Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные этапы развития отечественной детской литературы

  • 👀 1962 просмотра
  • 📌 1903 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные этапы развития отечественной детской литературы» doc
ЛЕКЦИЯ №2 ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Первые уверенные шаги детской книги в отечественной истории неразрывно связаны с процессом формирования системы начального школьного образования, с утверждением новых образовательных стандартов в молодом российском государстве. Поэтому опыт создания и существования детской литературы в России неизбежно отражает закономерности и противоречия данного процесса. На пути к современной детской книге целые поколения авторов испытывали влияние социальных (в том числе образовательных) реформ, борьбы эстетических и идеологических позиций в среде творческой интеллигенции. Зарождение детской литературы в России восходит к 16 веку, ко времени учреждения первых детских образовательных учреждений. После известного постановления Стоглавого собора 1551 года об открытии детских образовательных учреждений история детского образования на Руси получает новый импульс к собственному развитию, определивший новые тенденции и потребности в области детского книгоиздания. В большинстве своем первые специальные книги для детей представлены книгами учебными: азбуками, букварями, азбуковниками, которые прочно входят в учебно-методический арсенал школьной методики преподавания и во многом определяют ее структуру. Первые школы работали при монастырях, опираясь на соответствующие методы учебного контроля и поддержания дисциплины. Естественно, составлением учебно-методической литературы и непосредственным преподаванием занимались монахи. 2.1 Этап древнерусской литературы (XV-XVII вв.) Данный этап охватывает три значимых периода исторического времени: а) период второй половины XV - первой половины XVI-го веков. Именно в эту эпоху происходит зарождение научно-художественной и познавательной литературы для детей; б) вторая половина XVI - начало XVII веков - происходит появление первых печатных книжных изданий и формирование детской поэзии; в) вторая половина XVII в. - формируется устойчивая жанровая система детской литературы. Первая в России рукописная книга для детей была создана в 1491 году на основе переработки латинской грамматики "Донатус", выполненной русским дипломатом Дмитрием Герасимовым. Переводчик придал дидактическому материалу вопросно-ответную форму, адаптировал методический аспект латинского оригинала к российской действительности. Первый опыт детской книги в России, предпринятый Герасимовым, уже содержал в себе основные специфические признаки, определившие будущее лицо отечественной детской литературы - единство мировоззренческих, образовательных и дидактических задач, реализуемых в процессе детского чтения. В течении ближайших двух столетий определяется жанровая структура будущей детской литературы, стремительно развивается литературный процесс. В первой половине XVI века оформляется научно-художественное направление детской литературы, отмеченное рождением манускрипта "Сказание о седми свободных мудростях". Это первое произведение для детей, задуманное как популярный справочник для предварительного знакомства со стандартным минимумом школьных дисциплин Европы. Научно-художественное направление в детской литературе оказалось чрезвычайно плодотворным и эффективным в литературной истории России: сопровождая школьный образовательный процесс, научно-популярные и художественные тексты зачастую определяют научные и мировоззренческие взгляды подрастающего поколения. Вторая половина XVI века ознаменована новым витком информационной революции в истории человечества - изобретением книгопечатания. Первой печатной книгой в истории России был букварь российского первопечатника Ивана Федорова. 2.2 Детская литература периода XVII в. Социально-экономическая ситуация, связанная с необходимостью укрепления военной мощи и государственного престижа российского государства, выдвинула задачи качественного образования и воспитания подрастающего поколения в разряд приоритетных. В стране открываются школы различных типов: государственные, монастырские, частные. Создается первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-римская академия (1687 г.). В данных условиях обострилась социальная потребность в качественной и разнообразной детской литературе, способной подготовить человека к требованиям, предъявляемым веком непрерывных войн, бурного развития торговли и просветительской философии. Развитие детской литературы в эту эпоху приобретает все более экстенсивный характер: ее жанровая система постепенно выходит за рамки дидактизма и прикладного применения в образовательном процессе. В создании произведений для детей участвуют известные поэты того времени: Карион Истомин, Симеон Полоцкий, Савватий. Издание детской литературы находит эффективную поддержку в среде государственных деятелей: в ее развитии активно участвуют Ф.Грибоедов, Ф.Ртищев, Иннокентий Гизель. В течении XVII века на русском языке было издано около 50 детских книг, в их числе учебные издания по всеобщей истории, географии, арифметике. В 1674 году в Киеве была издана первая печатная книга по русской истории "Синопсис", неоднократно переиздававшаяся вплоть до 1836 года. Это издание было одним из наиболее выдающихся прецедентов не только в детской литературе, но и в российской историографии в целом. Одним из факторов огромной популярности издания являлось включение в текст шедевра древнерусской литературы - "Сказания о Мамаевом побоище", посвященного Куликовской битве. Содействие и активное участие Симеона Полоцкого обеспечили составление и издание другого известного шедевра детской литературы XVII века - антологии в двух томах "Тестаментум", посвященной морально-этической и философской проблематике. Позже выходят его "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный" - своеобразные поэтические энциклопедии, оказавшие огромное влияние на познавательную детскую литературу последующих веков. Под патронажем С. Полоцкого издается и один из первых опытов приключенческой литературы в России - "Повесть о Ваарламе и Иоасафе". Новое направление было поддержано выходом в 1696 году книги Кариона Истомина "Повесть о Иване Воине". 2.3 Детская литература периода XVIII в. Историю детской литературы XVIII века можно разделить на три взаимосвязанных периода, воплотивших социально-историческую динамику столетия в эволюции жанровой системы и тематическом своеобразии детских произведений. Первый период - 1700-1725 гг. - определяется характером экономических и культурных реформ Петра 1. Резкие и глубокие перемены в структуре государственного управления, новый внешнеполитический курс российского государства, потребность в экономическом и оборонном укреплении страны обусловили социальную потребность в широко образованных, творчески мыслящих людях во всех сферах общественно-политической жизни. Развитие детской литературы приобретает статус дела государственной важности. В первую очередь это касается учебной и дидактической литературы - только в первую четверть XVIII века было издано около 80 новых книг. Среди наиболее удачных можно назвать "Трехъязычный букварь" Федора Поликарпова (1701) и "Арифметику" Леонтия Магницкого (1703), исправно служивших многим поколениям российских школьников на протяжении всего XVIII-го столетия. В 1717 г. по инициативе Петра 1 издается "Юности честное зерцало" - свод морально-этических правил и предписаний придворного этикета. Вместе с "Первым учением отрока" Феофана Прокоповича (1721) "Зерцало" определило нравственный и мировоззренческий облик петровского поколения, обращенного к идеям прогресса и просвещения. Второй период в развитии детской литературы XVIII века - 1726-1768 гг. - отмечен изданием нескольких десятков книг, в том числе перевода французского писателя Фенелона "Телемак", "Робинзона Крузо" Даниэля Дефо и "Наставления сыну" Г.Н.Теплова. Третий период - 1769-1800 гг.- характерен возникновением детской книги нового типа - массовой универсальной энциклопедии, сочетающей широкий охват материала с занимательностью изложения и концептуальной глубиной. Именно таковым оказался "Письмовник" Н.Г.Курганова, профессора Морской Академии. Книга представляет собой сложный жанровый синтез, органично соединивший теоретические сведения из области физики, математики, географии, истории и грамматики с занимательным сюжетным повествованием. В ряду лучших образцов подобного рода стоят и произведения А.Т.Болотова, автора уникального труда - двухтомника "Детская философия", рассматривающего в форме диалогически построенных "бесед" важнейшие вопросы общественных и естественных наук. К этому периоду относится и зарождение детской периодической печати, представленной деятельностью выдающегося русского просветителя Н.И.Новикова, автора первого детского журнала "Детское чтение для сердца и разума" (1785-1789). В последнее десятилетие XVIII века выходят большие тиражи детских энциклопедий: "В пользу и забаву малолетним детям" А.Шеляева, "Географическая игра в карты" И.Тодорского, "Полезные для детей игрушки", "Любопытные для детей загадки с отгадками". Сформировавшиеся к концу XVIII века жанровые и эстетические критерии детской литературы определили тенденции ее развития на следующем историческом этапе - в веке девятнадцатом. 2.4 Букварь как фактор эволюции жанровой и методической системы раннего периода детской литературы в России Как уже отмечалось, родоначальником детской литературы по праву считается учебный букварь, с первых же образцов завоевавший непреходящую популярность своей жанровой универсальностью, воспитательной многофункциональностью и занимательностью. Русский букварь явился удачным ответом на актуальную потребность ранних эпох в развитии детской литературы - потребность в создании доступной, демократичной детской книги, предназначенной специально для поэтапного освоения начальных элементов правописания и культуры чтения. Первый известный букварь был выпущен в 1596 году в Вильно и назывался "Наука по читанию и разумению письма словенского". Позднее был выпущен букварь Василия Бурцева, изданный в 1634 году в Москве ("Начальное учение человеком, хотящим разумети божественного писания. Составлено Василием Бурцевым и прочими соработниками", М., 1634), Азбука-свиток (1657), букварь Кариона Истомина (1694), букварь Федора Поликарпова (1701), "Букварь языка словенска" (1704). Главное качество ранних букварей, сохраняющее свою актуальность и по сей день - универсальная жанровая функциональность. Букварь являлся своего рода базовой прикладной педагогической энциклопедией - это был и учебник, и наглядный воспитательный материал, и развлекательная книга для чтения. Организовать учебно-воспитательный процесс, самостоятельную работу учащихся, досуг ребенка - во всех этих задачах букварь выступал благодарным и компетентным помощником. Жанровая природа букваря была ориентирована преимущественно на церковную тематику: много места занимали изложение богословских притч, евангельских концепций и заповедей, нравоучительные наставления в рамках церковных "догматов веры". Основная дидактическая цель букваря непосредственно связана с общим характером задач церковной системы воспитания, призванной познакомить ребенка с основами православной веры и базовыми теологическими доктринами. Формальные и языковые особенности ранних букварей стилистически были весьма близки церковной книжной традиции, унаследовав систему многообразных этикетных формул и пиетет перед непреходящей ценностью канона. Примечательно и стремление к орнаментальности, стилистике украшения и живой иллюстрации содержания книги, вылившееся в традицию определенных жанровых приемов. Цель применяемой составителями орнаментальной системы букваря - оживить и разнообразить в целом малоинтересный учебный материал, придать ему пластичность и занимательность. Например, нередко назидания оформлялись в рифмованной форме; впоследствии такие стихи получили название виршей. Тематическая и методическая эволюция букваря непрерывно продолжалась и привела к возникновению новой, более сложной и совершенной версии учебной книги - азбуковнику, который со временем стал систематически применяться после овладения базовым букварным материалом. Соединяя в себе типичные достоинства тренажера для отработки навыков правописания и каллиграфии, учебно-методического справочника и книги для чтения, азбуковник обладал достаточно развитой и целесообразной структурой. Как правило, материал азбуковника был организован следующим образом: в первой части ("Школьное благочиние") помещались грамматические правила и нравоучительные изречения; во второй части ("Азбуковник второй") излагались этикетные правила, касающиеся поведения на школьном уроке; третья часть обычно посвящалась изложению правил правописания и каллиграфии. Необходимо отметить, что уже ранние азбуковники демонстрируют определенную методическую специализацию, связанную с конкретными практическими задачами обучения - специально издаются "Приветства" и "Письмовники", посвященные искусству написаний почтительных писем и приветствий высоким особам. Азбуковник не завершил дальнейшую эволюцию детской учебной книги - одновременно с усложнением ее структуры происходило и расширение тематического диапазона. Наиболее характерным примеров подобного рода является т. н. Азбука-свиток, созданная в 1667 году. Орнаментальная оставляющая азбуки тесно связана с методической - свиток был обрамлен раскрашенной каймой из листьев, раскрашены были также и буквы-инициалы. Учебный материал помимо дидактических реализует и познавательные цели - его изложение дополнено рассказом о Александре Македонском. Особое место в истории детской книги занимает букварь Кариона Истомина, замечательного педагога-монаха, творившего за несколько лет до воцарения Петра I. Деятельность Кариона Истомина демонстрирует решительный разрыв с традициями Домостроя, выдвигая в качестве альтернативы боли и телесным наказаниям интерес и наглядность. Каждой букве в букваре Истомина отведен отдельный лист. В верхней половине листа обозначено каллиграфическое написание букв (в славянском, греческом, латинском и польском вариантах) и соответствующие буквам картинки (Д - дверь, древо, диадема, длань, дуга и т.д.). В нижней части листа - нравоучительные вирши с употреблением слов на соответствующую букву. Букварь Кариона Истомина явился новым этапом в развитии деткой литературы, приблизившим учебную книгу к занимательным жанрам детского чтения; его структура во многом предвосхитила принципиальную основу современного букваря (сочетание буквы, иллюстрации и тематического стихотворения). Совершенствование традиций российского букваря отразилось не только на формировании жанровой системы учебной литературы. Влияние учебно-методической литературы раннего периода сказывается и на развитии других направлений детского чтения, представленных, например, жанром "потешной книги" и литературой для духовно-нравственного чтения. Широко распространенные в XVII-XVIII веках "потешные листы", активно издаваемые в рамках поддержки народного образования, явились одним из первых опытов создания на Руси иллюстрированной научной книги и энциклопедии для детей. Основанные на единстве цветной иллюстрации и текста-пояснения, потешные листы содержали универсальный учебный материал по истории, географии, религии и мифологии. Из наиболее популярных следует назвать "Царственный летописец" (XVII век), посвященный иллюстрированной истории России, картины на сюжеты о Мамаевом побоище, о единоборстве Александра Македонского с индийским царем Пором. Одновременно с потешными листами издавались т.н. лицевые книги: сказки, рыцарские романы, былины, народные лубочные картины. Для данных форм детской книги зачастую была характерна конкретная социальная адресация - каждый жанр имел преимущественное хождение в соответствующей социальной аудитории (среди детей духовенства, приказных людей, крестьянства). Особое место в кругу детского чтения занимала литература религиозно-нравоучительного характера, непосредственно связанная с традициями российского церковного воспитания. Как правило, ее основной методологический актив составляли тексты "Священного писания", "Жития святых", "Священные истории", "Псалтырь". Сюжеты, темы, образы и мотивы библейских источников органично вошли в русло воспитательной литературы и составили большую часть содержательного материала духовных книг. Соответствующие сюжеты и темы зачастую отражались даже в книгах сугубо учебно-методических, например, в азбуках. Карион Истомин создает "Библию большую в лицах, подписанную виршами", для царских детей пишет "Акафист", "Эдем", "Екклексию". Религиозная книга всегда реализовывала задачу нравственного воспитания молодежи, способствовала формированию базовых представлений о богословских догматах христианства. Характерно, что при этом типично религиозный сюжет проходил сквозь призму народного восприятия и приобретал определенную самобытность, нередко связанную с отходом от библейского канона. Несмотря на то, что в целом направление развивалось с опорой на библейскую традицию, в священные сюжеты нередко проникали сказочные и былинные мотивы, а персонажи часто походили на известных сказочных героев. Народное творчество по-своему интерпретировало образ героя, представляя его воплощением гуманности и справедливости, вносило коррективы в богословские догматы, отражало в священных историях народный быт, идеалы, подчас даже обращаясь к критике социальной действительности. Нередко произведение совершенно иначе интерпретировало евангельский сюжет, давно признанный каноничным. В повести "О Муромском князе Петре и супруге его Февронии" (XVI век) сказочные мотивы меняют каноничный сюжет до неузнаваемости: здесь и змей, летающий к жене муромского князя в образе ее мужа, и героические приключения князя Петра, вызвавшегося убить змея, его встреча с Февронией, задачи, которые он ей задает (спрясть в короткое время порты, полотенце, рубашку). В итоге мы видим перед собой произведение, весьма далекое от первоначального источника, но, безусловно, не лишенное определенной самобытности. Становление и развитие детской литературы в России было неразрывно связано с общественно-историческими процессами, сопровождавшими формирование российской государственности, с определяющим влиянием православной церкви. Однако позиции церкви и государства не имели самодовлеющего значения для эволюции детской книги: взращенная творческой энергией русского народа, тяга к просвещению и познанию мира обусловила появление авторских версий учебно-методической книги на Руси, отразивших творческую индивидуальность своих создателей. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1) Перечислите и охарактеризуйте жанровые и дидактические особенности ранней учебно-методической литературы на Руси. К какому периоду российской истории относится начало развития детской книги в России? 2) Перечислите исторически известные варианты первых русских букварей в хронологическом порядке их издания. Какие явления и тенденции нашли отражение в их структуре и тематическом содержании? Каковы исторические итоги жанровой эволюции букваря? 3) Как связаны дидактические особенности первых букварей с общими задачами российской системы образования 15-16 веков? Раскройте эту связь и охарактеризуйте результаты влияния церковно-православных доктрин на тематический диапазон и жанровую структуру российских букварей и азбуковников. 4) Раскройте значение для развития российской учебно-методической литературы творчества и просветительской деятельности Кариона Истомина. 5) Какие жанры светской литературы для детей вы знаете? Какие задачи и функции они призваны были реализовать? Охарактеризуйте тематические и дидактические особенности жанровых разновидностей светской детской литературы в России. 6) Охарактеризуйте периодизацию исторической эволюции российской детской литературы на ранних этапах ее развития. Раскройте содержательные и жанровые особенности каждого этапа.
«Основные этапы развития отечественной детской литературы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot