Основные принципы осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Основные принципы осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
1. Сущность ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность предприятий (ВЭД) - это сфера хозяйственной деятельности, которая связана с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, а также выходом предприятия на внешний рынок.
В России до последнего времени велась, по сути, внешнеторговая деятельность, а не внешнеэкономическая, включающее помимо внешней торговли технико-экономическое и научно техническое сотрудничество.
В России понятие внешнеэкономическая деятельность предприятия появилась только в 1987г., с начала осуществления внешнеэкономических реформ, суть, которой основывалась на децентрализации внешней торговли, и переходу к внешнеэкономической деятельности предприятий от межправительственных внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне предприятий с полной самостоятельностью в выборе партнера, внешнего рынка, номенклатуры товара, сроков и объемов поставки.
ВЭД отличается правовой автономностью (существует отдельная нормативно-правовая база для внешнеэкономической деятельности), экономической и юридической независимостью.
Цели ВЭД: изменение объема экспорта и импорта; обеспечение страны необходимыми ресурсами; изменение экспортных и импортных цен. Способствует выравниванию уровня экономического развития.
Достижение целей возможно путем решения следующих задач:
1)изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;
2)изучение приемов и методов международной торговой политики;
3)изучение методов международного ценообразования;
4)изучение организации и техники внешнеэкономических операций.
Материальной основой ВЭД является внешнеэкономический комплекс (ВЭК), который представляет собой совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, производителей экспортной продукции и потребляющих импортные товары и услуги.
Структурно ВЭК включает предприятия-производителей и содействующую ВЭД инфраструктуру.
К инфраструктуре ВЭД относят:
информационно-консультационные структуры;
кредитно-банковскую систему;
страховые фирмы;
первичные товарные рынки;
оптово-посреднические фирмы;
транспортно-экспедиционные служб
2. Виды ВЭД (виды внешнеэкономических операций)
В соответствии с законодательством РФ к видам ВЭД относят:
1. внешнеторговую деятельность;
2. международное инвестиционное сотрудничество;
3. международную производственную кооперацию;
4. валютно-финансовые и кредитные операции;
5. международное научно-техническое сотрудничество.
1. Внешнеторговая деятельность – предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
Формами внешнеторговой деятельности является:
экспорт;
импорт;
реэкспорт;
реимпорт.
Реимпорт – это ввоз на таможенную территорию партий товаров, которые ранее были вывезены с этой же территории. Ваша выгода от реимпорта товара.Если с момента вывоза не прошло трех лет, таможенные органы Российской Федерации возвращают уплаченные за экспорт пошлины и налоги.
Реэкспорт – обратная реимпорту процедура, при которой ввезенные из одной страны товары вывозятся в другую через таможенную территорию третьей стороны (государства-посредника). Пример реэкспорта – газ, который по газопроводу проходит из одной страны в другую по территории третьей
Преимущества реэкспорта товаров
С помощью реэкспорта можно легко и без потерь возместить ущерб от купленной партии дефектного товара, товара с истекшим сроком годности или другими проблемами, вина за которые лежит на производителе. Вернуть партию продукции обратно можно даже после того, как она была выведена в свободное обращение.
Товары, запрещенные для реимпорта и реэкспорта
Предметами обеих таможенных процедур могут стать только те товары, которые находятся в свободном обращении на территории РФ. Товары из списка запрещенных к свободной реализации теоретически могут быть вывезены или ввезены только с разрешения отдельных министерств. Например, контроль над реэкспортом ядерных веществ осуществляет непосредственно Минатом РФ.
СПИСОК ЗАПРЕЩЕННЫХ К СВОБОДНОМУ ОБРАЩЕНИЮ ТОВАРОВ:
1. Драгоценные камни, металлы, изделия.
2. Уран и прочие ядерные материалы.
3. Оружие, боеприпасы, военная техника.
4. Материалы стратегического назначения.
5. Рентгеновская техника.
6. Шифровальная техника.
7. Данные секретных разработок и научно-исследовательских проектов.
8. Ракетно-космические комплексы.
9. Наркотики и ядовитые вещества.
10. Этиловый спирт.
11. Ядерные и взрывоопасные отходы.
12. Отходы с содержанием драгоценных и редкоземельных веществ.
13. Некоторые виды лекарств.
2.Международное инвестиционное сотрудничество – взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Цель сотрудничества – расширение выпуска экспортируемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, облегчение процессов реализации на внешнем рынке.
Международное инвестиционное сотрудничество реализуется в следующих формах:
международный финансовый лизинг;
предприятия с участием иностранных инвесторов.
3.Международная производственная кооперация – сотрудничество в конкурентно связанных между собой процессах технологического разделения труда.
Формами международной производственной кооперации по классификации Европейской Экономической Комиссии являются:
предоставление лицензий с оплатой продукцией, выпущенной по этой лицензии;
поставка производственных линий и заводов с оплатой произведенной на них продукцией;
совместное производство на основе специализации;
подрядная кооперация.
4. Валютно-финансовые и кредитные операции – в качестве вида ВЭД рассматриваются, с одной стороны, как сопровождающие внешнеэкономическую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа; с другой стороны – в качестве самостоятельных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.
5. Научно-техническое сотрудничество – проявляется в виде технического обмена, выполнения научных исследований на заказных началах.
В зависимости от формы ВЭД выделяют:
- операции по купле-продаже товаров и услуг;
- операции в сфере международного инвестиционного сотрудничества (по международному финансовому лизингу);
- операции в сфере международной производственной кооперации (в рамках совместных предприятий и производств, кооперативов);
- операции в сфере международного научно-технического сотрудничества (по продаже лицензий, патентов, совместному строительству объектов, обучению специалистов);
- операции в сфере международных финансовых и валютно-кредитных отношений, по проведению международных расчетов, предоставлению кредитов и займов
3. Валютные операции и их виды
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
• Закон о валютном госрегулировании и контроле;
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция, 2016)
• международные соглашения РФ;
• опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 Закона).
Субъекты валютных операций
Валютные операции вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой). Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.
Так, резидентами при совершении валютных операций названы (п. 6 ст. 1 Закона):
• физлица — граждане РФ, за исключением тех лиц, которые проживают за границей более года;
• иностранцы и не имеющие гражданства лица, проживающие в России по оформленному здесь виду на жительство;
• российские юрлица;
• подразделения российских юрлиц, которые открыты за границей;
• дипломатические и консульские представительства России, находящиеся за пределами страны;
• Российская Федерация и субъекты, а также муниципальные образования.
Валютные операции совершают также лица, называемые нерезидентами. Это (п. 7 ст. 1 Закона):
• физлица, которые не могут быть определены как резиденты;
• юрлица, зарегистрированные за рубежом;
• иностранные организации, которые не обладают статусом юридических лиц, созданные и находящиеся за пределами России;
• иностранные дипломатические и консульские представительства, прошедшие в России аккредитацию;
• межправительственные и межгосударственные представительства и организации в России, а также их филиалы;
• постоянные представительства на территории России подразделений нерезидентов;
• иные лица, не упомянутые как резиденты.
К субъектам валютных операций еще относятся уполномоченные банки. Полное определение таким банкам дано в п. 8 ст. 1 Закона. В частности, это финансовые организации, осуществляющие банковские валютные операции на основании выданных Центробанком лицензий.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона валютные операции — это:
1. получение и передача инвалюты между резидентами;
2. получение и передача инвалюты, а также использование иностранной валюты, российских рублей, внутренних ценных бумаг как средств платежа при совершении валютных операций, осуществляемых между:
- резидентами и нерезидентами;
- нерезидентами;
3. ввоз/вывоз из страны инвалюты, рублей и российских ценных бумаг;
4. перевод инвалюты, рублей, российских иностранных ценных бумаг со счета субъекта валютных операций, открытого за границей, на его же банковский счет в России, и в обратном направлении;
5. перевод рублей и ценных бумаг нерезидента по его банковским счетам, открытым в России;
6. перевод рублей с заграничного счета одного резидента на заграничный счет другого резидента;
7. перевод рублей резидента по открытым им заграничным банковским счетам.
Классификация валютных операций содержатся в ст. 6, ст. 9 и ст. 10
1. По срокам выполнения валютные операции делятся
на капитальные, текущие и кассовые.
2. В зависимости от задействованных субъектов валютные операции могут совершаться
резидентами и нерезидентами.
3. Валютные операции могут иметь разное назначение и быть направлены на достижение различных целей. В частности, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
4. В соответствии с особенностями ведения бухучета и характером валютных операций их можно разделить на активные и пассивные.
5. Валютные операции могут быть индивидуализированы под характер сделки или под клиента любого банка. Исходя из такой классификации валютных операций, можно выделить:
• валютные операции по банковскому счету клиента банка, открытому в инвалюте;
• корреспондентскую связь с другими банками;
• сопровождение экспортно-импортных операций;
• торговлю инвалютой на территории России;
• накопление инвалюты в экономике страны;
• кредитование в международной финансовой среде.
6. Также выделяют конверсионные валютные операции, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких валютных операций можно привести торговлю Forex.
Осуществлении валютных операций между лицами, признанными нерезидентами, не существует каких-либо ограничений. Валютные операции, осуществляемые между нерезидентами и резидентами, также освобождены от каких-либо ограничений. А вот осуществлять валютные операции резидентам друг с другом запрещено, за исключением нескольких случаев, перечисленных в п. 1 ст. 9 Закона.
В целом контроль над проведением валютных операций и сделок осуществляется правительством.
К контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов. Агенты, осуществляющие контроль за валютными операциями, — это уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры.
4. Валюта и валютные ценности
В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г.* даны определения валюты.
Валюта Российской Федерации — это:
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
Иностранная валюта — это:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран. Валютный курс обычно устанавливается на основе спроса-предложения валют на валютном рынке, однако может носить и односторонний характер, когда государство во властном, одностороннем порядке устанавливает валютный курс. Так было, в частности, в СССР в 1930—1980 гг.
В современном российском законодательстве и экономической практике часто используется понятие «валютная интервенция Банка России», означающее его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты* и по воздействию на суммарный спрос и предложение денег.
Валютные ценности — ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны.**
Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены:
а) иностранная валюта,
б) ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы. — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ.
5 . Формы расчетов по ВЭД
В соответствии со сложившейся практикой в настоящее время применяются следующие формы международных расчетов:
- инкассовая форма расчетов;
- аккредитивная форма расчетов;
- банковский перевод;
- авансовый платеж;
- расчеты по открытому счету;
- расчеты с использованием векселей, чеков, банковских карточек.
Инкассовая форма расчетов. Инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает платеж от импортера за отгруженные в его адрес товары и оказанные услуги, зачисляя эти средства на счет экспортера в банке. В соответствии с Унифицированными правилами по Инкассо инкассовые операции осуществляются банками на основе полученных от экспортера инструкций.
Экспортер после отгрузки товара направляет своему банку документы, подтверждающие не только отгрузку товара, но и передачи собственности на товар. Одновременно экспортер дает указание банку передать эти документы покупателю через его банк против платежа.
Взаимоотношения расчетов по инкассо регулируются параграфом 4 главой 46 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].
Основные условия для данного вида платежа:
- передача документов покупателю только против платежа наличными или переводом;
- банк получателя имеет право передать покупателю документы при условии, что он акцептует выставленный продавцом вексель;
- безотзывное обязательство произвести платеж: передача документов против безотзывного подтверждения покупателя, оплата в назначенный день;
- инкассо без документов, если товар отгружен или отправлен воздушным или наземным транспортом, то есть вероятность того, что документы прибуду позже поступления товара. В таких случаях документы высылаются вместе с товаром, а также в адрес банка в стране покупателя.
Банковский перевод представляет собой поручение одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму. В международных отношениях банки в основном выполняют переводы по поручению своих клиентов.
Участники банковских переводов: перевододатель – должник; банк перевододателя, принявший поручение; банк, осуществляющий зачисление суммы перевода переводополучателю; переводополучатель.
Банковский перевод осуществляется посредством почтового перевода (почтовые платежные поручения), телеграфного перевода (телеграфные или телексные платежные поручения), а также с помощью системы SWIFT (всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть).
Авансовый платеж. Данная форма расчетов наиболее выгодна для экспортеров, так как оплата товаров производится импортером до отгрузки, а иногда даже до их производства. Если импортер оплачивает товар авансом, он кредитует экспортера. По поручению экспортера на сумму авансового платежа банк экспортера обычно дает импортеру гарантию возврата товара полученного аванса в случае невыполнения условий контракта и непоставки товара.
Аванс как предварительный платеж, составляющий определенный процент от стоимости товара служит гарантией того, что покупатель не откажется от исполнения сделки, является формой кредитования продавца покупателем и может быть использован для дополнительного финансирования изготовления товара. Аванс может быть представлен не только в денежной, но и в товарной форме, например, в виде комплектующих частей, необходимых для изготовления заказанного товара. Аванс уплачивается в течение определенного срока от даты вступления контракта в силу.
Если покупатель отказывается принять заказанный товар, продавец имеет право возместить свои убытки из суммы аванса. Для этого в контракт включается оговорка о безвозвратности аванса в случае неисполнения контракта по вине покупателя. С другой стороны, в контракт включается оговорка, что в случае невыполнения обязательств продавцом вся сумма предоставленного аванса возвращается к покупателю.
Расчеты по открытому счету. Их сущность состоит в периодических платежах импортера экспортеру после получения товара, данная форма связана с кредитом по открытому счету. По данной форме расчетов предусматриваются периодические платежи в установленные сроки (после завершения поставок или перепродажи товаров импортером в середине или в конце месяца). После выверки расчетов окончательное погашение задолженности производится через банки при помощи перевода или чека.
Особенностью данной формы расчетов является то, что движение товаров опережает движение денег.
Платеж на открытый счет является самой простой, самой дешевой и самой рискованной для продавца формой расчетов. Так как оплата товара производиться после того, как все права на него перешли к покупателю и нет финансовых документов, которые принудили бы его оплатить товар. Использование открытого счета осуществляется при очень большой уверенности в своем партнере, обычно между фирмами, состоящими в длительных деловых отношениях.
Специфическая область использования расчетов по открытому счету – комиссионная и консигнационная торговля, то есть товар отправляется на склад посредника страны реализации, а оплата производится после его продажи. При этом следует убедиться в надежности фирмы посредника.
Расчеты с использованием векселей, чеков, банковских карточек. Использование вексельной формы расчетов связано с тем, что часть внешнеторгового оборота осуществляется за счет кредита.
Различают переводной вексель (тратта) и простой вексель.
Переводный вексель должен содержать:
1) наименование "вексель", включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;
3) наименование того, кто должен платить (плательщика);
4) указание срока платежа;
5) указание места, в котором должен быть совершен платеж;
6) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;
7) указание даты и места составления векселя;
8) подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).
Всякий переводный вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента.
Индоссамент может быть совершен даже в пользу плательщика, независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, либо в пользу векселедателя, либо в пользу всякого другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут в свою очередь индоссировать вексель.
Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи - индоссамента. Индоссант несет ответственность не только за существование права, но и за его осуществление.
Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на лицо, которому или приказу которого передаются права по ценной бумаге, - индоссата. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому должно быть произведено исполнение) или ордерным (с указанием лица, которому или приказу которого должно быть произведено исполнение).
Индоссамент может быть ограничен только поручением осуществлять права, удостоверенные ценной бумагой, без передачи этих прав индоссату (препоручительный индоссамент). В этом случае индоссат выступает в качестве представителя.
Если векселедатель поместил в переводном векселе слова "не приказу" или какое-либо равнозначащее выражение, то документ может быть передан лишь с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии.
Простой вексель содержит:
1) наименование "вексель", включенное в самый текст и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;
3) указание срока платежа;
4) указание места, в котором должен быть совершен платеж;
5) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;
6) указание даты и места составления векселя;
7) подпись того, кто выдает документ (векселедателя).
При расчетах по внешнеторговому контракту простой вексель с твердым обязательством его оплатить по наступлении оговоренного срока выписывает и передает экспортеру импортер. В дальнейшем экспортер обращается в банк с просьбой инкассировать полученный вексель. Переводной вексель, или тратта, выписывается экспортером с предложением импортеру произвести его оплату и передается на инкассо в обслуживающий банк обычно в сопровождении коммерческих документов. Однако при использовании векселей в трансграничных операциях, предполагающих участие сторон из разных стран, следует иметь в виду, что вексельное законодательство этих стран может различаться.
С точки зрения вексельного права все государства условно принято делить на четыре группы:
1. Государства, унифицировавшие свое вексельное законодательство на основе Единообразного закона (ЕВЗ) о переводном и простом векселе, утвержденного Женевской конвенцией 1930 г.:
- государства, официально присоединившиеся к Женевской конвенции и издавшие национальные законы, воспроизводящие ЕВЗ (порядка 20 стран): Россия, Германия, Франция, Италия, Швеция, Бельгия, Дания, Австрия, Норвегия, Финляндия, Бразилия и др.;
- государства, не присоединившиеся к Женевской конвенции, но издавшие на основе ЕВЗ свои национальные законы (порядка 50 стран): Аргентина, Ирак, Исландия, Алжир, Индонезия, Тунис, Турция, Чехия, Болгария и др.
2. Государства, правовые системы которых восприняли принципы английского права, а именно английского Закона "О переводных векселях" 1882 г. (The Bills of Exchange Act)
- Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Индия, Гонконг, Канада, ЮАР, Ирландия, Багамские, Бермудские, Виргинские острова и др.
3. Государства, национальные законы которых имеют в своей основе старое французское вексельное право, действовавшее до принятия Женевской конвенции:
- Иран, Иордания, Испания, Люксембург, Доминиканская Республика, Уругвай и др.
4. Некоторые государства Латинской Америки (например, Чили и Мексика), вексельное законодательство которых не было унифицировано и в значительной степени отличается от законодательства вышеуказанных групп стран.
В 1936 г. СССР присоединился к Женевской конвенции N 358 "О Единообразном законе о переводном и простом векселе" с Приложениями Единообразного вексельного закона, а также исключений и оговорок, которые имеют право сделать в своем национальном законе государства-участники
Таким образом, современное международное вексельное право характеризуется неуниверсальной унификацией. При этом большинство стран мира относятся к одной из двух основных систем вексельного права - женевской или англо-американской. Россия как правопреемница СССР является участником Женевской конвенции. В странах женевской системы вексельного права вексель по своему правовому статусу является ценной бумагой или документом, удостоверяющим с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В странах англо-американской системы вексель классифицируется как оборотный документ (negotiable document). Понятие оборотного документа означает, что:
- и иных возражений (независимость права надлежащего держателя документа от документа и права на него передаются путем простого вручения либо путем вручения, сопровождаемого индоссаментом, без необходимости уведомлять обязанное по этому документу лицо (упрощенный порядок передачи прав);
- лицо, приобретающее такой документ добросовестно и за встречное удовлетворение, получает полный и законный титул держателя, свободный от каких-либо дефектов титула его предшественников права его предшественника).
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
В настоящее время многие банки покупают и продают дорожные чеки в различных видах СКВ (в том числе в евро), а также возможно приобретение еврочеков (Eurocheque). Действительно, в европейских странах с 1 января 1999 года платежные документы могут выписываться в евро. Период двойного валютного обращения ("dual currency circulation") установлен с 1 января 1999 года до 1 января 2002 года. С 1 января 2002 года чеки европейских эмитентов будут выписываться только в евро.
Как средство платежа в международном обороте чек применяется в расчетах за поставленный товар, при окончательном расчете за товар и оказание услуги, урегулировании рекламаций на товар, погашение долга и др., а также в расчетах по неторговым операциям. Чек используется для получения наличных денег, для безналичного платежа и в других формах, связанных с обращением чеков в качестве средства платежа.
С 60-х годов ХХ в. В международных расчетах используются банковские карточки. Кредитная карта – это именной денежный документ, дающий право владельцу приобретать товары и услуги с использованием безналичных расчетов.
Право на выпуск карт международной платежной системы требует процедуры обязательного вступления в члены международной платежной системы.
Кредитная организация, которая имеет выданную платежной системой лицензию на эмиссию и (или) эквайринг банковских карт этой платежной системы и осуществляет все расчеты по операциям с их использованием с платежной системой и ее участниками через кредитную организацию - принципиального члена, является ассоциированным (аффилированным) членом платежной системы.
Те же кредитные организации, которые имеют выданную платежной системой лицензию на эмиссию и (или) эквайринг карт этой платежной системы и обеспечивают осуществление всех расчетов по операциям с их использованием непосредственно с платежной системой, являются принципиальными членами платежной системы.
В зависимости от схемы расчетов и учета по виду платежного продукта карты банка разделяются на три вида. Согласно п.1.5 Положения ЦБ РФ N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" кредитные организации вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов:
- расчетных (дебетовых) карт;
- кредитных карт;
- предоплаченных карт.
Различные типы карт отличаются размерами установленных лимитов, также оценка рисков рассчитывается кредитными организациями отдельно по каждому типу карт. Многочисленные споры вокруг преимуществ использования дебетовых или кредитных карт не ограничивают объемы эмиссии банками того или иного выбранного типа карт.
Основное различие заключается в том, что дебетовые банковские карты позволяют использование их держателям денежных средств в пределах расходного лимита. Расчеты осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его счете, или кредита, предоставляемого клиенту в соответствии с условиями договора при недостаточности или отсутствии на счете денежных средств (овердрафт).
В свою очередь, кредитные банковские карты позволяют их держателям распоряжаться денежными средствами, предоставленными банком клиенту согласно условиям кредитного договора.
Эмиссия же предоплаченных карт обязывает кредитную организацию установить предельную величину лимита предоплаченной карты в сумме 5000 руб. или в эквивалентной сумме в иностранной валюте, рассчитываемой по устанавливаемому Банком России официальному курсу этой иностранной валюты по отношению к рублю, действующему на дату эмиссии предоплаченной карты.
Все карты, эмитируемые банком, имеют признаки принадлежности банку, логотип международной платежной системы, а также предусмотренные правилами платежной системы защитные признаки. На каждую карту наносятся следующие данные:
- идентификационный номер карты;
- месяц и год окончания срока действия карты;
- защитный символ - спецлитера (например, стилизованная буква "V" - по картам международной платежной системы Visa);
- имя (или инициалы) и фамилия держателя карты латинскими буквами.
Все карты разделяются по следующему типовому признаку:
Gold: карты выпускаются наиболее привилегированным клиентам, имеющим высокий ежемесячный доход, положительную кредитную историю, репутацию, рекомендации, минимальный риск невозврата платежей и т.п.;
Business: карты предоставляются юридическим лицам и предполагают использование их доверенными сотрудниками организаций;
Classic, Standard: карты предоставляются физическим лицам со стабильным ежемесячным доходом, имеющим положительную репутацию и кредитную историю;
Electron, Cirrus/Maestro: карты выпускаются для всех групп клиентов. Карты используются только в электронных терминалах и банкоматах, имеют минимальный риск совершения овердрафта и применяются в основном для массовых зарплатных проектов.
Главная особенность расчетов банковскими картами (она же - главная проблема валютного контроля этих расчетов) связана с тем, что банк-эмитент нередко фактически не участвует в совершении валютной операции: например, банк-эквайрер (нерезидент) просто списывает средства с карточного счета, а российский банк при этом не владеет информацией ни о сути операции, ни о контрагенте.
В такой ситуации у кредитных организаций, являющихся агентами валютного контроля, часто возникают вопросы, связанные с совершением клиентами (да и самими кредитными организациями) тех или иных операций с использованием банковских карт. На международном рынке данные расчеты регулируются международной платежной системой -Europay Internl. Данная ассоциация предоставляет лицензии на право использования банковских карт и других платежных продуктов, осуществляет расчеты через международную сеть коммуникаций и процессинговые центры.
Валютные клиринги. Валютный клиринг — способ международных расчетов, применяемый во внешнеэкономических связях. Устанавливается на основе двухсторонних или многосторонних клиринговых соглашений, участниками которых являются государства, осуществляющие между собой торговые отношения. Валютный клиринг применяют в условиях, когда страны, или одна из них, не имеют достаточного количества свободно конвертируемой валюты для обеспечения взаимных расчетов. При достижении соглашения об использовании в торгово-экономических отношениях между странами клиринга выбираетсявалюта клиринга, в которой погашаются взаимные обязательства и требования.
1.2. Аккредитивная форма расчетов
Аккредитив, используемый в расчетах по внешнеторговым сделкам, независимо от того как он назван или обозначен ("документарный аккредитив", "аккредитив", "аккредитивное письмо" и т.п.) представляет собой одностороннее, условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента - приказодателя аккредитива (импортера) в пользу его контрагента по контракту - бенефициара (экспортера), по которому банк, открывший аккредитив (банк - эмитент) должен произвести бенефициару платеж (немедленно или с рассрочкой) или акцептовать тратты бенефициара и оплатить их в срок или уполномочивает другой банк произвести такие платежи, акцепт или негоциацию тратт бенефициара при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Аккредитив по своей природе представляет собой сделку, обособленную от договора купли - продажи или иного договора, на котором он может быть основан, и банки ни в коей мере не связаны условиями таких договоров.
Вместе с тем аккредитив открывается банком на основании инструкций импортера (приказодателя), которые составляются в соответствии с условиями контракта. В связи с этим в контракте с необходимой полнотой и четкостью должны быть определены все основные условия будущего аккредитива: вид аккредитива (отзывный, безотзывный, трансферабельный, с подтверждением или без подтверждения другим банком, револьверные (невозобновляемые) и возобновляемые), наименование банка - эмитента, наименование авизующего и исполняющего банка, сумма аккредитива, способ реализации аккредитива, перечень документов, представляемых бенефициаром, и их характеристика, сроки для представления документов, сроки отгрузки, условия страхования, уплаты фрахта, банковской комиссии и др.
Документарный аккредитив - это форма расчетов во внешней торговле, которая в наибольшей степени обеспечивает интересы экспортера. От действий банка-эмитента, обслуживающего покупателя, зависят правильность и четкость выполнения условий расчетов. А от внимательности сотрудников банка экспортера, которые имеют дело с документами, сопровождающими аккредитивную операцию, также зависит очень многое с точки зрения выявления факторов операционного риска.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.
В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.
Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.
По просьбе банка-эмитента безотзывный аккредитив может быть подтвержден исполняющим банком с принятием на себя обязательства, дополнительного к обязательству банка-эмитента, произвести платеж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива (подтвержденный аккредитив). Условия подтвержденного аккредитива считаются измененными или аккредитив считается отмененным с момента получения банком-эмитентом согласия исполняющего банка, подтвердившего аккредитив, и получателя средств.
С учетом возможности возобновления аккредитива различаются ролловерные аккредитивы, которые открываются на часть стоимости контракта с условием восстановления первоначальной суммы аккредитива после его полного использования (за ряд документов) либо после представления каждого комплекта документов:
- револьверный (невозобновляемый);
- возобновляемые аккредитивы.
Как правило, в тексте аккредитива указывается сумма, которую не может превысить совокупность обязательств по данному аккредитиву. Ролловерные аккредитивы, позволяющие сократить издержки обращения, применяются в основном по контрактам с регулярной отгрузкой товара в течение длительного времени и с указанием в контракте крупных сумм.
Для использования аккредитива вторыми бенефициарами (непосредственными поставщиками товара) используются переводные (трансферабельные) аккредитивы. В случаях комплектных поставках субпоставщиками по указанию бенефициара аккредитив может быть переведен полностью или частично бенефициарам в стране последнего или в другой стране. Данный аккредитив переводится не более одного раза.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.
При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Форму заявления на открытие аккредитива банк-эмитент разрабатывает самостоятельно. В заявлении на открытие аккредитива указываются следующие сведения:
- наименование банка-эмитента;
- наименование банка - получателя средств;
- наименование исполняющего банка;
- вид аккредитива (отзывный или безотзывный);
- условие оплаты аккредитива;
- перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств, и требования к оформлению указанных документов;
- дата закрытия аккредитива, период представления документов;
- наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза.
В аккредитив или заявление на открытие аккредитива могут быть включены следующие дополнительные условия:
- представление документов, подтверждающих совершение сделки;
- запрещение частичных выплат по аккредитиву;
- способ транспортировки;
- другие условия, предусмотренные основным договором.
Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится: по истечении срока действия аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка); при отказе получателем средств от использования аккредитива (в полной сумме или в ее части) до истечения срока его действия, если это допускается условиями аккредитива, путем направления заявления о закрытии аккредитива исполняющему банку. Условиями аккредитива может быть предусмотрено получение согласия плательщика и (или) банка-эмитента на отказ от использования аккредитива получателем средств. Отказ от использования подтвержденного аккредитива возможен с согласия подтверждающего банка; при отзыве аккредитива (в полной сумме или в ее части) банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.
При отзыве покрытого (депонированного) аккредитива в части суммы аккредитива на лицевой стороне аккредитива бухгалтерским работником исполняющего банка проставляется отметка "Частичный отзыв", сумма, обозначенная цифрами, обводится и проставляется новая сумма. На оборотной стороне покрытого (депонированного) аккредитива производится запись о размере возвращаемой суммы и дате возврата, которая заверяется подписью бухгалтерского работника с указанием фамилии, а также штампом банка.
Возврат суммы банку-эмитенту по покрытому (депонированному) аккредитиву осуществляется исполняющим банком платежным поручением одновременно с закрытием аккредитива по истечении срока действия аккредитива или в день представления документа, служащего основанием для закрытия аккредитива.
Порядок отзыва непокрытого (гарантированного) аккредитива устанавливается соглашением между банком-эмитентом и исполняющим банком.
О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк-эмитент уведомление, составленное в произвольной форме и оформленное оттиском штампа банка, датой составления и подписью бухгалтерского работника.
Физические лица вправе применять аккредитивы для осуществления безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, при расчетах, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств (физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом).
При применении аккредитивов в договоре между плательщиком и получателем средств (далее - основной договор) рекомендуется отражать следующие данные:
- наименование банка-эмитента;
- наименование банка, обслуживающего получателя средств;
- наименование получателя средств или Ф.И.О., данные документа, удостоверяющего личность, адрес проживания получателя, если им является физическое лицо;
- сумма аккредитива;
- вид аккредитива;
- способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
- способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
- полный перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств;
- сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих выполнение условий аккредитива (выполнение работ, оказание услуг и т.д.), и требования к оформлению указанных документов;
- ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
Использование аккредитивных расчетов российскими участниками ВЭД активно ведется по линии финансирования импортных операций. Финансирование импортных операций может осуществляться разными способами: от коммерческого кредитования до открытия специализированных кредитных линий. Наиболее распространенным способом финансирования импорта в России стало предоставление кредита в форме документарного аккредитива.
В чистом виде аккредитив представляет собой одну из форм расчетов по импортным контрактам, обеспечивающую своевременный и полный платеж. Чаще всего аккредитив используется при бартерных, компенсационных и встречных сделках, в составе валютных операций.
Предоставляя аккредитив, банк импортера берет на себя обязательство выплатить продавцу определенную договором сумму после своевременного предоставления последним в свой банк заранее оговоренных документов. В случае, если контрактом между импортером и продавцом предусмотрена отсрочка платежа, аккредитив выступает в качестве кредитного инструмента.
Преимущества аккредитивной формы расчетов для российских импортеров заключается в том, что аккредитив оказывается гораздо дешевле часто требуемой стопроцентной предоплаты. Значительно снижаются стоимость его выставления и подтверждения первоклассным банком.
Созданные в системе коммерческих банков России специальные программы финансирования внешнеторговых сделок предоставляют льготные условия при импорте либо определенного товара, либо при ввозе продукции из конкретной страны-производителя, а также ориентированы на конкретного заемщика. Такие программы поддерживаются правительствами заинтересованных стран или международными финансовыми организациями. Для того, чтобы воспользоваться ими, российскому импортеру достаточно договориться со своим поставщиком об использовании аккредитива с отсроченным платежом. Банки, являясь уполномоченными по такого рода специальным программам, обеспечивают своим клиентам наиболее благоприятные условия для получения кредита, процентных ставок, сроков возврата и обеспечения.
Аккредитивная форма финансирования импорта позволяет снизить риск операции кредитования. Во-первых, оплата производится после получения товаротранспортных документов, т.е. после фактического прибытия товара оговоренного качества в предусмотренные договором сроки. Во-вторых, сводится к минимуму возможность нецелевого использования средств – сумма предоставляемого кредита не выдается импортеру непосредственно, а служит гарантией платежеспособности покупателя и своевременного платежа. В-третьих, низкий уровень процентных ставок повышает способность заемщика реализовать товар в короткие сроки и расплатиться с банком, что также позволяет минимизировать риск невозврата кредита.
6 - Понятие о курсовой разнице.
Дня начала, определим основные операции, в результате которых возникает курсовая разница:
• получение финансовых инвестиций в иностранной валюте
• приобретение/продажа товаров, различных услуг, сырья и пр.
• возмещение расходов работникам предприятий за период командировок за границу
• операции купли/продажи иностранной валюты
• валютные операции с ценными бумагами
Курсовая разница (англ. currency exchange rate difference) – это сумма, возникшая в результате изменения текущего курса национальной валюты к иностранной на момент начала и окончания определенной операции.
Разница в курсах возникает в следствие:
1. активной торговли на валютном рынке
2. инфляции
3. изменении курса одной в валюты относительно другой
Разобравшись с определением, давайте рассмотрим несколько примеров вычисления курсовой разницы. Существует формула для ее расчета:
КР = (Курс1 – Курс2)*СВ
СВ – сумма в валюте на момент определения курсовой разницы;
Курс1 – курс национального банка на момент первоначальной оценки;
Курс2 – курс национального банка на момент определения курсовой разницы.
В результате данного вычисления курсовая разница может быть:
• положительной (КР > 0),
• отрицательной (KP < 0)
• отсутствовать (KP = 0)
7 – Порядок открытия расчетного счета предприятием
чет на территории РФ в любом банке, уполномоченном Центральным банком на проведение операций с иностранными валютами. Обычно банки открывают счета по отдельным видам иностранных валют. Можно открывать счета сразу в нескольких валютах, что позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую, осуществляемой за плату по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции.
Для открытия валютного счета организация обязана представить в уполномоченный банк следующие документы:
• справку о постановке на учет в налоговом органе;
• заявление, содержащее полное и точное наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, телекса, телефакса, скрепленное двумя подписями и печатью. В заявлении содержится обязательство клиента соблюдать банковские правила ведения валютного счета. На обороте заявления банковский работник фиксирует номер присваиваемого клиенту счета, отражает разрешительные визы;
• копии учредительных документов (устав, учредительный договор), заверенные в нотариальной конторе или регистрирующем органе.
• копии документов о регистрации, заверенные в нотариальной конторе или регистрирующем органе;
• карточку установленной формы с образцами подписей и оттиска печати, заверенную нотариально;
• справку о регистрации в Пенсионном фонде РФ.
После проверки представленных документов юристом и главным бухгалтером банк оформляет распоряжение на открытие счета, которое дает возможность организации осуществлять операции по валютному счету.
За открытие валютных счетов и осуществление по ним операций организация платит комиссионное вознаграждение в валюте. Каждый уполномоченный банк устанавливает свои тарифы ставок комиссионных вознаграждений. Кроме того, банк взимает с организации суммы в валюте в оплату почтово-телеграфных расходов, комиссионных вознаграждений иностранных банков и других расходов, фактически произведенных в связи с совершением валютных операций.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах в банках на территории страны и за рубежом используют счет 52 "Валютные счета"
Документы необходимые для открытия валютного счета для ООО
• Заявление для открытия валютного счета с подписями руководителя юридического лица и главного бухгалтера и печатью. Бланк заявления предоставляется банком;
• Предоставленный банком договор банковского счета подписывается руководителем юридического лица и скрепляется печатью организации;
• На банковских бланках составляются еще два документа: анкета клиента и доверенность с правом сдачи и получения финансовых документов для физических лиц, которые не указаны в карточке с образцами подписей организации. Эти важные документы подписывают руководитель юридического лица, главный бухгалтер и удостоверяют все печатью;
• Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ЕГРЮЛ);
• Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
• Выписка из ЕГРЮЛ (выписка выдается регистрирующим органом либо территориальной налоговой инспекцией. Выписка действует в течении 30 дней с момента выдачи уполномоченным органом. Требование банка для открытия валютного счета могут содержать иные требования к документам;
• Учредительные документы юридического лица (устав, договор об учреждении);
• Протокол (Решение) о создании организации;
• Карточка с образцами подписей (банковская карточка);
• Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете;
• Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
• Лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу, на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.