Основные виды машин переменного тока
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАШИН
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И ИХ
УСТРОЙСТВО
15.1. Основные виды машин
переменного тока
На практике применяются
преимущественно трехфазные машины
переменного тока. Однофазные машины
переменного тока имеют ограниченное
применение. Трехфазные машины
переменного тока можно разделить на 3
основных вида: синхронные,
асинхронные и коллекторные.
В синхронных машинах нормального
типа ротор вращается с той же частотой
вращения и в том же направлении, как и
вращающееся магнитное поле. Таким
образом, вращение ротора происходит
синхронно с вращающимся полем. СМ
используются прежде всего в качестве
генераторов, однако в настоящее время все
распространение стали иметь СД.
Ротор асинхронных машин вращается
несинхронно, или асинхронно, по отношению к
вращающемуся магнитному полю. На практике АМ
используются в качестве двигателей.
Коллекторные машины переменного тока
также вращаются несинхронно с магнитным полем, и
в этом смысле они являются АМ. Однако ввиду
наличия у них коллектора они выделяются в
отдельный вид машин переменного тока. Однако их
использование в настоящее время ограничено.
15.2. Устройство и принцип
действия АМ
Неподвижная часть машины
переменного тока называется статором, а
подвижная – ротором. Сердечники статора и
ротора АМ собираются из листов
электротехнической стали (рис.15.1), которые
до сборки покрываются с обеих сторон
изоляционным лаком. Фотографии АМ малой
мощности в разобранном виде приведены на
рис.15.2.
Сердечник статора закрепляется в
корпусе, а сердечник ротора – на валу. Вал
ротора вращается в подшипниках, которые
помещаются в подшипниковых щитах,
прикрепляемых к корпусу статора.
На внутренней цилиндрической
поверхности статора и на внешней
цилиндрической же поверхности ротора
имеются пазы, в которых размещаются
проводники обмоток статора и ротора
(рис.15.2).
Обмотка статора обычно выполняется
трехфазной, присоединяется к сети
трехфазного тока и называется поэтому также
первичной. Обмотка ротора тоже может быть
выполнена трехфазной аналогично статора.
Концы фаз такой обмотки ротора
соединяются обычно в звезду, а начала с
помощью контактных колец и щеток
выводятся наружу. Такая АМ называется АМ
с фазным ротором.
Другая разновидность обмотки
ротора – обмотка в виде беличьей
клетки (рис.15.3). При этом в каждом
пазу находится медный или
алюминиевый стержень и концы всех
стержней с обоих торцов ротора
соединены с медными ил
алюминиевыми же кольцами, которые
замыкают стержни накоротко.
Такая АМ называется АМ с
короткозамкнутым ротором.
Воздушный зазор между статором
и ротором в АМ выполняется
минимально возможным по условиям
производства и надежности работы и
тем больше, чем крупнее машины: от
0,4 мм дл нескольких мм.
Принцип действия АМ. При
подключении сети переменного тока
обмотки статора в ней возникает
магнитный поток. При вращении АМ
магнитный поток пересекает
проводники обмотки ротора,
индуктирует в них ЭДС и если обмотка
ротора замкнута, то в ней возникает ток.
Этот ток создает вращающийся поток
ротора такой же как и поток статора. Поэтому
эти магнитные потоки вращаются синхронно
и образуют общий вращающийся поток
двигателя.
В результате взаимодействия токов
ротора с потоком возникают действующие на
проводники с током механические силы и
вращающий электромагнитный момент М.
Скольжением называется
относительная разность частот вращения
магнитного поля и ротора
s
0
При пуске АМ (частота вращения равна
нулю) s = 1 , а при вращении ротора
синхронно с магнитным полем s = 0. В
следствие этого в двигательном режиме
1 > s >0
Частота изменения параметром
роторной цепи f2 = sf1.
Если ротор АМ с помощью внешнего
источника (вращающего момента) перевести
во вращение в направлении вращения
магнитного поля статора с частотой вращения
большей частоты вращения магнитного поля
статора (выше синхронной), то ротор будет
обгонять поле и направления индуктируемых
в обмотке ротора токов изменятся на
обратное.
При этом на обратное изменится и
направление электромагнитного
момента. Момент при этом будет
тормозящим, а АМ будет работать в
генераторном режиме и отдавать
активную мощность в сеть: s < 0.
Если ротор АМ вращать в направлении
обратном направлению вращения магнитного
поля статора ( 0 ), то направление
электромагнитного момента сохранится, но
будет тормозить вращение ротора. Этот режим
работы называется режимом
противовключением. При этом s > 1.
15.3 Устройство и принцип
работы синхронной машины
Статор СМ имеет такое же
устройство, как и статор АМ.
Трехфазная обмотка статора СМ (в
общем случае m-фазная) называется
обмоткой якоря. Сердечник статора
вместе с обмоткой называется также
якорем (рис.15.4).
Ротор СМ имеет ОВ, питаемую
постоянным током от постороннего
источника питания. В качестве
источника чаще всего служит ГПТ
относительно небольшой мощности (0,3
– 3,0% от мощности СМ), который
называется возбудителем и
устанавливается обычно на одном валу
с СМ.
Назначение ОВ – создание в машине
первичного магнитного потока. Ротор вместе
со своей ОВ называется также индуктором.
Поля статора и ротора вращаются с
одинаковой частотой вращения,
определяемой
2 f1
0
p
Поле статора (якоря) оказывает воздействие на
поле ротора (индуктора) и называется в связи с этим
полем реакции якоря.
СМ может работать и в качестве двигателя,
если подвести к обмотке ее статора трехфазный ток
из сети. В этом случае в результате взаимодействия
магнитных полей статора и ротора поле статора
увлекает за собой ротор. При этом ротор вращается в
ту же сторону и с такой же частотой вращения, как и
поле статора.
Явнополюсные СМ (рис.15.4а) имеют
выступающие полюса и изготовляются с
числом полюсов 2р > 4 (2p=4). Сердечники
полюсов явнополюсных СМ набираются из
листов стали толщиной 1 – 2 мм и
стягиваются с помощью шпилек. ОВ крупных
машин наматывается из голой полосовой
меди на ребро, и проводники обмотки
изолируются друг от друга изоляционными
материалами.
В полюсных наконечниках СД, в
соответствующих пазах, помещаются стержни
пусковой обмотки. Такая обмотка напоминает
беличью клетку короткозамкнутого АД и
служит для асинхронного пуска СД. Такие же
по конструкции обмотки изготавливают в СГ
и называются в этом случае
успокоительными или демпферными
обмотками.
Явнополюсные машины с
горизонтальным валом широко используется
в качестве двигателей и генераторов, в
частности в качестве т.н. дизель-генераторов,
соединяемых с дизельными ДВС.
СГ, сочлененные с гидравлическими
турбинами, работающими на
гидроэлектростанциях, называются
гидрогенераторами.
Неявнополюсные СМ имеют
цилиндрический ротор, выполняемый обычно
из массивной стальной поковки. В роторе
фрезеруются пазы для укладки ОВ. Эти СМ
выпускаются с числом полюсов 2р=2 и 2р=4 и
имеют поэтому большие частоты вращения
(1500,об/мин и 3000 об/мин). Изготовление
крупных машин с такими частотами вращения
при явнополюсной конструкции по условиям
механической прочности ротора и крепления
его полюсов и ОВ невозможно.
Основными представителями
неявнополюсных СМ является
турбогенераторы, т.е синхронные
генераторы, предназначенные для
непосредственного соединения с
работающими на тепловых
электростанциях паровыми турбинами.