Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия планирования. Виды и формы планирования в физкультурно-спортивных организациях

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 8549 просмотров
  • 📌 8501 загрузка
  • 🏢️ СибГУФК
Выбери формат для чтения
Статья: Основные понятия планирования. Виды и формы планирования в физкультурно-спортивных организациях
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия планирования. Виды и формы планирования в физкультурно-спортивных организациях» pdf
План: 1.Основные понятия планирования. 2. Виды и формы планирования организациях. в физкультурно-спортивных Литература 1.Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт»/ Алексеев С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИДАНА, 2014.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21000 2..Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : учеб. пособие / А.В. Починкин .— М. : Советский спорт, 2013 .-263 с. Режим доступа: http://rucont.ru/efd/280564 3.Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учеб.пособие.: 2-е изд., доп. и исправ./С.С.Филиппов.-М.: Советский спорт, 2015.-240 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69804#authors 1.Основные понятия планирования Одной из важнейших функций управления физической культурой, физкультурно-спортивными организациями является планирование. Это объясняется тем, что после принятия управленческого решения менеджмент организации направляет все свои усилия на его выполнение. Процесс реализации решения детализируется в различных плановых документах. В них отражаются конкретные действия организации по достижению принятых решений. Причины непрерывности планирования: 1. Многие организации после достижения первоначальной цели стремятся продлить свое существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свою цель. 2. Нестабильность внешней среды. В широком смысле планирование - принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В узком смысле планирование - составление специальных документов – планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации. Объект планирования — деятельность предприятия (хозяйственная, социальная, экономическая). Цель планирования — разрешить неопределенность. Задачи планирования: 1. Обеспечение целенаправленного развития. 2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. 3.Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. 4. Создание объективной базы для эффективного контроля и мотивации трудовой деятельности. 5. Информирование работников. Результатом планирования является план, который включает: -цели и задачи организации на предстоящий период, -мероприятия, комплекс необходимых ресурсов с распределением их по целям и задачам, -ответственных исполнителей и сроки выполнения плановых мероприятий. Преимущества разработки планов действий: 1.Оценка практической возможности достижения целей. 2.Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий. 3.Облегчение поиска лучших и более эффективных путей достижений целей. 4.Обеспечение основы для оценки затрат и разработки бюджетов, календарных планов и ресурсов. 5.Определение необходимых взаимоотношений. 6.Выявление непредвиденных обстоятельств. Специфика планирования в сфере физической культуры и спорта заключается в многообразии видов деятельности, требующей составления плановых документов: -проведение занятий по физической культуре и спорту; -проведение спортивно-зрелищных мероприятий; -организация и проведение учебно-тренировочного процесса; -предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению; -информационно-консультативные и образовательные услуги. Принципы - это основные правила, положения в деятельности людей, осуществляющих ту или иную деятельность в обществе. К принципам управления в сфере физической культуры и спорта относятся: -принцип целеустремленности; -принцип перспективности; -принцип реальности; -принцип конкретности; -принцип единства стратегического и оперативного планирования; -принцип участия. Принцип целеустремленности означает, что процесс планирования должен ориентироваться на цели, стоящие перед организацией. Именно целенаправленность лежит в основе определения мероприятий, выполнение которых будет способствовать успешному достижению намеченных рубежей, этот принцип четко определяет рамки выстраивания планового документа. Принцип перспективности тесно связан с миссией физкультурноспортивной организации, со стратегическим планом ее развития, поэтому, разрабатывая плановые документы, менеджер должен опираться на эти ориентиры с тем, чтобы вектор создаваемых планов был устремлен в одном направлении. Принцип реальности требует от менеджера учета различных ресурсных возможностей организации в реализации планируемых мероприятий, а также конъюнктуры, которая сложилась на рынке, где организация функционирует. Нереальные планы являются плохим мотиватором в коллективе. Принцип конкретности. Это правило требует от разработчика плановых документов соблюдения, во-первых, четкого формулирования планируемых мероприятий; во-вторых, отражение в документе персональной ответственности за выполнение мероприятий и, в-третьих, включение в документ точных сроков выполнения намеченных мероприятий. Соблюдение этих требований сделает документ конкретным, что даст возможность руководителю и менеджерам без особого труда контролировать его выполнение. Принцип единства стратегического и оперативного планирования. Оперативное планирование должно вытекать из стратегических задач организации, поскольку именно этот вид планирования конкретизирует и обеспечивает достижение поставленных стратегических целей. В то же время в силу выявления факторов внешней и внутренней среды, в стратегические, а следовательно, и в оперативные планы, могут вносится соответствующие изменения. Однако вносимые изменения в эти документы взаимосвязаны. Принцип участия. Использование этого принципа предполагает широкое участие персонала физкультурно-спортивной организации в планировании ее деятельности. Руководители организации должны использовать этот принцип достаточно активно, поскольку сотрудники затем будут участвовать в выполнении разработанных планов. Этот принцип достаточно широко используется в нашей стране и за рубежом. Процесс планирования, построенный на участии персонала, получил наименование партисипативности. Для разработки плановых документов в менеджменте разработаны и используются различные методы. Современная теория и практика располагают разнообразным инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Эти методы могут применяться как отдельно, так и в комплексе. К основным методам планирования относятся: 1. Нормативный метод. Он основан на использовании установленных норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов. Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др. Или, например, планируя развития материально-технической базы и увеличение числа занимающихся, менеджмент физкультурно-спортивной организации опирается на «Свод правил по проектированию и строительству», где приводятся как примерные размеры помещений и залов для различных видов физкультурно-оздоровительных занятий, так и их пропускная способность. Кроме этого в сфере физической культуры существуют специфические нормативы: физической подготовленности различных категорий населения, спортивного мастерства, которые широко используются в планировании социально-экономического развития отрасли, а также регионов. 2.Балансовый метод характеризуется установлением материальновещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности. С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов. 3.Опытно-статистический метод - характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом. 3. Экономико-математический метод. Сущность его состоит в том, что он позволяет с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социальноэкономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных. 2. Виды и формы планирования в физкультурно-спортивных организациях Виды плановых документов отражают разнообразие физкультурноспортивной деятельности, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. К видам плановых документов в сфере физической культуры относятся: - планы развития физической культуры и спорта; - планы работы руководящих органов; - календарный план массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; - планы подготовки и проведения отдельных мероприятий; - положения о соревновании, спартакиаде; - бизнес-план организации. К формам планирования относятся: по срокам, на которые рассчитан плановый документ: - перспективное; - текущее (календарное); - оперативное; по содержанию: - общее (включающее все виды деятельности организации); - раздельное (в плановый документ включается одно из направлений деятельности организации). В практике менеджмента существуют две основных формы разработки планов организации — снизу вверх и сверху вниз. При планировании организационных работ снизу вверх, следуя иерархии предприятия, планы на местах и планы подразделений включаются в общий план путем согласований, объединений и корректировок, т. е. низшие организационные единицы составляют подобные планы, которые объединяются на верхней ступени управления, образуя в итоге единый план предприятия. На большинстве крупных и средних предприятий планирование осуществляется сверху вниз, т.е. плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления. Определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития организации, механизм их реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем общие цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия в более детализированной и конкретной форме включаются в планы подразделений. На этом этапе технологического планирования устанавливаются пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями они окончательно утверждаются высшим руководством организации. Такое планирование, построенное на централизации важнейших решений в высшем звене управления, допускает определенную самостоятельность подразделений, необходимую при разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего предприятия. Данный подход в организации планирования соответствует трем уровням управления организации: -первый — стратегическое (долгосрочное) планирование; -второй — тактическое (среднесрочное) планирование; -третий — оперативное (текущее) планирование. Стратегическое планирование на перспективу (10—15 лет) определяет основные направления деятельности и указывает, что делать с учетом поставленных целей. Стратегическое планирование — это в долгосрочной перспективе попытка взглянуть на основополагающие составляющие организации, тенденции, которые наблюдаются во внешней среде, на то, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Стратегический план носит скорее описательный, чем количественный характер. В нем излагается концепция, а не таблица финансовых показателей. В содержании долгосрочного плана конкретизируются цели, к которым стремится организация. Он учитывает весь набор стратегий организации и перечень основных проектов с учетом их приоритетов. Этот план лежит в основе всех остальных планов организации. Стратегическое планирование — компетенция высших органов управления. Стратегическое планирование в сфере физической культуры и спорта осуществляют высшие менеджеры государственных структур, ответственные за физкультуру и спорт. На этапе стратегического планирования определяются концептуальные подходы к системе физической культуры и спорта в стране, устанавливаются цели и выделяются необходимые ресурсы. Одним из основных факторов, лежащих в основе стратегического планирования государственных и коммерческих предприятий физкультурноспортивной направленности, является приобщение новых людей к ценностям спорта и здорового образа жизни. И те, и другие заинтересованы в увеличении численности людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, создании благоприятных условий для занятий спортом. Без понимания общих тенденций развития физкультурно-спортивной отрасли, отмечает В. Галкин, без единого долгосрочного плана управление становится хаотичным и бессистемным,а менеджеры превращаются в «пожарную команду», которая работает в условиях постоянного кризиса. При этом весь комплекс планируемых мероприятий и выделяемых ресурсов должен быть увязан с общей стратегией развития страны, с возможностями экономики и общества. Стратегия охватывает вопросы теории и практики управления отраслью или организацией, разрабатывает способы и формы проведения долгосрочных мероприятий, определяет цели и задачи структурным подразделениям, распределяет финансовые, кадровые и иные ресурсы по направлениям деятельности. При составлении планов развития физической культуры и спорта на всех уровнях необходимо учитывать, что часть средств, необходимых для развития отрасли, будет получена из бюджета, другая часть — за счет самофинансирования. Величина бюджетного финансирования и уровень самофинансирования являются исходными данными для перспективного планирования всего комплекса мероприятий в сфере физической культуры и спорта — в строительстве новых сооружений, поддержке профессионального спорта, содержании системы физкультурно-спортивного образования, финансировании спортивных организаций. Примером долгосрочного планирования спортивного менеджмента можно считать целевую комплексную программу. Ц е л е в а я к о м п л е к с н а я п р о г р а м м а в сфере физической культуры и спорта представляет собой директивный адресный документ, который содержит анализ состояния решаемой с помощью программы проблемы, комплекс плановых заданий и организационных, методических, социально-экономических и иных мероприятий по их достижению. Целевые комплексные программы в сфере физической культуры и спорта могут содержать решение различных отраслевых проблем — развития физической культуры и спорта в конкретном регионе, подготовки высококвалифицированных спортсменов, развития сети физкультурноспортивных сооружений и др. В сфере физической культуры и спорта обычно используется несколько типов целевых программ, которые осуществляются: • Международным олимпийским комитетом в области поддержки инвалидного спорта, олимпийского образования, спорта в развивающихся странах и т.д. Это, например, Программа олимпийской солидарности, Программа выпуска олимпийских памятных медалей и монет, программы Международной олимпийской академии и др.; международными спортивными организациями и федерациями по антидопингу, по защите окружающей среды, по пресечению шовинизма и расизма в среде болельщиков и спортсменов. Это, например, Программа справедливой игры (ФИФА), программа «Футбол против расизма в Европе» (УЕФА) и др.; • отдельными государствами по особым приоритетным направлениям. Это, например, программы «Молодежь и спорт», «Инвалидный спорт», «Спорт для пожилых» и др.; • областными, краевыми и муниципальными властями на своих территориях. Целевые программы носят либо узкоспециализированный характер, т.е. предназначены для поддержки одного или нескольких направлений физкультурно-спортивной деятельности, либо системный, комплексный характер, т.е. направлены на поддержку физкультурно-спортивного движения в целом. Целевая комплексная программа в сфере физической культуры и спорта состоит из следующих частей: -аналитико-целевой раздел; -характеристика проблемы; -основная цель и задачи программы; -срок и этапы реализации программы, целевые индикаторы и показатели; -программные мероприятия; -обоснование ресурсного обеспечения программы; -механизм реализации программы; -оценка социально-экономической эффективности реализации программы. Разработка тактических планов должна способствовать претворению в жизнь стратегических планов. Как правило, тактические планы имеют непродолжительный период действия (1 — 5 лет). В организациях тактические планы определяют конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических целей. Разработка тактических планов в соответствии с корпоративной стратегией является обязанностью среднего звена управления. Оперативное планирование в сфере физической культуры и спорта осуществляют не только государственные структуры, отвечающие за физическую культуру и спорт на федеральном и региональном уровнях, но и иные спортивные организации, ведущие автономную работу на принципах самофинансирования и саморегулирования. К этой группе субъектов управления относятся объединения профессиональных спортсменов (лиги, союзы, федерации) и вся индустрия спортивного бизнеса. Они планируют свою деятельность, исходя из целей получения прибыли. Бизнес-план — документ, предназначенный для детализации и обоснования предпринимательского замысла, в котором содержатся экономические, технические, организационные мероприятия, а также прогнозируемые оценки и необходимые обоснования по осуществлению плана на практике. Объектом бизнес-планирования может быть организация в любой сфере бизнеса: банк, страховая и трастовая компании, спортивный клуб и т. д. Составляют бизнес-планы как при создании новых производств, так и при реорганизации старых, при диверсификации бизнеса, для обоснования любых коммерческих проектов и операций. - Бизнес-план выполняет следующие функции: - определяет основные направления для стратегического и внутрифирменного планирования, является базой для претворения в жизнь производственной стратегии фирмы на период до пяти лет; - служит основой для конструктивных переговоров с внешними организациями — инвесторами, коммерческими банками, иностранными партнерами, правительственными структурами — в целях получения кредитных ресурсов; - определяет критерии для последующего контроля и оценки исполнения бизнес-операций. Потребность в бизнес-плане возникает при подготовке заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов; открытии нового дела, определении профиля будущей организации и основных направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилировании деятельности фирмы, выборе новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций; выходе на новые рынки и привлечении инвестиций. Как внутрифирменный документ, бизнес-план используется менеджерами и собственниками предприятия. Менеджеры являются, как правило, разработчиками и исполнителями бизнес-плана. Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития бизнеса. Как документ для внешнего пользования, бизнес-план предназначается в первую очередь кредиторам и инвесторам, которые рассматривают его в качестве источника информации о проекте и о самом предпринимателе. Бизнес-план, являясь как внутрифирменным документом, так и документом, предназначенным для третьих лиц, должен быть не только хорошо обоснован, но и выигрышно преподнесен, восприниматься не только как серьезный аналитический документ, но и как средство рекламы. Для отечественных предприятий бизнес-планирование является относительно новым видом деятельности. Для его осуществления в структуре управления предприятием могут выделяться специальные службы в отделах стратегического развития либо привлекаться специалисты консалтинговых фирм. Профессиональные услуги по составлению бизнес-плана оцениваются достаточно высоко. В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем бизнес-плана может меняться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть различной. В международной практике, однако, считается, что бизнес-план не должен превышать 20 с, для крупных инвестиций — 50 — 80 с. Структура и содержание бизнес-плана, как правило, жестко не регламентируются, а логика построения имеет единую направленность. Последовательность составления бизнес-плана физкультурно-спортивной организации может включать следующие разделы: -резюме (четко сформулированная концепция бизнеса организации); -характеристика отрасли «Физическая культура и спорт»; -характеристика физкультурно-спортивной организации; -характеристика физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; -оценка рынка сбыта физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; -оценка состояния конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; -план маркетинга; -план производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; -организационный план; -нормативно-правовое обеспечение деятельности физкультурноспортивной организации; -оценка рисков, страхование риска; -финансовый план организации. Кратко рассмотрим содержание приведенных разделов бизнес-плана физкультурно-спортивной организации. Резюме включает цели планируемого бизнес-проекта, раскрывается его сущность, основные отличия от предлагаемых товаров и услуг от аналогичных продуктов конкурентов, описывается привлекательность услуг для потенциальных потребителей, приводятся основные техникоэкономические показатели (объем продаж, выручка от реализации планируемой продукции, затраты на производство услуг, экономические показатели приблизительной рентабельности, а также показатель экономической эффективности). Характеристика отрасли «Физическая культура и спорт» отражает основные показатели, характеризующие состояние массовой физкультурнооздоровительной работы в стране и регионе, где находится данная физкультурно-спортивная организация, перспективы развития отрасли в этом направлении. Характеристика физкультурно-спортивной организации -указывается полное наименование, ее организационно-правовая форма, юридический адрес, характеристика вида деятельности, имя и фамилия руководителя, характеристика отрасли, к которой относится организация. Характеристика физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, производимых в организации, - дается описание основных видов физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, их отличие от услуг конкурентов, некоторые маркетинговые характеристики, прогноз затрат, цен и другие показатели. Оценка рынка сбыта физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг - приводятся результаты исследований рынка с целью оценки конкурентоспособности, как, в частности, предлагаемых услуг, так и физкультурно-спортивной организации в целом, приводятся данные, характеризующие емкость рынка и потенциальный объем продаж по основным видам физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Оценка состояния конкуренции на рынке физкультурнооздоровительных и спортивных услуг - указываются наиболее сильные физкультурно-спортивные организации, преуспевающие на рынке, дается оценка видов физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, их перечень, объем продаж, доходы, выясняется ценовая политика на рынке. План маркетинга - приводятся конкретные предложения по схеме распространения физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, вопросы ценообразования, продвижения услуг, организация рекламных компаний, формирование общественного мнения о физкультурнооздоровительных и спортивных услугах с целью стимулирования спроса. План производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Документ включает производственную программу по оказанию различным категориям населения физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении - какие конкретно услуги будут предлагаться, какое необходимо спортивное оборудование, какая существует потребность в помещениях (аренда, ремонт имеющихся, приобретение новых). В стоимостном выражении - дается оценка возможных затрат на планируемые работы. Организационный план включает материалы по организационной структуре управления и соответствующее штатное расписание, при необходимости планируется набор новых сотрудников, переподготовка и повышение квалификации персонала, планируется разработка должностных инструкций работников, определяется система оплаты труда. Нормативно-правовое обеспечение деятельности физкультурноспортивной организации - формируется пакет необходимых нормативноправовых документов для организации бизнеса. Оценка рисков, страхование риска - выявляется перечень возможных рисков, оценивается их уровень и разрабатываются мероприятия по снижению последствий. Финансовый план организации - документ отражает прогноз объема реализации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, составляется прогноз доходов и расходов деятельности организации. В практике планирования деятельности физкультурно-спортивной организации встречаются различные бизнес-планы, направленные на решение разнообразных задач: -бизнес-план по созданию коммерческой физкультурно-спортивной организации; -бизнес-план по реализации новых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; -бизнес-план по проведению спортивного мероприятия; -по привлечению инвесторов; -по подготовке заявки на получение банковского кредита. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Раскройте сущность планирования как функции менеджмента в сфере физической культуры и спорта. 2. Назовите принципы планирования в сфере физической культуры и спорта. 3. Какие формы и виды планирования существуют в менеджменте физкультурно-спортивной организации? 4. В чем суть целевых комплексных программ развития физической культуры и спорта? 5. Раскройте структуру и содержание бизнес-плана физкультурно-спортивной организации. 6. Раскройте структуру и содержание плана работы спортивного клуба.
«Основные понятия планирования. Виды и формы планирования в физкультурно-спортивных организациях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot