Основные понятия планирования. Виды и формы планирования в физкультурно-спортивных организациях
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
План:
1.Основные понятия планирования.
2. Виды и формы планирования
организациях.
в
физкультурно-спортивных
Литература
1.Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации
и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный
ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям
«Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и
спорт»/ Алексеев С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИДАНА, 2014.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21000
2..Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта
: учеб. пособие / А.В. Починкин .— М. : Советский спорт, 2013 .-263 с.
Режим доступа: http://rucont.ru/efd/280564
3.Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта:
учеб.пособие.: 2-е изд., доп. и исправ./С.С.Филиппов.-М.: Советский спорт,
2015.-240 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69804#authors
1.Основные понятия планирования
Одной из важнейших функций управления физической культурой,
физкультурно-спортивными организациями является планирование. Это
объясняется тем, что после принятия управленческого решения менеджмент
организации направляет все свои усилия на его выполнение. Процесс
реализации решения детализируется в различных плановых документах. В
них отражаются конкретные действия организации по достижению принятых
решений.
Причины непрерывности планирования:
1. Многие организации после достижения первоначальной цели
стремятся продлить свое существование как можно дольше. Поэтому они
заново определяют или меняют свою цель.
2. Нестабильность внешней среды.
В широком смысле планирование - принятие конкретных решений,
касающихся функционирования и развития организации в целом и ее
отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного
использования потенциала и оптимизации конечного результата.
В узком смысле планирование - составление специальных документов –
планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях
организации.
Объект планирования — деятельность предприятия (хозяйственная,
социальная, экономическая).
Цель планирования — разрешить неопределенность.
Задачи планирования:
1. Обеспечение целенаправленного развития.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем
развития.
3.Координация деятельности структурных подразделений и работников
организации.
4. Создание объективной базы для эффективного контроля и мотивации
трудовой деятельности.
5. Информирование работников.
Результатом планирования является план, который включает:
-цели и задачи организации на предстоящий период,
-мероприятия, комплекс необходимых ресурсов с распределением их по
целям и задачам,
-ответственных исполнителей и сроки выполнения плановых
мероприятий.
Преимущества разработки планов действий:
1.Оценка практической возможности достижения целей.
2.Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий.
3.Облегчение поиска лучших и более эффективных путей достижений
целей.
4.Обеспечение основы для оценки затрат и разработки бюджетов,
календарных планов и ресурсов.
5.Определение необходимых взаимоотношений.
6.Выявление непредвиденных обстоятельств.
Специфика планирования в сфере физической культуры и спорта
заключается в многообразии видов деятельности, требующей составления
плановых документов:
-проведение занятий по физической культуре и спорту;
-проведение спортивно-зрелищных мероприятий;
-организация и проведение учебно-тренировочного процесса;
-предоставление
физкультурно-оздоровительных
и
спортивных
сооружений населению;
-информационно-консультативные и образовательные услуги.
Принципы - это основные правила, положения в деятельности людей,
осуществляющих ту или иную деятельность в обществе. К принципам
управления в сфере физической культуры и спорта относятся:
-принцип целеустремленности;
-принцип перспективности;
-принцип реальности;
-принцип конкретности;
-принцип единства стратегического и оперативного планирования;
-принцип участия.
Принцип целеустремленности означает, что процесс планирования
должен ориентироваться на цели, стоящие перед организацией. Именно
целенаправленность лежит в основе определения мероприятий, выполнение
которых будет способствовать успешному достижению намеченных рубежей,
этот принцип четко определяет рамки выстраивания планового документа.
Принцип перспективности тесно связан с миссией физкультурноспортивной организации, со стратегическим планом ее развития, поэтому,
разрабатывая плановые документы, менеджер должен опираться на эти
ориентиры с тем, чтобы вектор создаваемых планов был устремлен в одном
направлении.
Принцип реальности требует от менеджера учета различных ресурсных
возможностей организации в реализации планируемых мероприятий, а также
конъюнктуры, которая сложилась на рынке, где организация функционирует.
Нереальные планы являются плохим мотиватором в коллективе.
Принцип конкретности. Это правило требует от разработчика
плановых документов соблюдения, во-первых, четкого формулирования
планируемых мероприятий; во-вторых, отражение в документе персональной
ответственности за выполнение мероприятий и, в-третьих, включение в
документ точных сроков выполнения намеченных мероприятий. Соблюдение
этих требований сделает документ конкретным, что даст возможность руководителю и менеджерам без особого труда контролировать его
выполнение.
Принцип единства стратегического и оперативного планирования.
Оперативное планирование должно вытекать из стратегических задач
организации, поскольку именно этот вид планирования конкретизирует и
обеспечивает достижение поставленных стратегических целей. В то же время
в силу выявления факторов внешней и внутренней среды, в стратегические, а
следовательно, и в оперативные планы, могут вносится соответствующие
изменения. Однако вносимые изменения в эти документы взаимосвязаны.
Принцип участия. Использование этого принципа предполагает
широкое участие персонала физкультурно-спортивной организации в
планировании ее деятельности. Руководители организации должны
использовать этот принцип достаточно активно, поскольку сотрудники затем
будут участвовать в выполнении разработанных планов. Этот принцип
достаточно широко используется в нашей стране и за рубежом. Процесс
планирования, построенный на участии персонала, получил наименование
партисипативности.
Для разработки плановых документов в менеджменте разработаны и
используются различные методы. Современная теория и практика
располагают разнообразным инструментарием, позволяющим решать
широкий круг вопросов. Эти методы могут применяться как отдельно, так и в
комплексе.
К основным методам планирования относятся:
1.
Нормативный метод. Он основан на использовании
установленных норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда
для определения переменных величин. Используется для обоснования
количественной меры плановых заданий или технико-экономических
расчетов. Примером могут служить разрабатываемые и широко
используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда,
финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др. Или,
например, планируя развития материально-технической базы и увеличение
числа занимающихся, менеджмент физкультурно-спортивной организации
опирается на «Свод правил по проектированию и строительству», где
приводятся как примерные размеры помещений и залов для различных видов
физкультурно-оздоровительных занятий, так и их пропускная способность.
Кроме этого в сфере физической культуры существуют специфические
нормативы: физической подготовленности различных категорий населения,
спортивного мастерства, которые широко используются в планировании
социально-экономического развития отрасли, а также регионов.
2.Балансовый метод характеризуется установлением материальновещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно
применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и
источники образования ресурсов и соответствующие потребности. С его
помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и
показателей на различных этапах планирования. Примером может служить
баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых
ресурсов.
3.Опытно-статистический метод - характеризуется ориентацией на
фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых
определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является
достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо
известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической,
посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному
проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его
погрешностями в прошлом.
3. Экономико-математический метод. Сущность его состоит в том, что
он позволяет с меньшими затратами времени и средств находить
количественное выражение взаимосвязи между сложными социальноэкономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными
в показателях. В современных условиях практически любой показатель
может быть запланирован посредством экономико-математического метода.
Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в
планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако
применение этих методов требует точного математического описания
экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.
2. Виды и формы планирования в физкультурно-спортивных
организациях
Виды плановых документов отражают разнообразие физкультурноспортивной деятельности, физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг. К видам плановых документов в сфере физической культуры
относятся:
- планы развития физической культуры и спорта;
- планы работы руководящих органов;
- календарный план массовых физкультурно-оздоровительных
мероприятий и спортивных соревнований;
- планы подготовки и проведения отдельных мероприятий;
- положения о соревновании, спартакиаде;
- бизнес-план организации.
К формам планирования относятся:
по срокам, на которые рассчитан плановый документ:
- перспективное;
- текущее (календарное);
- оперативное;
по содержанию:
- общее (включающее все виды деятельности организации);
- раздельное (в плановый документ включается одно из направлений
деятельности организации).
В практике менеджмента существуют две основных формы разработки
планов организации — снизу вверх и сверху вниз.
При планировании организационных работ снизу вверх, следуя
иерархии предприятия, планы на местах и планы подразделений включаются
в общий план путем согласований, объединений и корректировок, т. е.
низшие организационные единицы составляют подобные планы, которые
объединяются на верхней ступени управления, образуя в итоге единый план
предприятия.
На большинстве крупных и средних предприятий планирование
осуществляется сверху вниз, т.е. плановые стратегии разрабатываются на
высшем уровне управления. Определяются цели, основные направления и
главные хозяйственные задачи развития организации, механизм их
реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем
общие цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие
уровни структуры предприятия в более детализированной и конкретной
форме включаются в планы подразделений. На этом этапе технологического
планирования устанавливаются пропорции и объемы производства по всем
видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с
конкретными исполнителями они окончательно утверждаются высшим
руководством организации. Такое планирование, построенное на
централизации важнейших решений в высшем звене управления, допускает
определенную самостоятельность подразделений, необходимую при
разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего
предприятия.
Данный подход в организации планирования соответствует трем
уровням управления организации:
-первый — стратегическое (долгосрочное) планирование;
-второй — тактическое (среднесрочное) планирование;
-третий — оперативное (текущее) планирование.
Стратегическое планирование на перспективу (10—15 лет)
определяет основные направления деятельности и указывает, что делать с
учетом поставленных целей. Стратегическое планирование — это в
долгосрочной перспективе попытка взглянуть на основополагающие
составляющие организации, тенденции, которые наблюдаются во внешней
среде, на то, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов.
Стратегический план носит скорее описательный, чем количественный
характер. В нем излагается концепция, а не таблица финансовых
показателей. В содержании долгосрочного плана конкретизируются цели, к
которым стремится организация. Он учитывает весь набор стратегий
организации и перечень основных проектов с учетом их приоритетов. Этот
план лежит в основе всех остальных планов организации.
Стратегическое планирование — компетенция высших органов
управления.
Стратегическое планирование в сфере физической культуры и спорта
осуществляют высшие менеджеры государственных структур, ответственные
за физкультуру и спорт. На этапе стратегического планирования
определяются концептуальные подходы к системе физической культуры и
спорта в стране, устанавливаются цели и выделяются необходимые ресурсы.
Одним из основных факторов, лежащих в основе стратегического
планирования государственных и коммерческих предприятий физкультурноспортивной направленности, является приобщение новых людей к ценностям
спорта и здорового образа жизни. И те, и другие заинтересованы в
увеличении численности людей, занимающихся физической культурой и
спортом, ведущих здоровый образ жизни, создании благоприятных условий
для занятий спортом.
Без понимания общих тенденций развития физкультурно-спортивной
отрасли, отмечает В. Галкин, без единого долгосрочного плана управление
становится хаотичным и бессистемным,а менеджеры превращаются в
«пожарную команду», которая работает в условиях постоянного кризиса.
При этом весь комплекс планируемых мероприятий и выделяемых ресурсов
должен быть увязан с общей стратегией развития страны, с возможностями
экономики и общества.
Стратегия охватывает вопросы теории и практики управления
отраслью или организацией, разрабатывает способы и формы проведения
долгосрочных мероприятий, определяет цели и задачи структурным
подразделениям, распределяет финансовые, кадровые и иные ресурсы по
направлениям деятельности.
При составлении планов развития физической культуры и спорта на
всех уровнях необходимо учитывать, что часть средств, необходимых для
развития отрасли, будет получена из бюджета, другая часть — за счет
самофинансирования. Величина бюджетного финансирования и уровень
самофинансирования являются исходными данными для перспективного
планирования всего комплекса мероприятий в сфере физической культуры и
спорта — в строительстве новых сооружений, поддержке профессионального
спорта, содержании системы физкультурно-спортивного образования,
финансировании спортивных организаций.
Примером долгосрочного планирования спортивного менеджмента
можно считать целевую комплексную программу.
Ц е л е в а я к о м п л е к с н а я п р о г р а м м а в сфере физической
культуры и спорта представляет собой директивный адресный документ,
который содержит анализ состояния решаемой с помощью программы
проблемы, комплекс плановых заданий и организационных, методических,
социально-экономических и иных мероприятий по их достижению.
Целевые комплексные программы в сфере физической культуры и
спорта могут содержать решение различных отраслевых проблем —
развития физической культуры и спорта в конкретном регионе, подготовки
высококвалифицированных спортсменов, развития сети физкультурноспортивных сооружений и др.
В сфере физической культуры и спорта обычно используется
несколько типов целевых программ, которые осуществляются:
• Международным олимпийским комитетом в области поддержки
инвалидного спорта, олимпийского образования, спорта в развивающихся
странах и т.д. Это, например, Программа олимпийской солидарности,
Программа выпуска олимпийских памятных медалей и монет, программы
Международной олимпийской академии и др.;
международными спортивными организациями и федерациями по
антидопингу, по защите окружающей среды, по пресечению шовинизма и
расизма в среде болельщиков и спортсменов. Это, например, Программа
справедливой игры (ФИФА), программа «Футбол против расизма в Европе»
(УЕФА) и др.;
• отдельными государствами по особым приоритетным направлениям.
Это, например, программы «Молодежь и спорт», «Инвалидный спорт»,
«Спорт для пожилых» и др.;
• областными, краевыми и муниципальными властями на своих
территориях.
Целевые программы носят либо узкоспециализированный характер, т.е.
предназначены для поддержки одного или нескольких направлений
физкультурно-спортивной деятельности, либо системный, комплексный
характер, т.е. направлены на поддержку физкультурно-спортивного
движения в целом.
Целевая комплексная программа в сфере физической культуры и
спорта состоит из следующих частей:
-аналитико-целевой раздел;
-характеристика проблемы;
-основная цель и задачи программы;
-срок и этапы реализации программы, целевые индикаторы и
показатели;
-программные мероприятия;
-обоснование ресурсного обеспечения программы;
-механизм реализации программы;
-оценка
социально-экономической
эффективности
реализации
программы.
Разработка
тактических
планов
должна
способствовать
претворению в жизнь стратегических планов. Как правило, тактические
планы имеют непродолжительный период действия (1 — 5 лет). В
организациях тактические планы определяют конкретные действия
подразделений, направленные на достижение стратегических целей.
Разработка тактических планов в соответствии с корпоративной стратегией
является обязанностью среднего звена управления.
Оперативное планирование в сфере физической культуры и спорта
осуществляют не только государственные структуры, отвечающие за
физическую культуру и спорт на федеральном и региональном уровнях, но и
иные спортивные организации, ведущие автономную работу на принципах
самофинансирования и саморегулирования. К этой группе субъектов
управления относятся объединения профессиональных спортсменов (лиги,
союзы, федерации) и вся индустрия спортивного бизнеса. Они планируют
свою деятельность, исходя из целей получения прибыли.
Бизнес-план — документ, предназначенный для детализации и
обоснования предпринимательского замысла, в котором содержатся
экономические, технические, организационные мероприятия, а также
прогнозируемые оценки и необходимые обоснования по осуществлению
плана на практике.
Объектом бизнес-планирования может быть организация в любой
сфере бизнеса: банк, страховая и трастовая компании, спортивный клуб и т.
д. Составляют бизнес-планы как при создании новых производств, так и при
реорганизации старых, при диверсификации бизнеса, для обоснования
любых коммерческих проектов и операций.
- Бизнес-план выполняет следующие функции:
- определяет основные направления для стратегического и
внутрифирменного планирования, является базой для претворения в жизнь
производственной стратегии фирмы на период до пяти лет;
- служит основой для конструктивных переговоров с внешними
организациями — инвесторами, коммерческими банками, иностранными
партнерами, правительственными структурами — в целях получения
кредитных ресурсов;
- определяет критерии для последующего контроля и оценки
исполнения бизнес-операций.
Потребность в бизнес-плане возникает при подготовке заявок
существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов; открытии
нового дела, определении профиля будущей организации и основных
направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилировании
деятельности фирмы, выборе новых видов, направлений и способов
осуществления коммерческих операций; выходе на новые рынки и
привлечении инвестиций.
Как
внутрифирменный
документ,
бизнес-план
используется
менеджерами и собственниками предприятия. Менеджеры являются, как
правило, разработчиками и исполнителями бизнес-плана. Собственники
заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив
развития бизнеса.
Как документ для внешнего пользования, бизнес-план предназначается
в первую очередь кредиторам и инвесторам, которые рассматривают его в
качестве источника информации о проекте и о самом предпринимателе.
Бизнес-план, являясь как внутрифирменным документом, так и
документом, предназначенным для третьих лиц, должен быть не только
хорошо обоснован, но и выигрышно преподнесен, восприниматься не только
как серьезный аналитический документ, но и как средство рекламы.
Для отечественных предприятий бизнес-планирование является
относительно новым видом деятельности. Для его осуществления в структуре
управления предприятием могут выделяться специальные службы в отделах
стратегического развития либо привлекаться специалисты консалтинговых
фирм.
Профессиональные услуги по составлению бизнес-плана оцениваются
достаточно высоко.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела
объем бизнес-плана может меняться в достаточно большом диапазоне, т.е.
степень детализации его может быть различной. В международной практике,
однако, считается, что бизнес-план не должен превышать 20 с, для крупных
инвестиций — 50 — 80 с.
Структура и содержание бизнес-плана, как правило, жестко не
регламентируются, а логика построения имеет единую направленность.
Последовательность составления бизнес-плана физкультурно-спортивной
организации может включать следующие разделы:
-резюме (четко сформулированная концепция бизнеса организации);
-характеристика отрасли «Физическая культура и спорт»;
-характеристика физкультурно-спортивной организации;
-характеристика физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
-оценка рынка сбыта физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
-оценка состояния конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных
и спортивных услуг;
-план маркетинга;
-план производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
-организационный план;
-нормативно-правовое
обеспечение
деятельности
физкультурноспортивной организации;
-оценка рисков, страхование риска;
-финансовый план организации.
Кратко рассмотрим содержание приведенных разделов бизнес-плана
физкультурно-спортивной организации.
Резюме включает цели планируемого бизнес-проекта, раскрывается его
сущность, основные отличия от предлагаемых товаров и услуг от
аналогичных продуктов конкурентов, описывается привлекательность услуг
для потенциальных потребителей, приводятся основные техникоэкономические показатели (объем продаж, выручка от реализации
планируемой продукции, затраты на производство услуг, экономические
показатели приблизительной рентабельности, а также показатель
экономической эффективности).
Характеристика отрасли «Физическая культура и спорт» отражает
основные показатели, характеризующие состояние массовой физкультурнооздоровительной работы в стране и регионе, где находится данная
физкультурно-спортивная организация, перспективы развития отрасли в
этом направлении.
Характеристика физкультурно-спортивной организации -указывается
полное наименование, ее организационно-правовая форма, юридический
адрес, характеристика вида деятельности, имя и фамилия руководителя,
характеристика отрасли, к которой относится организация.
Характеристика физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг, производимых в организации, - дается описание основных видов
физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, их отличие от услуг
конкурентов, некоторые маркетинговые характеристики, прогноз затрат, цен
и другие показатели.
Оценка рынка сбыта физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг - приводятся результаты исследований рынка с целью оценки
конкурентоспособности, как, в частности, предлагаемых услуг, так и
физкультурно-спортивной организации в целом, приводятся данные,
характеризующие емкость рынка и потенциальный объем продаж по
основным видам физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Оценка состояния конкуренции на рынке физкультурнооздоровительных и спортивных услуг - указываются наиболее сильные
физкультурно-спортивные организации, преуспевающие на рынке, дается
оценка видов физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, их
перечень, объем продаж, доходы, выясняется ценовая политика на рынке.
План маркетинга - приводятся конкретные предложения по схеме
распространения физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг,
вопросы ценообразования, продвижения услуг, организация рекламных
компаний, формирование общественного мнения о физкультурнооздоровительных и спортивных услугах с целью стимулирования спроса.
План производства физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг. Документ включает производственную программу по оказанию
различным категориям населения физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном
выражении - какие конкретно услуги будут предлагаться, какое необходимо
спортивное оборудование, какая существует потребность в помещениях
(аренда, ремонт имеющихся, приобретение новых). В стоимостном
выражении - дается оценка возможных затрат на планируемые работы.
Организационный план включает материалы по организационной
структуре управления и соответствующее штатное расписание, при
необходимости планируется набор новых сотрудников, переподготовка и
повышение квалификации персонала, планируется разработка должностных
инструкций работников, определяется система оплаты труда.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности физкультурноспортивной организации - формируется пакет необходимых нормативноправовых документов для организации бизнеса.
Оценка рисков, страхование риска - выявляется перечень возможных
рисков, оценивается их уровень и разрабатываются мероприятия по
снижению последствий.
Финансовый план организации - документ отражает прогноз объема
реализации
физкультурно-оздоровительных
и
спортивных
услуг,
составляется прогноз доходов и расходов деятельности организации.
В практике планирования деятельности физкультурно-спортивной
организации встречаются различные бизнес-планы, направленные на
решение разнообразных задач:
-бизнес-план по созданию коммерческой физкультурно-спортивной
организации;
-бизнес-план по реализации новых физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг;
-бизнес-план по проведению спортивного мероприятия;
-по привлечению инвесторов;
-по подготовке заявки на получение банковского кредита.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Раскройте сущность планирования как функции менеджмента в сфере
физической культуры и спорта.
2. Назовите принципы планирования в сфере физической культуры и спорта.
3. Какие формы и виды планирования существуют в менеджменте
физкультурно-спортивной организации?
4. В чем суть целевых комплексных программ развития физической культуры
и спорта?
5. Раскройте структуру и содержание бизнес-плана физкультурно-спортивной
организации.
6. Раскройте структуру и содержание плана работы спортивного клуба.