Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные принципы финансирования социальной политики государства

  • 👀 2370 просмотров
  • 📌 2357 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные принципы финансирования социальной политики государства» docx
Лекция. Сущность и основные принципы финансирования социальной политики государства 1.1 Экономические функции государства в условиях рыночной экономики Статья 7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «…политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Одной из важных функций социального государства является разработка и осуществление социальной политики. Следует отметить, что понятие социальной политики в настоящее время широко используется в практике государ­ственного управления, употребляется в официальных документах, оно же служит предметом дос­таточно широких научных дискуссий, причем сущность по­нятия и его содержание у различных исследователей зна­чительно отличаются. Дискуссии по поводу понятия «социальная политика» обусловлены тем, что социальная политика является значимой сферой интересов современного общества, частью деятельности современного государства. Социальная политика связана с уровнем развития обще­ства, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Анализ имеющихся источников показывает, что вопросы, связанные с понимаем сущности социальной политики, взаимоотно­шением государства и общества, с давних времен являлись предметом внимания многих мыслителей. Ученые различ­ных школ признавали, что задачей государства является забота о своих жителях. Например, древнегреческий философ Платон писал, что «…всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен», «подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному». В своих трудах Платон обращал внимание на «со­циальное разделение», которое основывается на «разде­лении труда», видел связь между социальным и экономическим. Другой мыслитель Аристотель указы­вал, что «…государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», «…государство - ... союз в целях оказания помощи», «…наилучшим государ­ственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденство­вать и жить счастливо». К Аристотелю и его представле­нию о «государстве, состоящем из средних людей», т.е. тех, кто имеет «средний достаток», восходят современные представления о значении «среднего класса» как фактора ста­билизации общества. Мыслители нового времени, среди которых - Т. Гоббс, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, также рассматривали вопрос об обя­занностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неотъемлемой социальной и нравственной ценностью. Концепция максимального участия государства в обеспе­чении социальных условий жизни граждан получила наибо­лее развернутое изложение в работе И.Фихте «Замкнутое торговое государство». Дальнейшая деятельность по изучению и истол­кованию социальной политики как функ­ции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства. Научный интерес к данному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв. Поскольку типы этих государств и их идейные компоненты отличались друг от друга, то и понимание социальной политики у представителей различных школ общественной мысли значительно отличались. Важно, что практически все авторы единодушны во мнении, что современное государство обязательно должно осуществлять социальную политику. Идеологические основания социальной политики госу­дарства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной политики и берут начало в социокуль­турных и религиозных традициях данного социума. В наши дни существует много определений социальной политики. Однако не­обходимо учитывать нечто общее, методологически важное при раскрытии сути этого общественного феномена: невозможность по­нять ее вне связи с категориями социальной сферы, социальных от­ношений, государства. Термин «социальная политика» находит отражение в различных областях научных исследований, он широко используется в экономике, философии, социологии, юриспруденции. В экономической науке под государственной социальной политикой обыч­но понимают «…комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенно­го статуса различных социальных групп и созданию усло­вий для всестороннего развития человека и общества». Социальная политика направлена на организации и процессы, определяющие благосостояние граждан. В сфе­ру социальной политики, по мнению некоторых авторов, помимо деятельности отраслей социальной сферы, входят распределение доходов между членами общества, семей­ные отношения, пенитенциарная система, природоохран­ная деятельность и т. д. Анализ философской литературы пока­зывает, что социальная политика рассматривается как «обществен­ные действия по решению проблем, затрагивающих все об­щество». Цель социальной политики заключается в том, чтобы способствовать достижению целей общества. Социологическая наука рассматривает социальную политику, прежде всего, как инструмент, смягчающий нега­тивные последствия индивидуального и социального нера­венства через систему перераспределительных мероприятий, связанный с социальным воспроизводством людей. Социальная политика согласно социальному праву предусматривает совокупность мер, воздействующих на демографическую ситуацию, занятость населения и качество его жизни (включая уровень потребления материальных и духовных благ), пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также мер, обеспечивающих целевую государственную и благотворительную помощь наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения. Проведенный анализ различных подходов на определение сущности и содержание понятия «социальная политика» показывает, что между ними нет противоречия и позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, социальная политика - это многогранный процесс и структурно сложное явление, ее объектом являются социальная сфера и социальные отно­шения, развивающиеся на основе взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества (классами), главная цель которых - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие. Во-вторых, социальная политика формируется государством и негосударственными общественными институтами, включая трудовые коллективы, общественные струк­туры, - субъектами социальной политики, исходя из представлений о правовом государстве, гражданском обществе, основанная на определенных принципах и целях. В-третьих, социальная политика имеет своей основной целью совершенствование условий и качества жизни людей, смягчение негативных последствий индивидуального и социального неравенства. Социальная политика формируется и проводится на различных уров­нях осуществления властных отношений: федеральные и региональные ор­ганы государственной власти, местное самоуправление, хозяйствующие субъекты. Каждый из них имеет свои возможности, позволяющие наиболее полно и эффективно реализовывать цели и задачи социальной политики. В нашей стране рассмотрены и одобрены основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Приоритетом в области социальной политики названы инвестиции в человека. Поставлены стратегические цели социальной политики: создание условий для реализации гражданами прав на образование, улучшение здоровья, сохранение и развитие культурного потенциала, создание цивилизованного рынка труда, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение устойчивости пенсионной системы. Таким образом, важнейшей целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей. В социальной политике воплощается забота общества о своих членах, нуждающихся в поддержке и помощи. При этом используется имеющийся финансово-экономический потенциал. Такая помощь, в общем виде может быть названа социальным вспомоществованием. Следует, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей не всех людей, а лишь тех, которые не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить их самостоятельно. В отношении же трудоспособных людей, роль социальной политики заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для людей, позволяющие им решать свои проблемы. Функции государства представляют собой основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей; это механизм воздействия на общественные процессы, поскольку выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства. Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает, прежде всего, упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области. Для этого в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно. Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций. Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. Например, по времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере. Следует отметить, что социальные функции государства призваны обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны. В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности. Только в условиях понимания критериев свободы, общественного контроля и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ, государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны. Экономические функции  государства состоят в выработке и координации стратегических направлений развития экономики в условиях рыночных отношений. Основные направления экономических функций государства. Разработка и утверждение правовых основ экономики. В социальной рыночной экономике особое место отводится законодательству, регулирующему социальные отношения. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут экономические субъекты (производители, потребители, государство). Когда говорят о правилах экономической игры, то имеют в виду правовую основу, созданную государством. В свою очередь, под правовой основой подразумевают законы и другие нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность (например, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность и др.). Государство устанавливает продолжительность рабочей недели, минимальную заработную плату, определяет механизм обязательного социального страхования, порядок начисления пенсий. Кроме этого разрабатываются специальные законы, гарантирующие населению социальную стабильность: помощь семьям, установление различного вида пособий, возможность получения образования, услуг здравоохранения, жилья. Антимонопольное регулирование. Целью антимонопольного регулирования является предотвращение последствий, связанных с несовершенством конкуренции. Государство посредством соответствующего законодательства устанавливает контроль над ценами, препятствует слиянию крупных фирм. Государство не ставит перед собой задачу только бороться с монополиями, а предлагает сделать возможным доступ к достоверной информации о ситуации на рынке и о состоянии экономики в целом. Проведение стабилизации экономики. Правительство, используя финансовую и денежную политики, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы. Известны два пути проведения стабилизации экономики: увеличение государственных расходов при снижении налогов или сокращение государственных расходов при увеличении налогов. Эта функция направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне. Распределение ресурсов. Государство своей экономической политикой регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование. Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов представляет изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, принятые программы социальной защиты государство берет на себя заботу о не защищенных гражданах. Обеспечение социальных гарантий. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов. К средствам государственного регулирования экономики относятся административные и экономические средства. Административные средства – запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение – запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредной. Продукт не допускается к использованию, применению. Разрешение – это согласие, выданное в письменной форме на ведение экономической деятельности. Принуждение это метод управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Одним из экономических средств государственного регулирования является финансовая политика государства. Экономическая деятельность человека имеет цель - создание материальной базы для улучшения условий жизни. Экономическое развитие - средство улучшения жизни. В своей экономической деятельности люди тесно взаимосвязаны: изменение условий жизни одного человека зависит от изменения условий жизни другого. Эти изменения требуют согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Таким образом, государство воздействует на экономику, преодолевая провалы рынка и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. 1.2.Основные принципы социальной политики Основной задачей изучения социальной экономики является изучение экономических связей в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье. Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации. Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д. Социальная экономика определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений. Производство материальных благ - основа жизни человека и общества. Распределение как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов. На основе государственных программ социально – экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества. Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям. Первое направление, это когда часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения. Второе направление характеризуется тем, что на первое место выступает размер потребностей, на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т.д. Третье направление государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенным категориям населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества. На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья, и каковы критерии этой эффективности. Следует отметить, что эффективность (результативность, продуктивность) - категория экономической науки. Холостова Е.И. предлагает два определения понятия «эффективность социальной работы» (ЭСР). 1) Эффективность социальной работы - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Эффективность социальной работы или иначе соотношение между результатами и затратами может быть: 1. высокие результаты при затратах на прежнем уровне; 2. результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах; 3. результаты возросли при увеличении затрат. 2) Эффективность социальной работы - это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Эффективность может быть предполагаемой, т.е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой). Критерии эффективности социальной работы многообразны: • количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий); • нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.). Принципы социальной экономики. Принципы социальной экономики - это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для социальной экономики характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические. Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств, гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека - главная цель социальной работы. Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а, прежде всего, в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при «нищем» персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством. Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования - с другой, т.е. с двумя плюсами «теории богатства» - частной и общественной собственностью. Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи. Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платой. Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население и его администрация были заинтересованы в развитии экономики и его самообеспечению. Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни, возрастание потребностей и др. На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства - от федерального до местного. Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов в технологии его социальной поддержки. Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом. Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, то есть услуги. Социальная сфера включает отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.
«Основные принципы финансирования социальной политики государства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot