Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Задачи и основные понятия финансового менеджмента

  • 👀 504 просмотра
  • 📌 467 загрузок
  • 🏢️ РФЭИ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Задачи и основные понятия финансового менеджмента» pdf
НВУЗ АНО «Региональный финансово-экономический институт» ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Первая лекция) ________________________________ http://elearning.rfei.ru 1 Подготовлено научно-редакционным коллективом Регионального финансово-экономического института: Руководитель проекта Выпускающий редактор Научный редактор Корректор Верстка Н Е.Шарова Т. В. Окунская Н Е.Шарова Т. В. Гальцова А. И.Зубкова © РФЭИ © Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 2 Содержание РАЗДЕЛ 1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА...............................................4 РАЗДЕЛ 2. ЦЕНА КАПИТАЛА........................................................24 3 РАЗДЕЛ 1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Для начала вспомним, что, несмотря на тесную связь между финансовым анализом и финансовым менеджментом существует довольно серьезное различие. Состоит оно вот в чем. Финансовый менеджмент гораздо моложе и «новее» финансового анализа. Это значит, что финансовый менеджмент начал изучаться в российских вузах совсем недавно. Многие могут возразить и сказать, что несколько лет назад и финансовый анализ тоже отсутствовал в учебных программах. Да, но дело в том, что в тех учебных программах просто не было такого наименования. Сам же предмет существовал, только под другим названием, например: «Анализ хозяйственной деятельности». То, что приходилось изучать студентам в рамках этой дисциплины, нисколько не соответствовало требованиям, которые стала предъявлять к специалистам высокой квалификации новая экономическая система. Поэтому «Анализ хозяйственной деятельности» немного переработали, посмотрев, как обстоят дела в западных университетах, и назвали финансовым анализом. По-другому обстоит дело с финансовым менеджментом. До недавнего времени нигде в России не изучалось ничего подобного. В последние же несколько лет, наоборот, эту дисциплину пытаются включить в программу обучения не только солидные российские университеты, но даже коммерческие курсы, предлагающие за полтора месяца сделать из вас первоклассного финансового менеджера. Мы хотим изучить финансовый менеджмент для того, чтобы знать: 1. как помочь заболевшему организму предприятия; 2. как спасти его от гибели; 3. как излечить его (какие прививки нужно сделать, чтобы он не заразился, какие физические упражнения следует рекомендовать этому организму для закаливания и укрепления здоровья). Если вы со мной согласны, то давайте с сегодняшнего дня и начнем этому учиться. Не следует бояться начинать обучение. Мы не будем глубоко вникать в технические вопросы финансов и 4 заучивать наизусть громоздкие и сложные формулы. Мы будем пытаться вместе с вами логически рассуждать и разбираться во всем, пользуясь самой обыкновенной человеческой логикой и здравым смыслом. Может быть, кому-то этот курс покажется несколько претенциозным. Но мы считаем, что любой новый предмет – новый вообще или новый только для вас – следует осваивать с некоторой долей оригинальности. Можно было бы, конечно, заполнить эти курсы от корки до корки очень серьезной теорией с обилием формул и таблиц, но мы не думаем, что это кому-то нужно. С другой стороны, мы понимаем, что ни одна научная дисциплина (включая и финансовый менеджмент) не может обойтись без толики «научности», как бы мы этого не хотели. Поэтому в ходе курса мы иногда тоже будем вносить эту «научность». Это будет происходить крайне редко, только тогда, когда без нее нельзя обойтись, когда она будет помогать вам лучше понять смысл какого-то явления или процесса. Подобные «научные» вставки для удобства будут выделяться значком ♦. Однако это вовсе не значит, что, увидев такой символ, вы полностью проигнорируете последующий текст. Как раз наоборот. Обычный текст необходимо прочитать не менее трех раз. Столько, чтобы вы легко могли объяснять его перед воображаемыми восьмиклассниками. (Комуто, возможно, потребуется для этого пять или десять прочтений). На изучение фрагментов, выделенных знаком ♦, следует потратить в два раза больше времени. В этом случае вас ждет полный успех в освоении нашей дисциплины, потому что ничего сложного на самом деле в ней нет. Прежде чем вплотную приступать к изучению новой дисциплины, необходимо, конечно же, немного знать о том, что в общих чертах она собой представляет. Иначе приступать к ее изучению у вас не будет абсолютно никакого желания. Неизвестность обычно отпугивает от себя людей и не вызывает у них уверенности в своих силах. Вот почему первый раздел будет полностью посвящена подобному объяснению. Мы вместе с вами попытаемся выяснить, какие явления и процессы составляют тему изучаемого предмета. А в свою очередь, чтобы установить тему предмета, нам будет полезно рассмотреть историю его возникновения. 5 Нельзя собрать из самых различных областей жизни некоторое количество не связанных между собой разделов, озаглавить их каким-нибудь словом и сказать, что это и есть отдельная научная дисциплина. Такого никогда не бывает. Любая дисциплина формируется постепенно. В нее не могут быть включены темы, которые больше всего нравятся преподавателю или которые он лучше всего знает. «А что же все-таки является предметом изучения?» – спросите вы. Чтобы ответить на ваш вопрос, давайте для начала рассмотрим, как формировался финансовый менеджмент во времени. То, что наша дисциплина не изучалась и не применялась в России до последнего времени, вовсе не значит, что такая же участь сопровождала ее и в других странах. Финансовый менеджмент, конечно, намного моложе бухгалтерского учета, насчитывающего не одно тысячелетие, но и у него есть своя история. Становление финансового менеджмента началось еще до Второй мировой войны с разработок в области теории финансов. Основоположником финансового менеджмента можно считать Нобелевского лауреата Г. Марковица. В своих работах он с помощью математики и других наук объяснял, как выбрать самый лучший вариант для вложения денег (так называемая теория портфеля). Однако его работы имели присущий науке недостаток. Они носили чисто теоретический характер, и применение метода на практике было почти невозможным. Другие ученые и управленцы-практики начали дорабатывать теорию Марковица с тем, чтобы ее можно было использовать на конкретных предприятиях. Они поняли, что вложение денежных средств с целью получения прибыли всегда носит риск потерять эти деньги в случае неудачи. Поэтому ими была разработана методика, позволяющая сопоставлять и увязывать друг с другом риск потерять деньги с возможным доходом от их вложения. Кроме того, постепенно стал очевидным такой момент: если мы хотим вложить денежные средства, чтобы получить в будущем прибыль, мы должны заплатить за это некоторую цену. Что здесь имеется в виду? Вкладывая деньги, например, в акции другого предприятия, мы тем самым изымаем их из оборота своей фирмы. В итоге становятся меньше оборотные активы, то есть меньше у фирмы бу6 дет сырья, материалов, меньше станет выпускаться и продаваться ее товаров. Вот это уменьшение производства и продажи продукции будет, в частности, ценой за те прибыли, которые мы, возможно, получим, владея акциями соседней компании. Говоря другим языком, мы должны точно определить, в какой части организма нашей фирмы имеется избыток крови и витаминов и какому предприятию мы можем их на время одолжить. При этом возникает риск, что в случае гибели предприятия-партнера нашей фирме придется самостоятельно восстанавливать отданные питательные вещества. Таким образом, вышеперечисленные проблемы в упрощенном виде представляют собой сердцевину сформировавшейся в 60-е годы на Западе теории управления финансами. По сути, эта теория помогает найти ответ на два логичных и взаимосвязанных вопроса: 1. откуда взять? 2. куда вложить финансовые ресурсы (где больше прибыли и меньше риска)? Именно на базе этих двух вопросов и возникла научная дисциплина финансовый менеджмент. Однако она вовсе ими не ограничивается. Логика финансового менеджмента проста и состоит в следующем. Денежные средства (финансы) – это кровь предприятия. Значит, финансовые потоки в фирме представляют собой ее кровеносную систему. Насколько хорошо она функционирует, настолько жизнеспособна фирма. Кровь переносит от одного органа к другому кислород, витамины, питательные вещества, разумеется, взаимодействуя при этом со всеми остальными органами. А что будет, если один из них заболеет? Правильно, он заразит кровь. А кровь заразит другие органы, с которыми будет взаимодействовать в дальнейшем. Так болезнь может охватить весь организм. Чтобы не происходило переноса болезни, нужно излечить заболевший орган. А как это можно сделать? Только воздействуя на него чистой, полной витаминов кровью (финансами). Следовательно, оздоравливать финансы предприятия – это значит оздоравливать весь его организм. А если организм предприятия будет здоровым и сильным и не будет терять время на борьбу с вирусами, то он в скором времени в полной мере до7 стигнет поставленной цели и принесет благополучие его владельцам и персоналу. Таким образом, можем сделать вывод: финансовый менеджмент обучает, как правильно управлять финансами предприятия, чтобы достигнуть поставленных перед предприятием целей. Определения финансового менеджмента, которые даются в американских и европейских учебниках, несколько отличаются от нашего. В них говорится, что управление финансами направлено на максимизацию курса акций, увеличение чистой прибыли на акцию, рост уровня дивидендов, высокий уровень чистых активов в расчете на акцию (возможны варианты). Однако в российских условиях эти понятия пока еще не слишком развиты. Поэтому необходимо «брать шире», то есть использовать финансовый менеджмент для достижения любой цели, стоящей перед вашей фирмой – будь то увеличение котировок ее акций на нью-йоркской бирже или удержание части рынка в вашем поселке. Сейчас давайте попытаемся посмотреть, что представляет собой финансовый менеджмент и чем должен заниматься финансовый менеджер на отдельном предприятии. Любой бизнес создается для достижения какой-либо цели. Вначале предприниматель ставит определенную цель, а лишь затем организует бизнес, а не наоборот. После того как цель найдена и фирма организована, перед менеджером встает три самых главных вопроса: • какой должна быть величина активов предприятия и из чего они должны состоять, чтобы предприятие смогло достигнуть поставленной цели? • откуда взять источники денежных средств, необходимые для формирования активов, способствующих достижению цели? • как управлять найденными источниками и сформированными активами, чтобы достичь стоящей перед предприятием цели? Все три вопроса и должен решить финансовый менеджер с помощью специальных знаний. А теперь давайте остановимся и проведем небольшую проверку вашего желания и умения обучаться экономическим дисциплинам. Для начала вспомним один очень увлекательный испанский фильм под названием «Вкус возмездия». 8 Суть этого фильма сводится к тому, что молодой американский менеджер одной нефтедобывающей компании приезжает в дикие джунгли какой-то дикой страны, расположенной в Центральной Америке, чтобы проконтролировать и наладить работу бригады буровиков. Если понаблюдать в этом фильме за работой вышеназванного молодого человека, то обнаруживаешь следующие факты: • он знает каждую мелочь, которая входит в его личные должностные обязанности. Кроме того, ему не надо рассказывать, что, когда и как должен делать тот или иной сотрудник на геолого-разведочной буровой вышке и за ее пределами. Свои служебные обязанности, а также служебные обязанности каждого подчиненного он знает наизусть, поэтому без запинки и размышлений ставит задачи своим подчиненным и контролирует их выполнение; • оказавшись в роли руководителя геологов-буровиков среди диких джунглей за тысячи километров от своего начальства, он вовремя приходит на работу, вовремя организует обеденные перерывы и вовремя заканчивает свой рабочий день, хотя не имеет связи с Америкой и мог бы поспать лишний часок, искупаться в прохладной реке посреди рабочего дня, почаще встречаться с двумя своими возлюбленными (американской учительницей и местной официанткой). Теперь представим, что в эти джунгли забросили молодого специалиста. Как вы думаете, окажется ли он грамотнее тех пожилых рабочих-буровиков, которые уже двадцать лет занимаются своим делом? Будет ли наш молодой специалист знать каждую мелочь в их работе? Станет ли он для них непререкаемым авторитетом? Готов ли он действовать в нестандартных ситуациях? Будет ли он, оставшись без надзора начальства, строго организовывать свой рабочий день или уйдет купаться с девочками на речку? Скорее всего, разница между молодым американцем и молодым российским специалистом будет очень заметной, причем не в пользу последнего. Почему? Потому что нас не приучили выращивать из себя профессионалов. Нам хочется поменьше работать, но побольше получать. Нам хочется «оторваться» при каждом удобном случае, потому что мы знаем: работа - не волк, в лес не убежит. Мы не привыкли к мысли о том, что, стремясь к богат9 ству, мы должны научиться управлять самим собой и работать не из-под палки надзирателя, а по собственной воле, ради собственного благополучия. К чему мы затеяли этот разговор? А к тому, что мы перечислили три вопроса, которые должен решать финансовый менеджер на любом предприятии через тридцать минут после своего назначения на должность. Скажите, вы прочитали их не спеша? Остановились при чтении? Прикрыли текст и про себя перечислили все три главные задачи финансового менеджера? Или вы пробежали их глазами и продолжили дальнейшее чтение? Сможете ли вы сами поставить перед собой задачу после назначения вас на должность финансового менеджера, или директор предприятия будет вам рассказывать, чем вы должны заниматься в его фирме? Вы сами способны организовать себя на правильное изучение материала, или серьезно изучать его вы можете только при суровом надзоре сверху? Писать в РФЭИ ответы на эти вопросы не надо. Вы должны ответить на них сами себе и сделать соответствующие выводы при дальнейшем изучении. А тем временем пойдем дальше. Что представляют собой специальные знания финансового менеджера? Для ответа на вопрос давайте вновь представим предприятие в виде живого организма, а себя в качестве доктора. Какими знаниями необходимо обладать доктору при лечении пациента? • Во-первых, он должен знать, какие медицинские инструменты следует применять в конкретном случае, например, скальпель или шприц. • Во-вторых, ему необходимо разбираться в том, какие методы (процедуры) лечения применяются при той или иной болезни. Например, что нужно делать при ангине: хирургическую операцию или обычное прогревание. Точно так же, как и в медицине, в финансовом менеджменте существуют инструменты, используемые для лечения (управления финансами). Только они называются не медицинскими, а финансовыми инструментами. И точно так же существуют методы лечения (управления финансами). Но тоже не медицинские, а финансовые. 10 Финансовый инструмент – это инструмент, с помощью которого происходит воздействие на финансы предприятия, так же, как врач мог бы воздействовать на кровеносную систему организма. Воздействие это приводит к уменьшению количества финансов в кровеносной системе предприятия, увеличению или изменению их состава. Инструменты – это нечто материальное, то, что можно потрогать, сломать, порвать. Финансовые методы – это приемы, помогающие при помощи инструментов добиться конкретного результата. Основными финансовыми инструментами являются денежные средства в кассе и на расчетном счете, валюта, векселя, акции, облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы и некоторые другие. Финансовые методы тоже весьма многочисленны и разнообразны: прогнозирование, страхование, трастовые операции, факторинг, лизинг, селенг, овердрафт, трастинг, фрэнчайзинг, хеджирование... Для многих из вас эти слова звучат сейчас как тарабарщина. Однако, наверняка, все вы их слышали и слышите почти каждый день (если, конечно, интересуетесь экономикой и бизнесом). Мы предлагаем вам не откладывать в долгий ящик, а прямо сейчас выяснить для себя значения названных слов. Далее вы познакомитесь с ними еще лучше, узнаете, как пользоваться соответствующими финансовыми методами и инструментами, но тогда вам не придется разбираться с их смыслом. Вы усвоите его прямо сейчас. А если к тому времени и забудете, то просто вернетесь к сегодняшнему материалу и вспомните. Мы пообещали в самом начале не загружать вас различными научными терминами. Но те финансовые инструменты и методы, о которых мы хотим рассказать, вовсе и не являются научными понятиями. Это профессиональные понятия, то есть такие слова, которыми пользуются настоящие профессионалы в своем деле. А если вы тоже хотите стать специалистами высокого класса, то вам непременно придется общаться с такими же высококлассными специалистами. И лучше, если ваше общение с ними будет происходить на одном языке – профессиональном. Итак, давайте же приступим к изучению финансового алфавита. И первой буквой в нашем букваре станет О. 11 Опцион Сначала нам нужно решить, что такое опцион: финансовый инструмент или финансовый метод? Опцион представляет собой контракт. Контракт можно пощупать, подержать в руках, завернуть в него что-нибудь, значит, опцион является финансовым инструментом. Контракт под названием «опцион» заключается между тем, кто хочет что-либо приобрести, и тем, кто желает чтонибудь продать. В опционе записывается, что покупатель имеет право купить, а продавец обязан ему продать вещь по установленной ими цене. Но сама сделка купли-продажи произойдет через некоторое время в будущем. В этом и заключается смысл опциона: о цене мы договариваемся сейчас, а покупать и продавать будем позже, но по этой же цене. Рассмотрим пример. Вы хотите купить у своего друга компьютер, а он согласен вам его продать за 10 тысяч рублей. Но у вас пока нет таких денег, а появятся они только через 3 месяца. Вы боитесь, что цена на компьютеры за это время повысится, и вы не уложитесь в 10 тысяч. А ваш друг думает, что через 3 месяца его модель компьютера уже сильно устареет, и вы не захотите ее покупать. Можем предложить вам заключить взаимовыгодный договор – опцион. Согласно нему ваш друг обязан будет продать вам свой компьютер через 3 месяца ровно за 10 тысяч. Вы же вовсе не обязаны будете его покупать. Например, если модель действительно устареет, вы просто проигнорируете опцион и купите за те же 10 тысяч более современный компьютер в магазине. На первый взгляд кажется, что такой контракт выгоден исключительно для вас, а друг может запросто остаться у разбитого корыта. Но это только на первый взгляд. На самом деле мы не упомянули один очень важный момент – опционную премию. Что это такое? Это денежная сумма, которую вы заплатите своему другу сразу в момент заключения опциона. За что? А за то, что ваш друг сильно рискует, заключая с вами опцион. Ведь если вы действительно откажетесь через 3 месяца от покупки, а компьютер устареет, то ваш товарищ уже не сможет продать его за 10000, как сейчас. Опционная премия и будет его компенсацией за риск. О конкретной сумме вы договариваетесь с ним сами. 12 Теперь давайте посмотрим, какие выгоды получаете вы и ваш друг при использовании этого финансового инструмента. Вы платите другу небольшую опционную премию (скажем, 1000 рублей) и обеспечиваете себе полную защиту от повышения цен. Если через три месяца компьютер станет стоить 15 тысяч, то вам он обойдется всего в одиннадцать (10000 – договорная цена плюс 1000 – опционная премия). Если компьютер устареет, или подешевеет, то вы не принимаете во внимание опцион и покупаете компьютер в магазине. Ваш партнер тоже доволен, даже если через 3 месяца вы передумаете. Он ведь сразу получает от вас тысячу и пользуется этими деньгами, как хочет. Переходим к следующей букве алфавита финансового менеджера. Фьючерс Фьючерс – это тоже контракт, а значит, финансовый инструмент. Он имеет много общего с опционом, и оба они относятся к форвардным операциям. Форвардными операциями называются операции, которые будут совершены в будущем (форвард в футболе – это игрок, который всегда впереди, на переднем фланге). Фьючерс отличается от опциона тем, что и покупатель, и продавец обязаны выполнять свои договоренности. А при опционе, как вы помните, только продавец обязывался продать товар, покупатель же мог его в оговоренный срок и не покупать. Если продолжить предыдущий пример, то, заключив фьючерсный контракт, а не опцион, вы не могли бы передумать покупать компьютер через три месяца. Вы обязаны были бы купить его в любом случае за 10 тысяч: вырастет его реальная цена или упадет – не важно. Но в этом случае ваш друг был бы застрахован от вашего непостоянства и ничем бы не рисковал. Поэтому при фьючерсном контракте никаких премий от вас ему не полагается. Преимущества фьючерса для вас и вашего друга: вы не тратитесь на опционную премию, а ваш друг уверен, что точно «спихнет» свой компьютер. Недостатки: цены на компьютеры за это время могут упасть, а вам все равно придется платить 10 тысяч; друг все три месяца будет сидеть без денег, тогда как при опционе он сразу получил бы от вас премию. 13 Хеджирование Хеджирование – это уже не инструмент, а финансовый метод. Оно (хеджирование) позволяет, вооружившись финансовыми инструментами, произвести финансовую операцию. Такими инструментами при хеджировании являются опционы и фьючерсы. Заключение же контракта – опциона или фьючерса, собственно, и есть хеджирование. Оно представляет собой защиту от неизвестности в изменении цен. Потому что цену на товар мы фиксируем сегодня, хотя покупать или продавать его будем потом. Хеджирование может осуществляться двумя способами: либо с помощью фьючерса, либо с помощью опциона. Мы рассмотрели оба способа на примере покупки-продажи компьютера. Уточним еще раз: хеджирование – заключение контракта в виде фьючерса или опциона – является финансовым методом. Сами же эти контракты являются финансовыми инструментами. При хеджировании фьючерсом вам не надо платить премию своему партнеру, но тогда вам в любом случае придется после оговоренного срока купить у него товар, даже если цена на рынке окажется намного ниже. Осуществляя же хеджирование опционом, вы выплатите небольшую премию, зато будете полностью защищены от неблагоприятного изменения цен и сможете не покупать у партнера его товар, если не захотите. Что выгоднее? При ответе на это вопрос вы и ваш партнер полагаетесь на свою интуицию и знания. Ведь если вы откажетесь от покупки компьютера (по опциону), друг не будет возвращать вам премию. Если ваш друг-компьютерщик на 99% уверен, что через три месяца его модель безнадежно устареет и не будет никому нужна, то любыми уговорами вынудит вас заключить фьючерсный контракт. С другой стороны, если ваши экономические знания позволяют вам предположить скорый рост цен, вы будете прельщать друга солидной премией, чтобы заключить опцион и купить потом компьютер по старой цене. Лизинг Лизинг – это финансовый метод. Он представляет собой смесь аренды и кредита. Давайте рассмотрим процедуру лизинга вновь на примере. 14 Предположим, вы решили производить какой-то интеллектуальный продукт. Для этого вам нужен только персональный компьютер. Ваш знакомый, назовем его Вася, согласен продать свой компьютер, но у вас нет денег. Вы уверены, что ваш интеллектуальный продукт будет пользоваться спросом, и по мере реализации вы сможете оплатить стоимость компьютера. Однако Вася хочет получить деньги именно сейчас. С другой стороны, у вас есть подружка, например, Анечка, обладающая необходимой денежной суммой. В этом случае Аня может стать лизинговой компанией. Вы сообщаете Ане адрес Васи и модель компьютера. Девушка сама договаривается с Василием и покупает у него компьютер. Потом она сообщает, что готова сдать его вам в аренду. Вы будете каждую неделю или каждый месяц платить Ане небольшие суммы, пока не оплатите компьютер полностью, а потом оставите его себе навсегда. Однако вам придется выплатить не только стоимость компьютера (например, 10 тысяч рублей), а немного больше. Эта разница будет вознаграждением Ане за ее услугу. Допустим, вы договорились с Аней, что выплатите стоимость компьютера (10000 руб.) за десять месяцев. Поэтому вы должны были бы каждый месяц перечислять на ее счет по тысяче. Но вам надо добавлять каждый раз по двести рублей в качестве премии. Сумма в 2000 рублей через 10 месяцев (200х10 мес.) и будет Аниным вознаграждением. При этом компьютер в течение 10 месяцев будет находиться в собственности Ани, а только потом станет вашим. Вы можете договориться с Аней о чем угодно. Например, что вы будете платить ей не каждый месяц, а тогда, когда станете получать прибыль. Выгоды лизинга: вы получаете компьютер, не вкладывая свои средства перед началом деятельности. Компьютер все время, пока вы его полностью не выкупите, находится на балансе Ани, а те платежи, которые вы ей производите, относятся на ваши текущие расходы, то есть включаются в себестоимость и уменьшают сумму налога на прибыль. Аня получает вознаграждение, а также имеет в собственности сам компьютер, который она может у вас забрать, если вы потерпите фиаско. 15 Селенг Селенг – это разновидность лизинга, то есть тоже финансовый метод. Различие между ними в следующем. В селенге участвуют две стороны: Вася и Аня. При этом Аня является селенгкомпанией. Предположим, что Васе пока не нужен компьютер, но через год он ему понадобится. Вася отдает его Ане, но, в отличие от лизинга, остается владельцем своего компьютера и может вернуть его себе в любое время (даже раньше, чем через год). Аня же передает напрокат этот компьютер нуждающимся: вам или кому-то еще. Вы или другой пользователь компьютера платите Ане какую-то сумму за прокат, но никогда не сможете полностью выкупить компьютер в свою собственность. Часть из этой суммы Аня отдаст Васе, а остальное оставит себе в качестве прибыли. Все довольны. При использовании финансовых методов лизинга и селенга, само собой разумеется, надо пользоваться какими-то инструментами. Такими финансовыми инструментами будут соответствующие контракты (договоры), заключаемые между заинтересованными сторонами. В первом случае – лизинговый контракт, во втором – селенговый контракт. Факторинг Фáкторинг – это финансовый метод, который позволяет продавцу сразу, без задержек, получить деньги за проданный товар. Рассмотрим пример. Вы периодически продаете Васе определенную продукцию. Но Вася имеет досадное качество задерживать перечисление средств на ваш счет. То есть товары вы ему уже отправили, а деньги от него ждете и ждете. Вам, конечно, это не удобно, и вы заключаете договор с факторинговым отделом банка или со специальной факторинговой компанией. Теперь вы передаете этой компании право выколачивать из Васи деньги. После отправки Васе товара вы предъявляете факторинговой компании соответствующие документы об отправке и моментально получаете от нее около 80% денежных средств за вашу продукцию. Как сама компания будет выбивать деньги из Васи, вас уже не волнует. После того как она их выбьет, компания перечислит вам оставшиеся 20%, за вычетом небольшого процента и вознаграждения. 16 Предположим, вы отправили Васе товаров на миллион рублей. Сразу после отправки факторинговая компания присылает вам 800 тысяч. Через некоторое время, когда Вася перечислит миллион, вы получите от компании еще, скажем, 140 тысяч, а 60 останутся у компании. Из них часть – ваша плата за пользование кредитом (ведь вы же пользовались деньгами компании в сумме 800 тыс.), другая часть – награда компании за то, что она все-таки смогла выбить деньги у Васи. Обращаем внимание, что если Вася сильно задержит оплату, то вся сумма пéни будет не ваша, а тоже пойдет в доход факторинговой компании. Овердрафт Овердрафт – это финансовый инструмент, часто упоминающийся в литературе, но не используемый пока в российской экономике. Он представляет собой кредит банка и действует следующим образом. Вы имеете открытый счет в банке и производите с него оплату. По обычному счету оплату вы будете производить до тех пор, пока на счете не закончатся деньги. В случае овердрафта платить со счета можно даже тогда, когда на нем уже нет денег. При этом превышающая остаток сумма записывается на счете со знаком «минус». Как только на него приходят деньги из любого источника, они сразу же уходят на погашение отрицательного остатка. То есть если у вас нет на счете денег, банк предоставляет вам кредит, который автоматически погашается при поступлении средств на ваш счет. Вот и все. А почему овердрафт мало применяется в нашей стране, думаю, всем вам понятно. Своп Своп представляет собой финансовый метод по купле и продаже валюты. Предположим, вы получаете каждый месяц зарплату и покупаете на нее доллары. Вдруг однажды вам срочно требуются рубли, чтобы купить подарок своей тайной возлюбленной, а следующая зарплата у вас только через 20 дней. В то же самое время другой человек располагает необходимой вам суммой в рублях. Вы можете провести с этим человеком операцию своп. Это значит, что вы передаете ему доллары, а он вам рубли по официальному курсу Центрального банка. Но при этом вы оба обязуетесь через двадцать дней произвести обратную сделку. То есть через 20 дней он отдаст вам ваши доллары, а вы ему – по17 лученные в качестве зарплаты рубли, но по другому, более высокому курсу (о нем вы договоритесь первоначально, и он может не совпадать с новым курсом Центрального банка). Чем выгоден своп для вас обоих? У вас появились рубли на покупку подарка, и в то же время через 20 дней ваша зарплата как обычно будет обменена на доллары. Второй человек получает вознаграждение за оказанную вам услугу. Это вознаграждение выступает в качестве разницы между старым, более низким, курсом обмена и новым, более высоким. При этом о новом курсе вы договорились сразу, и превратности Центрального банка не будут иметь для вас значения. Трастинг Трастинг – это финансовый метод, который позволяет вторично получить доходы путем вложения прибыли от первоначального ее получения. Он очень полезен для накопления капитала. Технология такая. Собираете деньги с граждан, что-нибудь при этом им обещаете. На собранные деньги создаете какую-то фирму: магазин, парикмахерскую, мастерскую. Лучше это сделать в форме полного товарищества. Потом за счет прибыли от деятельности фирмы покупаете для граждан акции преуспевающих акционерных обществ. Можно купить другие ценные бумаги, приносящие доход, или даже валюту. А лучше всего для уменьшения риска купить и первое, и второе, и третье. Таким образом, гражданин, у которого вы брали деньги, получает на свой вклад: 1. часть прибыли от деятельности товарищества; 2. акции; 3. дивиденды по ним. Франчайзинг Финансовый метод под названием франчайзинг заключается в том, что фирма, имеющая высокий имидж на рынке, передает другой, никому не известной фирме право на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком. За это она получает от неизвестной фирмы вознаграждение. Для чего нужен франчайзинг? В основном для того, чтобы привлечь капитал для производственной деятельности. Известная и «крутая» во всех отношениях фирма занимается разработкой чего-то нового и прогрессивного. Но у нее может не хватать денежных средств на внедрение разработок в производство. 18 Но есть другие фирмы, имеющие капитал, но не имеющие известности. При франчайзинге как раз и происходит объединение популярности и капитала. Выгоды очевидны для обеих сторон. «Крутая» фирма теперь не волнуется, где взять деньги, и может спокойно заниматься исследованиями и разработками. Кроме того, она получает от предпринимателя, использующего ее имя, доход. Доход может быть в виде одноразового вознаграждения или постоянных отчислений. Предпринимателю тоже выгодно. Он ведет свой самостоятельный бизнес, но под признанным товарным знаком и по испытанной технологии. На этом давайте пока закончим изучать буквы финансового алфавита. Это вовсе не значит, что мы познакомились уже со всеми финансовыми инструментами и методами. Некоторые из них вам хорошо известны. С такими инструментами, как акции, векселя, облигации, вы встречались в других дисциплинах. Вспомните их, пожалуйста. Остановитесь с чтением, возьмите чистый лист, разделите его на две колонки: финансовые инструменты и финансовые методы. Потом запишите в каждую колонку их названия. Постарайтесь не ограничиваться только перечисленным. Вспомните бухучет, экономику, маркетинг и свой собственный опыт. Когда вы заполните обе колонки, расскажите кому-нибудь из своих друзей или воображаемому слушателю обо всех известных вам финансовых методах и инструментах. И только после этого возвращайтесь вновь к чтению. Итак, финансовый менеджер вооружился необходимыми знаниями, разобрался, как пользоваться разными финансовыми инструментами, уяснил, в каких случаях их нужно применять, и теперь ему не терпится приложить к чему-нибудь свои знания. Поэтому сейчас нам нужно определить область деятельности финансового менеджера. Полученные знания о финансовых инструментах и методах можно применять совершенно неумело и не к месту. Например, финансовый менеджер может взять в руки облигацию (финансовый инструмент), пойти с ней в цех и начать обтирать ею смазку с деталей. Как посмотрят рабочие на этого финансового менеджера? Наверное, как на не совсем здорового человека, и попытаются 19 побыстрей вытолкнуть его за двери цеха, а лучше – за двери предприятия. Потому что, во-первых, облигация не предназначена для обтирки деталей; во-вторых, обтирка деталей не является задачей финансового менеджера. Предназначение облигаций и других финансовых инструментов мы оставим на потом. Сейчас лучше разберемся с задачами финансового менеджера. Вернитесь, пожалуйста, на несколько страниц назад, к тому месту, где мы установили три главных вопроса, на которые должен искать ответ финансовый менеджер через полчаса после своего назначения на должность. Повторите их еще раз. А теперь попытайтесь придумать для финансового менеджера задачи, решение которых поможет ему ответить на три своих главных вопроса. Например, первый вопрос звучит так: какой должна быть величина активов, и из чего они должны состоять, чтобы предприятие достигло цели? Для ответа финансовый менеджер должен проанализировать имеющийся состав активов, выяснить, как при этом чувствует себя организм предприятия, и установить, что требуется изменить в составе активов. Поэтому для ответа на первый главный вопрос финансовый менеджер должен решить первую задачу. Задача N 1. Провести общий анализ финансового состояния и составить аналитическое заключение. Как ее решить, вам хорошо известно из дисциплины «Анализ финансовой отчетности». Теперь придумайте задачи номер два и три для ответа на оставшиеся вопросы. Напишите и способы их решения. После того как вы это сделаете, откройте снова курс и сравните их с тем, что предлагаем вам мы. Если ваши задачи и решения отличаются от наших, то, пожалуйста, пришлите их нам в РФЭИ. Мы предлагаем вам следующее. Задача N 2. Определить необходимую сумму активов и обеспечить предприятие этой суммой. Для решения задачи N 2 нужно: 1. подсчитать на основе финансового анализа, какой объем денежных (финансовых) ресурсов потребуется предприятию, чтобы эффективно работать и достигнуть цели; 20 2. решить, в какой форме будут представлены эти финансовые ресурсы: в виде долгосрочного кредита, краткосрочного займа в банке или наличных денег; 3. обеспечить, чтобы финансовые средства были легко доступны и предоставлялись в удобное для предприятия время; 4. выяснить, какую цену придется заплатить предприятию за привлеченные финансовые средства (чаще всего это процентная ставка за пользование кредитом, но могут быть и другие неформальные условия, например, основанные на личных взаимоотношениях с кредитором); 5. оценить, какой риск связан с конкретным источником финансовых средств (например, денежный капитал, переданный предприятию его собственниками, считается менее рискованным, чем срочная ссуда банка, потому что банковскую ссуду необходимо обязательно вернуть банку в определенное время, а собственный капитал – только в случае закрытия фирмы). Задача N 3. Придумать, как поступить с привлеченной суммой. Для решения задачи N 3 необходимо: 1. продумать, как оптимально трансформировать (перевести) привлеченные средства в другую форму (например, какое количество наличных денег, полученных у банка, потратить на покупку того или иного сырья; нужно ли продать компьютер, переданный собственником в уставный капитал, или поменять его на печатный станок и т.д.); 2. просчитать эффективность вложений привлеченных средств в конкретные основные фонды (в здания, станки, оборудование); 3. определить, какие ненужные пока финансовые средства можно одолжить другим фирмам, и на каких условиях это сделать. При выделении этих задач мы также руководствовались логикой устройства бухгалтерского баланса и схемы Аксенова. Баланс и схема дают полное представление о самочувствии предприятия, показывают перетекание финансов из правой части баланса (источников) в левую часть (активы). То есть представляют собой схему кровеносной системы. Главное же предназначение 21 финансового менеджера – следить за функционированием кровеносной системы и управлять ею. Значит, в задачи финансового менеджера должно входить: вопервых, анализ общего самочувствия предприятия, во-вторых, обеспечение его свежей кровью и питательными веществами, в-третьих, правильное распределение крови и питательных веществ по организму, чтобы организм не болел и отлично функционировал. Например, при распределении финансовых источников менеджер может свести до минимума величину производственных запасов, а высвобожденные при этом питательные вещества отдать другому предприятию (купить его акции). Но при этом финансовый менеджер должен быть полностью уверен, что такой маневр не отразится отрицательно на здоровье предприятия. Ведь в этом случае фирма стала менее защищена от воздействий окружающей среды. Сократив величину производственных запасов, финансовый менеджер поставил предприятие в сильную зависимость от поставщиков. Любой сбой в поставках сырья может безвозвратно подорвать здоровье всего организма, несмотря на то, что менеджер повлиял лишь на его отдельную часть. Обращаем ваше внимание, что существует один момент, который очень сильно усложняет жизнь финансовому менеджеру. Ему часто приходится принимать решение по каждой из задач в условиях, когда существует огромное количество вариантов (альтернатив). А проблема выбора одного варианта из множества является для человека одной из сложнейших, если не самой сложной. Помните, что случилось с ослом, который стоял на одинаковом расстоянии от двух охапок сена? Осел умер от голода, потому что не смог принять решение, к какой охапке ему лучше подойти. Финансовый же менеджер не должен стоять на месте и смотреть на разбросанные перед ним охапки сена. Он должен подойти, взять их и применить с пользой для своего предприятия. Как же понять, ту ли охапку сена взял финансовый менеджер и правильно ли он ею воспользовался? Наверное, у предприятия должны существовать конкретные индикаторы, показывающие, эффективно ли работает финансовый менеджер и грамотно ли он решает свои главные вопросы. 22 Давайте попытаемся с вами определить несколько таких индикаторов. Мы предлагаем менеджеру задать своему предприятию восемь простых вопросов. Если предприятие на все из них ответит «Да», значит, менеджер работает абсолютно правильно. Эти вопросы перед вами: 1. Успешна ли твоя борьба с конкурентами, и не проигрываешь ли ты им по занимаемой доле рынка? 2. Удается ли тебе избегать банкротства, и мала ли его вероятность (согласно финансовому анализу)? 3. Лидируешь ли ты по основным показателям деятельности среди конкурентов? 4. Растут ли основные показатели твоего экономического потенциала? 5. Увеличивается ли объем производства и реализации твоей продукции? 6. Становятся ли твои владельцы богаче? 7. Твои прибыль и оборот постоянно растут? 8. Увеличивается ли рентабельность (эффективность) твоей деятельности (доходы растут быстрее, чем расходы)? Мы поставили перед финансовым менеджером очень много проблем, которые он должен решать. И мы хотим, чтобы вы не просто отвлеченно читали о них, но и каждый раз ставили себя на место менеджера и примеряли его рубашку на себе. Когда вы придете на производство и вас назначат на ответственную должность, вам некогда будет находиться в «примерочной», размышлять и философствовать. Поэтому пользуйтесь случаем и уделяйте каждой обсуждаемой нами проблеме максимальное внимание. 23 РАЗДЕЛ 2. ЦЕНА КАПИТАЛА У денег глаз нет, они не знают, за что их отдают и за что получают. Русская пословица Мы смогли сформулировать восемь основных вопросов, которые должен постоянно задавать сам себе финансовый менеджер предприятия для эффективного управления финансами. Вопросы эти были достаточно разнообразны. И это не случайно. Такое разнообразие задач связано со средой, в которой работает менеджер. Ведь он имеет дело не с каким-то одним объектом, совершенно не связанным с другими объектами. Финансовый менеджер работает в СИСТЕМЕ. Давайте ненадолго отвлечемся от финансового менеджмента и поговорим о системе вообще. Ведь это не сугубо экономическое понятие, и вы встречаетесь с ним не только в экономических дисциплинах. Вспомните сейчас все, что вы знаете о системе из других наших учебных курсов, а также из своей повседневной жизни. Попробуйте дать максимально полное определение этому понятию. Для эффективного менеджмента и организации бизнеса лучше всего понимать под системой то же, что под ней понимают кибернетики. А кибернетики говорят, что система – это некоторое количество (совокупность) объектов, составных частей, элементов. Притом совершенно не обязательно, чтобы каждый из этих элементов был связан со всеми остальными. Главное в системе другое. Система обязательно должна отвечать на стимулы. То есть если дотронуться до какого-то одного элемента, то это прикосновение почувствует вся система. На это прикосновение ответит не только элемент, на который мы воздействовали, но и элемент, напрямую не связанный с первым. Если человек шел босиком и уколол ногу, то он опустит вниз глаза и посмотрит на землю, чтобы узнать, чем он укололся. Хотя между ступней и глазами нет прямой связи, например, в виде связывающей их мышцы. Этот пример подтверждает, что человеческий организм является системой. Уколовший ногу пред24 мет будет являться ВНЕШНИМ стимулом, подействовавшим на систему. То есть стимул находился вне системы и не являлся ее элементом. Возможен другой случай. Человек почувствовал какие-то колики в желудке. Он протягивает руку к стакану с водой и делает несколько глотков. Между желудком и кистью руки тоже нет единой мышцы (связи). Но поскольку организм есть система, то произошла подобная реакция. Отличие от предыдущего случая в том, что стимул, вызвавший ответную реакцию, находился не вне системы, а внутри нее. Желудок является элементом самой системы. Такой стимул называется ВНУТРЕННИМ. Давайте теперь попробуем применить представление кибернетиков о системе к финансовому менеджменту. Ведь предприятие тоже является системой, и оно мало чем отличается от человеческого организма. Значит, и на предприятие тоже воздействуют стимулы, которые делятся на внешние и внутренние. Получается, что они оказывают большое воздействие на функционирование фирмы, а следовательно, на ее благополучие. Для предпринимателя, в частности для финансового менеджера, особое значение играют внешние стимулы. Он не может изменить их и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние же стимулы менеджер может контролировать и даже сам их вызывать. Именно их он и применяет, чтобы задействовать внешние стимулы или сопротивляться им. Если все стимулы, воздействующие на систему предприятия извне, собрать вместе, то они образуют внешнюю среду предприятия. Финансовому менеджеру необходимо знать как можно больше о внешней среде предприятия. Почему? Потому что любое воздействие внешнего стимула вызывает ответную реакцию одного или нескольких элементов системы, часто не связанных с тем, на который происходило воздействие. Но если эти органы не были связаны, то как один из них узнал о том, что какой-то стимул подействовал на определенный орган? Видимо, по каким-то каналам информация до него все-таки дошла. Передать эту информацию могли только финансы, которые циркулируют по всей системе организма фирмы и передают сведения от одного органа к другому. А управление финансами и есть основная цель финансового менеджера. Поэтому он может 25 перехватить у финансов определенную информацию, например, ту, которая несет опасность, и не позволить каким-то органам узнать о происшедшем внешнем стимуле. Или же, наоборот, он может ввести в организм ложную информацию, слухи, которые вызовут определенную реакцию элементов, хотя никакого внешнего стимула при этом не было. Подобные рассуждения приводят нас к мысли, что неплохо было бы узнать, с какими внешними стимулами приходится чаще всего иметь дело предприятию. А значит, с ними имеет дело и финансовый менеджер. Назовем основные: 1. природные ресурсы региона. Предположим, геологи обнаружили в области месторождение мела, который раньше здесь не добывался. Это открытие послужит стимулом для предприятия и для финансового менеджера, поскольку перед ними открывается новая сфера вложения финансовых средств (предприятие может само начать добычу мела, купив для этого соответствующее оборудование, или же дать свои финансовые средства тем, кто сможет этим делом заняться); 2. трудовые ресурсы региона. Появление в регионе специалистов в новой области знаний (например, в финансовом менеджменте) повлияет на предприятия таким образом, что они начнут более грамотно и рационально распоряжаться своими финансовыми ресурсами, а это вызовет рост деловой активности и положительно скажется на благосостоянии жителей региона; 3. экономические условия. Этот стимул иногда так влияет на организмы предприятий, что лишь самые сильные и закаленные из них остаются здоровыми. Большинство же либо тяжело и неизлечимо заболевает, либо погибает совсем. Менеджер должен предполагать, какой стимул в ближайшее время окажет экономическая обстановка на организм предприятия, и вовремя сделать ему необходимые прививки (например, скопить достаточный фонд денежных средств или иметь определенный запас сырья, который позволит во время кризиса продолжить деятельность).Надеемся, что теперь вы имеете основное представление о том, зачем нужно изучать новый предмет – финансовый менеджмент. Если вы хорошо усвоили основы предмета, его сущность, то в 26 дальнейшем у вас не возникнет серьезных проблем ни при изучении финансового менеджмента, ни в вашей практической работе. А мы тем временем пойдем дальше и поговорим о деньгах. Даже самый хороший финансовый менеджер и предприниматель вряд ли сможет многого добиться на рынке, если у предприятия, которым он руководит, будет серьезный недостаток денежных средств. Мы видим это явление в нашей повседневной жизни. Оглянитесь вокруг: скольким предпринимателям, как бездомным котам, приходится искать себе хозяина с толстым кошельком. Вот почему задача финансового менеджера по привлечению и эффективному использованию денежного капитала – одна из самых главных в современном деловом мире. Именно поэтому ей уделяется пристальное внимание в любом учебном курсе по финансовому менеджменту. Мы с вами установили три самых главных вопроса, которые должен уметь решать финансовый менеджер через полчаса после его назначения на должность. Одним из них был вопрос: откуда взять источники денежных средств, необходимые для формирования активов, способствующих достижению целей предприятия? Чтобы его решить, необходимо знать вообще об источниках денежных средств и о том, какими они бывают. Сегодня мы и начнем изучать некоторые вопросы, знание которых поможет вам лучше справиться с дальнейшим материалом, предлагаемым в курсе финансового менеджмента. Прежде всего, нам нужно будет понять, что такое капитал. То же ли это самое, что и денежные средства, или что-то другое? Потом мы расскажем об основных видах капитала, с которыми вам придется работать на должности финансового менеджера; посмотрим, какие источники служат для формирования каждого вида. Основным вопросом при изучении данного раздела станет для вас понятие цены капитала. Оказывается, точно так же, как, скажем, компьютер, станок или велосипед имеют определенную цену, которую мы должны заплатить, чтобы пользоваться этой вещью, капитал тоже обладает определенной ценой. Мы обязательно должны платить некоторую сумму, чтобы пользоваться капита27 лом. Что представляет собой эта сумма и из чего она складывается, вы сейчас узнаете. Итак, любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы обеспечивать свою деятельность. Но средства не приходят на предприятие сами и совершенно безвозмездно (даром). Было бы просто замечательно, если бы задача финансового менеджера состояла только в том, чтобы найти источник средств, взять их из него и отдать в пользование своему предприятию. Однако все гораздо сложнее. За любое привлечение финансовых средств предприятие обязано платить хозяину (источнику) этих средств. Другими словами, привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами. Какими, например? Акционеры предоставляют свои деньги в пользование фирме (покупают ее акции) не за красивые глазки финансового менеджера. Они надеются получить по этим акциям приличную прибыль в виде дивидендов. Вы также нигде не найдете банка, который предоставил бы вам кредит без процентов. Дивиденды, проценты по кредитам и другие суммы вы должны уплачивать за использование чужих денежных средств их владельцам. Давайте разберемся с природой этих платежей. Когда вы привлекаете из каких-либо источников финансовые ресурсы, то вы тем самым нанимаете себе рабочих. Только эти работники представляют собой не людей, а деньги. Но любому наемному служащему необходимо платить за его работу зарплату, иначе он уйдет к другому «хозяину». Точно так же обстоит дело с деньгами. Раз вы заставляете их трудиться и зарабатывать для вашего предприятия прибыль, то нужно и соответственно платить им за их труд. Подобные рассуждения приводят нас к базовой концепции, лежащей в основе дисциплины «Финансовый менеджмент». Она носит название КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНЫ КАПИТАЛА. Ценой капитала называется сумма денег, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансо28 вых ресурсов. Обычно она выражается в процентах к этому объему. Для чего мы должны знать цену капитала, привлеченного из определенного источника? Скажите, а возникает ли у вас вопрос: зачем нужно знать о зарплате своего персонала, зачем вообще думать о заработной плате работников своего предприятия? Нам кажется, что у вас такого вопроса не возникало. А если мы вам его зададим, то вы, наверняка, быстро на него ответите. Например, так: заниматься вопросами заработной платы мы должны, чтобы обеспечить свое предприятие высококлассными сотрудниками. Или: знать размер оплаты труда персонала нужно для расчета и планирования затрат на производство продукции. Или: знать величину фонда заработной платы нужно для планирования финансовых расчетов с работниками, чтобы они вовремя получали деньги и не уходили с нашего предприятия. Теперь перенесите все эти ответы на наш первый вопрос: зачем изучать концепцию цены капитала? Подобные ответы будут абсолютно верны и в этом случае. Потому что: 1. если мы не знаем, сколько необходимо платить за кредит, то деньги к нам работать никогда не придут. Никто бесплатно вам кредит не предоставит; 2. если не знать реальных расходов за использование кредита, то невозможно верно рассчитать все затраты на производство продукции, правильно установить цену и получить положенную прибыль; 3. если нам не известно, какую сумму и в какой срок мы должны уплатить кредиторам, то, вероятно, мы не сможем сделать этого вовремя. Поэтому кредиторы заберут у нас свои деньги, и никогда больше эти деньги к нам на работу не придут. Чтобы подобные проблемы вас никогда не постигли, чтобы деньги были всегда готовы потрудиться на вашем предприятии и заработать для вас приличную прибыль, чтобы вы всегда были бы с ними неразлучными друзьями, мы и предлагаем вам сегодня изучить наши материалы. 29 Чем капитал отличается от обычных денег? Прежде всего, давайте договоримся об одном условии. С сегодняшнего дня мы будем подразделять все денежные средства на две группы: собственно деньги и капитал. Давайте вновь сравним деньги с людьми. Вы, являясь предпринимателем (менеджером), условно подразделяете всех окружающих людей на две категории. Первая – это ваши друзья, знакомые, родственники, просто прохожие на улице и попутчики в транспорте. Вторая – это сотрудники вашего предприятия, ваши подчиненные. С теми, кто принадлежит к первой группе, вы общаетесь совершенно свободно, ходите к ним в гости, приглашаете их на рыбалку. С теми же, кто входит во вторую категорию, вас связывают только деловые отношения. Ваше взаимодействие с ними таково, что оно помогает вам достигнуть определенных целей, поставленных в целом перед предприятием, а не ваших личных. При этом какой-то конкретный человек может входить одновременно в обе категории: работать с вами и являться вашим другом или родственником. Но при этом, находясь на работе, вы должны относить его только ко второй категории. То есть нельзя среди рабочего дня сесть с ним играть в преферанс. Подобным образом денежные средства делятся на первую группу – это те деньги, которые лежат у вас в кошельке, в чулке, под подушкой или на 324-й странице любимой книги, и на вторую – средства, находящиеся в обороте (в пользовании) вашего предприятия. Деньгами первой группы вы распоряжаетесь совершенно свободно. Ваши отношения с ними складываются так, как хотите лично вы. Вторая группа денежных средств находится в положении наемного работника или вашего подчиненного, и ваше воздействие на них определяется необходимостью заставить их заработать и принести пользу не лично вам, а предприятию, которым вы руководите. Конечно, деньги могут находиться в положении вашего друга и одновременно сотрудника. Так, у вас, скажем, имеются определенные личные сбережения в бумажнике. Они представлены в данный момент вашими друзьями или даже родственниками. Можно спокойно пойти в бар и потратить их. Но вы решили вло30 жить их на некоторое время в руководимое вами предприятие. С этого момента деньги перестают быть вашими родственниками и становятся наемными работниками. Одновременно прекращаются все ваши панибратские отношения, а образуются отношения служебные. Когда вложенные вами деньги выполнили свою функцию и вернулись к вам обратно в бумажник, вы вновь можете общаться с ними на «ты» и пригласить их в ресторан. Все это мы говорим к тому, что капиталом можно назвать только деньги, относящиеся ко второй категории. То есть капитал – это наемные работники, нанятые нами для зарабатывания прибыли. Если денежные средства находятся в кошельке и не работают, а только ждут, пока вы их потратите, то они так и называются деньгами и не имеют права носить название капитала. В курсе финансового менеджмента мы будем очень много говорить о привлечении, использовании и цене капитала. Поэтому, конечно, следует остановиться на этом понятии и хорошо с ним разобраться. Те из вас, кто уже достаточно давно окончил среднюю школу и учился в каком-либо вузе, наверняка, сталкивались с термином «капитал» при изучении экономической теории Карла Маркса. Напомним, а для кого-то скажем впервые, что К. Маркс понимал под капиталом стоимость, которая при эксплуатации рабочей силы приносит прибавочную стоимость. По его мнению, увеличение первоначальной стоимости могло произойти только за счет рабочих. Притом считается, что стоимость труда (как товара) обязательно выше, чем затраты на его приобретение и содержание. ♦ К. Маркс вполне справедливо говорил, что деньги сами по себе не являются капиталом. Поэтому смешивать эти понятия и утверждать, что они одинаковы, нельзя. Когда, например, вы обмениваетесь с кем-то другим определенным товаром, то деньги выступают лишь как средство обращения. Вы продали компьютер за сто долларов и купили на них телевизор. Сто долларов не будут называться капиталом, потому что деньги были лишь посредником между вами и бывшим владельцем телевизора, а основным объектом ваших с ним отношений были товары: телевизор и компьютер.♦ 31 Капиталом деньги станут лишь только в том случае, когда основным объектом ваших отношений с деловым партнером станут не товары, а сами деньги. Вы берете определенную сумму, покупаете на нее товар, затем продаете и вновь получаете деньги. Как видите, и в начале, и в конце сделки в ваших руках находятся деньги, а товар в этом случае является посредником. Но все ваши усилия были бы абсолютно бессмысленными, если бы в конце операции у вас оказалась точно такая же сумма денег, какая была вначале. Весь смысл вашей деятельности, очевидно, заключался в том, что в результате операции в ваших руках оказывается больше денег, чем было вначале. Таким образом, делаем вывод: капитал – это богатство, используемое для своего собственного увеличения. Первоначально вложенная сумма называется инвестицией, а полученная – выручкой. Схематически формулу капитала всю жизнь записывали следующим образом: Д → Т → Д' В этой формуле: Д – это денежные средства, используемые в качестве инвестиции; Т – стоимость товара, на покупку которого потрачена сумма Д; Д’ – выручка, то есть сумма, полученная от продажи товара Т; (Д’–Д) – ваш доход. Казалось бы, все довольно просто. Капитал, вложенный вами, пущенный в оборот, возвращается к вам обратно с определенным приростом. Этот прирост и является вашей целью. Однако всех без исключения давно интересовал очень закономерный и логичный вопрос: а откуда берется прирост капитала? В самом деле, если вам удалось продать вещь на 10% дороже, чем вы ее купили, то эти 10% и будут приростом капитала. Но вы ведь сами тоже покупали у кого-то эту вещь и, следовательно, тоже переплатили продавцу те же 10%. Получается, что то, что вы выигрываете как продавец, вы теряете как покупатель. Но между тем в действительности прирост капитала происходит и у вас, и у продавца, и у всех остальных предпринимателей. Так откуда же он образуется? 32 Карл Маркс и его последователи считали, что все дело заключается в определенном специфическом товаре, который при его потреблении сам создает дополнительный капитал, притом больший, чем его собственная стоимость. Таким товаром является рабочая сила. Смысл состоит в следующем. Для содержания рабочих предприниматель должен нести определенные издержки. Это, прежде всего, заработная плата (чтобы рабочий мог удовлетворить свои потребности в пище, одежде, жилище, в духовной сфере, содержать свою семью), затраты на обучение и переобучение рабочих и другие расходы. Все они складываются в определенную сумму. Предположим, что эта сумма равна 60 рублей в день. То есть каждый день предприниматель должен тратить 60 рублей на содержание рабочего. Допустим, сам рабочий производит за 6 часов товары, продажа которых обеспечит предпринимателю возможность выплатить рабочему его 60 рублей. Следовательно, рабочий, отработав 6 часов у предпринимателя, полностью возмещает предпринимателю его расходы. Однако «весь фокус», как говорил Ф. Энгельс, в том, что предприниматель назначает рабочему не 6-часовой, а 8-часовой рабочий день. Получается, что стоимость, в которую обходится рабочий предпринимателю, рабочий создаст за 6 часов, а стоимость, которую получает предприниматель, рабочий производит 8 часов. Разность идет в карман работодателя. Так объясняли происхождение капитала марксисты. Они были категорически против того утверждения, что капиталом может быть все что угодно, любое средство производства, включая камень и палку первобытного человека. Капитал – это только рабочая сила. Все, казалось бы, замечательно. Рецепт получения прибыли очень прост: нанимайте рабочих, устанавливайте им 8-часовой рабочий день и следите, чтобы сумму их заработной платы они отрабатывали за 6 часов. При этом абсолютно не важно, какие основные средства на вашем предприятии, как вы расходуете прибыль и многое другое. Мы попытаемся взглянуть на проблему гораздо шире и выявить источник прироста капитала не только в эксплуатации рабочих капиталистами. 33 Мы с вами заметили очень большое сходство между деньгами и рабочей силой. Мы, вероятно, не первые заметили это сходство, потому что достаточно давно предприниматели додумались до одной простой вещи. Если деньги и рабочая сила так похожи друг на друга, то почему бы нам не заняться эксплуатацией не рабочих, а именно денег. Пусть деньги работают на нас по 24 часа в сутки и отрабатывают не только затраты, которые мы на них расходуем (цену капитала), но и приносят нам добавочную стоимость. Поскольку деньги являются рабочей силой, следовательно, они сами будут обладать определенной стоимостью. Эта стоимость представляет собой зарплату, которую необходимо платить деньгам, чтобы они не умерли от голода (но в связи с тем, что деньги – предмет неодушевленный, то зарплата им необходима, чтобы не умер от голода их хозяин). Таким образом, стоимость денег как «рабочей силы» в том, что, приглашая их к себе на работу, мы должны платить им заработную плату, которую у них полностью отнимет хозяин. Эта стоимость является процентом, уплачиваемым нами за пользование кредитом. Это же будет называться ценой капитала. Названные затраты, подобно обыкновенным рабочим, деньги отработают у нас за 6 часов. Но мы, конечно, будем заставлять их работать не 6 часов в день, а 24 часа. То, что они заработают сверх этого времени, пойдет в карман вашего предприятия. После того как предприниматели наиболее развитых стран поняли данный момент, перед ними встал вполне логичный и закономерный вопрос: по сколько конкретно часов должны работать деньги, чтобы и отрабатывать затраты, и приносить прибыль. Очевидно, для этого, прежде всего, необходимо знать величину самих этих затрат на «содержание» денег. Так предприниматели вплотную подошли к концепции цены капитала. Попытайтесь прямо сейчас, не перелистывая страниц, произнести вслух определение понятия «цена капитала» и объяснить, что оно означает. У вас это получилось? Если нет, то дальнейшее чтение не имеет смысла. Возвращайтесь и перечитывайте. Только после этого продолжайте дальнейшее изучение. Мы рассмотрим только самые основные источники капитала, разделив их на три группы: 34 • • • источники собственных средств; источники заемных средств; источники привлеченных средств. Более подробно состав этих групп представлен в таблице 2.1. Далее мы постараемся хорошо разобраться с каждым финансовым ресурсом и его источником, а предлагаемая сегодня таблица станет для вас наглядным пособием. Однако перечисленные группы финансовых ресурсов возникают только тогда, когда предприятие уже создано и приступило к работе. А чтобы это произошло, в организме предприятия на момент рождения уже должен находиться определенный объем крови и питательных веществ (денежных средств). Подобно тому, как новорожденный ребенок получает первоначальный запас питательных веществ от своей мамы, так же и новорожденное предприятие получает кровные деньги от своих любящих пап и мам – учредителей. Таким образом, возникновение первоначального объема денежного капитала происходит в виде устáвного капитала. Он позволяет предприятию приступить к работе и получить прибыль. Вы уже многое знаете об уставном капитале: как он формируется, в каком порядке оплачивается учредителями, как отражается в бухгалтерском учете. Но есть определенный момент, о котором вы, возможно, не знаете или на который не обращали внимания. Если вы найдете бухгалтерский баланс любого предприятия примерно десятилетней давности (составленный до 1 июля 1993 года), то в его пассиве вместо привычных сейчас слов «Уставный капитал» увидите слова «Уставный фонд». Это связано с тем, что до определенного времени в нашей стране очень сильно пропагандировались учения марксистов. А согласно им, как мы недавно говорили, ничто не способно приносить прибыль, кроме рабочей силы. Значит, ничто, кроме рабочей силы, не может называться капиталом. Однако с 1 июля 1993 года в системе бухгалтерского учета Российской Федерации появляется слово «капитал». То есть все согласились с мнением, что получить прибыль можно не только жестоко эксплуатируя рабочих. 35 Итак, учредители, вкладывая средства в уставный капитал, заставляют их работать на предприятие и зарабатывать прибыль. Но не будем забывать, что любые работающие на предприятии деньги требуют, чтобы им платили зарплату. Поэтому давайте разберемся, что представляет собой зарплата уставного капитала. Другими словами, какова цена уставного капитала. Цена каждого источника денежных средств, безусловно, различна. Основная сложность заключается в том, чтобы правильно определить, сколько стоит один рубль капитала, привлеченного из конкретного источника средств. Для некоторых источников стоимость можно вычислить достаточно легко (например, цена банковского кредита, – о ней разговор пойдет позже). Для других источников это сделать довольно трудно, а точное исчисление иногда невозможно в принципе. Тем не менее, даже приблизительное знание цены капитала весьма полезно. Напомним еще раз, что цена капитала показывает, какую сумму следует заплатить за привлечение рубля капитала из данного источника. Показатель исчисляется в процентах или в копейках. Какой же будет цена уставного капитала? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно ответить на другой: какие платежи, связанные с образованием уставного капитала, будет производить фирма? Предприятие в ходе своей деятельности должно будет нести расходы, в частности, платить вознаграждение нанятым деньгам за их труд. Но в самом начале своей работы фирма не имеет средств для подобных расходов. Поэтому учредители дают ей аванс (учредительный капитал еще называют авансированным капиталом). Фирма обещает его отработать и при благоприятных обстоятельствах вернуть учредителям. Благоприятным обстоятельством будет, конечно, получение прибыли. Учредители сразу договариваются с фирмой, что она должна будет выплатить каждому из них через год определенную сумму (дивиденд) в зависимости от вклада конкретного учредителя. Если, например, Иванов дал предприятию аванс в размере 1000 рублей (его взнос в уставный капитал был 1000 руб.), он получит через один год 50 рублей; а Сидоров дал аванс 3000 рублей, значит, он и получит больше – 150 руб. 36 Зная все эти суммы, предприятие может определить, в какую цену обойдется ему пользование деньгами учредителей. То есть оно может определить цену уставного капитала. Для этого ей необходимо сложить вместе суммы предстоящих выплат учредителям и разделить их на величину уставного капитала. Так, если бы учредителями были только двое – Иванов и Сидоров, то цена уставного капитала определялась следующим образом: Ц ук = 50 + 150 = 0,05 1000 + 3000 или в процентах: 0,05 х100=5%. Получившийся результат означает, что один рубль уставного капитала стоит 5 копеек в год. Для закрепления и тренировки решите, пожалуйста, такую маленькую задачку. Учредителями нового предприятия являются кроме вас еще четверо ваших лучших друзей. При этом вы внесли в уставный капитал 8300 рублей, двое ваших друзей вложили в дело по 4800 руб., один внес 5500 руб., и еще один – 1600 руб. Между собой вы заключаете договор, где записано, что в случае удачного бизнеса через год каждый из вас независимо от своего первоначального вклада в уставный капитал получит по две тысячи рублей. Определите цену капитала «Уставный капитал». Если у вас получится ответ 40 копеек, то вы правильно понимаете пройденный материал, а если нет – начинайте читать сначала. Покончив с расчетами, мы предлагаем вам перейти к выяснению цены заемного капитала. Как вы видите в таблице 2.1, в основном, группу заемных средств составляют кредиты различных лиц и организаций. Все эти лица и организации, отправляющие свои денежные средства к вам на заработки, называются кредиторами. Когда вы формируете персонал своего предприятия, то каждый работник заключает с предприятием трудовой договор. В нем предприятие записывает, на каких условиях этот работник будет находиться в штате, какую зарплату и за какой объем работ он будет получать и некоторые другие данные. В начале раздела мы заметили, что деньги очень похожи на персонал предприятия. Следовательно, предприятие тоже должно было бы заключить с ними трудовой договор. 37 Однако деньги не являются в отличие от людей абсолютно свободными и независимыми. Они постоянно принадлежат какому-то хозяину, а он отпускает их к вам «на заработки». Поэтому «трудовой договор» ваше предприятие заключает с владельцем денег. Этот документ обычно представляет собой либо кредитный договор, либо договор облигационного займа. В первом документе записывается сумма денег, которую вы берете во временную эксплуатацию, срок, в течение которого вы будете их жестоко эксплуатировать, и «заработную плату» денег, то есть процент по кредиту, выплачиваемый хозяину денежных средств за их использование. Чему же будет равна цена заемного капитала «Кредит»? Надеемся, что вы уже запомнили, что цена любого капитала показывает, какую сумму следует заплатить за привлечение ее единицы из данного источника. Совершенно очевидно, что сумма, которую нужно платить за пользование кредитом, – это процент по кредиту. Таблица 2.1. Финансовые ресурсы предприятия и их источники Финансовые ресурсы 0. Уставный капитал Источник ресурса Пояснение «Кровные» ресурсы учредителей 1. Собственные 1.1. Амортизация Выручка от продаж (се- Если амортизационный бестоимость) фонд на предприятии не выделяется, амортизация «сливается» с прибылью. 1.2. Валовая прибыль 1.2.1. Прибыль от реа- Выручка от реализации лизации товаров и услуг (предпринимательский доход) 1.2.2. Прибыль от прочей реализации Доходы от прочей реализации В том числе, от продажи ценных бумаг 1.2.3. Прибыль от внере- Внереализационные до- В том числе, доходы от ализационных операций ходы ценных бумаг и банковских депозитов 38 Финансовые ресурсы Источник ресурса Пояснение 1.2.4. Резервный фонд Валовая прибыль Фиксированный процент от уставного капитала, размер которого установлен для каждого вида коммерческих структур 1.3. Ремонтный фонд Себестоимость В случае, если он предусмотрен на предприятии. 1.4. Страховые резервы Себестоимость или чистая прибыль В пределах 1% от объема реализации, если источник – себестоимость. 1.5. Прочие Это, как правило, источники, приравненные к собственным (устойчивые пассивы), возврат ссуд, погашение дебиторской задолженности. 2. Заемные Ресурсы разных кредиторов 2.1. Кредит банка Ресурсы коммерческого банка 2.2. Кредит иного финансового учреждения Ресурсы этого финансо- В том числе, лизинг. вого учреждения 2.3. Бюджетный кредит Ресурсы бюджета соответствующего уровня 2.4. Коммерческий кредит Ресурсы организации, Например, отсрочка предоставившей кредит платежа, вексельный кредит. Например, отсрочка налога. 2.5. Кредиторская задол- Финансовые средства женность, постоянно на- работников и бюджета ходящаяся в обороте Имеется в виду нормальная задолженность. 2.6. Прочие Ресурсы прочих кредиторов Например, средства из отраслевых централизованных резервов. 3. Привлеченные Ресурсы различных инвесторов 39 Финансовые ресурсы Источник ресурса Пояснение 3.1. Средства долевого Средства из ресурсов участия в текущей и ин- других предприятий и вестиционной деятель- бюджета или фондов. ности 3.2. Средства от эмиссии акций Ресурсы акционеров и За вычетом расходов по владельцев других цен- эмиссии. ных бумаг, выпущенных предприятием 3.3. Паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц Ресурсы соответствую- Для вновь созданной щих юридических и фи- фирмы – это собствензических лиц ные ресурсы. 3.4. Страховое возмеще- Ресурсы страховой ние компании При наступлении страхового случая. 3.5. Поступление плате- Ресурсы соответствуюжей по франчайзингу, щих деловых партнеров селенгу, аренде 3.6. Прочие 4. Ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов Например, благотворительность, спонсорская помощь. Средства бюджетного финансирования и внебюджетных фондов В виде дотаций, субвенций, восстановления переплат при авансовых платежах. Например, вы взяли в банке 7000 рублей. В кредитном договоре, заключенном между вашим предприятием и банком, указано, что кредит выдан под 12% годовых. Эта запись означает следующее: каждый год предприятие обязано переводить на расчетный счет банка 12% от семи тысяч, то есть 7000х12/100%=840 рублей. (Разумеется, в договоре может быть указано, что оплата процентов должна производиться каждый месяц. Тогда ежемесячно предприятие будет перечислять банку за пользование его кредитом по 70 рублей). Таким образом, было бы вполне логично сказать, что цена капитала «Кредит» должна рассчитываться по формуле: 40 Ц кр = Сумма уплачиваемых процентов . Величина кредита Однако в финансовом менеджменте существует одна тонкость, связанная с бухгалтерским учетом. В бухучете говорится, что сумма банковского процента, уплачиваемого предприятием за кредит (ссуду), включается в расходы на продукцию или услуги. А если эта сумма входит в расходы, то на соответствующую величину уменьшится прибыль. Прибыль же облагается налогом. Раз у нас прибыль уменьшилась (изза роста расходов), следовательно, меньше станет и налог на прибыль. Все это мы рассмотрим гораздо подробнее при изучении управления прибылью, а пока просто запомним, что в результате отнесения банковских процентов на расходы предприятия цена капитала «Кредит» будет немного меньше уплачиваемой суммы процентов. А сократится она на величину налога на прибыль. Если раньше сумма уплачиваемых процентов рассчитывалась по формуле: СУП=Процентная ставка × Величина кредита, то с учетом налога на прибыль она считается так: СУП = Проц. ставка × (1–Нал. на прибыль) × × Величина кредита. Давайте убедимся, что во втором случае сумма уплачиваемых банку процентов действительно будет меньше. Если предприятие взяло кредит величиной 15000 руб. под 42% годовых, то без учета отнесения затрат на себестоимость ей придется заплатить: СУП=0,42×15000=6300 руб. Принимая во внимание, что проценты по кредитам включаются в затраты по производству продукции (себестоимость), реальная сумма уплачиваемых процентов составит: СУП=0,42 × (1 – 0,24) ×15000 = 4788 руб. (Принимается, что налог на прибыль составляет 24%). 41 Как мы видим, во втором случае сумма уплачиваемых процентов оказалась на 1512 рублей меньше. Соответственно меньше должна быть и цена капитала «Кредит». Итак, цену капитала «Кредит» точнее можно рассчитать по формуле: Ц кр = Проц . ст .×( 1−Нал. на приб . )×Величина кредита . Величина кредита В числителе и знаменателе формулы стоит одна и та же величина кредита. Следовательно, по правилам математики дробь можно сократить, зачеркнув эту величину. У нас получится: Ц кр =Процентная ставка×(1−Налог на прибыль) Именно по этой формуле обычно рассчитывают цену капитала «Кредит». Разберем пример. Требуется вычислить цену кредита на сумму 45500 рублей, который предприятие взяло у коммерческого банка «Надежный» под 28% годовых. Допустим, что у данного предприятия на текущий момент величина налога на прибыль равна 30%. Воспользуемся последней формулой, обведенной в рамку: Цкр=0,28 × (1 – 0,30) = 0,196. Вывод: привлечение в кредит у банка «Надежный» каждого рубля будет стоить по 19,6 копеек в год. Как видите, в расчете мы не использовали величину кредита 45 500 рублей. Это и понятно, потому что и цена капитала, и процентные ставки определяются в расчете на один рубль капитала. Мы рассмотрели порядок определения цены найма на работу денежных средств в случае, когда «трудовой договор» заключается в виде кредитного договора. Но, как мы уже говорили, при кредите может применяться договор облигационного займа. Облигационный заем – это то же самое, что и наем денежных средств (отличие только в первой букве), но при этом «трудовой договор» имеет вид облигации. 42 В чем отличие облигации от кредитного договора? Кредитный договор составляется двумя сторонами: кредитором и заемщиком, и подписывается ими обоими. Облигация же пишется заемщиком, кредитор ее не подписывает, а покупает за определенную цену. Эта самая цена и будет являться выданным кредитом. В чем же привлекательность облигации? Облигация привлекательна тем, что обеспечивает своему владельцу (то есть тому, кто ее купил) регулярное получение фиксированного дохода. А при возврате бумаги он еще и получает обратно все или почти все деньги, которые потратил на покупку. Вы спросите: почему «почти все»? Дело в том, что у облигации часто имеется две цены: нарицательная стоимость и цена реализации. Нарицательная (часто называется еще номинальная) – это цена, написанная на самой акции. В зависимости от нее рассчитывается доход владельца, и именно эту сумму получит владелец при возврате облигации (погашении). Цена же реализации, как видно из самого названия, – это стоимость, по которой облигация досталась своему нынешнему владельцу. Таким образом, получается, что купить облигацию можно по цене выше ее нарицательной (или номинальной) стоимости, но вернуть назад ее можно только лишь по нарицательной. Поэтому владелец получит не все деньги, первоначально потраченные на покупку. Зато все время, пока будет владеть облигацией, он сможет получать фиксированный доход. Как видно, облигации очень напоминают по своей сути акции, а проценты по акциям напоминают дивиденды. Однако между этими двумя видами ценных бумаг существуют отличия. Об этих отличиях подробно мы поговорим далее, а пока вам нужно повторить то, что мы изучили в данном разделе. Для этого мы рекомендуем вам прочесть весь раздел еще два или три раза. Мы понимаем, что у вас недостаточно времени на перечитку всех материалов, которые вы получаете от нас. Но, поверьте, для вас это просто необходимо. Дело в том, что первое прочтение носит чисто ознакомительный характер. Вы сталкиваетесь с новыми терминами, видите неизвестные вам ранее формулы, приходите к уникальным выводам. И все сразу не может отложиться у вас в голове. Читая второй 43 раз, вы найдете в них такие моменты, на которые в первый раз не обратили внимание. Третье прочтение нужно для того, чтобы окончательно закрепить в памяти необходимый учебный материал. Не следует перечитывать три раза подряд. Это надо делать с интервалом в несколько дней или недель, когда многие моменты начнут забываться. В то же время не следует изучать курс по финансовому менеджменту через силу. Если вам не хочется читать именно сейчас, не читайте. Отдохните, смените род занятий, а спустя некоторое время вновь вернитесь к работе над материалом. Не удивляйтесь, что чтение мы назвали работой. Это на самом деле так. А всякая работа подразумевает вознаграждение за ее выполнение. Поэтому тщательное и качественное изучение наших курсов также принесет вам свои плоды в вашей профессиональной деятельность. Желаем вам удачи! Все замечания и предложения отсылайте по адресу:[email protected] 44
«Задачи и основные понятия финансового менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot