Основные элементы системы корпоративного управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие корпорации
1.2. Понятие корпоративного управления и корпоративного
менеджмента
1.3. Субъекты корпоративных отношений
1.4. Принципы корпоративного управления
1.5. Основные элементы системы корпоративного управления
1.1. Понятие корпорации. Корпорация — это совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. В широком смысле под корпорацией можно понимать любое объединение с общими целями. Термин «корпорация» имеет три значения: корпорация как профессиональное объединение, корпорация как модель государственного устройства, корпорация как конкретный тип юридического лица, широко распространенная в мире форма организации предпринимательской деятельности с коллективным владением собственностью, т.е. акционерное общество. В данном курсе мы будем рассматривать корпорацию в третьем смысле. Корпорации имеют долевую собственность, владельцами которой являются акционеры (инвесторы). В настоящем курсе для избегания тавтологии термины «Корпорация», «Общество» и «Компания» мы будем использовать как синонимы.
До вступления в силу с 1 сентября 2014 г. поправок к Гражданскому кодексу РФ, корпорации делились на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО), по поводу правомерности отнесения к корпорациям обществ с ограниченной ответственностью (ООО) однозначного мнения не было. В поправках к Гражданскому кодексу законодатель это противоречие снял, уточнив, что корпорациями считаются публичные акционерные общества (ПАО), акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО), приравненные, по сути, к АО (табл. 1.1).
Организация и деятельность публичных и непубличных акционерных обществ регулируется федеральным законом Российской Федерации от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 05.052014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
1
Таблица 1.1
Изменение организационно-правовых форм корпораций в соответствии с поправками к Гражданскому кодексу РФ от 01.09.2014
ОПФ корпораций до 01 сентября 2014 г.
ОПФ корпораций после 01 сентября 2014 г.
ОАО
ПАО
ЗАО
АО
ООО - как корпорации признавались не всеми
ООО
Публичное акционерное общество — ПАО, форма организации публичной компании (открытой для публики); это акционерное общество, акции которого свободно продаются и покупаются. ПАО более привлекательны для инвесторов, поскольку для них предусмотрена обязанность по раскрытию информации о своей деятельности и ее результатах. Число участников ПАО не ограничено, уставный капитал предусмотрен от 1000 МРОТ.
Непубличное акционерное общество — АО, действует как прежнее закрытое акционерное общество (ЗАО). Его акции распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц. Акционеры непубличного акционерного общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами корпорации. Закрытое акционерное общество не обязано публиковать свою отчётность для всеобщего сведения, но может это делать по своему усмотрению, если считает, что это способствует повышению доверия клиентов и инвесторов. Число участников АО ограничено — не более 50, в случае превышения АО должно быть преобразовано в ПАО; распределение акций осуществляется среди учредителей либо заранее определённого круга лиц; уставный капитал — от 100 МРОТ.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Минимальный размер уставного капитала ООО после вступления в силу Федерального закона от 05.052014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о при
знании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» не изменился и составляет, как и прежде, 10000 руб., но внести уставный капитал в размере минимального можно только денежными средствами. Если при создании ООО определен размер уставного капитала выше минимального, то оставшуюся часть можно внести имуществом.
Корпорации всех организационно-правовых форм имеют своей целью организацию результативной совместной хозяйственной деятельности. В коммерческих ПАО и АО она направлена на получение прибыли в интересах акционеров, в ООО — пайщиков. Некоммерческая корпорация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, но, если прибыль получена, ее нельзя распределять между акционерами: она может быть использована для развития корпорации или благотворительности.
В некоммерческих корпорациях результативная совместная хозяйственная деятельность направлена на достижение общественно значимых целей — социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих, а также целей в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей населения, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и других общественных благ.
1.2. Понятие корпоративного управления и корпоративного менеджмента. Корпоративное управление (КУ) и корпоративный менеджмент (КМ) не являются синонимами. Управленческая эффективность (для оценки менеджмента) и владельческая эффективность (для определения качества владения) — понятия разные. Эффективное владение обеспечивает рост доходов (повышение операционной эффективности), облегчает доступ к рынкам капитала, снижает стоимость капитала, улучшает репутацию компании. Основными элементами корпоративного управления являются акционеры, совет директоров (СД) и генеральный директор (рис. 1.1).
Собрание акционеров является высшим органом управления корпорацией, на нем избирается совет директоров. Совет директоров, как правило, состоит из 7-13 человек, доверенных лиц акционеров; это орган стратегического управления компанией, в его ведение входит назначение генерального
директора.
Генеральный директор — единоличный исполнительный орган, отвечающий за текущую деятельность акционерного общества. Он сам выбирает правление — коллегиальный исполнительный орган, который помогает ему осуществлять текущую деятельность по управлению компанией. Генеральный директор является участником корпоративного менеджмента и одновременно — корпоративного управления.
Основная цель КУ — повышение доверия потенциальных инвесторов к компании, привлечение инвестиций. Критерий эффективности — рост рыночной стоимости компании. Цель корпоративного менеджмента с позиции акционеров — создание работоспособной компании в интересах собственников; с точки зрения менеджеров - недопущение убытков, рост бухгалтерской прибыли, наведение порядка в компании и т.п. Критерием эффективности КМ с позиции менеджеров является рост бухгалтерской прибыли.
Из-за несовпадения целей и интересов акционеров и менеджеров возникаю конфликты. Основные конфликты интересов в корпорации возникают между менеджерами, акционерами и советом директоров корпорации. Корпоративные конфликты могут быть очень сильными и затяжными. В них часто вовлекаются другие заинтересованные лица извне и изнутри компании. Поиск компромисса относится к задачам деятельности совета директоров и генерального директора. Основной метод достижения согласия — коммуникативный, результатом которого должно стать нахождение согласия.
Рис. 1.2. Основные группы стейкхолдеров корпорации
Акционерами корпорации могут быть физические лица, компании, банки, пенсионные фонды (вкладывающие капитал с целью недопущения обесценивания принадлежащих им пенсионных накоплений), институциональные инвесторы, например, инвестиционные фонды и др.
Влияние стейкхолдера на корпорацию определяется по формуле (модель Монделоу, 1991 г.):
Влияние стейкхолдера = Могущество х Интерес (1.1)
1.4. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт управления акционерным обществом базируется на трех основных принципах:
• разделение владения и управления капиталом корпорации;
• разделение властей (невмешательство общего собрания акционеров в деятельность исполнительного органа);
• ответственность исполнительного органа за ведение дел общества.
Наряду с указанными широко используются Принципы корпоративного управления ОЭСР, утвержденные в 1999 г. В 2004 г. была принята их вторая редакция, ставшая основой для большинства инициатив в области корпоративного управления не только в странах ОЭСР, но и в государствах, не являющихся ее членами. В 2013 г. была начата подготовка третьей редакции Принципов корпоративного управления ОЭСР, завершившаяся в 2015 г. Заключительный вариант новой редакции был официально одобрен сначала Советом ОЭСР 8 июля, а затем на встрече министров финансов и руководителей центральных банков стран «Большой двадцатки» (G20) 4 сентября. Обновленный документ получил название «Принципы корпоративного управления G20/03CP». Для России, не являющейся членом ОЭСР, но входящей в G20 наряду с другими странами БРИКС, значение и статус этого документа повысились [6].
В данном документе корпоративное управление определяется как система взаимоотношений между руководством компании, советом директоров, акционерами и стейкхолдерами.
Россия учла рекомендации Принципов ОЭСР 1999 г. при разработке Кодекса корпоративного поведения (2002 г.), его второй редакции в 2004 г. при создании Кодекса корпоративного управления (2014 г.), а также при совершенствовании корпоративного законодательства.
1.5. Основные элементы системы корпоративного управления. Рассмотрение начнем с акционеров, являющихся собственниками компаний, инвесторами и контролерами деятельности совета директоров одновременно.
В теории корпоративного управления выделяют два типа акционеров:
• Миноритарии (мелкие акционеры) — владельцы менее чем 2% от голосующих акций компании. В странах, где преобладают миноритарии, владение собственностью является распыленным. Это характерно для англоговорящих государств — США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии. Акционеров-миноритариев иначе называют аутсайдерами.
• Мажоритарии (крупные акционеры) — владельцы крупных пакетов акций (2% и более от голосующих акций), соответственно, владение собственностью является концентрированным. Это характерно для Германии, Италии, Франции и др. стран. Акционеров-мажоритариев иначе называют инсайдерами.
Акционеры могут владеть четырьмя основными видами акций:
1. Обыкновенные акции—голосующие, т.е. имеющие право голоса на собрании акционеров. Цель их приобретения: участие в управлении корпорацией и распределении прибыли общества. Права акционеров, владеющих обыкновенными акциями:
• право голоса на собрании акционеров;
• право на участие в распределении прибыли компании и получение ее части в виде дивидендов;
• право на часть активов при ликвидации общества;
• преимущественное право на покупку акций нового выпуска пропорционально своей доле.
2. Привилегированные акции — не имеют права голоса на собрании акционеров. Целью их приобретения является получение гарантированного дохода на вложенный капитал. Права акционеров, владеющих привилегированными акциями:
• дивиденды выплачиваются по фиксированной ставке до выплаты по обыкновенным акциям;
• первоочередное удовлетворение претензий при ликвидации общества;
• акции могут быть кумулятивными, т.е. доход по ним может накапливаться в течение оговоренного срока;
• акции могут быть конвертированы в обыкновенные акции.
3. Золотые акции — принадлежат государству и служат средством государственного контроля приватизированных компаний. Золотые акции широко применяются в практике корпоративного управления в Великобритании, Франции, России, Италии, Сенегала, Малайзии и др.
В России понятие «золотая акция» впервые было определено в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Владельцы золотых акций назначают своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию ПАО, которые помимо обычных прав акционеров имеют право вето при принятии общим собранием акционеров следующих решений:
• Внесение изменений и дополнений в устав ПАО или об утверждении устава ПАО в новой редакции;
• реорганизация ПАО;
• ликвидация ПАО, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
• изменение уставного капитала ПАО;
• заключение указанных в ФЗРФ от 26декабря1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» крупных сделок и операций, в совершении которых имеется заинтересованность.
Золотая акция дает специальное право государству контролировать деятельность значимых акционерных обществ, включая доступ ко всем их документам, а также выполняет свои функции до принятия решения о прекращении ее действия теми органами, которые ее выпустили. Золотая акция не подлежит обращению на рынке ценных бумаг. Ныне золотая акция сохранилась лишь в стратегически важных секторах экономики стран Евросоюза, России и Казахстана.
4. Винкулированные акции — именные акции, которые выпускаются в непубличных корпорациях (АО, ООО), обеспечивают наблюдение и контроль за составом и деятельностью акционеров с целью недопущения определенных участников или групп лиц к управлению компанией.
Возможности акционеров напрямую зависят от принадлежащего им пакета акций и обеспечивают следующие права в корпоративном управлении. Акционер, имеющий преимущественный пакет акций, называется бенефициаром (бенефициарием), фактическим выгодоприобретателем дохода от деятельности компании. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Миноритарные акционеры могут быть физическими и юридическими лицами, размер их пакетов акций не позволяет напрямую участвовать в управлении компанией, в частности, в формировании совета директоров. Пакет акций миноритария называется «неконтролирующим».
Генеральный директор назначается Общим собранием акционеров из числа избранных членов Совета директоров общества. Он обязан способствовать приросту капитала компании и обеспечивать ежегодную прибыль, необходимую для распределения в качестве дивидендов между акционерами в порядке и размерах, установленных Общим собранием акционеров.
С Генеральным директором общество заключает контракт, основные положения которого утверждаются на Общем собрании акционеров. Генеральный директор подотчетен общему собранию акционеров. Совет директоров не вправе ограничивать полномочия Генерального директора, но может вынести вопрос об его отзыве на Общее собрание акционеров.
Генеральный директор осуществляет без доверенности действия от имени общества, представляет его интересы во всех российских и иностранных компаниях. Ему предоставлено право распоряжаться средствами и имуществом общества в пределах, определенных уставом и решениями Общего собрания. В своей повседневной деятельности Генеральный директор принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам деятельности компании. Правление общества организует выполнение его приказов. Только с согласия Генерального директора Совет директоров может назначить члена Правления и определить пределы его обязанностей.
Совет директоров — орган управления в корпорации, образуемый путём избрания его членов на общем собрании акционеров на определенный срок. СД осуществляет руководство деятельностью акционерного общества в период времени между ежегодными собраниями акционеров в соответствии с компетенцией, предоставляемой ему по закону и по уставу. Совет директоров создается в обязательном порядке во всех акционерных обществах за исключением тех, в которых число акционеров-владельцев голосующих акций менее 50. Если совет директоров не избирается, то его функции выполняет общее собрание акционеров.
Совет директоров должен принимать решения в интересах акционеров — владельцев и выгодоприобретателей, его конечной целью является повышение стоимости акционерного общества и увеличение рыночных цен его акций, т.е. рост акционерного капитала.
Членом совета директоров общества может быть только физическое лицо, но не обязательно непосредственный акционер данного общества. Количественный состав совета директоров определяется общим собранием или уставом общества, но не может быть менее чем 5 членов. В акционерном обществе с числом более 1000 акционеров должно быть не менее 7 членов; а с числом более 10000 — не менее 9. Фактическая численность Совета зависит от понимания акционерами принципа разумной достаточности, т.к. директора получают за свою работу высокую заработную плату.
В состав совета директоров, как правило, входят три категории директоров — исполнительные, неисполнительные и независимые директора.
Исполнительные директора в совете директоров — это члены совета, работающие в компании постоянно или большую часть времени и занимающие определенную должность. Ими могут быть члены коллегиального исполнительного органа общества и единоличный исполнительный орган (Генеральный директор). В соответствии с законом члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 1/4 состава совета директоров.
Независимые директора — это члены совета директоров, имеющие независимые суждения в силу того, что они не является членами правления и независимы от должностных лиц общества, их аффилированных групп, крупных контрагентов, а также не находятся с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на свободу их суждений. Независимые директора, как правило, это признанные ученые, аудиторы, представители банков, президенты крупных компаний из других отраслей деятельности. Они придают компании респектабельность.
Неисполнительные директора — это члены совета директоров, которые не совмещают работу в нем с деятельностью на какой-либо исполнительной должности в обществе. Они не принимают участия в повседневном руководстве компанией и входят в совет директоров как консультанты или представители акционеров, имея одну из основных целей — оценивать работу председателя совета директоров. Неисполнительными директорами становятся чаще всего представители акционеров предприятий, банков, инвестиционных фондов и других организаций, сотрудничающих с компанией. Акционер, владеющий крупным пакетом акций компании, также может быть приглашен в качестве неисполнительного директора. Неисполнительные директора играют роль противовесов исполнительным, поскольку не зависят от них ни административно, ни функциональною. Председатель совета директоров всегда должен быть неисполнительным директором.
В теории и практике корпоративного управления выделяют два типа структур совета директор.
1. Однопалатный (унитарный) совет директоров, состоящий из одной палаты, которую зачастую называют исполнительным советом. Он представлен на рис. 1.3. В нем исполнительные, неисполнительные и независимые директора работают вместе, несут солидарную ответственность за результаты деятельности акционерного общества. Оплата труда членов совета директоров очень высокая, что обеспечивает их высокую мотивацию к эффективной деятельности и соблюдению этичности. Однопалатный совет директоров характерен для корпораций с распыленным владением собственностью.
2. Двухпалатный совет директоров, состоящий из двух палат — наблюдательного и исполнительного совета (см. рис. 1.4). Применяемая в компании структура совета директоров отражает национальные особенности моделей корпоративного управления. Чаще всего выделяют два вида моделей:
• модель «W», имеющая несколько названий-синонимов — американская, англо-саксонская, аутсайдерская. Она характерна для англоговорящих стран (США, Канада, Новая Зеландия, Великобритания, Австралия и др.);
• модель «В», также имеющая несколько названий-синонимов — германская, немецкая, континентальная, инсайдерская. Она характерна для стран Центральной Европы и Скандинавских стран, менее типична для Бельгии и Франции.
Универсальной, максимально эффективной модели корпоративного управления не существует, каждая модель имеет свои плюсы и минусы.
Страновые различия одних и тех же видов моделей огромны, но в целом можно говорить об их общих чертах. Сравнительная характеристика моделей «W» и «В» представлена в табл. 1.2.
Американская модель корпоративного управления определяется особенностями национальной акционерной собственности:
• Высочайшая степень распыления капитала, в результате ни одна из групп акционеров не может доминировать в совете директоров.
• Высокая ликвидность акций, наличие высокоразвитого рынка ценных бумаг, позволяющего любому акционеру быстро и беспрепятственно продать свои акции, а инвестору — приобрести их.
• Развитость рынка корпоративного контроля, проявляющаяся в многочисленных слияниях, поглощениях и выкупах компаний и обеспечивающая эффективный контроль со стороны рынка за деятельностью менеджеров.
В американской модели фактически управление осуществляет совет директоров, отвечая за следующие основные задачи: решение наиболее важных общекорпоративных вопросов; назначение и контроль деятельности администрации; контроль финансовой деятельности; обеспечение соответствия деятельности корпорации действующим нормам права.
Таблица 1. 2
Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления
Область расхождений
Модель «W»
Модель «В»
1
Корпоративное право
Общее
Континентальное
2
Корпоративное финансирование/контроль
Рыночный (аутсайдерский)
Банковский (инсайдерский)
3
Корпоративное владение (структура)
Распыленное
Концентрированное
4
Основное противоречие
Акционеры — менеджмент
Мажоритарии— миноритарии
5
Совет директоров
Однопалатный (унитарный, функции стратегического управления и контроля деятельности менеджеров совмещены).
Двухпалатный (функции контроля и стратегической инициативы разделены). Контроль осуществляет наблюдательный совет, за стратегическую инициативу отвечает исполнительный совет.
6
Ориентация на интересы
Акционеров (максимизация состояния)
Заинтересованных лиц (гармонизация интересов)
Главная обязанность совета директоров — защита интересов акционеров и максимальное увеличение их богатства, гарантия роста стоимости корпорации. Совет директоров состоит в среднем из 12 человек, а главный управляющий (генеральный директор или президент), принимающий все основные решения, также является членом совета. Большинство директоров — независимые, в основном действующие или бывшие менеджеры других компаний, они играют роли контролеров-стратегов. В большинстве средних американских компаний генеральный директор играет роль председателя совета директоров. В крупнейших корпорациях председатель совета директоров и генеральный исполнительный директор (президент) — разные лица.
Основные преимущества англо-американской модели1:
• Высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок, легкость и быстрота их перетока между компаниями и отраслями.
• Инвесторы ориентированы на поиск сфер, обеспечивающих высокий уровень дохода, что стимулирует компании к инновациям, поиску перспективных направления развития, поддерживает их конкурентоспособность.
• Легкость «входа» и «выхода» для инвесторов в компании.
• Высокая информационная прозрачность компаний.
Основные недостатки англо-американской модели:
• Высокая стоимость привлеченного капитала.
• Ориентация высших менеджеров преимущественно на краткосрочные цели. Они стараются избегать шагов, которые могут привести к снижению курсовой стоимости акций.
• Завышенные требования к доходности инвестиционных проектов.
• Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком, высокая опасность переоценки (чаще) или недооценки (реже) активов.
• Завышенный уровень вознаграждения высшего менеджмента.
Немецкая модель порождена прямо противоположными факторами:
• Концентрация акционерного капитала у различного рода институциональных инвесторов и сравнительная меньшая степень его распыленности у частных инвесторов.
• Относительно слабое развитие рынка акций.
В основе немецкой модели лежит принцип социального взаимодействия: все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, персонал, банки, государство, общественные организации). Немецкая модель характеризуется слабой ориентацией на фондовые рынки и акционерную стоимость в управлении, так как компания сама контролирует свою конкурентоспособность и результаты работы.
В Германии акционерный капитал в значительной мере сконцентрирован и находится во взаимном владении нескольких крупных юридических лиц — банков и корпораций. Банки — основной источник внешнего финансирования корпорации. Банки через своих представителей в советах директоров (это является коренным признаком германской модели) осуществляют функции мониторинга и контроля, организуют эмиссию ценных бумаг, управляют по доверенности акциями. Вследствие слабого развития рынка капитала банки представляют собой основной источник внешнего финансирования корпорации.
Главной целью германского совета директоров является не защита интересов отдельных групп акционеров, а повышение конкурентоспособности корпорации в целом. Структура и численный состав совета в большей мере определяется законодательством, а не уставами корпорации (например, закон требует, чтобы число членов наблюдательного совета было 20 чел.) и не подлежит изменению. Его членами могут быть представители банков («аффилированные аутсайдеры»). В небольших корпорациях (число акционеров менее 500), акционеры избирают весь наблюдательный совет, в средних (500-2000 чел) — треть (совет состоит и 9 человек); в крупных (более 2000 чел.) — половину (10 из 20). Остальных членов совета из своих рядов избирает трудовой коллектив и профсоюзная организация. Это позволяет достичь баланса интересов.
Основные преимущества немецкой модели:
• Более низкая по сравнению с США и Великобританией стоимость привлечения капитала.
• Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
• Высокий уровень устойчивости компаний.
• Более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и стоимостью ее акций.
Недостатки немецкой модели:
• Более сложный, по сравнению с США и Великобританией, «вход» и «выход» вложений инвесторов в компании.
• Невысокая степень информационной прозрачности компаний.
• Недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров2.