Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психобиологическое отношение мать/плод: внутриутробная жизнь

  • 👀 245 просмотров
  • 📌 204 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психобиологическое отношение мать/плод: внутриутробная жизнь» pdf
1 Психобиологическое отношение мать/плод: внутриутробная жизнь Лекция 5 Преподаватель Бруна Марци 2 Почему нас интересует жизнь плода? Потому что мы ищем ответы на вопрос о структурировании нашей психики. 3   В наши дни обсуждение внутриутробной жизни больше не вызывает удивления, по крайней мере, после того, как стало возможным наблюдение за движениями и поведением плода с помощью ультразвука, и благодаря исключительным открытиям Профессора Ian-а Donald-а и его последователей. Но до открытия ультразвука было мало тех, кто интересовался внутриутробной жизнью или формулировал гипотезы о жизни плода. С точки зрения фрейдовского психоанализа, психика развивается, чтобы разрешить сильную напряженность исходящую от импульсов, связанных с физиологическими потребностями: в первую очередь с голодом. Когда со стороны внешнего мира удовлетворение запаздывает, ребенок испытывает тревогу. (Фрейд употреблял слово Hifosigkeit, которое обозначает отсутствие помощи). По психоанализу психика структурируется в результате компромисса между опытами неудовлетворения и удовлетворения, от которых рождаются первые желания. Тогда существовало общее мнение, что во внутриутробной жизни не было напряженности, автоматически потому и что постоянно все физиологические удовлетворялись. начинала структурироваться только после рождения. 4   1   потребности Соответственно плода психика Тем не менее, необходимо признать насколько гениальной была интуиция Фрейда, который в далеком 1925 году писал об этом: «Между внутриутробной жизнью и ранним детством существует гораздо бòльшая преемственность, чем нам позволяет полагать впечатляющая цензура акта рождения». Шаг за шагом проследим экскурс исследований как в психологической, так и в медицинской науке. После Фрейда, в 1948 году в течение ежегодного Собрания Американской Психологической Ассоциации был предложен доклад о восстановлении пренатальных опытов, регистрирующихся и повторяющихся во снах. Гушинг &Гушинг выразили свое мнение о ненависти детей к их матерям: «Ненависть начинается до рождения; сначала плод ненавидит быть заточенным в матке, а потом он еще больше злится за то, что родился». 5 В 1949 году Нандор Фодор, фрейдовский психоаналитик написал книгу «В поиске любимого человека». Он считал, что пренатальный опыт фиксируется и затем проявляется во снах. Он влияет на постнатальное психическое развитие и является основой многих невротических симптомов взрослого человека. 6 В 1950 году Арнолд Гезелл известный психолог, основатель Института Детского Развития Гезелла в городе Ню Хавен в Коннектикуте, высказал свои вопросы: «Мы не знаем, что происходит у ребенка до его рождения. Может ли он испытывать удовлетворение и неудовлетворение? Думает ли он? Может ли он учиться, вспоминать и видит ли он сны?» 7 В 1953 году Лестер Сонтаг, Директор Исследовательского Института им. Феделя, поставил диагноз пренатального невроза у 8 детей. В течение собрания Медицинской Ассоциации он утверждал, что новорожденный может стать невротиком если в течение беременности у матери были эмоциональные раздражения. Он также заявил, что эти раздражения могут провоцировать даже   2   спонтанные выкидыши и что, «психический состав присутствует и в токсикозах». 8 А. Расковски, в 1958 году, высказал гипотезу о настоящей психической жизни плода, о том что у плода было свое Я, построенное на основе наследственных представлений. Стоит подчеркнуть, что исследования Расковского были продолжением мыслей Мелани Клайн о фантасматической деятельности ребенка на 1-ом году его жизни. Немецкий психоаналитик считала, что шизопараноидная позиция младенца зависит более от его фантазий, чем от сравнения с реальностью. В 50-х годах интуиция Росковского была основана только на данных психоаналитических процедур. Тем не менее, необходимо признать его заслугу за предложение теории существования психической жизни у плода. Тем не менее он не смог сформулировать существование внутриутробной стадии 9 Вообще можно сказать, что после Второй мировой войны знания о психологическом развитии ребенка прогрессивно развивались, благодаря работе психоаналитиков с детьми переходного возраста. Большой вклад был сделан систематическим наблюдением за поведение ребенка – так называемым «infant observation». Это привело к открытию новых навыков у ребенка, например, стало ясно, что он в состоянии устанавливать отношения независимо от удовлетворения своих потребностей. 10 В 70-х годах Доктор Фанти и его близкие сотрудники стали проводить сессии, длившиеся по 2-3 часа подряд, минимум 3 раза в неделю. Таким образом, им удалось собрать исключительно глубокий материал, касающийся агрессивности и сексуальности, восходящий, по их мнению, к внутриутробной жизни. В его книге «Микропсихоанализ», издана в 1983, Фанти говорит о возможности испытывать травму уже в пренатальной жизни и,   3   что материнская матка не является таким уж чудесным потерянным раем, в который человек так стремится вернуться вновь. 11 Доктор Фанти высказал мысль о том, что – помимо классических фрейдовских стадий развития (оральной, анальной и фаллической/генитальной) – существует еще одна, гораздо более ранняя стадия, которую он назвал «стадией инициации» или «стадией посвящения». Для того, чтобы говорить о стадии, касающейся внутриутробной жизни, нам нужна теория, которая позволяет ее описать. Нужно уточнить, что по Фрейду, являются стадиями «организаторские моменты» психосексуальности. Другими словами, это эволюционные этапы, сконцентрированные на либидо, то есть на сексуальных желаниях. Повторим, что по фрейдовской теоретической модели, конфликтность связана с сексуальностью, которая структурирует бессознательное. С другой стороны, Фанти, как мы уже с вами обсуждали, придает очень важную роль агрессивности в структурировании бессознательного. По его мнению это происходит с первых моментов жизни. На самом деле, на каждом этапе развития агрессивные и сексуальные влечения смешиваются, чтобы создать желания и фантазмы, на которых структурируется бессознательное. 12 Соответственно, по микропсихоанализу, каждой стадии должны соответствовать следующие критерии: 1.   Должна быть организована вокруг специфических, сексуальных и агрессивных влечений, связанных с эрогенной зоной; 2.   Должна быть организована в соответствии с определенными объектным отношением (симбиотическое, диады или триады); 3.   Должна иметь определенный сексуально-агрессивный опыт, характерный для фазы;   4   4.   Провоцировать вытеснение части такого (влеченческого) опыта и фиксацию вытесненного в бессознательном. 13 По мнению Фанти стадия инициации соответствует характеристикам стадий. Он настаивает на агрессивности, которая царствует в матке и говорит о «внутриутробной войне». Он базирует это необычное выражение на механизмах имплантации эмбриона и на его, так называемом, «каннибализме», в связи с тем, что эмбрион питается кровью матери и ее внутриутробной жидкостью. 14 Несколько лет до публикации книги Фанти, в 1976 году, Профессор Пелуффо, один из самых близких сотрудников Фанти, опубликовал свою первую книгу о взаимных отношениях «Микропсихоанализ – матери процесс с плодом. трансформации», Книга, вызвал по названию сенсацию в итальянском академическом мире. 15 В 2010 году вышло ее новое издание под названием «Психобиологическое отношение мать-плод» и тогда больше не были сильных критик, с вязи с новыми открытиями в акушерство-гинекологии и в психологии. Пелуффо не употреблял выражение «внутриутробная война», во первых потому что оно предлагает отрицательное изображение отношения матери с плодом, или иначе говоря, внутриутробной ситуации. Наоборот, Пелуффо неустанно акцентирует нейтральность этих процессов. Во вторых, потому что, слово «война» встречает общественное отторжение. Особенность и исключительность гипотезы Пелуффо заключалась в том, что они исходили из своего профессионального опыта, то есть из отношения с анализантами, 16/17   5   и спустя 30 лет они были подтверждены со стороны современных биологов и иммунологов и со стороны других врачей психоаналитиков, которые продолжали интересоваться этими вопросами (в Италии напоминаю Маурицио Манчиа и Имбашиати). Необходимо еще раз отметить, что все эти гипотезы были сформулированы до открытия ультразвука. 18 Биография Пелуффо Расскажем немного о биографии Пелуффо. Он родился в провинции Генуи 14 июня 1930 года и скончался 7 февраля 2012 года. Он закончил Институт Политических наук. В Милане он учился на курсах доктора Музатти. В начале 60-х годов Пелуффо переехал в Женеву, Швейцария, где работал в Институте Педагогических наук. Там он принял участие в исследованиях Жана Пиаже в области развития когнитивных функций при культурных изменениях. Результаты этих исследований были опубликованы в журнале «Архивы психологии» Женевского университета и в журнале «Социальная психология». В 1970 году он стал преподавателем социальной психологии Туринского университета. Позже он преподавал динамическую психологию на психологическом факультете того же университета до 1997 года. Получил психоаналитическое обучение в 60-х годах в Женеве, занимаясь с одним из пионеров психоанализа Charles Baudouin. Затем он занимался еще с Мадам Маистре. В 1970 году он встретился с Фанти. И с ним он занимался дидактическим психоанализом в длинных сеансах. Пелуффо в 1973 году был одним из основателей международного общества психоанализа и в 1984 создал Итальянский Институт Микропсихоанализа. В течении своей профессиональной жизни он написал более 100 (сотни) статей, принимал участие в национальных и международных конгрессах. Он опубликовал 4 книги. О трех из них я упоминала в предыдущих лекциях. Четвертая называется «Da Angelo a Giovanni” (сборник переписки его отца с двоюродным братом).   6   Хочу процитировать слова ученицы и сотрудницы Пелуффо Даниелы Винья, сказанные ею на панихиде по профессору: «В 70-х годах на лекциях Пелуффо аудитории были переполнены… Его успех был связан с тем, что его лекции шли против течения. Он начинал со стимула (услышанное по телевизору, прочитанное в журнале и т.д.) и развивал лекцию в систематической манере, благодаря своему обучению с Пиаже. Социальная психология, которой он нас обучал, была тогда своего рода практическим психоанализом с эмоциональными и когнитивными характеристиками. Я считаю, что женевский опыт имел большое значение для его собственного последующего психоаналитического и микропсихоаналитического исследования. До такой степени, что спустя много лет Фанти обвинил его в том, что он был слишком ярым сторонником Пиаже». О личности Пелуффо Даниела Винья добавляет: «В конце каждой лекции всегда была большая очередь студентов, которые хотели с ним поговорить. В течении 30 лет работы в университете я ни разу не видела, чтобы он кому-то отказал или кого-то не слушал. Я вспоминаю эти эпизоды, потому что хочу подчеркнуть две определяющими характеристики его профессию его личности, психоаналитика: по моему мнению, внимательность и доброжелательность. Естественно эти характеристики имели отрицательную сторону, тем более в академических отношениях, в которых царствует логика власти. Его считали аутсайдером, он не был заинтересован в карьере, но в своих исследованиях - был». Когда скончался Пелуффо был Председателем Международного Общества Микропсихоанализа. ГИПОТЕЗА ПЕЛУФФО 19 По моему мнению гипотеза Н. Пелуффо и микропсихоанализа является хорошим объединением и компромиссом между классическим психоанализом   7   (основанным на влечениях) и более современным психоанализом объектных отношений. 20 Интерес Н. Пелуффо (N.Peluffo) к внутриутробной жизни был сфокусирован на особой динамике, существующей между матерью и плодом, обусловленной возможностью удерживать/исторгнуть (изгнать). Речь идет об амбивалентной связи, характеризующейся сосуществованием тяги к задержанию и тяги к отторжению в отношении эмбриона/плода. Клинический материал, который Пелуффо приводит в своей книге, касается переживаний удушения и уничтожения его анализируемых, которые он связал с травматическим опытом пренатального и перинатального периодов. Во время психоаналитических сессий (и не только), женщины, говоря о «беременности», выражают амбивалентность по отношению к ней, многими способами: например, они часто испытывают страх зачатия ребенка с врожденными деформациями или преждевременных родов; они фантазируют, что плод может упасть в туалет во время мочеиспускания или дефекации. В первые месяцы беременности женщинам снятся сны, в которых их заполняют какие-то мелкие животные, они фантазируют о разлагающемся в утробе эмбрионе или о том, что они больны раком. 21 1 Пример амбивалентности к беременности - Сара В литературе есть много клинических случаев, как например моя пациентка Сара, которая обратилась на 4-м месяце своей беременности. Она боялась родить неполноценного ребенка. Ее нерациональное страдание было связано с результатом теста «Дуо тест». Результаты были не на 100% положительными. Была 3%-я вероятность аномалии. С тех пор началась тревога и навязчивые размышления о будущем. Девушка не хотела делать другие тестирования,   8   которые могли бы аннулировать сомнения. Ее размышления касались, в первую очередь, самой себя и своей способности ухаживать за неполноценным ребенком. В течении психологической работы выяснилась ее амбивалентность к беременности, в связи с которой она должна была притормозить свою карьеру. Была конкуренция с мужем. В течении сеансов она выражала желание вернуться назад к студенческим годам и страхи нападения на свое тело. Спустя некоторое время она начала видеть более спокойные сны, в которых плод больше не являлся таким опасным. Она его нянчила и кормила. 22 В первом издании книги автор рассказывает о том, как обрабатывалась и развивалась идея этой динамики. Импульсы были разные. «Я был в гостях у друга и обратил внимание на деревья в его саду. Там я увидел огромный вяз, у которого была аномалия. Его ветви и листья были развиты на одной стороне, и почти атрофированы на другой. У вяза был естественный рахит. Я исследовал окружающую землю и обнаружил останки корней другого дерева. Хозяин виллы объяснил мне, что эти два дерева были выращены в симбиозе и другое (то которое было искоренено), развилось на корнях первого, даже в аномалиях с точки зрения пространства. Другими словами рахит проявился в точке контакта между двумя деревьями. Животные и человек, в отличие от растений могут двигаться. Но, в то же время, у человека есть период, когда он прикреплен к земле, как дерево. 23 Это период, в котором каждое движение, кроме тех, которые он может делать в матке не зависят от него, и, если это произойдет, может означать конец дальнейшего развития. Я имею в виду внутриутробную жизнь. Человек пересаживается с его филогенезом (материнской и отцовской линии) в биопсихическую землю своей матери. Побеги и корни, которые он будет разрабатывать, являются матрицей каждого будущего, психосоматического отношения этого человека» - Н. Пелуффо.   9   24 Идеи Peluffo брали начало в исследованиях тех лет в области генетики. В частности, в трудах А. Beer-а и R. Billingham-а «Эмбрион как пересадка» (1974), где авторы задавались вопросом, почему беременность, которая имеет все характеристики несовместимой пересадки органов, не вызывает реакции отторжения. Действительно, плод несет в себе 50% генетического наследия отца, и поэтому его можно считать «аллотрансплантацией», т.е. пересадкой между двумя индивидуумами, генетически разными, но принадлежащими к одному виду. Этот вид трансплантации, в соответствии с законами иммунной системы, должен вызывать реакцию отторжения. 25 Почему не происходит реакция отторжения? Тогда Пелуффо выдвинул гипотезу, согласно которой отторжение (выкидыш) не происходит, потому что в организме у беременной женщины происходит сдвиг конфликта с соматического к психическому полюсу. 26 Женщина воспринимает плод как часть самой себя и защищает его от собственной реакции отторжения. 27 Пелуффо считает, что этот иммунный конфликт, основанный на генетических различиях двух субъектов, регистрируется во внутриутробной жизни и трансформируется после рождения. Следы этого конфликта можно проследить в переживаниях угрозы и уничтожения, выражаемых анализируемыми в длинных сессиях, в сновидениях и фантазиях женщин во время беременности и, самое главное, в амбивалентной динамике всех отношений. Динамика синтезируется в следующем: сосуществование тяги к задержанию и тяги к отторжению и сосуществование ощущений захвата и страх быть захваченным. У матери есть амбивалентная тяга к задержанию/к отторжению и одновременно синхронный ответ плода –захватить/быть захваченным.   10   Естественно в этом отношении есть соматическая и психическая часть. 28 По мнению Пелуффо дисбаланс во время беременности вызывает у матери психический опыт бактериального нападения. Это психическая репрезентация соматического процесса, который является иммунной реакцией. 29 Соответственно у сына (плода) происходят защитные реакции, являющиеся ответом на импульсы матери. Они совпадают с теми, которые описывает М. Клаин. Речь идет о «проективной идентификации» - быть заключенным в тюрьме, преследованным изнутри организма матери и одновременно контролировать и подрывать мать изнутри. 30 Среди учеников Пелуффа, Зангрилли больше всех углублялся в исследования психобиологических отношений мать/плод, приняв участие в нескольких национальных и мировых съездах. 31 В своей статье «Психобиологическая судьба плода» К. Цангрилли пишет: «А. Beer и R. Billingham пришли к выводу, что нельзя считать матку самым подходящим местом для трансплантации эмбриона и выдвинули гипотезу о существовании механизма у плода, который блокирует иммунную реакцию матери. Более 30 лет экспериментов и исследований подтвердили их гипотезы. Zoltan Fehervari и Shimon Sakaguchi недавно опубликовали результаты своих исследований на Т регуляторы. Исследования показывают защитную роль Т регуляторов. Каждая беременность неизбежно является вызовом для иммунных защит матери. Поскольку плод получает половину генов от отца, он на половину отличается от матери и представляется трансплантацией органа. 32 Внутри трофобласта есть механизмы, защищающие плод от выкидыша. Трофобласт   не только является физической 11   защитой от возможных захватчиков, присутствующих в крови, он также производит молекулы иммунодепрессанты. Иммунная система матери тоже меняется… в течение беременности поднимается количество лимфоцитов Т регуляторов. Отсутствие Т регуляторов, наоборот провоцирует выкидыш плода. Можно сделать гипотезу, что слабая активность лимфоцитов Т регуляторов может быть причиной повторных абортов у женщин». Это подчеркивает, что в союзе мать/плод есть встреча, диалог, взаимодействие между психическими бессознательными/предсознательными переживаниями матери и ответом плода. Таким образом, переживания плода будут отвечать на те, которые исходят от матери. Конфликт будет смещаться на психическую часть, оставляя соматическую свободной и беременность сможет продолжиться. 33 Мнение американского биолога Университета Гарварда, Давида Гайка Доктор Девид Хэйг, биолог и генетик харвардого университета же считает, что беременность не происходит в отличной гармонии. В 1995 году он написал работу, в которой напоминает, что отношение матери с плодом является самым близким. Тем не менее он себе задает вопрос: «является ли плод паразитом, который берет все то, что может, без уважения к матери?»   12   “…is the fetus an alien intruder, a parasite that takes what it can without concern for its maternal host? “ 34 Хэйг, подчеркивает, так же как Пелуффо и Фанти, что в отличие от других млекопитающих, плацента человека является инвазивной: эмбрион, из своей первой имплантации, посылает свои клетки в маточную ткань. Клетки плода уничтожают материнский эндометрий и открывают настоящие насосные рты в материнских сосудах. «В результате плод имеет прямой доступ к крови матери, а мать, не в силах сужать сосуды ". Кроме того плод может вложить в материнский организм, субстанции важные для своего выживания. Хэйг, например считает, что эклампсия - это результат повышенной требования крови со стороны плода, которая провоцирует повышенное давление у матери. Как доказывали исследователи-биологи, для того, чтобы не случился выкидыш, существуют механизмы противодействия иммунной реакции, как на полюсе матери, так и на полюсе плода.   13   Эти защитные системы оставляют психические следы, которые можно увидеть в нарциссической инвестиции матери плоду, которого она воспринимает как объекта, способного восстанавливать потерянную полноценность. 35 Беременность - время абсолютной полноценности. Плод - это отсутствующий член женщины, но беременность это также повторение своей собственной беременности и с этой точки зрения это отмена двойной кастрации. Точно также у ребенка формируются фантомы/ответ, в попытке быть удержанным в утробе матери. Формируется физическая и психическая динамика, полюсы которой с одной стороны совпадают с выкидышем /отказом от плода, а с другой стороны с его сохранением. 36 Эта динамика производит фантомы/импульсы и фантомы/ответы. Фантазия, в которой плод является объектом, который нужно удержать и с другой стороны фантазия, в которой он является захватчиком и нужно его исключить. Соответственно у плода структурируются двойные ощущения, как будто он на самом деле является захватчиком, а также место, где он находится является враждебным и угрожающим. Однако, когда динамика сместится на полюс удержания, тогда появляются фантазии, в которых плод считает себя отсутствующим объектом матери, тем, чего ей не хватает, для того, чтобы стать полноценной и самодостаточной. 37 Очень важно, потому что этот образ себя как члена, создает ядро, которое Пелуффо назвал " психический близнец". Этот образ демонстрирует бессознательную попытку сохранить в себе дубликат того, кем мы были в утробе матери. «Психический близнец» может принимать форму объекта, лица или ситуации.»   14   Образ себя в матке медленно заменяется изображением молочной железы, ануса, пениса, брата, сестры и любого другого материнского продукта, соответственно с фазами развития либидо и Эдипова комплекса. Цель этого психического образа заключается в попытке быть полноценным, восстановить соединение внутриутробной жизни. Динамика "задержать/исторгнуть" продолжается целую жизнь между субъектом и объектом (вне зависимости от объекта). 38 "Жизнь - это постоянная попытка избавиться от объекта, который мы хотим сохранить, который в конце концов и является самой жизнью. Конец анализа совпадает с отказом от психического близнеца и с принятием собственной слабости ". 39 Современные знания о физиологическом развитии плода Теперь у нас есть информация о непрерывности между внутриутробной жизнью и первым детством и о том, как первый опыт плода влияет на когнитивные склонности, на психосоматическое равновесие и на личность взрослого человека. (Maurizio Brovida: «Ребенок: первые отношения между цензурой и продолжительностью» Psychomedia), но тогда такой информации не было. Начнем с маленького экскурса по нашим современным знаниям. 40 Появление 4D или ультразвуковой системы в 3D и в реальном времени, окончательно сняло сомнения о психической жизни плода. Человеческий глаз может различать отдельные изображения со скоростью до 12 Гц. Выше этой скорости, последовательность изображений воспринимается как непрерывное движение. В настоящее время ультразвуковые аппараты могут достигать скорости 20 Гц, сохраняя при этом достаточно хорошее качество   15   изображения. Это позволяет просматривать даже небольшие сокращения на лице и другое разнообразное поведение плода. 41 Кроме того, недавние исследования внесли значительный вклад в наши знания о времени и путях развития сенсорной системы плода. Начиная с проприоцептивной системы (термо-тактильного приема) на лице, ладонях рук и ног на седьмой недели беременности, прогрессивное созревание мозга активирует вестибулярный аппарат приблизительно к 15 неделе. Носовые хеморецепторы начинают функционировать более или менее в то же время, слуховая система складывается с 20 недели, и сразу после нее складывается зрительная система. 42 Сенсорное взаимодействие мать-плод имеет много характеристик: стимулы, вестибулярно-улитковые, химио-сенсорные, обонятельные, вкусовые, слуховые, осязательные, психо-вегетативные, эндокринологические стимулы, которые постоянно меняют окружающую среду матки. Предполагается, что плод 'помнит' этот сенсорный опыт. Кроме того, долговременная память требует развития лимбической системы (в частности, гиппокамп, миндалинa, спинные ядра таламуса и маммилярные ядра), и эти структуры уже хорошо развиты к концу беременности. 43 Есть, например, свидетельства того, что плод имеет возможность обнаруживать и хранить информацию о запахах, идущих от матери в зависимости от ее питания. Многие исследования на животных показали сохранение приобретений внутриутробной жизни о предпочтении некоторых запахов, до отнятия ребенка от груди матери или зрелого возраста. (4)   16   По словам Б. Schaal и других исследователей, эта находка открывает возможность склонности употребления определенных продуктов питания у потомства (в том числе и напитков, алкоголя, табака, и.т.д.).(3) 44 Морфологическое развитие внутреннего уха плода - Улитки - завершается к 20ой неделе. У преждевременного плода, 24 недели, могут быть записаны звуковые навыки: акустические стимулы и вибраторы производят ответ плода. Воздействие речи, музыки и других звуков после 30 недель, дает конфигурацию процесса, который называется "тюнинг". Первые свидетельства слуха у плода были отмечены в 1999 году посредством изображения мозга на 38-ой недели, полученного с помощью не-инвазивной магнито-энцефалографии. Известно, что плод узнает голос своей матери и способен отличить его от других звуков. 45 Визуальные ответы были отмечены у плода с 28 недель и старше. (8) Самое главное - наблюдение за поведением плода и новорожденного, показывают связь между до и послеродовой жизнью. Наблюдается онейрическая (сновидческая) активность у плода в 23 недели, когда видны знаки сна REM (фаза быстрого движения глаз). У 30 недельных преждевременных детей сон БДГ занимает почти 100% времени сна и постепенно сокращается до 50%, как у вовремя рождённых детей. Кажется, что когда дети видят сны в утробе, ведут себя как взрослые. 46 На знаниях о слуховой перцепции плода основаны первые гипотезы развития когнитивных процессов в утробе. Наблюдаются когнитивные процессы зрительного и мнемического характера. Стоит здесь уточнить, что имеется в виду когнитивная активность без сознания.   17   Антон Де Каспер провел очень интересные эксперименты на знаниях языка и продемонстрировал, что основы этих знаний зависят от пренатального опыта. На самом деле спектрограмма 27 недельных преждевременных детей имеет специфические характеристики голоса матери. А еще было отмечено, что новорожденные предпочтительнее обращают внимание на людей говорящих на языке его родителей. с 47 по 58 Удивительный результат дали также эксперименты по тактильной стимуляции. Когда родители дают определенный номер легких ударов по животу матери, плод отвечает таким же номером ударов ногой. Плод следует своими ногами по внутренней стенке матки за движением пальца родителя по животу матери. Все эти исследования доказывают сенсорные, психические и эмоциональные способности плода. Больше нельзя отрицать взаимоотношение плода с внешней средой. Несмотря на это удостоверение во многих научных кругах, до сих пор существует определенное недоверие к гипотезе о существовании психики у плода и о его способности выразить, через поведение, импульсы, которые он получает. 59 Сомнения касаются в основном коммуникационного канала, используемого в том особом типе отношений, в котором невозможен доступ через привычные экспрессивные коды — язык, письмо или живопись. Спорным является и способ фиксирования первичных переживаний в человеческой психике так, чтобы они могли быть усвоены, выражены и переданы впоследствии. 60 На основе современной биологии, мы знаем, что плод испытывает эмоции и, что реагирует на разные стимуляции моторным ответом. Стоит процитировать   18   еще исследования Bergeret, Soule, Golse, у которых есть самые современные физиологические данные. В их книге (2006 года) «Антропология плода» записано: «К счастью, начинаем понимать, что не существует соматическая и психическая граница между зачатием, эмбриональной жизнью, жизнью плода и рождением; или тем, что было зарегистрировано в течении внутриутробной жизни и тем, что проявляется в детстве, подростковом возрасте и во взрослой жизни». Кроме того, прогресс быстро движется вперед и научные исследования постоянно доказывают, что травмы передаются. (Исследования доктора Мансуй Цюрихского университета в корреляции между стрессом, поведением и метаболизмом мышей). Естественно, мы еще точно не знаем где эти информации зафиксированы в человеке. 61 Мы должны отличать понятия памяти от информации. Информация - это процесс, который меняет статус получателя, а изменения в статусе видны в следах. Внутриутробная травма наверное состоит в изменении психобиологических систем на нейронном уровне. Эти следы будут переведены в других более развитых кодах, когда это будет возможно после рождения. Таким образом, внутриутробные изменения, зафиксированные в виде тревоги и опасности, после рождения будут ассоциированы с аналогичным опытом. Разные могут быть ситуации, которые могут спровоцировать эти изменения. Они все зависят от взаимоотношения матери с плодом. 62 Со стороны матери необходимы некоторые условия: 1.   Сильный конфликт по типу Эдип кастрации, в связи с которым ребенок представляет исполнение инцестуозного желания. Соответственно, он является опасным захватчиком, которого необходимо исторгнуть. 2.   Сильная нарциссическая черта, связанная с необработанной потерей, или с   предыдущими патологиями, 19   или с неуверенной сексуальной идентичностью. Эти характеристики не способствуют инвестиции на ребенка как части самого себя и не активируют удержание. ** Пример Юли 63 ** Юля была женой одного моего анализанта, с которой я случайно познакомилась на отдыхе. Необходимо отметить, что муж долго пытался ее убедить начать заниматься психоанализом. Когда мы встретились, она быстро начала мне рассказывать о своих дочерях. У нее был очень категоричный и упрямый характер. Она рассказывала, что хотела именно дочерей и, что они должны были родиться именно через Кесарево сечение. Так и произошло, потому что, с ее точки зрения, только таким способом рождаются правильные дети. Спустя год она обратилась ко мне чтобы начать заниматься психоанализом. Необходимо отметить мое первое впечатление: того упрямого человека не существовало больше. Она начала плакать без остановок и первая ее фраза была: «мне кажется, что я сдерживала свои страдания долго и вдруг они взорвались». На самом деле, по сравнению с первой встречей, при которой я видела очень уверенную женщину, скрытую за категоричными объяснениями, теперь мне показалась, что Юля не была такой уверенной. Одной главной темой ее анализа была беременность и роды. Она была вторым ребенком и сама родилась через Кесарево сечение, потому что роды старшего брата были сложными для матери. Юля убедила себя в том, что дети, рожденные нормальным способом, страдают больше и имеют когнитивные проблемы – как ее брат. По этой причине она решила рожать своих детей через Кесарево сечение. Ее мать, наоборот, считала своего сына законным наследником своей семьи и хотела дать ему свою фамилию. Она считала Юлю наследницей отцовской семьи. Она захотела дать свою фамилию своим детям и они с мужем даже пошли к нотариусу, чтобы проверить если это было возможно. На первое УЗИ она пригласила своего брата. Несмотря на это, она кормила своих детей,   20   но сразу после отнятия от груди передала детей матери на воспитание. В течение второго Кесарева сечения она попросила перевязать себе трубы. Еще одним часто встречающимся аргументом является прекращение удовлетворения. Юля начала производить эту серию ассоциаций при коротком прекращении сессий, о котором я объявила заранее. Между прочим эта ассоциативная серия повторяется каждый раз, когда в психоаналитическое отношение входит любой элемент, который нарушает гомеостаз симбиотического отношения. Ассоциации касаются своей изоляции. Она говорит о своей раковине, которая отдаляет ее от всех, в том числе от своих дочерей: « У меня есть ощущение непринадлежности, как будто мои клетки не признавали те штучки которые двигались внутри меня и потом называли меня мамой… Дочки для меня были марсианками, огромными объектами… Теперь мне уже не тяжело с ними и мне не нужно отдыхать днем. Я начала бояться смерти с рождения моей первой дочери. Но чего я боюсь на самом деле? И почему мне тяжело сюда приходить? Считаю, что анализ спасает мою жизнь». Потом она говорит о фотографии, которую я предложила принести на сеанс, и, что ей трудно их принести. Введение третьего объекта является угрозой смерти. 64 В соответствии со сверхдетерминацией третьим может быть любая вещь: -   третье лицо в треугольном Эдипалном отношении, -   присутствие плода в сексуальных отношениях, -   проникновение пениса подразумевается третьим лицом во внутриутробной жизни , -   в психоаналитическом переносе другие анализанты техническая поддержка воспринимается как проникающая.   21   или любая Травматические переживания, особенно если они восходят к ранним стадиям развития, оставляют неизгладимые следы в психике. Эти раны действуют как центры притяжения для мыслей, образов и поступков, которые структурируются в ассоциативные ряды во время бодрствования и сна и имеют тенденцию повторяться почти идентичным образом независимо от возраста и жизненных условий субъектов. Движущей силой подобных повторений является стремление окончательно излечить эти раны, однако, все попытки неизбежно терпят неудачу, попадая в спираль навязчивых повторений. 65 Но лучше начать со слов Фрейда: «...анализируемый не помнит абсолютно ничего из тех элементов, которые забыл и вытеснил, он просто приводит их в действие. Он воспроизводит эти элементы не в форме воспоминаний, а в форме действий...». Однако, известно, что для проведения аналитической работы анализируемый должен придерживаться правила, предписывающего отказ от действия, то есть он должен переводить на вербальный язык невыразимые переживания, поскольку они были испытаны в те времена, когда он еще не владел подобным экспрессивным кодом. Именно наличие следов травматического события вынуждает человека обратиться к психоаналитику. Его особый способ выстраивания любовных отношений будет характеризовать и тональность его переноса. Сознательный запрос анализируемого – устранение симптоматического состояния и тревогу.. Необходимо   отметить,   что   в   презентации   второго   издания   проф.   Пелуффо   добавил:  «Видео…   1   Как  родилась  эта  книга.  В  1964  году  я  написал  базу  этой  книги  почти  в  один   день.  Тогда  я  проходил  курс  очень  эмоциональных  сеансов.     22   Когда   занимаются   в   коротких   сеансах,   анализант   не   успевает   полностью   расслабиться  и  высказать  все  эмоции.  Очень  часто  анализант  берет  с  собой   домой  часть  этих  эмоций  и  сам  должен  разобраться  со  своими  фантазмами.   Я   их   записал   в   тетрадь,   которую   до   сих   пор   храню     и,   в   которой   я   описал   все   то,  что  приходило  мне  в  голову,  почти  в  свободных  ассоциациях.   Ассоциации   не   были   совсем   свободными,   но   частично   сознательно   направленными.     Я  должен  признать,  что  тогда  совсем  не  знал,  что  мои  мысли  имели  дело  с   внутриутробной  жизнью.  Я  это  осознал  только  потом.   Все  произошло  после  одного  сеанса  с  психоаналитиком  женского  пола.    Есть   разница,   не   смотря   на   то,   что   я   миллион   раз   говорил,   что   пол   психоаналитика   не   имеет   значение,   я   был   не   прав.   Это   была   андрогенная   позиция.   Я   рисовал   рисунок,   который   пришел   мне   в   голову   в   свободных   ассоциациях   после  сеанса.  Я  пришел    домой  и  у  меня  был  очень  сильный  выплеск  эмоций    и   пришли  мысли  о  внутриутробной  жизни,  которые  я  записал.   Я   должен   признать,   что   курс   психоанализа   с   той   женщиной   существенно   изменил   мою   жизнь.   В   отношении   с   ней   я   испытывал   перенос,   который   не   смог   пережить   с   психоаналитиками   мужского   пола.   Это   был   перенос,   который  имел  дело  с  внутриутробной  жизнью.     Помню,  что  я  был  полностью  захвачен  ею,  часто  приносил  подарки,  цветы…   Один   раз   я   купил   корень   одного   растения,   мандрагоры.   Оно   выглядело   как   ребенок,   как   плод   и   я   решил   принести   ей   его   в   подарок.   Пришел   на   сессию   с   корнем   растения   и   передумал.   Я   ей   сказал   об   этом.   Она   естественно   промолчала.   Я   взял   с   собой   обратно   растение,   но   при   следующей   встрече   наконец-­‐то  подарил  его.   Эта   поведенческая   динамика   представила   зрительную   динамику   задержать/исторгнуть,     а   кусочек   сушенного   дерева   был   представлением     23   психического   близнеца.   Это   было   очень   важно   для   меня   в   личном   плане   и   было   началом   формулирования   теории,   которую   я   написал   и   опубликовал   только  спустя  10  лет.   2   Я   могу   сказать,   что   моя   мама   была   великолепным   человеком.   Я   имею   в   виду,   что  она  меня  подготовила  к  анализу.  Это  не  так  просто  и  естественно.  На   самом  деле,  можно  заниматься  миллионами  часов,  но  если  нет  генетической   склонности   к   анализу,   можно   просто   учиться,   так   как   на   любом   другом   курсе.   Точно  также  как  учиться  философии  в  университете.     Для  того  чтобы  стать  психоаналитиком  нужно  иметь  сильный  перенос  на   Мастера.   Тогда   человек   может   проходить   свой   психоанализ   и   в   переносе   пережить   свои   стадии   развития   до   пренатальной   жизни,   даже   без   ведома   учителя.  Склонность  нужна.     Цель   анализа   -­‐   это   решение   конфликтов.   Но   так   как   эти   конфликты   смешиваются,   когда   мы   глубоко   анализируем   уровень,   стадию   на   которой   сконцентрированна  энергия  травмы,  конфликт  решен  на  всегда.     На   самом   деле,   когда   у   анализанта   нет   невротических   симптомов,   анализ   проходит   в   семейных   отношениях,   анализируются   отношения   с   родителями,   братьями   и   т.д.   Потихоньку   они   смещаются   на   психоаналитика   и   решаются   с   помощью   свободных   ассоциациях,   которые   восстанавливают  основы,  от  которых  они  происходят.   66   67       24   Клиническая практика включает не только пациентов в психоанализе, но и разные другие случаи, в том числе женщины с детьми, которые живут в интернатах. 68 Интернат Тяжелым случаем амбивалентной беременности является пример Юлия Она молодая женщина, которая злоупотребляла бензодиацепином (успокоительное средство) и, у которой было психическое расстройство не диагностируемое. В период сессий она проживала вместе со своим 2-х месячным ребенком в интернате. До этого ребенка у нее было трое других детей, которые были на попечении соответствующих отцов. Юлия была лишена права на материнство всех троих детей. По случаю рождения последней дочери, старшая дочь написала ей, что не хотела больше никогда ее видеть, потому что считает ее матерью только с биологической точки зрения, способной только рожать детей, но не способной заботиться о них и воспитывать. Педагог интерната, ответственный за наблюдение за взаимоотношениями матьребенок, зарегистрировал моменты диалога между женщиной и новорожденной, в которых она говорила ребенку, что та должна вести себя хорошо, потому что на первом месте стоят потребности матери и только после малышки. На самом деле, ее типичным поведением было: забывала покормить ребенка и оставляла ее плакать, не меняла ей панперсы, с удовольствием оставляла ее любому, кто проявлял желание подержать ребенка, чтобы пойти покурить, либо встретить очередного мужчину. 69 После двух месяцев в интернате Юлия ушла, оставляя своего ребенка, которого усыновили другие родители (навязчивое, филогенетическое повторение). Психобиологическая травма, произошедшая с Юлией во время рождения, повлияла на ее отношение к беременностям в течение всей жизни. Она родилась   вместе со своей сестрой 25   близнецом (монозиготные). Из-за неизвестных осложнений мать умерла во время родов, и дочери, для которой заранее было выбрано другое имя, дали имя матери. В психоанализе известно понятие чувства вины выжившего. Возможно пациентка идентифицировала себя в умершей матери и из-за навязчивого повторения она пыталась убирать детей для выживания матери/себя самой. Таким образом, на фантасмическом уровне, она возвращалась к этапу, предшествующему травме. Психически аннулировала смерть матери и пыталась умолчать о чувстве вины из-за того, что заняла ее место. Привести пример трагедии Еурипиде Главным вопросом является тем, как в психоанализе отличаем материал внутриутробных испытаний от материала других переживаний , испытанных в других позднейших моментов жизни человека. Мы знаем, что в течение анализа происходит регрессия и актуализация предыдущих этапов развития. 70 Винникотт (Winnicott) говорит об аналитической регрессии и выделяет два ее типа – в соответствии с развитием инстинктов: 1. Возврат к ранней ситуации несостоятельности среды, понимая под этим термином, прежде всего, первичную материнскую заботу; 2. Возврат к ранней ситуации успеха. В первом случае речь идет о злокачественной регрессии, то есть о психотических личностях, переживших тяжелый дефицит «бондинга», во втором – о доброкачественной регрессии, охватывающей все типы психоневрозов. Кроме того, он утверждает, что Фрейд не смог бы проанализировать прегенитальные фазы развития, потому что в его практике не было случаев психозов, предлагающих обширный материал, касающийся этих фаз развития либидо. Я полагаю, что за исключением случаев с ярко выраженной фиксацией на первичном нарциссизме – которые, по моему мнению, имеют мало или даже   26   вовсе не имеют шансов доступа к анализу именно потому, что они являются неспособными к установлению объектных отношений, - концепция регрессии в анализе должна рассматриваться совместно с концепцией навязчивых повторений. Действительно, то, чему мы являемся свидетелями, это колебания между разными стадиями эволюции, выражающиеся через ассоциации во время сессии, и тональность переноса, хотя нельзя исключать и случаи отыгрывания. В случаях длительных сессий эта динамика очень ясно выражена. В течение 2-3 часов можно наблюдать сопровождающееся прохождение многократными различных попытками стадий развития, приближения к ядру травматического воспоминания, за которыми следуют столь же многократные отдаления, вплоть до того момента, когда в ситуацию перенос/контрперенос не вмешаются некие события, предшествующие расстройствам гомеостаза, ассоциативно близкие травматическим воспоминаниям. Эти события приводят к восстановлению в памяти и к воспроизведению ядер травматических воспоминаний внутри аналитического отношения, и могут позволить их проработку. Поэтому я полагаю, что термин «актуализация» может применяться не только к восстановлению мнемических функций и экстериоризации травматических событий при возвращении вытеснения первичной сцены и других детских травм, но и к восстановлению тревожных и благополучных ощущений относящихся к пренатальным и перинатальным испытаниям, в аналитическом сеттинге. Я считаю, что в отношениях «аналитик-анализируемый» происходит встреча/столкновение образов, порождающее экзистенциальное состояние, схожее, с одной точки зрения (касающейся воспроизведения и эмоций), с внутриутробным, которое – на сознательном уровне – проявляется через образы и сексуально-агрессивные фантазии. В моменты наибольшей эмоциональной (энергетической) интенсивности в виде навязчивых повторений могут проявиться элементы (события, сны),   27   которые противостоят стагнации внутриутробного слияния. Подобные проявления могут вызывать моменты сильнейшего страдания, но, в то же время, они способны породить актуализацию новых порывов к жизни и освобождению. Нейтральность аналитика делает возможным пребывание в настоящем, признание и проработку. Действительно, как учил нас Фрейд, именно проработка материала в переносе вызывает наибольшие изменения и отличает психоанализ от суггестивной терапии. Прежде чем перейти к рассмотрению клинического материала, который несомненно упрощает понимание рассматриваемых идей, я бы хотела уточнить некоторые моменты. Очень часто анализируемые делают недвусмысленные отсылки к пренатальным, перинатальным переживаниям, а также к опыту первых месяцев после рождения, по ассоциации со сном, с фильмом, неким событием из теперешней жизни и т.д. Большая частота, с которой в последние годы этот материал появляется на сознательном уровне, возможно, вызвана отчасти и распространением техник пренатальных исследований и информации о жизни плода, а также и преувеличенной заботой о младенцах. Обычно выстраиваются очень уклончивые и обтекаемые фразы, то есть человек, не зафиксировав переживание в виде коммуникативного кода, в момент его воскрешения в памяти и необходимости его выражения словами не чувствует себя вправе сделать это. Несмотря на это иногда обращение к фетальным или перинатальным переживаниям является проявлением замаскированной проективной защиты, используемой для того, чтобы угодить аналитику. Я имею в виду, что зачастую сопротивление проявляется через обхождение материала, связанного с настоящим, и через разговоры исключительно о прошлом. Кроме того, чем дальше оно отстоит от настоящего, тем более важным и полезным оно считается для прогресса в работе.   28   В большинстве случаев обращение к внутриутробной жизни является не прямым, а носит характер намека или метафоры. Оно активируется экзистенциальными ситуациями: на работе, в семье, любовными и аналитическими отношениями, которые запускают ассоциативные ряды во время сна и бодрствования, притяжение/избегание извечной сдерживающей темой ситуации, которых покою является которой порой угрожает захватчик, представляющий опасность целостности субъекта. Тем не менее необходимо отметить, что регистрируются не только отрицательные переживания в течение внутриутробной жизни Это симбиотические переживания связанные с эрогенными зонами всего тела. В сеансах анализанты выражают их в качестве эмоции благосостояния, принадлежности к миру, счастья и уверенности или через «океаническое ощущение», как говорит Ролланд. 71 Пример ЭЛЛИ Вот еще ассоциативный материал, касающийся переноса и повторение первоначальных, внутриутробных испытаний в переносе. «Как будто я не могу жить без Вас и Вы тоже без меня не можете, это взаимно. Мне кажется, что не могу Вас бросить, потому что я могу быть Вам нужна…. Мне показалось, что мы с Вами очень похожи. Когда Я выхожу отсюда, это очень больно, как будто что то рвется, мне так хочется перестроить, то что здесь было, что я была бы готова ко всему… на следующий день после изнасилования мне было так больно когда я встала, а мамы не было рядом. Здесь чувствуешь себя защищенной, больше чем дома…такое наверное может быть только в животе матери…потом выходишь…тем не менее если думаю о том, что я была в животе мамы, мне неловко…здесь мирная атмосфера, удобная, далеко от всего и от всех. Вы часть этой среды, как будто единица…Вы меня встречаете и всегда находитесь на месте, не смотря на то, что я могу часами не ощущать Вашего присутствия, как будто это был бы   29   большой живот, в котором все просто, даже когда бывают больные моменты…. Выйти отсюда это порвать что-то…очень странная оболочка, которая включает Вас…естественно нет воспоминаний того времени нашей жизни, но можно себе представить, что опыт очень похож на тот, в котором мама носит ребенка внутри себя». 72 ЛЮК Это история молодого человека, который, значительно продвинувшись в анализе, после долгих уговоров сумел убедить свою невесту начать аналитическую работу, и синьорина также обратилась ко мне. Введение в аналитическое отношение третьего объекта (невесты) явилось актуальным событием, сыгравшим роль возбудителя ассоциативных рядов во время сна и бодрствования, в которых отражалось колебание между стремлением к освобождению от опасного объекта/соперника и желанием удержать его. Избавление от третьего объекта было равнозначно регрессии на уровень симбиотических отношений, и приговорило бы его к одиночеству или же к бесконечному анализу, в то время как его удержание вновь запускало навязчивые повторения травматической ситуации инициатическо-орального1 типа. Сон: «Я и М. (невеста) едем на велосипедах, друг за другом (ситуация переноса: аналитик сидит чуть позади анализируемого). Велосипеды превращаются в скутеры, и пока мы едем, М. рассказывает мне о своем бывшем женихе, доставлявшем ей сильное удовольствие своим очень крупным пенисом. Я не хочу об этом слышать, потому что хочу свободно любить ее, поэтому решаю прибавить скорости, чтобы ее обогнать. Я пытаюсь нажать на газ, но ручка газа вращается вхолостую, я дергаю за ручку, и мне удается прибавить скорость, я понимаю, что на такой скорости не смогу повернуть и оказываюсь                                                                                                                 30   на другой полосе. Думаю: «Почему я должен рисковать жизнью из-за женщины?». При работе с ассоциациями анализируемый с тоской вспоминает прекрасные моменты одиночества, бывшие у него до недавнего времени, когда он отдавался своим излюбленным хобби (приходить на сессии было для него приятным развлечением). Затем он вспоминает удовольствие, которое он испытывал ребенком до рождения сестры, когда бегал по полям, или полученное при погружениях. В этот момент ему больше не удается отделить сон от реальности, и он говорит: «я помню сон, в котором я был под водой, глотнул ее и понял, что дышу, вода казалась моей естественной стихией». Затем ассоциации переходят к интенсивному ощущению сопричастности, которое он пережил в присутствии старого мудреца, и он сравнил эти моменты с удовольствием младенца при кормлении грудью. Я интерпретирую эти ассоциации следующим образом: субъект воскрешает в памяти ощущения, испытанные им в пренатальный период и в первые месяцы жизни. Моменты, в которые отсутствие напряжения в союзе «мать-плодребенок» обеспечивалось сдерживающими отношениями, удовлетворявшими первичные потребности, и гарантировало выживание. На этом этапе мы не можем говорить об объектном инвестировании или же об истинном распознавании объекта, но скорее – о стадиях удовольствия/неудовольствия, которым соответствует достижение объекта и расслабление или же – в обратном случае – напряжение. За этим ассоциативным материалом следует – по контрасту – экстериоризация мыслей и фантазий с сексуальной окраской, касающихся предательства возлюбленной. Образ соперника (третьего объекта в отношение) приобретает валентность преследования и угрозы. Его присутствие делает необходимыми попытки спастись, то есть – отдалиться от объекта любви. «Зачем рисковать жизнью?» - задается вопросом анализируемый.   31   Действительно, на уровне сексуальных импульсов подобное движение превращается в регрессию от фаллической/взрослой гетеросексуальности, имеющей целью размножение, к прегенитальному аутоэротизму, то есть – к мастурбации. Логично думать, что именно необходимость размножения сексуальным путем подталкивает человека к оставлению нарциссического инвестирования и заставляет его вступить в эдипальную триангуляцию: сначала семейную, а затем и социальную. Вмешательство третьего объекта, который в симбиотических внутриутробных отношениях и отношениях новорожденного может соответствовать переживаниям насильственного коитуса, физическим и психическим травмам у матери, таким как несчастные случаи, развод или траур, вызывает резкое нарушение гомеостаза и переживается как угроза собственной психобиологической целостности. Образуется психический след переживания вмешательства, угнетения, уничтожения, который сможет активироваться снова и снова каждый раз, когда в жизни субъекта возникнет необходимость столкнуться с эмоционально схожими ситуациями. Защитная реакция, побуждающая субъекта желать избавиться от соперника, будет проживаться нарциссически в виде страха нападения, и будет подпитывать бессознательную потребность в преследователе. Пример Т. Теперь я бы хотела представить другой случай. Речь идет о девушке, которая проходила анализ с паузами между периодами интенсивного и последовательного анализа. Период, из которого я представляю материалы, это продвинутая фаза аналитической работы, следующая за возвращением вытесненного и осознанием инцестуозных отношений, имевших место с обоими родителями. Таким образом, было достигнуто высвобождение большого количества ассоциативного материала, касавшегося ее сексуальности   32   и агрессивности: желания сексуального союза то с матерью, то с отцом и обладания/орального поглощения. Я должна добавить, что в предыдущей фазе – пройденной за год до того – я была на пятом месяце беременности, и анализируемая полностью игнорировала мою беременность. Когда мы возобновили работу, после проработки инцестуозного эдипального материала, она получила доступ к более ранним переживаниям, снова актуализировавшимся в переносе. Кроме того, во время одной из ее командировок, ее дом оказался занятым родственниками, что вызвало в анализируемой ощущения угрозы и захвата. Она хотела найти какое-нибудь решение, чтобы выйти из этой удушающей ситуации. Ей снится сон, в котором аналитик еще ходит с животом и теряет сознание, она же делает вид, что ничего не замечает. Затем она видит, как падает и загорается самолет с огромным животом, как будто он тоже беременный. Она пугается за людей, которые в нем находятся, и бежит за помощью. Ассоциативный материал касается ее агрессивности-сексуальности, сдерживаемой исключительно жестким Сверх-Я осуществлявшим железный контроль над ее отношениями и позой. Это был некий внутренний голос, которому она не могла дать имя. 73 «Мне проще думать, что эта сущность является частью меня, отделенной от меня… как большой живот у самолета… беременная женщина, которая в определенный момент исторгает… ребенка, у меня не получается рассматривать это как радостное событие, скорее – как нечто, что пожирает изнутри, что высасывает кучу энергии, для меня беременность – это что-то ужасное… я безумно боюсь самолетов, потому что, если они разобьются, нет шансов спастись… когда я была там, наверху, я думала: «Это тюрьма, совсем как в животе, ты ничего не можешь сделать, ты можешь только ждать момента освобождения и надеяться, что мама за это время не   33   сделает тебе ничего плохого. Возможно, это – освобождение для обоих, однако же, потом ты не самодостаточен, но это уже менее удушающе, этот живот кажется мне слишком ранимым, я чувствую удушье, такое же, как в те моменты, когда моя мать меня обнимала, нужно было стоять и ждать… как в той пещере на острове, я бы билась головой о скалы, если я потеряю спокойствие, я стану животным и причиню зло в особенности самой себе… кто знает, чувствуешь ли ты себя в постоянной опасности там, в животе… я представляю мою мать, которая бежит, ребенок, наверное, тревожится, он ничего не видит, совсем как в том самолете, каждая мелочь может быть покушением на его жизнь… кто знает – что там происходит, когда родители занимаются любовью? Чувствует ли это ребенок? Как он это переживает – как вмешательство, как опасность? Возможно, для пары сам ребенок является чужаком, а для ребенка папа – чужак, между мной и мамой появляется чужое тело, мне кажется, что со мной не считаются, как они могут этим заниматься, если тут есть я… мне кажется, я при всем присутствовала». В зависимости от фазы психобиологического развития, которая активировалась в течение анализа, образ преследователя принимал разные обличья: то он проецировался на мать или отца фаллической стадии, то на объект симбиоза «ее мать/она сама», то на образ внутриутробного отца, выступавшего в роли пениса-чужака, нарушавшего гомеостаз в системе плод – мать. Следующим шагом, позволившим проработать этот материал, была проекция на аналитика: «это единственное место, где он ничего не может сказать, конечно, я представляю, что он здесь – слушает, записывает, принимает к сведению, как Вы. Если бы только ему в руки попало все то, что Вы пишете, это было бы приговором мне. Сначала я думала, что это Вы – та самая сущность, что Вы заняли место контролера и можете читать мои мысли. Я говорю о Голосе, но, в сущности, это мой голос, в сущности, я вижу себя, кажется, это суровая часть меня».   34   Анализ этого случая завершился на пять дней позднее намеченной даты; анализируемая попросила меня о небольшом продлении, которое ей было нужно для завершения своего психического рождения. Действительно, девочка родилась преждевременно, потому что ее мать в конце беременности не могла больше выносить свой живот и умудрилась добиться стимуляции родов, которая не обошлась без осложнений, и девочку вынули при помощи присоса. Последовательно у матери произошло сильное кровотечение и она чуть не умерла. Бабушка пришла на помощь, вызвала скорую и спасла обеих (дочку и внучку). Мать в таких обстоятельствах не могла ухаживать за новорожденной, которая кричала постоянно от голода, холода и страха. Чуть позднее, после родов, ее мать заболела, и у нее диагностировали аутоиммунное заболевание. Ребенок рос рядом с больной мамой. Несколько лет после окончания психоанализа, анализируемая опять обратилась к психоаналитику с жалобами на обострение психической напряженности и тревожного состояния. 74 Прошло много лет, в течение которых она работала успешно, была самостоятельной и получала удовлетворение от жизни, секса и работы. Не было мужей и девушка не собиралась выходить замуж. Только после исполнения 40 лет, она начала думать о том, что наверное нужно было рожать и начала стремительно искать себе мужчину. Следующим шагом, по истечении двух лет, было прекращение употребления противозачаточных таблеток для того, чтобы забеременеть, но у нее не получилось. Оказалось, что у нее преждевременный климакс. Было слишком поздно! В течении сессии, после первого эмоционального срыва, анализируемая говорит о том, что муж ее раздражает, он не похож на отца или на брата (выражает разочарование за то, что объект ее не удовлетворяет) а затем она сама признает, что не может полностью расслабляться и получать тотальное удовлетворение.   35   «Я недовольна и неосуществима… это очень противно, что родители не могут осуществлять твои желания» … опять идеализирует своих родителей. Скорее всего, девушка прекрасно понимает, что ее семья далека от идеала, и именно поэтому у нее очень высокие требования. Любой реальный объект раздражает. Выражает амбивалентность к беременности, это следует из слов: «дети мешают, нужно уделять им внимание… помню, что отца не надо было отвлекать …присутствие ребенка изменило бы мои отношения с мужем, я не смогла бы обращать внимание только на мужа и он на меня… Когда я начала заниматься психоанализом была молодая, все было впереди… теперь тело еще молодое, но внутри я старая, как будто жизнь кончилась…я неполноценная, не могу рожать, как будто я инвалид. (с другой стороны) … беременность может испортить меня, разрушить мое тело, можно умереть. Я боюсь беременности, потому что в том состоянием не можешь контролировать тело…я должна держать под контролем свое тело, не смогу расслабиться, не смогу получать полное удовлетворение в сексе… я расслаблялась только с подругой в детстве или с Сашей. Тогда я находилась в забытом состоянии, которое повторяется когда выпиваю. Это как будто я являюсь одним существом с окружающим миром, это другое измерение…Я всегда задавала себе один вопрос: «о чем думает малыш? Для него еще нет ни мамы ни папы и нет мышления, беременность - это атака на мое тело…мне снился сон, в котором осьминог вторгается в мой живот…нахожусь в больнице, врач берет мою кровь, он берет много крови и я чувствую себя очень слабой, высушенной… по телевизору я видела программу, в которой показывали, как берут кровь у рыб, прямо из сердца. 15% из них умирают…я боялась забеременеть, беременность может нарушить мое тело… можно умереть… я постоянно думаю о смерти… после родов у мамы было сильное кровотечение и она не могла за мной ухаживать, я плакала, но у нее не было сил… потом она заболела и меня растила бабушка. Я устаю, после несколько часов работы, больше ничего не понимаю, прихожу домой и ничего не делаю, нет силы даже ужин приготовить, могу только лежать   36   и смотреть телевизор. Нахожусь в вегетативном состоянии, без мыслей. Я себя аннулирую...» можно было бы добавить, аннулировать как плод, у которого нет самостоятельной жизни, он существует и продолжает расти благодаря матери. 75 Обратим внимание на ситуацию, такую какой ее себе представляет Пелуффо в своей статье «Ситуация». Когда в настоящем активируются травматические события, объект переживает травму, как будто она происходит в настоящем. Актуализация травматических событий в период анализа может перейти в сторонний перенос, или прямо в отношения с психоаналитиком. Они реактивируют те травматические моменты жизни объекта, на которых он зациклен (фиксирован) и, которые он обрабатывает на тот момент анализа. «Для демонстрации своих утверждений я воспользуюсь двумя типичными примерами. В первом имеются ввиду любовные отношения, во втором – рабочие отношения. Элементом, который их связывает, является ситуационная реактивация глубокого биопсихического страдания внутриутробного происхождения. Стоит отметить микротравматические внутриутробные серии, привитые на подготовленной атавической почве, которые конфигурируют повторяющийся гештальт, активирующийся, когда текущая ситуация поставляет микроэлементы, необходимые для их материализации». В качестве примера я предлагаю случай одной анализантки, которая настаивала на том, чтобы привести ко мне на сеанс своего мужа. Наконец-то я согласилась (напоминаю, что в микропсихоанализе можно принимать членов одной семьи) и этот факт стимулировал серию ассоциаций об Эдип-кастрации. Основными темами ее ассоциаций являются: Недостатки и Стыд. В других словах, стыд за реальный недостаток или суппозиторий (ею придуманные). Вспоминает агрессивность по отношению к брату, в котором видел недостатки. Брат, старше него на 5 лет, очень любил маму. Поэтому он крал у нее внимание отца и матери.   37   Сразу же говорит о своих недостатках, затрагивая предполагаемый недостаток при рождении. Свой недостаток писать левой рукой, который постоянно поправляла мать и учителя. Вводит тему стыда: стыдилась когда родители делали замечание, особенно перед чужими. 76 Вспоминает эпизод, когда ей было 5 лет, мать подмывала ее в ванной и вошел чужой. Ей было очень стыдно и она попыталась прикрыться, схватив полотенце. В сеансе она ассоциирует стыд с наготой и со своим дефектом: она не была самостоятельной, потому что ее мыла мать. Схоже стыд вызван сексуальными удовольствиями испытываемыми во время того ритуала, который повторялся каждый вечер. Также эти ассоциации необходимо связать с другим воспоминанием, о котором она говорила во время первых сессий, но который на данный момент анализа остается изолированным с аффективной точки зрения (нет связи между двумя представлениями) – имеется ввиду ритуал дефекации. Анализантка удерживала кал и мать грозила ей клизмой или вставлять ей кусочки мыла. Она ненавидела эти угрозы и старалась в любом случае избежать наказания, но чаще всего ей это не удавалось. Затем мама подмывала ее. Секретом был не сам ритуал, а его сексуальное удовольствие, связанное также с фантазиями которые у нее были во время ритуала. Стыд появляется во время прерывания ритуала и появления третьего лица, чужого. Теперь анализантка ассоциировала анализ, а значит и меня с врачом, который проводил ей ректоскопию (то есть всовывал трубку в задний проход) либо с зубным врачом, который открывает ей рот. Таким образом, можем сделать вывод, что в отношениях с психоаналитиком активируются две стадии (анальная и оральная). Анализантка получает оральное удовольствие от сессии, потому что говорит, и анальное, потому что освобождается через оба отверстия, которые, естественно, представляют органы наибольшей фиксации либидо. Говорит также об игре в семью, где старший мальчик на пару лет раздевался   38   перед ней. Это воспоминание с виду имеет положительную интонацию; анализантка очень интересуется наготой мальчика. Пытаюсь вмешаться под формой вопроса. Почему она захотела, чтобы я занималась анализом с ее мужем и чтобы он решил свои проблемы? Она отвечает, что люди инвалиды или страдающие другими заболеваниями вызывают у нее жалость, так же как и жалость к бабушке, у которой был рак груди. У нее удалили грудь. Анализантка увидела свою мать, когда обрабатывала рану бабушки. С того времени она через идентификацию с бабушкой заставила себя решить эту проблему и выбрала профессию пластического хирурга. Тем не менее она должна держаться на дистанции от близких людей и не может строить личные отношения. Провожу реконструктивное вмешательство в конце сессии, в котором говорю, что наибольшая помощь, которую она может дать своим близким, это помочь самой себе и облегчить свое чувство неадекватности, потому что когда ее больше не будут беспокоить свои неспособности, точно также будет с неспособностями других и она не будет больше воспринимать их на себя и соответственно не будет вынуждена держаться на расстоянии от них. Эти дефекты близких, ассоциируются с увечьями или с ранами людей, которые вызывают у нее жалость, значит прямая ссылка – кастрация. Становится ясным, что представления восстановленные воспоминаниями, сообщенными во время сессий, выражают взгляд на мужские половые органы (брата и мальчика, с которым играла в семью) и последующий страх, что в результате своих сексуальных эдипалных фантазий негативного характера, она осталась без пениса (кастрирована). Весь этот материал сильно активизировался в переносе в связи с приходом третьего лица. Если бы у анализантки была другая фиксация или она была бы на другой фазе анализа, в которой переживала бы другой период своей жизни, возможно   39   пережитое имело бы другое проявление, например внутриматочного характера или откровенно генитального, например первичная сцена. 77 Например, анализантка проф. Пелеффо, которая тоже предлагала психоаналитику принять в анализ своего мужа, переживает более первичные опыты своей жизни в переносе. Ситуация ассоциативно активировала воспоминания об отношениях с ее начальником. В сеансе она говорит: «Когда начальник заходил в бюро, это было как будто бы пенис проникал в вагину. Я сильно ревновала свою группу коллег. Бюро было как теплая матка, а с коллегами были очень тесные отношения. Начальник проникал и занимал мое пространство. Я должна была отойти в сторону. Он все разбивал. Я бы его придушила шнуром от телефона. Ой, насколько я его ненавидела и любила. Я одновременно хотела и не хотела его иметь (здесь она ассоциирует с предыдущим мужем). Я хотела его удержать и исторгнуть его. И когда мне удалось уехать и оставить его, я была полностью потеряна. У меня больше ничего не осталось кроме нескольких вещей, оставшихся у него дома. Они были моими представителями, но когда я получила их обратно, я почувствовала себя лучше. Тем не менее, Я должна была перестроить внутри себя ту ситуацию и забеременела. Иначе говоря, я нуждалась в пенисе, который у меня убрали или, который я потеряла когда уехала». Этот материал активировался после того как психоаналитик согласился принять мужа анализантки. Основной темой свободных ассоциаций являлось желание проникновения третьего лица в дуальные отношения для полного освобождения. Можем сказать, что в этом случае проникновение пениса во внутриутробную жизнь было травмирующим. 78   В своих работах Пелуффо подчеркивал, что первичные опыты, имеющие место в довербальных фазах, то есть на сенсорно-двигающем этапе развития, должны   40   иметь другой код транскрипции. По этой причине не просто их высказать словами. У психоаналитика, работающего в длинных сеансах, есть возможность встретить молчание, которые не являются сопротивлением, а трудностями в выражении определенного опыта словами. Проще выразить пережитое в живописи, в музыке или в поэзии. Пелуффо также подчеркнул, что наиболее подходящим способом выражения пережитого являются сновидения и что, перенос является мощным активатором их повторения. Я тоже в своей профессиональной деятельности проверила этот факт. Наверное перенос является самым близким отношением к симбиотическим, внутриматочным. 79 У Анализанта происходит регрессия в первоначальные фазы жизни по разным причинам: 1.   из-за сеттинга 2.   из-за внушения основного правила, согласно которому предлагается анализанту говорить без цензуры то, что он думает и ощущает. Это непреложное предложение доверять психоаналитику и быть от него зависимым, как маленький ребенок, который существует благодаря присутствию своего ухаживающего. 3.   Кроме того в микропсихоанализе анализант проводит много времени с психоаналитиком в особой интимной и теплой атмосфере, без внешних внушений, отвлечений, звонков… Поэтому длинные сессии являются мощными активаторами пережитых внутриутробных испытаний. 80   41   В своей деятельности я часто сталкивалась с проблемами определения личности и сексуальности, в связи с травмирующими, преждевременными потерями других детей/братьев. Данные, которые я собирала регулярно, доказывают присутствие сильного чувства вины со стороны выжившего и проблемы идентичности. Мне удалось собрать истории выживших сыновей и матерей, потерявших детей. У всех проявляется сильное чувство вины: Мать считает себя неполноценной и виноватой в смерти ребенка; Выживший ребенок считает себя несправедливым (незаконным) захватчиком чужого места. Можно себе задавать вопрос: какова была динамика отношения мать/плод? В клинике есть достаточно данных, чтобы сделать гипотезу, что потеря ребенка является материнской (но и семейной) травмой, которая вновь проявляется в следующей беременности (точнее в симбиотической фазе, включая внутриутробную жизнь и первые 6/7 месяцев после рождения) в матери и плоде. 81 Согласно модели Пелуффо «фантазм-стимул/фантазм-ответ », динамика могла быть следующей: мать чувствует себя виноватой за смерть предыдущего ребенка и испытывает амбивалентное желание искупить свою вину через рождение здорового ребенка. Для того, чтобы себя успокоить и избежать повторения травмы, ребенок должен быть противоположного пола. Таким способом, мать смогла бы одновременно сохранить в себе фантазм идеального ребенка, представляющего потерянного малыша. Ответ плода/ребенка мог быть восприятием чувства вины на себя и желанием быть идеальным ребенком для матери.   42   Пример 82 Психоаналитический материал матери и дочки Я уже прочла отрывок сеанса матери (я ее позвала Элли), в котором женщина в переносе пережила благополучные ощущения симбиотического отношения. Про нее могу добавить, что она, ко мне обратилась из-за потери собак. Они были больными и старыми когда она их усыпила, но не смогла себя простить за решение, не смотря на то, что она себя полностью отдала своим собакам до самого последнего момента их жизни. В течение микропсихоанализа выяснилось, что смерть собак была повторная (или очередная, как лучше сказать?) травма, за которую Элли себя обвиняла. Первая травма произошла когда ей было 16 лет и незнакомый человек изнасиловал ее на улице, когда девушка возвращалась домой (она себя обвиняла, потому что в течение изнасилования не кричала). Вторая травма была потеря ее первой дочки, которая умерла когда ей было 4,5 месяца по неизвестным причинам. Элли не помнит, что случилось после смерти ребенка: ее мать забрала мертвого малыша, устроила похороны и отправила дочку далеко на несколько дней. Об этом событии больше никто не говорил, все родственники держали в себе секрет, как будто молчание могло скрыть реальность и вину. Элли никогда не была на кладбище, не произнесла имя ребенка и никогда не плакала, но сохранила в себе уверенность своей вины. Через год после смерти первого ребенка Элли родила еще одну дочку и только спустя 30 лет, когда пришла на психоанализ, смогла рассказать вслух о печальных событиях. «У меня было только одно желание: иметь ребенка. Он был моим, мы с ним были одним существом…он был для меня специальным и больше такого не повторялось в других беременностях. Я была как Алиса в Стране Чудес. Рождение того ребенка это самое хорошее воспоминание моей жизни…мы могли бы иметь необыкновенные отношения … это моя вина… я ничего не слышала, я ее покормила, дала ей соску, заснула и продолжала спать, в то время   43   как была ему нужна… Несмотря на то, что я обожаю моих дочерей, когда я опять забеременела, я хотела мальчика, чтобы история не повторялась. 83 Ее первая дочка была психологом и официально ко мне обратилась, потому что ей был интересен микропсихоанализ. На самом деле пришлось решить большой конфликт идентичности, до того как мы смогли начать курс обучения. Дочку назову Карла. Карлу мучило сомнение своей сексуальной идентичности. С раннего детства она хотела быть мальчиком и задавала себе вопросы: 1.   Кто я Карла или Карло? 2.   Являюсь ли я ребенком моей матери? Когда девушка проходила мимо зеркала или витрин, быстро разглядывала себя и сомнение регулярно повторялось. Каждый раз, когда она пробовала фантазировать другое изображение, повторялось разочарование, она была зла на мать и на себя, кричала «роди меня заново мальчиком». В переносе Карла снова испытывала чувство вины. Ей казалось, что она занимала не свое место и считала себя преступником. «Это как будто я кого-то убила, когда была маленькой…может быть я не помню, и на самом деле кого-то убила. Недавно я узнала, что до меня мама родила дочку, которая умерла когда ей было 4 месяца. Я убила мальчика в себе, если бы я была мальчиком было бы совсем другое дело. На моем месте должен был быть мальчик, у мамы уже была дочка… я не могла себя простить за то что я девочка.» 84 Преждевременная смерь ребенка укрепляет идеализацию, чтобы уменьшить чувство вины к мертвому. Мертвый ребенок продолжает изображать образ идеального ребенка. Образ никогда не сможет воплотиться в других детях. Идеал не выдержит сравнение с реальным ребенком со своими характеристиками и недостатками. Следственно у других детей будет постоянное   ощущение неполноценности 44   и неуверенности в своей идентичности. Неуверенность ребенка получает поддержку от сознательного желания матери и других родственников, что новорожденный будет противоположного секса относительно мертвого. Это желание звучит у выжившего, который хотел бы быть спасителем матери и исправить потерю. Один придуманный способ это «забеременеть» маму. В это определенный случай Эдипалное желание положительного характера, связанно с фиксацией либидо симбиотическим отношением и не разрешает отдаление от первоначального объекта. Желание смещается на другие объекты такого же типа, но оно остается нереализуемым по физиологическим и психологическим причинам. Анализантка смотрит на фотографию и говорит: «Как будто мама всегда с животом…я захотела, чтобы она была только мною беременна…как будто она беременна моим желанием и поэтому ребенок мертвый…в животе есть мертвый ребенок и это моя вина. Мертвый ребенок меня преследует…как будто он должен был родиться на моем месте…все захотели мальчика и пришла я… никто меня не ждал, а в животе остался другой». 85 Пелуффо пишет: «Анализируемый заново проживает фазу нахождения в матке с событиями, галлюцинациями и фантазмами плода. Аналитик, в свою очередь, отвечает воспроизведением внутриутробных отношений, который у него были с матерью. Это – не диалог переживаний, а параллельное скольжение, в котором присутствуют моменты встреч – всегда более или менее травмирующие… Разница между анализируемым и аналитиком – помимо эмоционального затухания переживаний – состоит в том, что очень часто аналитик умеет анализировать вторичные проработки, которые следуют за инфантильными переживаниями, точно так же, как – очень часто – это будет уметь и анализируемый в конце анализа».   45   86 Ulrich Honemeyer: считает, что « 4 D или 3D в реальном времени это хорошая возможность для развития первоначального отношения матери и отца с ребенком». У нас есть мечта, что тесное взаимодействие между разными науками сможет довести исследования до новые интересные открытия. Тем не менее, для того, чтобы сотрудничество стало продуктивным, нужно опустить нарциссические предрассудки, которые во все времена представляли самым крупным препятствием к научному прогрессу. 87 Благодарю за внимание     46  
«Психобиологическое отношение мать/плод: внутриутробная жизнь» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Тертель А. Л.
Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot