Основные механизмы металлорежущих станков
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 . ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
Совокупность механизмов, передающих движение от двигателя к рабочему органу станка, называется приводом. В настоящее время в машиностроении применяются индивидуальные приводы, которые характеризуются применением на каждом станке своего электродвигателя. Разновидность индивидуального привода — многомоторный привод, характеризуется использованием на одном станке нескольких электродвигателей, каждый из которых приводит в движение определенный орган станка. Ранее применялся для станков трансмиссионный привод.
Передачами называются механизмы, преобразующие или передающие движение от одного узла станка к другому. Передачи бывают зубчатые цилиндрические, зубчатые конические, ременные, цепные, червячные, реечные, винтовые. В табл. 7 приведены основные схемы передач с указанием их назначения и расчетные формулы, характеризующие данную передачу.
Коробки скоростей — наиболее распространенные механизмы, применяемые в системе приводов станков. Эти механизмы дают возможность в определенных пределах изменять скорость рабочего органа станка. Частоту вращения шпинделя при наличии коробки скоростей изменяют при помощи переключения зубчатых колес, т. е. изменяя передаточные отношения в цепи от вала привода к шпинделю станка.
Простейшая коробка скоростей, состоящая из зубчатых колес и кулачковой муфты, показана на рис. 34. Эта коробка позволяет получить шесть различных частот вращения шпинделя.
Рис. 34. Схема коробки скоростей
Таблица 7
Передачи, применяемые в станках
Название передачи
Эскиз
Назначение передачи
Расчетные формулы
Зубчатая
цилиндриче-
ская
Передача вращения между параллельными валами; ведомый вал вращается в противоположную сторону по отношению к ведущему
nb = naz1/z2
Зубчатая
цилиндриче-
ская с пара-
зитным ко-
лесом
Передача вращения между параллельными валами; ведомый вал вращается в ту же сторону, что и ведущий
nс = naz1/z2 = z2/z3 =
= naz1/z2
Зубчатая ко-
ническая
Передача вращения между перпендикулярными валами
nb = naz1/z2
Ременная и
цепная
Передача вращения между параллельными валами
nb = nad1/d2
nb = naz1/z2
Червячная
Передача вращения между пересекающимися валами
nb = naz 1/z
Реечная
Для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот
v =πmzn мм/мин
Винтовая
Для преобразования вращательного движения винта в поступательное движение гайки
v = ntz1 мм/мин
Обозначения: n – частота вращения, мин-1; z – число зубьев; d – диаметр шкива, мм; z1- число заходов червяка или винта; m – модуль зубчатых колес, мм; v –скорость поступательного движения, мм/мин; t – шаг винта, мм.
Ведущий вал I от электродвигателя через ременную передачу получает частоту вращения n1 = nм . От ведущего вала дальше вращение при помощи блока зубчатых колес z1 – z2 – z3, сидящего на скользящей шпонке, передается блоку колес z4 – z5 – z6, свободно сидящему на шпинделе станка II. При включении зубчатой муфты М влево блок зубчатых колес z4 – z5 – z6 сцепляется со шпинделем, и на последнем можно получить три различных частоты вращения (в зависимости от зацепления блока колес z1 – z2 – z3 с блоком z4 – z5 – z6). При включении зубчатой муфты М вправо зубчатое колесо z10 жестко соединяется со шпинделем. В этом случае передача движения производится только через зубчатые колеса z7 – z8 – z9 —z10. Следовательно, шпиндель может получить еще три частоты вращения. Уравнение кинематической цепи данной коробки скоростей приведено ниже (0,985 — коэффициент проскальзывания ременной передачи):
Ряды чисел оборотов (частот вращения) и подач станков. Выбранная частота вращения шпинделя станка зависит от диаметра обрабатываемой детали или инструмента и установленной скорости резания. Ввиду того что диаметры обрабатываемых деталей или инструментов на станках могут изменяться в определенных пределах, на станках предусматривается изменение частоты вращения также в соответствующем диапазоне. Диапазоном частоты вращения шпинделя станка называется отношение C = nmax/nmin, где птаx и nmin — максимальная и минимальная частоты вращения шпинделя станка, мин-1. Чем больше диапазон частоты вращения шпинделя, тем универсальнее станок. В зубчатых коробках скоростей можно получить лишь определенный ряд значений п. В отечественном станкостроении стандартизирован ряд частот вращения, образующий геометрическую прогрессию
nmin = n1; n2 = nφ; n3 = nφ2;… nz =nmax = n1φz-1
где φ - знаменатель геометрической прогрессии; z - число членов прогрессии;
φ =
Геометрический ряд величин частоты вращения шпинделя обеспечивает при переходе от данной к следующей высшей ступени постоянство перепада скоростей резания А, которое выражается в процентах:
A = .
Стандартизированы следующие знаменатели рядов и соответствующие им перепады скоростей:
φ
1,06
1,12
1,26
1,41
1,58
1,78
2,0
A, %
5
10
20
30
40
45
50
Механизмы подачи служат для получения различных величин подач. Подачи разделяются на непрерывные (токарные, сверлильные, фрезерные станки) и прерывистые (строгальные и долбежные станки). Кинематическая цепь механизма подачи соединяется с тем органом станка, в связи с движением которого подача рассчитывается. В токарных станках подача рассчитывается на один оборот шпинделя и механизм подачи соединяется со шпинделем. Во фрезерных станках, где основной подачей является подача за минуту, механизм подачи получает движение непосредственно от электродвигателя. Чаще всего величину подачи изменяют зубчатыми коробками подач, сменными колесами, регулированием храпового механизма (строгальные и долбежные станки) или при помощи гидропривода.
Зубчатые коробки подач аналогичны коробкам скоростей. Однако в коробках подач используются некоторые механизмы, которые не применяются в коробках скоростей ввиду их непригодности для передачи значительных мощностей. Так, в коробках подач применяют механизм с накидным зубчатым колесом и механизм с вытяжной шпонкой.
Рис.35. Механизм с накидным зубчатым колесом
Механизм с накидным колесом (рис. 35) применяется в коробках подач токарных станков. На валу 1 на скользящей шпонке установлено зубчатое колесо z1. При помощи рычажной вилки 2 колесо z1 может передвигаться по валу. Установленные неподвижно на валу 3 колеса z3—z10 могут при помощи рычажной вилки через колесо z2 входить в зацепление с колесом z1. В каждом положении рычажная вилка закрепляется фиксатором 4 по отверстию в корпусе коробки подач. Такой механизм дает возможность получить восемь передаточных отношений в пределах от z1 /z3 , до z1/z10.
Механизм с вытяжной шпонкой (рис. 36) применяется в сверлильных станках. На ведущем валу I жестко насажены четыре зубчатых колеса 1—4, находящиеся в постоянном зацеплении с колесами 5—8, установленными на пустотелом валу II. Этот вал имеет вытяжную шпонку 9, которая при помощи пружины 11 фиксирует одно из колес 5, 6, 7 или 8. Вытяжная шпонка перемещается внутри вала при помощи круговой рейки 10, передвигаемой зубчатым колесом 12 от рукоятки 13. Чтобы вытяжная шпонка 9 одновременно не зафиксировала два зубчатых колеса, колеса разделены кольцами 14. Такой механизм позволяет получить четыре передаточных отношения.
Рис. 36. Механизм с вытяжной шпонкой
Храповой механизм (рис. 37) служит для осуществления прерывистой подачи и применяется на строгальных и долбежных станках. Собачка 1 в подпружиненном состоянии смонтирована на рычаге 2, вхолостую насаженном на винте (иногда валике) подачи. На этом же валике на шпонке закреплено храповое колесо 3. Рычаг собачки получает качательное движение от тяги 4, связанной с кривошипным диском 5, при вращении которого рычаг вместе с собачкой 1 получает качательное движение. При движении влево собачка зацепляется за зубья храпового колеса и поворачивает его на некоторый угол; при движении вправо собачка отжимает пружину и скользит по зубьям храпового колеса, и в результате передачи движения не происходит.
Рис. 36. Храповой механизм.
Величину подачи регулируют либо изменением радиуса кривошипа r, от чего зависит размах качаний рычага 2, либо соответствующей установкой щитка 6, прикрывающего часть зубьев храповика. При этом часть пути собачка скользит по щитку, а при прохождении остального пути захватывает требуемое число зубьев. Щитком 6 можно закрыть от собачки все зубья, и тогда движение не будет передаваться. Для изменения направления вращения храпового колеса необходимо рукояткой 7 вытянуть собачку кверху и повернуть на 180°. Для выключения храпового механизма собачку вытягивают вверх и повертывают на 90° (в этом случае собачка 7 не касается колеса 3).
Передаточное отношение храпового механизма
i = x/z,
где х—число зубьев, захватываемых собачкой; z - число зубьев храпового колеса.
Частота вращения храпового колеса
п2 = п1 ,
где n1 — частота вращения кривошипного колеса, об/мин.
Мальтийский механизм (крест) применяют для периодического поворота через длительные отрезки времени револьверных головок, шпиндельных барабанов станков. Механизм (рис. 38) состоит из кривошипа 1 с цевкой (пальцем)2 на конце и диска 3, имеющего радиальные пазы. При непрерывном вращении кривошипа 1 цевка 2 периодически входит в пазы диска 3 и поворачивает его на угол 2α. Диск 3 останавливается до следующего попадания цевки 2 в паз. Для безударной работы механизма необходимо, чтобы скорость цевки при заходе в паз совпадала с его направлением. Это возможно при γ = π/2. Передаточное отношение механизма
i = 1/z,
где z- число пазов в диске.
Рис.38. Мальтийский механизм.
Рис. 39. Схема работы кулачковых механизмов:
а - дискового; б- цилиндрического.
Кулачковые механизмы широко применяют в металлорежущих станках, особенно в автоматах. Предназначены, для преобразования равномерного вращательного движения в возвратно-поступательное с любым законом движения. Кулачки бывают двух типов: дисковые и цилиндрические.
На рисунке 39. а приведена схема работы дискового кулачкового механизма. Кулачок 1 равномерно вращается вокруг оси и через ролик 2 и рычаг с зубчатым сектором 3 передает движение суппорту 4, снабженному рейкой. Кулачок имеет ряд участков. Участок а описан дугой окружности, и при контакте ролика 2 с кулачком 1 па этом участке суппорт неподвижен. Участок б соответствует быстрой подаче суппорта (холостой ход), участок в — медленной подаче (рабочий ход), участок г — быстрому отводу суппорта в исходное положение (холостой ход).
На рисунке 39, б показана схема работы цилиндрического кулачка. Кулачок имеет винтовую рабочую поверхность. Через ролик 2 и рычаг 4 суппорт 3 получает движение в одну, а затем в другую сторону. Величину подачи суппорта можно регулировать путем изменения числа оборотов кулачка или угла подъема рабочей поверхности. Наиболее часто цикл работы суппорта следующий: быстрый подвод, рабочая подача и быстрый отвод.
Кулисный механизм (рис. 40) применяется в поперечно-строгальных станках и служит для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное. Вращательное движение от электродвигателя через коробку скоростей передается кулисному зубчатому колесу 1, в коническом пазу которого закреплен палец 2, который входит в отверстие камня 3, скользящего в прорезе кулисы 4. При одном обороте зубчатого колеса 1 камень 3 тоже делает один оборот и заставляет кулису 4 качнуться вокруг центра вправо и влево. Величина расстояния r между центрами пальца 2, и зубчатого колеса 1 может быть изменена. Благодаря этому меняется длина хода ползуна 5.
Рис.40. Кулисный механизм
Время (мин) одного двойного хода ползуна t равно времени одного оборота кулисного зубчатого колеса 1:
,
где п — число двойных ходов ползуна в минуту (или частота вращения кулисного колеса); tp—время рабочего хода ползуна, мин; tx — время холостого хода ползуна, мин; α — угол рабочего хода; α = 180°+2δ; β— угол холостого хода; β= 180° — 2δ.
Из рис. 40 следует, что
tg δ = L/2H,
где L — длина хода ползуна, мм; Н — расстояние от центра качания кулисы до центра пальца, соединяющего кулису с ползуном, мм. Средняя скорость (м/мин) рабочего хода ползуна
.
Средняя скорость (м/мин) ползуна
.
Реверсивные механизмы применяются в системе главного движения и в системе подачи и служат для изменения направления движения. Схемы наиболее распространенных реверсивных механизмов показаны на рис. 41.
На рис. 41, а показана схема реверсивного механизма, состоящего из цилиндрических зубчатых колес и фрикционной муфты М.
Рис. 41. Схемы реверсивных механизмов,
Переключение фрикционной муфты вызывает соединение зубчатых колес z1 (при этом муфта М сдвинута влево) либо z3 (муфта М сдвинута вправо) с верхним валом. Нижний вал получает или прямое вращение (от z1, к z2), или обратное (от z3 через паразитное колесо z3', к z4).
Реверсивный механизм, составленный из цилиндрических зубчатых колес, показан на рис.41,б. Скользящее колесо z2 может быть сцеплено непосредственно с колесом z1, либо с z3, через паразитные колеса z4, и . Следовательно, нижний вал получит вращение в ту или другую сторону.
На рис. 41, в показана схема реверсивного механизма, в котором зубчатое колесо z1 скользящего блока может быть сцеплено с колесом z2 через промежуточное колесо z2'. При другом положении блока колесо z3 сцепляется непосредственно с колесом z4,. Таким образом, нижний вал может вращаться в различном направлении.
На рнс.41, г показана схема реверсивного механизма, составленного из конических зубчатых колес и кулачковой муфты, применяемых при наличии пересекающихся валов. Изменение направления вращения горизонтального вала производится переключением кулачковой муфты.
Механизм (муфта) обгона применяется в современных моделях токарных и фрезерных станков для выбора из двух вращательных движений более быстрого. Позволяет, не выключая рабочей подачи (медленной), включать ускоренную подачу без поломки механизмов станка.
Механизм обгона (рис. 42, а) состоит из фигурного диска 1 с вырезами, в которых размещены ролики 3, прижимаемые пружинами 4 к внутренней поверхности кольца 2. При медленном вращении диска 1 по часовой стрелке (рабочий ход РХ) ролики 3 заклинивают кольцо 2, т. е. фигурный диск 1 и кольцо 2 вращаются вместе. При включении ускоренной подачи (холостой ход
Рис. 42. Схемы обгонной муфты (а) и ее включения в кинематическую цепь станка (б).
XX) кольцо 2, вращаясь ускоренно, обгоняет фигурный диск 1, расклинивает ролики и разъединяют кольцо 2 и диск 1, т. е. диск 1 и кольцо будут вращаться независимо один от другого с различной частотой вращения. На рис. 42, б показана схема включения обгонной муфты в кинематическую цепь станка. Вал I получает вращение через червячную передачу; частота вращения n1/z. Вал II через механизм обгона М0 получает частоту вращения тоже n1/z, и далее движение передается на вал III через зубчатую передачу z1—z2. При одновременном включении электродвигателя М вал II получает вращение с частотой n2(n2>n1/z), и механизм обгона М0 позволяет (не выключая вращение n1/z) передать частоту вращения п2 через зубчатую передачу z1—z2 на вал III.
Дифференциалы используют в качестве суммирующих механизмов, осуществляющих алгебраическое сложение двух движений. Наиболее распространен конический дифференциал (рис. 43), применяющийся на зубофрезерных станках. Конический дифференциал по схеме действия является планетарной передачей с двумя степенями свободы.
Рис.43. Схема конического дифференциала
У дифференциала из трех его звеньев любые два звена могут быть ведущими, третье — ведомым. Дифференциал позволяет суммировать на ведомом звене движения, получаемые от двух независимых ведущих звеньев. Конический дифференциал состоит из центральных колес z1 и z4, сателлитов z2 и z3 и водила (крестовины) С. Числа зубьев центральных колес и сателлитов равны между собой: z1=z2=z3=z4. Передаточное отношение дифференциала зависит от схемы его включения.
Дифференциал включен, когда червяк z' введен в зацепление с червячным колесом z и выключена кулачковая муфта. В этом случае из теории механизмов и машин следует, что частота вращения водила С
где n1 и n4— частота вращения колес z1 и z4, мин-1.
Например, если n1 = 1000 мин-1, z 4 = 10 мин-1, то пс = =505 мин -1. Если изменить направление колеса z4 на обратное, то nс= = 495 мин-1. При неподвижном колесе z4 (n4=0) передаточное отношение от колеса к водилу С равно 1/2:
пс==n1id
При неподвижном колесе z4 (n4=0) и ведущем водиле С(nC = 0) передаточное отношение дифференциала равно 2 (id = 2). В этом случае ведомое колесо z4 имеет частоту n1 = 2пс = idnc.
Дифференциал выключен, когда червяк выведен из зацепления с черничным колесом z и включена кулачковая муфта M. В этом случае водило С будет жестко связано с зубчатым колесом z4, и червячным колесом z' и сателлиты z2 и z3 не будут иметь возможность обкатываться вокруг колеса z4, а станут вращаться вместе с ним. В этом случае передаточное отношение дифференциала равно единице (id =1), так как n1=n4=nC.
Механизмы бесступенчатого регулирования скоростей. С. помощью механизмов бесступенчатого регулирования скоростей можно наиболее точно установить необходимые скорость резания и величину подачи. Механизмы бесступенчатого регулирования скоростей бывают электрические, механические и гидравлические (гидроприводы).
Электрический механизм бесступенчатого регулирования частоты вращения представляет собой шунтовой электродвигатель постоянного тока. Регулирование частоты вращения производится при помощи реостата, включенного в цепь возбуждения. Диапазон регулирования
C =3…6
Рис. 44. Вариатор В. Л. Светозарова.
Недостаток такого привода в том, что для его питания необходим постоянный ток. Механические вариаторы бесступенчатого изменения частоты вращения бывают разных конструкций. На рис. 44 показана схема бесступенчатого вариатора В. А. Светозарова. В этой конструкции передаточные отношения изменяются в пределах наклона промежуточных роликов, при повороте которых меняются радиусы точек контакта роликов с ведущей 1 и ведомой 2 чашками, закрепленными на валах I и II. Если ведущим валом является вал I, то в первом случае (рис. 44, а) вал II вращается более медленно, чем вал I. Во втором случае (рис. 44, б) оба вала вращаются с одинаковой частотой вращения. В третьем случае (рис. 44, е) вал II вращается быстрее, чем вал I.
Гидравлический привод. При использовании гидравлического привода возможны бесступенчатое регулирование скорости в широком диапазоне и передача значительных сил; при этом исключается опасность поломки системы из-за перегрузки, а также упрощается применение автоматизации управления.
Гидропривод состоит из: 1) насосов; 2) механизмов перемещения рабочих органов станка (рабочие цилиндры для получения поступательного движения и гидромоторы для вращательного); 3) механизмов управления (золотников); 4) регулирующих механизмов (клапана, регулятора скорости). Гидравлический привод применяют преимущественно для осуществления прямолинейного движения, реже — вращательного. В шлифовальных и многошпиндельных токарных станках гидропривод применяют в качестве механизма подачи. Для привода главного движения гидропривод применяют в протяжных станках, хонинговальных и поперечно-строгальных.
На рисунке 45, а приведена схема гидропривода поступательного движения. Масло из бака 1 через фильтр 2 при помощи шестеренчатого насоса 3 через клапан управления 5, регулятор скорости (дроссель) 6 и золотник 7 (с фиксатором 8) поступает в одну из полостей рабочего цилиндра 9, вызывая движение поршня 10 со штоком 11 и столом станка 12 вправо или влево. Золотник 7 распределяет масло в правую или левую часть рабочего цилиндра. При положении «а» средней части золотника масло под давлением поступает и правую часть рабочего цилиндра, вызывая движение поршня 10, штока 11 и стола 12 влево. Масло из левой части цилиндра через проточку в золотнике 7 по трубопроводу 15 поступает в бак 1. При положении «в» масло поступает в левую часть рабочего цилиндра 10, вызывая движение поршня 10 и стола 12 вправо. При этом масло из правой части рабочего цилиндра через проточку золотника 7 и трубопровод 15 идет в бак.
Переключение золотника 7 производится в крайних положениях стола 12 рычагом 14 посредством двух упоров 13. Расстояние между упорами 13 определяет длину хода стола 12, и оно регулируется. При чрезмерном повышении давления в системе масло через предохранительный клапан 4 сбрасывается в бак 1. При этом давление входит в норму и клапан 4 опять закрывается.