Основные понятия управления строительной организацией
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УПРАВЛЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
УСТАНОВОЧНАЯ
ЛЕКЦИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Балашов А.П. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020.
2. Бузырев В.В., Федосеев И.В., Мартынов В.Ф. Менеджмент в строительстве: учебник. – М.:
Кнорус, 2017.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014.
4. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2017.
5. Ковалева Л.В. Менеджмент в строительстве: учебное пособите. – Хабаровск: Изд-во
Тихоакеанского гос. ун-та, 2017.
6. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для вузов: 3-е изд. – М.: Юрайт, 2018.
7. Цветков А.Н. Менеджмент: учебное пособите. – СПб.: Питер, 2009.
8. Шлеин В.А., Иванова Е.А. Основы менеджмента: учебное пособие. – М: РУТ (МИИТ),
2020.
9. www. aup.ru – административно-управленческий портал
10. www. eup.ru – экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал
2
Виды менеджмента
Менеджмент – это совокупность функций, принципов и методов управления организацией с целью
повышения эффективности ее деятельности.
Виды менеджмента по уровням управления:
Стратегический менеджмент – сфера деятельности высшего руководства (определение миссии и
стратегии, разработка перспективных целей, выход на мировые рынки, адаптация к внешним
изменениям);
Тактический менеджмент необходим для конкретизации стратегических целей на уровне
управленцев среднего звена. Здесь происходит делегирование поставленных задач для маркетинга,
исследовательских подразделений и производства.
Оперативный менеджмент – распределение конечных задач и ресурсов, принятие решений в
текущей деятельности.
Например, высшее руководство (стратегический менеджмент) строительной компании решает
расширить сферу сбыта, для чего тактические менеджеры разрабатывают план по застройке новых жилых
комплексов для малоимущих семей (небольшие квартиры по низким ценам). Так же определяется план
действий каждого подразделения – поиск места застройки, расчет сметы. Оперативный менеджер отдела
закупок определяет конечные задачи: способы удешевления застройки, определение необходимых
строительных материалов и пр.
Виды менеджмента по специфике управления:
Функциональный менеджмент – менеджмент, который должен присутствовать во всех видах
хозяйственной деятельности организации: производственный, финансовый, кадровый, инновационный,
логистический.
Отраслевой менеджмент – узкоспециализированная деятельность по управлению конкретным
видом экономической деятельности (строительство, промышленность, сельское хозяйство и т.д.).
3
Виды менеджмента по функциональной принадлежности
4
Основные категории менеджмента
Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально
действующая система, которую называют системой управления.
Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом, которая
образует определенную целостность, единство.
Систему управления можно представить в общем, элементарном виде, состоящем из
двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а
также прямых и обратных связей между ними.
Субъекты управления – руководители различного уровня, наделенные полномочиями в
области принятия решения в определенных сферах деятельности, осуществляющие
управленческое воздействие на объект управления (3 уровня управления: высший, средний,
низший).
Объектом управления – могут быть функциональные области (финансы, персонал,
сбыт, снабжение, производство, инновации и др.), элементы производственной структуры
(организация в целом, цех, участок, рабочее место), виды ресурсов (финансовые, трудовые и
др.), а также показатели финансово-хозяйственной деятельностью (прибыль, рентабельность,
производительность труда).
5
Принципы менеджмента
Непременным элементом любой системы управления является связь – канал обмена
информацией между субъектами.
Связи могут быть прямыми и обратными.
Прямая связь – это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих
команд, решений, рекомендаций и т. д.
Обратная связь – это информация, исходящая от объекта управления к субъекту
управления, как результат оказываемого на него воздействия.
Принципы менеджмента – правила, в которых сформированы требования к системе
управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.
Фредерик Тейлор в 1911 году опубликовал работу под названием «Принципы научного
менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он
сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: научный
подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и
тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты
между менеджерами и рабочими.
Впервые принципы менеджмента были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном в
книге «Двенадцать принципов управления» в 1912 году. Этими принципами были:
1) отчетливо поставленные идеалы или цели;
2) здравый смысл;
3) использование компетентных консультаций;
4) дисциплина;
5) справедливое отношение к персоналу;
6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
6
Принципы менеджмента
7) диспетчеризация;
8) наличие норм и расписаний;
9) нормализация условий труда;
10) нормирование производственных и управленческих операций;
11) наличие стандартных инструкций;
12) вознаграждение за производительность.
В 1914 году свои принципы управления сформулировал яркий представитель
европейской классической школы управления Анри Файоль в книге «Общее и
промышленное управление». Этими принципами являются:
1. Разделение труда. В то время уже никем не оспаривалось положение, что разделение
труда производственного персонала ведет к эффективности использования рабочей силы. По
аналогии А. Файоль утверждал, что это положение справедливо и для управленческого
труда.
2. Власть и ответственность. Они взаимосвязаны между собой, причем ответственность
является следствием и естественным продолжением власти. Сама власть может быть
официальной, основанной на занимаемой административной должности, или
неофициальной, основанной на авторитете личности. Но ни одна из них немыслима без от
ветственности, которая требует от руководителя определенного мужества. Боязнь
ответственности может парализовать инициативу и служить препятствием реализации
власти.
3. Дисциплина, под которой подразумевается, прежде всего, повиновение и соблюдение
определенных соглашений между работником и руководителем.
4. Единоначалие, т.е. работник должен получать приказания только от одного
начальника.
7
Принципы менеджмента
5. Единство руководства. Это означает, что каждая совокупность видов деятельности,
направленных на достижение одной цели, должны иметь одного руководителя и один план.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Если между двумя сотрудниками
возникают разногласия, то организация должна примирить их, защищая при этом
собственные интересы.
7. Вознаграждение. Количество и методы оплаты труда должны быть справедливыми и
предоставлять сотрудникам максимальную возможность удовлетворить свои потребности.
8. Централизация, т.е. в любой организации должен быть управляющий центр.
9. Скалярная цепь – это цепь начальников от высшего уровня до низшего, посредством
которой реализуется власть. Количество звеньев этой цепи должно определяться из
интересов дела.
10. Порядок, т.е. каждый работник должен иметь свое рабочее место и находиться на
этом месте.
11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться
сочетанием доброты и справедливости со стороны администрации.
12. Стабильность пребывания в должности. Работнику требуется определенное время
для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне, а излишняя
текучесть кадров является причиной и следствием плохого управления.
13. Инициатива. Поскольку любой мыслящий человек получает удовлетворение от
обдумывания и реализации планов, то администрация должна предоставлять работникам
такую возможность.
14. Корпоративный дух. Гармония между персоналом является огромной силой
организации.
8
Принципы менеджмента
В 80-е гг. XX в. Т. Питтерс и Р. Уотерман предложили следующие принципы
менеджмента:
1. Ориентация на достижение успеха – постоянный поиск наилучших путей развития
организации, умение выбрать правильное направление деятельности и сконцентрироваться
на нем, умение вырабатывать адекватные методы разрешения возникающих у организации
проблем.
2. Ориентация на потребителя – ясно и четко осознавать интересы своего потребителя, с
уважением и пониманием относиться к запросам потребителей своей продукции, побуждать
каждого сотрудника организации к инновациям и постоянному совершенствованию
продукции.
3. Предприимчивость базируется на культивировании в организации: индивидуальной
инициативы всех сотрудников; решительных, но взвешенных действий персонала на
основании прогноза последствий; ответственности работников за свои действия.
4. Производительность может быть достигнута следующими действиями: поддержка
стремления сотрудников создать интересную профессиональную жизнь; постоянное
обучение персонала; ориентация сотрудников на регулярные изменения, связанные с
динамикой рынка; отождествление сотрудников с организацией.
5. Связь с жизнью опирается на объективные экономические законы и реальную оценку
производственной ситуации, выработку простых и понятных критериев оценки деятельности
каждого работника и организации, регулярный анализ и необходимую корректировку целей
и задач, укрепление связей организации с внешним окружением, ориентацию деятельности
организации на интересы своих потребителей и общества в целом, умение учиться на
ошибках, своих и чужих.
9
Принципы менеджмента
6. Верность своему делу формируется на основе общечеловеческих ценностей, миссии
(философии) организации, социального партнерства и взаимной выгоды, создания
атмосферы общности интересов организации и персонала.
7. Простота структуры и управления. Децентрализации управления и делегирования
«вниз» значительной части властных полномочий; широкое привлечение сотрудников к
процессам творческого поиска и принятия управленческих решений.
8. Сочетание свободы и ответственности подразумевает баланс полномочий, свободы
действий и персональной ответственности работников; требовательность к исполнению
своих обязанностей и соблюдению профессиональной культуры; заботу о персонале со
стороны организации; сознательную дисциплину и трудолюбие работников.
10
Современные принципы менеджмента
1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического
централизма заключается в том, что работники, занятые в предпринимательстве, свободно
выбирают форму собственности и форму хозяйствования. Все вопросы хозяйственной
деятельности решаются их трудовыми коллективами с учетом экономической политики
государства, запросов рынка и возможностей максимального удовлетворения потребностей
работников. Управленческий персонал осуществляет исключительно функции координации,
регулирования, трудовой деятельности коллективов, использование производственного
потенциала, создания экономических фондов.
Демократизация управления и ее формы должны постоянно совершенствоваться, что
обусловлено изменением форм собственности, усовершенствованием технологической
оснащенности
отраслей,
необходимостью
внедрения
инновационно-интенсивных
технологий.
2. Принцип достижения высокой экономической эффективности предполагает
результативность, успех в достижении цели, а также экономичность, или минимальные
затраты для получения соответствующего результата, что обусловлено в рыночных условиях
высокой степенью конкуренции.
Основу эффективности производства составляют: внедрение инновационных
технологий, интенсификация производства, внедрение эффективных форм хозяйствования и
управления, ускорение структурных изменений, наиболее прогрессивных форм организации
труда и производства.
11
Современные принципы менеджмента
3. Принцип материального и морального стимулирования предполагает учет
потребностей и интересов работников.
Материальная заинтересованность работников повышается при внедрении гибкой
системы оплаты труда, расширении системы премиальных выплат в зависимости от
результатов работы конкретного подразделения, введении компенсационных выплат при
выходе в отставку, продажи работникам акций организации.
Важным в коллективе является и моральное стимулирование, как средство обозначения
заслуг отдельных работников. Целесообразно применять различные его формы, обеспечивая
социальное равенство и диверсификацию в оплате труда, правильное сочетание
общественных, групповых и личных интересов.
4. Принцип единоначалия и коллегиальности предполагает умелое использование в
управленческом процессе единоначалия и коллегиальности.
Единоначалие предоставляет высшему руководству определенную полноту власти и
соответственно персональную ответственность за порученное дело. Необходимость
единоначалия обусловлена потребностями самого производства, которое предполагает
единство всех работающих. Она означает подчиненность в трудовом процессе одному лицу,
имеющему на это необходимые права. Единоначалие позволяет устранять
безответственность.
Управление организациями имеет коллективный характер, поэтому единоначалие
должно умело сочетаться с коллегиальностью. Коллегиальность предусматривает отработку
коллективных решений на основе мнений руководителей разного уровня управления.
Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и
способствует успешной их реализации, но снижает оперативность управления.
12
Современные принципы менеджмента
5. Принцип научности предполагает полное использование во всей системе управления
новых концепций науки, прогрессивного опыта лучших организаций и предприятий.
Научное управление несовместимо с субъективизмом.
Соблюдение этого принципа позволяет избегать проявлений волюнтаризма и
субъективизма при принятии управленческих решений. Менеджмент должен основываться
на глубоком познании объективных экономических законов, закономерностей и принципов
управления. Научность управления предполагает также широкое применение
математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую
оценку эффективности принятых решений, а также внедрение современных средств
оргтехники и связи.
6. Принцип подготовки и расстановки кадров предусматривает обеспечение
стабильности кадров и профессионализации управления.
Подготовка, подбор и расстановка кадров должна осуществляться так, чтобы каждый
специалист или руководитель на занимаемой должности мог наиболее эффективно
выполнять порученную работу. Это требует целенаправленной деятельности в данном
направлении и правильном использовании кадров.
7. Принцип ответственности означает создание четкой организационной структуры;
разработку положений о подразделениях организации, права и обязанности руководителей,
должностные инструкции исполнителей; разработку положений о премировании работников;
четкое принятие приказов и распоряжений; проведение других организационных
мероприятий.
13
Современные принципы менеджмента
8. Принцип преемственности хозяйственных решений необходим при разработке и
особенно реализации планов, для того чтобы информация сохраняла сравнительность.
Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых
предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она
необходима и в кадровой политике, которая должна предусматривать сочетание опытных
работников и молодых инициативных специалистов, обладающих скоростью реакции и
консервным мышлением.
9. Принцип подчинения личных интересов общим предполагает приоритет
общеколлективных интересов перед индивидуальными, которые в менеджменте очень
трудно осуществлять. Дело в том, что с точки зрения управления достичь общих целей в
организации возможно только при удовлетворении личных интересов работников. При
достижении работниками своих потребностей проблема соотношения между общими и
личными интересами не упрощается, а напротив, имеет выраженную тенденцию к
усложнению. Чем более разнообразны личные интересы работников, тем труднее становится
поиск мотивации с целью повышения эффективности их труда.
10. Принцип экономичности и эффективности
Управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в
ущерб его рациональности и результативности. Сопоставление различных вариантов
результатов и затрат на управление свидетельствует
об экономичности. Принцип
эффективности – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую
результативность (прибыльность) функционирования объекта управления.
14
Современные принципы менеджмента
11. Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что
до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а
также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.
Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на
исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора
позволяет сосредоточить все виды ресурсов на разработку основной задачи.
В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем
и подсистем управления в целом.
Структура управления организации должна формироваться с учетом специфических
принципов, к которым можно отнести:
- приоритет интересов собственников;
- направленность на демократизацию управленческих структур и управление
собственностью;
- равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских
взаимоотношений;
- оптимальность организационных структур управления;
- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;
- современное информационное обеспечение аппарата управления;
- наличие квалифицированных кадров управления.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе
нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих
принципов является основой для эффективного функционирования организации.
15
Функции менеджмента
Функции менеджмента – это виды деятельности, при помощи которых субъект
управления воздействует на объект управления.
1. Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая
будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.
2. Организация. Содержание функции организации состоит в установлении постоянных
и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении
порядка и условий ее функционирования.
3. Мотивация – процесс, побуждающий сотрудника к деятельности для достижения
личных целей и (или) целей организации.
4. Контроль как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении
возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления
проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней
среды.
5. Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию
отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в
требуемое состояние.
6. Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность
работы различных производственных и функциональных подразделений организации в
процессе выполнения плановых заданий.
16
Планирование как функция менеджмента
План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит
указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение
каждой задачи.
По форме планирование может быть:
- перспективным (стратегическим): определение главных целей деятельности на период от
5 до 20 лет;
- среднесрочным (тактическим): выбор средств для выполнения целей на период от 3 до 5
лет;
- текущим (оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с
детализацией по месяцам.
Результат планирования – определение оптимального использования возможностей
организации и предотвращение ошибочных действий, ведущих к снижению эффективности ее
деятельности.
17
Организация как функция менеджмента
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Установление целей организации
Выявление и классификация видов деятельности, необходимых для
достижения целей
Группировка видов деятельности, исходя из максимально эффективного
использования имеющихся ресурсов
Формирование структурных подразделений, определение их целей и
закрепление за ними групп видов деятельности
Наделение руководителей подразделений полномочиями
Вертикальная и горизонтальная взаимоувязка подразделений посредством
должностных связей и информационных потоков
18
Организация как функция менеджмента
В организационной деятельности можно выделить три основных направления:
- определение норм управляемости, т.е. того количества работников, которым
эффективно может управлять руководитель (от 4 до 8 на верхнем уровне управления и от 8
до 16 человек - на более низких);
- установление взаимоотношений, полномочий и ответственности, которые связывают
руководителей разных уровней и их подчиненных;
- формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на
подразделения и установление связей между ними.
19
Мотивация как функция менеджмента
Мотив – внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать
определенным образом.
Стимулирование человека связано непосредственно с удовлетворением его
разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).
Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к
действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены
генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно
удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры
используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и
внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).
Таким образом, мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом
знаний потребностей своих подчиненных.
20
Мотивация как функция менеджмента
21
Мотивация как функция менеджмента
Содержательные теории исследуют потребности сотрудника. При этом выделяются
различные группы потребностей, которые выстраиваются в определенные иерархические
последовательности или вне иерархии. Содержательные теории мотивации пытаются
совместить биологические аспекты человеческой жизнедеятельности с психологическими,
изучаются соотношение и взаимное влияние биологии и психологии. Результатом
исследований становится выявление потребностей, стремление к удовлетворению которых
может привести человека к желанию трудиться более эффективно.
Авторы процессуальных теорий признают, что в системах мотивации необходимо
учитывать потребности работников. Однако базовой установкой для стимулирования к
труду считают возможность влиять на поведение субъекта, используя внутренние установки
и ожидания. При этом в центре внимания процессуальных теорий мотивации оказывает не
восприятие и ожидание вообще, а только связанные с конкретной ситуацией, определяющие
тип поведения.
Теории, основанные на отношении человека к труду, близки процессуальным, но
предполагают более высокую сознательность субъекта мотивации.
22
Мотивация и KPI
В 2004 г. американская компания опубликовала результаты исследования, проведенного с целью
определения результативных сотрудников и поиска оптимальных методов мотивации, в котором приняли
участие руководители и сотрудники более тысячи компаний. Оказалось, что в среднестатистической
компании 5 % сотрудников всегда работают хорошо, столько же 5-7 % сотрудников всегда работают
плохо, а для эффективной работы остальных 88 % всегда требуется правильная постановка целей и задач
с обязательным контролем их исполнения.
Подкрепить интерес сотрудников к достижению результатов и решению поставленных задач можно
только путем их привязки к денежному вознаграждению, выплачиваемому при достижении результатов.
В настоящее время методику определения результатов и создания механизмов определения денежного
вознаграждения называют системой мотивации на базе КРI – ключевого индикатора выполнения. Для
его обозначения в России иногда также используют термин ключевой показатель эффективности (КПЭ).
В 2012 г. В России появилось понятие эффективный контракт — это трудовой договор с работником,
в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели
и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов
труда и качества работы.
23
Виды KPI
Финансовые (выручка, оборачиваемость, ликвидность и Нефинансовые (доля рынка, удовлетворенность клиентов,
текучесть персонала и т.д.).
т.д.).
Индивидуальные показатели
отражают
результаты
работы, зависящие только от собственных усилий
сотрудника или работы их отдела. То есть индивидуальные
показатели
руководителя –
это
показатели
его
отдела/компании.
Командные (групповые) показатели отражают общие
результаты работы группы/всей организации. То есть
командные показатели сотрудника – это показатели его
отдела.
Количественные показатели – все, что можно представить Качественные показатели описывают работу субъективно,
в единицах измерения: процентах, килограммах, в формате хорошо-плохо или по балльной шкале.
километрах и т.д.
раскрывают
уровень
Оперативные показатели раскрывают уровень достижения Стратегические показатели
оперативных (тактических) целей компании (рост числа достижения стратегических целей (стоимость рынка,
чистая прибыль и т.д.).
клиентов, объем продаж и т. д.).
Опережающие показатели помогут оценить необратимые Запаздывающие показатели помогут оценить текущие
результаты, отдаленные во времени (чистая прибыль, обратимые результаты (объем продаж, доля брака).
удовлетворенность клиентов).
полезный
Показатели результативности отражают
результаты Показатели эффективности характеризуют
работы без их сравнения между собой (чистая прибыль, эффект относительно ресурсов и времени, которые были
затрачены (рентабельность, производительность).
объем продаж).
Абсолютные показатели
отражают
результаты
абсолютном выражении без сравнения их с чем-либо.
в Относительные показатели сравнивают результаты с чемлибо, например, с показателями прошлого года.
характеризуют
реализацию
Функциональные показатели характеризуют выполнение Проектные показатели
регулярных бизнес-процессов компании (маркетинг, проектов (соблюдение этапов, качество работ).
логистика и т.д.).
24
Контроль как функция менеджмента
Контроль как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении
возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности проблем (отклонений от
плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Задачи контроля:
1. Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее
результатах (функция – учет);
2. Оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление
отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);
3. Анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты
деятельности (функция – анализ);
4. Прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости
принятия корректирующих воздействий.
Процесс контроля включает:
1. Установку стандартов, выработку критериев оценки;
2. Изменение фактических результатов;
3 Принятие необходимых корректирующих действий.
По форме осуществления контроль может быть:
внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно (рис. 1);
внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей
организации, государственных органов и т.д.
25
Контроль как функция менеджмента
Виды внутреннего контроля:
1.
Предварительный
контроль осуществляется
до
фактического
начала
контролируемых процессов. В организациях ведется в трех ключевых областях:
человеческие ресурсы; материальные ресурсы; финансовые ресурсы.
Предварительный контроль персонала – анализ деловых и профессиональных знаний и
навыков, которые необходимы для выполнения установленных должностных обязанностей
и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных работников. Включает
процедуры: установление должностных инструкций (образование, стаж работы,
рекомендации); материальное стимулирование (выплаты и компенсации), тестирование,
собеседование; обучение
Предварительный контроль поступающих материальных ресурсов(входной контроль).
Производится на основе установленных стандартов минимально допустимых уровней
качества и проверки соответствия поступающих материалов этим требованиям.
Предварительный контроль финансовых ресурсов –бюджетирование как метод
установления предельных затрат по каждому подразделению организации.
2. Текущий, оперативный контроль производится в ходе реализации процесса
(выполнения работ). В отличие от автоматических систем управления, организационные
системы способны кардинально менять программу действий при существенных
отклонениях при изменении внутренних и внешних факторов.
3. Заключительный контроль производится после выполнения работы.
Задачи контроля:
- получение исходной информации для планирования аналогичных работ в будущем;
- измерение результативности и принятие мотивирующих воздействий.
26
Регулирование как функция менеджмента
Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от
заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.
Виды регулирования:
• реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание
отклонений от стандартов;
• упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на
улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.
Процесс регулирования включает следующие этапы:
1. Информационную подготовку для принятия решения;
2. Разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление
сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение
варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);
3. Реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение
решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных
материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия
всем исполнителям).
27
Координация как функция менеджмента
Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность
работы различных структурных подразделений организации путем установления
рациональных связей между ними, в процессе выполнения плановых заданий.
Виды координации:
• превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;
• устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;
• регулирующая, т.е. способствующая сохранению существующей схемы работы;
• стимулирующая, т.е. улучшающая деятельность системы или существующей
организации даже при отсутствии конкретных проблем.
Направления координации:
• выяснение причин отклонения от плановых заданий;
• определение состава дополнительных работ и порядок их выполнения;
• определение состава резервов, выделяемых организацией для выполнения
дополнительных работ;
• перераспределение обязанностей и ответственности между должностными лицами;
• оперативное принятие мер для устранения отклонений.
28
Методы менеджмента
Методы менеджмента – это способы воздействия субъекта управления на объект
управления для достижения определенных целей.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность,
содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления
(организацию, отдел, подразделение и т. п.).
Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма – это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это
может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание
стимулирующих условий) воздействие.
Классификация методов управления:
1. По содержанию методов управления:
а) социально-психологические;
в) экономические.
2. По организационной форме:
а) единоличные;
б) коллективные;
в) коллегиальные.
3. По объекту управления:
а) управление производством;
б) управление людьми;
в) управление организацией;
г) управление внешними связями.
29
Методы менеджмента
4. По сфере применения:
а) общие, применяемые по всей системе управления;
б) локальные, применяемые к отдельным частям системы управления.
5. По мотивации воздействия:
а) материальная мотивация;
б) моральная мотивация;
в) принудительная (властная) мотивация.
Методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и
отдельным работникам в частности.
Большинство авторов классифицируют методы управления в зависимости от их
содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути,
административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
К организационно-распорядительным (административно-правовые) относятся
методы, основанные на
ответственности подчиненных и власти руководителя, на
использовании обязательных для исполнителя предписаний и рекомендаций. Сфера их
действия – организационные и правовые отношения.
Экономические методы основаны на сознательном использовании объективных
экономических законов. Они действуют в сфере регулирования экономических отношений.
Социально-психологические методы основаны на учете и использовании
нематериальных интересов людей. Они направлены на удовлетворение социальных
потребностей членов трудового коллектива и действуют как регуляторы социальных,
психологических, идеологических и этических отношений.
30
Методы менеджмента
Признаки методов управления
1. Общепринятое название группы
методов, примерно соответствующей
новой группе
2. Субстанция методов
3. Цель управления
методы принуждения
Организационнораспорядительные
(административноправовые)
Директива, дисциплина
Выполнение законов,
директив, планов
Группы методов управления
методы побуждения
Экономические
методы убеждения
Социальнопсихологические
Оптимизация мотивов
Достижение
конкурентоспособности
выпускаемых объектов
Психология, социология
Достижение
взаимопонимания
Жесткая
Государственная
Адаптивная к ситуациям
Корпоративная, частная,
государственная и д.р.
Адаптивная к личности
Частная
Коллектив, индивидуум
При помощи нормативнометодических документов
Индивидуум
Мотивация
Индивидуум
Управление социальнопсихологическими
процессами
8. Основное требование к субъекту
Исполнительность,
при применении методов
организованность
9. Потребности, на удовлетворение
Физиологические,
которых нацелены методы
обеспечение безопасности
10. Тип организационной
Линейная, функциональная
структуры, для которой в наибольшей
мере приемлемы данные методы
Профессионализм в данной
области
Физиологические
Психологическая
устойчивость личности
Все потребности
Проблемно-целевая,
матричная
Бригадная
11. Преимущественное направление
управляющего воздействия
12. Уровень иерархии управления,
где преимущественно применяются
методы
Высший и средний
Вертикальное (сверху вниз и
снизу вверх)
Высший, средний, низший
Вертикальное и
горизонтальное
Низший
Качественная,
детерминированная
Авторитарный
Качественная, стохастическая Комплексная (как фактор
качества), стохастическая
Смешанный
Демократический
4. Структура управления
5. Форма собственности, где
преимущественно применяются
методы
6. Субъект воздействия
7. Форма воздействия
13. Характер управленческой
информации
14. Стиль руководства, характерный
для данной группы методов
Сверху вниз
31
Административные методы управления
Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект
через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно,
контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой
дисциплины и т. д.
Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы
регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
32
Административные методы управления
Административные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие
директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти,
принуждении.
Они опираются на:
- власть руководителя;
- его права;
- организационную дисциплину;
- ответственность.
Компоненты административного управления:
- виды и типы воздействия;
- адресат;
- постановка задания и определение критериев его выполнения;
- установление ответственности;
- инструктаж подчинённых.
Воздействие административных методов:
- приказы;
- распоряжения;
- оперативные указания;
- инструкции;
- контроль за исполнением распоряжений;
- средства поддержания дисциплины;
- прочие факторы воздействия.
33
Административные методы управления
Формы проявления административных методов:
- рекомендации;
- приказы;
- постановления;
- распоряжения;
- инструктаж;
- команды.
Особенности административных методов:
- четкая адресность директив;
- обязательность выполнения распоряжений и указаний;
- наличие временных рамок выполнения задания.
Невыполнение этих методов рассматривается как прямое нарушение исполнительной
дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
По существу, административные методы – это методы принуждения, которые сохраняют
свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.
В зависимости от содержания административные методы управления разделяются на
три группы:
- организационные;
- оперативно-распорядительные;
- дисциплинарные.
34
Административные методы управления
Организационные методы управления используются при решении перспективных
задач и создании организационных основ предприятия.
Различают следующие виды организационного воздействия:
- регламентирование – это совокупность правил, определяющих порядок работы,
предписание действовать определенным образом;
- нормирование – это установление допустимых границ деятельности, расчет норм
различных показателей работы;
- инструктирование – это воздействие на исполнителей с помощью инструкций,
рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работы.
Оперативно-распорядительное воздействие осуществляется для оперативного
управления, их основой является решение конкретных ситуаций, не предусмотренных
организационными методами. Распорядительные методы осуществляются с помощью
приказов, распоряжений, указаний.
Дисциплинарные методы заключаются в практической реализации заранее
установленных правил, регламентирующих ответственность сотрудников организации.
Можно выделить личную, коллективную, материальную, моральную и административную
ответственность. Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом,
Постановлениями Правительства РФ и локальными нормативными актами.
Дисциплинарное воздействие применяется в случае невыполнения работником своих
должностных обязанностей, Право на применение этих методов имеет только руководитель
(работодатель).
35
Административные методы управления
В общем виде система административных методов – это совокупность 2 равнозначных
элементов:
- воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в
системе управления);
- воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и
контроль за управленческими решениями).
В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется
соответствующая им система подчинения.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано с 3
типами подчинения:
1) вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством
зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»;
2) пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от
принятия самостоятельных решений;
3) осознанное, внутренне обоснованное.
В организации эти методы служат средством:
- прямого воздействия на процесс производства и труд работников посредством
непосредственной связи руководителя и подчиненного (иногда приводит к пассивности и
скрытому неповиновению) и наиболее эффективным;
- косвенным методам воздействия, которые осуществляются посредством постановки
задачи и создания стимулирующих условий.
36
Административные методы управления
Достоинства административных методов управления:
- обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
- не требует крупных материальных затрат;
- в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая
реакция на изменение внешней среды.
Недостатки административных методов управления:
- подавляется инициатива, творческая работа;
- отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
- в крупных организациях менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности,
поэтому она в дефиците;
- усиление пассивности подчинённых, а иногда и скрытое неповиновение ввиду
отсутствия положительных стимулирующих условий.
Таким образом, административные методы управления предшествуют самой
деятельности организации, и призваны создать для нее необходимые условия.
37
Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления,
основанный на использовании экономических законов, интересов и системы
взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
38
Экономические методы менеджмента
В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в
следующих формах: финансирование, планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование,
кредит, материальное стимулирование и т. п.
Экономические методы основаны на принципах экономического расчета. Эта их
особенность нашла отражение в соответствующей классификации.
По субъектам экономического расчета выделяют две группы комплексных
экономических методов: экономический расчет государства (государственное
экономическое регулирование) и экономический расчет организации.
Суть государственного экономического расчета заключается в разработке
экономического механизма хозяйствования, формировании экономических условий
деятельности организаций. Государственный экономический расчет реализуется путем
разработки и осуществления экономической политики. Ее основные составляющие:
денежно-кредитная политика, бюджетная, налоговая, социальная политика, регулирование
внешнеэкономической деятельности, ценовая политика, регулирование оплаты труда и др.
Экономический расчет организации направлен на установление экономических
взаимосвязей с другими хозяйствующими субъектами, между своими структурными
подразделениями, а также с сотрудниками и собственниками имущества.
Он осуществляется на трех уровнях: организации в целом, структурных подразделений
(внутрифирменный расчет), сотрудников (экономическое стимулирование и оплата труда).
Используются такие методы, как планирование, ценообразование, инструменты проведения
финансовой и коммерческой политики, методы организации заработной платы,
материального стимулирования, льготы, штрафы и т. д.
39
Экономические методы менеджмента
Экономический расчет организации в настоящее время осуществляется в двух формах –
бюджетный расчет и коммерческий расчет.
При бюджетном расчете текущие затраты организации, затраты на расширенное
воспроизводство частично либо полностью покрываются из бюджета собственника. Таким
собственником выступает органы государственной власти.
Коммерческий расчет основан на полной самостоятельности в принятии решений и
полной ответственности за результаты своей деятельности, включая имущественную.
Источники расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне организации.
Прибыль организация получает как за счет более эффективного использования внутренних
ресурсов, так и за счет лучшей работы с субъектами внешней среды. Благодаря тому, что
коммерческий расчет синтезирует в себе все экономические рычаги и инструменты, он
способствует обеспечению рентабельности, оптимальному использованию капитала,
развитию технологии, эффективной кадровой политике.
Коммерческий расчет осуществляется с помощью следующих рычагов воздействия:
планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое
стимулирование и др.
Внутрифирменный расчет отражает взаимоотношения отдельных подразделений
фирмы в связи с внутрикорпоративными поставками и хозяйственные отношения,
складывающиеся на этой основе. Характер этих взаимоотношений зависит от
экономического и правового положения подразделений. Хозяйственно-экономическое
положение конкретного подразделения определяется степенью его оперативной
самостоятельности и предоставляемыми его руководителю полномочиями.
Среди экономических методов менеджмента важное место принадлежит экономической
мотивации работников и коллективов. Основное требование – индивидуальный подход с
точки зрения конечных результатов труда.
40
Экономические методы менеджмента
Экономическая мотивация включает:
- прямое материальное вознаграждение: заработная плата, надбавки, премии (бонусы),
участие в прибыли, участие в акционерном капитале;
- дополнительные (социальные) выплаты: возможность использовать оборудование
фирмы в личных целях по льготным ценам; субсидии на питание; помощь в оплате
образования (работников организации и членов их семей); скидки при покупке товаров
своей организации; предоставление возможности обучения на различных курсах;
возможность получения льготных кредитов; предоставление различных видов
медицинского обслуживания, которое фирма оплачивает частично или полностью. В ряде
зарубежных компаний все большее распространение получают гибкие социальные выплаты,
когда общая сумма выплат фиксируется, а сам работник определяет их конкретный перечень
и размер;
- штрафы – это материальная ответственность работника за некачественно
выполненную работу.
Экономические методы управления основаны на знании и сознательном использовании
объектов экономических законов.
Они характеризуются: свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их
интересов в договорном процессе; выполнением договорных обязательств.
Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется
творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы
материального интереса, что снижает мотивацию.
41
Социально-психологические методы менеджмента
Социально-психологические
методы
представляют
собой
совокупность
специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в
трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
42
Социально-психологические методы менеджмента
Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к
труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях
превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность
человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер
(личный пример, авторитет и т. д.).
Главная цель – положительный социально-психологический климат в коллективе.
Основное средство воздействия на коллектив – убеждение.
Цель социально-психологический методов – познание и использование законов
психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в
интересах общества и личности. Однако между ними существует и различие: при помощи
социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между
группами; при помощи психологических – управление поведением индивида и
межличностными отношениями в группе.
Социально-психологические методы управления делят на 2 группы:
1) социальные;
2) психологические.
Социальные методы – это способы и приемы воздействия на процессы формирования
и развития коллектива, социальные процессы, протекающие внутри него. Данные методы
направлены на укрепление организационной культуры, коллективно разделяемых ценностей
и образцов поведения.
К социальным методам относятся:
- социальное планирование и социальная поддержка направлены на решение
социальных вопросов коллективов организаций, улучшение условий труда, отдыха,
духовного и физического развития.
43
Социально-психологические методы менеджмента
Такие планы включают следующие разделы: изменение структуры персонала;
повышение уровня квалификации; улучшение условий труда, быта, охраны здоровья,
жизненного уровня; развитие персонала, включая физическое; совершенствование
социальной инфраструктуры предприятия);
- социологические исследования. С одной стороны, они являются источником
информации о происходящих в коллективе социальных процессах, а с другой, – сами
воздействуют на персонал организации, свидетельствуют о заботе администрации об
удовлетворении социальных нужд. К ним относятся анкетирование, интервьюирование,
беседы, конференции, наблюдение, эксперимент, социометрические исследования и др.;
- социальное нормирование, которое устанавливает нормы и требования: к
межличностным отношениям (поощрение коллективизма или индивидуализма, характер
взаимоотношений между людьми по возрасту, статусу, рангу, отношение к коллегам,
клиентам, конкурентам); внешнему виду (ограничения в одежде, наличие униформы,
атрибутики, символики компании); языку общения (манера общения, способ обращения к
коллегам, «телефонное право», процедура информирования работников); трудовой этике
(соблюдение временного распорядка, отношение к качеству работы, разделение труда,
замещение работника и т. д.);
- соревнование, обязательным условием которого является гласность и награждение
победителей. Соревнование, как правило, осуществляется следующими способами:
выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его
результатов (почти как в спорте); установление стандартов поведения, стандартов про
изводительности труда в различных областях деятельности и мотивация сотрудников
предприятия на достижение этих стандартов; поддержание передового опыта за счет
проведения различных конкурсов, поощрения передовиков производства, празднования
успешного завершения важных для организации работ.
44
Социально-психологические методы менеджмента
- социальная адаптация, ориентированная на повышение идентификации работника с
организацией за счет усвоения им корпоративных ценностей. Она реализуется через
установление и проведение обрядов, ритуалов, обычаев, ознакомление с мифами и
легендами компании. Так, в зарубежных компаниях большую популярность имеют легенды
о бережливости и рачительности основателей фирм, которые за счет этих качеств сумели
разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным, что способствует
отождествлению работника с организацией.
Психологические методы направлены на гармонизацию взаимоотношений работников
организации и установление наиболее благоприятного психологического климата. В рамках
психологических методов можно выделить:
- методы непосредственного влияния. Их применение определяется личностными
характеристиками субъекта и объекта управления и предполагает воздействие на саму
личность, ее мировоззрение, ценности, принципы, верования, восприятие и поведение.
К ним относятся:
- убеждение – целенаправленное психологическое воздействие на личность с целью
изменения ее мнения и формирования необходимого отношения к окружающей
действительности (процессам, явлениям, людям). Это достигается за счет вовлечения
убеждаемого в процесс построения вывода путем информирования, разъяснения,
доказательства и опровержения. Инструментами убеждения выступают логическое
мышление и доказательства;
- внушение – целенаправленное, сознательно организуемое, неаргументированное
воздействие на человека (или группу людей), ориентированное на создание эмоциональной
расположенности и доверия к существу излагаемого материала. При внушении
осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом
восприятии;
45
Социально-психологические методы менеджмента
- социально-психологическое заражение, которое базируется на бессознательной
невольной подверженности индивида определенным эмоционально-психическим
состояниям и заключается в передаче психического настроя в группе. Оно способствует
групповой интеграции, а потому его применение эффективно при формировании и усилении
групповой сплоченности;
- подражание, которое опирается на усвоение личностью новых форм поведения и
деятельности путем следования какому-либо примеру, образцу;
- методы косвенного влияния, предполагающие воздействие не на саму личность, а на
условия ее жизнедеятельности.
К ним относятся:
- гуманизация труда за счет снижения монотонности труда, проектирования и
оснащения рабочих мест с учетом психологических особенностей личности, использования
специально подобранной музыки и т. д. Так, например, согласно цвето-психологии,
сочетание красного и сине-зеленого цветов стимулирует общую работоспособность
человека, желтый и желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый
цвет отдельно способствует умственной деятельности;
- творческое стимулирование – психологическое побуждение путем поощрения
творчества, инициативы, самостоятельности, направленное на удовлетворение потребности
работника в самореализации;
- вовлечение работников в управление организацией. В мировой практике это
достигается через разработку коллективного договора, участие в профсоюзном движении,
рабочих комитетах (кружках) и представительствах высших органом управления,
самоуправление. Данный метод обеспечивает удовлетворение потребности и
принадлежности и развивает производственную демократию;
46
Социально-психологические методы менеджмента
- разделение труда с учетом психологических особенностей исполнителей. Так,
например, работнику с явно выраженными чертами сангвиника необходимо постоянно
ставить новые задачи, требующие от него внимания и интеллекта. Однако это недопустимо
для флегматика, который не может работать при дефиците времени, частых сменах
содержания работы и первичного трудового коллектива;
- методы комплектования малых групп (команд) для решения наиболее актуальных
проблем, исходя из необходимости максимального использования возможностей каждого
сотрудника, их психологической адаптации к новым условиям и сферам профессиональной
деятельности;
- методы морального стимулирования, направленные на повышение самооценки
сотрудника. К ним относятся объявление благодарности, награждение грамотой,
присуждение почетного звания и т. д.;
- методы социального стимулирования, направленные на повышение статуса
работника. Под статусом понимается оценка окружающими личности данного работника и
исполняемой им роли. На практике социальное стимулирование может быть обеспечено за
счет выполнения работником определенной служебной роли на ступени, не имеющей
жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение
роли руководителя временной целевой группы), приглашения работника на недоступные
ранее встречи, совещания формального и неформального характера, доверительного
обращения, отдельных важных поручений руководства;
- методы управления конфликтами основываются на учете психологических аспектов
взаимодействия конфликтующих сторон.
47
Социально-психологические методы менеджмента
Достоинства социально-психологических методов:
- включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением
материальных потребностей;
- практически не требуются материальные затраты.
Недостатки социально-психологических методов:
- достаточно трудно прогнозировать результаты;
- не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей.
Реализация социально-психологических методов весьма сложна. Для их правильного
применения менеджмент предприятия должен обладать знаниями психологии, социологии,
иметь профессиональный опыт и навыки общения с людьми, руководства ими.
Все методы управления рассматриваются в практической деятельности не как
отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система,
состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов. Эффективное
управление возможно лишь на основе сочетания, единстве всех трех групп методов:
экономических, административных и социально-психологических, так как применение
экономических методов становится успешным тогда, когда умело поставлена
организаторская, административная деятельность, обеспечивающая создание четкого
распорядка работы, установление ответственности каждого исполнителя за возложенные на
него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффективнее действуют и
экономические методы. Нормальное функционирование экономического управления
настоятельно требует, чтобы все виды административного воздействия были строго
регламентированы и введены в правовые рамки.
48
Социально-психологические методы менеджмента
Экономические и административные методы управления неразрывны, образуют единую
систему рычагов, направляющих организацию к ее конечной цели, позволяющих прийти к
ней кратчайшим и наиболее экономным путем. К сожалению, этих двух методов
оказывается недостаточно. В свою очередь, административные методы связаны с
социально-психологическими. Исходя из принципа единоначалия, руководитель имеет
право издавать приказы и распоряжения. Но должен учитывать в каждый момент общее
состояние «социально-психологического» климата, а также индивидуальные способности
каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого
приказа или распоряжения. Роль социально-психологических методов постоянно возрастает.
Это обусловлено тремя моментами:
а) повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их
стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на
учете интересов их и коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют
их как личность, вызывают рост их творческой активности;
б) развитием демократических начал в управлении;
в) значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но и
акционерами организации, что вызывает необходимость некоторого насыщения
организационных (административно-правовых) и экономических методов – методами
социально-психологического воздействия.
Поэтому для эффективного управления необходимо использовать в управлении
предприятием все три группы методов.
49
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!