Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные теории личности в психологии

  • 👀 584 просмотра
  • 📌 556 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основные теории личности в психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные теории личности в психологии» doc
Лекция Тема: «Основные теории личности в психологии» Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания студентов по теме «Основные направления психологии». 2. Содействовать развитию у студентов способности работать с учебной литературой: находить необходимый материал, выделять главное, анализировать. 3. Развить умение студентов выявлять, сравнивать и формулировать существенные особенности ведущих теорий личности. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Таблица 1 Основные школы психологии ХХ- ХХI в. в. и их представители Направления Основатели, представители Суть теорий Бихевиоризм Джон Уотсон Эдуард Торндайк Беррес Скиннер Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики Психоанализ (фрейдизм) Зигмунд Фрейд Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. Гештальпсихология Макс Вертхеймер Вольфганг Кёлер Курт Коффка Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Психодрама Якоб Морено Внутренняя реальность человека проявляется в ситуации социального окружения. Социодрама, социометрия личности Гуманистическая психология Карл Роджерс Абрахам Маслоу Гордон Олпорт Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации. Экзистенциальная психология Людвиг Бинсвангер   Юджин Минковски  Медард Босс  Ролло Мэй Важным понятием является понятие мира человека, который (мир), является структурой значимых связей, в которой существует человек и паттернов, которые он использует. Время —есть «сердце существования», отличительная особенность переживаний человека. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение. В этом смысле человеческое существование состоит в конечном итоге из свободы Когнитивная психология Ульрих Найссер Жан Пиаже Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса. Трансперсональная психология Станислав Гроф Роберто Асаджоли Карлфрид Дюркгейм Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание. Интерактивная психология Эрик Берн Человек - существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Нейролингвистическое программирование (НЛП) Джон Гри́ндер Ри́чард Бэ́ндлер Существуют связи между неврологическими процессами (нейро-), языком (лингвистическое) и паттернами поведения (программирование), а также о возможности влиять на них специальными техниками для достижения желаемых целей. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некоей области, для приобретения их навыков.Не существует научных доказательств в пользу эффективности НЛП, оно признано псевдонаукой Коучинг Тимоти Голви Джон Уи́тмор Метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития. Повышение личной и профессиональной эффективности, «внутренняя игра» Советская и российская психология Рефлексоло́гия И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности. Характерология А.Ф.Лазу́рский Психологическая концепция индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Культурно-историческая теория Л.С.Выготский Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека. Общепсихологическая теория деятельности С.Л.Рубинштейн Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности). А.Н.Леонтьев Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности. Общепсихологическая теория деятельности П.Я.Гальперин Психика как ориентировочная деятельность Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий. Нейропсихология А.Р.Лурия Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений 1.1. Бихевиоризм Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Бихевиоризм - направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакции организма на стимулы внешней среды. Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название - от английского behavior - «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Фредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция) (Рис. 4). Рис. 1. Представления бихевиористов о принципе работы мозг Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, - не подлежит изучению, т е мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т е человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов — создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул - реакция» (S - R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Таким образом, с позиции бихевиоризма личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S - R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои кон цепции в новом освещении - теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки. Поведенческая концепция Б. Скиннера рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения. 1.2. Гуманистическая психология Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) - предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Гуманистическая психология – психологическая школа, которая рассматривает личность как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Ядром человека является представление о себе /образ "Я"/, самооценка. Развитие личности определяется врожденными альтруистическими потребностями и стремлениями. А. Маслоу (1907-1970), один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей» А. Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Он выявил следующие принципы мотивации человека: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу; 4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. Самоактуализация - полное использование талантов, способностей и возможностей личности. Самоактуализация подразумевает длительную систематическую вовлеченность в работу роста, когда индивидуум довольствуется не просто удовлетворением потребностей, а стремится к развитию способностей до максимально возможного уровня. Для гуманистической психологии К. Роджерса основополагающей является идея, что психологический рост возможен и является центральным для структуры личности. "Модель роста" К. Роджерса утверждает: человек обладает собственной, изнутри идущей активностью, стремлением к росту, к прогрессу, к реализации своего внутреннего потенциала. Тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов личности» Тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постулируемый в теоретической "модели роста" К.Роджерса. Безусловное принятие другого человека - принятие его таким, каков он есть. По глубокому убеждению К.Роджерса ядро, сердцевина каждого человека конструктивно, и если у человека есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития. Эмпатическое понимание, сопереживание - это способность глазами другого человека посмотреть на мир, проникнуть во внутренний мир человека, чтобы сопровождать его в "путешествие к истокам самого себя". Данные принципы составили основу "недирективной", централизованной на клиенте психотерапии. Поле опыта - уникальный для каждого индивида опыт: содержит события, восприятия, ощущения, воздействия, которые человек не всегда осознает, но может осознать, если будет фокусироваться на них. В поле опыта находится самость. Самость или представление о себе - есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего. Идеальная самость - это представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя. Как и самость - это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая перераспределению. Согласно гуманистической психологии, цель личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. 1.3.Психоанализ Направление в психологии ХХ в., основателем которого является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1940). Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, а бессознательное. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем. Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм. Психоанализ - понятие, которое употребляется в трех основных смыслах: 1. особый подход к исследованию душевных процессов, предполагает ряд технически: приемов, имеющих целью вскрыть бессознателъный смысл ошибочных действий, скрытые мысли сновидений и т.д.; 2. метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательного психического материала; 3. теория о структуре душевной жизни, взаимодействии отдельные подструктур. Психический детерминизм: каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие человека имеют причину. В самых загадочных проявлениях психики проявляются скрытые биологические предпосылки или их следствия. Теория защитных механизмов: защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. Термин «механизмы психологической защиты» Зигмунд Фрейд  впервые использовал в работе «Защитные нейропсихозы» (1894) для описания сопротивления сознательной стороны психики болезненным, травмирующим мыслям, событиям и воспоминаниям. З.Фрейд часто использовал термин в своих работах, описывая конфликты между Я и Оно, которые могут привести к неврозу.  Австрийский психолог заменял данный термин другим – «вытеснение», для описания особого метода защиты. Более детально концепцию защитных механизмов описала дочь психоаналитика Анна Фрейд. Именно она добавила к видам механизмов сублимацию, описывая ее как способ отстранения от инстинктивных целей. В дальнейшем многие сторонники психоанализа и психологи изучали теорию психологической защиты. Британский детский психоаналитик Мелани Кляйн писала, что защитные механизмы развиваются еще в раннем младенчестве и могут стать причиной появления психоза тревоги, а в дальнейшем причиной развития ряда шизофренических и депрессивных расстройств, в случае негативных детско-родительских отношений. При анализе личности (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления - превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда, «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции фрейдизма - это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Фрейд предполагает существование фундаментального, биологически продолжающегося и неразрешимого инстинктивного конфликта. Из смешения основных влечений, энергия которых подчиняется собственным законам, возникает огромное разнообразие человеческого поведения. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.
«Основные теории личности в психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot