Основные понятия и определения БЖД
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1.1. Основные понятия и определения
Безопасность жизнедеятельности - это дисциплина, изучающая закономерности системы “человек-среда обитания” и разрабатывающая мероприятия и средства по предотвращению или уменьшению воздействия опасностей на человека в процессе деятельности с целью сохранения его работоспособности, здоровья и жизни.
В теории безопасности жизнедеятельности (БЖД) используется ряд специфических терминов: деятельность; труд, трудовая деятельность; среда; производственные факторы; условия труда; травма, заболевание; система “человек - среда”; опасность; риск, приемлемый риск; ситуация (нормальная, чрезвычайная); безопасность деятельности; средства защиты (коллективные, индивидуальные); “БЖД” (наука, дисциплина) и др.
В науке БЖД под деятельностью понимают активное взаимодействие человека с окружающим миром, в итоге которого он достигает сознательно поставленной цели.
Исходным побуждением к деятельности выступают потребности. Потребность - объективная необходимость, испытываемая человеком нужда в чем-либо. Потребности бывают: биологические (потребности в пище, воде, отдыхе и т.д.) и социальные, разделяемые по характеру нужды на материальные (потребности в одежде, жилище, предметах быта, средствах транспорта и т.д.) и духовные или культурные (потребности слушать музыку, смотреть кинофильмы и спектакли, читать книги, общаться с людьми и т.д.).
Всякая деятельность включает в себя цель, мотивы, отдельные действия и результат.
Цель - это мысленный, предполагаемый результат, т.е. то, чего еще реально нет, но чего человек стремится достичь в процессе выполнения определенным образом направленных действий.
Мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
Действие – это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная цель.
Результат - то, что получено в завершение деятельности.
Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни. Главные формы деятельности, которые обеспечивающие существование человека и формирование его как личности это - общение, игры, учение и труд.
Общение в широком смысле заключается в обмене информацией между людьми.
Игра - это вид деятельности, целью которой является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.
Учение - это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Игра и учение выступают как подготовка к труду.
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей. Процесс труда представляет собой форму взаимодействия человека с окружающей средой.
Окружающей средой называется вся совокупность элементов (реальных объектов, явлений, процессов живой и неживой природы), которые способны при определенных условиях оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
К этим элементам относятся: предметы, средства и орудия труда; энергия; технология, операции, действия; природные элементы: природно-климатические условия, люди; производственно-общественные отношения, духовно-психологические элементы.
Совокупность перечисленных элементов образует макросреду. Более узкими являются понятия “среда обитания” и “производственная среда”.
Среда обитания - это жилой дом, место отдыха, больница, салон транспортного средства и т.д. Здесь деятельность человека происходит вне производства и не связана с созданием материальных, духовных и общественных ценностей.
Частью среды обитания является бытовая среда. Она бывает физическая и социальная. К физической среде относят санитарно-гигиенические условия жилых помещений: показатели микроклимата (температура, влажность и подвижность воздуха), освещенность, химический состав воздушной среды, уровень шума. Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни. Это - семья, товарищи, друзья и т.д. и их взаимоотношения.
Производственная среда - часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими и профессиональными факторами, воздействующая на него в процессе трудовой деятельности. Такой средой является, например, забой для шахтера, цех для рабочего, поле для фермера, класс для учащегося, аудитория для студента.
В производственной среде, как и в бытовой, выделяют физический (оборудование и технологические процессы) и социальный (социальные процессы, происходящие в трудовом коллективе) компоненты.
В социальной среде в процессе общения и совместной деятельности создается определенный психологический климат (т.е. определенный эмоциональный настрой), который влияет на активность человека и его деятельность.
Окружающая среда и человек, находящийся с ней во взаимодействии, могут рассматриваться как элементы системы “человек-среда”.
Элементы производственной среды, воздействующие на человека в процессе труда, называют производственными факторами.
В процессе своей деятельности человек постоянно находится под воздействием материальных факторов (физических, химических и биологических). Кроме того, на человека как существо социальное, непосредственное влияние оказывают психогенные факторы.
Совокупность производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда, называют условиями труда.
Окружающая среда через условия труда посредством производственных факторов оказывает постоянное воздействие на организм человека. Эти воздействия могут быть благоприятными, безразличными, а могут и наносить вред - вызывать в тяжелых случаях травмы и заболевания вплоть до летального исхода.
Травмой - называют нарушение анатомической целостности тканей и органов тела или физиологических функций организма под действием внешних факторов, сопровождающееся их расстройством.
Заболевание - это нарушение жизненных функций организма.
Характерным признаком травмы, отличающим ее от заболевания, является внезапное и мгновенное (или быстрое) повреждение тканей и органов человека, возникающее, как правило, после однократного воздействия на него внешнего фактора. Нарушение функций тканей и органов происходит либо в момент травмирования, либо вскоре после него. Это позволяет довольно точно фиксировать время травмирования.
В противоположность травме заболевание является результатом длительного и постоянного действия неблагоприятных факторов, постепенно нарастающих изменений в организме. Момент заболевания часто бывает невозможно установить; можно лишь говорить о промежутке времени, в пределах которого наступило заболевание. Зачастую эти промежутки исчисляются месяцами.
Производственные факторы по характеру воздействия их на человека в нормативном документе делят на опасные и вредные.
Опасным называют фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях приводит к травме или летальному исходу (движущиеся машины и механизмы, острые предметы, горячие поверхности, электрический ток, обрушения и обвалы горных пород, внезапные выбросы угля и газа, горные удары и др.).
Если воздействие опасного фактора случилось в производственных условиях, то говорят, что с человеком произошел несчастный случай на производстве, т.е. производственный несчастный случай - это случай получения работником производственной травмы.
Совокупность производственных травм у работающих за определенный период времени образует производственный травматизм.
Вредным называют такой фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности (создаваемые оборудованием шумы и вибрации; повышенную или пониженную температуру, влажность и подвижность воздуха; недостаточную освещенность; электрические и магнитные поля; токсичные газы, пары и пыли; патогенные микроорганизмы, нервно-психические перегрузки и др.).
Заболевания подразделяют на профессиональные и общие (бытовые). Профессиональное заболевание вызвано вредностями (вредными факторами), свойственными данному производству.
Количество профессиональных заболеваний у определенных групп населения (работников, спортсменов и т.д.) за определенный период времени называют профессиональной заболеваемостью.
Между опасными и вредными факторами нет принципиальной разницы, так как один и тот же фактор, в зависимости от уровня и продолжительности воздействия, может оказаться причиной и болезни, и травмы. Например, выделяющаяся на производстве пыль, попадая в организм, может вызвать профессиональную болезнь - силикоз, а попадая в глаз, - ранить его; шум может быть причиной профессиональной болезни - тугоухости и может вызвать слуховую травму - разрыв барабанной перепонки; ионизирующее излучение может вызвать лучевую болезнь, но может причинить и молниеносное лучевое поражение.
В науке БЖД предложенные стандартом понятия “опасный фактор” и “вредный фактор” объединяют в одно понятие – опасность. Под опасностью понимают предметы, процессы, явления, воздействия или состояния, вызывающие нежелательные последствия, т.е.: ущерб здоровью и жизни человека, аварии и т.п.
Опасности окружающего мира можно условно разделить на три группы: природные, техногенные и социальные.
С опасностями человек знаком с момента появления на Земле. В начале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и другие стихийные явления, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями и т.д.
С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывно прибавлялись техногенные опасности, т.е. рожденные техникой: электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень радиации, токсичные вещества, пожароопасные материалы, шум, вибрации и многое другое. Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевания или травмы различной степени тяжести.
Но и сам человек является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые людьми, весьма разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, преступления, алкоголизм, наркомания, СПИД, голод, нищета, низкая культура общения между людьми - эти и подобные им пороки человеческого общества относятся к социальным опасностям.
Чем бы ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это - потенциальные опасности. Но это не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определенные условия, которые называют причинами.
Мы каждый день пьем чай. Кипяток - это потенциальная опасность. В любой момент мы можем ошпарить себя. Но, к счастью, это случается редко. Причиной несчастного случая обычно служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.
Жизненный опыт свидетельствует, что любая действительность потенциально опасна. Потенциальную опасность системы “человек-среда” определяют обе ее подсистемы, оба элемента: человек и среда. Опасную обстановку может порождать как человек, проявляющий невнимательность, неосторожность или халатность, так и любой фактор среды (техника, технология, организация труда, природные условия и т.д.). Однако многочисленные случаи свидетельствуют, что потенциальная опасность системы, зависит больше от допускаемых человеком ошибок, нежели от окружающей среды.
Опасности могут возникать как при нормальной (обычной, штатной) ситуации на производстве и в быту, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
К чрезвычайным ситуациям относят отклонения от обычного, нормального хода событий, сложившиеся на определенной территории в результате:
а) опасного природного явления;
б) производственной аварии или катастрофы;
в) загрязнения окружающей среды промышленными отходами и другими веществами;
г) применения современных средств поражения противника.
Чрезвычайные ситуации влекут за собой человеческие жертвы, наносят ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, приводят к значительным материальные потери и нарушают условия нормальной жизнедеятельности человека.
Опасность может быть оценена количественно, например, величиной риска. В БЖД под риском нанесения того или иного ущерба здоровью человека подразумевают частоту (вероятность) возникновения нежелательного события за определенный промежуток времени. Если возможные опасности нельзя устранить, то возникло желание снизить уровень до допустимого, приемлемого уровня. Такой риск называется приемлемым. Величина риска, которая в силу объективных закономерностей не могла быть сведена к нулю, называется остаточным риском.
Антонимом к слову “опасность” является термин “безопасность”.
Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной степенью вероятности исключено воздействие опасности на человека.
Говоря о безопасности, чаще всего имеют в виду безопасность труда.
Практика свидетельствует о том, что абсолютная безопасность деятельности недостижима. Но воздействие опасностей, вызывая травматизм и заболевания, аварии и катастрофы, оказывают деструктивное влияние на ход производственного процесса, снижают его эффективность. В результате обществу наносится огромный материальный ущерб. Следовательно, потенциальная опасность деятельности обуславливает необходимость разработки мер защиты работающих от действия опасных и вредных факторов.
В ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась надежная естественная система защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды. Основу естественной системы защиты человека от опасностей составляют нервная система и ее подсистемы - анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный (осязательный) и др. Анализаторы - особые чувствительные устройства в организме человека. Они принимают и анализируют сигналы, поступающие из внешнего мира и внутренней среды организма, и таким образом обеспечивают целесообразную реакцию организма на каждое изменение условий окружающей среды. Это дает организму возможность более совершенно приспособиться к окружающему внешнему миру и сохранить относительное постоянство внутренней среды организма (обеспечить гомеостаз). Чтобы организм адекватно реагировал на разнообразную информацию окружающего мира, необходимо постоянно заботиться о сохранении способности анализаторов, нервной и других систем выполнять свои специфические функции. Для этого необходимо соблюдать определенные правила, выполнять конкретные меры, т.е. вести здоровый образ жизни.
Одновременно со средствами естественной защиты человек всегда стремился обеспечить личную безопасность и сохранение своего здоровья с помощью искусственных средств защиты.
Искусственная система защиты человека использует различные средства защиты, т.е. средства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных факторов. Средства защиты предназначеные для защиты одного работающего называются средства индивидуальной защиты – СИЗ, для защиты двух и более работающих средства коллективной защиты - СКЗ.
В производственной обстановке должна обеспечиваться не только безопасность труда работающих, но также и безопасность производственного оборудования и производственного процесса. Для них безопасность это соответствие их требованиям безопасности труда в заданных условиях. Требования безопасности - правила, нормы, условия - устанавливаются законодательными актами и нормативно-технической документацией по охране труда.
Необходимость разработки искусственных мер защиты человека от воздействия опасностей обусловила появление и развитие соответствующих теоретических и практических знаний. Эта система профессиональных знаний именуется ныне “Безопасность жизнедеятельности (БЖД)”.
БЖД - область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них.
Объектом изучения БЖД как науки является деятельность человека во всех ее проявлениях и формах (труд, быт, творчество, отдых и т.д.), а предметом изучения - обеспечение безопасности.
БЖД решает три блока взаимосвязанных задач:
Идентификация (распознавание и количественная оценка) потенциальных опасностей.
Профилактика (предупреждение) опасностей, т.е. изучение и разработка предупредительных мер защиты от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
3. Ликвидация последствий опасностей, т.е. изучение методов борьбы с реальными опасностями и разработка мероприятий по ликвидации и смягчению тяжести возможных неблагоприятных последствий опасностей.
1.2. Характеристика форм трудовой деятельности
Классификация основных форм трудовой деятельности человека
Известные формы труда издавна условно делят на физический и умственный труд.
Труд физический имеет место при отсутствии механизации, требует значительной мышечной активности и, следовательно, связан с повышенными энергетическими затратами.
Механизированные формы труда связаны с обслуживанием различных станков и машин. Однообразие простых действий, однообразный и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонии (монотонности) труда. При этом снижается возбудимость анализаторов (зрения, слуха и т.д.), рассеивается внимание, снижается скорость реакции и быстро наступает утомление.
Автоматизированный и полуавтоматизированный труд предполагает выключение человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм, машина. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Для этого вида работ характерны монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.
Конвейерный, или групповой, труд характеризуется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом работы, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся конвейерной ленты. Для конвейерного труда характерна следующая особенность: чем меньше интервал времени, затрачиваемый работником на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.
Формы труда, связанные с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, предполагают, что человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку.
Формы интеллектуального (умственного) труда по организации трудового процесса, характеру нагрузки, степени эмоционального напряжения подразделяются на операторский труд, управленческий труд, труд преподавателей и медицинских работников, труд учащихся и студентов, творческий труд.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Труд руководителей учреждений, предприятий, организаций характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее обработки, повышенной личной ответственностью за принятое решение, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Отличительными особенностями труда преподавателей и медицинских работников являются постоянные контакты с людьми, повышенная ответственность, часто дефицит времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; ему свойственны стрессовые ситуации (экзамены, зачеты).
Наиболее сложной формой трудовой деятельности, требующей значительного объема памяти, напряжения, внимания, является творческий труд.
Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движения воздуха и др.).
Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При работе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; при работе стоя - на 10-25 %; при вынужденной неудобной рабочей позе - на 40-50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20 % от общего обмена в организме, хотя масса мозга составляет около 2 % от массы тела. Повышение обмена веществ и расхода энергии при работе приводит к повышению теплообразования. При тяжелой физической работе температура тела может повышаться на 1-1,5 С.
Физический труд требует преимущественно мышечных усилий; он характеризуется в первую очередь усиленной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистая, нервно-мышечная, дыхательная и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд недостатков: низкую производительность, необходимость высокого напряжения физических сил и потребность в длительном отдыхе (до 50 % рабочего времени).
Различают два вида работ: динамическую и статическую работу.
Динамическая работа связана с перемещением груза (вверх, вниз или по горизонтали), а также какого-либо звена двигательного аппарата человека в пространстве.
Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии и с принятием человеком рабочей позы. При статическом напряжении мышц сосуды в них сдавливаются, что приводит к нарушению кровообращения, застою крови и накоплению в ней недоокисленных продуктов, а отсюда - к быстрому утомлению и снижению мышечной выносливости и силы мышц. Поэтому статическая работа более утомительна, чем динамическая. Кроме того, статическая работа при неправильной позе может вызвать искривление позвоночника: сколиоз (боковое искривление) и кифоз (искривление выпуклостью назад).
Динамическую и статическую нагрузки характеризует такой показатель физического труда, как тяжесть выполняемой работы.
По тяжести труда различают следующие категории физических работ:
- легкие работы с энергозатратами до 172 Дж/с;
- работы средней тяжести с энергозатратами от 172 до 293 Дж/с;
- тяжелые работы, при которых затрачивается энергия более 293 Дж/с.
Систематическая работа по подъему и перемещению тяжестей вручную приводит к плоскостопию, расширению вен, грыже, тромбофлебиту и другим заболеваниям. При перемещении тяжестей вручную физиологические сдвиги в организме человека зависят от его пола и возраста. Учитывая это, нормативные документы устанавливают нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей, различные для подростков, женщин и мужчин.
К работе по перемещению грузов вручную запрещается привлекать подростков до 16 лет. Масса перемещаемого груза должна составлять:
а) для юношей (16-18 лет) - не более 16 кг, для девушек (16-18 лет) - не более 10 кг;
б) для женщин - 10 кг (при подъеме на высоту до 1,5 м или переноске в течение смены) или 15 кг (при чередовании с другой работой);
в) для мужчин (старше 18 лет) - 50 кг.
Суммарная масса перемещаемых грузов для женщин установлена не более 7 т в смену. Все нормы действительны при перемещении тяжести по горизонтальной плоскости на расстояние до 60 м. Перемещение груза в вертикальном направлении без приспособлений разрешается на высоту не более 1,5 м, по наклонной плоскости с уклоном не более 1/3 - на высоту не более 3 м.
С утяжелением физических работ наблюдаются существенные физиологические сдвиги в системах организма: возрастает число сердечных сокращений; изменяются состав крови, а также водно-солевой и витаминный обмен. Физиологические сдвиги усугубляются при наличии опасной ситуации или других экстремальных условий. В этом случае у человека вырабатывается адреналин (гормон, вызывающий усиление и учащение сердечных сокращений), а у очень агрессивного человека - норадреналин. Норадреалин приводит организм в состояние повышенной физической работоспособности; в то же время агрессивного человека он может спровоцировать на резкие, необдуманные поступки, иногда даже опасные для окружающих.
Для облегчения тяжелого физического труда должны применяться соответствующие средства механизации.
Умственный труд объединяет работы, связанные с восприятием и переработкой информации и принятием решений. Восприятие информации в основном осуществляется зрительным и слуховым анализаторами. Переработка информации и принятие решений являются функциями центральной нервной системы (ЦНС). При умственном труде наряду с сенсорным (связанным с органами чувств) аппаратом включаются в действие высшие психические функции, такие, как внимание, память, воображение и мышление. Поэтому физиологические сдвиги при умственном труде наблюдаются прежде всего в ЦНС. Через ЦНС физиологические сдвиги проявляются в работе других систем человека. Так, при умственной работе снижается уровень сахара в крови, увеличивается содержание неорганического фосфора, холестерина, креатина. Когда умственная работа связана с нервно-эмоциональным напряжением, повышается кровяное давление, учащается пульс до 115 ударов в минуту, увеличивается количество эритроцитов и т.д. Во всех случаях умственной деятельности основным является участие нервной системы, ее центральных отделов.
Для умственного труда характерна гипокинезия, т.е. значительное понижение мышечной активности человека, которое ухудшает реактивность организма (способность его отвечать на внешнее или внутреннее раздражение) и повышает эмоциональное напряжение. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии (болезненные отклонения от нормы) у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает гнетущее влияние на психику человека: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятие.
Гипокинезия вызывает гиподинамию - нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения.
Умственный труд подразделяют на три типа: сенсорный, сенсомоторный и логический. В основе сенсорного труда лежат действия по восприятию объекта (это прием информации, поступающей по одним каналам связи, и передача ее практически в неизменном виде по другим каналам). Типичный пример - работа телеграфиста. В основе сенсомоторного труда лежат действия по восприятию объекта и изменению его положения в пространстве путем непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем, ручная нарезка резьбы с помощью метчика или плашки и т.п.). Таким образом, труд сенсомоторного типа заключается в приеме информации и в выработке стандартного ответа. Труд логического типа заключается в приеме информации, ее переработке и выработке нестандартных решений (например, поиск неисправностей в приборе, работа горноспасателя при аварии в шахте и т.д.). При умственном труде логического типа большое значение имеет процесс творческого мышления, позволяющий выбирать оптимальный вариант решения из ряда логически обусловленных вариантов.
Если физический труд оценивается тяжестью, то умственный труд - напряженностью. Напряженность труда характеризуется прежде всего степенью напряжения внимания. Это определяется числом производственно важных объектов, за которыми нужно одновременно наблюдать, длительностью сосредоточенного внимания, количеством поступающих в единицу времени сигналов. Важное значение имеют также эмоциональное напряжение, состояние анализаторов (зрительного, слухового и др.), их взаимоотношения, степень монотонности труда. На напряженность труда оказывает также влияние график сменности, наименее напряженной считается работа, которая систематически выполняется в утреннюю смену, а наиболее напряженной - в случае чередования смен, включая работу ночью. От напряженности умственного труда страдает также психика человека. Нервно-психические заболевания часто выводят из строя операторов и диспетчеров автоматизированных систем управления уже к 40-45 годам. Ранняя потеря трудоспособности приводит к большим экономическим потерям общества.
По напряженности к наиболее высокой категории относят работу, связанную с творческой деятельностью, а по степени монотонности труда такую, когда рабочая операция слишком упрощена и число входящих в нее элементов не превышает 2-3.
Гигиеническая классификация труда
В производственных условиях человек может подвергаться воздействию одновременно нескольких вредных и опасных факторов. Для оценки степени их опасности и вредности и установления приоритетности (очередности) в проведении оздоровительных мероприятий используется Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденная Минздравом РФ
В основу классификации положены факторы производственной среды и трудового процесса, опасность их воздействия на работоспособность и здоровье работающих. Выделяют три класса условий и характера труда с учетом превышения гигиенических нормативов.
класс - оптимальные условия и характер труда, при которых исключены неблагоприятные воздействия на здоровье работающих опасных и вредных производственных факторов, создаются предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности (полное отсутствие либо непревышение уровней, принятых в качестве безопасных).
класс - допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов на рабочих местах, а функциональные изменения в организме, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время регламентированного отдыха и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство в ближайшем и отдаленном будущем.
класс - вредные и опасные условия и характер труда, при которых возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов в значениях, превышающих гигиенические нормативы; они вызывают функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и (или) нарушению здоровья работающих.
В этом классе выделяют 3 степени, каждая из которых включает условия и характер труда, вызывающие определенные функциональные нарушения.
1-я степень - при раннем выявлении и после прекращения воздействия носят обратимый характер;
2-я степень - способствуют росту показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в отдельных случаях - появлению признаков или легких форм профессиональных заболеваний;
3-я степень - обусловливают повышенную опасность развития профессиональных заболеваний, повышенную заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
При наличии двух или более вредных и опасных производственных факторов и факторов трудовой деятельности условия труда оцениваются по наиболее высокому классу и степени.
Степень вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливается в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда и проставляется в таблице - Карте условий труда на рабочем месте. Баллы, установленные по степени вредности факторов и тяжести работ, корректируются с учетом продолжительности действия факторов в течение смены по формуле
хф = хст Т,
где xст - степень вредности фактора или тяжести работ, установленная по показателям Гигиенической классификации труда;
T - отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены.
Например, если работник на данном рабочем месте находится 360 мин в условиях повышенного шума (в остальное время шумогенерирующая установка отключена), то фактическая степень вредности шума при длительности рабочей смены 480 мин. составляет
xф = 2 балла (360 мин/480 мин) = 1,5 балла.
Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте производится по сумме значений xф. В зависимости от полученного числа фактических баллов работникам начисляются доплаты к тарифной ставке (окладу) в размере 4-12 % на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 16-24 % - на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Утомление. В процессе выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности у человека может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виду чувства усталости. Утомление как снижение работоспособности выражается в количественном и качественном ухудшении результатов труда. Количественным показателем является обычно число изделий или операций, выполняемых в единицу времени, а также удлинение периода выполнения операции. Ухудшение качественных показателей на производстве проявляется в появлении брака, выпуске продукции более низкого качества, допуске ошибок из-за ослабления внимания.
В утомленном организме наблюдается ряд характерных физиологических сдвигов. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Если утомление не компенсируется отдыхом, то оно переходит в более стойкое состояние - переутомление, которое в дальнейшем может привести к развитию болезни, требующей лечения. В частности, при этом понижается сопротивляемость организма инфекционным заболеванием. При чрезмерном утомлении возникает повышенная раздражительность, что может повлечь за собой развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы. Утомление может быть причиной повышенного травматизма на производстве.
Различают быстро развивающееся утомление (первичное утомление) и медленно развивающееся утомление (вторичное утомление). Первое возникает при очень интенсивной работе, для которой требуется значительные физические усилия или значительное напряжение (работа грузчика, каменщика и др.); второе - при длительной малоинтересной работе (труд водителей, работа на конвейере и др.)
В результате влияния утомления на организм при работе наблюдаются закономерные изменения работоспособности, определенная фазовость. Например, в начале рабочей смены имеет место стадия врабатываемости, когда в первые 30 мин – 1,5 часа работоспособность постепенно растет, достигая максимальных значений. После этого наступает стадия устойчивой высокой работоспособности, продолжающаяся 1,5 - 3 ч. И, наконец, перед обеденным перерывом (за 30 мин перед ним) появляются признаки утомления, отмечается фаза снижения работоспособности. Во второй половине рабочей смены перечисленные фазы повторяются. Необходимо отметить, что фазовые изменения работоспособности наблюдаются также в течение суток, недели и даже года, что позволяет планировать наиболее тяжелые и напряженные, опасные и ответственные работы в период максимальной работоспособности.
Состояние утомления можно установить по ряду субъективных и объективных признаков. К субъективным признакам относятся чувство усталости общее и локальное, желание снизить ритм работы или прекратить ее, чувство слабости в конечностях. Объективными признаками являются снижение внимания, осторожности, производительности труда и выраженные физиологические изменения в организме (изменения пульса, дыхания, артериального давления, характера двигательных реакций, функций восприятия). Внешне утомление проявляется в снижении работоспособности людей. В выраженных случаях утомления могут отмечаться и отдельные признаки невротического (нервного) характера: повышенная отвлекаемость, рассеянность, затруднение концентрации внимания, появление чувства тяжести в голове и др. Утомление развивается обычно к концу рабочего дня; после отдыха, особенно ночного, оно исчезает полностью.
Утомление может принимать формы переутомления и хронического утомления. Признаком переутомления является быстрое понижение работоспособности в течение рабочего дня (первая степень переутомления) или снижение работоспособности против обычного уже в первый час работы (вторая степень переутомления). Хроническое переутомление определяют следующие признаки: ощущение утомления еще до начала работы, повышенная раздражительность, ослабление интереса к работе и к окружающим, снижение аппетита, потеря веса, нарушение сна, трудное засыпание и пробуждение, бессонница, кошмарные сновидения и т.д., понижение сопротивляемости инфекциям, предрасположение к простудным заболеваниям. При хроническом переутомлении возможны тошнота, дрожание вытянутых рук, пониженное артериальное давление.
При обнаружении признаков утомления (и тем более - переутомления) необходимо нормализовать режим труда и отдыха и произвести оздоровление внешней среды на рабочих местах.
Пути сохранения работоспособности и повышения эффективности трудовой деятельности
Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени определяют следующие компоненты: предмет и орудия труда, организация рабочего места, гигиенические факторы производственной среды, работоспособность организма человека. Работоспособность - функциональные свойства организма человека, необходимые для выполнения конкретной работы. Уровень функциональных возможностей зависит не только от гигиенических, технических условий труда и состояния здоровья, но и от возраста, степени тренированности, мотивации к труду и т.д.
В период трудовой деятельности функциональная способность организма изменяется во времени. Выше было указано, что в течение рабочего времени (например, рабочей смены) человек может находиться в трех сменяющих друг друга состояниях: в фазе врабатывания, или нарастающей работоспособности, в фазе высокой устойчивой работоспособности и в фазе снижения работоспособности. Фазовое развитие работоспособности предопределяет необходимость соответствующего (правильного) планирования работы в течение рабочего времени.
Для повышения эффективности трудовой деятельности предусмотрены различные мероприятия:
механизация и автоматизация производственных процессов;
использование рекомендаций эргономики, инженерной психологии, производственной эстетики;
улучшение санитарных условий труда, обеспечение соответствия производственной среды гигиеническим требованиям;
установление рационального режима труда и отдыха;
сокращение продолжительности рабочего дня и недели на тяжелых и вредных работах;
внедрение методов и средств психофизиологической разгрузки работников;
рациональная организация трудового процесса и т.д.
Повышение работоспособности, предупреждение утомляемости - многоплановые проблемы социального и физиологического характера.
1.3. Опасности среды обитания
Опасностью называются явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить вред существованию человека непосредственно или косвенно. Проявлением опасности и доказательством ее существования могут быть утомление организма, снижение работоспособности, общие и профессиональные заболевания, физические и психические травмы, а иногда и смерть человека. К нежелательным последствиям опасностей относятся также аварии, катастрофы и вызываемый ими ущерб (социальный, экономический, технический, экологический и др.).
Опасности в своей основе материальны. Материальными носителями опасностей являются объекты, формирующие трудовой процесс и входящие в него:
1) предметы труда (все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека. Они даны природой, например полезные ископаемые, лес, или являются продуктами предшествующего овеществленного труда: сталь, чугун, древесина, хлопок и др.);
2) средства труда (машины, станки, инструменты, сооружения, здания, дороги и т.д.);
3) энергия (электрическая, химическая, атомная, механическая, тепловая, мускульная и др.);
4) продукты труда и полуфабрикаты;
5) технология, операции, действия;
6) природно-климатическая среда (грозы, наводнения, осадки, солнечная активность, физические параметры атмосферы т.д.);
7) флора, фауна, люди;
8) окружающая производственная среда.
Источники опасностей, которые вырисовываются при анализе производственной среды, делят на внешние и внутренние. Внешние источники опасности - это два рода явлений: состояние производственной среды и ошибочные, непредвиденные действия персонала, приводящие к авариям и создающие для людей рискованную ситуацию. Внутренние источники опасностей обусловлены личными особенностями работающего, которые связаны с социальными и психологическими свойствами и представляют субъективный аспект опасности.
Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологические активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Несоответствие характеристик среды характеристикам человека порождает феномен (явление) опасности.
Следует отметить, что понятие “опасность” применяется обычно по отношению к людям. Но оно употребимо и по отношению к животным и даже неодушевленным предметам.
Номенклатура опасностей
Номенклатура - перечень названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники или искусства. В теории БЖД целесообразно выделить несколько уровней номенклатур: общую, локальную, отраслевую, объективную и др.
Общая номенклатура опасностей в алфавитном порядке, составленная проф. О.Н.Русаком, включает следующие виды опасностей:
алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальная ионизация воздуха, арборициды;
вакуум, взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машины, вулканы, высота;
газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, голод, горячие поверхности, гравитационная тяжесть;
динамические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы;
едкие вещества;
заболевания, замкнутый объем, землетрясения;
избыточное давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение, ионизирующие излучения, искры;
качка, кинетическая энергия, клаустофобия, коррозия;
лавины, лазерное излучение, лед, листопад;
магнитные поля, макроорганизмы, медикаменты, метеориты, микроорганизмы, молнии (грозы), монотонность;
нарушение газового состава воздуха, наводнение, накипь, невесомость, недостаточная прочность элементов, неровные поверхности, неправильные действия персонала, неудобная рабочая поза;
огнеопасные вещества, огонь, оползни, оружие (огнестрельное, холодное и т.д.), острые предметы (колющие, режущие), отравления, охлаждение поверхности, ошибочные действия;
падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света, пожары, пожароопасные вещества, потенциальная энергия, психологическая несовместимость, пульсация светового потока, пыль;
рабочая поза, радиация, радиоволны, резонанс;
сель, сенсорная депривация (продолжительное лишение сенсорных впечатлений), сильнодействующие ядовитые вещества, скорость движения и вращения, скользкие поверхности, снегопад, солнечная активность, солнце (солнечный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество;
тайфуны, ток высокой частоты, туман;
ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураганы, ускорение, утомление;
химические вещества;
циклоны, цунами;
шум;
электрическая дуга, электрический ток, электрическое поле, эмоциональный стресс, эмоциональная перегрузка, эрозия;
ядовитые вещества и др.
На основании общей номенклатуры опасностей рекомендуется составлять конкретную номенклатуру, в которой учитывается специфика отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов и т.д.). Достаточно подробно составленная номенклатура опасностей облегчает разработку мероприятий по обеспечению безопасности деятельности.
Таксономия опасностей
Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий, имеющих обычно многоуровневое строение. Поскольку опасность является понятием сложным, имеющим много признаков, таксономирование опасностей играет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже понять природу опасностей.
Опасности можно классифицировать по следующим признакам:
1) по их происхождению: естественные, или природные (т.е. порожденные природной средой: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, встречи с дикими животными, стихийные явления природы и т.д.) и антропогенные (порожденные деятельностью человека и продуктами его труда). Среди антропогенных опасностей иногда выделяют техногенные (рожденные техникой: шум, электрический ток, ионизирующие изучения и т.д.), экологические (вредные выбросы и отходы производства, загрязняющие окружающую среду) и социальные (войны, социально-политические конфликты, голод, алкоголизм и т.д.);
2) по характеру воздействия на человека: опасные (приводящие человека к травме или летальному исходу) и вредные (приводящие человека к заболеванию) факторы;
3) по природе действия: физические (движущиеся машины и механизмы, повышенный уровень вибрации, недостаточная освещенность рабочей зоны и др.), химические (токсические, канцерогенные и другие вредные вещества), биологические (патогенные микро- и макрооорганизмы), психофизиологические (физические и нервно-психические перегрузки);
4) по локализации (связанности с определенным местом): опасности, связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;
5) по продолжительности проявления отрицательных последствий: импульсивные (действуют мгновенно, внезапно) и кумулятивные (действуют после суммирования частых ”раздражений”);
6) по строению: простые (электрический ток, повышенная запыленность воздуха и др.) и производные (порожденные взаимодействием простых опасностей: взрывы, пожары);
7) по направленности действия на человека: непосредственные, или прямые (несут угрозу непосредственного поражения: шум, радиация, освещенность и др.), и косвенные (воздействуют на человека не сразу. Например, такое явление, как коррозия металлов, непосредственной угрозы для человека не представляет. Но в результате коррозии снижается прочность деталей, конструкций, машин, сооружений. При отсутствии надлежащей защиты это может привести к аварии, порождающей непосредственную опасность);
8) по характеру взаимодействия с человеком: активные (воздействуют на человека посредством заключенных в них энергетических ресурсов: шум, статистическая нагрузка, электрический ток, утомление, стресс, опасные свойства микро- и макроорганизмов, ядовитые вещества и др.), пассивно-активные (воздействуют, активизируясь за счет энергии, носителем которой является человек или оборудование: острые неподвижные элементы, неровности поверхности, по которой перемещается человек, уклоны и подъемы), пассивные (проявляются опосредованно: это опасности, связанные с коррозией металлов, накипью, недостаточной прочностью конструкции, повышенными нагрузками на механизмы и машины и т.д.; формой проявления этих опасностей являются разрушения, взрывы и другие виды аварии);
9) по особенностям проявления поражающего действия: реальные, или явные (существующие в действительности, угрожающие в данный момент времени), и потенциальные (существующие в скрытом виде, возможные, способные проявиться при определенных, нередко трудно предсказуемых условиях).
10) по сфере проявления: производственные, бытовые, дорожно-транспортные, спортивные, военные и др.;
11) по последствиям: опасности, вызывающие утомление человека, заболевания, травмы, летальный исход, аварии и т.д.;
12) по приносимому ущербу: опасности, приносящие социальный ущерб (ущерб здоровью, снижение продолжительности жизни и т.п.), экономический ущерб (снижение производительности труда, невыходы на работу, оплата больничных листов и т.д.), технический ущерб (выход из строя оборудования, разрушение сооружения и т.д.), экологический ущерб (загрязнение почвы, воды и т.д).
Различают априорные признаки (предвестники) опасностей и апостериорные (следы) признаки опасностей.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Это утверждение можно сформулировать в виде следующей аксиомы: любая деятельность потенциально опасна.
Уже с момента своего появления на Земле человек, вынужденный заниматься необходимой для обеспечения его существования деятельностью, стал понимать, что деятельность может причинять ему вред, может вызывать те или иные опасности. Вначале это были опасности естественного происхождения: низкая температура, гроза, ядовитые грибы, солнечный удар, наводнение, лесной пожар, землетрясение и т.п. С развитием человеческого общества к природным опасностям прибавились многочисленные опасности техногенного происхождения: вибрации, электромагнитные поля, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах, почве и др.
Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технология, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождаются возникновением новой потенциальной опасности или группы опасностей.
Наличие в современных квартирах многочисленных бытовых приборов и устройств существенно облегчает быт, делает его комфортным и эстетичным, но одновременно вводит в наше окружение целый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень радиации, шум, вибрации, токсичные вещества, опасность механического травмирования и т.п.
Создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но одновременно привело к повышенному травматизму на автодорогах, породило труднорешаемые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей (отработанные газы, масла, продукты износа шин и др.).
Причины и следствия
Любая опасность проявляется только в определенных условиях. Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности обнаруживаются и вызывают те или иные нежелательные последствия: травмы, заболевания, урон окружающей среде и др.
Считают, что процесс реализации потенциальной опасности в действительный ущерб (последствие) является трехступенчатым, представляет собой так называемую триаду: “опасность - причины - нежелательные последствия”. Приводим примеры триад:
1) яд (опасность) - ошибка аптечного работника (причина) - отравление (нежелательное последствие);
2) электрический ток - короткое замыкание - ожог;
3) алкоголь - употребление чрезмерного количества - смерть.
Триада - это логическое отражение процесса развития, представляющего превращение потенциальной опасности в реальный ущерб.
Реальных опасностей без причин не существует. Поэтому знать причины не менее важно, чем опасности. Установление истинных причин - основа предупреждения неприятных последствий опасностей. Профилактика несчастных случаев базируется на поиске причин.
Причины могут зависеть как от внешних условий, так и от человека. Своими действиями или бездействием человек может создать для окружающих и себя реальную угрозу жизни и здоровью. Установлено, что в общем объеме причин львиную долю составляют причины, зависящие от человека.
Анализ показывает, что одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины, т.е. каждая опасность по своей природе многопричинна.
Между реализовавшимися опасностями и причинами существует причинно-следственная связь: опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая в свою очередь является следствием другой причины, и т.д. Таким образом, причины и опасности цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как “дерево причин”, “дерево опасностей”, “дерево событий”, “дерево отказов”. В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает динамический характер причинно-следственных связей. Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому графические изображения, полученные в процессе анализа безопасности объектов, точнее называть “деревьями причин и опасностей”.
Построение ”деревьев” является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (травм, аварий, пожаров, дорожно-транспорных происшествий и т.д.).
Идентификация опасности - процесс распознавания образа опасности, установление возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности. Процедура идентификации позволяет выявить номенклатуру опасностей и установить определяющие их характеристики, возможный ущерб и другие параметры, которые необходимы и достаточны для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются не выясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.д.
Квантификация опасностей - это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные (с использованием баллов) и другие приемы квантификации.
Для оценки состояния безопасности деятельности используются методы теории вероятности и математической статистики В последние годы для оценки опасностей стали использовать риск.
Методы анализа безопасности деятельности
Анализ безопасности объекта или системы может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях метод анализа может быть прямым и обратным.
При априорном анализе исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению.
Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательные события уже произошли. Целью такого анализа является разработка рекомендаций на будущее.
Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга.
Прямой метод анализа событий состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины. Конечная цель всегда одна - предотвращение нежелательных событий.
Последовательность изучения опасностей
Изучение опасностей рекомендуется проводить в следующей последовательности.
Стадия I. Предварительный анализ опасности.
Шаг 1. Выявить источники опасности.
Шаг 2. Определить части системы “человек-среда”, которые могут вызывать эти опасности.
Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.
Стадия II. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
Стадия III. Анализ последствий.
1.4. Основные положения теории риска
Многие виды деятельности человека связаны с определенной долей риска. С риском сопряжены труд и отдых, спорт и быт, творчество и изобретательство, научно-технический прогресс и прогнозирование. Элементы риска содержатся в таких профессиях, как летчик-испытатель и конструктор новой техники, водолаз и монтажник-высотник, пожарник и водитель автомобиля, шахтер и лесоруб, машинист электровоза и врач и т.д.
В толковом словаре русского языка понятие “риск” определяется так:
1) “возможность опасности, неудачи” (Идти на риск. С риском для жизни);
2) “действие наудачу в надежде на счастливый исход” (Действовать на свой страх и риск).
Оба определения нельзя считать полными. Как видим, оба подхода страдают односторонностью: в первом в тени остается действие наудачу, во втором - момент опасности.
Наиболее общим определением, по мнению проф. О.Н.Русака, признается такое: риск - это количественная оценка опасности.
Виды риска
Представляется целесообразным различать риски потенциальный и реализовавшийся. Потенциальный (скрытый) риск может проистекать как от природных явлений, так и от человеческой деятельности. Он зависит от свойств конкретного источника и не приносит вреда, пока он не проявился, пока остается нереализованным. Под действием объективных обстоятельств потенциальный риск преобразуется в реализовавшийся (активный) риск, и тогда возникает инцидент, т.е. случай, происшествие обычно неприятного характера.
Рекомендуется выделять индивидуальный и социальный риски. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Численно такой риск может быть подсчитан как отношение тех или иных нежелательных последствий к их возможному числу за определенный период.
Приведем примеры расчета индивидуального риска.
Пример 1. Определить риск R гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 14 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N = 138 млн человек.
R = n/N = 14000/138000000 = 1/10000 = 10-4 смертельных исходов в год на человека.
Социальный (групповой) риск - это риск для группы людей. Такой риск выражает зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
По мотивам поведения людей выделяют риски мотивированный и немотивированный.
Мотивированным называют риск, осуществляемый с целью получения какой-то выгоды и, таким образом, лучшей адаптации к сложившейся ситуации.
Немотивированный, риск (непрагматичный, риск ради риска, спонтанный - это бескорыстный риск, когда субъект не приспосабливается к опасности, не извлекает каких-либо видимых вытекающих из ситуации преимуществ (наград, поощрений, признания и т.д.), а осуществляет действия по самоутверждению, по доказательству своих возможностей противостоять опасности. Субъект как бы “вдруг” ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее. Например, немотивированный риск имеет место, когда альпинист при восхождении на гору специально выбирает более сложный и опасный путь, но делает это не корысти ради, а чтобы убедиться в своих возможностях, как бы раздвинуть границы, в которых он способен действовать.
Говоря о риске, следует разделять риск, связанный с производственной обстановкой, - системный риск, и риск, связанный с состоянием организма работающего, - личностный риск.
Системный риск выражает степень опасности производственной системы. Системный риск является мерой предрасположенности системы к возникновению опасных ситуаций. Это означает, что системный риск - это свойство системы. Системный риск может быть общий, частный и специфический. Если рассматривать степень опасности системы в целом (например все дорожное движение области), то будем иметь общий системный риск. Если рассматривать степень опасности части системы (например движение на определенном участке пути), то говорят о частном системном риске. Наконец, если складываются особые обстоятельства, которые изменяют характеристики системы, скажем, в определенное время (например погодные условия), тогда применяют термин специфический системный риск.
Наличие системного риска еще не означает, что каждый человек, задействованный в данной системе, подвергается одинаковой опасности. Системный риск выражает его вероятность для среднего квалифицированного работника на том месте и при выполнении той работы, которая анализируется. Каждый же отдельный работающий в зависимости от своего образования, опыта, психологических характеристик и т.п. подвергается риску, который отличается от среднего. Таким образом, риск для отдельного человека определяется, с одной стороны, системным риском, а с другой, - его личностью. Риск для человека может также изучаться как в общем плане, т.е. для средних условий, так и при особых условиях, например, в состоянии утомления, заболевания или воздействия каких-либо опасностей.
В деятельности человека риск выполняет различные функции. Он может являться целью деятельности, когда, например, человек рискует специально, чтобы показать, что он не трус. Риск может быть и мотивом - способом убедиться в своих возможностях. Иногда создается мнение, что некоторые люди любят опасность, рискуют чаще других. Как правило, за такими действиями скрыты серьезные внутренние мотивы. Храбрый летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: “Я люблю не опасности ... Я ... люблю жизнь”.
Иногда рискованные действия рассматривают как способ самоутверждения в собственных глазах. Такое поведение может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками и обвинениями каких-либо лиц, не связанных с производственными контактами (в семье, среди соседей, друзей или коллег по каким-либо увлечениям).
Нередко у людей наблюдается стремление к самоутверждению в глазах коллег, желание нравиться окружающим. Проявляются эти моменты в поведении “хождением по лезвию ножа”, рискованными действиями. Риск для людей с подобной линией поведения дело не просто привычное - благородное. Чаще всего любовь к риску приводит к печальным последствиям.
Психическую структуру некоторых людей характеризует склонность к риску, “вкус к риску”. Исследователи, изучавшие это качество, признают его индивидуальным, природным. Люди с повышенной тенденцией к рискованным действиям испытывают удовольствие от возможности “поставить все на карту”. Своеобразное удовлетворение, получаемое некоторыми людьми от рискованных действий, выражается в виде эйфории (повышенного, радостного настроения), что связано с выбросами надпочечниками повышенного количества норадреналина в кровь. Этим же объясняется любовь некоторых водителей к превышению скорости.
Немецкий ученый Г.Хан, долго изучавший вопрос о склонности человека к риску, считает, что хорошо защищены от опасности те люди, которые обладают умеренной склонностью к риску. Те же, кто боится рисковать или, напротив, отличается высокой склонностью к риску, чаще попадают в несчастные случаи.
Установлено, что длительная и постепенная подверженность опасности представителей некоторых профессий (например, монтеров-электриков высоковольтных сетей, работающих на высоте 10-15 м; горняков, занятых подземной добычей полезных ископаемых) приводит к тому, что люди начинают характеризовать свою работу как неопасную. У них значительно возрастает тенденция к выбору рискованного поведения, так как происходит как бы адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий. Однако такое поведение само по себе может повысить объективную подверженность риску.
Иногда рискованные действия рассматривают как проявление свойственной людям агрессивности. Австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд высказал мысль, что в риске обнаруживается якобы присущий людям “инстинкт смерти”, под которым он понимает выражение преднамеренных стремлений человека причинить вред себе или другим, стремление разрушить живое существо и “свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи”. Многочисленные биологические исследования доказали, что специальная устремленность к смерти не заложена в природе живых существ.
Кроме названных, можно указать и на ряд других общих закономерностей готовности к риску. Так, было установлено:
а) люди обладают разной склонностью к риску;
б) с возрастом готовность к риску понижается;
в) у более опытных специалистов она ниже, чем у менее опытных;
г) у женщин готовность к риску реализуется при большей уверенности в успехе, чем у мужчин.
Готовность к риску обусловлена также профессиональными качествами: у военных она, например, оказывается выше, чем у студентов. На готовности к риску сказываются и социальные факторы: так, с ростом отверженности субъекта в обществе его готовность к риску возрастает. В условиях группы готовность к риску проявляется сильнее, чем при действиях в одиночку. Различными исследованиями доказано, что алкоголь, склонность к пьянству резко усиливают готовность к риску.
Восприятие риска и опасностей общественностью субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, а в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или в каком-либо конфликте.
Концепция приемлемого риска
До недавнего времени традиционная техника безопасности основывалась на принципе “абсолютной безопасности”. Считалось, если создается новое техническое устройство, его нужно сделать абсолютно безопасным, чтобы оно не допускало никогда никаких травм, аварий. Такая концепция была фундаментом, на котором во всех странах строились нормативы безопасности.
До последних десятилетий этот подход был оправдан. Однако в наше время из-за усложнения производств и появления принципиально новых технологий концепция “абсолютной безопасности” стала неадекватна внутренним законам техносферы. На отдельных же объектах (а таких большинство) нежелательные последствия, аварии все равно возможны, их не исключают даже самые дорогостоящие инженерные меры. Поэтому можно говорить только о снижении риска аварии. Однако при этом нельзя забывать о том, сколько за это придется платить. Ресурсы любого общества ограничены, и если вкладывается неоправданно много средств в технические системы, то приходится урезать финансирование социальных программ - строить меньше квартир, стадионов, больниц, школ. Весьма вероятно, что в итоге, даже с учетом уменьшившегося риска опасностей, может сократиться средняя продолжительность жизни человека и снизиться ее качество. Таким образом, требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности ввиду недостижимости последней и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Суть концепции приемлемого риска заключается в стремлении обеспечить такую малую безопасность, которую приемлет общество в данный период времени, с которой можно согласиться. Приемлемый риск может быть определен как реальный риск, связанный с данным видом опасности. Но его степень не является такой, которая удержала бы предусмотрительного человека от соответствующих рискованных действий, связанных с данным видом опасности. Например, индивидуальный риск гибели при езде на автомобиле составляет примерно 1:4000 в год, однако многие люди все же ездят в автомобилях. Для рабочих, занятых на предприятиях оборонной промышленности, шансы погибнуть составляют 1:359 (по данным США), тем не менее большинство работающих в этой промышленности рассматривают данную величину как приемлемую степень риска.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
В настоящее время наметились два варианта методики определения приемлемого риска. Один из них можно назвать эмпирическим, другой - теоретическим.
Эмпирический подход базируется на том, что приемлемые риски оцениваются количественно на основании статистических данных, а затем сравниваются с рисками от новой техники. Считают, что этот подход имеет определенное практическое значение как метод предварительной оценки границ приемлемого риска. Он, в частности, позволяет дать классификацию его уровней.
Теоретический подход связан с минимизацией затрат. На базе экономических расчетов строится график зависимости риска (вероятности) гибели человека за год (ось ординат) от затрат на технические системы безопасности (ось абсцисс).
При увеличении затрат кривая технического риска уменьшается, а кривая социально-экономического риска растет. Кривая же суммарного риска с ростом затрат сначала снижается, проходит точку минимума (отвечающую определенному соотношению между инвестициями в техническую и социальную сферы), а затем снова возрастает. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска.
Уровень риска, соответствующий точке минимума на суммарной кривой затрат, представляет собой минимальный уровень риска. Его можно считать пренебрежимо малым. Если риск от воздействия или последствия какой-либо опасности не превышает такого уровня, нет смысла принимать дальнейшие меры по повышению безопасности, поскольку это потребует значительных затрат, а люди и окружающая среда из-за действия иных факторов все равно будут подвергаться почти прежнему риску.
Определение приемлемого риска:
1 - технический риск; 2 - социально-экономический риск; 3 - суммарный риск;
4 - минимальный уровень риска; 5 - максимальный допустимый уровень риска;
6 - область приемлемого риска
В рассматриваемой ситуации возможен другой исход. Если при значении риска, превышающем минимум на несколько процентов (скажем, 5-10 %), провести горизонтальную прямую, параллельную оси абсцисс, то она отсечет на суммарной кривой затрат две точки, расположенные по обе стороны от точки минимума. Горизонтальная линия будет соответствовать уровню максимального приемлемого риска. Этот уровень нельзя превосходить, каковы бы ни были расходы, но понижать его необходимо. Сектор, ограниченный горизонтальной линией максимального допустимого риска и кривой линией суммарных затрат, представляет собой область приемлемого риска. В этой области и нужно уменьшать риск, отыскивая компромисс между социальной выгодой и финансовыми убытками, связанными с повышением безопасности.
Решение о том, какой уровень риска считать приемлемым, а какой нет, носит не технический, а политический характер и во многом определяется экономическими возможностями страны. В ряде стран, например в Голландии, приемлемые уровни установлены в законодательном порядке. Максимальным приемлемым уровнем индивидуального риска гибели человека считается величина 10-6 в год. Иными словами, вероятность гибели человека в течение года не должна превышать одного шанса из миллиона. Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели, равный 10-8 в год. Для факторов, которые приводят не к немедленной смерти, а к отдаленным опасным последствиям и не имеют порога действия, приняты эти же нормы. Если такие факторы сказываются лишь после превышения порога (например, предельно допустимой концентрации вредного вещества), то максимальный приемлемый уровень риска соответствует порогу. Максимальным приемлемым уровнем риска для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5 % биогеоценоза.
Концепция приемлемого риска в нашей стране пока не нашла применения ввиду того, что некоторые специалисты подвергают ее критике, усматривая в ней антигуманный подход к проблеме. На самом деле приемлемые риски на 2-3 порядка “строже”, жестче фактических. Поэтому введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека.
Квантификация риска
Как мы уже говорили, квантификация - это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Для сравнения различных технических систем (оборудования, процессов, технологий) по фактору опасности их эксплуатации необходима количественная оценка риска. Как уже отмечалось, под количественной оценкой (вероятностью) риска h понимают отношение числа неблагоприятных последствий n к их возможному числу N за определенный период: R = n/N. Следовательно, нежелательные последствия события (экономические, социальные потери, потери этических ценностей и т.п.) определяются как произведение общего числа последствий на вероятность (риск) наступления нежелательного события: n = NR. Например, таким образом можно установить, что из 20,2 миллиона застрахованных лиц в США при вероятности (риске) летального исхода R = 310-7 на горных работах в течение года погибают каждые n = 20,2106310-7 = 6 чел.
Необходимо иметь в виду, что при выборе уровня риска с учетом графика зависимости риска от затрат на технические системы безопасности следует исходить не из минимального риска (нижней точки суммарной кривой затрат), а из некоторого максимального допустимого риска, расположенного чуть выше. В промежутке между этими двумя значениями и лежит область, в которой у человека остается свобода выбора.
Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни, иначе говоря, ввести стоимость человеческой жизни. Однако такой подход вызывает возражение у определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки вокруг человеческой жизни недопустимы.
Но на практике неизбежно возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если ставить вопрос о том, сколько нужно израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь. По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тысяч до 7 миллионов долларов США.
Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна.
Существуют 4 методических подхода к определению риска.
1. Инженерный подход - опирается на статистику поломок и аварий, вероятностный анализ безопасности: построение и расчет так называемых деревьев отказов и деревьев событий. С помощью первых предсказывают, во что может развиться тот или иной отказ техники, а деревья событий, наоборот, помогают проследить все причины, которые способны вызвать какое-то нежелательное явление. Когда деревья построены, рассчитывается вероятность реализации каждой ветви, а затем - общая вероятность аварии на объекте.
2. Модельный подход - основан на построении моделей воздействия опасных и вредных факторов на человека и окружающую среду. Эти модели могут описывать как последствия обычной работы предприятий, так и ущерб от аварий на них.
Первые два подхода основаны на расчетах, однако для таких расчетов далеко не всегда хватает надежных исходных данных.
3. Экспертный подход - заключается в определении вероятности различных событий, связей между ними и нежелательных последствий на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов.
Социологический подход - состоит в исследовании отношения населения к разным видам риска с помощью социологических опросов.
Управление риском
Концепция приемлемого риска позволяет заключить, что риском можно управлять. Управление представляет целенаправленный замкнутый процесс, в котором участвуют орган управления и объект управления; между ними устанавливаются определенные связи. Управление риском следует понимать как организованное воздействие на элементы системы “человек - среда” с целью обеспечения заданной степени безопасности, снижения общего риска до приемлемого уровня. В этом процессе объектом управления (управляемой системой) являются человек, среда и последствия, а субъектом управления (управляющей системой) - нормативно-правовые требования, задания, планы, отчетная информация, а также взаимозависимые линейные и функциональные подразделения предприятия. Зная уровень риска, достигаемый в процессе управления им, можно сделать заключение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейших усилий для повышения безопасности того или иного рода деятельности.
Управление осуществляется совокупностью методов, среди которых различают технические, организационные, административные (распорядительные), психологические, социальные, экономические и др. Переход к риску открывает новые возможности повышения безопасности техносферы. К перечисленным методам добавляются новые экономические методы снижения риска:
а) страхование; выплата страховых взносов;
б) денежная компенсация ущерба;
в) штрафы, накладываемые на предприятие с целью снизить вероятность аварии;
г) платежи за риск, из которых формируются фонды для борьбы с последствиями аварий или загрязнения окружающей среды;
д) платные квоты за риск;
е) надбавки к заработной плате за обязательство коллектива по снижению риска;
ж) прямое финансирование государством принимаемых предприятием мер по уменьшению риска, в том числе экологического риска.
В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска, т.е. управление риском заключается в оптимизации деятельности по критериям безопасности. Размер возможного ущерба и риск взаимосвязаны, но эта связь не поддается удовлетворительному математическому выражению, поскольку ни одна математическая модель не способна учесть общий риск и другие обстоятельства, сопутствующие несчастному случаю. При этом можно выдвигать лишь весьма упрощенные гипотезы, неизбежно игнорирующие целый ряд факторов и обстоятельств, которые способны оказывать существенное влияние на окончательный исход. Поэтому в одних случаях риск оценивается на основании анализа причиненного ущерба, а иногда, наоборот, возможный ущерб рассчитывают на основании анализа конкретного риска. Можно учитывать ущерб, проистекающий от определенного риска. При этом любая регистрация, представление и обработка данных должны вестись с применением утвержденных статистических методик.
Средства, направляемые на мероприятия по обеспечению безопасности, предотвращению общего риска, можно расходовать по трем направлениям:
а) совершенствование технических систем и объектов;
б) подготовка персонала;
в) совершенствование управления при чрезвычайных ситуациях.
В первых двух случаях средства расходуются на снижение вероятности аварии, в третьем - на уменьшение ее масштаба, если она произойдет. На практике всегда занимались первым, забывая про последние. Но анализ эффективности капитальных вложений показывает, что во многих случаях можно более существенно снизить риск для людей, если больше внимания уделять действиям при ликвидации аварии, чем техническим системам ее предотвращения, которые все равно абсолютных гарантий не дают.
Априори трудно определить соотношение инвестиций по каждому из перечисленных направлений. Для правильного определения такого соотношения необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Различают два таких анализа: качественный и количественный. Качественный анализ риска, используется для выявления и идентификации существующих рисков, а количественный анализ применяют для оценки частоты или вероятности определенных серьезных последствий в результате этих рисков. Числовые значения частоты могут быть взяты из существующих статистических данных, а вероятности требуется определять методом испытаний или получать из банков данных. Сочетание качественного и количественного анализов обусловливает оценку общего риска и вреда и может оказать большую помощь на разных стадиях проектирования и эксплуатации.
1.5. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
Принципы обеспечения безопасности - это идеи, мысли, исходные положения, руководящие правила, обеспечивающие выживание человека в окружающем мире.
Они имеют важное методологическое значение. Только на основе их осознанного учета возможна полноценная профилактическая работа по обеспечению безопасности на всех стадиях жизненного цикла - на стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытных работ, а также при эксплуатации, модернизации и реконструкции производственных объектов.
Теоретическое и познавательное значение принципов обеспечения безопасности состоит в том, что они позволяют определить уровень знаний об опасностях окружающего мира и сформулировать требования по проведению защитных мер и разработке методов их расчета.
Значение названных принципов важно и в практическом отношении, так как они дают возможность находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов.
Принципы обеспечения безопасности многообразны. Их многообразие обусловливают специфика производства, особенности технологических процессов, разнообразие применяемого оборудования. Несмотря на различия, принципы обеспечения безопасности должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. как элементы, дополняющие друг друга.
Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации можно условно разделить на четыре класса: ориентирующие, технические, организационные, управленческие.
Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационой базой. К ним относятся (в алфавитном порядке) принципы: активности оператора; гуманизации деятельности; деструкции; замены оператора; классификации; ликвидации опасности; системности; снижения опасности.
Технические принципы основаны на использовании физических законов и направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. К ним относятся принципы: блокировки; вакуумирования; герметизации; дублирования; защиты временем; защиты расстоянием; компрессии; недоступности; прочности; резервирования; слабого звена;флегматизации и ингибирования; экранирования.
Организационные принципы направлены на реализацию в целях безопасности положений научной организации труда. Это принципы: информации; компенсации; несовместимости; нормирования; подбора кадров; последовательности; рациональной организации труда; эргономичности.
Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы: адекватности; иерархичности; контроля; обратной связи; однозначности; ответственности; плановости; стимулирования;
управления; эффективности.
Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. В совокупности все эти принципы образуют систему обеспечения безопасности труда. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.
Методы обеспечения безопасности
Методы обеспечения безопасности основаны на применении приведенных выше принципов, с которыми они определенным образом связаны.
Методы обеспечения безопасности позволяют:
а) осуществлять конструктивное и техническое воплощение принципов в реальной действительности;
б) согласовать взаимодействие характеристик человека с характеристиками производственной среды, т.е. достичь определенного уровня безопасности.
При описании методов обеспечения безопасности используются термины: гомосфера - пространство (рабочая зона), в котором находится человек в процессе рассматриваемой деятельности; ноксосфера - пространство, в котором создаются (постоянно существуют или периодически возникают) опасности. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности. Обеспечение безопасности достигается 3 основными методами: А, Б, В.
Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении ноксосферы и гомосферы. Это достигается путем механизации и автоматизации производственных процессов, применения средств дистанционого управления оборудованием, использования манипуляторов и роботов, создания гибких автоматизированных производств.
Метод Б означает адаптацию ноксосферы (среды) к человеку, т.е. воздействие на среду в целях приведения ее характеристик в соответствие с характеристиками человека. Метод реализуется применением средств коллективной защиты от газов, пыли, шума, электрического тока, различных излучений и других опасностей, а также созданием безопасной техники.
Метод В означает адаптацию человека к ноксосфере, т.е. воздействие на человека с целью приспособления его к окружающей среде, повышения защитных свойств человека. Метод предполагает обучение, воспитание, психологическое воздействие и др. Усилить естественные характеристики человека помогают средства, защищающие как отдельные органы (голову, глаза, уши, органы дыхания, руки, ноги), так и все тело человека.
В реальных условиях не всегда удается обеспечить нужный уровень безопасности одним из указанных методов. В этих случаях используют все возможные комбинации названных методов, т.е. применяют комбинированный метод.
Средства обеспечения безопасности
При воплощении принципов и методов обеспечения безопасности используют различные средства защиты. В соответствии с действующими в Российской Федерации ГОСТами средства защиты работающих подразделяют по характеру их применения на средства коллективной защиты (СКЗ) предназначены для защиты двух и более работающих и средства индивидуальной защиты (СИЗ).для защиты одного работающего. Те и другие, в зависимости от назначения, делятся на классы.
СКЗ классифицируются по видам опасностей. ГОСТ 12.4.011-89 разделяет СКЗ на следующие 17 классов (в алфавитном порядке):
средства защиты от воздействия биологических, механических и химических факторов (3 класса);
средства защиты от вибрации, высоких и низких температур окружающей среды, лазеров, инфракрасных, ионизирующих, ультрафиолетовых, электромагнитных излучений; магнитных и электрических полей, поражения электрическим током, статического электричества, ультразвука, шума, (12 классов);
средства нормализации воздушной среды и освещения производственных помещений и рабочих мест (2 класса).
СИЗ являются предметом личного снаряжения работников. Их следует применять в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственного процесса, архитектурно-планировочными решениями и СКЗ.
СИЗ классифицируются по видам защищаемых органов или групп органов человеческого тела. В соответствии с ГОСТ 12.4.011-89 СИЗ делятся на следующие 11 классов (в алфавитном порядке):
защитные дерматологические средства для защиты кожи рук и других участков тела от воздействия вредных веществ (моющие средства, кремы, мази, пасты);
изолирующие костюмы (пневмокостюмы, скафандры и др.);
предохранительные приспособления (предохранительные пояса, диэлектрические коврики, наколенники и др.);
средства защиты глаз (защитные очки), головы (каски, шлемы, шапки и др.), лица (защитные маски и щитки), органов дыхания (противогазы, респираторы, пневмомаски и др.), органа слуха (противошумные шлемы, наушники, вкладыши), рук (рукавицы, перчатки), специальная обувь (сапоги, ботинки, галоши и др.);
специальная одежда (комбинезоны, костюмы, фартуки и др.).
СИЗ, при всех их положительных качествах, создают дополнительные физиологические и физические трудности. Известно немало конструкций СИЗ, которые прошли успешные испытания в лабораториях, но так и не получили сколько-нибудь широкого применения на практике из-за того, что работать в них человеку неудобно. Поэтому в обычных условиях ко многим СИЗ следует прибегать как к крайней, временной мере.
Считается, что средства защиты (СКЗ и СИЗ) отвечают предъявляемым к ним требованиям по предотвращению или уменьшению воздействия на работающих опасных и вредных факторов, если они (СЗ):
1) создают благоприятные для организма человека соотношения с окружающей средой и обеспечивают оптимальные условия для трудовой деятельности;
2) не являются источником опасностей;
3) отвечают требованиям технической эстетики и эргономики;
4) обеспечивают высокую степень защитной эффективности и удобство при эксплуатации.
Выбор средств защиты в каждом отдельном случае должен осуществляться с учетом требований безопасности для данного процесса или вида работ.