Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Детская литература

  • 👀 664 просмотра
  • 📌 650 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Детская литература» doc
Лекционный курс Тема 1. Специфика детской литературы. Детская литература как особое социально-культурное явление. Своеобразие положения детской литературы в иерархическом пространстве "рядов" (С.И. Кормилов) литературного поля. Истоки формирования специфического содержания и особенностей эстетики и поэтики детской литературы. Мифология, фольклор, лубочная словесность и детская литература. Методологические проблемы изучения детской литературы. Адресный характер детской литературы. Категория читателя – ребенка. Возрастные особенности художественного восприятия и развития ребенка как специфическая мера художественно-педагогической состоятельности детского произведения. Типы классификаций детской литературы. Функции детской литературы как искусства слова. Детская книга как особый культурный, художественно-эстетический феномен. Литература Учебная 1. Беньковская Т.Е. Детская литература и воспитание читателя. – Оренбург, 1999. 2. Детская литература. Учебное пособие / Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М., 2004. 3. Зарубежная литература для детей и юношества. В двух частях. / Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С.Чернявской. – М., 1989. 4. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. 5. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., 2001. 6. Полозова Т.Д., Гуюкина Г.П., Полозова Т.А., Бархота М.П. Русская литература для детей. – М., 1998. Научно-критическая 1. Балдина О. Русские народные картинки. – М., 1972. 2. Бухарова И.Г. Игра словом в детской книге // Поэтическое слово: Теория литературы в школе. – Иркутск, 1996. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997. 4. Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. 5. Минералова И.Г. Феномен детства в мировой словесности // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. науч. и научно-метод. тр. МПГУ. Вып. 3. – М., 1998. - С. 3 -7. 6. Нефедова Л.К. Онтологическая семантика образов детства. – Омск, 2005. 7. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? // Знание. – 1978. - № 5. 8. Петровская М. Книги нашего детства. – М., 1986. 9. Порядина М. Две вещи несовместные // Новое литературное обозрение. - 2002. - № 58. 10. Родари Дж. Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978. 11. Сивоконь С. Веселые наши друзья. – М., 1986. 12. Чтение детей и подростков в конце ХХ в.: Сб. науч. трудов. – М., 1999. 13. Рассадин С. Дети и книга. – М., 1992. Тема 2. Основные этапы истории отечественной детской литературы. Словесность для детей ХV –XVIII вв. Беллетристика и детские журналы первой половины ХIХ века. Детская литература в структуре общего литературного процесса: принципы периодизации, особенности и закономерности взаимодействия с общей литературой. ХV – ХVI века. Первые рукописные книги для детей. Первые печатные книги для детей. "Азбука" Ивана Федорова (1574 г.). Творчество для детей Кариона Истомина. Первые детские цветные иллюстрированные книги. Художественно-эстетическое единство текста и иллюстрации, слова и изображения. "Лицевой букварь". Вирши для детей. "Мир в картинках" Я. А. Коменского и другие переводные сочинения. Познавательно-дидактический характер детских книг ХVII – ХVIII вв. Детские энциклопедии. Деятельность А. Болотова, Н. Новикова. "Детское чтение для сердца и разума" как первый детский журнал. Творческая обработка переводного материала. "Детская библиотека" А. Кампе в переводе А. Шишкова - самая популярная детская книга ХVIII – начала ХIХ вв. Традиции назидательного рассказа в русской детской литературе ХIХ века. Становление детской литературы в первой половине ХIХ века. Осознание ценности детства романтиками. Движение образов детства от сентиментализма к романтизму и реализму. Литературная деятельность А. Ишимовой, П. Фурмана, А. Зонтаг. Становление в их творчестве форм исторического повествования, жанра повести из детского быта. Значение труда А. Ишимовой "История России в рассказах для детей". Басенный мир И. А. Крылова в детском восприятии. Особенности "сценичности" и дидактизма басен, характерность персонажей. Литературный, исторический, культурный материал в детских журналах первой половины ХIХ века. Литература 1. Бегак Б.А. Классики в стране детства. – М., 1983. 2. Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. – М., 1978. 3. Екатерина II. Сказка о царевиче Хлоре // Русская словесность. – 1993. - № 3. 4. Кудрявцева Л. Ради любезного созерцания, или буква А. О специфике жанра некоторых азбук // Детская литература. – 1993. - № 4. 5. Лебедева А. XVIII век: Отечественные издания для детей и подростков // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7. 6. Лотман Ю.М.Беседы о русской культуре. – СПб., 1997. 7. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М., 1997. 8. Холмов М. Для сердца и разума: К 200-сотлетию первого детского журнала в России // О литературе для детей. – Л., 1984. 9. Чудакова М., Сквозь звезды к терниям // Новый мир. – 1990. – 4. 10. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. – 1979, № 12 Тема 3. Литературная сказка первой половины ХIХ века. Сказка как жанр. Сказка и миф. Сказка фольклорная и литературная. ХIХ в. – время интенсивного развития жанровой модели литературной сказки. Становление жанра стихотворной литературной сказки и контекст эстетических устремлений романтизма. Принципы обработки фольклорных сюжетов в литературной сказке. Сказки В. А. Жуковского как попытка ввести фольклорный жанр в литературу. Разнообразие поэтических форм в сказках Жуковского. Стихи и баллады Жуковского в детском чтении. Сказки А. С. Пушкина. Источники сказок (русский фольклор, сказки братьев Гримм, романтическая литература). Философско-эстетическая содержательность "двуадресных" (для взрослых и детей) сказок Пушкина. Трансформация фольклорных героев и ситуаций в "Сказке о рыбаке и рыбке" (1833), в "Сказке о царе Салтане" (1831), в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" (1833), в "Сказке о попе и работнике его Балде" (1830). Сказочное творчество П.П.Ершова. "Конек-горбунок" (1834). Многослойность стиля, сюжетно-композиционные особенности. Система образов. Прозаическая сказка для детей в первой половине ХIХ века. Сказочная повесть А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители". Традиции Э. Т. А. Гофмана в произведении Погорельского. Своеобразие сочетания исторических, бытовых реалий и фантастики. Психологическая достоверность в изображении внутреннего мира ребенка. Этический потенциал повести. Личность В.Ф.Одоевского. Литературная, педагогическая, культурно-благотворительная деятельность "русского Фауста". Естественность интонаций, живость языка в сборнике "Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея" (1838). Опыт синтеза познавательно-научного и этико-эстетического в сказках "Мороз Иванович" и "Городок в табакерке" (1834). Сказка М. Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб" (1837). Особенности лермонтовской интерпретации языка и стиля восточной сказки. Сборник "Русские сказки" (1832) В.И.Даля. "Народный ум" и "народный быт" (В.Белинский) в сказках Даля. Речевой облик рассказчика и традиции народного красноречия. Литература 1. Алексеева Л.Н. Образ ребенка в сказке "Черная курица" [А. Погорельского] // Литература в школе. – 1997. - № 6. 2. Бегак Б. Чудесный дедушка // Классики в cтране детства. – М., 1983. – С. 35 – 48. 3. Брауде Л.Ю. К истории понятия "Литературная сказка" // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка, Т. 36. – М., 1977. - № 3. 4. Ботникова А.Б. Трансформация принципов немецкой романтической сказки в русской литературной сказке первой половины ХIХ века (А.Погорельский, В. Одоевский) // Из истории русско-немецких литературных взаимосвязей. – М., 1987. 5. Зуева Т.Е. Сказки А.С.Пушкина. – М., 1989. 6. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. – Волгоград, 1992. 7. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка в ее отношении к народной сказке. – Томск, 1982. 8. Липовецкий Н.М. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992. 9. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987. 10. Турьян М. Странная моя судьба. О жизни В.Одоевского. – М., 1991. 11. Скачкова С.В. Из истории русской литературной сказки (Жуковский и Пушкин) // Русская литература. – 1984. - № 4. 12. Тархова Н.А.Второе рождение сказки // Литературная сказка пушкинского времени. – М., 1988. – С. 5 – 28. 13. Хеллман Б. Страшный мир табакерки. Социальный дискурс рассказа В.Ф.Одоевского // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – C. 201 -210. 14. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям: Книга о сказке и сказочниках. – М., 1985. Тема 4. Литература для детей во второй половине ХIХ века. Социально-исторический и культурно-эстетический контекст развития детской литературы во второй половине ХIХ в. Процессы профессионализации в сфере детской литературы и критики (М. Чистяков, А. Круглов, В. Авенариус, К. Лукашевич, А. Анненская, Л. Чарская. В. Желиховская и др.; Н. Савин, Н. Чехов). Развитие книгоиздательств (М. Вольф, И. Сытин и др.) и специальной периодики с учетом возрастных особенностей и потребностей интеллектуально-эстетического развития детей. Расширение круга учебно-педагогичесой и научно-художественной литературы для детей (деятельность К. Д. Ушинского, Е. Водовозовой, Д. Кайгородова, А. Чеглока, Н. Рубакина, В. Острогорского, М. Богданова). Споры о "реализме" и "идеализме" в детской литературе. Роль писателей-классиков в формировании жанров и стилей детской литературы. Стилевое и тематическое многообразие жанровой модели детской повести: бытовая, сказочная, приключенческая, военная, историческая, природоведческая. Принципы сюжетосложения, стилевые особенности, национальный колорит приключенческих и исторических повестей для детей и подростков. Тема страдающего ребенка в литературе второй половины ХIХ – начала ХХ века (Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, Д. В. Григорович, Л. Н. Андреев, А. Куприн, М. Горький). Развитие жанра святочного рассказа. Повести о гимназическом детстве. Традиции "натуральной школы" в реалистических произведениях о судьбах "казенных детей". Своеобразие повестей о гимназистках. Реализм и психологическая достоверность в изображении детей в произведениях К. Станюковича. Д. Мамина Сибиряка, А. П. Чехова. Развитие жанра литературной сказки во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Русская поэзия второй половины ХIХ века в детском чтении: пейзажная лирика Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета. Поэзия крестьянского детства, судьбы крестьянских детей, способы создания образов в лирике Н. Некрасова, И. Никитина, И. Сурикова. Своеобразие творческой манеры А. Плещеева: способы включения в речевой строй адресата-ребенка, доверительность тона, идиллическая модальность в изображении детства. Герой и "антигерой" в детской литературе. Степка-Растрепка конца 40-х – начала 50-х гг. ХIХ века как литературный архетип "чумазого героя" в детской литературе ХХ века. Литература 1. Аникин В.П. Русские писатели-классики и сказка // Сказки русских писателей. – М., 1989. 2. Бегак Б. Классики в стране детства. – М., 1983. 3. Бегунов Ю.К. Источники сказки Аксакова "Аленький цветочек" // Русская литература. – 1983. - № 1. 4. Белинский В.Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. о детской литературе. – М., 1983. 5. Водовозов В. И. Из книги для первоначального чтения в народных школах // Водовозов В. И. Избр. пед. соч. – М., 1986. 6. Детская литература. – 1978. - № 9 (номер посвящен творчеству Л. Н. Толстого для детей и о детях). 7. Дергачев И. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. - Свердловск, 1981. 8. Кремянская Н. Д. Мамин-Сибиряк как детский писатель. – Свердловск, 1952. 9. Зуев Н. "Крестьянские дети" Некрасова // "Жизнь и поэзия – одно": Очерки о русских поэтах ХIХ – ХХ веков. - М., 1990. 10. Мотяшов И. Самое дорогое, духовное // Детская литература. – 1982. - №2. 11. Полоцкая Э. А. Антон Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. – М., 2000. – С. 390 – 457. 12. Пушкарева В. С. Дети и детство в творчестве Ф. М. Достоевского и русская литература второй половины ХIХ века. – Белгород, 1998. 13. Сетин Ф. И. Мастер родного слова // Детская литература. – 1974. - № 2. 14. Тодоров Л. В. Народное и детское чтение в педагогической системе Ушинского // Советская педагогика. – 1973. - № 9. 15. Чуковский К. И. О Чехове. – М., 1967. Тема 5. Творчество Л.Н.Толстого для детей и жанр автобиографической повести о детстве в русской литературе ХIХ – начала ХХ вв. Художественно-педагогическая деятельность Л.Н.Толстого. Нравственно-этическое учение. Педагогическая деятельность Толстого в яснополянской школе. "Азбука" (1872), "Русские книги для чтения" (1875). Общедоступность языка, стилевая выразительность, жанровое и тематическое многообразие произведений Толстого для детей: сказка ("Три медведя"), басня ("Лгун"), рассказ-быль ("Акула", "Косточка", "Прыжок"), исторический рассказ. Повесть "Кавказский пленник": особенности повествования, сюжетная динамика, характеры героев. Очевидность нравственно-дидактического начала в произведениях Толстого. Открытие Толстым подлинного ребенка в эстетической системе координат реализма. Повесть "Детство" (1852): "диалектика души" ребенка как форма психологической, социально-бытовой, исторической конкретизации образа. Значение повестей Л. Н.Толстого "Детство" (1852), С. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" (1858), Н. Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы" (1892) в развитии детской литературы. Традиции психологизма Аксакова и Толстого в развитии автобиографической прозы ХХ века (И.Шмелев, Б.Зайцев, М. Пришвин, И. Бунин, В. Набоков). Роль Толстого и писателей-классиков в формировании черт национального образа детства. Психологизм. Создание индивидуальных характеров вместо традиционных типов ("бедный", "богатый", "добродетельный" и т.п.). Историография детской души в формирующемся жанре повестей-воспоминаний о детстве: "Дневник девочки" (1862) С. Буташевской, "Как я была маленькой" В. Желиховской (1891), "Листки из детских воспоминаний" В. Авенариуса (1897) и др. Литература 1. Бондарь С. Ю. Тема детства в автобиографических повестях С. Аксакова и Л. Толстого // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1992. – С. 77 – 85. 2. Войтоловская Э. Л. Аксаков в кругу писателей-классиков. – Л., 1982. 3. Еремина Л. Рождение образа: О языке художественной прозы Л. Толстого. – М., 1983. 4. Исакова И. Н. Люди как реки …: [О номинации персонажей в повести Л. Н. Толстого "Детство"] // Русская словесность. – 1998. - № 6. – С. 45 – 50. 5. Ломунов К. Л. Н.Толстой: Очерк жизни и творчества. – М., 1984. 6. Майман Е. Лев Толстой: Путь писателя. – М., 1984. 7. Чуковский К. Современники. Портреты и этюды. - М., 1962. 8. Сигаева т. Три "детства" в русской литературе: [Л. Толстой, С. Аксаков, М. Горький] // Литература. Приложение к газ. "Первое сентября". – 1999. - № 3. – С. 5 – 12. 9. Токмакова И. Забытый, но незабываемый: [ О приобщении к творчеству С. Т. Аксакова] // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7. – С. 92 – 96. Тема 6. Серебряный век и русская детская литература. Особенности "рубежного" состояния русской культуры. Творчество для детей и о детях в контексте эстетико-философских исканий Серебряного века. Тема детства, детский способ видения мира как одна из ведущих точек отсчета в новой системе миропонимания и способов ее художественного воплощения. Детское сознание, детская тема в произведениях выдающихся писателей Серебряного века и в массовой детской литературе. Произведения для детей и интерес к теме детства в творчестве поэтов разных направлений (символизма, акмеизма, реализма): К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока, Ф. Сологуба, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Городецкого, М. Кузмина, О. Мандельштама, И. Бунина. Детский способ видения мира и принципы словотворчества в эстетике футуризма. Пейзажная лирика С. Есенина и крестьянских поэтов Н. Клюева, А. Ширяевца, С. Клычкова, П. Орешина в детском чтении. Творчество Л. А. Чарской как феномен массовой детской литературы. Актуализация жанра литературной сказки. Творчество А. М. Ремизова ("Посолонь", 1907), А. Н. Толстого ("Сорочьи сказки", 1909). Продолжение традиций Серебряного века писателями-эмигрантами. "Детский остров" Саши Черного. Способы создания образов поэта и ребенка, символика названия. Средства создания комического в поэзии и прозе Саши Черного. Ребенок и реалии эмигрантского бытия ("Мой роман", 1927). Семантика и способы создания образов животных – обитателей детского острова ("Что кому нравится", 1921). Особенности развития детской периодики на рубеже ХIХ –ХХ вв. Дидактический и культурно-эстетический потенциал, возрастная адресованность журналов "Задушевное слово" (1876 – 1917), "Игрушечка" (1880 - 1912), "Тропинка (1906 - 1912), "Маяк" (1909 - 1918). Литература 1. Бабичева Ю.В. Драматические сказки Николая Гумилева ("Дитя Аллаха" и "Дерево превращений") // Вопросы рус. лит. Вып. 1 (57). – Львов, 1991. С. 51 – 58. 2. Берегулева-Дмитриева Т.Г. "Чувство таинственности мира" // Сказка серебряного века. – М., 1994. 3. Гаспаров Б.М. Мой до дыр (пародирование поэтики футуризма в стихотворной сказке К.Чуковского) // Новое литературное обозрение. – М., 1992. - № 1. 4. Герасимов Ю.К. Русский символизм и фольклор // Русская литература. – 1985. - № 1. 5. Губергриц А.М. Русская детская литература последних десятилетий ХIХ – начала ХХ века: Пособие по истории русской детской литературы. – Таллинн, 1998. 6. Дихтярь М. Футуризм от 2 до 5 // Детская литература. – 1993. - № 5. 7. Ильчук Н. П. Сказки Алексея Михайловича Ремизова // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 6. – С. 84 – 98. 8. Исмагулова Т.Д. Реальная и мифологическая биографии Лидии Чарской / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. C. 210 – 220. 9. Минералова И.Г. Лидия Чарская – сказочница // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. науч. и научно-метод. Тр. МПГУ. Вып. 5. – М., 2000. С. 121 -124. 10. Приходько В. "Детский остров" Саши Черного // Детская литература. – 1993. - № 5. 11. Путилова Е.О. Ф. Сологуб и Л.Чарская // Русская литература. - 1995. - № 4. 12. Чередникова М.П. Миф – сказка – игра в лирическом цикле А.М.Ремизова "Посолонь" / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. C. 307 -317. Тема 7. Особенности развития советской детской литературы в первой половине ХХ века. Коренные изменения в русской детской литературе, обусловленные сменой общей культурно-исторической ситуации после революции 1917 г. Изменение читательской аудитории, появление массового демократического читателя. Отказ от прежних социальных и педагогических установок. Приход в литературу нового поколения писателей. Время активных экспериментов в области содержания и формы. Детская литература 20-30-х годов в контексте разных эстетических парадигм: от авангарда до социалистического реализма. Появление новых детских книгоиздательств, ориентированных на выпуск новой детской книги. Принципы новой детской книги: объективные картины всех сторон жизни, четкость социальных и нравственных оценок. Активное включение детской книги в политическое, идеологическое и культурное просвещение. Отражение нового социально-культурного кода в принципах иллюстрирования детской книги. Художественные поиски в области детской книжной графики (В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов). Расцвет научно-популярной книги (природоведческой, технической, историографической и т.д.). Периодические издания нового типа, организующие социально-культурную жизнь детей: в Ленинграде – "Новый Робинзон" под руководством С. Маршака, с 1924 г.; "Чиж" и "Еж" под руководством Н. Олейникова, с 1928 и 1930 г.; в Москве – "Пионер" под руководством Б. Ивантера, с 1928 г.; "Мурзилка" под руководством Е. Благининой, с 1924 г. Путь писателей в детскую литературу через журнал. Усиление идеологического вмешательства в издание детских книг и журналов. Жесткое моделирование образа детства в советской ритуальной практике. Неоднозначность повышенного интереса власти к процессам "формовки" читателя-ребенка. Жесткий идеологический контроль над деятельностью писателей и редакторов. Требование простоты художественной формы и однозначности содержания. Борьба со сказкой и за сказку (Н. Крупская против К. Чуковского). Борьба с "чуковщиной" как разновидность борьбы с формализмом. Приток в детскую литературу лучших творческих сил, обеспечивший ее расцвет. Литература 1. Акимова А. Н. Поэма Эдуарда Багрицкого "Смерть пионерки": опыт нового прочтения / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – С. 301 - 307. 2. Губергриц А. М. Драматургия 20 – 30-х годов ХХ века для детей на фоне развивающейся субкультуры / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – С.256 – 264. 3. Ефремов А. П. Три попытки Аркадия Гайдара // Гайдар А. Судьба барабанщика. – СПб., 2000. 4. Канунникова О. С кем протекли его боренья: [Заметки о 1 – 3 т. 15-томного Собр. соч. К. И. Чуковского, его личности и творчестве ] // Новый мир. – 2001. - № 11. – С. 194 – 202. 5. Леонтьева С. Г. Красный Петрушка или Петя – пионер? / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – С.264 – 274. 6. Лупанова И. Полвека. Советская детская литература. 1917 – 1967. – М., 1969. 7. Мильдон В. Сказка – ложь, да в ней намек: [Детская литература в 30-е годы ХХ века] // Вопросы литературы. – 2003. – Март – апрель. – С. 295 – 300. 8. Осорина М.В. Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского "Букваря" и "Азбуки" А.Бенуа / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – С.155 – 169. 9. Приходько В.А. Поэт разговаривает с детьми: Литературные очерки. – М., 1980. 10. Чудакова М.О. Через звезды к терниям: Смена литературных циклов // Новый мир. - 1990. - № 4. 11. Чудакова М.О. Заметки о поколениях в советской России // Новое литературное обозрение. – 1998. № 2. 12. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 20-х годов. М., 2002. 13. Шухмин В. Тайна куклы Суок: За кулисами "Трех толстяков Юрия Олеши" // Первое сентября. – 2003. – 24 мая. Тема 8. Художественные открытия в детской поэзии и прозе 20 – 30-х годов ХХ века. Многообразие направлений в детской поэзии. Публицистическая поэзия для детей. Экспериментаторский характер стихотворной публицистики. В. Маяковский ("Кем быть?", 1929; "Песня-молния", 1929). С. Маршак ("Война с Днепром", 1931; "Мистер Твистер", 1933; "Рассказ о неизвестном герое", 1937). А. Барто ("Братишки", 1928). С. Михалков ("Дядя Степа", 1935). Активная жизненная позиция, готовность к самопожертвованию идеального героя в детской стихотворной публицистике. Принципы создания образов отрицательных персонажей (С. Михалков "Фома", 1935, "Про мимозу", 1935). Особенности сказочно-игровой поэзии. Творчество К. И. Чуковского. Жанровое многообразие: сказочные поэмы, литературные путаницы и перевертыши, загадки, повести, переводы. Новаторство формы и содержания в произведениях К. Чуковского. Смысловая и звуковая игра, композиционно-ритмическое разнообразие, стилевая многослойность. Чуковский - теоретик детской литературы. Творчество С. Маршака. Значение переводов из английской детской поэзии (сборник "Дом, который построил Джек", 1923). Значение абсурда, путаницы, игры в оригинальной и переводной поэзии Маршака. Особенности драматургии для детей ("Кошкин дом", 1922; "Петрушка - иностранец", 1927; "Терем-Теремок", 1940; "Двенадцать месяцев", 1943). Синтез дидактического и психологического начал, особенности событийного ряда в стихотворных сюжетах А. Барто. Психологическая достоверность, динамизм в лирике З. Александровой, С. Михалкова. Лирическое направление детской поэзии – творчество Е. Благининой. Поэзия для детей в истории русского авангарда 20–30-х годов. Особенности поэтического вымысла и словесной игры в стихах Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова, Н. Заболоцкого. Особенности детской прозы. Доминирование жанра реалистической повести и реалистического рассказа. Изображение драматических сторон жизни, лаконизм, объективность в произведениях А. Неверова, А. Гайдара, Б. Житкова. Выразительно-изобразительные возможности сказовой формы в произведениях Л. Пантелеева. Драматизм судеб, социальная активность героев новой детской литературы: "Республика Шкид" (1927) Г. Белых и Л. Пантелеева; "Ташкент – город хлебный" (1924) А. Неверова; "Повесть о рыжей девочке" (1929) Л. Будогосской). Распространение пропагандистской литературы о детях ("Пионер Павел Морозов" (1938) А. Яковлева). Традиции приключенческой литературы в повестях о революции и гражданской войне (А. Гайдар, В. Катаев, П. Бляхин, Л. Остроумов, А. Беляев). Различные типы детских характеров в повестях о семейном детстве (А. Толстой, Л. Кассиль, С. Розанов). Уникальность психологической повести Р. Фраермана "Дикая собака Динго" (1938). Творчество для детей А. Платонова, М. Зощенко, К. Паустовского. Трансформация жанра сказки в 20-30-е годы. Сказки Ю. Олеши, А. Толстого, Е. Шварца, А. Волкова. Л. Лагина, Б. Шергина, П. Бажова. Художественно-познавательное направление в детской литературе 20-30-х гг. Феномен популярности исторической беллетристики Ал. Алтаева (М. Ямщиковой). Рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе в детском чтении. Расцвет научно-технической детской книги (А. Ферсман, Н. Плавильщиков, Я. Перельман, М. Ильин). Пародия на жанр научного путешествия в повести А. Некрасова "Приключения капитана Врунгеля" (1939). Литература 1. Ефремов А. П. Евангельский сюжет в повести А. П. Гайдара "Школа" / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – С. 280 – 289. 2. Литягин А.А. Метафизика счета в авангардной детской поэзии 1920 – 1930-х годов / Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – С. 237 – 245. 3. Лупанова И. Полвека. Советская детская литература. 1917 – 1967. – М., 1969. 4. Мильдон В. Сказка – ложь, да в ней намек: [Детская литература в 30-е годы ХХ века] // Вопросы литературы. – 2003. – Март – апрель. – С. 295 – 300. 5. Приходько В.А. Поэт разговаривает с детьми: Литературные очерки. – М., 1980. 6. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов. – Свердловск, - 1990. 7. Скоробогач Т.Л. Сказочные формы повествования и реализм в сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца" // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. науч. и научно-метод. Тр. МПГУ. Вып. 3. – М., 1998. С. 114 – 118. 8. Сивоконь С. Спор о Гайдаре // Детская литература. – 1993. - № 5. 9. Чудакова М.О. Через звезды к терниям: Смена литературных циклов // Новый мир. - 1990. - № 4. 10. Урнов Д. "Военная хитрость" писателя Гайдара // Литературная учеба. – 1984. - № 5. Тема 9. Особенности детской литературы 40-50-х годов. Общая характеристика литературы 40-50-х гг. Метод социалистического реализма и детская литература. Особенности развертывания темы "Ребенок и война" в повестях и рассказах периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени ("Девочка из города" Л. Воронковой (1943); "Дорогие мои мальчишки" Л. Кассиля (1944); "Сын полка" В. Катаева (1945); "На ялике", "Маринка" Л. Пантелеева (1943). Упрощенный показ войны, гиперболизация психических и физических возможностей детей в повестях о пионерах-героях (Л. Кассиль и М. Поляновский, "Улица младшего сына", 1949; В. Смирнова, "Саша Чекалин" и др.). Эпический принцип поэтизации жертвенности и героической смерти. Повести и рассказы В. Осеевой ("Васек Трубачев и его товарищи", 1947; "Волшебное слово", 1950; "Синие листья", 1950; "Сыновья", 1950; ""Динка" (1954 - 1956). Многообразие тем, особенности сюжетосложения, принципы создания характеров. Жанр приключенческой повести в творчестве В. Каверина ("Два капитана", 1940 - 1945) и А. Рыбакова ("Кортик", 1948). Принципы создания комического, детские типы в рассказах и повестях Н. Носова ("Живая шляпа", "Телефон", "Дружок", "Мишкина каша" – 1945) и Ю. Сотника ("Исследователи", 1940; "Невиданная птица", 1946; "Как я был самостоятельным", 1957). Сказочная трилогия Носова ("Приключения Незнайки и его друзей", 1954; "Незнайка в Солнечном городе", 1958; "Незнайка на Луне", 1964). Сказки-уроки в творчестве Е. Пермяка и В. Губарева ("Королевство кривых зеркал", 1958). Литература 1. Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в детской литературе 50 – 80-х годов ХХ века. – Волгоград, 2001. 2. Костюхина М. С. Открытие школьника в русской литературе // Русская словесность. – 1998. - № 5. – С. 79 – 88. 3. Лупанова И. Полвека. Советская детская литература. 1917 – 1967. – М., 1969. 4. Мещерякова М. И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века: Проблемы поэтики: Монография. – М., 1997. 5. Николаева С. А. Дети и война. – М., 1991. 6. Орлова Н.Н. Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей национальных литератур России и ближнего зарубежья для детей и юношества. – М., 2000. 7. Приходько В. Николай Носов: // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 11. – С. 73 – 79. Тема 10. Жанрово-стилевое многообразие отечественной детской литературы второй половины ХХ века. Жанрово-стилевые искания в детской литературе периода "оттепели". Возвращение традиций опальных поэтов (К. Чуковского, Д. Хармса, А. Введенского) в творчество нового поколения детских поэтов и писателей (Б. Заходера, Я. Акима, В. Берестова, И. Токмаковой, Р. Погодина, А. Алексина, Ю.Яковлева, В. Крапивина, В.Железникова, В.Драгунского). Парадоксальность взгляда на мир в поэзии Г. Сапгира. Детские стихи в творчестве А. Кушнера. Ритмо-мелодические особенности, романтический характер образности в лирике Ю. Мориц. Особенности лирических сюжетов и способы их воплощения в творчестве поэтов 70-90-х гг. (И. Мазнин, Ю. Кушак, Г. Кружков, М. Яснов, И. Шевчук, М. Бородицкая, О. Григорьев, Т. Собакин и др.). Психологическая повесть и психологический рассказ в детской литературе 50 – 80-х гг. в системе "двойного измерения" (для детского и взрослого чтения). Повесть В. Пановой "Сережа" (1955). Повести Н. Дубова ("Мальчик у моря", 1963; "Беглец", 1965), Р. Погодина (" Кирпичные острова", 1959; "Тишина", 1960 и др.), Ю. Нагибина ("Зимний дуб", 1955). Романтические черты в изображении ребенка в произведениях Ю. Яковлева, В. Крапивина. Семейная тема в рассказах и повестях А. Алексина, В. Голявкина, В. Драгунского, А. Лиханова. Юмор и гротеск в произведениях В. Драгунского. А. Раскина, А. Гиневского, М. Москвиной. Проблемы жанра школьной повести (В. Железников, Н. Долинина, И. Пивоварова, Л. Матвеева, В. Медведев). Особенности развития исторического жанра в детской литературе (С. Алексеев, С. Голицын, Г. Юдин). Сказки и сказочные повести В. Каверина, Э. Успенского, Я. Акима, С. Козлова, А. Шарова, Г. Остера. Проблематика, художественные особенности приключенческой и фантастической литературы (Е. Велтисов, Ф. Кнорре, К. Булычев). Тема детства в литературе 70-80-х гг. для взрослых (В. Астафьев, Ф. Искандер, Ч.Айтматов). Специфика темы детства и образа ребенка в литературе постмодернизма (В. Ерофеев, Т. Толстая, Л. Петрушевская). Литература 1. Арзамасцева И.Н. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. - 1993. - № 1. 2. Арзамасцева И. Чечевица на асфальте, или Обзор новых произведений за 1997 год. Полемические заметки // Детская литература. – 1998. - № 2. – С. 70 – 76. 3. Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология // Русская литература. – 1984. - № 3. 4. Васюченко И. Игра взаправду: Заметки о сказках Эдуарда Успенского // Детская литература. – 1984. - № 2. 5. Громова М.И. Сказка в творчестве Л.С.Петрушевской // Литературная сказка. История, теория, поэтика: Сб. ст. и материалов МПГУ. – М., 1996. 6. Доманский Ю. В. Ребенок в поэме Вен. Ерофеева "Москва – Петушки" // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. – М., 2003. – С. 85 – 90. 7. Левина Е.Р., Иноземцева М.Б. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества. – М., 1991. 8. Лекманов О.А. Статьи и заметки о школьной литературе – Essays and notes on school literature. – М., 2001. 9. Липовецкий М. В некотором царстве. Современная литературная сказка // Литературное обозрение. – 1984. - № 11. 10. Неелов Е.М. Фантастический мир Стругацких (повесть "Малыш") // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1992. – С. 49 – 67. 11. Овчинникова Л.В. Мир и антимир в сказках Л. Петрушевской / Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века. История, классификация, поэтика. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 2003. – С. 205 – 221. 12. Порядина М. Глядя в сторону детской литературы // Критическая масса. – 2003. - № 3. 13. Харламова Р. Благослови детей и зверей. О творчестве Г. Остера // Детская литература. – 1993. - № 4. 14. Чернышева Т.О. Надоевшие сказки ХХ века (о кризисе научной фантастики) // Вопросы литературы. – М. – 1990. - № 5. – С. 62 -82.
«Детская литература» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot