Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

  • 👀 706 просмотров
  • 📌 680 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды» pdf
Лекция 11. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Гармонизация международных экологических отношений – один из основных путей выхода мирового сообщества их экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгий международно-правовой основе. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных странах. Не признают государственных границ и все компоненты природной среды (атмосфера, речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и др.) Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковых эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность и др.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в 21 в. экология идет в разряд высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Принципы международного экологического сотрудничества Из всех видов безопасности (военной, экологической, экономической и др.) именно экологическая нам сегодняшний день является самой актуальной. Объектами международно-правовой охраны окружающей при родной среды (ОПС) признаются природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) возни кают и развиваются экологические отношения. Среди международных объектов охраны ОПС выделяют две категории: • не входящие в юрисдикцию отдельных государств; • входящие в юрисдикцию отдельных государств. Первые – это воздушный бассейн, Ближний Космос, Мировой океан, Антарктида, мигрирующие вид животных. Указанные объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Те природные объекты, которые не вошли в категорию международных охраняемых объектов, могут при необходимости выступать в качестве объектов международного сотрудничества в области охраны ОПС, рационального природопользования, экологической безопасности. Международно-правовые объекты природы, входящие в юрисдикцию конкретных государств, - это объекты на их территории, которые включены в число мирового природного наследия, занесены в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, международные реки, моря, озера. Основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН 1972 г. по проблемам окружающей среды. • Первый принцип (основной): государства вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то, чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащих за пределами национальной территории и будущих поколений путем 1 • Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и естественные экосистемы, должны быть, сохранены на благо нынешнего будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости. • Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и, чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество. К настоящему времени сложились два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Распространенной формой ответственности являются санкции (меры принудительного воздействия к государству – нарушителю). Материальная ответственность наступает в случае нарушения тем или иным государством своих международных обязательств, которое причинило материальный ущерб мировому сообществу или отдельным его членам. Имеются следующие разновидности материальной ответственности: репарация (возмещение экологического ущерба в денежном выражении); реституция (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества); субституция (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного). За международное эколого-правовое нарушение к государству – нарушителю в числе других может быть применена ресторация, т.е. восстановление последним прежнего состояния какого-либо природного объекта, подвергшегося загрязнению по его вине. Международные организации по охране окружающей среды Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций. Межправительственные экологические организации: Большов вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей среды. ЮНЭП (United Nations Environmental Program) – программа ООН по окружающей среде. Действует на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения). Руководящим органом ЮНЭП является совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот совет возложены функции осуществления содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление рекомендаций по проведению соответствующей политики, осуществление руководства и координацию природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в накоплении и оценки знаний и информации об окружающей среде. ЮНЭСКО (United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) – Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Выполняет работу по программе «Человек и биосфера», принятую в 1970 г., проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой. ФАО (Foot and Agricultural Organization of United Nations) – продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Создана в 1945 г. Имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в атмосферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии. 2 ВОЗ – всемирная организация здравоохранения, созданная в 1946 г. имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной окружающей среды. ВМО – всемирная метеорологическая организация, учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе: • Оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ; • Изучение воздействия на озоновый слой Земли. МОТ – международная организация труда, специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной сфере. МАГАТЭ – международное агентство по атомной энергии, учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением. Международные региональные организации, осуществляемые природоохранную деятельность не под эгидой ООН: • Евратом; • Европейский совет; • Европейское экономическое сообщество; • Организация экономического сотрудничества и развития; • Азиатско-африканский юридический консультативный совет; • Хельсинский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др. Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х годов этот фонд предназначен помогать, в основном, развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: • Программа ООН по развитию (United Nations Development Program); • Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environmental Program); • Всемирный банк (World bank). В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: • Глобальное потепление климата; • Загрязнение международных вод; • Уменьшение биоразнообразия; • Истощение озонового слоя. Имеется проект ГЭФ и в России. В 1996 г. нашей стране предоставлен грант на сохранение биоразнообразия в России на сумму 21 млн. дол. Все указанные организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами охраны окружающей среды по отдельным аспектам занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН. Региональные экологические проблемы находят отражение в деятельности комиссий, изучающих социально-экономическое положение в различных частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительств и принимающих участие в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и Тихоокеанского региона (ЭСКАТО), для Латинской Америки (ЭКЛАК), для Европы (ЕЭК), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике. 3 Неправительственные международные организации МСОП (International Union for the Conservation of Nature) – международный союз по охране природы. Создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны флоры. МСОП – инициатор введения Красных книг. WWF (World Wide Fund for Nature) - всемирный фонд охраны дикой природы. Самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается, в основном, в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям. В природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн. дол. США. МЭО – международная юридическая организация, созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды. РК – римский клуб. Международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности – организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области. МЭС – международный экологический суд был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России. Споря в международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны с амии принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права окружающей среды, национального законодательства сторон и прецендентов. ГРИНПИС – независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн. членов. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей среды; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г. Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и другие. Конференции и соглашения Ежегодно в мире проводятся сотни и даже тысячи конференций экологического направления на которых принимаются соответствующие документы: соглашения, конвенции, декларации, договоры и др. Это одна из развитых форм международного сотрудничества. Необходимость согласовывать использование природных ресурсов мс соседними странами, а также вопросы, касающиеся мигрирующих животных, осознали еще в 19 веке, поэтому европейские государства заключили ряд двусторонних соглашений и международных конвенций: о ловле устриц (Франция и Англия, 1839 г.), об охране полезных птиц (Австро-Венгрия и Италия, 1875 г.) и морских котиков (России, США и Япония, 1897 г.), о регулировании лова рыбы в Северном море (1882 г.) и на участках Дуная, пограничных между Россией и Румынией (1902 г.) и многое другое. 4 В начале 20 века предпринимаются попытки координации действий общественности в разных странах по сохранению природных ресурсов. Важная веха этого движения – первая конференция по международной охране природы, созванная по инициативе швейцарского защитника природы Поля Саразина в 1913 г. в Берне (Швейцария), в которой участвовали делегаты из 17 стран, в том числе и из России. Конференция осудила массовое уничтожение животных и истощение других природных ресурсов, образовала Консультативную комиссию по международной защите природы. Но из-за двух разрушительных мировых войн осуществление идей этой конференции задержалось на 35 лет. Приняв международные обязательства СССР, Россия стала участницей всех соответствующих международных соглашений. Особый интерес и особое международные значение имеют следующие конференции и соглашения, приводимые в хронологическом порядке: • Международная конвенция по борьбе с заразными болезнями животных (Женева, 20 февраля 1935 г.); • Международная конвенция по урегулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.), дополнившая и развившая положения Соглашения по урегулированию китобойного промысла (Лондон, 8 июня 1937 г.); • Первая Международная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4-13 сентября 1968 г.), подготовленная ЮНЭСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСПО и др.; • Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5-6 июня 1972 г.) при участии 113 стран приняла два основных документа: декларацию принципов; план мероприятий, где обозначены пути решения организационных, экономических и политических задач взаимоотношений государств при сотрудничестве в области охраны окружающей среды. • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, ноябрь 1972 г.); • Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1972 г.); • Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г., и от 19 ноября 1976 г.); • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 18 мая 1977 г.); • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева, 13 ноября 1979 г.); • Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.) определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств на то время; • Венская встреча представителей государств – участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговых документ содержащий рекомендации: сократить выбросы в атмосферу загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов; сократить производство озоноразрушающих веществ и др. • Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о 5 • • • постепенном прекращении серийного производства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу; Лондонская встреча (Лондон, 27-28 июня 1990 г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство ХФУ к 2000 г.; Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 314 июня 1992 г.). Этот Всемирный форум подтвердил целесообразность продолжения курса на оптимальное сочетание экономического развития и сохранения природной среды, провозглашенного Стокгольмской конференцией. Вместе с тем впервые на столь высоком уровне юыло декларировано, что именно глобальные экологические проблемы стали главной угрозой человечеству, а их решение – главным приоритетом для всего мирового сообщества. Конференция, в которой участвовало свыше 18 тыс. делегатов и экспертов из 179 стран, провозгласила свод принципов, определяющих права народов на развитие и их обязанности по сохранению общей окружающей среды. Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, Япония, декабрь 1998 г.) на которой разработан Протокол к Конвенции или Киотский протокол. Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии Как правопреемник Советского Союза, Россия приняла к исполнению около 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов СССР, направленных на предотвращение экологической катастрофы, сохранение биосферы и обеспечение экологически устойчивого развития человечества. Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов протекает в следующих направлениях: • Выдвижение государственных инициатив; • Работа в международных организациях; • Подготовка международных конвенций и соглашений и их последующее выполнение; • Двустороннее сотрудничество. В рамках первого направления правительством нашей страны был выдвинут целый ряд предложений, например по защите морской среды Балтики (октябрь 1987 г.). Россия активно сотрудничает с ЮНЭП в выработке стратегии защиты природы от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием. Россия – активный член Всемирного союза охраны природы, который является лидером в разработке проблем биоразнообразия – главного условия устойчивости биосферы. Другими структурами ООН, с которыми Россия развивает активное сотрудничество, являются: ЮНЭСКО, ВОЗ, ФАО. Учитывая развитие атомной энергетики, важным и плодотворным является сотрудничество нашей страны с МАГАТЭ. Российская Федерация развивает и углубляет экологическое сотрудничество по линии нескольких международных конвенций и соглашений, таких как: Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол и другие. Двустороннее сотрудничество развивается Россией со всеми соседями, а также с США, Великобританией, Францией, Индией и другими странами. Рассматривая роль 6 России в решении мировых экологических проблем, следует помнить, что наша страна занимает одну седьмую часть суши Земли, на ее территории представлены почти все крупные экосистемы и среди них опорный стабилизирующий блок биосферы – Сибирь с ее необъятной тайгой. Поэтому Российская Федерация в перспективе должна играть ключевую роль в решении глобальных экологических проблем человечества. В своей природоохранной политике Россия исходит их необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений. В России законодательно закреплен принцип примата (верховенства, преимущества международного права над внутренним правом в области охраны окружающей среды и использования ее ресурсов. 7
«Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot