Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вебинар №2
"Основные
психоаналитические
термины и понятия:
влечение, объектные
отношения, переносконтрперенос».
Светлана Павловна Эрик
член РОАП, аналитический психолог
hello@eriksp.ru
Вебинар №2
С точки зрения исследователей Я(Эго) является средоточием страха и
органом конфликта с окружающим миром. «Я» более не зависимо чем
«оно», как считал Фрейд.
Анна Фрейд изучала защитные механизмы,
Хартман- делал упор на рациональное мышление действие,
Эриксон – изучал стадии развития личности, выделил несколько
возрастных фаз, перемежающиеся с возрастными кризисами.
Признавали определенную роль подсознательного, в том числе
сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом
ЭГО -психология:
социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений
между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению
социокультурные условия жизни людей в немалой степени
hello@eriksp.ru
обуславливают мотивы и содержания их деятельности.
У Зигмунда Фрейда и Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье.
По первой профессии учитель начальной школы. После Первой мировой войны прекращает преподавать.
Посвятила себя отцу и психоанализу, работая секретарём отца, а потом стала для него сиделкой.
Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое сообщество и выступает там с первыми докладами.
В 1938 году, семья Фрейдов подвергается аресту, и вскоре Анна с отцом навсегда покидает Вену,
переезжает в Лондон.
В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи отца, особенно в области
психологии детства.
В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне — крупнейший в то время детский
психоаналитический лечебный и учебный центр.
В 1952году открыла в Лондоне детские терапевтические
учреждением для лечения детей методом психоанализа.
Никогда не была замужем и не имела собственных детей.
Анна Фрейд
3декабря 18959 декабря
1982год
курсы и клинику, которые были первым
Став прямой наследницей научных воззрений своего отца, развивала психоаналитические представления
о «Я», фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
Главная научная заслуга разработка ТЕОРИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, —
механизмов, с помощью которых «Я» нивелирует влияние «ОНО».
Вместе с М.Кляйн внесла весомый вклад - создание детской психологии и детского психоанализа.
Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической
теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии.
hello@eriksp.ru
Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала:
«Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать
одним предложением — я работала с детьми!».
В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах
мира, привлекла другая область, связанная с детьми — Семейное право, им она занималась в Йельском
университете(Великобритания), издав две работы в соавторстве с коллегами.
На момент рождения Мелани Отцу 50 лет, матери 35. Тяжелое девство которое было сопряжено с
утратами сестры в 9 лет , брата, потом отца к 18-ти годам и затем матери к 20 годам она уже
утратила всех своих близких вызвали депрессии и со временем знающие близко ее люди считали
что она закрепилась в ее мироощущении и характере, который был резким, не уживчивым и
сужал круг ее последователей.
Трагически погиб сын в горах, дочь Кляйн говорила, что он покончил собой , отчаявшись найти
взаимопонимание с матерью. Наблюдая за детьми в детстве (2-3 года) она приходит к выводу что
именно на этот возраст приходит формирование Эдипова комплекса. В ходе изучения наиболее
агрессивных импульсов маленьких пациентов(зависть, жадность, ненависть) разрабатывает
технику работы с детьми. Она уделяет много внимания переносу-контрепеносу. Раскрывает
значение расщепление детского сознания(хороший-плохой).
Одна из более важных идей Кляйн в том, что агрессия и любовь выступают в
качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет
Мелани Кляйн
Стояла у истоков детского
психоанализа, игровой
психоаналитической
терапии и теории
объектных отношений.
30.03.1882-22.09.1960
психику, тогда как любовь ее цементирует. Вела полемику в А. Фрейд по поводу
пересмотра ряда учений ее отца в особенности касающихся проявления
агрессии в детском
возрасте.
Клайновский психоанализ направление неофрейдизма, ровно как и Лакановский единственные
направления признающие влечение к смерти. Открыт как феномен Сабиной Шпильрейн, как
понятие введен Фрейдом
Продолжил дело, начатое З. Фрейдом,развивая психоанализ в разных направлениях. Если З. Фрейд отец психоанализа,
то Хайнц Хартманн - отец современной ЭГО-психологии.
Родился в Вене.Родственники и люди близкие к семье, в которой родился и рос мальчик, составляли интеллектуальную
и политическую элиту своего века.
Дед был депутатом первого немецкого парламента и вынужден был впоследствии бежать в Женеву, где и осел.
Отец, Людо Мориц Хартманн дипломат и историк. Преподаватель Венского университета.
Родственники по материнской линии были не менее интересными и одарёнными людьми. Дед был профессором
акушерства и гинекологии в Венском университете. Мать, обладая музыкальными способностями, замечательно играла
на фортепьяно,
неплохо рисовала.
Сам Хартманн получил классическое медицинское образование в венском университете, где прежде работали его дед
и отец. Уже во время
учёбы ему удалось опубликовать ряд статей, обладавших несомненной научной ценностью, несмотря на молодость
автора.
Хайнц
Хартман
4 ноября 1894
17 мая 1970 г.
Создатель
ЭГОпсихолонии.
Изучение психиатрии Х. Хартманном началось в начале 20-х годов в неврологической клинике Вагнера-Яурегга в Вене.
Судьба свела его там
с такими выдающимися специалистами как Пауль Шильдер, Степан Бетельхейм. В сотрудничестве с ними были
опубликованы первые научные работы.
Свой учебный анализ Хайнц Хартманн проходил в Вене и в Берлинском психоаналитическом институте у Шандора Рад.
Знаком отличия высшей пробы стало предложение З. Фрейдом продолжить у него личный анализ.
Хайнц Хартманн создал ЭГО-психологию как стройную систему внутри психоанализа. Несомненно, ещё сам З. Фрейд
ввел понятие ЭГО в психоанализ и сформулировал ряд положений, позволивших начать исследование психического
функционирования не только с позиций ид, но гораздо шире. Другие психоаналитики ставили в фокус исследования
ЭГО и отдельные его функции. Однако до Хартманна все исследования ЭГО представляли собой не более чем частные
концепции и находились в разрозненном, фрагментированном состоянии, привлекая лишь умеренное внимание в
профессиональной среде. Именно Хайнц Хартманн объединил наработки в области ЭГО в единое целое, создав
психоаналитическую ЭГО-психологию.
Если обратить свой взгляд немного в прошлое, то мы увидим насколько увлечение исследованием Ид доминировало в
работах З. Фрейда и его последователей. Даже идеи самого З. Фрейда по поводу роли и значения ЭГО, его структурная
теория встречали серьёзное сопротивление коллег. Этот период в последствие был назван «детством психоанализа». В
каком-то смысле ранний психоанализ был психологией бессознательного.
Эрик
Эриксон
15 июня 1902 г.,
12 мая 1994 г.
— психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Известен прежде всего своей теорией стадий психосоциального
развития,
а также как автор термина «кризис идентичности». Несмотря на отсутствие степени бакалавра, Эриксон работал профессором в
известных учреждениях, в том числе в Гарварде, Калифорнийском университете в Берлике, и Йельском университете. Эриксон
занимает 12 место среди наиболее цитируемых психологов ХХ века.
Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского
происхождения,
с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из
известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в
Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих
иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла, когда Карле было 15 лет.
Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского
происхождения),
ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась
в Карлсруэ и
в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера.
В 1909 году Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 году он был официально усыновлён своим отчимом. Хотя муж
Карлы придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), она настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в
семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к
светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности
Бадена при местной синагоге.
Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом
отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким
голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. С годами его всё сильнее мучило подозрение,
что его отец не был еврейского происхождения.
В 1930 году Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон и в 1933 году эмигрировал из
Вены в США. В конце 1930-х годов Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это
объяснял), сохранив при этом свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.Эриксон противопоставил теории Фрейда,
подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему адаптации,
в которой насчитывалось восемь подобных этапов. Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также
добавил ещё три стадии взрослого состояния.
Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид»
(в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим
и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной
идентичности.
Создал теорию адаптации.
Вебинар №2
Вебинар №2
НЕОФРЕЙДИЗМ
Новый Фрейдизм - направление в психологии развивающееся в 20-30 годы 20 века из
фрейдизма, принимающие основы теории Фрейда, но в котором ключевые понятия
психоанализа Фрейда были переработаны. НеоФрейдисты отклонились в
сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на
развитие личности, в отличие от Фрейда признающего только сексуальную энергию.
— американский психолог, психоаналитик, одна из ключевых фигур неофрейдиза.
Акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.
Родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году.
Её отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над
женщинами.
Её мать, нидерландка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа.
Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением
внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.
Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной» (Rubins, 1978,р. 14).
Карен
Хорни
16 сентября 1885 г
4 декабря 1952 г
В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет
во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила
Оскара Хорни, студента-юриста, и вышла за него замуж в 1910 году.
Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она
изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых
приступов депрессии и однажды, как сообщают её биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства
(Rubins, 1978).
К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина её личных проблем. Скоропостижная
смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа —
все это привело её к совершенно подавленному состоянию.
Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в
Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и
путешествиями.
Карен Хорни переехала в США из Германии в 1932 году для работы в Чикагском психоаналитическом институте.
В 1934 она переезжает в Нью-Йорк, где ведёт занятия в Новой школе социальных исследований, а также в НьюЙоркском психоаналитическом институте.
В 1941 году коллеги изгоняют её из института, в связи с её отходом в теории и практике работы от ортодоксального
психоанализа, и она основывает собственную Ассоциацию содействия развитию психоанализа (Association for the
Advancement of Psychoanalysis).
Эрих
Фром
—
немецкий
социолог,философ
социальный
психолог,
психоаналитик,
представитель Франкфуртской школы, один из основателей Неофрейдизма
и фрейдомарскизма.
Родился в семье ортодоксальных иудеев.
Мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из
города Познани,
входившей в те времена в состав Пруссии (до 1920 года), и являвшейся административным центром
одноименной провинции.
Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей,
сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные
религиозные традиции.
Во Франкфурте посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и
религиозными традициями преподавались и все
предметы общеобразовательного цикла.
Окончив
её
в
1918
году,
он
поступил
в
Гейдельбергский
университет,
где
изучал философию, социологию и психологию.
Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте.
В котором практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх и другие
видные аналитики. Здесь Фромм близко
познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность
профессора в Чикаго.
23 марта 1900
г
18 марта 1980
г.
В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную
частную практику. В целом Фромм был
активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет.
В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.
В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. Вскоре после окончания работы «Иметь или быть»,
в 1977 году, с ним случается второй,
а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году, не дожив
несколько дней до своего 80-лети.
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил
знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в
качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя
понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности,
включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему
надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на
социальные факторы, показать, что «человеческая натура — страсти человека, и тревоги его — продукт культуры».
… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция
к самовозвеличеванию, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие
стремления и страхи, которые можно обнаружить
в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является
изначально присущей человеку.
<…> Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор,
определяющий характер
человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.
Эрих
Фромм
23 марта 1900 г
18 марта 1980 г.
В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной
культуры,
где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия.
Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы»,
Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению
его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности
зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <…> Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как
симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом
морального благополучия)».
Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за
свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней
зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические
симптомы - конкретное выражение
морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и
решения моральной проблемы человека.
… неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых
моральных конфликтов.Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие
человека к самому себе.
Американский психолог и психиатр, представ неофрейдизма,
Основатель интерперсонального психоанализа.
Взгляды
Свой подход Салливан называл «интерперсональной теорией психиатрии».
В его основе лежат три принципа, заимствованные им из биологии:
Гарри Стек
Салливан
21 февраля
1892
14 января
1949
- принцип коммунального (общественного) существования.
- принцип функциональной активности.
- принцип организации.
При этом Салливан модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространённых в США
психологическийх направления: психоанализ и бихевиоризм.
Личность человека, по Салливану, не является врождённым качеством, а формируется в общении младенца с
окружающими, то есть «личность — это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных
отношений». В своем развитии ребёнок проходит несколько этапов — от младенчества до юношества, причём
на каждом этапе формируется определённая модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных
со сверстниками игр, в переходный период к юношеству— на основе общения с лицами другого пола и т. д.
Ребёнок не рождается с социально детерминированными чувствами, но они формируются у него уже в первые
дни и даже часы жизни, и их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого
как требования удовлетворения его потребностей. Салливан считал, что потребность тем самым и создаёт
напряжённость, формируя способы её преодоления динамизмы, которые являются не только моделями
энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта ,знаний, необходимых для
удовлетворения потребностей для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни
динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех
людей потребностями Салливан считал потребность в нежности и потребность в избегании тревоги. Однако
возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют
определённые динамизмы, помогающие ребёнку получать её от близких. Источники же тревоги настолько
многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих
беспокойство событий из жизни человека. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится
ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», лежащей в её основе.
Говоря о системе «Я», Салливан выделяет три структуры: хорошее Я, плохое Я и не-Я.
Стремление к персонификации себя как хорошего «Я» и избегание мнений о себе как о плохом «Я» являются наиболее
важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей
положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливан назвал избирательным
вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о
себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует
не только собственную персонификацию, но и образы других людей. Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения
на развитие личности, Салливан уделял большое внимание изучению характера общения, формированию образов
окружающих. ОН один из тех, кому принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение
роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые
оптимизируют процесс общения.
Гарри Стек
Салливан
21 февраля
1892
14 января
1949
Хотя Салливан разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей (в частности,
потребностей в нежности
и избегании тревоги), но оспаривал мнение об их врождённом характере, как и о врождённости
агрессивного инстинкта.
Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребёнка уже в первые дни его жизни.
-Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем
появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.
-Неудовлетворение важных для ребёнка потребностей приводит к развитию агрессии, причём в зависимости от того,
какая структура Я-системы более развита —хорошее «Я» или плохое «Я», — доминирует тот или иной способ решения
ситуации. Так, при доминировании плохого «Я» вина чаще всего перекладывается на других.
Эти идеи Салливана легли в основу некоторых тестов.
Теория Салливана явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей
развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее
значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы
Салливана оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив
начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей
Вебинар №2
ШКОЛЫ
•
Классическая теория влечений З Фрейда.
•
Эго психология. А. Фрейд.
• Школа объектных отношений М. Кляйн.
• Структурный психоанализ Ж Локана.
(Парижская школа основана в 1964году).
• Селф -психология Х.Кохута.
• Интерперсональный психоанализ
Г.С. Саливан, Клара Томпсон.
• Интерсубьективный подход Р Столороу.
Объектные
отношения
отношение субъекта к миру как
сложный и цельный итог определенной
организации личности, как результат
определенного восприятия объектов, в
той или иной мере связанного с
фантазированием, и выбираемых
способов зашиты.
Слово "объект" в психоанализе следует
понимать особым образом - это человек,
на которого направлены влечения; это
не означает отрицания его субъектных
качеств. "Отношение" здесь понимается
скорее как взаимозависимость, т. е. речь
идет не только о том, как субъект строит
свои объекты, но и о том, как эти объекты
формируют его деятельность..
hello@eriksp.ru
специфический тип объектных отношений, факсимиле ранних импульсов,
ПЕРЕНОС
чувств, влечений, фантазий, защит, относящихся к некоторым личностям в
прошлом (обычно - значимым людям раннего детства, направленные на
личность в настоящем, которой эти реакции не подходят. Имеет место
смещение - перенос есть повторение, новое "издание" старых объектных
отношений.
Перенос отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его
проявления часто бывают амбивалентными.
Различают негативный перенос и позитивный перенос. Эти термины
относятся
к
дружеским и
качеству
проявлений
доброжелательным),
(агрессивным
преобладающих
и
враждебным
в данный
или
момент
анализа. Эго-Синтонные и Эго дистонные интроекты и чувства клиента
Анализ и интерпретация содержания и сопротивлений переноса имеют
большое значение для терапевтического процесса.
В процессе лечения
перенос может заметно меняться, однако полностью не исчезает
hello@eriksp.ru
ПЕРЕНОС
В клиническом случае с Анной О. Брейер столкнулся с непонятным и
испугавшим его явлением, когда асексуальная, как ему казалось, пациентка в
состоянии невменяемости изображала роды и во всеуслышание заявляла, что
ждет ребенка от своего лечащего врача. Шокированный подобным поведением
интеллигентной молодой девушки, Брейер сделал все для того, чтобы
успокоить пациентку, с которой он общался на протяжении двух лет. Но с этого
момента он перестал быть ее лечащим врачом и постарался забыть о
неприятном для него инциденте.
В более простой, но не менее щепетильной ситуации оказался и Фрейд. Когда
однажды его пациентка, вышедшая из гипнотического состояния, бросилась
ему на шею, он был шокирован не меньше, чем Брейер. В отличие от Брейера
он серьезно задумался над тем необычным явлением, с которым ему пришлось
столкнуться во время терапии. Он не считал себя настолько неотразимым
мужчиной, чтобы ни с того ни с сего зрелая женщина бросалась ему на шею.
В необычном для терапии эпизоде Фрейд усмотрел психическое явление,
связанное с перенесением на него как на врача интенсивных нежных чувств
пациентки. Это было открытием того явления переноса (трансфера), которое с
необходимостью возникает в процессе аналитической работы.
hello@eriksp.ru
ПЕРЕНОС
В своей работе Генриха Ракера понятие контрпереноса связывал с проективной
идентификацией(бессознательным отождествлением себя с другой личностью), в данном
случае — пациента с его аналитиком. То есть перенос рассматривался как реакция
психоаналитика на проективные идентификации пациента.
два типа таких контрпереносных реакций:
конкордантные (согласующиеся)
комплементарные (дополнительны).
Конкордантная идентификация основана на интроекции и проекции, в этом случае
аналитик идентифицируется с пациентом. При идентификации с Оно пациента аналитик
идентифицируется с влечениями и желаниями пациента, при идентификации с Я — с
психологическими защитами пациента, при идентификации со Сверх-Я — с его
ценностями и идеалами.
Комплементарные идентификации возникают тогда, когда пациент относится к аналитику
как к своему внутреннему (проецируемому) объекту, а аналитик чувствует, что к нему так
относятся. Терапевт идентифицирует себя с этим объектом (неким значимым объектом из
прошлого пациента) и одновременно аналитик осознает, что эти чувства относятся не к
нему — пациент повторно испытывает и проявляет в анализе чувства, которые он некогда
испытывал к родительской или иной значимой фигуре. Ракер особо подчеркивал, что все
контрпереносные реакции, как и реакции переноса, имеют свои специфические
характеристики (свое содержание, свои причины и собственные механизмы),
наблюдение (самонаблюдение) которых позволяет сделать дополнительные выводы об
особом характере психических событий пациента.
- отражает собственные
бессознательные реакции аналитика
на пациента, хотя некоторые аспекты
КОНТРПЕРЕНОС
этого феномена могут быть
осознанными.
- в узком смысле контрперенос
определяется как специфическая
реакция на перенос пациента.
-в расширенном - все
эмоциональные реакции аналитика
на пациента - сознательные и
бессознательные, в частности, те, что
препятствуют аналитическому
пониманию и технике.
Под влиянием
контрпереноса анализ
для аналитика
приобретает
бессознательный
конфликтный смысл,
вместо того чтобы
быть адаптированным
к реальности и
свободным от
конфликтов.
В узком смысле симптом - это проявление
заболевания, выраженное в жалобах пациента. В
СИМПТОМ
психоанализе речь идет, как правило, о
психических, психогенных симптомах.
3. Фрейд уделял значительное внимание
рассмотрению природы психических симптомов и
механизмам их образования и главный вред
симптомов видел в душевных затратах, которые
имеют место у психически больного человека и
которые впоследствии приходится осуществлять
для их преодоления. С его точки зрения, симптомы
- это производное бессознательных процессов, в
которых значительную роль играют подавленные,
вытесненные сексуальные влечения и желания
человека
Как только перенос приобретает
подобное значение, психоаналитику
НЕВРОЗ
ПЕРЕНОСА
приходится иметь дело теперь не
столько с прежней болезнью пациента,
сколько с заново возникшим
«искусственным неврозом»,
заменившим собой то болезненное
это невроз, возникающий в
процессе в процессе
психоаналитической терапии
и обусловленный развитием
всепоглощающего интереса
пациента к аналитику, а также
его способностью переносить
свои чувства и переживания
на него.
состояние, с которым пациент пришел
в анализ. Невротические симптомы
пациента лишились своего
первоначального значения,
приспособились к новому смыслу и
обрели особую направленность, в
результате чего имеющиеся у него
наготове и тесно связанные с его
заболеванием психические установки
переносятся на аналитика.
hello@eriksp.ru
операционное понятие;
анализ не создает здесь ничего нового, аналитическая ситуация
становится ареной, на которой силы сопротивления проявляют себя.
Во время курса анализа силы сопротивления используют все механизмы,
формы, способы, методы и констелляции защит, которые «Я» использует
СОПРОТИВЛЕНИЕ
.
во внешней жизни пациента. Так же , как и защитные механизмы,
сопротивление действуют через «Я»; хотя их источники, согласно Фрейду,
могут исходить из любой психической структуры – «Оно», «Я», «СверхЯ», но
восприятие опасности является функцией «Я».
В процессе анализа форма и тип сопротивления изменяется присутствует регрессия и прогресс, поведение пациента меняется в
соответствии с точками фиксаций; вообще все защитные механизмы Я
могут использоваться в целях сопротивления.
Механизмы
защиты
это бессознательные действия или противодействия или
адаптивные способы переживания человека, направленные на
защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со
стороны окружающей его реальности и своего собственного
внутреннего мира; также они позволяют осуществлять позитивную
оценку собственного «Я».
• проективная
идентификация
• диссоциации
• отыгрывания вовне
• идеализация
• обесценивание
• примитивная
изоляция,
• интеллектуализация.
• интроекция,
•
•
•
•
•
•
•
•
отрицание,
реактивнoe образование
всемогущий контроль;
морализация
рационализация
аннулирование
вытеснение
диссоциация.
Комплекс (от лат. complexio – связь, соединение) –
совокупность объектов, составляющих по каким-либо
параметрам единое целое.
Это понятие широко используется в глубинной психологии (З.
Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер).
КОМПЛЕКС
В аналитической психологии Юнга комплекс понимается как
аффективно окрашенные воспоминания и мысли.
В психоанализе Фрейда – как совокупность бессознательных
побуждений (Эдипов комплекс, комплекс кастрации).
В индивидуальной психологии Адлера существуют понятия
комплекса неполноценности и комплекса превосходства –
стремления человека компенсировать чувство собственной
недостаточности.
проявление ребенком
ЭДИПОВ
КОМПЛЕКС
бессознательных
влечений,
сопровождающихся
Любовь к родителю
выражением чувств любви
того же пола и
и ненависти к родителям.
стремление устранить
из жизни родителя
Сексуальное
противоположного
предпочтение родителя
пола характерны для
противоположного пола и
негативной формы
ненависть к родителю
этого комплекса.
того же пола составляют, с
точки зрения 3. Фрейда,
позитивную форму
эдипова комплекса
это динамический процесс, при котором некоторое давление
(энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой
цели.
а) влечение отличается от раздражения: оно происходит от источника
раздражения внутри тела и действует как постоянная сила;
ВЛЕЧЕНИЕ
б) во влечении можно различать источник, объект и цель (источник влечения состояние возбуждения в теле, цель - устранение этого возбуждения),
влечение становится психически действенным на пути от источника к цели;
в) психически действенное влечение обладает определенным количеством
энергии (либидо);
г) отношение влечения к цели и объекту допускает изменение: они могут быть
заменены другими целями и объектами, в том числе социально приемлемыми
(сублимация);
д) можно различать влечения, задержанные по пути к цели и
задерживающиеся на пути к удовлетворению;
Существует внутренняя мотивация к
агрессии, которая не связана с
АГРЕССИЯ
внешними импульсами.
Если агрессии не предоставлены
другие выходы или нет переадресации
агрессии, эти импульсы могут
оборачиваться против самого
индивида: становятся
аутодеструктивными, они также
выступают как чувство вины или
тревоги, если эта энергия смещается.
Иногда смещение выглядит как
активный аутогруминг
(прихорашивание) или спортивные
состязания, являющиеся своеобразным
клапаном безопасности.
"Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от
боли, а в качестве замены приносят
удовольствие. За это мы должны без сетований
принимать, когда, вступая в противоречие с
частью реальности, иллюзии разбиваются
вдребезги". (З.Фрейд)
Человек, который был бесспорным любимцем
своей матери, через всю свою жизнь проносит
чувство победителя и уверенности в удачу,
которые нередко приводят к действительному
успеху.
Литература:
-Генрих Ракер (1910—
1961) «Перенос и
контрпсрснос» (1968).
- «Эротический
Эротизированный
перенос» . Под редакцией
М. Ромашкевича.
«Юнг и постъюнгианцы»
Эндрю Самуэлс. (глава
про Эго).
-Д. Сэджвик «Раненый
целитель».
-Дж. Винер
«Терапевтические
отношенения».
- «Эон» К. Г. Юнг (Главы –
Эго»,
«Персона», «Тень».