Основные понятия менеджмента
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Введение
Мы живем в мире, который– нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (VUCA – аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний мир – и он не собирается меняться. И это очень интересное время для креативных людей, потому что старые рабочие модели больше не функционируют.
Мы перешли в эпоху знаний, в эпоху идей. В прошлом для того, чтобы что-то изменить, необходимы были такие ресурсы - как деньги, связи, власть. Они тоже нужны и сегодня. Но их значимость в определенной степени нивелируется. Возникли и развиваются другие ресурсы, основанные на новых технологиях – это компьютерные технологии, Youtube и Facebook, другие сети. И, конечно же, хорошая идея. Если современные технологии соединить с хорошей идеей можно добиться впечатляющего успеха. Прогресс сейчас – дело рук креативных, смелых людей, потому что у них есть идеи и смелость их осуществить, они не боятся неудач. Единственное, что нас останавливает, – это неуверенность в себе, в своих силах и недостаток воображения. России необходимо двигаться вперед, потому что она является важной частью мира.
Мы перешли от экономики внимания к экономике участия. Все, что мы делаем, должно привлекать и вовлекать. Старые модели уходять в прошлое, сегодня люди хотят участвовать во всем сами – писать твиты, блоги, фотографировать, делиться мыслями и впечатлениями. От эпохи потока информации мы переходим к эпохе вдохновения.
В новом мире побеждают не властные лидеры, а креативные. Что нужно для того, чтобы стать креативным лидером? Единственный ресурс которым обладают все люди без исключения – это время. Перед временем все равны. Каждому отпущено 24 часа в сутки. Разница в том, как люди используют это время. Многие таланты не пробились поскольку не умели использовать время.
Во время дискуссии в аспирантуре профессор спросил моих первокурсников: между менеджерами и лидерами есть ли разница? Обсуждение протекало примерно так: — Лидеры определяют видение, а менеджеры просто решают, как его воплотить в жизнь, - сказал один студент, — Лидеры вдохновляют и мотивируют, а менеджеры следят за тем, чтобы все было организованно, - заметил другой. — Лидеры ведут людей к высшим ценностям, а менеджеры занимаются деталями. Из этой дискуссии понятно, что подсознательно люди боготворят лидеров и презирают менеджеров. Лидеры вдохновляют, их много, лидеры — это дети в курточках из черной кожи, солнцезащитных очках и по-настоящему крутым имиджем. Менеджеры? Ну, это довольно занудные ребята, несомненно, не такие интересные, им не хватает харизмы. И конечно же, мы все хотели бы быть лидерами, а всю тяжелую, монотонную работу предоставить менеджерам. Нельзя придумать более незрелых и ошибочных взглядов. Как Питер Друкер объяснит на страницах этой книги, самые лучшие лидеры — прежде всего, эффективные менеджеры. Те люди, которые хотят лидировать, но не умеют руководить, будут либо опасны, либо бесполезны не только для своей организации, но и для общества в целом.
Теория, описывающая менеджмент, достаточно стройна. Но проблема теоретического описания менеджмента состоит в том, что менеджмент как деятельность имеет дело не только с логикой и универсальными принципами и правилами, а с интересами людей и их возможностями оказывать влияние. Поэтому невозможно создать априорно верную строго логически отстроенную теорию менеджмента. Вместо этого создаются обобщенные выводы, возникающие на основе анализа успешного опыта управления организацией.
Вероятно, менеджмент — одно из самых важных изобретений XX века, непосредственно влияющее на молодых, образованных людей в колледжах и институтах. Завтра эти люди станут работниками умственного труда в управляемых организациях, а послезавтра — их руководителями.
Но что же такое менеджмент? Зачем он нужен?
Современные, стремящиеся отвоевать или сохранить свои «места под солнцем» компании действуют в условиях глобальной конкуренции, неопределенной внешней и внутренней среды, ограниченности используемых ресурсов, значительных перемен в экономической, политической и социальной сферах. Население, а значит и рабочая сила, становятся все более разнообразными по своему составу, что тоже создает определенные трудности. Организациям необходимо научиться использовать это многообразие и одновременно развивать корпоративную культуру; находить баланс между исполнением сотрудниками как рабочих, так и домашних обязанностей; конструктивно разрешать конфликты, связанные со стремлением женщин и представителей этнических меньшинств к расширению властных полномочий и ответственности. Организационные структуры становятся более плоскими, исчезают целые властные уровни, а те, кто «живет на нижних этажах» компаний, объединяются в команды, что приводит к изменению исполняемых сотрудниками ролей и активному участию в принятии управленческих решений. Все эти перемены позволяют говорить о том, что в мире менеджмента происходит настоящая революция. Чтобы провести компанию между скрывающимися под «волнами» перемен «рифами», требуется новый тип руководителя — лидера, осознающего всю сложность современного мира и понимающего, что идеальных безопасных «маршрутов» в нем быть не может. Управленческая революция требует увеличения объемов производства при сокращении используемых ресурсов, активного участия в процессе труда всех сотрудников организации, отношения к переменам как к естественному состоянию внешней среды и создания благоприятствующей совместному труду корпоративной культуры. Современный подход к менеджменту значительно отличается от традиционных представлений о процессе управления (жесткий контроль сверху до низу, разделение труда и специализация, управление, основывающееся на объективных показателях и тщательном анализе). Современный менеджер мыслит по-новому, его деятельность основывается на новых подходах. Организации и их подразделения добиваются успеха не сам по себе, а под управлением менеджеров. Каждый менеджер должен сделать сегодня свой выбор: либо занять место в авангарде революции и сделать свою организацию отличной от других, либо отдать предпочтение «обозу».
Но менеджмент как функция, менеджмент как конкретная работа, менеджмент как наука и предмет исследования — все это появилось только в XX веке. А большинство людей познакомились с этим понятием только после Второй мировой войны. Наше общество превратилось в общество знаний, общество организаций и сетевое общество. В XX веке важнейшие общественные задачи выполнялись в организованных институтах и с их помощью. К таким институтам относятся предприятия малого и крупного бизнеса, школьная система, колледжи и университеты, больницы, исследовательские лаборатории, правительства и правительственные организации всех видов и размеров, а также многое другое. И каждый из них в свою очередь находится в ведении менеджеров, которые занимаются менеджментом.
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ
Менеджмент и менеджеры необходимы в любой организации: от самой малой до самой большой. Это специфический орган любого учреждения. Именно благодаря им организация существует как таковая и может успешно функционировать. Ни одно из учреждений ни при каких условиях не смогло бы работать без менеджеров. И менеджеры выполняют свои особые задачи, а не получают их как распоряжение от владельца. Потребность в менеджменте возникает не только потому, что работы стало слишком много, чтобы с ней мог справиться один человек.
Управлять коммерческой компанией или общественной организацией — это совсем не то, что управлять своей собственностью, заниматься частной медицинской, юридической или консультационной практикой. Конечно, многие крупные и сложные предприятия начинались с дела одного человека. Но после первых этапов начинается рост, который влечет за собой изменения не только в размере. В определенный момент (причем задолго до того, как организация достигнет хотя бы среднего размера) размер начинает представлять собой помеху. Теперь владельцы уже не управляют своим собственным бизнесом, даже если по-прежнему являются его единственными хозяевами. Сейчас они руководят деловым предприятием, и если не смогут быстро стать менеджерами, то очень скоро уже не будут владельцами, и их просто сместят с должности, или же бизнес придет в упадок и исчезнет. Потому что на данном этапе бизнес превращается в организацию, и для ее выживания требуется другая структура, другие принципы, другое поведение и другая работа.
В переводе с английского management означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование (управление) социально-экономических систем. Используются и иные определения, основанные на понятии manager (заведующий, руководитель), а management переводится как «управление». Но вошедший в практику употребления термин «менеджмент» по ряду причин нельзя считать точным синонимом русского термина «управление». Приведем здесь две основные причины.
Во-первых, управление существует в различных системах — технических, технологических (в том числе автоматических), биологических и общественных (например, существуют специальные методы управления безличной толпой), а менеджмент — это всегда управление только конкретными людьми, связанными организационно-экономическими взаимоотношениями в определенной корпоративной системе (организации, фирме, на предприятии).
Во-вторых, в отличие от управления, связанного прежде всего с формальным распределением обязанностей, планированием и контролем исполнения, менеджмент выстраивает систему взаимоотношений для достижения определенных целей, оперируя при этом категориями человеческих ценностей и мотивов действий.
В-третьих, менеджмент представляет собой своего рода искусство управления, проявляемое в умении принимать решения, использовать нововведения, развивать неформальные отношения, находить индивидуальные подходы и создавать атмосферу взаимной ответственности на основе общих ценностей коллектива. Менеджменту как научной и учебной дисциплине присущи различные теории и практика управления, обобщающие методологические и практические подходы к развитию и организации управления в разных странах, которые в разные периоды времени подвергались анализу их специфики в различных сферах деятельности.
Многообразие процессов, происходящих в организациях, порождает создание различных систем менеджмента:
1) организационный менеджмент есть управление процессами формирования организации, преобразования ее структуры, сам механизм управления; создание норм, правил, регламентов, инструкций;
2) производственный менеджмент рассматривает отношения между работодателем и работниками в условиях производства, эффективного использования различных технологий;
3) снабженческо-сбытовой менеджмент осуществляет планирование потребностей предприятия в ресурсах, оформление на них заявок и спецификаций, заключение хозяйственных договоров, закупок, доставки и организации хранения запасов сырья, рекламой товаров;
4) инновационный менеджмент осуществляет управление процессами научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство, стимулирование творчества работников, оценку новых программ и проектов, их финансирование;
5) маркетинг-менеджмент — это оценка рыночной конъюнктуры, спроса на различные товары и услуги (конкретно — спроса на товары и услуги, которые создает организация), отбор целевых рынков, разработка стратегии поведения организации на рынке;
6) персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования, улучшения труда и быта; занимается формированием благоприятного морально- психологического климата, улучшения условий труда и быта, поддерживает контакты с профсоюзами и другими общественными организациями;
7) функциональный менеджмент изучает особенности управления людьми в сферах, которые возникают в результате разделения и специализации управленческого труда 8) аккаунт-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления резервов для обеспечения полного использования потенциала организации;
9) технологический менеджмент осуществляет инженерно-техническое управление технологическим процессом и технологическими ресурсами предприятия, организации.
Кроме того, в развитых странах мира получил развитие такой вид менеджмента, как GR-менеджмент, т.е. менеджмент лоббирования (цивилизованное лоббирование — это грамотное, аргументированное, в рамках законов отстаивание интересов организации, где работает конкретный менеджер).
Government Relations (дословно: взаимодействие с органами государственной власти) — «деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-менеджеров) по ведению работы компании в политическом окружении». Government Relations (GR) также является систематическими попытками компании оказать влияние на действия и меры властей с целью достижения компанией определенных целей или защиты некоторых интересов. Основной задачей GR является «предотвращение вероятных угроз от деятельности политических стейкхолдеров и реализация потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях», а целью GR — «выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами».[1]
Менеджмент — это экономическая категория, так как основное его назначение — создавать прибыль для организации. Безусловно, руководитель медицинского учреждения также является менеджером, но его задача — способствовать формированию в обществе особой прибыли — здоровых людей, которые являются носителями человеческого капитала, и чем выше уровень этого капитала, тем экономически эффективнее общество. Аналогично и руководитель учреждения социальной поддержки муниципального, регионального или федерального уровня. Его задача как менеджера заключается в поддержании людей в трудных жизненных ситуациях материально и морально, способствовании их вовлечению в экономически активную жизнь: помощи в поиске профессии, трудоустройстве. Например, менеджер театрально-культурной организации должен принимать меры к повышению профессионализма персонала для того, чтобы эффективно влиять на формирование у общества положительных эмоционально-эстетических чувств, что может способствовать у экономически активной части населения позитивному отношению к закону (а значит, по Дж. Локку1) и к труду, выбору людьми своих трудовых занятий, достижению высоких профессиональных результатов.
Люди обладают определенными ценностями, которыми они руководствуются в своей жизни. Менеджмент призван обеспечивать продуктивность ценностей, устремлений и традиций людей, сообществ и общества в целом для достижения каких-либо общих целей. Самое важное в менеджменте — правильно использовать те культурные ценности, которые сложились в определенной нации. Если это удается, то успех несомненен.
Введение в теорию менеджмента. Основные понятия.
Организации нужны менеджеры и менеджмент.
С юридической точки зрения менеджмент в деловом предприятии по- прежнему воспринимается как представительство владельцев. Но теперь уже существует доктрина, которая определяет практику, хотя до конца еще не оформлена законом. Согласно ей менеджмент предшествует и даже превосходит владение. Владелец ради блага организации должен подчиниться менеджменту и менеджерам. Естественно, существует множество владельцев, которые успешно комбинируют обе роли, т.е. роль владельца- инвестора и роль топ-менеджера. Но если у предприятия нет менеджмента, который ему необходим, владение этим бизнесом само по себе бессмысленно.
Без менеджмента ситуация выходит из-под контроля. Планы больше нельзя воплотить в жизнь. Или еще хуже — разные части планов реализуются с разной скоростью, в разное время и с разными целями. Благосклонность босса становится важнее качественной работы. На таком этапе продукт может быть превосходным, люди талантливыми и преданными делу. Босс может быть — и зачастую является — человеком огромных способностей и авторитета. Но все предприятие начнет загнивать и очень скоро придет в упадок, если не сможет переключиться на “скелет" из менеджеров и структуры менеджмента. Менеджмент обозначает как функцию, так и людей, ее выполняющих. Под этим термином понимают как общественное положение и власть, так и отдельную дисциплину и область исследований. Даже в Америке менеджмент — далеко не самое простое понятие, потому что другие организации вне бизнеса не всегда говорят о менеджменте и менеджерах. В университетах и государственных органах, а также в медицинских учреждениях работают администраторы, в вооруженных силах есть командиры, в других организациях — исполнители и т.д. И тем не менее у всех этих учреждений есть нечто общее — это функция менеджмента, задача и работа менеджмента. Всем им нужен менеджмент, и во всех них менеджмент выступает в роли эффективного и активного органа. Без организаций не было бы и менеджмента. Но без менеджмента мы имели бы не организацию, а всего лишь толпу. Организация сама по себя является органом общества и существует только для того, чтобы делать определенный вклад в это общество, в хозяйство и в отдельного человека. Однако органы никогда не определяются по тем функциям, которые выполняют, не говоря уже по качеству своей работы. Для всех них важен вклад. И именно менеджмент позволяет организации делать этот вклад. Менеджмент — это задачи. Менеджмент — это дисциплина. И вместе с тем менеджмент — это люди. Любое достижение менеджмента представляет собой достижение менеджера. Управляют люди, а не силы или факты. Именно представление о деле, преданность ему и целостность менеджеров определяют, правильно ли управляется компания.
КТО ТАКИЕ МЕНЕДЖЕРЫ
Большинство людей на вопрос о том, кого они подразумевают под менеджерами, отвечают: “Босса”. В самом начале развития менеджмента под менеджером понимали человека, который отвечает за работу других людей. Это определение отличает обязанности менеджера от функции владельца. Так было ясно, что работа менеджера — это особый вид работы, которую можно проанализировать, изучить и систематически улучшать. Такое определение касалось, по сути, новой, крупной и стабильной организации, которая появилась для выполнения экономических задач общества. И тем не менее данное определение далеко не идеально. По большому счету, оно никогда таким и не было. С самого начала на предприятии были люди, часто на ответственных должностях, которые, несомненно, относились к менеджменту и все же не были менеджерами, т.е. не отвечали за работу других людей. Казначей компании, человек, отвечающий за снабжение бизнеса деньгами и их использование, может иметь подчиненных и в этом смысле быть менеджером так, как это подразумевает традиционное определение. Казначей может быть индивидуальным помощником, но не менеджером. Однако казначеи — это люди, которые вносят непосредственный вклад в результат работы предприятия и относятся к топ-менеджерам. Помимо того, в этом определении менеджера акцент делается на инструментах выполнения задачи, а не на самой задаче. Человек, отвечающий за исследования рынка в компании, может иметь множество подчиненных и таким образом быть менеджером в традиционном понимании. Но для его работы и вклада в результат нет никакой разницы, сколько именно работников находится у него в подчинении. Тот же вклад в сфере исследования и анализа рынка может сделать один человек, у которого вообще нет подчиненных. Более того, исследователь рынка может сделать даже больший вклад, если ему не приходится тратить массу времени на подчиненных и их работу. Он в состоянии сделать так, чтобы исследование рынка проводилось в компании эффективнее, чтобы его лучше понимали помощники менеджеров и чтобы он шире использовался в принятии важнейших решений компании. Самая быстро развивающаяся группа в современных организациях состоит из людей, которые относятся к менеджменту в том смысле, что отвечают за вклад и предприятие и в результат его работы, но не отвечают за работу других людей. Это индивидуальные профессиональные сотрудники самых разных типов, которые работают сами по себе (может быть, с одним помощником и секретарем) и тем не менее оказывают влияние на способность компании получать прибыль, на направление бизнеса и его результативность. Это исполнители, потому что они отвечают за исполнение задач, но все равно не несут ответственности за работу других людей. Такие люди встречаются не только в области технических исследований, хотя именно здесь они впервые появились в виде отдельной группы. Старший химик в лаборатории несет основную ответственность за работу и принимает важнейшие решения, многие из которых оказывают необратимое воздействие. Но то же касается и человека, разрабатывающего и обдумывающего организационную структуру компании и формулирующего обязанности менеджеров. К этой же группе относится и главный бухгалтер по учету издержек производства, определяющий распределение затрат. Формулируя критерии менеджмента» он, по сути, во многом решает, будет ли определенный продукт выпускаться и дальше, или от его производства откажутся. В эту же группу входят люди, отвечающие за разработку и соблюдение стандартов качества на продукцию компании, сотрудница, занимающаяся системой дистрибуции, по которой продукция поступает на рынок, и директор по рекламе, который может отвечать за основную рекламную политику компании, ее рекламные послания, средства» которыми компания пользуется для рекламы, и критерии эффективности рекламного материала. Традиционное определение менеджмента виновато в том, что индивидуальный профессиональный сотрудник является проблемой в рамках структуры и проблемой для себя самого. Его должность, зарплата, функции и возможности для карьерного роста неопределенны, двусмысленны и являются источником разочарований и трений. Но, несмотря на это, число таких профессионалов быстро возрастает.
Что на самом деле определяет менеджера? Кого нужно относить к менеджменту? Любой анализ, начинающийся не с традиционного определения, а с работы как таковой, позволит сделать вывод, что традиционное определение менеджера — человек, отвечающий за работу других людей, — подчеркивает не основные, а второстепенные характеристики. Работу менеджера можно разделить на планирование, организацию, интегрирование, оценивание и развитие людей. Профессионалы, делающие карьеру, т.е. работники умственного труда, например исследователь рынка, работающий самостоятельно, или главный бухгалтер по учету издержек производства, тоже должны планировать, организовывать и оценивать результаты по отношению к целям и ожиданиям. То, что и как они делают, оказывает огромное влияние на развитие людей, особенно если при этом они выступают еще и в качестве учителей других сотрудников организации. Профессионалы, делающие карьеру, также должны соотносить свою работу с работой других людей в организации. Но прежде всего, если они хотят получить результат, им придется налаживать связи и “в стороны”, т.е. с людьми в других сферах и выполняющих другие функции, которым придется затем пользоваться работой этих профессионалов. Традиционное определение профессионала фокусируется на “интеграции вниз”, т.е. на согласовании с работой подчиненных. Но даже для тех менеджеров, у кого есть подчиненные, “побочные" отношения с людьми, напрямую им не подчиняющимися, как правило, так же важны в работе и еще важнее для принятия решений и получения информации. Менеджер по продажам должен тесно сотрудничать с планировщиком, торговым аналитиком и бухгалтером по учету издержек, а они, в свою очередь, должны тесно сотрудничать с менеджером по продажам. Большинство рядовых решений, которые придется принимать этим людям, повлияют скорее на их коллег, а не на подчиненных. Другими словами, интеграция очень важна, потому что люди работают в организациях и с другими людьми, а не по той причине, что у них есть подчиненные. Суть работы инспектора, контролирующего качество на заводе или в офисе, т.е. инспектора на конвейере или в отделе обработки полисов в страховой компании, на самом деле сводится к управлению людьми. Но в то же время такой инспектор лишь частично может считаться менеджером — и именно поэтому эти люди представляют так много проблем. Инспекторы по контролю за качеством, будь то на заводе или в офисе, не призваны планировать и организовывать или же нести значительную ответственность за свой вклад и результаты. Следовательно, они не являются менеджерами. Предполагается, что эти люди будут работать в соответствии с целями, которые установил для них кто-то другой. На обычном заводе массового производства это все, что может или должен делать инспектор.
Было бы полезно подчеркнуть, что первый критерий для идентификации тех сотрудников организации, кто отвечает за менеджмент, — это не руководство другими людьми, а ответственность за вклад. Важным критерием и организационным принципом должна быть не власть, а деятельность. Но как называть таких людей? Многие организации экспериментировали с новыми определениями или старались придать старым понятиям новые значения. Наверное, лучше всего было бы не придумывать новый термин, а использовать популярное понятие
1) “группа управления”, все члены которой несут ответственность за вклад. В составе группы управления будут люди, в обязанность которых входит традиционная управленческая работа, т.е. ответственность за работу других.
2) Другие члены группы не будут нести такой ответственности в рамках своего конкретного задания.
3).Будет и третья подгруппа, в чем-то размытая и неопределенная, — люди, исполняющие роль лидера команды или капитана, и
4) люди, объединяющие в себе функцию советника топ-менеджмента с обязанностью контролировать сотрудников конкретного участка. Менеджеры будут оказываться в ситуациях, где они ни в чем не превосходят других, а профессионалы, делающие карьеру, подчас смогут становиться лидерами рабочих команд. Это не самое лучшее, далеко не идеальное решение. В любой организации есть настоящие специалисты и те, кто, хотя и считаются рядовыми работниками, все равно не видят себя частью менеджмента. Они преданны скорее своим профессиональным или техническим умениям, нежели организации. В отделе кадров работник предпочел бы, чтобы его считали профессионалом, т.е. представителем определенного научного направления, а не работником той или иной организации (и даже не преподавателем того или иного университета). То же можно сказать и о программисте. Тем не менее такое определение позволяет нам называть менеджерами всех тех людей, которые выполняют управленческие задачи, независимо от того, имеются ли у них подчиненные.
Чем занимаются менеджеры Большинство менеджеров проводят большую часть времени, занимаясь совсем не управлением. Менеджер по продажам проводит статистический анализ или обслуживает важного клиента. Менеджер по производству прорабатывает детали банковского кредита или обсуждает серьезный контракт, а может, в течение нескольких часов выступает в роли распорядителя торжественного вечера в честь заслуженных сотрудников. Все это свойственно конкретной должности. Все действия нужны, и выполнять их нужно качественно. Но это все не относится к обязанностям, общим для всех менеджеров, независимо от их подразделения или деятельности, должности или поста. К работе менеджера мы можем отнести систематический анализ научного менеджмента, под чем понимается деятельность человека, которую он выполняет потому, что является менеджером. Работу можно разделить на составляющие элементы. Любой менеджер может улучшить качество своей работы, повысив результаты по всем этим направлениям.
Работа менеджера состоит из пяти основных функций, с помощью которых все ресурсы соединяются в жизнеспособный, растущий организм.
Во-первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет, к чему организация будет стремиться, решает, какой будет задача по каждому направлению деятельности, выясняет, что нужно сделать для достижения этих целей. Менеджер доносит эти сведения до людей, от качества работы которых зависит, получится ли добиться поставленной задачи.
Во-вторых, менеджер организовывает. Он анализирует деятельность, решения и необходимые связи. Он классифицирует работу, раскладывает ее на удобные для выполнения составляющие, после чего еще больше дробит их на конкретные задания. Он группирует эти единицы и задания в виде организационной структуры, отбирает людей для управления этими единицами и выполнения работы.
В-третьих, менеджер мотивирует и налаживает контакт. Из людей, занятых разными работами, он составляет команду, для чего пользуется личными связями с сотрудниками. При этом он принимает решения об оплате, назначении на должность и повышениях. Кроме того, он постоянно общается со своими подчиненными, руководителями и коллегами. Это интегрирующая функция менеджера.
В-четвертых, — это оценивание. Менеджер устанавливает цели и сроки (едва ли вы найдете что-то важнее для эффективной работы всей организации и каждого сотрудника в отдельности), анализирует, оценивает и интерпретирует результаты работы. Как и во всех остальных сферах, он доводит значение оценки и свои мысли по этому поводу до сведения подчиненных, руководителей и коллег.
В-пятых, менеджер развивает людей, в том числе и себя самого. Каждую из перечисленных категорий можно разделить на подкатегории, и о каждой подкатегории можно говорить в отдельной книге. Более того, для каждой категории требуются свои особые качества и квалификация. Например, установка целей — это вопрос достижения равновесия: равновесия между результатами организации и реализацией принципов, в которые верит человек; равновесия между насущной необходимостью бизнеса и его потребностями в будущем; равновесия между желаемым исходом и доступными средствами. Для выработки задач, несомненно, необходимо уметь анализировать и синтезировать. Для того чтобы организовывать работу, также потребуются аналитические способности, потому что здесь нужно как можно экономнее использовать скудные ресурсы. Но в данном случае менеджер работает с людьми, следовательно, он должен придерживаться принципа справедливости и поступать последовательно. И аналитические способности, и целостность также необходимы для развития людей, но для выполнения этой задачи требуются еще и хорошее понимание человеческой психологии, и развитая интуиция. Навыки, необходимые для мотивации и общения, в первую очередь социальные. Здесь важен уже не анализ, а интеграция и синтез. Основным принципом остается справедливость, а экономия отходит на второй план. Целостность приобретает намного большее значение, нежели аналитические способности. Для оценивания прежде всего важно умение анализировать. Но здесь же требуется и способность к самоконтролю, чтобы не стремиться контролировать других людей, т.е. доминировать над ними. Именно частое нарушение такого принципа в основном объясняет, почему оценивание зачастую является самым слабым звеном в работе современного менеджера. Например, оценки иногда используются как оружие внутренней тайной полиции, которая отправляет отчет с критическими замечаниями относительно работы менеджера его боссу, не предоставив самому оцениваемому менеджеру возможности ознакомиться с этим документом. До тех пор, пока оценивание будет использоваться только как инструмент контроля, эта область будет оставаться самой слабой в деятельности менеджера. Установка целей, организация, мотивирование и общение, оценивание и развитие людей — это формальные категории классификации. Только на собственном опыте менеджер может вдохнуть в них жизнь и сделать их осмысленными и значимыми. Но поскольку они формальны, то подходят для любого менеджера и ко всему, что он делает в этой роли. Значит, эти категории могут использовать все менеджеры, чтобы оценить свои умения и навыки, а также систематически работать над самосовершенствованием и повышением эффективности труда. Умение установить цели еще не делает человека менеджером, как и способность завязывать крошечные узелки в труднодоступных местах не делает человека хирургом. Но без умения сформулировать цель человек не сможет стать хорошим менеджером, так же как никто не будет хорошим хирургом, не научившись завязывать маленькие узелки. И подобно тому, как хирург развивает свое мастерство в завязывании узелков, менеджер тоже может стать лучшим менеджером, если усовершенствует свои навыки и мастерство во всех категориях работы.
Менеджер работает с особым ресурсом — с людьми. А человек — это уникальный ресурс, поэтому любой, кто хочет научиться работать с ним, должен обладать специфическими характеристиками. Работать с людьми всегда означает развивать их. А направление этого развития определяет результат, т.е. то, станет человек как личность и как ресурс более эффективным или в конечном счете вообще утратит всякую квалификацию. В равной степени это относится не только к тому, кем управляют, но и к самому менеджеру. Если он развивает своих подчиненных в правильном направлении, помогает им становиться лучше и богаче, это обязательно поможет и ему самому развиваться, становиться лучше и богаче. В противном случае его ожидает утрата мастерства и упадок.
Менеджмент — это вопрос не только опыта, интуиции или врожденных способностей. Любой человек с нормальным интеллектом сможет проанализировать, систематически расположить и изучить его элементы и требования. Дни “интуитивного” менеджмента сочтены. менеджеры могут улучшать качество своей работы во всех сферах и на всех уровнях менеджмента — от положения стажера до уровня исполнительного директора гигантской многонациональной корпорации, — для чего им потребуется систематически изучать принципы, приобретать знания и непрерывно анализировать показатели по всем направлениями работы. Ничто не сможет сделать больший вклад в мастерство, эффективность и результативность труда, как менеджер.
И тем не менее главная проверка менеджмента — это результативность. Достижения, а совсем не знания, остаются и целью, и доказательством. Менеджмент — это скорее практика, чем наука или профессия, хотя содержит элементы и того и другого.
Сказанное позволяет утверждать, что менеджмент - это теория и практика, это наука и искусство управления, и как обособленная профессия менеджмент существует более ста лет. Современный менеджмент является междисциплинарной наукой, что обусловлено характером и спецификой управленческих задач. Как наука менеджмент также базируется на методологических основах.
Рассмотрим методологические основы менеджмента. Методология в буквальном смысле есть учение о методах познания, ее можно определить как систему реализующую три функции:
1. Получение, создание нового знания.
2. Структурирование этого знания в виде новых понятий, законов, гипотез, идей, теорий.
3. Организация использования новых знаний в общественно- практической деятельности.(производственная, творческая деятельность, культура, искусство и т.д.
ОбЩие основы методологии менеджмента - это диалектический подход, абстрагирование, принципы – единство теории и практики, определенность, обьективность, причинность, историзм и т.д.
Имеются конкретные основы методологии менеджмента :
это системный подход представление объекта как одно целое (помните теория систем);
кибернетический подход, то есть исследование системы на основе принципов кибернетики, иначе говоря представление управления как процесса сбора, анализа, передачи и преобразования информации об обьекте и внешней среде;
ситуационный подход, то же рассматривали, содержание ситуационного подхода – это конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию;
- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем путем экстраполяции (например сценарии развития экономики, скажем инфляции, или же определение различных сценариев развития организации;
- теория принятия решений, то есть как человек, или группа людей разрабатывают методы принятия решений, как принимают решения, рассматривают альтернативы и т.д.
- теория организации, то есть исследование того, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют, изменяются и т.д.
При этом в теории менеджмента активно используются достижения других наук: социологии, психологии, социальной психологии, антропологии (наука о происхождении и эволюции человека ), правовых наук.
В теории менеджмента важное место занимают природа и состав функций менеджмента. Функции менеджмента как области деятельности разделяются на три основные группы:
1. Общее управление (установление нормативных требований, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность)
2. Управление структурой фирмы (его создание, предмет деятельности, правовые нормы, территориальные вопросы, реконструкция, ликвидация).
3. Конкретные области управления (производство, финансы, кадры, маркетинг и т.д.). Эти функции в литературе называются также и конкретными функциями. Они тесно связаны со спецификой предприятия и представляют собой разные срезы объема управления.
Задача –это конкретизация стратегии фирмы. Цели указывают желательное состояние, которому необходимо стремиться, а задачи – каким образом эта цель может быть достигнута. Иногда в слово задача в менеджменте вкладывают иной смысл. В этом случае задач рассматривается как цель, которая должна быть достигнута к определенному моменту в будущем. И первое и второе толкование вполне закономерно. Необходимо иметь в виду что в менеджменте, понимаемая таким образом задача предписывается не к конкретному работнику, а должности. Организация всегда должна действовать бесперебойно, независимо от ухода или прихода новых сотрудников. Именно по этой причине вырабатываются типичные требования не относительно конкретного человека, а требования к должности. Если иначе, то увольнение работника привело бы к необратимым последствиям.
Конкретные задания – это совокупность частных целей. Конкретные задания обязательно включают количественные показатели. Например, сотрудник турфирмы Аделя обязана реализовать 20 путевок в Турцию за месяц. Через реализацию конкретных заданий фирма двигается к достижению своей цели. Конкретных задач на практике всегда больше, чем целей. Иначе говоря, выполнение всех конкретных заданий в том виде, в котором они были изначально сформулированы, является доказательством того, что фирма выработала реальные, обоснованные цели и ее миссия выполнима.
. Сущность методов менеджмента. Менеджмент - это творчество, основанное на применении методов. Метод менеджмента – это способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый обьект для достижения поставленной цели.