
Конечные пункты эвакуации и количество эвакуируемого населения для конкретного района (микрорайона), подлежащего эвакуации, должны быть заданы соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Подготовка объектов ГЭТ к проведению эвакуации населения должна начинаться с оценки состояния транспортной системы и включать:
• определение маршрутов эвакуации населения;
• определение объема перевозок при проведении эвакуации;
• определение количества и расположения посадочных площадок для сбора эвакуируемого населения;
• оценку состояния системы электроснабжения на маршрутах эвакуации (определяется возможность обеспечения заданного объема перевозок);
• наличие требуемого количества подвижного состава;
• устойчивость транспортной системы к возможным авариям и разрушениям, в первую очередь на заданных маршрутах эвакуации.
На основе проведенной оценки составляется план мероприятий по подготовке систем городского электротранспорта к эвакуации населения. План должен включать следующие разделы:
• составление расписания движения на случай эвакуации населения;
• разработка маршрутов следования подвижного состава с других участков транспортной системы в зону эвакуации при получении сигнала о начале эвакуации;
• проведение проверочных расчетов системы электроснабжения на маршрутах эвакуации с учетом частоты движения поездов в период эвакуации;
• проведение мероприятий по повышению мощности системы электроснабжения на маршрутах эвакуации (прокладка усиливающих проводов, установка передвижных или комплексных тяговых подстанций и др.), если выявлена такая необходимость при проведении проверочного расчета;
• проведение мероприятий по подготовке подвижного состава к обеспечении заданного объема перевозок;
• создание надежной системы управления в оповещения;
• подготовка дополнительных разворотных колец и объездных путей на маршрутах эвакуации.
Слайд 10
2. Медицинское обеспечение эвакуации населения
Медицинское обеспечение эвакуация населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а такие предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.
Весь комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения планируется заблаговременно и осуществляется в период эвакуации.
Заблаговременно проводятся:
• планирование всего комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;
• подготовка органов управления, медицинских формирований, учреждений здравоохранения к медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;
• планирование обеспечения медицинским имуществом эвакуируемого населения и развертываемых медицинских учреждений и формирований;
• санитарно-просветительная работа среди населения.
Слайд 11
При возникновении техногенных аварий и стихийных бедствий осуществляются:
а) до начала эвакуации:
• уточнение планов организации медицинского обеспечения эвакуируемого населения и выводимых для этого сил и средств;
• подготовка к развертыванию и развертывание медицинских пунктов на сборных эвакуационных пунктах (СЭП), пунктах посадки (ПП), промежуточных пунктах эвакуации (ППЭ), пунктах высадки (ПВ), приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и в пути следования;
• назначение в состав эвакуационных комиссий представителей органов здравоохранения;
• подготовка медицинских учреждений к эвакуации из зон загрязнения (заражения) и стихийных бедствий (уточнение количества нетранспортабельных, транспортабельных и подлежащих выписке больных, эвакуируемого персонала и вывозимого имущества, порядка получения транспорта и др.);
• усиление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований на пунктах общественного питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания эвакуируемого населения;
б) в ходе эвакуации населения:
• развертывание медицинских пунктов, на СЭП, ПП, ППЭ, ПЭП и в пути следования, предусмотренных планами по эвакуации, организация на них круглосуточного дежурства медицинского персонала для обеспечения населения, эвакуируемого разными видами транспорта и пешим порядком;
• эвакуация медицинских учреждений (в т.ч. транспортабельных больных), медицинского персонала (членов их семей) и медицинского имущества;
• организация медицинского обслуживания нетранспортабельных больных;
• контроль за санитарным состоянием мест временного пребывали и постоянного размещения эвакуируемого населения;
• непрерывное наблюдение за эпидемической обстановкой, активное выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;
• снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители здравоохранения данной территории.
За своевременность развертывания медицинских пунктов на СЭП, ПП, ППЭ, ПЭП, их оснащение (дооснащение) медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах и в местах размещения непосредственную ответственность несут руководители конкретных лечебно-профилактических учреждений (медсанчастей) в соответствии с планами.
Слайд 12
Организация медицинского обеспечения населения в ходе эвакуации
В период проведения эвакомероприятий на медицинских пунктах, развернутых на сборных и эвакоприемных пунктах, на пунктах посадки и высадки (железнодорожная станция, порт, пристань, аэродром), на маршрутах пешей эвакуации организуется круглосуточное дежурство медицинских работников.
На СЭП и ПЭП развертываются медицинские пункты. Общая площадь помещений медицинского пункта должна быть не менее 30—38 м2, в т.ч. комната для ожидания 6—8 м2, приемная 8—10 м2, 2 изолятора по 8—10 м2.
Дежурный медицинский персонал медпунктов СЭП оказывает эвакуируемому населению доврачебную медицинскую помощь, а при наличии на СЭП врача - первую врачебную помощь.
В медицинских пунктах СЭП, развертываемых для населения, эвакуируемого автомобильным транспортом, учитывая, что они одновременно являются местом сбора и отправки, обеспечивается оказание врачебной помощи. Медицинские пункты, организуемые при пунктах посадки на автомобильный транспорт, должны иметь комнату для ожидания площадью не менее 8 м2, приемную 8—10 м2, перевязочную 8—10 м2 и 2 изолятора по 8—10 м2.
Объем доврачебной помощи на СЭП и ПЭП включает перечень медицинских мероприятий, возлагаемых в системе Минздрава России на средний медицинский персонал при оказании неотложной помощи.
Объем врачебной помощи на СЭП и ПЭП включает перечень медицинских мероприятий, выполняемых одним врачом нехирургического профиля по оказанию неотложной помощи при заболеваниях внутренних органов, травмах и преждевременных родах.
В ходе эвакуации органы управления здравоохранения силами медицинских формирований и учреждений организуют и постоянно осуществляют медицинскую разведку, обобщают данные медицинской и общей разведки, получаемые через своих представителей в органах управления, о зараженности окружающей среды радиоактивными, токсическими веществами на маршрутах эвакуации. Руководители здравоохранения разрабатывают соответствующие предложения по предупреждению поражения эвакуируемого населения в зонах заражения и, в частности, по режимам употребления питьевой воды, продуктов питания, а также необходимости изменения маршрутов эвакуации, докладывают их соответствующим начальникам.
Слайд 13
3. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения
Одна из важных задач, решаемых при проведении эвакуация населения из районов техногенных аварий и природных бедствий, заключается в охране общественного порядка и обеспечении безопасности дорожного движения. Эта задача решается в два этапа.
Первый - подготовительный, предусматривает направление представителей органов внутренних дел в соответствующие территориальные эвакокомиссии, уточнение исходных данных и корректировку специального плана охраны общественного порядка и безопасности. Кроме того, предварительно уточняется состояние маршрутов эвакуации, осуществляется рекогносцировка мест развертывания СЭП и пунктов посадки эвакуируемого населения на транспорт (если они не совмещаются со сборными эвакуационными пунктами), готовится или уточняется текст обращения к населению по поводу предстоящей эвакуации, информация о правилах поведения при эвакуации, рассматривается необходимость формирования дополнительных видов нарядов.
Второй - основной, включает осуществление конкретных мероприятий по охране общественного порядка и регулированию дорожного движения на протяжении всего периода эвакуации и учета эвакуированного населения в местах размещения.
Основными задачами второго этапа являются:
• Блокирование автомагистралей и коммуникационных пешеходных путей, ведущих в опасные районы, с целью наиболее эффективного обеспечения эвакуационных спасательных и других неотложных мероприятий.
• Осуществление нарядами жесткого пропускного режима, предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий.
• Проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок.
• Оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта, в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из опасных зон.
• Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на объектах, задействованных в эвакомероприятиях (СЭП, пункты посадки и погрузки, внутригородские маршруты, железнодорожные станции, речные порты, аэропорты и т.д.), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах, подлежащих отселению, и в местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и дезинформационных слухов.
• Охрана объектов в установленном порядке на этот период.
• Регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации.
• Сопровождение автоколонн с эвакуированным населением.
• Обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска в опасные зоны.
• Ведение борьбы с преступностью в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения.
• Организация приписки эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы.
Обеспечение деятельности служебных нарядов органов внутренних дел для решения указанных задач включает комплекс мер по защите личного состава от поражающих факторов аварий и стихийных бедствий (радиоактивное и химическое заражение местности, неблагоприятные погодно-климатические условия), дооснащению подразделений и нарядов необходимыми материальными и техническими средствами (автотранспортом, ГСМ, средствами связи и специальной техники, оружием и боеприпасами, вещевым имуществом и средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, медикаментами и медицинским имуществом, обменной обувью, одеждой, бельем и т.п.), по инженерному оборудованию постов, маршрутов патрулирования, пунктов регулирования дорожного движения, контрольно-пропускных пунктов (возведение ограждений, шлагбаумов, площадок для стоянки автотранспорта, защитных сооружений и т.п.), а также организации питания, водообеспечения, медицинского и санитарно-гигиенического обслуживания личного состава.
Объем и содержание этих мер определится продолжительностью проведения эвакуации, складывающейся оперативной обстановкой, а также численностью привлекаемых сил органов внутренних дел. Непосредственная реализация возлагается на систему обеспечивающих подразделений органов внутренних дел, а также на соответствующие территориальные организации и учреждения.
Слайд 14
4. Инженерное обеспечение эвакуации населения
Инженерное обеспечение эвакомероприятий проводится силами гражданской обороны, а некоторые специальные задачи выполняются придаваемыми подразделениями войск гражданской обороны, инженерных и химических войск и подразделений РХБЗ, привлекаемых для инженерного обеспечения эвакомероприятий.
В их состав входят:
• группы инженерной разведки;
• команда по ремонту и восстановлению дорог и мостов;
• сводные отряды механизации работ ГО.
Общее руководство организацией инженерного обеспечения осуществляют руководители субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. На основе поступившей информации руководителем органа исполнительной власти определяются главные задачи инженерного обеспечения, силы, средства и сроки их выполнения.
Координацией работы по инженерному и другим видам обеспечения занимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Целью инженерного обеспечения эвакуации является создание необходимых условий для эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
Виды и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации, наличия сил и средств.
Количество сил и средств, необходимое для инженерного обеспечения эвакомероприятий определяется, исходя из конкретных условий чрезвычайной ситуации, в соответствии с имеющимися нормативами.
Более подробно о инженерном обеспечении эвакуации населения мы рассмотрим в лекции 17 «Инженерное обеспечение эвакуации и рассредоточения населения».
Слайд 15
5. Инженерная разведка местности
Организация, планирование и координирование разведки возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В планах гражданской обороны и защиты населения следует предусмотреть выделение сил и средств для ведения воздушной, речной (морской) и наземной разведок.
Воздушная разведка ведется специально обученными экипажами самолетов и вертолетов гражданской авиации, а также самолетов и вертолетов, выделяемых военным командованием. Задачи воздушной разведки заключаются в определении в возможно более короткие сроки границ очагов поражения, характера разрушений и пожаров, состояния мостов, переправ, объектов экономики, основных транспортных магистралей, инженерных сооружений и других объектов.
Наземная разведка ведется разведывательными аварийно-спасательными формированиями, учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля, постами радиационной и химической разведки. Наземная разведка используется для получения полных и достоверных данных о границах очагов поражения, уровнях радиации, характере разрушений, состоянии защитных сооружений, дорожной сети, других транспортных сооружений.
Речная (морская) разведка ведется на судах, катерах и других плавсредствах разведывательными формированиями гражданской бороны, а также силами и средствами, выделяемыми военно-морским командованием.
Для получения более полных данных об обстановке организуются специальные виды разведки: радиационная, химическая, пожарная, инженерная, медицинская, ветеринарная и фитопатологическая.
Радиационная и химическая разведка осуществляется наблюдательными постами, всеми формированиями и специально подготовленными группами и звеньями. Подразделения радиационной разведки оснащаются индивидуальными средствами защиты, приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, предупредительными знаками, транспортными средствами.
Для передвижения подразделений радиационной разведки следует предусмотреть выделение транспорта с повышенными противорадиационными защитными свойствами (БТР, БРДМ, автомобилей, усиленными защитными приспособлениями), а для разведки на местности, где ожидаются высокие уровни радиации — вертолетов и самолетов.
Повседневное наблюдение за радиационной обстановкой в районах размещения предприятий атомной энергетики и за химической обстановкой в районах размещения химически опасных объектов ведется силами и средствами штатных лабораторий этих предприятий. В случае аварий на этих предприятиях для более точного определения степени и масштабов радиационного загрязнения или заражения АХОВ необходимо планировать привлечение средств воздушной разведки и подразделений радиационной и химической разведки невоенизированных аварийно-спасательных формирований республики, края, области, на территории которых находятся аварийные предприятия.
Пожарная разведка организуется в очагах поражения и на выходах из них. Пожарная разведка ведется визуально, пешим порядком или с использованием транспортных средств. На каждый из маршрутов эвакуации выделяется пожарная разведывательная группа в составе 2—3 разведывательных пожарных отделений.
В очаге поражения пожарная разведка ведется всеми формированиями и подразделениями противопожарной службы с целью установления масштабов и направления распространения пожаров, выявления источников воды, возможности их использования для тушения пожаров, а также выгодных позиций для борьбы с огнем.
Инженерная разведка планируется для выявления состояния дорог, мостов и переправ, используемых для вывоза и вывода эвакуируемого населения, установления степени и масштабов разрушений, возникших в результате техногенных аварий и стихийных бедствий, состояния защитных сооружений и коммунально-энергетических сетей.
Инженерную разведку целесообразно организовать специальными подразделениями из состава нештатных АСФ. Специальные подразделения инженерной разведки следует создавать на основе сил и средств инженерно-технических формирований. В зависимости от поставленных задач и характера очага поражения подразделения инженерной разведки могут обеспечиваться транспортом или передвигаться пешим порядком.
Медицинская разведка организуется с целью определения санитарно-эпидемиологического состояния районов размещения эваконаселения, маршрутов эвакуации, территорий очага поражения, уточнения количества и состояния пораженных, выявления мест и помещения для развертывания медицинских формирований. Медицинская разведка осуществляется всеми медицинскими учреждениями, медицинскими формированиями, специальными медицинскими группами.
Ветеринарная разведка организуется с целью выявления, заболеваний среди животных, определения границ распространения обнаруженных заболеваний и путей вывода животных в безопасную зону, уточнения эпизоотического состояния районов, размещения мест выпаса и водопоя животных. Для ведения ветеринарной разведки создаются специальные подразделения из сотрудников ветеринарных учреждений, а также из состава формирований службы защиты животных и растений.
Фитопатологическая разведка планируется с целью выявления заболеваний растений, определения границ распространения обнаруженного заболевания, уточнения фитопатологического состояния районов размещения, мест выпаса и водопоя животных.
Для ведения фитопатологической разведки создаются специальные подразделения из специалистов учреждений и формирований службы защиты животных и растений.
Литература для самостоятельной работы обучаемых:
1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня
2004 года № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы».
5. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, Под общей редакцией В.А. Пучкова, Москва, 2005 г.