Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие «социально-культурные технологии». Классификация социально-культурных технологий. Традиционные и новые социально-культурные технологии в библиотеках России

  • 👀 4432 просмотра
  • 📌 4349 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие «социально-культурные технологии». Классификация социально-культурных технологий. Традиционные и новые социально-культурные технологии в библиотеках России
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие «социально-культурные технологии». Классификация социально-культурных технологий. Традиционные и новые социально-культурные технологии в библиотеках России» docx
Лекция 1. Понятие «социально-культурные технологии». Классификация социально-культурных технологий. Традиционные и новые социально-культурные технологии в библиотеках России Социально-культурное проектирование занимает особое место в деятельности каждой общедоступной библиотеки. Проектная (проективная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, она строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. По методу проектирования можно выделить - философско-теоретическое проектирование - конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; - духовно-ценностное проектирование - создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; - художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др. По объекту проектирование может быть - социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); - педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); - инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др. Комбинация различных способов проектирования дает множество вариантов проектной деятельности - в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования - идеологию и т.д. Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование (СКП) - мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической направленности. Следовательно, необходимо компетентное овладение технологией СКП, которая имеет широкую область применения. СКП - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе социокультурных проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние проектируемого объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Ключевым понятием СКП является понятие «социально-культурная технология». Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. В наиболее общем смысле технология – это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле. Однако с точки зрения применения этого понятия в сфере социального обслуживания населения, технология является системой методов решения социальных проблем, направленных на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальных структур, целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей. В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология — это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности. Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т.д. В зависимости от уровня разработки и внедрения можно выделить крупномасштабные технологии (на уровне региона или страны в целом); макротехнологии (на уровне отдельного города или на уровне отдельного социального института); микротехнологии, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей. Социально-культурная технология - это методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в социокультурной деятельности библиотеки, с помощью которых достигаются планируемые результаты. Существуют различные разновидности СКТ: Культуроохранные - это методы изучения и сохранения культурного наследия, возрождения развития традиционных форм народной художественной культуры, краеведческая и экскурсионная деятельность библиотек. Культуротворческие технологии – это технологии создания и обогащения культурных ценностей, иными словами, это технологии творческого развития пользователей библиотек. Рекреативные и спортивно-оздоровительные технологии имеют универсальное значение. Могут использоваться как отдельно («веселые старты» в библиотеках), так и в составе других технологий (подвижные игры в составе квеста). Образовательные (педагогические) технологии можно рассматривать в более широком и в более узком смысле. В широком смысле все используемые библиотекой технологии имеют педагогическую направленность. В более узком смысле образовательные технологии выступают как механизм формирования у читателей социально значимых качеств, культурных норм, а также как механизм приобщения к чтению и т.д. Социально-защитные технологии подразумевают работу библиотек с лицами с ограниченными возможностями здоровья (например, специализированные игры для детей из коррекционных школ, клубы по интересам на слепых и слабовидящих, арттерапия и т.д.). Управленческие технологии, иначе говоря, это менеджмент социокультурной деятельности, или событийный менеджмент. Проектные технологии – разработка социокультурных программ и проектов. Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (зоны обслуживания библиотеки, района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив. Проект может существовать в двух формах: а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории; б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. И в первом, и во втором случае проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов взаимодействия со средой. Технологии коммуникации и общественных связей имеют универсальный характер, так как используются и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере. Существуют и другие классификации СКТ. Так, известна классификация профессора СПбГИК А.В. Соколова. В структуре социально-культурных технологий, согласно А.В. Соколову, можно выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета. Т.Т. Киселева и Ю. Д. Красильников предложили еще один интересный новый подход к классификации социально-культурных техно­логий. В основу этой классификации положен целый ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий. 1. Содержательный признак охватывает значительную груп­пу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие под­группы: - оздоровительные технологий (валеологические, спортивно-оздоровительные); - культуроориентированные технологии (изучение и сохранение культурных ценностей); - культуротворческие технологии, направленные на творческое развития детей, подростков и взрослых. - экологические (природоориентированные технологии), изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду; - технологии экономического обеспечения сферы культуры (маркетинго­вые и рекламные технологии). 2. По функциональному признаку технологии также объединены в несколько подгрупп: - образовательные и просве­тительные технологии; - рекламные и коммуникационные тех­нологии; - творчески развивающие и формирующие технологии; - рекреационные и развлекательно-игровые технологии; - компенсирующие технологии (реабили­тационные, коррекционные, адаптационные); - проектные технологии. 3. Технологии, объединенные по социально- демографическому признаку, также разбиваются на несколько подгрупп: - индивидуально ориентированные техноло­гии (ориентированные на конкретную личность); - специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, воз­растные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессио­нальные, этнические). Основными элементами любой разновидности технологии являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность библиотеки. Следовательно, технология, с одной стороны, обуславливается человеческим потенциалом, а с другой – условиями внешней и внутренней среды библиотеки. При определении целей библиотеки в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возмож­ности библиотеки как социального института, особенности и реальных и потенциальных читателей, возможности координации усилий различных социаль­ных структур и институтов. В библиотечном деле социально-культурные технологии ранее рассматривались в рамках культурно-досуговой деятельности (КДД). А. Д. Жарков отмечает, что культурно-досуговая деятельность чаще всего отражается как составная часть свободного времени, которое человек затрачивает на удовлетворение социальных потребностей, которые включают и физические и духовные. В учреждениях же культурно-досугового типа, данная деятельность прямо соотносится с искусством, различными формами творчества, в том числе коллективными и индивидуальными, созданием художественных произведений, игровыми и конкурсными программами и театрализованными представлениями. Г. А. Аванесова, в свою очередь определяет культурно-досуговую деятельность как целесообразно организованную и содержательно наполненную активность конкретного человека или больших групп людей в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, преследуя цели социально-культурного развития и рекреации. Е. В. Мирошниченко также отмечает, что культурно-досуговая деятельность является частным элементом социально-культурной деятельности, где социально-культурная деятельность - процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности. Л. С. Жаркова отмечает, что среди основных направлений в деятельности учреждений культуры в настоящее время выделяют три основных: • Информационно-просветительское направление; • Художественно-публицистическое направление; • Культурно-развлекательное направление. Необходимость этих направлений проистекает из их основы – информации и просвещения. Отсюда наличие этих компонентов позволяет назвать такое направление как «информационно-просветительское», что в большей степени отражает и соответствует библиотечной специфике. Информационно-просветительская деятельность подразумевает под собой помощь человеку в получении информации, однако, не сводится к лишь передаче определенных знаний. Преимущество этой деятельности и данного воздействия заключается в том, что полученная информация в стенах библиотеки в процессе творческого общения людей усваивается и становится их собственной. Содержание информационно-просветительской деятельности в библиотеке тесно взаимодействует с художественными и педагогическими процессами. Разобраться в специфике «художественно-публицистической деятельности» можно посредством используемого в научной литературе термина «художественно-массовая работа». Например, Д. М. Генкин отмечает, что «художественно-массовая работа – это область деятельности культурно-просветительских учреждений, в организации которой соединяются средства пропаганды, агитации и искусства». Главным ее отличие от информационно-просветительской становится то, что в ней есть преобладание наличия художественного образа; она призвана практически помочь процессу духовного осознания мира личности за счет воздействия на ее эмоциональную и интеллектуальную стороны. Культурно-развлекательная же деятельность отражается в динамичном характере и свободном типе поведения. Отличительной особенностью здесь становится демократичность общения и высокий уровень включенности аудитории; эта форма работы нацелена на удовлетворение разнообразных духовных потребностей посетителей библиотеки, она позволяет снять перегрузки, переутомления и стрессы. Перечислим основные традиционные технологии социально-культурной деятельности библиотек: литературные вечера; клубы по интересам; выступления художественной самодеятельности; встречи с деятелями культуры и искусства; краеведческие вечера; вечера памятных дат; просветительские лекции; праздники; викторины и другие игры и т.д. Согласно Е. В. Мирошниченко, публичная библиотека как социально-культурный институт всегда стоит на своеобразном перекрестке исторического пространства. С одной стороны, она воспроизводит традиционные формы досуговой деятельности: лекции, чтения, беседы, литературные вечера, устные журналы. Это уже сложившаяся историческая основа, прочно вошедшая в практику массовой работы библиотеки. Но современные условия, информатизация и всевозможные перемены в обществе толкают библиотеку к переосмыслению своей деятельности, тем самым, с другой стороны, учреждение приходится изыскивать любые иные методы работы для привлечения пользователей и читателей в библиотеку. Многие инновационные формы пришли в библиотечное дело из других областей культуры, к примеру, бенефисы читателей, премьеры книг - из театральной практики; дни семейного отдыха, всевозможные конкурсы, игры - из клубной деятельности; под очевидным влиянием телевидения в библиотеках стали устраивать аналоги различных хит-парадов книг, книжные аукционы, литературные ринги, КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Угадай книгу», конкурсы кроссвордистов и т.д. Среди относительно новых социально-культурных технологий, используемых в библиотеках России и мира, можно отметить следующие: вечер книжных свиданий, праздник с элементами народного обряда, квест, литературный карнавал, книжная кофейня, пресс-конференция, танцевальная мастерская и т.д.
«Понятие «социально-культурные технологии». Классификация социально-культурных технологий. Традиционные и новые социально-культурные технологии в библиотеках России» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot