Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные термины законодательства о техническом регулировании

  • 👀 322 просмотра
  • 📌 279 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основные термины законодательства о техническом регулировании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные термины законодательства о техническом регулировании» docx
МСХД 2019 магистратура Лекция 3 Основные термины законодательства о техническом регулировании1 Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Возможные способы регулирования производства продукции / оказания услуг Помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных инструментов, которые также должны быть рассмотрены. Такие альтернативные решения могут включать:  использование общего законодательства;  образовательные программы;  добровольные стандарты;  экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности);  законы о страховании и ответственности;  кодексы поведения и установившейся практики;  промышленное саморегулирование и совместное регулирование. Перед принятием решения о введении технических регламентов необходимо рассмотреть различные альтернативные механизмы, способные преодолеть существующую проблему. При оценке альтернативных механизмов необходимо четко идентифицировать возможные ограничения (законодательные или финансовые). Каждый из вариантов следует затем четко взвесить с точки зрения затрат и выгод. Выбранный вариант должен обеспечивать либо максимум выгод, либо минимум затрат для общества. Для выбора приоритетов разработки технических регламентов целесообразно прежде всего рассматривать наиболее критичные области (сектора) для российской промышленности с точки зрения:  обеспечения безопасности продукции и технологических процессов;  экономической значимости сектора, где критерии безопасности являются главной составляющей конкурентоспособности продукции. Пирамида технических требований, правил и норм. ЗАКОНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ и РАСПОРЯЖЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ Степень детализации, гибкость СТАНДАРТЫ, ПРАВИЛА, РЕГЛАМЕНТЫ Обязательность, срок действия СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К СТАНДАРТИЗАЦИИ ЗАПАДНЫЙ ПОДХОД ВОСТОЧНЫЙ ПОДХОД.0. Низкий уровень цен Низкий уровень дефектов Главное - прибыль Прибыль следует за совершенством Покупатель просит согласия производителя Производитель соглашается с требованиями покупателя Общие идеи по поводу всей совокупности предметов, услуг и отношений Каждый предмет и отношение уникальны. Техническое регулирование и ТБТ Всемирная торговая организация и принципы ее деятельности. В феврале 1946 г. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) принял резолюцию с призывом к созыву Конференции ООН по торговле и занятости. На базе этой резолюции был создан Подготовительный комитет, который провёл несколько заседаний, на одном из которых (Женева, 1947 г.) работа проходила по двум направлениям: разработка Устава МТО и переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры по существу вылились в самостоятельную конференцию. Она завершилась принятием 30 октября 1947 г. Заключительного акта. Он учреждал Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО и содержал протокол о временном применении ГАТТ. Соглашение включало в себя те положения Устава МТО, которые регулировали вопросы внешнеторговой политики (раздел Устава МТО носивший название «Коммерческая политика»). ГАТТ вступило в силу с 1 января 1948 г. Важную роль в системе ГАТТ играли периодически проводимые переговорные конференции (всего их прошло восемь), последней из которых был «Уругвайский раунд». 15 августа 1994 г. в г. Мараккеше (Марокко) подписанием Заключительного акта официально закончился «Уругвайский раунд» переговоров. Его главная особенность состояла в том, что все результаты переговоров были представлены в виде единого пакета правовых документов, охватывающих значительную часть всей сферы международных экономических отношений (а не только торговлю товарами), принятие которых было обязательно для стран, пожелавших стать членами ВТО, без каких-либо оговорок и исключений. В ряде документов ВТО признаётся право развивающихся стран на дифференцированный или более благоприятный режим в виде: более длительного периода реализации отдельных соглашений, большей гибкости в их реализации; предоставление технической помощи развивающимся и наименее развитым странам (НРС); предоставление НРС более длительного переходного периода и освобождения от отдельных обязательств; иных пороговых уровней выполнения обязательств. В основу деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле и ВТО положен ряд принципов: 1. Режим наибольшего благоприятствования, заключающийся в обязанности государств - членов ВТО предоставлять товарам и услугам из всех государств - членов режима, одинакового по благоприятности (ст.1 ГАТТ). 2. Национальный режим (принцип не дискриминации товаров стран - членов ВТО), означающий, что отношение к иностранным товарам и услугам на отечественном рынке должно быть не менее благоприятным, чем отношение к отечественным товарам и услугам (ст. 3 ГАТТ). 3. Справедливая конкуренция - неприменение мер, «искажающих торговлю», но подразумевает возможность применения государством санкций против демпингового импорта или субсидий по отношению к нему в случае, если эти меры наносят ущерб отечественным производителям. 4. Либерализация торговли — требует отказа от количественных ограничений в торговле и регулирование ее в основном тарифными методами (ст. 11 ГАТТ), а также последовательное сокращение таможенных пошлин для облегчения международной торговли. 5. Прозрачность и предсказуемость торгового режима, заключающиеся в обязательном уведомлении (нотификации) о торговых мерах, а также в мониторинге торговой политики. Этапы преодоления и Соглашение о технических барьерах в торговле ЭТАПЫ преодоления ТБТ, применительно к деятельности ВТО: 1. 1947 – ГАТТ (национальный режим и режим наибольшего благоприятствования). 2. 1960-1970 – переговоры между сторонами ГАТТ по Кодексу стандартов в рамках Токийского раунда. 3. 1995 – Соглашение о технических барьерах в торговле. Соглашение по ТБТ ВТО: - пытается обеспечить, чтобы регламенты, стандарты, испытания и процедуры сертификации не создавали ненужных преград, одновременно обеспечивая членов ВТО правом применять меры для достижения законных целей регулирования, таких как защита здоровья и безопасности людей или окружающей среды; - устанавливает, что члены ВТО должны обеспечить, чтобы технические регламенты, стандарты, правила оценки соответствия им не формулировались и не использовались таким образом, чтобы создавать препятствия в международной торговле, превышающие те, которые могут возникнуть при их обычном применении в тех целях, ради которых они были созданы; - признает за странами право принятия мер, необходимых для обеспечения качества ее экспорта, или защиты жизни и здоровья людей, животных или растений, охраны окружающей среды, причем на том уровне, который она считает целесообразным, при условии соблюдения требования, что подобные меры не применяются таким способом, который представлял бы собой средство произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, либо средство скрытого ограничения международной торговли. Технический барьер в торговле – препятствие в международной торговле, возникающее вследствие наличие различных требований, определяемых в основном национальными техническими регламентами и стандартами, включая требования к упаковке, маркировке, этикетированию и процедурам оценки соответствия. ПРИМЕРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ Запрет на ввоз продукции, которая не соответствует техническим требованиям страны-импортера Обязательная инспекция товаров – проводится в случае отсутствия документа, подтверждающего соответствие продукции необходимым стандартам Специальные разрешения – ввоз некоторых товаров может быть разрешен только компетентными органами страны-импортера Инспекция предприятий – разрешение на ввоз получает только продукция, произведенная на предприятиях, которые успешно прошли процедуру специальной инспекции специалистами страны-импортера Специальные требования к маркировке и упаковке Фактически сложившиеся технические параметры – специфический случай технических барьеров, возникновение которых обусловлено не мерами государственного регулирования, а технической политикой фирм, направленной на закрепление своего присутствия на рынке и создание конкурентам препятствий для проникновения на рынок. Структура Соглашения ПРЕАМБУЛА ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ Статья 2 Подготовка, принятие и применение технических регламентов центральными правительственными органами. Статья 3 Разработка, принятие и применение технических регламентов местными правительственными органами и неправительственными органами Статья 4 Разработка, принятие и применение стандартов СООТВЕТСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТАМ И СТАНДАРТАМ Статья 5 Процедуры оценки соответствия центральными правительственными органами Статья 6 Признание оценки соответствия центральными правительственными органами Статья 7 Процедуры оценки соответствия местными правительственными органами Статья 8 Процедуры оценки соответствия неправительственными органами Статья 9 Международные и региональные системы ИНФОРМАЦИЯ И СОДЕЙСТВИЕ Статья 10 Информация о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия Статья 11 Техническое содействие другим членам Статья 12 Специальный и дифференцированный режим в отношении членов - развивающихся стран. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ Статья 13 Комитет по техническим барьерам в торговле Статья 14 Консультации и урегулирование споров ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (Статья 15) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СОГЛАШЕНИЯ) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ГРУППЫ) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (КОДЕКС ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗРАБОТКЕ, УТВЕРЖДЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ СТАНДАРТОВ) Основные определения (Приложение 1 к Соглашению) Технический регламент Документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства. Стандарт Документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, соблюдение которых не является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства. Процедуры оценки соответствия Любая процедура, применяемая прямо или косвенно с целью определения того, выполняются ли соответствующие требования, содержащиеся в технических регламентах или стандартах. Основы технического регулирования в Российской Федерации Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. (с послед. изм.). Технические регламенты, принятые международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральными законами, или указами Президента Российской Федерации, или постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливающими обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Решения официальных органов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества. Национальные стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации и др. ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНЦИПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА  применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;  соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей ;  единая система и правила аккредитации;  единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;  единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;  недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;  недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации; недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;  недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;  недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.  идентификация проблемы (требования национальной безопас-ности; предотвращение недобросовест-ной деятельности; охрана здоровья и безопасность человека, животных, растений и окружающей среды); рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме (альтернативных решений: использование общего и отраслевого законодательства; образовательных программ; добровольных стандартов; экономических инструментов (например, налогов); законов о страховании и ответственности; кодексов поведения и установившейся практики; промышленного саморегули-рования и совместного регулирования;  изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;  изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатацион-ные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);  изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами, международными и региональными стандартами;  рассмотрение механизма оценки соответствия;  изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов; обеспечение проведения необходимых консультаций (заинтересованные стороны). Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Принимается исключительно в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. С учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: - безопасность излучений; - биологическую безопасность; - взрывобезопасность; - механическую безопасность; - пожарную безопасность; - безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); - термическую безопасность; - химическую безопасность; - электрическую безопасность; - радиационную безопасность населения; - электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; - единство измерений; - другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст.6 ФЗ «О техническом регулировании». Техническое регулирование в Таможенном союзе и ЕАЭС. Полномочия СОВЕТА Евразийской экономической Комиссии в области технического регулирования2: - утверждение единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; - утверждение планов (программ) разработки технических регламентов Таможенного союза; - принятие, внесение изменений и отмена технических регламентов Таможенного союза; - установление порядка разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза; - утверждение изображения единого знака обращения на рынке Таможенного союза. Полномочия КОЛЛЕГИИ Евразийской экономической Комиссии в области технического регулирования: - принятие решений о порядке введения в действие технических регламентов ТС; - установление порядка разработки и утверждения перечней стандартов под технические регламенты ТС; - утверждение типовых схем оценки (подтверждения) соответствия - утверждение единых форм документов об оценке (подтверждении) соответствия; - утверждение положения о порядке ввоза на таможенную территорию ТС продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС; - утверждение порядка включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр; - формирование, утверждение и ведение Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС; - формирование, утверждение и ведение Единого перечня продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов; - реализация полномочий, по направлениям не входящим в компетенцию Совета ЕЭК. График разработки первоочередных технических регламентов3 Таможенного союза включает разработку 47 технических регламентов ТС. ПРИМЕР ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА Технический регламент «О безопасности машин и оборудования» утвержден Постановлением Правительства РФ 15 сентября 2009 г. № 753 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.10.2010 №841 и от 24.03.2011 №205). Принятие технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) вступает в силу с 15 февраля 2013 года. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18.11.2010 со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях стран - участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон. Технический регламент Таможенного союза - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ТС требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией ТС. СОВЕТ Евразийской экономической комиссии утверждает дату введения в действие технического регламента. КОЛЛЕГИЯ Евразийской экономической комиссии утверждает: а) Перечень стандартов для выполнения требований. б) Перечень стандартов для проведения испытаний. в) Правила переходного периода в отношении: – применения ранее выданных документов об оценке соответствия; – сохранения существующей маркировки знаками соответствия в рамках национального законодательства; – применения методик выполнения измерений показателей безопасности; – продукции, ранее не подлежащей обязательной оценке соответствия. Правила переходного периода в отношении продукции, ранее не подлежащей обязательной оценке соответствия: В течение 6 месяцев с даты вступления в силу технического регламента допускается производство и выпуск в обращение продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия согласно нормативным правовым актам Таможенного союза или законодательству государства – члена Таможенного союза, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). Введение знака обращения продукции на рынке государств-членов ТС (свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах ТС процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов ТС).
«Основные термины законодательства о техническом регулировании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot