Основные теории лидерства. Лидерские качества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основные теории лидерства. Лидерские качества
1. Понятие лидерства
Общее понятие:
В переводе с английского лидер означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий».
А). Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда отдельный член группы объединяет, направляет действия всей группы.
Б). Лидерство – это возникновение особого статуса у руководителя (менеджера) или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалификации, доверие, личные симпатии и т. п. В). Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Г). Лидер – это элемент упорядочивания системы людей.
Характеристика лидерства:
• выделяют формальное и неформальное лидерство.
• Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.
• Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель».
• В лидерстве важная роль принадлежит психологическим особенностям человека.
• Лидер управляет примером, убеждением, воодушевлением.
• При возникновении исключительных ситуаций лидерство перерастает в явную власть и может быть оформлено в реальные полномочия.
• Не следует путать лидерство и амбициозность, которая является противоположностью лидерства.
• Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях.
• Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер – последователи», а не «начальник – подчиненные».
Лидерство определяется тремя основными параметрами:
• лидерские качества (ум/уверенность в себе, знание дела, активность и др.);
• лидерское поведение (авторитарное, демократическое, пассивное; с ориентацией на отношения в группе; на основе личных качеств подчиненных; на уровне содержания работы);
• ситуации, в которой действует лидер.
Типы лидерства:
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Функция лидера и структура механизма воздействия лидера на массу:
Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея Образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы труппы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
Структуры воздействия призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам.
Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников.
Лидер выполняет следующие функции:
а) информационно-аналитическая;
б) выработки программ;
в) принятия решения;
г) организации исполнения решений.
Из истории лидерских концепций.
Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) обращали внимание только на личные качества лидера и образцы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались.
1). Старейшей является теория черт.
Суть теории черт состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личностными качествами человека.
Острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие – обуславливают способность человека стать лидером. Набор лидерских качеств в каждой конкретной ситуации варьируется и зависит от исторической эпохи, национальности, культурных традиций и многих других условий.
2). Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. Анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может -иметь данные качества, но не являться лидером.
3). Концепции харизматического лидерства.
Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека-исполнителя под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Такие способности есть у весьма немногих людей. Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого из членов группы в общегрупповые. Харизматический лидер должен демонстрировать личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения.. Харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер – подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. Харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива для общества в целом. В группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация – реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости. Признание со стороны лидера и членов коллектива.
4). Психоаналитическая теория 3. Фрейда.
С его точки зрения, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Другие психологи трактуют либидо более широко – как психическую энергию вообще. В процессе сублимации (накопления и перехода в более высокие состояния) либидо проявляется в стремлении к творчеству – лидерству и проч. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет преодолевать и подавлять различного рода комплексы – чувство неполноценности, некомпетентность и проч. Подчинение лидеру тоже находит объяснение в теории психоанализа -- субъективное принятие лидерства закладывается в детстве как необходимость в покровителе, авторитетном человеке. В этом смысле авторитет и покровительство руководителя организации подобны авторитету и покровительству главы семьи,
Последователи 3. Фрейда (Франкфуртская школа; Адорно, Фромм) выявили особый тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Авторитарная личность дуалистична – с одной стороны, она проявляет своеобразные садистские наклонности (обладание безграничной властью доставляет особое наслаждение, слабость других людей вызывает презрение и желание унизить их), а с другой стороны – мазохистские (при столкновении с превосходящей силой такой человек раболепствует перед ее носителем, восхищается и поклоняется ему). Становясь руководителем, такие личности имеют склонность распространить свою власть на личные отношения с подчиненными и нарушить их права, заботятся не столько об интересах дела, сколько о сохранении или увеличении своей власти. За деятельностью такого рода руководителей необходим жесткий контроль.
В теории получили признание три общие концепции лидерства.
1. Теория лидерских качеств, более известная в истории как "теория великих людей", утверждает, что лучшие лидеры обладают определенным набором личных качеств, которые позволяют им вести за собой людей (например, интеллект, знания, внешность, инициативность, уверенность и др.). Однако универсального набора лидерских качеств, присущих большинству эффективных руководителей, выделить не удалось.
Группа качеств
Характеристики качеств
Физиологические качества
Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность
Психологические качества
Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество
Интеллектуальные качества
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора
Личностные качества
Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность
2. Концепция лидерского поведения утверждает, что эффективность лидера определяется его манерой поведения и стилем руководства по отношению к подчиненным, возможностью психологического воздействия на людей с целью координации их действий в достижении целей. Поведение зависит от ориентации лидера на интерес к производству, работе, стилю руководства и взаимоотношений с подчиненными.
Поведенческое лидерство
Активная разработка концепции лидерского поведения началась накануне второй мировой войны и продолжается до настоящего времени. Общим с концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск единственно верного пути лидерского поведения. Важным отличием от концепции лидерских качеств было то, что концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам поведения.
Выделяют следующие типы поведенческого лидерства:
1). Преобладающий стиль руководства лидера основан на сравнении эффективности достижения результатов группой при использовании различных стилей руководства лидером. Выявлено, что авторитарный стиль более эффективен для групп рабочих, полицейских, пожарных, демократический стиль – для творческих работников НИИ, вузов, а либеральный – для групп с высокой потребностью участия в принятии решений (ученые, актеры, депутаты).
Преобладающий стиль руководства разработан американским психологом немецкого происхождения К. Левиным.
2). Сосредоточенность лидера на работе или человеке исходит из ориентации руководителя на работу (достижение конечного результата, рост производительности труда, четкое выполнение заданий, система вознаграждения за труд) или на человека (создание человеческих отношений, упор на взаимопомощь, участие работников в принятии решений, помощь в профессиональном росте). Автором подхода считается Д. Мак Грегор с его знаменитой теорией "X" и "У".
Согласно теории "X", идеальным руководителем является автократ, сосредоточенный на работе, выдающий четкие задания группе, осуществляющий строгий контроль за действиями подчиненных, могущий оказать психологическое давление на членов группы.
В соответствии с теорией "У" идеальным является демократичный руководитель, хорошо применяющий теорию человеческих отношений, главное внимание которого сосредоточено на человеке.
3). Лидерское поведение на основе вознаграждения и наказания. Выделяют четыре типа поведения лидера в зависимости от применения мер вознаграждения и наказания. Первые два типа используют преимущественно методы морального и материального наказания за несвоевременное выполнение заданий и их низкое качество. Третий и четвертый типы ориентированы в основном на вознаграждение подчиненных за результаты и качество труда. Выбор того или иного типа зависит от стиля руководства лидера и состава группы подчиненных.
3. Концепция ситуационного лидерства базируется на необходимости сочетания лидерских качеств и поведения в зависимости от конкретной ситуации. Лидер может и должен вести себя по-разному в зависимости от группы последователей, проблемы (ситуации), требующей своего решения, и воздействия внешней среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. Наибольшую известность получили следующие концепции ситуационного лидерства:
• модель ситуационного лидерства Фидлера;
• модель лидерского поведения Танненбаума-Шмидта;
• модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшара;
• модель "путь-цель" Хауза и Митчелла;
• ситуационная модель принятия решения Врума-Иеттона-Яго.
1). Модель Танненбаума–Шмидта:
лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от своих взглядов на источники власти, отношений с последователями и ситуация.
Между крайними положениями «демократ – автократ» расположены пять промежуточных стилей поведения, одно из которых лидер выбирает в связи с изменением ситуации и изменением отношений с последователями.
2). Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А, Голдиер) исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер есть функция определенной ситуации, и человек, «являющийся лидером в одной ситуации, не обязательно будет лидером в других ситуациях» (Стогдилл)
Сравнение моделей ситуационного лидерства:
Переменные
Модели
Фидлера
Херсея и Бланшара
Хауза и Митчела
Врума-Иеттона-Яго
Ситуационные факторы
Отношения – лидер-последователь;
Структурированность работы;
Властная позиция лидера в организации.
Степень зрелости последователей;
Профессиональная зрелость в работе;
Психологическая зрелость членов группы.
Характеристики последователей;
Организационные факторы.
Качество решений;
Обязательства последователей по решению;
Время, стоимость, развитие.
Отношение к последователям
Стиль лидерства зависит от координации работы; от отношения лидера к группе, от его властных позиций.
Последователи находятся на разных ступенях зрелости, в зависимости от этого лидер регулирует отношения и меняет стиль руководства.
Последователи имеют различные потребности, которые лидер удовлетворяет в рамках выбранного стиля.
Последователи желают принимать участие в принятии решений в определенных ситуациях.
Стили
Лидер ориентирован на работу либо на отношения.
Указывающий стиль.
Участвующий стиль.
Делегирующий стиль.
Директивный стиль.
Поддерживающий стиль.
Ориентирующий на достижения.
Участвующий стиль.
Автократический.
Консультативный.
Групповой.
Параметры эффективности
Адаптация работы или отношений под выбранный стиль.
Переход от одного стиля к другому по мере взросления последователей. Совпадение ситуации и стиля.
Использование техники мотивирования с выбранным стилем освобождает путь к эффективности сотрудников.
Адаптация к критическим ситуационным факторам. Выбранный стиль должен подходить и к последователям и к ситуации.
Профессиональная и психологическая культура государственного служащего. Характеристика изменяемых факторов
Изменения, влияющие на изменение человека:
1). Процесс профессионального становления в современных социальных, политических и экономических условиях перестает быть жестко нормированным и требует от человека емкой самостоятельной работы по самоопределению и выстраиванию себя как профессионала. Сегодня на первом месте – способность к инновационной деятельности, а значит, способность к самоанализу, самопознанию, к произвольной саморегуляции (умение строить, поддерживать и управлять всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение цели, принимаемой субъектом).
2). Существует дефицит информации и дефицит времени, а это требует умения принимать решения в неопределенных и нестандартных ситуациях.
3). Значительно увеличены критические и адаптационные периоды человека на работе, которые сопровождаются психическим напряжением из-за отказа от сложившихся ранее форм деятельности, установок и принципов. В данном случае требуется умение перестраиваться, принимать новые образцы профессиональных действий и поведения.
4). Велико интеллектуальное и психологическое напряжение (на уровне стресогенных), поскольку возрастает ответственность человека за себя и свою семью. Это ведет к невротическим заболеваниям, истощению жизненных ресурсов организма, психофизическому опустошению (сейчас это опустошение характеризуется как феномен хронической усталости). Человек должен уметь регулировать и снимать излишнее напряжение.
5). Несоответствие идеальных нравственных норм человека возможностям их жизненного осуществления. Эмпирические данные социологических исследований показали характерные изменения состояния россиян на почве подобных переживаний:
► фрустрирование психики (затяжное отрицательное психоэмоциональное состояние)
► утрата контроля со стороны воли и потеря терпения и надежды
► упрощение картины мира, часть социума соскальзывает на проявления «простого внутреннего мира», что не ведет к решению проблем.
Подобные несоответствия могут иметь в своей основе нормальные человеческие чувства. Например, человек сопереживает, сострадает, но не в силах оказать реальную помощь. Это приводит к снижению активности, работоспособности. Нарушается нормальное общение между людьми.
6). На сегодняшний день исследователями отмечена еще одна психологическая реальность – утрата или деформация (в том числе атрофирование и гипертрофирование) обычных человеческих чувств: любви, нежности, доверия. Эта деформация происходит из-за психо- и техногенных воздействий разного характера, нарушений экологии, нездорового образа жизни и др. Для многих людей мысли о близких приводят к снижению активности. Утрачиваются понятия семьи, дружбы, вражды.
7). Возрастают перегрузки из-за увеличения ответственности, особенно у руководителей, поскольку их труд лежит в сфере отношений «человек и мир людей». Сдерживание себя – это тоже фактор накопления усталости и потери энергии.
8). Кардинальные изменения в сфере ГМУ РФ требуют от государственных служащих мобилизации знаний, умений, навыков. В том числе – в системе как частного, так и профессионального имиджа.