Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия педагогической инноватики

  • 👀 348 просмотров
  • 📌 288 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия педагогической инноватики» doc
Тема 1. Основные понятия педагогической инноватики. Основной теоретический материал Дополнительный материал, примеры, задания Образование подвержено изменениям. Новации и традиции – две стороны развития культуры. ОПР. А.В. Хуторской. Наука, занимающаяся созданием, изучением ПедНовшеств, их оценкой, внедрением и освоением в практике – педагогическая инноватика. ОПР. А.В. Хуторской. Совр. Пед. Инноватика – сфера науки, учение о неразрывном единстве трех основных элементов инновационного процесса в образовании: создания пед. новшеств, их внедрения и освоения, их применения и распространения в широкой практике. Причины развития ПедИннов: 1. Кризис в образовании – противоречия: между практич. Потребностями и уровнем реальной подготовленности выпускников; между новыми целями совр. Образ и сложившейся структурой управления; между интересами и возможностями субъектов образования. 2. В России – перестройка: Свобода в образовании – потребность в научном сопровождении. Источники пед. иннов.: а) управл. стрктуры; б) пед. наука; в) пед. практика. Направления иннов. изменений в нашем образовании: 1) изменения в целеполагании; 2) новое содержание образования – от ЗУН к компетенциям !Сохранить фундаментальность; 3) 11-летняя школа; 4) профильное обуч в старшей шк; 5) новые ФГОС - !Обучение в течении всей жизни; 6) компетентностный подход в образ; 7) личностно ориентированные и здоровье сберегающие технологии; 8) изменения в деят учителя и уч-ся в связи с ЕГЭ, ГИА, портфолио ученика. Гл. Особенность: Образ не может не быть иннов! Гл. субъект – учащийся человек, инноватор своего образ. Все другие – внешние субъекты образ могут лишь помочь ему реализовать переход к новому состоянию своего образования. Объект ПедИн: процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании уч-ся, которые ведут к прогрессивным изменениям качества их образования. Предмет ПедИн: совокупность условий, средств и закономерностей, которые связаны с разработкой, внедрением и освоением педНовшеств в образ реальности. Цель ПедИн: научно обосновать и обеспечить непрерывные изменения образ в интересах образ-ся человека. Задачи ПедИн: В.С. Лазарев 1. Объяснительно описательные задачи – объясняют реалии образ. 2. Задачи на разработку новых моделей инндеят-ти. Задачи на разработку способов развития систем инндеят-ти. А.В. Хуторсокй 4. Задачи на изучение сист отношений, возникающий в инн образ дят-ти. 5. Задачи на изучение природы инн, их связи с трад, влиянии на субъектов образ. Законы ПедИн: 1. Закон необратимой дестабилизации пед иннов среды. 2. Закон финальной реализации инн проц. 3. Закон стериотипизации пед ин-ций. 4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости пед ин-ций. Новый, новизна, новшество, усоврешенствование, рационализация, модернизания, эыристическое решение, пед изобретение, инновация, инноватика, ииновационная деятельность, иин-я идея, инн-я программа, инн-я доктрина, пед инноватика, инн-е обучение, инновирование (Задание в Контрольной Точке №1) Тема 2. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Основной теоретический материал Дополнительный материал, примеры, задания ИнПроц рассматриваются в трех аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом, организационно-управленчнском. Они определяют условия протекания ИнПроц – способствуют или препятствуют. Два типа ИнПроц: Стихийные – Научно обоснованные – Этапы ИнПроц: 1 этап – Создание новшества: анализ образ действит, выявл потребности в ин; проектирование новш; эксперим апробирование новш; его экспертиза. 2 этап – Распространение новшества: подготовка к распростр; информирование о новшестве; поддержка его освоения; анализ распространения новшества. 3 этап – Освоение новшества: анализ образ действительности, выявление потребности в изменениях; поиск новш; оценка и выбор новш; проектирование будущего желаемого результата; внедрение новш; анализ и оценка результата. 4 этап – Образовательная инн деятельность. ИннДеят – комплекс принимаемых мер по обеспечению ИннПроц на определенном уровне образования. Компоненты ИнДеят: Научный поиск – результат: сформулированная науч проблема, цель и задачи нововвед. Создание новшества – результат: проект иинов преобразованиц. Реализация новшества - предполагает реализацию программ и сценариев новвед; организ и управл деятельностью субъектов; эксперимент и оценочную деятельность; оформление результатов и их трансляцию. Рефлексия – результат: оценка результатов инндеят, сопоставление с целью, осознание трудностей, рисков и преимуществ. Этапы ИнДеят: 1 этап – Зарождение инн-ций: обусловлен Законом цикловой повторяемости пединн. 2 этап – Освоение пед инн-ции: усиление потребности в новом пед знании и новой пед деятельности. Решение может быть принято по одной из двух схем: А. Формулирование пед проблем; Их анализ; Анализ путей их решения; Выбор пути решения посредством освоения Инновации; Апробация или отказ от иннов. Б. Знакомство с иннов (первич ная информация); Появление интереса к иннов (поиск дополнит информации); Оценка иннов и решение её освоить; апробация или отказ от иннов. 3 этап – Рутинизация: превращение в традицию. !!! Внутри ИннПроц протекает множество ИннДеят. – ИннПроц это система взаимосвязанных ИннДеятельностей. Соотношение видов деятельности субъектов ИннПроц: УД – уч. деят уч-ся, продукт – новые образ результаты; ПДУ – пед деят-ть учителя-инноватора, продукт – образ процесс, в который введено новшество; ПДП – пед деят-ть педагога-ученого, продукт – пединноватика, различные хар-ки, описания нововведений; МД – методологическая деят-ть, продукт – методология пединноватики, методы, гипотезы, концепции, законы. ! Иерархия инндеят. Тема 2. Инновационный процесс и инновационная деятельность (продолжение). Основной теоретический материал Дополнительный материал, примеры, задания Функции субъектов инноваций: управленец – Педагог-экспериментатор – Проблематизатор – Методолог – Проектировщик – Конструктор – Оформитель – Общие для всех субъектов функции: целеполагание и инн решения – бывают административные или коллективные. Особенность: Факторы, препятствующие новвед – Гл! Феномен сопротивления изменениям. О.С. Советова По типу отношения к нововведениям: консерваторы, радикальные инноваторы, умеренные инноваторы, инноваторы (их портреты: считает что…., личные качетва…..). Э. Роджерс Делит всех субъектов на 5 групп: новаторы 2,5%; Ранние реализаторы 13,5%; предварительное большинство 34%; позднее большинство 34%; колеблющиеся 16%. К.Ушаков Модель реакции человека на навязывание ему нововведений: фаза отрицания – шок, растерянность из-за недостатка информации о новшестве. Нужно – игнорировать недовольство, ориентировать на будущее. Фаза сопротивления – раздражение, депрессия из-за неизбежности перемен. Нужно – наладить обратную связь, решительно: «Делайте! Или уходите.» Фаза исследования – начало изучения нового, новой деят-ти. Фаза вовлечения – возникают творч группы, скоординированность деятельности коллектива. Типология нововведений по А.В. Хуторскому: По отношению к структурным элементам образовательных систем: 6 типов 1. По отношению к личностному становлению субъектов образования: 4 типа 2. По области педагогического применения: 6 типов 3. По типам взаимодействия участников пед процесса: 4 типа 4. По функциональным возможностям: 3 типа 5. По способам осуществления: 6 типов 6. По масштабности распространения: 7 типов 7. По социально-педагогической значимости: 2 типа 8. По объему новаторских мероприятий: 3 типа 9. По степени предполагаемых преобразований: 5 типов. !!! Одна и та же иннов имеет 10 хар-к. Заказчики ПедИннов: люди, организации, регионы, государство, человечество, вселенная. (Творч задание!) К.Ушаков Модель реакции человека на навязывание ему нововведений (Творческое задание) А.И. Пригожин: варианты антиинновационных стереотипов (Троч задание!). Заказчики ПедИннов: люди, организации, регионы, государство, человечество, вселенная. (Творч задание!)
«Основные понятия педагогической инноватики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot