Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Начало пути Фрейда и рождение психоанализа

  • 👀 404 просмотра
  • 📌 362 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Начало пути Фрейда и рождение психоанализа
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Начало пути Фрейда и рождение психоанализа» docx
Лекция по теме 1. Начало пути Фрейда и рождение психоанализа Часть 1. 1880-ые годы: знакомства и судьбоносные случайности Следует сразу же сделать акцент на том, что данный временной этап является до-психоаналитическим. В этом свете, мы, с одной стороны, можем сказать, что психоанализа в это время ещё не существует, но, с другой стороны, можем обнаружить многочисленные детали и наработки, которые впоследствии окажут своё воздействие (в последействии, задним числом) на изобретение Фрейдом уникальной дисциплины. Данный период характеризуется совершенно особым становлением Фрейда, которое отмечено чередой случайных и судьбоносных знакомств, встреч и событий, свидетелем которых ему довелось стать. В качестве краткого предисловия, следует также акцентировать, что к началу 1880-ых годов молодой Фрейд является недавним выпускником медицинского факультета Венского университета. В этой связи, хочется упомянуть о желании Фрейда найти свой собственный путь, о котором он на тот момент ещё не имел чёткого представления. Медицина его интересовала очень мало, недаром он прогуливал занятия, вместо них прослушивая курс лекций по философии Франца Брентано, которые окажут на него очень значительное влияние, вдохновив заняться проблемами психического и, в частности, открытием и осмыслением бессознательного в душевной жизни. Помимо Брентано, следует также упомянуть об ещё одном значимом человеке, которого Фрейд будет вспоминать как одного из своих учителей – Эрнста фон Брюкке, под руководством которого он проработает в физиологической лаборатории с 1876 по 1881 г. Брюкке окажет влияние на Фрейда не столько как физиолог, а, скорее, как авторитетная значимая фигура. Будучи старше Зигмунда на 40 лет, Брюкке станет своего рода фигурой отеческого переноса для Фрейда, вследствие чего займёт особое место в его душевной жизни. Фрейд будет питать к учителю глубокое уважение и проявлять чуткость к его наставлениям. В каком-то смысле, Брюкке станет научной совестью Фрейда, оставив значимый след их отношений в душе последнего. Недаром Фрейд часто будет вспоминать о «холодных, стальных глазах» Брюкке, пристально смотрящих на него. «Эти стальные голубые глаза Фрейду суждено будет видеть перед собой каждый раз на протяжении всей жизни, когда его будет одолевать искушение пренебречь собственным долгом» [по Э.Джонсу]. Будучи воспитанным в традиции школы Гельмгольца (научный анатомо-физиологический подход), Брюкке окажет влияние на характер научного поиска Фрейда, который будет всегда стремиться к тщательной проверке  и перепроверке фактов в движении к истине. Благодаря совету Брюкке, Фрейд оставляет физиологическую лабораторию, и решает заняться частной медицинской практикой. Подробнее об этих событиях см. главу 4 («Студент-медик») у Эрнеста Джонса. В конце 1870-ых Фрейд знакомится с венским врачом Йозефом Брейером в физиологическом институте, сотрудничество с которым продолжится до середины 1890-ых. Фигура Брейера оказывается судьбоносной. Именно в нём Фрейд обретает не только товарища, взгляды которого совпадают с его собственными (на тот момент), но и, - главным образом, - старшего коллегу, который будет оказывать Зигмунду не только моральную поддержку во многих оригинальных идеях, но будет также поддерживать материально, учитывая сложную финансовую ситуацию Фрейда в тот период. В отличие от большинства членов медицинского сообщества, Брейер будет одобрять те новаторские идеи Фрейда, которые станут основополагающими для будущего корпуса психоаналитической теории. Помимо поддержки, Брейер также познакомит Фрейда со своим «катарсическим методом», порекомендует отправиться в Париж на стажировку к г-ну Жану Мартену Шарко, а также именно он познакомит его с Вильгельмом Флиссом, дружба с которым станет судьбоносной как для Фрейда, так и для психоанализа. 1882 год отмечен случаем Анны О. (Берта Паппенгейм), которая была пациенткой Брейера с 1880 по 1882.  Впоследствии (конец 1880-ых, начало 1990-ых) Фрейд будет подталкивать Брейера к обнародованию случая, но тот выразит сильное сопротивление по этому поводу. Важно понимать, что Фрейд осмысляет случай Брейера с Анной О. лишь задним числом, спустя годы после этих событий. Так или иначе, но именно Анну О. зачастую называют «нулевой пациенткой психоанализа». Сама формулировка указывает, что на тот момент нет никакого психоанализа, а Анна О. – пациентка Брейера, который занимался психотерапией (практикуя свой катарсический метод), но, тем не менее, именно благодаря опыту с Анной О., Фрейду удаётся впоследствии прийти к открытию важнейшего для психоанализа явления и понятия – переноса. Случай Анны О. довольно подробно описан многими авторами. Брейер и Фрейд представят его описание в своих «Исследованиях истерии» в 1895 году. Для более подробного изучения см. главу 11 («Период Брейера») у Эрнеста Джонса. Осенью 1885 года Фрейд едет на стажировку к Жану Мартену Шарко в клинику Сальпетриер в Париже. По возвращении он переполнен идеями, и, вдохновлённый Учителем, представляет доклад о случае мужской истерии перед медицинским сообществом. Врачи отказываются принимать идеи Фрейда и игнорируют его сообщения. О Шарко Фрейд будет отзываться всю свою последующую жизнь, как о своём самом главном Учителе, оказавшим судьбоносное влияние на выбор Фрейда посвятить себя исследованию душевной жизни. Резюмируя знакомство с Шарко и опыт пребывания в Сальпетриере, тезисно укажем на ключевые повороты в мысли Фрейда после этого события: • Истерические симптомы имеют тесную связь с сексуальностью (психо-сексуальностью), они откликаются на слово, исходящее от Другого. Шарко мог (вводя в гипноидное состояние) убрать симптомы, а мог их и сконструировать – пользуясь исключительно словами, речью, обращённой к пациентке. • Истерия может быть как у женщин, так и у мужчин (отказ от представлений, бытовавших с античности, будто бы истерия является «бешенством матки», т.е. типично «женским» расстройством). • Истерия оказывается ярчайшим примером и ключом к понимаю устройства душевной жизни: Фрейд понимает, что психика расщеплена, а психические процессы не однородны. Отсюда возникнет его формула: «мы не являемся хозяевами в собственном доме». Бессознательное – это мыслящая и говорящая инстанция в психическом, это «другая сцена», о которой субъект ничего не ведает с сознательной точки зрения, но которая имеет определяющий характер по отношению к сознанию и происходящему в душевной жизни в целом. • Переворот в понимании отношений между телесным и психическим. Истерическое тело говорит посредством симптомов, эти симптомы – как речь – всегда оказываются обращены к кому-то. Они имеют адресат, они обращены Другому. Впоследствии Фрейд будет называть истерические конверсионные симптомы «иероглифической письменностью», которые нуждаются в расшифровке. Тело и психика пребывают в отношениях взаимного перевода. Для подробного изучения данного эпизода рекомендуется прочесть главу 10 («Невролог») у Эрнеста Джонса. В 1886 году Фрейд работает в институте Кассовица с невротиками. Он занят поиском метода, пробует разное (электротерапию, гипнотическое внушение, водолечебные и массажные процедуры и многое другое), но его не устраивает ни один из предлагаемых существующих методов. Впоследствии Фрейд совершит радикальный отказ от гипноза и практик, основанных на внушении. Психоанализ будет изобретаться в логике отказа от господской позиции (иными словами, от позиции Знающего) по отношению к пациенту.  В этом же году состоялась свадьба Фрейда с Мартой Бернайс. Летом 1889 г. с целью усовершенствования своей техники гипноза Фрейд отправляется на вторую стажировку во Францию к Ипполиту Бернгейму. В отличие от школы Шарко, считавшей гипноз ненормальным явлением, нансийская школа развивала анимистическую теорию гипноза, согласно которой гипноза не существует, а есть только внушение. Через внушение объяснялось и возникновение психоневрологических нарушений. Этот комплекс идей определял и своеобразие психотерапевтического метода. Терапевты этой школы лечили все заболевания; каждый пациент лечился на глазах у всех остальных, не обращая внимания на окружающий шум; преобладающую часть пациентов составляли лица «низкого сословия», так как Бернгейм учил, что «гипноз легче проводить с людьми, привыкшими к пассивному послушанию, например среди бывших солдат или фабричных рабочих». Всю свою последующую жизнь Фрейд будет обращаться к проблеме внушения с разных углов зрения, и пытаться осмыслить этот феномен через психоаналитический аппарат мысли в своих многочисленных работах. 1887 г. – знакомство и постепенное начало дружбы с Вильгельмом Флиссом из Берлина. Будучи врачом отоларингологом, Флисс приезжает в Вену для повышения квалификации. Встретив здесь Брейера, Флисс получает от него рекомендацию сходить на лекции Фрейда. Таким образом, Фрейд и Флисс знакомятся, а Брейер выступает как катализатор во второй раз (первым разом был совет Фрейду отправиться на стажировку к Шарко). Для подробного изучения и осмысления этого эпизода в жизни Фрейда, а также понимания особой важности отношений с Флиссом для психоанализа см. главу 13 («Период Флисса») у Эрнеста Джонса. Мы можем резюмировать, в каких ключевых моментах опыт отношений с Флиссом явился судьбоносным для Фрейда: • Нехватка Фрейда в принимающем и одобряющем друге усиливается по мере того, как ослабляются их отношения с Брейером (с которым они завершатся в 1894 году – см. ниже, след. лекцию), и Флисс оказывается именно тем, кто готов слушать и принимать все идеи Фрейда, одобряя и стимулируя движение его мысли. • В виду этого положения (см. выше), Флисс, сам того не ведая, займёт то особое место в психической реальности Фрейда (место Другого), являющееся пусковым для личного анализа. Именно в переписке с Флиссом Фрейд отважится на попытку самоанализа (в 1897 г.) – и именно через этот путь (путь самоанализа) Фрейд изобретёт психоанализ. • Благодаря Флиссу (разумеется, многое переосмысляя), Фрейд введёт в корпус психоаналитической теории и клиники такие важные понятия, как: «бисексуальность», «сублимация» и «латентный период», которые будут играть ключевую роль в «Очерках по теории сексуальности» (1905) и далее. • После болезненного разрыва отношений с Флиссом Фрейд изменится, и приобретёт очень важную для его дальнейшего интеллектуального пути черту: независимость в суждениях от мнения авторитета и других людей. Период отношений с Флиссом также станет богатым материалом для осмысления Фрейдом проблемы нарциссизма и гомосексуальности в психоанализе. Часть 2. 1890-ые: великие открытия и рождение психоанализа 1891 г. – выход первой книги Фрейда «Афазия». Он посвящает книгу Брейеру, но на того книга произвела неблагоприятное впечатление. Отношения с Брейером постепенно охлаждаются. Важно понимать, что интерес Фрейда к проблеме афазии актуален уже в те далёкие времена. Не спроста его захватят расстройства именно речевого спектра – ведь именно через речь, а точнее, через «поломки» в речи Фрейд обнаружит эффекты бессознательного. 1892 г. – Фрейд публикует статью об успешном гипнотическом лечении истеричной женщины, которая не имела возможности кормить ребёнка грудью из-за симптомов. Фрейд говорит о вероятности существования «антитетических мыслей», мешающих сознательным намерениям. В этом же году Фрейд имеет дело со случаем фрейлейн Элизабет фон Р (см. «Исследования истерии»), которая просит его «не мешать свободному течению её мыслей», и тем самым даёт толчок к изобретению Фрейдом метода свободных ассоциаций. Во-первых, Фрейд сосредоточен на том, как работают мысли, по каким траекториям они движутся, и откуда (буквально – из какого места, из какой психической локальности) они приходят нам в голову. Во-вторых, изучая ток мыслей, Фрейд отказывается от господства над этими самыми мыслями. Он понимает, что нет никакого смысла самому выискивать причины тех или иных симптомов, а также нет смысла и в тенденциозном задавании наводящих вопросов, -  он подбирается к пониманию ключевого психоаналитического положения: бессознательное само себя выговаривает, нужно только его расслышать. Для того, чтобы расслышать его, нужны определённые условия – и как раз этих условий не хватало, когда имела место быть практика гипноза, внушения и катарсическая техника Брейера. 1893 г. – Теория раннего инфантильного соблазнения. Работая с истерическими пациентами, Фрейд в своей клинической работе всякий раз приходит к обнаружению травматического воспоминания, которое носит сексуальный характер, и сюжет которого всякий раз содержит в себе родителя как соблазнителя. Таким образом, какое-то время (совсем недолго, буквально несколько лет) Фрейд опирается на теорию травмы, основанную на инфантильном соблазнении, при допущении, будто событие имело место быть на самом деле. Впоследствии он откажется от этой модели травмы (см. ниже, 1897 г.), как только обнаружит, что травматические события отнюдь не являются действительными, и представляют собой фантазии, которые, тем не менее, оказывают на психическое становление точно такой же эффект, как если бы они происходили «на самом деле». 1893 – 1895 гг. – Фрейд постепенно изобретает метод свободных ассоциаций, совершая отказ от гипноза, внушения и катарсического метода. Помимо указаний пациентки фрейлейн Элизабет фон Р., в истории Фрейда уже были посеяны семена для произрастания этой идеи. Когда Зигмунду было 14 лет, ему подарили книгу Людвига Бёрне 1823 года «Искусство в три дня стать оригинальным писателем», которая заканчивалась следующими словами: «Отсюда вытекает практическое правило. Возьмите несколько листов бумаги и в течение трех дней записывайте на них все, что придет вам в голову. Пишите все, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, — и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей. В этом и заключается искусство в три дня стать оригинальным писателем». Сам Фрейд говорил о том, что Людвиг Бёрне был одним из его любимых писателей, так что изобретение метода свободных ассоциаций имеет в своём основании и такой психо-биографический источник. 1894 г. – ухудшение отношений с Йозефом Брейером и их последующий разрыв. Основная причина - отказ Брейера поддерживать Фрейда в его принципиальной позиции относительно роли инфантильной сексуальности в этиологии неврозов и в становлении душевной жизни в целом. 1895 г. – Касательно этого года можно отметить три ключевых события: • Публикация совместной книги Брейера и Фрейда «Исследования истерии». • Фрейд пишет работу под названием «Набросок одной психологии» (Entwurf Einer Psychologie), предпринимая попытку создать теорию психического аппарата, и описать душевную жизнь в терминах неврологии (используя два основных понятия: «нейрон» и «количество возбуждения»).  Так и не закончив свой «проект», он отправляет рукопись Флиссу, и пишет о том, что попытка описывать психическое в терминах неврологии потерпело полнейший провал, и просит его уничтожить рукопись. Флисс не станет уничтожать «Набросок», и, спустя более тридцати лет ученица Фрейда принцесса Мари Бонапарт выкупит рукопись у семейства Флиссов. Таким образом, рукопись будет опубликована, благодаря чему станет известным, насколько много открытий и положений психоанализа имели своим началом тот самый «Набросок». • Фрейду вдруг раскрылась тайна сновидений. Ему снится сновидение в местечке Белль Вю в ночь с 22 на 23 июля, которое получит название «Сновидение об инъекции Ирме». Оно попадёт в самое начало второй главы «Толкования сновидений», и станет первым проанализированным и истолкованным сновидением, являясь частью самоанализа Фрейда. 1896 г. – В качестве важных событий можно отметить следующие три: • У Фрейда умирает отец. Это событие окажет на него особое влияние, он будет не единожды сталкиваться с этой темой внутри себя во время написания «Толкования сновидений» (фигура отца будет появляться в некоторых снах на протяжении всей книги). • впервые появляется слово «психоанализ» («психический анализ») в одной из статей на французском языке, посвящённой защитным механизмам. Именно в этой связи некоторые историки обозначают 1896 год как дату рождения психоанализа (но только это не совсем верно, так как психоанализ, как мы убеждаемся, рождается в нескольких датах, постепенно). • В этом же году, 2 мая Фрейд выступает с докладом «Этиология истерии» перед Венским обществом психиатров и неврологов. Доклад встречает ледяной приём со стороны врачей. В свете подобных приёмов, Фрейд постепенно убеждается в том, что нужно идти исключительно своим путём, и не искать признания среди врачей (неврологов, психиатров и т.д.) и вообще в академической среде. 1897 г. – Ключевые моменты, о которых необходимо упомянуть: • Происходит окончательный отказ Фрейда от теории раннего инфантильного соблазнения, и переход к двухфазной модели травматизации. Этот поворот неизбежно приводит Фрейда к введению центральной категории психоанализа - понятия «психическая реальность», которая более несводима ни к объективной, ни к субъективной, - а всегда будет иметь отношение к реальности душевной жизни конкретного (сингулярного) субъекта. Отныне истина бессознательного обнаруживается в фантазии, вымысле. • Фрейд начинает самоанализ, который разворачивается в переписке с Флиссом, и продолжится на страницах «Толкования сновидений». Таким образом, траектория изобретения психоанализа проходит через анализ самого себя. Фрейд с гордостью пишет Флиссу о том, что его метод теперь идёт абсолютно собственным путём. [см. главу 14 («Самоанализ») у Эрнеста Джонса]. 1899 [1900] г. – из печати выходит «Толкование сновидений». Выход книги не только распахивает двери в начало XX века, но и знаменует рождение полноценного психоаналитического понятийного аппарата, который выстраивается на страницах именно этой книги. Именно в этой точке психоанализ окончательно обретает статус воистину самостоятельной дисциплины. Сам Фрейд (о чём он сообщает читателям в одном из предисловий) считает, что главная задача всей его жизни уже выполнена (делая намёк на то значение, которое имеет для него эта книга). Недаром «Толкование сновидений» в психоаналитической среде будут называть «Библией психоанализа». Для подробного изучения темы см. главу 16 («Толкование сновидений») у Эрнеста Джонса. В 1900 г. Отношения с Флиссом станут очень напряжёнными, и, спустя буквально несколько лет произойдёт болезненный разрыв, который оставит в душе Фрейда определённый след. Он оказывается в интеллектуальном одиночестве, но продолжает делать своё дело, идти собственным путём. Для подробного ознакомления с темой отношений Фрейда и Вильгельма Флисса рекомендуется прочитать главу 13 («Период Флисса») у Эрнеста Джонса. Вывод События данного временного периода позволяют понять, что психоанализ не был изобретён Фрейдом в одночасье, в духе внезапного озарения, а - напротив, - это был долгий, кропотливый и весьма трудный путь, с пробами и ошибками, внезапными открытиями и разочарованиями, которые неизбежно ему сопутствовали. Наблюдая за становлением Фрейда, мы обнаруживаем, насколько значительное влияние оказывали судьбоносные случайности и неожиданные встречи с теми людьми, которые будут играть для него сложные роли - одновременно коллеги, друзья, учителя и т.д. И последнее, что хочется отметить как особо важную деталь: стоит обратить внимание, что, несмотря на сильное влияние со стороны коллег, Фрейд оказывается наиболее гениален и продуктивен именно в тот момент, когда он мыслит полностью самостоятельно, пребывая в интеллектуальном одиночестве.
«Начало пути Фрейда и рождение психоанализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot