Основные понятия и классификации педагогических технологий
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2-3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Образовательная технология — это упорядоченная последовательность действий и взаимодействия субъектов образовательного процесса, выполнение которых приводит к гарантированному достижению целей образования.
Эта последовательность действий может быть представлена следующим образом:
• выявление исходного состояния учащегося (опыт познания, опыт овладения способами деятельности, потребности, способности, отношения к миру, к себе, процессу образования и самообразования);
• моделирование представления о результатах образования (предметных, метапредметных, личностных) и характеристиках образовательного процесса, ориентированного на их достижение;
• выбор или самостоятельное построение оптимальной модели образования, включающей отбор и конструирование содержания образования, выбор адекватных форм организации, методов, средств (обучения, воспитания, самообразования);
• выбор средств диагностики текущего, промежуточного и итогового состояний ученика;
• прогнозирование тенденций его ближайшего развития;
• организация и мониторинг (коррекция) образовательного процесса по выбранной или спроектированной модели;
• рефлексия пройденного образовательного маршрута.
Образовательная технология в теоретическом смысле — это категория, объединяющая два соподчиненных понятия, а в практическом смысле — система, включающая в себя две подсистемы: педагогические технологии и технологии самообразования.
Педагогическая технология реализуется в рамках педагогического процесса, в котором субъектами образования выступают учитель и ученик (студент и преподаватель), и поэтому может быть определена следующим образом: педагогическая технология — это упорядоченная последовательность действий и взаимодействия учителя и ученика, в ходе которых достигаются поставленные учителем и принятые учеником педагогические цели. Для педагогического процесса этими целями являются планируемые результаты обучения, воспитания и развития учеников.
Этими целями руководствуется любой профессиональный учитель, планируя и организуя обучение по своему предмету. Как бы ни был ограничен образовательный потенциал урока: временем, объемом и характером учебного содержания, ближайшими задачами (например, подготовка к зачету), но на любом уроке эти три цели незримо присутствуют, образуя так называемую триединую дидактическую цель. Соблюдение единства познавательных воспитывающих и развивающих целей обучения — важнейший принцип организации школьного образования.
Однако технологический подход в образовании, как было показано ранее, предполагает достаточно однозначный, диагностируемый характер постановки и описания образовательных целей. И с этой точки зрения педагогическая технология как система включает в себя две относительно самостоятельные подсистемы: технологию обучения и технологию воспитания.
Технология обучения — это упорядоченное взаимодействие учителя и учеников, в ходе которого достигаются поставленные учителем и принятые учениками цели обучения (знания о мире и способах действия в нем, предметные и метапредметные умения и навыки).
Технология воспитания — это упорядоченное взаимодействие воспитателя и воспитанников, способствующее достижению поставленных учителем и принятых учениками целей воспитания (ценностные отношения к миру, людям, к себе).
Словосочетание «технология воспитания» в контексте гуманистической и личностно-ориентированной парадигм образования звучит достаточно проблематично в силу следующих обстоятельств:
1. В отличие обучения воспитание — более многофакторный процесс, а поэтому с трудом поддается жесткой регламентации (описанию как строгой последовательности действий педагога и ученика, которые должны привести к гарантированному результату).
2. Результаты воспитания с трудом подвергаются критериальному анализу, вследствие чего попытки технологизировать текущий, промежуточный и итоговый контроль и объективно оценить получаемые результаты весьма затруднительны.
3. Результаты воспитания, как правило, пролонгированы за рамки школьного образования, поэтому говорить о гарантированном результате применения той или иной технологии воспитания не представляется возможным.
Исключения составляют системы воспитания, которые реализуются в «закрытых» учебных заведениях. В ХIХ в. это были кадетские корпуса, Пажеский корпус, Дворянский полк, Царскосельский лицей, Смольный институт (первоначальное название «Императорское воспитательное общество благородных девиц»), Мариинское училище (где девочки из бедных семей получали образование и профессию домашней учительницы).
В настоящее время этот тип учебных заведений представляют общеобразовательные школы-интернаты разных типов, кадетские учебно-воспитательные учреждения.
2.2. СЕМАНТИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Семантико-генетический подход к анализу технологических понятий — это попытка, во-первых, обнаружить логические закономерности, связывающие многообразие технологических объектов в единую систему, а во-вторых, привести эти понятия в соответствие с принципом терминологического единообразия.
Сущность данного подхода заключается в определении содержания понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология самообразования», «технология обучения», «технология воспитания» и «технология развития» на основании установления их смыслового значения, происхождения и взаимосвязи, как между собой, так и с понятием более широкого порядка, таким как «процесс».
Если мы обозначаем «технологию» как «процесс», то последняя категория в философских словарях трактуется двояко:
1. Процесс — совокупность последовательных действий для достижения какого-нибудь результата. В этом определении изначально присутствует субъект деятельности — тот, кто совершает эти действия, стремясь получить планируемый результат (например, усвоение содержания). В образовательной деятельности этими субъектами являются учитель и ученик. И тогда «образование» мы можем трактовать как процесс и результат трансляции (целенаправленное действие), передачи и усвоения социокультурного опыта от одного поколения к другому.
Соответственно образовательная технология — это упорядоченная последовательность действий и взаимодействия субъектов образовательного процесса, выполнение которых приводит к гарантированному достижению целей образования (усвоению социокультурного опыта).
2. Во втором значении процесс — это последовательная смена состояний каких-либо явлений, ход развития чего-либо. Процессы рождения и умирания галактик, процессы кипения и замерзания воды происходят без вмешательства человека, т.е. по объективным физическим законам. Точно так же и развитие человека, разворачивание его генетической пружины совершается по внутренним биологическим и психологическим законам. Мы можем опосредованно сопровождать, способствовать (или препятствовать) этому развитию, но генетическая заданность этого развития является определяющей.
И с этой точки зрения сущность образования открывается в анализе самого термина «образование» — становление образа человеческого в человеке.
Это образование осуществляется как непрерывная линия развития человека от рождения до старости. Сопровождать этот процесс, направлять, создавать условия для его развития — задача родителей и учителей, но детерминировать и тем более технологизировать этот процесс, объективно заданный самой природой человека, невозможно, как невозможно управлять внутриутробным развитием эмбриона.
Вот почему в этой логике выход на понятие «образовательная технология» отсутствует.
Понятие «педагогическая технология», являясь производным от понятия более широкого порядка («образовательная технология»), можно определить как упорядоченное взаимодействие учителя и учеников, в ходе которого достигаются поставленные учителем и принятые учениками цели обучения (знания о мире и способах деятельности в нем, предметные и метапредметные умения и навыки, ценностные отношения, развитие и саморазвитие личностных структур — потребности, способности, интеллект, воля, характер, память и др.).
В соответствии с этим содержанием феномен «педагогическая технология» как сложная система включает в себя три производные подсистемы: технологию обучения, технологию воспитания и технологию развития.
В свою очередь, технологии обучения в зависимости от доминирующих целей учителя и учеников могут подразделяться на предметно-ориентированные, метапредметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения (это доминирование и ранжирование тех или иных целей обучения в реальном 45-минутном уроке связано с его с ограниченным образовательным потенциалом).
К предметно-ориентированным можно отнести те, где доминирующими целями обучения выступают предметные результаты обучения, связанные с усвоением знаний и способов деятельности по различным учебным предметам.
К метапредметно-ориентированным технологиям обучения относятся те, которые направлены на подготовку выпускника школы к решению различного рода задач (жизненных, профессиональных, самообразования). Они носят интегрированный (надпредметный) характер, а поэтому требуют другого содержания и другой организации обучения, направленных на овладение соответствующими метапредметными умениями (универсальными учебными действиями, компетентностями).
В этой логике личностно-ориентированные технологии обучения связаны с развитием и формированием у учеников эмоционально-ценностных отношений к миру, к себе, другим людям, процессу познания и его результатам. Личностно-ориентированные технологии обучения в большей степени, чем иные, направлены на воспитание, социализацию, самоопределение учащихся в процессе обучения.
Например, содержание естественнонаучного образования в этих технологиях рассматривается не как самоцель (выучить законы Ньютона или законы генетики, чтобы сдать ЕГЭ), а как средство для формирования в сознании целостной научной картины мира. На этой основе развивается ценностное отношение к мирозданию — то самое научное мировоззрение, позволяющее человеку противостоять мракобесию. Именно это отношение определяет его жизненные позиции, программы поведения, действия.
С таких же позиций личностно-ориентированное обучение гуманитарным предметам рассматривает само содержание гуманитарного образования не как самоцель («В каком году родился Н.В. Гоголь?»), а как средство самопознания и самоидентификации, развития эмоционально-ценностных отношений к себе, к людям близким и далеким и др.
С технологической точки зрения — это самый сложный аспект обучения, потому что его результаты пролонгированы во времени и с трудом поддаются критериальной диагностике, измерению и оценке.
На рис. 1 показан семантико-генетический подход к анализу технологических понятий в образовании.
2.3. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Процесс изучения образовательной технологии как педагогической категории и феномена различных образовательных практик, зародившихся в 1990-х гг., сегодня находится в самом расцвете.
В среде ученых отсутствуют единые общепринятые определения этого понятия и производных от него. В литературе встречается более 300 определений, характеризующих технологический подход в образовании. Иногда в этот перечень попадают педагогические конструкции (педагогические системы, дидактические системы, методические системы, описания опыта работы и т.п.), имеющие косвенное отношение к педагогическим технологиям, но таковыми не являющиеся.
Выше нами были сформулированы определения образовательной технологии и ее производных как процессуальных категорий. Сходной позиции придерживаются и другие авторы.
Педагогическая технология — осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют (И.А. Колесникова).
Педагогическая технология — это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога и учащихся, направленных на достижение диагностически поставленных педагогических целей (В.А. Сластенин).
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций:
1. Педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер и др.).
Педагогическая технология включает все: от «мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология — это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).
Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).
Школьные технологии — средства учебной деятельности, связанные с применением современной техники (Н.Б. Крылова).
В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и др.
2. В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. считают, что педагогическая технология — это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.
Близко к данной позиции понимание педагогической технологии и как искусства, мастерства преподавания, воспитания.
Педагогическая технология — это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).
Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология — это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (A.M. Кушнир).
3. П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.
Технология обучения (педагогическая технология) — новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).
Образовательная технология — это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий (В.В. Гузеев).
Данная позиция требует от технологии однозначной детерминации, гарантированного достижения результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик).
4. Представители многоаспектного подхода М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас предлагают рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
2.4. АСПЕКТЫ И УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ТЕХНОЛОГИИ
Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определенной точки зрения.
Рассмотренные выше разнообразные определения педагогической технологии позволяют сделать вывод о том, что это понятие может быть представлено двумя аспектами.
1. Научным. Педагогические технологии — это часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает технологический подход в образовании и на этой основе проектирует целостный педагогический процесс либо отдельные его элементы.
Результатом такой деятельности являются описания (алгоритмы) осуществления педагогической деятельности или отдельных ее составляющих.
2. Практическим. Это сам педагогический процесс, организованный особым (технологическим) образом, позволяющим гарантированно достигать поставленных целей.
Педагогический процесс — целостная система, включающая ряд взаимосвязанных и соподчиненных компонентов:
• целевой;
• потребностно-мотивационный;
• содержательный;
• инструментально-технологический;
• контрольно-оценочный;
• рефлексивный.
Исходя из этого можно говорить о соответствующих уровнях изучения и представления педагогических технологий:
1 (а). Уровень педагогического целеполагания (выбор, ранжирование и формулирование на диагностической основе целей педагогической деятельности). В современном представлении о процессе обучения этот этап неразрывно связан с действиями учителя по выращиванию собственной цели деятельности ученика.
1 (б). Уровень разработки путей и способов мотивации учения школьников и выращивания у них собственной цели деятельности.
2. Уровень отбора и конструирования содержания образования (образовательная программа, учебная программа, учебный план, учебник, учебное пособие, дидактические материалы).
3. Уровень разработки организационных форм, методов и средств обучения и воспитания школьников.
4. Уровень разработки контрольно-измерительных материалов и оценочных шкал.
5. Уровень разработки способов обучения школьников рефлексии и самоанализу собственной учебно-познавательной деятельности.
Первый подход к определению уровней изучения и представления педагогических технологий можно условно назвать вертикальным, подчеркивая тем самым иерархическую соподчиненность компонентов педагогического процесса (цель — системообразующий компонент) и соответствующие им уровни педагогических технологий.
Второй подход к выделению уровней изучения и представления педагогических технологий можно условно назвать горизонтальным; он связан с планируемыми результатами обучения, так как они определены Федеральным государственным образовательным стандартом:
• предметно-ориентированные;
• метапредметно-ориентированные;
• личностно-ориентированные.
Личностно-ориентированные педагогические технологии направлены на достижение личностных результатов обучения, включая:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметно-ориентированные технологии направлены на достижение метапредметных результатов обучения, включая:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметно-ориентированные технологии направлены на достижение предметных результатов обучения, включая:
1) освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области;
2) виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
3) формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;
4) владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
2.6. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Структура педагогической технологии включает:
• концептуальную основу;
• целевой компонент;
• содержательный компонент обучения;
• процессуальную часть — технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии — это научная база технологии, те философско-педагогические идеи, педагогические и психологические теории, которые заложены в ее фундамент.
Целевой компонент составляют диагностично сформулированные цели обучения и воспитания.
Содержательную часть технологии составляет особым образом структурированное (программированное) содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
• форма организации учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности учащихся;
• деятельность педагога по управлению процессом усвоения мате-
риала;
• диагностика учебного процесса.
2.7. КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.Ф. Голованова, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко и др.). Эти попытки призваны упорядочить такое многообразие.
Но любые классификации остаются условными, поскольку не вмещают все многообразие внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты воспитания. В своей практической деятельности педагог чаще всего стоит перед проблемами выбора, преобразования или самостоятельного конструирования способов действий в конкретной педагогической ситуации.
Эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных воспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса. Исходя из этого систему технологий воспитания Н.Ф. Голованова представляет на трех условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса:
1) повседневные технологии воспитания;
2) ситуативные технологии воспитания;
3) перспективные технологии воспитания.
В современной педагогической науке и практике определено множество общих и специфических, существенных и случайных, теоретических и практических признаков технологий, что привело к созданию множества различных классификаций.
Рассмотрим это многообразие, обращая особое внимание на признаки, по которым различные авторы строят свои классификации педагогических технологий в соответствии:
• со спецификой осуществления конкретного вида педагогической деятельности — технологии обучения, воспитания, управления и др.;
• с качественными отличиями конкретной предметной (научной) или социальной сферы — информационные, социальные и др.;
• с мерой новизны (традиционные и инновационные).
Г.К. Селевко предлагает наиболее подробную классификацию педагогических технологий:
• по уровню применения (общепедагогические, частнопредметные, модульные и др.);
• философской основе (идеалистические, материалистические, теософские и др.);
• концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторные, развивающие, бихевиористские и др.);
• ориентации на личностные структуры (информационные, самораз-
вития, эвристические и др.);
• характеру содержания и структуры (обучающие, воспитательные, светские, религиозные, гуманистические, технократические и др.);
• организационным формам (классно-урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, клубные и др.).
По типу организации и управления познавательной деятельностью конструктивная классификация педагогических систем (технологий) предложена В.П. Беспалько. Он считает, что взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):
• классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);
• обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
• система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
• обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);
• система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;
• компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
• система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;
• программное обучение (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь различные авторы выделяют несколько типов технологий.
• Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь объект.
• Дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъектобъектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием. Самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
• Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
• Гуманно-личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.
• Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.
• Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
• Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (неосознаваемом, подсознательном) знании — истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс — это не сообщение, не общение, а приобщение к истине.
По категории учащихся наиболее важными являются:
• массовая (традиционная) школьная технология;
• технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
• технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);
• различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-и олигофренопедагогика);
• работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
Такое многообразие подходов позволяет сделать вывод о том, что универсальной классификации образовательных технологий на сегодняшний день не существует, как не существует «хорошей» и «плохой», «современной» и «устаревшей» педагогической технологии.
Педагогическая технология может быть только адекватной или неадекватной:
• целям педагогической деятельности;
• содержанию образования;
• условиям протекания педагогического процесса;
• уровню и характеру профессиональной компетентности педагога.
Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым педагогом, — выбор технологий, используемых в образовательном процессе, из их историко-культурного множества. Этот выбор должен основываться только на том, насколько выбранная или сконструированная самостоятельно педагогическая технология адекватна конкретной педагогической ситуации.
2.8. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ОБОБЩЕНИЕ)
Таким образом, педагогическая технология:
1) отрицает педагогический экспромт в практической деятельности и переводит ее на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе;
2) предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание взаимодействия учителя, учащегося и содержания образования, который с высокой долей вероятности приведет к достижению запланированных результатов;
3) предполагает объективный контроль качества полученных результатов (усвоения учебного материала, развития личности в целом) с помощью средств мониторинга и диагностики на основе заранее заданных критериев;
4) разрабатывается на основе принципа системности и целостности, т.е. изменение хотя бы одного из элементов учебно-воспитательного процесса обязательно приведет к изменению всех других.
Вопросы и задания для размышления и самоконтроля
1. Раскройте содержание понятия «образовательная технология» с позиций семантико-генетического подхода.
2. Почему гуманистическая педагогика и личностно-ориентированное обучение трудно совместимы с требованиями технологического подхода в образовании?
3. С чем связаны выделения вертикального и горизонтального уровней изучения и представления педагогических технологий?
4. Перечислите уровни изучения и проектирования педагогических технологий в соответствии со структурой процесса обучения.
5. Опишите структуру педагогической технологии.
6. Почему существует большое число определений понятия «педагогическая технология»?
7. Приведите примеры педагогических технологий, классифицированных по категориям учащихся.
8. Приведите примеры педагогических технологий, классифицированных по признаку «позиция ребенка в образовательном процессе».
9. Приведите примеры педагогических технологий, классифицированных по типу организации и управления познавательной деятельностью.
10. Приведите примеры педагогических технологий, классифицированных по уровню применения и философской основе.
11. На чем должен основываться педагог, выбирая или конструируя самостоятельно педагогическую технологию?
12. Назовите основные характеристики педагогических технологий.