Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные этапы исследовательского процесса.

  • 👀 799 просмотров
  • 📌 778 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные этапы исследовательского процесса.» docx
ЗАДАНИЕ: 1. Изучить материал по теме 1.3. Тема 1.3. Основные этапы исследовательского процесса Обычно исследование состоит их трех основных этапов. Первый этап работы включает в себя: - выбор проблемы и темы; - определение объекта и предмета, целей и задачи; - разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит: - выбор методов исследования; - проверку гипотезы; - непосредственно исследование; - формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; - обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы? Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными - опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д. Актуальность исследования – необходимое требование к любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему именно эта тема в данный момент представляет интерес, каковы причины обращения к ней, что мешало сделать это раньше. Показателем актуальности темы является наличие проблемы в данной области исследования. Существует методологическая закономерность формулировок тем исследования и достаточно быстрой смены одного или нескольких проблемных аспектов исследовательской темы. Тема живет долго, а проблемные аспекты ее меняются и под влиянием научно-технического и социального прогресса, и под влиянием изменения мировоззренческих взглядов на природу изучаемого явления. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Проблему создают противоречия, требующие разрешения. Проблема исследования должна быть актуальна, отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована. Тема - в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Это то, на что направлена исследовательская деятельность (выяснить, что именно рассматривается в исследовании). Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы (т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции он раскрывает). Например: Объектная область – русский и немецкий языки. Объект исследования – взаимовлияние языков друг на друга. Предмет исследования – Заимствования в русском языке из немецкого. Тема исследования – Влияние развития науки и техники в Германии на русский язык. То есть тема исследования - более узкая сфера в рамках объекта исследования, в котором рассматривается проблема. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать ее в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий. Цель обозначает то, что необходимо сделать, а задачи строятся в виде утверждений, направленных на достижение цели. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Не рекомендуется формулировать цель как “Исследование…”, “Изучение…”, так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта (сбор и анализ информации…). Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (отбор материала для…). Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки (разработка ….). Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом. После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиций которого будет осуществляться исследование. В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы. Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка, а тем более исследование их, не имеет смысла. В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнута. Выдвигать гипотезу нужно таким образом, чтобы она охватывала разные аспекты и стороны исследуемых явлений, процессов. Для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, автор должен иметь хорошую теоретическую подготовку, осведомленность в проблеме исследования. Гипотеза считается достоверной лишь после практической проверки и подтверждения ее соответствующими фактами. Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным. При формулировке гипотезы обычно используются конструкции типа: « если…, то…», « при условии, что…», т.е. такие, которые концентрируют внимание на проблеме и путях её решения. Гипотезы бывают: - описательные (предполагается существование какого-либо явления); - объяснительные (вскрывающие причины его); - описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные требования: - она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше; - в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; - при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; - требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено: - какое явление изучается; - по каким показателям; - какие критерии оценки применяются; - какие методы исследования используются; - порядок применения тех или иных методов. Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Предварительные теоретические и практические выводы должны отвечать следующим методическим требованиям: - быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; - вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения. При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок: - своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы; - непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы. Третий этап - внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Литературное оформление материалов исследования - трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования. Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно - главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов. Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли. В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил: - название и содержание глав, а также пунктов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание пунктов - главу в целом; - первоначально, изучив материал для написания очередной главы, необходимо продумать ее план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку; - проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список использованной литературы (библиографию); - не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое; - избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность; - изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым; - соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы; - перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.
«Основные этапы исследовательского процесса.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Соловьева В.Н., Мытарева Е.А.
Смотреть все 91 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot