Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекций по дисциплине
«Финансовый менеджмент»
Модуль 4: Организация управления финансовой деятельностью предприятия.
Лекция 13. Организация управления финансовой деятельностью.
Рассматриваемы вопросы:
13.1. Организация финансовой службы компании.
13.2. Функции и задачи финансового менеджера.
13.3. Структура финансового управления компанией.
Тезисы
Финансовая служба компании. Финансовый менеджер. Финансовая структура. Финансовое управление.
Организация финансовой службы компании
Под финансовой службой на предприятии понимается организационная структура, на которую возложены функции разработки предложений по формированию финансовой политики предприятия, реализации ее в финансовом, кассовом и других планах, контроля за их исполнением и движением денежных потоков, своевременной их коррекции (исходя из текущей обстановки), составления отчетности о финансовых результатах.
Цель создания финансовой службы предприятия - обеспечение наиболее эффективного формирования и использования финансовых ресурсов предприятия, opганизации и контроля за этими процессами.
Задачи финансовой службы предприятия:
• разработка финансовой стратегии предприятия, организации по наиболее эффективному использованию собственных, заемных финансовых ресурсов; составление и реализация финансового кредитного и кассового планов; помощь руководителю предприятия, организации в управлении денежными потоками для обеспечения роста прибыли, повышения рентабельности и удовлетворения производств, и социальных нужд работников предприятия;
• осуществление финансового контроля за эффективным использованием производственных фондов, за доведением размеров оборотных средств до экономически обоснованных нормативов; организация расчетов за готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) и постоянный контроль за выполнением планов по реализации продукции и прибыли;
• отслеживание внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия, и выработка предложений по изменению текущей финансовой деятельности; выполнение финансовых обязательств перед финансовыми налоговыми органами, банками, поставщиками, партнерами, вышестоящей организацией, по выплате заработной платы и других обязательств, вытекающих из финансового плана; составление отчетности о реализации предприятием разработанной финансовой стратегии и соответствующих финансовых планов.
Деятельность финансовой службы направлена на достижение внешних и внутренних целей.
В соответствии со своими внешними целями финансовая служба должна организовать финансово-экономическое управление деятельностью предприятия как хозяйственной структурой, функционирующей и развивающейся в конкурентной динамической бизнес-среде.
В соответствии со своими внутренними целями финансовая служба в процессе развития должна сама технологически и организационно развиваться.
Можно выделить следующие стадии развития системы финансового менеджмента на предприятии и соответствующие им стадии развития самой финансовой службы:
1. Внедрение на предприятии базовых элементов современного финансового менеджмента. Включает освоение подразделениями и на предприятии в целом отдельных элементов технологии финансово-экономического управления. На этой стадии финансовая служба начинает формирование корпоративной финансовой культуры предприятия.
2. Создание на предприятии базовых элементов финансового менеджмента. Эта стадия охватывает деятельность финансовая служба по освоению отдельных элементов технологии финансово-экономического предприятием и завершается началом управления предприятием финансово-экономическими методами.
3. Внедрение в подразделениях предприятия систем оперативного контроллинга. Эта стадия охватывает деятельность финансовая служба по созданию в подразделениях предприятия полноценных систем оперативного контроллинга.
Она завершается началом регулярного оперативного управления подразделениями предприятия финансово-экономическими методами.
4. Создание на предприятии системы текущего финансового менеджмента. Эта стадия охватывает деятельность финансовой службы по созданию на предприятии системы текущего (плановый период - год) финансового менеджмента и завершается началом регулярного текущего финансово-экономического управления подразделениями на базе концепции бизнес планирования.
5. Создание на предприятии системы стратегического финансового менеджмента. Эта стадия охватывает деятельность финансовой службы по созданию на предприятии системы перспективного финансового планирования и завершается началом регулярного стратегического управления предприятием финансово-экономическими методами.
6. Создание на предприятии комплексной системы финансового менеджмента. Эта стадия завершается началом регулярного “сквозного” финансово-экономического управления предприятием как единой хозяйственной структурой, включающей подсистемы оперативного, текущего и стратегического управления.
В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента.
Различают следующие три функции финансовой службы, таблица 1.
Таблица 1
Функции финансовой службы
Уровень финансового менеджмента
Функции финансовой службы
Финансово-экономическое управление хозяйственной деятельностью предприятия
Управление финансами предприятия
Стратегический
Разработка общекорпоративной финансовой стратегии предприятия (включая инвестиционную и кредитную).
Участие в управлении долгосрочным развитием предприятия и инвестициями.
Управление стратегическими финансовыми рисками.
Организация финансирования проектов долгосрочного развития предприятия.
Управление:
- необоротными активами;
- капиталом и инвестициями.
Текущий
Участие в бизнес-планировании хозяйственной деятельности предприятия.
Участие в управлении среднесрочным развитием стратегии предприятия, инновациями и инвестициями.
Управление:
- общей торговой политикой;
- финансовым состоянием предприятия (с ориентацией на весь плановый период, т.е. год с разбивкой по кварталам);
- среднесрочной налоговой политикой;
- распределением прибыли и дивидендной политикой;
- текущими финансовыми рисками.
Организация финансирования проектов среднесрочного развития предприятия.
Управление:
- оборотными и необоротными активами;
- собственным и заемным капиталом;
- привлечением заемных финансовых ресурсов;
- реальными и финансовыми инвестициями;
- финансовыми взаимоотношениями с бюджетами и банками.
Оперативный
Бюджетное управление операционной деятельностью предприятия.
Управление:
- оперативной торговой политикой;
- финансовым состоянием предприятия (с ориентацией на весь плановый период, т.е. квартал с разбивкой по месяцам);
- краткосрочной налоговой политикой;
- уровнем и динамикой финансовых результатов деятельности предприятия;
- оперативными финансовыми рисками.
Организация финансирования
операционной деятельности предприятия.
Управление:
- оборотными активами;
- краткосрочным заемным капиталом;
- денежными потоками;
- оперативными финансовыми рисками;
- движением финансовых ресурсов между структурными подразделениями предприятия и источниками их финансирования.
Управление финансовой деятельностью (т.е. финансовый менеджмент) предприятия финансовая служба осуществляет путем задания целевых финансовых показателей, нормативов и задач предприятия на плановый период и организацию их выполнения.
Процесс управления финансовой деятельностью предприятия включает:
• анализ финансово-экономического состояния предприятия за прошлый плановый период;
• разработку финансовой стратегии предприятия на плановый период;
• разработку финансового плана - системы целевых финансовых показателей, нормативов и задач предприятия на плановый период;
• разработку системы управленческих решений в области финансовой деятельности на плановый период;
• контроль реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности;
• корректировку принятых управленческих решений в области финансовой деятельности по результатам контроля.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия за прошлый плановый период включает:
• горизонтальный финансовый анализ: сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода, сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года, сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов;
• вертикальный финансовый анализ: структурный анализ активов, капитала, денежных потоков и др.;
• сравнительный финансовый анализ: сравнение со среднеотраслевыми финансовыми показателями, с финансовыми показателями конкурентов, с финансовыми показателями структурных единиц предприятия, сравнение отчетных и плановых финансовых показателей и др.;
• анализ финансовых коэффициентов (R - анализ): финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов, оборачиваемости капитала, рентабельности и др.;
Разработка финансовой стратегии предприятия на плановый период основывается на общей стратегии экономического развития предприятия и включает:
• определение общего периода формирования финансовой стратегии;
• исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка;
• формирование системы стратегических целей и целевых показателей финансовой деятельности предприятия;
• определение приоритетных задач, решаемых в ближайшей перспективе;
• разработка финансовой политики действий предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности;
• оценка разработанной финансовой стратегии.
Разработка финансового плана - системы целевых финансовых показателей, нормативов и задач предприятия на плановый период представляет собой конкретизацию целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации.
Разработка системы финансовых управленческих решений в области финансовой деятельности на плановый период включает:
• разработку системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;
• формирование системы поощрений и санкций руководителей и менеджеров структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, нормативов и плановых заданий;
• внедрение системы (через систему бюджетирования и с помощью других инструментов, включая и такие, как, например, контрактная форма оплаты труда руководителей и менеджеров структурных подразделений).
Контроль реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Он включает три основных вида финансового контроля, табл. 2.
Таблица 2
Виды финансового контроля
Вид финансового контроля
Основная сфера контроля
Основной контрольный период
Стратегический контроль
Контроль финансовой стратегии и ее целевых показателей
Квартал; год
Текущий контроль
Контроль текущих финансовых планов
Месяц; квартал
Оперативный контроль
Контроль бюджетов
Неделя, декада, месяц
Каждый вид финансового контроля предполагает:
• построение системы информативных отчетных показателей;
• разработку системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля;
• определение структуры и показателей форм контрольных отчетов исполнителей;
• определение контрольных периодов по каждой группе контролируемых показателей;
• мониторинг достижения структурными подразделениями и всем предприятием требуемых значений контролируемых показателей
• установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов;
• выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов.
Корректировка принятых управленческих решений в области финансовой деятельности по результатам контроля и доведение их до соответствующих подразделений предприятия.
В современных условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.
На предприятии с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в форме акционерных обществ открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо.
В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые.
Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия.
Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Структура, функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены положением о финансовой дирекции.
В функции финансовой дирекции входят:
• обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;
• разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;
• разработка инвестиционной политики;
• определение кредитной политики;
• установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
• разработка валютной политики н обеспечение валютной деятельности;
• финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов;
• осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;
• обеспечение страхования от финансовых рисков;
• проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
• анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
• ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса н других финансовых документов.
В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого предприятия или выпуском собственных акций, средства от размешенная которых должны быть использованы наилучшим способом.
Профессиональный уровень финансового менеджера определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умение анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке.
Поскольку в западных странах такие должностные обязанности может выполнять только высококвалифицированный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обычно финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.
Развивающееся предприятие постоянно нуждается в финансовых ресурсах, что не всегда можно обеспечить за счет внутренних источников, и тогда возникает необходимость привлечения заемных средств или дополнительного акционерного капитала. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана необходимо решить главные задачи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:
• выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;
• эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
• увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;
• обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.
Так как предприятия не располагают более совершенной методикой составления финансовых планов, то известную форму баланса доходов я расходов можно использовать с учетом изменившихся возможностей предприятий в формировании собственных доходов, привлечении средств извне. Важно, чтобы составление финансового плана не являлось пересчетом производственных показателей, наоборот, аналитический характер работы в области финансового планирования должен сделать финансовый план инструментов воздействия на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Период действия перспективного (или долгосрочного) финансового плана зависит от общей финансовой стратегии предприятия, экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В нем определяются важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. При разработке долгосрочного финансового плана применяются укрупненные методы расчетов доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года.
Текущий или годовой план предприятия как часть перспективного плана составляется на основе показателей долгосрочного плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. Баланс доходов и расходов в годовом финансовом плане — необходимое условие, которое достигается привлечением заемных и других источников финансирования при недостаточности собственных финансовых ресурсов. В текущем финансовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов.
Если исходить из целесообразности отражения в годовом финансовом плане прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, то отпадает необходимость введения в финансовый план таких статей, как выручка от реализации продукции и затраты на ее производство и реализацию. Планирование выручки и затрат производится в отдельных расчетах, что необходимо для определения плановой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Кроме прибыли, в состав собственных финансовых ресурсов включаются амортизационные отчисления, которые планируются в сумме износа основных средств и нематериальных активов.
Функции и задачи финансового менеджера
Финансовый директор – одна из ключевых фигур топ-менеджмента компании. Как правило, ему предоставлены большие полномочия, но это налагает на него и высокую ответственность за качество принимаемых решений и результативность их исполнения, что определяет широкий круг функциональных обязанностей и требований к уровню его знаний и деловых компетенций.
Основные функции ФД:
1. Управление движением денежных средств (поступлений, выплат и остат. наличностью (потоком);
2. Привлечение финансовых ресурсов из внешних источников;
3. Управление краткосрочными и долгосрочными инвестициями для текущей деятельности и развития компании;
4. Управление долговыми обязательствами (управление Д и К задолженностью);
5. Бюджетирование деятельности компании (выделяются бюджетные лимиты (из доходной части), соответствующие плану развития компании). Процесс обеспечения финансовыми ресурсами.
6. Работа с фондовым рынком (разработка ТЗ на формирование портфеля ценных бумаг).
Структура финансового управления компанией
Финансовая структура – составная часть общей системы менеджмента, включающая совокупность внутренних функциональных служб и подразделений компании, обеспечивающих принятие и реализацию решений в области управления финансами и несущих ответственность за результаты этих действий. Финансовая структура должна соответствовать целям бизнеса и быть интегрирована в общую организационную структуру компании.
Линейная структура: функции по управлению финансами выполняет, как правило, руководитель и финансовые службы не создаются. (Субъекты малого бизнеса, и организации, находящиеся на первой фазе жизненного цикла, когда масштабы бизнеса это позволяют).
Функциональная структура: управление финансовой деятельностью осуществляет финансовый директор, непосредственно контролирующий деятельность финансовой службы, в которую могут входить: ПЭО, финансовый отдел, бухгалтерия.
Литература:
• Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.
• Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджера. Вып. 1: Концептуальные основы финансового менеджмента. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.
• Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000.
• Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ.; Под ред. В.В. Ковалева. — СПб.: Экономическая школа, 1997.
• Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.
• Финансовый менеджмент: учебное пособие / Л.А. Молчанова, А.В. Касьянова, Э.И. Рау; под ред. Л.А. Молчановой. – М.: КНОРУС, 2012.
Вопросы для самопроверки
• Принципы организации финансовой службы компании.
• Назовите функции и задачи финансового менеджера.
• Рекомендуйте структуру финансового управления компанией на основе изученного материала.