Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные категории управления в сфере правоохранительной деятельности

  • 👀 1311 просмотров
  • 📌 1268 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основные категории управления в сфере правоохранительной деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные категории управления в сфере правоохранительной деятельности» doc
Тема № 2 “Основные категории управления в сфере правоохранительной деятельности” Учебные вопросы: 1. Характеристика принципов социального управления. 2. Цели и функции управления в сфере правоохра­нительной деятельности. 3. Организационная структура управления в сфере правоохра­нительной деятельности. 4. Методы управления в сфере правоохранительной деятельнос­ти. Введение Социальное управление основывается на объективных закономерностях общественного развития и, соответственно, на знании и использовании этих закономерностей, на принципах управленческой деятельности, которые как важнейшее звено механизма управления синтезируют в себе социальные законы и конкретные подходы к их реализации на практике. Под закономерностями общественного развития следует понимать устойчивые повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Закономерность отражает не зависящие от воли человека причинно-следственные отношения и связи в социальном управлении. Надо иметь в виду, что в отличие от закона закономерность носит вероятностный характер, т.е. близка к категории случайности. Иными словами, закономерность - это форма конкретного проявления закона. В целом законы и закономерности социального развития остаются еще недостаточно изученными. Восполнить этот пробел мешают многоаспектность, методологическая неоднозначность и междисциплинарный характер науки управления и теории управления в ОВД. Учебный вопрос 1 Характеристика принципов социального управления Закономерностей управления много, поэтому важнее не перечислять их, а классифицировать по одному из критериев. Рассмотрим для примера два критерия. По критерию специфики систем можно выделить три группы закономерностей: • закономерности, действующие на уровне социальных институтов и социальной структуры общества (классовая, слоевая принадлежность, статус в обществе, формы проявления политического, экономического поведения, культура и т. д.); • закономерности, действующие на уровне организации (функционирование трудовых коллективов, групп; распределение функций, ответственности, иерархия подчиненности, полномочий и т.д.); • закономерности, действующие на уровне психологии личности1. Первой наиболее общей закономерностью управления можно назвать необходимость приведения его систем и механизма в соответствие с уровнем развития производственных и общественных отношений. Второй закономерностью управления является зависимость его эффективности от сближенности целей управляемых и управляющих систем. Третьей закономерностью выступает потребность установления демократических процедур обратной связи, регулирующей жизнедеятельность его систем. Исходя из реализации организационно-технических целей управления, можно выделить следующие закономерности: - обусловленность организации субъекта управления особенностями объекта; - относительный консерватизм структур управления по сравнению с подвижностью, изменчивостью его функций; - цикличность, непрерывность процесса управления; - развитие функциональной специализации систем управления по мере его усложнения. На основе познания закономерностей управления и опыта практической деятельности формируются принципы, цели, функции управления, создаются организационные структуры управления, определяются основные методы социального управления. Под принципами управления понимаются исходные основополагающие требования, которыми руководствуется субъект социального управления в данной общественной системе. В отличие от закономерностей принципы субъективны по своей природе. Значение принципов состоит в том, что они служат основой практической реализации объективных законов и закономерностей в процессе жизнедеятельности социальных систем. В принципах социального управления выражены необходимые основания деятельности органов управления и самоуправления, руководящих кадров, самих трудящихся, т.е. субъектов управленческих отношений. Эти основания обуславливают формы и методы воздействия управляющих органов на социальные процессы, устойчивые свя­зи и отношения компонентов системы управления, характерные черты стиля руководящих кадров, работников управленческого труда. Иными словами, принципы управления - это исходные основные правила, руководящие установки, формы деятельности по упорядоче­нию системы социальных отношений, управлению социальными ресурсами. В теории и практике социального управления выделяются принципы политического подхода, объективности, комплексности и системности, основного звена, гласности и др. Рассмотрим их содержание. Значение принципа политического подхода в управлении определяется многообразием интересов общества, его социальных целей. Сущность этого подхода заключается, во-первых, в совпадении общенародных интересов с интересами отдельной общности, коллектива и личности; во-вторых, в оценке самих социальных явлений как объектов управления через их социально-групповое содержание, что позволяет определять на основе методологии стратегию и тактику социально-экономического развития общества, пути решения практических задач; в-третьих, он обращен к интересам трудящихся масс, что требует объективного подхода к управлению социальными явлениями и процессами, учета закономерных тенденций их развития. Принцип объективности. Сущность управления сводится к тому, чтобы достичь соответствия действий субъекта управления требованиям объекта управления, соответствия управленческой деятельности объективным законам его функционирования и развития. Строгое следование требованиям объективных закономерностей, учет имеющихся возможностей, действительного состояния социальных процессов составляет содержание важнейшего принципа управления - принципа объективности, который непосредственно проявляется в научной обоснованности и реалистичности задач социального управления. Сознательное использование социальных законов и самой науки управления - необходимый элемент в механизме их действия. Управлять на базе принципа объективности означает опираться на достоверную, научно проанализированную информацию. Данный принцип позволяет управляющей системе использовать объективные законы для достижения целей управления. Он направлен против субъективизма и волюнтаризма, производственных решений, поспешных действий, не учитывающих реальные ситуации и противоречивые процессы. Управлять в соответствии с требованиями принципа объективности - значит создавать условия, которые обеспечивают широкий диапазон действия законов общественного развития. Включение всей полноты научного знания в практику социального управления служит показателем зрелости субъективного фактора, сознательности, целеустремленности, организованности людей, повышения их роли в управлении. Принцип комплексности и системности. Решение социальных задач требует учета особенностей развития социальной системы. При управлении социальными процессами решение технических, экономических, социальных задач тесно взаимосвязано. Социальное управление тем самым требует, во-первых, тесно связанных, осуществляемых на единой основе действий различных органов управления и служб, т.е. управление должно базироваться на системном принципе. Принцип системности предполагает не обычную координацию, например, между деятельностью различных подразделений на основе согласования планов, а связь планов в единую целевую программу, в которой они выступают как тесно взаимосвязанные и взаимозависимые элементы. Во-вторых, социальное управление требует интеграции компонентов, принадлежащих различным сферам жизни общества, и подход к управлению в этом случае должен носить не только системный, но и комплексный характер. Принцип комплексности в управлении состоит в том, что в каждом явлении надо учитывать все его аспекты: экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные. Это как бы особая сторона системности в управлении - не только организованная полнота и целостность, но и полнота охвата всех сторон явления. Принцип демократического централизма. Важнейшим принципом социального управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности всех управленческих органов, руководителей и исполнителей на всех уровнях системы управления, является принцип демократического централизма. Сущность данного принципа состоит в сочетании, нерасторжимом единстве демократизма с централизмом. Демократизм по отношению к централизму выступает как способ его реализации. В этом качестве демократизм проявляет себя двояко. Во-первых, централизм демократический подразумевает свободную и всестороннюю включенность народа в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях общественной системы. Во-вторых, демократизм есть специфический подход к содержанию и способ реализации управленческих решений центра. Принцип активного участия трудящихся (персонала) в управлении. В системе социального управления данный принцип выступает как инструмент реализации прямой и обратной связи между субъектом и объектом, органами власти и народом. Сущность принципа - это обеспечение доступности обсуждения и компетентного участия трудящихся в принятии управленческих решений на основе широкой информиро­ванности, изучения и учета общественного мнения. Принципы организации процесса управления. Эти принципы стоят в ряду важных принципов, обеспечивающих эффективную работу механизма управления. К ним, прежде всего, относится принцип основного звена. Данный принцип требует постоянного глубокого анализа действительного положения дел, выявления сложной системы связей и взаимодействия социальных явлений, предвидения качественных изменений и сдвигов в общественных отношениях. При решении практических вопросов управления главное внимание должно сосредоточиваться на решении ключевых проблем общественной жизни. Здесь большое значение приобретает принцип проблемной ориентации, выступающий как конкретизация, как способ реализации принципа основного звена. Принцип проблемной ориентации позволяет выявлять характеристику проблем, соизмерять их по масштабу, глубине, неотразимости решения. Данный принцип дает возможность определить сильные и слабые звенья в управляемом объекте, чтобы можно было сконцентрировать усилия на преодолении последних, выявить основные направления деятельности в достижении поставленных целей, отделить ближайшие практические задачи от перспективных. Важно отметить и другие принципы управления1, такие, как: принцип конечно-целевой направленности управления (целенаправленности), сущность которого в том, что поставленная цель определяет способ и характер действий. Цель постоянно находится в центре внимания субъекта управления, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности выполняемой управленческой работы. Именно цель является тем объединяющим началом, относительно которого рассматриваются функции и характер взаимодействия всех элементов системы социального управления, оцениваются их роль и задачи в процессе достижения цели; принцип адресности, сущность которого в том, что дости­жение цели управления строго связано с деятельностью конкретных исполнителей. Вывод по вопросу. Таким образом, принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией (ОВД) осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Учебный вопрос 2 Цели и функции управления в сфере правоохранительной деятельности Теория управления придает важное значение рассмотрению цели как системообразующему признаку любой организации. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить ту или иную потребность. Для обретения определенности мотивы должны быть подкреплены наличием средств, использование которых может привести к желаемому результату. Таким образом, цель формируется при соединении мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями). Так и решается вопрос о способе удовлетворения потребности. Надо иметь в виду, что цель не существует в объективной действительности, ее нужно определить и надлежащим образом сформулировать, т.е. цель определяется субъектом управления сознательно. В философском понимании цель - это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации. В теории управления сложилось несколько подходов к классификации целей. Например, различают отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные цели. Существует и такая классификация целей, как цели-задания; цели-ориентации; цели собственно системы. Цели-задания ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, нормативно закреплены. В них отражается назначение системы во внешнем мире, т.е. ради чего она создана (борьба с преступностью, подготовка кадров и т.д.). Цели-ориентации отра­жают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленную цель-задание. Цели собственно системы как относительно автономного образования отражают ее стремление сохранить свою стабильность и целостность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой. Именно в этом виде целей проявляются усилия системы, направленные на совершенствование своей структуры, обеспечение необходимыми ресурсами и т.д. Надо отметить, что существуют проблемы целей, а именно проблема "сохранения целей", проблема восприятия целей-заданий, проблема методологического подхода к определению цели-ориентации, проблема расширения разнообразия средств воздействия на организацию, проблема учета субъектом управления целей собственно системы. Следует знать, что цель лежит в основе социального управления. С точки зрения управления цель можно определить как желаемое состояние социальной системы или желаемый результат ее поведения, ради достижения которого предпринимаются те или иные управленческие действия1. Первоначально цель социального управления формируется в виде представления о некотором идеале, на осуществление которого направлена управленческая деятельность. Следующим звеном целеполагания в социальном управлении является формирование конкретных целей как отражение определенного этапа существования, развития общества, как образ предмета (результата) непосредственной деятельности человека. Научной основой формирования конкретных целей социального управления является анализ потребностей развития общества и личности. Выявление необходимых потребностей позволяет определить конкретные цели управления, которые требуется дос­тичь в перспективе. Оно выражает тот конечный результат, получение которого обозначает необходимый этап социального развития. Цели управления детализируются в задачах. Задачи управления - конкретное содержание работы, которую необходимо выполнить для достижения положительного результата. Верное определение целей и содержания задач является одним из критериев эффективности системы социального управления. Величина достигнутого конечного результата, соотнесенная с затратами, т.е. темпы движения по пути к общей цели, - важный критерий ее эффективности2. Поскольку цели - это прежде всего выражение рационально обоснованного проекта будущего, то они должны быть реальными. Осуществимость целей определяется имеющимися в распоряжении организации человеческими, материальными, финансовыми и техническими ресурсами, причем решающее значение имеют человеческие ресурсы организации. Цели организации можно разделить на две категории: цели организации и цели отдельного работника. Главными (ключевыми) целями ОВД являются: эффективная борьба с преступностью, развитие и расширение ОВД, достижение лидерства в своей отрасли, организационная стабильность, благосостояние персонала, социальное благосостояние (см. табл. 2). Индивидуальные цели – это личные цели индивидуального работника организации, к которым он стремится, работая в трудовом коллективе. Эти цели могут включать высокую заработную плату, повышение по служебной лестнице, признание у начальства, признание в обществе. Процесс управления в ОВД надо строить с учетом того, что личные цели должны быть согласованы с ключевыми целями всего органа внутренних дел, т.е. на первом месте должны быть прежде всего интересы организации. В противном случае при несовпадении целей организации и отдельного работника перед менеджментом возникают трудные проблемы по достижению конечных результатов деятельности. Таблица Примеры ключевых целей Функциональная подсистема Ключевая цель Криминальная полиция Борьба с преступностью на приоритетных направлениях Полиция общественной безопасности Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и безопасности личности Следственные подразделения Своевременное и полное расследование преступлений Персонал (кадры) Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала сотрудников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в службе (подбор, отбор, расстановка, обучение и воспитание кадров) Служба тыла Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов, обеспечивать подразделения техникой, вооружением и т.п. Менеджмент (управление) Оценить оперативно-служебную обстановку, определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов Как правило, любая организация, в том числе органы внутренних дел, должна ставить перед собой краткосрочные цели (на один год или меньше), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до десяти лет). Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и опробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей (рис.3). Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели (задачи) по следующим правилам: общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня; при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга; фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. Важнейшим моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов организации (ОВД). Составление целевых моделей – это начало процесса управления по целям – концепции, широко используемой современным менеджментом1. Ее суть состоит в следующем. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией, поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течение планового периода. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение. Таким образом, для управления нет более важной идеи, чем цель. Целеполагание – это начало всякой управленческой деятельности, обязательным продолжением которой является определение видов работы, которые нужны для достижения целей. Воздействуя на состояние отношений, определяя положение, роль человека в системе жизнедеятельности общества, управление обеспечивает достижение намеченных социальных целей. Оно организует экономические, политические, идеологические и социальные связи и взаимодействия людей и таким образом осуществляет свои функции. Конкретные цели достигаются через функции управления, которые находят свое реальное воплощение в различных сферах жизнедеятельности - политической, экономической, духовно-идеологической и собственно социальной. Отсю­да выделяют социально-экономическую, социально-политическую, духовно-идеологическую и собственно социальную функцию государства. Ключевые цели по функциональным подсистемам 1-й уровень декомпозиции 2-й уровень 3-й уровень Дерево целей организации - ОВД Функции управления Понятие "функция" в обществознании связано с деятельностью, обязанностью, работой. Функция - это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений1. Однако не надо отождествлять функции государства с отдельными видами непосредственно управленческой деятельности, осуществляемой для достижения согласованности в работе любого социального образования. Каждый государственный орган выполняет согласно возложенным на него задачам определенную часть функций государства. Например, деятельность органов внутренних дел направлена на решение задач охраны: общественного порядка; собственности; прав и законных интересов граждан, учреждений, предприятий от преступных посягательств; а также предупреждение и пресечение правонарушений; раскрытие и расследование преступлений; обеспечение безопасности дорожного движения и др. Любая из этих задач предполагает осуществление собственного набора функций. Функции, соответствующие назначению той или иной социальной системы, называются основными. В отличие от них функции управления предназначены для упорядочения деятельности самой системы. Они предполагают различные виды управленческой деятельности, осуществляемой в целях обеспечения успешного выполнения основных функций. Таким образом, функция управления есть объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, особой пространственно-временной формой выражения. Управление как сознательная деятельность включает в себя элементы познания и преобразования действительности. Преобладание тех или иных названных элементов в функциях управления является основанием для классификации последних. Такой подход позволяет выделить две основные группы функций управления: познавательно-программирующие и организационно-регулирующие (см. рис.4). Познавательно-программирующие функции управления включают в себя прогнозирование и планирование. Прогнозирование призвано обеспечить научность и реальность любого вида человеческой деятельности. Эта деятельность заключается в получении информации о будущем состоянии какого-либо объекта путем анализа его состояния в прошлом и в настоящем. Так, практикуется прогнозирование развития внешней среды; криминологическое, организационно-управленческое и организационно-техническое. Прогнозы подразделяются на оперативные (до одного месяца), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (5-15 лет). Планирование есть общая функция управления, предполагающая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Планирование закладывает основы будущей работы с учетом разнообразных факторов, воздействующих на развитие самой системы и на условия ее деятельности1. Вывод по вопросу. В решении задач управления особую значимость имеют организационно-регулирующие функции: организация; регулирование; мотивация и контроль. Их выполнение связано с оказанием непосредственного воздействия на объекты управления для достижения ранее сформулированных целей социальных систем, получения запрограммированных результатов. Учебный вопрос 3 Организационная структура управления в сфере правоохранительной деятельности Организация обычно понимается как: 1) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему чего-либо материального или духовного, т. е. некоторое действие; 2) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей какого-либо целого; 3) некоторое объединение, учреждение, орган, созданные для реализации какой-либо цели. При изучении курса «Основы управления в ОВД» категория «организация» употребляется во всех трех значениях. Первые два характеризуют ее как определенный порядок, притом в функциональном и в структурном (или предметном) смысле. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой социальной системы (ОВД). Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера (руководителя) и исполнителей. Регулирование представляет собой управленческую деятельность, в процессе которой производится своего рода "подстройка" уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования. Изменение условий вызывает отклонения системы от заданных параметров. Устранение таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования. Функция мотивации – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения индивидуальных целей и целей организации. Мотивировать сотрудников означает затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности. Существуют различные отечественные и зарубежные теории психологического и организационно-экономического направления. Например, содержательная теория мотивации или иерархия потребностей, по А. Маслоу (американский психолог), из всего разнообразия потребностей выделяет пять: 1) физиологические потребности; 2) потребности в безопасности и уверенности в будущем; 3) социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.); 4) потребность в уважении; 5) потребности самовыражения. Он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высших уровней. В итоге вывод: если вы руководитель, то Вам надо решить, какие активные потребности движут людьми. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Главный вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Согласно модели Портера-Лоулера достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение. В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер (управленец, руководитель) должен: во-первых, установить набор критериев (принципов, правил), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации персонала; в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, т.к. обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации. Контроль как функция управления связан с необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы своевременно устранять недостатки, корректировать управленческое воздействие и тем самым повышать эффективность управления. Виды и формы контроля в органах внутренних дел рассмотрены в главе "Подготовка, принятие и организация исполнения управленческих решений в ОВД". Функции управления определяют организационную структуру управления организации. Уяснение сущности управленческой категории "организационная структура" следует начать с уяснения понятия "структура". Структурность является непременным условием существования любых систем - биологических, технических, социальных и т.д. В научной литературе структура определяется как строение или внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых связей между ее элементами. Например, орган внутренних дел есть сложное соединение людских, финансовых, технических, материально-хозяйственных и информационных ресурсов, образующих своеобразные элементы данной системы. Поэтому в ее составе можно выделить соответствующие указанным элементам подсистемы. Эффективность функционирования каждого органа внутренних дел зависит от согласованности действий его подсистем, т.е. служб и подразделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы. Связующим и координирующим звеном системы выступает ее организационная подсистема. Именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов, обеспечивается целостность системы. Структура данной подсистемы и понимается как организационная структура. Элементами организационной структуры выступают должности и связи между ними. Под должностями понимаются совокупности прав и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации работников, т.е. их специализированные роли. Связи организационной структуры можно подразделить на: 1) организационно-предметные, возникающие между работниками по поводу использования ими различных средств; 2) организационно-функциональные, т.е. взаимосвязи работников по степени их участия в совместном профессиональном труде; 3) организационно-административные, обуславливаемые субординацией работников, т.е. связи руководства и подчинения. Таким образом, в самом общем виде организационную структуру социальной системы можно определить как совокупность должностей, объединенных с помощью организационных связей. В течение многих десятилетий в организациях создавались формальные структуры управления, как их называют еще иерархические, или бюрократические. Рождение концепции иерархической структуры управления принадлежит Максу Веберу, немецкому социологу, разработавшему модель рациональной бюрократии. В этой модели указывались следующие принципиальные положения: четкое разделение труда; иерархичность управления, когда нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения руководителями своих обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; найм на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Организационная структура любой системы, как правило, определяется и официально утверждается соответствующими нормативными актами. Однако, как известно, наряду с ними существуют и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников. Надо помнить, что понятие "организационная структура" не тождественно понятию "организационная структура управления", под которой подразумевается совокупность управленческих звеньев, связанных организационно-административными отношениями. Иными словами, в организационной структуре управления в качестве ее элементов выступают только должности субъектов управления, а в качестве связей - связи субординации. Можно сказать, что организационная структура управления является составной частью организационной структуры системы. Субординационные связи элементов организационной структуры управления в зависимости от их содержания обычно определяют следующие типы (формы) организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, программно-целевого управления, матричную, дивизионную, или отделенческую. 1. Линейный тип организационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: "вышестоящий руководитель " - "руководители" - "исполнители". Таким образом, во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными, сосредоточивший в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые сверху вниз, обязательны для выполнения. Принцип единоначалия предполагает подчинение только одному руководителю. Схема линейной оргструктуры управления Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителю, минуя его непосредственного руководителя. Обычно такая структура используется мелкими и средними организациями, не имеющими широких корпоративных связей (рис. 5). При функциональном типе организационной структуры управления каждый орган управления (или исполнитель) имеет специализацию по выполнению отдельных видов управленческой деятельности (функций управления), т.е. функциональный тип основан на передаче прав линейного руководства нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций. В результате у исполнителей появляется несколько так называемых функциональных руководителей. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональный руководитель имеет право давать указания и распоряжения в пределах своих полномочий исполнителям (рис. 6). 2. Функции управления и т.д. Схема функциональной оргструктуры управления 3. Линейно-функциональный (штабной) тип концентрирует в себе положительные стороны обоих типов и в определенной мере свободен от недостатков, присущих каждому из них. При данном типе построения оргструктур право принятия решений остается у линейного руководителя, а руководители "по функциям" являются его помощниками в осуществлении специфических функций, требующих особых знаний. Такой тип структуры управления позволяет значительно повысить качество линейного руководства за счет объединения специалистов, занимающихся анализом управленческой информации и выработкой на его основе необходимых рекомендаций и предложений, в специализированные, так называемые штабные подразделения (рис. 7). 4. Программно-целевой тип структуры управления (см. рис. 8) позволяет вводить в основной костяк структуры новые элементы для решения возникающих проблем, перенацеливать на это имеющиеся элементы или ликвидировать их при изменении условий. Схема линейно-функциональной оргструктуры управления 5. Матричная структура управления (функционально-временно-целевая) представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, создаваемый на основе совмещения двух видов структур (рис.9). Программно-целевой тип структуры управления В матричной структуре присутствует принцип двойного подчинения исполнителей, с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет сотрудников и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При подобной организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов и служб. Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и программно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значи- тельного повышения эффективности деятельности организации1 . Схема матричной структуры управления 6. Дивизионная (отделенческая) структура управления является разновидностью организации управления иерархического типа. Первыми перестройку структуры по этой модели начали в 20-е годы крупнейшие организации на западе, которые стали создавать отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля). Вывод по вопросу. Для правильного построения оргструктуры управления следует знать факторы, обуславливающие наличие в данных структурах тех или иных элементов, связей. Различают факторы, влияющие на характер структуры непосредственно и косвенно. К первым относятся цели, задачи, функции, принципы и методы управления. Ко вторым - кадры, техника, технология управления, организация труда. Надо знать и принципы построения организационных структур управления: • стремление к минимуму ступеней в структуре управления; • организационная обеспеченность функций; • организационная структура управления не должна быть сложной; • обеспечение "гибкости" организационных структур управления; • достижение оптимального сочетания централизации и демократизации; • исключение дублирования функций в организационных структурах управления; • обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение; • обеспечение максимальной степени типизации(общность принципов и методов управления, единая совокупность правовых актов и т.д.). Обычно на практике типовые структуры используются с некоторыми изменениями, вытекающими из всего разнообразия местных особенностей и форм работы. Учебный вопрос 4 Методы управления в сфере правоохранительной деятельности (сущность и проблемы). В социальном управлении для осуществления общественно необходимых целей и решения управленческих задач используется соответствующий его природе управленческий механизм. Механизм управления представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях жизнедеятельности общества. Если законы выражают существенные отношения между субъектом и объектом управления, если принципы, исходя из этих отношений, устанавливают основные правила построения и действия субъекта и объекта, то методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности. С этой точки зрения метод управления есть способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации исполнения и контроля управленческих решений, осуществляемых участниками управленческой деятельности. Под операцией понимается элементарное действие исполнителя по решению управленческой задачи. Управленческая процедура представляет собой последовательность действий, которую необходимо выдерживать, чтобы добиться решения проблемы. Последовательность действий осуществляется в той или иной форме. Форма управления выступает способом существования и выражения его содержания, т.е. способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе. Таким образом, метод управления - это последовательность необходимых действий людей в ходе решения управленческой проблемы, а форма управления - структура отношений, связей между людьми при выполнении этих действий. Форма управления определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия. Иными словами, метод управления означает способ, образ действий, путь, ведущий к цели. Как правило, любой метод осуществляется в формах, которые с определенной долей условности могут быть отнесены к правовым, организационным либо организационно-техническим. К наиболее распространенным правовым формам выражения методов управления относятся: законы, указы, постановления, положения, уставы, правила, инструкции, решения, распоряжения, приказы, резолюции на документах, служебные записки и др. Говоря о классификации методов социального управления, следует отметить, что этот вопрос в научной литературе решается неоднозначно, т.е. существует несколько подходов к классификации методов управления. Так, методы управления подразделяются по функциональному признаку на познавательно-программирующие и организационно-регулирующие1. К познавательно-программирующим методам авторы относят: всеобщий метод познания - диалектический, общенаучные и частнонаучные методы, а также собственно управленческие методы систем­ного анализа, исследования операций моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования, т.е. специально предназначенные для анализа систем и процессов управления. К организационно-регулирующим методам отнесены всеобщие методы воздействия - убеждение и принуждение, которые в свою очередь подразделяются на основные группы: 1) организационно-распорядительные (административные); 2) экономические; 3) со­циально-психологические. Административные методы - волевые, обладающие обязывающим характером. По форме они подразделяются на административно-правовые и административно-организационные. Административно-правовые методы выражены в правовой форме и носят обязательный государственно-властный, юридический характер. Исполнение указаний, распоряжений субъекта управления гарантируется принудительной силой государства. Административно-организационные методы управления основаны на авторитете верховенства органа, руководителя или организатора управленческой деятельности. Они обеспечивают единство действий субъекта и объекта управления, их взаимопонимание в процессе решения задач практики. Например, организация занятий с личным составом по изучению нормативного акта, проведение совещаний с личным составом и т.д. Кроме того, организационные действия (согласование, взаимодействие, координация, контроль, проверки и т.д.) не выражаются в форме юридических предписаний. Административные методы можно выделить: 1) по форме предписания - категорические (императивные), поручительные, рекомендательные; 2) по юридическим свойствам - нормативные и индивидуальные; 3) по способу воздействия на поведение объектов управления - обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, поощряющие совершать социально полезные действия, запрещающие совершение тех или иных действий. Экономические методы - это способы и приемы хозяйствования, основанные на использовании экономических законов и интересов, позволяющие планомерно организовывать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении высоких результатов. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование (зарплата, премия). Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на процессы формирования и развития коллектива сотрудников: 1) методы повышения социальной активности (обмен опытом, новаторство и т.д.); 2) методы социальной преемственности (посвящение в профессию, присяга, смотры, торжественные собрания и т.д.); 3) методы социального нормирования (устав организации, кодексы и суды чести и т.д.). Вывод по вопросу. Система методов управления в ОВД включает в себя способы, приемы воздействия по аспектам управления, направлениям деятельности, характеру мотивации, частоте и субъекту воздействия (см. рис.10). В разных управленческих ситуациях может преобладать использование тех или иных методов. Выбор конкретных методов или их сочетания и практическое применение обуславливаются рядом факторов субъективного и объективного характера. Особенно важно руководителю опираться на социально-психологические методы и методы экономического стимулирования. Заключение Таким образом, мы уяснили сущность основных категорий социального управления, знание которых позволит руководителю (сотруднику) ОВД верно строить процесс управления, процесс взаимодействия субъекта и объекта управления. Сотруднику ОВД следует помнить о том, что: 1) цель управления – это желаемое состояние объекта, которое достигается деятельностью субъекта через функции управления; 2) функции управления определяют организационную структуру управления; 3) методы управления – это приемы, способы воздействия, которые использует субъект управления для достижения целей; 4) руководитель в своей управленческой деятельности обязан умело сочетать административно-командные методы с экономическими и социально-психологическими приемами и способами воздействия.
«Основные категории управления в сфере правоохранительной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot