Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО «ОСНОВАМИ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИЙ»
Тематика курсовых работ
Написание курсовой работы предполагает анализ телевизионной или радиопередачи (одной передачи или цикла передач), газетной или журнальной публикации (или серии публикаций), телевизионные дебаты, ток-шоу, серия телевизионных или рекламных роликов. В качестве материала для анализа также может выступать то или иное художественное произведение, распространяемое по каналам средств массовой коммуникации и относящееся к жанру массовой культуры (телесериал, художественный фильм или его фрагмент, роман или иные литературные жанры). Анализируемое сообщение должно обязательно содержать одну или несколько коммуникативных ситуаций: межличностную, публичную, групповую.
Работа должна состоять из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическая часть – описание подходов к теории коммуникации, которые будут использоваться при анализе выбранного сообщения. Возможные варианты - социопсихологический, кибернетический, риторический, семиотический, социокультурный, критичесий, феноменологический подходы. Объем этой части не менее 10 страниц.
В практической части на основе теоретического анализа, сделанного в первой части, рассматривается выбранное студентом сообщение. Материал для каждого студента будет индивидуален. Анализ предполагает два уровня.
Первый уровень – анализ выбранного произведения как сообщения, распространяемого по каналам средств массовой коммуникации. Он должен включать в себя ответы на следующие вопросы (или, по крайней мере, на большинство из них):
- к какому жанру относится данное сообщение?
- какую из функций СМК (на социальном и на индивидуальном уровне) выполняет данное сообщение и насколько эффективно?
- в чем заключается механизм влияния на потребителя сообщения и что привлекает внимание потребителя в данном сообщении?
- интересы каких социальных субъектов представлены в данном сообщении?
- какие стереотипы восприятия использованы при создании данного сообщения?
- какие эффекты данного сообщения предполагаются в качестве основных и к каким побочным эффектам оно может привести?
- какую идеологическую задачу может выполнять данное сообщение?
- какой из аспектов данного сообщения может вызвать проблемы с точки зрения этики СМИ и законодательства о СМИ?
Второй уровень – анализ конкретных коммуникативных ситуаций или феноменов, встречающихся в данном сообщении. Анализ должен включать в себя ответы на следующие вопросы (или, по крайней мере, на большинство из них):
- описать основные элементы коммуникативной ситуации: коммуникантов, которые взаимодействовали в данной ситуации, их позиции, объект коммуникации, описать саму коммуникативную ситуацию и ее разрешение;
- описать характеристики коммуникаторов и позиции, которые взаимодействовали в данной ситуации; что способствовало повышению эффективности речи каждого?
- описать задействованные коды коммуникации (вербальный и невербальный);
- указать основные особенности используемого языка и специфику жанра, влияющую на коммуникативную ситуацию;
- были ли задействованы в коммуникативной ситуации эффекты межличностного восприятия (установки, эффект первичности и новизны, эффект ореола, стереотипизация);
- можно ли выделить в анализируемой коммуникативной ситуации специфические аспекты межкультурной коммуникации?
- используется ли в процессе коммуникации языковое манипулирование или другие техники воздействия на сознание адресата (языковые, визуальные и проч.)?
- рассмотреть коммуникативные удачи и неудачи и их причины;
Рекомендуемые для анализа художественные фильмы:
Пигмалион / Моя прекрасная леди
Нелл
Маска
Как отделаться от парня за 10 дней
Убить пересмешника
Играй, как Бэкхем
Страх и трепет
Токийская невеста
Танцы с волками
Тутси
Телефонная будка
Рекомендуемые для анализа телепередачи и ток-шоу:
К барьеру
Все говорят
Битва экстрасенсов
Орел и решка
Ревизорро
Магазинно
Модный приговор
Открытая студия
Рекомендуемые сериалы:
Доктор Хауз
Обмани меня
Методические указания к выполнению курсовой работы
В состав курсовой работы должны входить в указанном порядке
- титульный лист, оформленный по установленному образцу;
- техническое задание;
- оглавление с указанием страниц;
- введение;
- основной текст курсовой работы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Компьютерный набор текста должен соответствовать определенным требованиям. Поля: левое – 3 см., правое -1,5 см., верхнее – 2, нижнее – 2. Шрифт: Times New Roman, 12 кегль, междустрочный пробел – полуторный. Вся работа должна иметь сквозную нумерацию за исключением титульного листа. Номера страниц внизу, справа.
Рекомендуемый объём курсовой работы не менее 20-25 стр.
Цитаты в тексте оформляются постраничными сносками (внизу страницы), размер шрифта сносок 10. Нумерация сносок сквозная. Особое внимание нужно обратить на оформление списка литературы и оформление сносок в тексте. Любое цитирование или упоминание научного исследования должно сопровождаться ссылкой на источник с указанием автора, выходных данных источника или станицы. В случае с электронными ресурсами необходимо указывать электронный адрес и дату обращения к документу в сети Интернет. Дата обращения к документу – это дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен (формат: чч.мм.гггг). Например,
Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии — Киев, 2010 [Электронный ресурс] URL: http://psyfactor.org/lib/psychological_experiments.htm (дата обращения: 25.12.2015).
Курсовая работа должна состоять из следующих разделов:
Введение, в котором должна быть раскрыта актуальность работы, дана краткая характеристика темы, сформулированы ее цель и задачи, описаны методы исследования, произведен обзор использованной литературы (1-2 стр).
Курсовая работа предполагает анализ одного или нескольких источников (кинофильм, новости, реклама, литературные источники, коммуникативный конфликт) с применением одной или нескольких теоретических подходов к коммуникации. Поэтому основная часть, во-первых, в обязательном порядке должна содержать в развернутой форме теорию/-ии коммуникации, на которой/-ых будет строиться анализ выбранного коммуникативного явления. Во-вторых, анализ выбранного источника с подробным описанием самой коммуникативной ситуации или коммуникативного поведения. Анализ предполагает ссылки на транскрипцию разговоров или содержание фильма, рекламы и проч. в зависимости от выбранной темы. Общий объем основной части 15-20 стр.
В заключении должны содержаться краткое излоение результатов анализа (2 – 3 стр.).
Список литературы должен состоять из 5-10 наименований.
В качестве приложения в состав курсового проекта должно входить само анализируемое сообщение: видеозапись в любом читаемом стандартными средствами MS Windows формате, либо аудиозапись в аналогичном формате, либо ее расшифровка (то есть текст, сопровождаемый по необходимости подробным описание видеоряда, фактически, сценарий), оригиналы или копии анализируемых публикаций.