Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 1
Лекция 1. Организация платных медицинских
услуг в государственных учреждениях
здравоохранения
Авторы
Рузанова Анна Михайловна, заместитель главного врача по экономическим вопросам СПб ГБУЗ КВД № 3
Кришталева Таисия Ивановна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет» Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации,
Мезенин Николай Александрович, кандидат экономических наук, аттестованный аудитор, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит в бюджетных и некоммерческих организациях» Уральского государственного экономического университета.
Бочкова Валентина Федоровна, методолог аутсорсинговой компании Гптегсотр Сг1оЬа1 Зепасез
Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 3
1.1. Этапы организации платных медицинских услуг (ПМУ) в государственных учреждениях здравоохранения
1.1.1. Право государственного учреждения здравоохранения
оказывать платные медицинские услуги
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 платные медицинские услуги оказываются медицинскими организациями на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности. Таким образом, федеральным законодательством отменена необходимость получения специального разрешения, что было предусмотрено утратившим силу с 01.01.2013 Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27. Однако, учредителем и/или субъектом РФ может быть установлена такая необходимость. Кроме того, п. 8 ПП от 04.10.2012 № 1006 установлено, что порядок определения цен на ПМУ, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями, определяет учредитель. Действие п. 8 не распространяется на автономные учреждения.
Важно! Виды деятельности для предоставления услуг (работ) за плату приводятся в строгом соответствии с формулировками, указанными в лицензии на медицинскую деятельность, со ссылкой на номер лицензии и указанием адреса предоставления ПМУ.
1.1.2. Положение об организации ПМУ
Организация процесса предоставления платных услуг в каком-либо конкретном учреждении здравоохранения с учетом его особенностей фиксируется в Положении об организации предоставления платных услуг в государственном (муниципальном) учреждении. Законом не установлена четкая форма этого Положения, однако, по сложившейся практике, а также исходя из действующих в этой области нормативных документов, в нем следует подробно прописать:
• основания для предоставления ПМУ,
• порядок предоставления ПМУ,
• организацию предоставления ПМУ,
• учет и отчетность по результатам деятельности по оказанию ПМУ,
• цены на ПМУ,
• права и обязанности учреждения при оказании ПМУ,
• использование доходов,
• ответственность при оказании ПМУ.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 4
1.1.3. Ограничения на оказание ПМУ
С 01.01.2013 вступили в силу новые Правила оказания платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Они разрабатывались с учетом положений модернизированного Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (внесены изменения законом от 02.07.2013 года № 185-ФЗ) (далее — Основы), а также Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.11.1992 г. № 2300-1 (внесены изменения законом от 02.07.2013 года № 185-ФЗ).
Под платными медицинскими услугами в Правилах понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Правилами также вводятся понятия «потребитель», «заказчик», «исполнитель»:
Под потребителем — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее ПМУ лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Основ.
Заказчиком является физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.
В качестве исполнителя выступает медицинская организация, предоставляющая ПМУ потребителям.
Понятие «медицинская организация» употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном п. 11 ст. 2 Основ. Это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. К медицинским организациям приравниваются ИП, занимающиеся медицинской деятельностью.
Новыми Правилами (п. 7) вводится ограничение на оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — Программа) и территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи (далее — Территориальная программа). Данные медицинские организации имеют право предоставлять платные медицинские услуги:
• на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика);
• при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
• гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее террито-
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 5
рии и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
• при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Как следует из последнего пункта, платные услуги будут оказываться при самостоятельном обращении граждан вне рамок ст. 21 Основ, то есть без направления лечащего врача.
Обратите внимание! Важное положение для сферы оказания платных медицинских услуг содержит п. 4 ст. 84 Основ, в силу которого отказ пациента от предлагаемых ПМУ не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациента без взимания платы в рамках Программы и Территориальной программы.
На основании п. 6 Правил при заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках Программы и Территориальной программы. Таким образом, платным будет являться то, что не входит в программы, например, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении или анонимное оказание медицинских услуг. Также платным для пациентов будет применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи, лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых. Однако если такие препараты требуются по жизненным показаниям или у больного имеется непереносимость других препаратов, лекарства должны предоставляться бесплатно.
Правилами устанавливается запрет на оказание дополнительных медицинских услуг на возмездных условиях без согласия пациента (заказчика). Если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). В случае согласия пациента на оказание дополнительных платных медицинских услуг, такое согласие должно быть оформлено в письменном виде в виде особого условия договора либо дополнительного соглашения к нему.
Важно! В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Основами.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 6
1.1.4. Новое в правилах оказания ПМУ
Выше уже упоминалось постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, утвердившее новые правила оказания платных медицинских услуг. Действие этого документа распространяется на деятельность государственных и муниципальных медицинских организаций, а также частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные медицинские услуги. В части ценообразования в нем отдельно упомянуты бюджетные и автономные учреждения. Также этими правилами наложены определенные ограничения на организации, участвующие в программе (в том числе территориальной) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Рассмотрим основные изменения в Правилах (по сравнению с действовавшим до 31.12.12 постановлением Правительства от 13.01.1996 № 27).
1. В соответствии с новыми Правилами платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке. Таким образом, с 1 января 2013 г. (в отличие от ранее действовавших Правил) для оказания ПМУ нет необходимости получать специальное разрешение уполномоченного органа здравоохранения на оказание платных услуг (если иное не предусмотрено региональным законодательством и/или учредителем). При этом оказание платных медицинских услуг должно быть предусмотрено учредительными документами медицинской организации.
2. По требованию пациента (или заказчика) медицинская организация, оказывающая платные медицинские услуги, обязана предоставить для ознакомления:
• копию учредительного документа медицинской организации — юридического лица;
• положение о ее филиале;
• копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
• копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с лицензией.
3. Медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги, должны раз
местить на сайте организации в сети Интернет, а также на информационных стендах
(стойках) информацию не только о платных медицинских услугах, но и о бесплат
ных, которые предоставляются в соответствии с Программой и Территориаль
ной программой. Обязательному размещению в сети Интернет и на информацион
ных стендах на основании п. 11 Правил подлежит также следующая информация:
1) наименование (для ИП — фамилия, имя и отчество);
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 7
2) адрес;
2) сведения о наличии лицензии с указанием перечня разрешенных услуг и координат лицензирующего органа;
3) перечень оказываемых услуг, цены на них в рублях, порядок оказания и оплаты;
4) сведения о работающих медицинских работниках и их квалификации
5) режим работы организации и конкретных врачей.
4. В п. 15 вводится правовая норма, согласно которой до заключения договора исполнитель медицинской услуги (медицинский работник, предоставляющий ПМУ) в письменной форме обязан уведомить пациента о том, что несоблюдение отдельных рекомендаций врача (в том числе режима лечения) может снизить качество медицинской услуги, отрицательно сказаться на состоянии его здоровья или увеличить сроки лечения. Данное положение может быть прописано в договоре или присоединено к нему в виде отдельного документа.
5. Договор на оказание платных медицинских услуг между медицинской организацией и пациентом с 1 января 2013 г. подлежит заключению только в письменной форме (п. 16). Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй — у заказчика, третий — у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах. Правилами предусмотрена возможность составление сметы оказываемых платных медицинских услуг. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора. Правилами введены обязательные требования к содержанию такого договора. На основании п. 17 Правил договор должен содержать:
1) сведения об исполнителе:
а) наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской органи
зации — юридического лица;
б) адрес места нахождения;
в) данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ, с ука
занием органа, осуществившего государственную регистрацию;
г) ФИО (если имеется) ИП, адрес места жительства и адрес места осуществления
медицинской деятельности;
д) данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивиду
альном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную ре
гистрацию;
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 8
е) номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.
1) ФИО (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
2) ФИО (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика — физического лица;
3) наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица;
4) перечень ПМУ, предоставляемых в соответствии с договором;
5) стоимость ПМУ, сроки и порядок их оплаты;
6) условия и сроки предоставления ПМУ;
7) должность, ФИО (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, ФИО (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
8) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
9) порядок изменения и расторжения договора;
10) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
6. В отличие от действовавших до 31.12.2012, новые Правила (п. 8) определяют иной по
рядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, а именно:
1) для бюджетных и казенных государственных (муниципальных) учреждений порядок определения цен (тарифов) устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей;
2) медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
7. С 1 января 2013 г. платные медицинские услуги могут быть предоставлены только при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном ст. 20 Основ (п. 28 Правил). В нем должны быть данные результатов обследования, диагностики, информация о связанных с лечением рисках и, конечно, подпись самого пациента.
8. Правилами устанавливается запрет на оказание дополнительных медицинских услуг на возмездных условиях без согласия пациента (заказчика). Если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 9
основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). При согласии пациента на оказание дополнительных платных медицинских услуг оно должно быть оформлено в письменном виде в виде особого условия договора либо дополнительного соглашения к нему.
Обратите внимание! Если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Основами.
9. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения ПМУ договор
расторгается, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
10. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
11. Контроль за соблюдением утвержденных Правил осуществляет Роспотребнадзор.
12. 7 мая 2013 года действуют правила определения цен на медицинские услуги. Бюджетные медучреждения могут самостоятельно устанавливать цены согласно размерам расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание услуг и на содержание имущества.
Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1631н «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации» регламентирует порядок установления цен на медицинские услуги казенными и бюджетными учреждениями.
Так, цены на медицинские услуги должны соответствовать размеру затрат на их оказание и расходов на содержание имущества учреждения. Стоимость услуг должна покрывать все издержки учреждения, но при этом полученная прибыль не может превышать 20 процентов.
Введено понятие повышающего коэффициента. Услуги, оказанные в ночное время, стоят дороже, однако наценка не может превышать 30 процентов от себестоимости услуги. Могут быть увеличены цены на медицинские услуги, оказанные в выходные и праздничные дни, но они не должны превышать соответствующих статей прейскуранта для будних дней более чем на 50 процентов.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены №\л/\л/.Ьгит-тес11а.ги <ШИ
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 10
Но следует учесть: повышающий коэффициент не применяется к пациентам при оказании им медицинской помощи в неотложной форме, в том числе женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям.
Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги устанавливает учредитель бюджетного учреждения (п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006).
Разрабатывая методику расчета себестоимости медицинских услуг для бюджетного учреждения, учредитель должен принять во внимание:
1) расходы, подлежащие калькулированию, исходя из следующих положений:
• полное возмещение затрат на оказание платных услуг;
• суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав расходов. Например, платные услуги оказываются в том же помещении, что и бесплатные. При этом расходы на отопление помещения заложены в плане финансово-хозяйственной деятельности. Тогда можно или не включать в расчет стоимости платных услуг расходы на отопление, или включить их в расчет стоимости пропорционально доле доходов от платных услуг в общей сумме доходов;
2) единицы расчета: койко-день, посещение, диагностическое обследование, случай и т. д.;
3) порядок учета прямых расходов;
4) порядок отнесения накладных расходов на себестоимость.
При определении себестоимости платной услуги следует принять во внимание следующие условия:
• услуга оказывается согласно стандарту качества, порядку оказания медицинской услуги, предусматривающим полное соблюдение технологии лечебного процесса и полное возмещение материальных затрат;
• для расчета прямых затрат могут использоваться натуральные нормативы, если их полное денежное обеспечение соответствует сложившейся потребности бюджетного медицинского учреждения;
• при отсутствии натуральных нормативов рассчитывается потребность расходов при условии их экономической целесообразности и обусловленности обычаям делового оборота;
• прямые затраты относятся на себестоимость каждой услуги.
Расчет себестоимости услуг
Себестоимость каждой услуги рассчитывается с выделением прямых и накладных расходов.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 11
Расчет затрат на оплату труда
Затраты по оплате труда определяются для основного (прямые расходы) и административно-хозяйственного персонала (накладные расходы). Кроме того, для расчета стоимости одного койко-дня к прямым затратам относится заработная плата параклинических отделений.
Особенности методики:
1) при расчете затрат на оплату труда учитывается зарплата медицинского персонала, который оказывает платные услуги (врачи высшей и 1-й категорий и т. д.);
2) дополнительная заработная плата определяется индивидуально для каждого отделения (во всех отделениях разная продолжительность отпусков, оплата ночных дежурств и т. д.);
3) предусмотрены надбавка за интенсивность труда и фонд премирования.
Расчет затрат на медикаменты и изделия медназначения
Расходы на медикаменты определяются по следующим видам услуг: койко-день по профилю лечения, виды диагностических исследований, посещение в консультативной поликлинике, манипуляция в поликлинике. Расходы на медикаменты на один койко-день рассчитываются по профилям отделений стационара по потребности в пределах Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 2199-р на 2012 год, применяется и в 2013 году).
Медикаменты на один койко-день определяются как сумма трех составляющих: основное лечение, сопутствующие заболевания, медикаментозная помощь по которым оказывается по жизненным показаниям, диагностика (затраты медикаментов на диагностические подразделения с учетом индивидуального коэффициента затрат каждого отдельного стационара).
Ремонт основных средств
Ремонт основных средств учитывается в себестоимости по графику текущих и капитальных ремонтных работ.
Поскольку на одном и том же оборудовании (в помещении) могут оказываться платные и бесплатные услуги, для обоснования экономической целесообразности расходов сумму ремонтных работ необходимо учесть с коэффициентом использования:
Кисп. - Тпл. / Тобщ.,
где: Тпл. — время использования для оказания платных услуг, Тобщ. — общий баланс рабочего времени оборудования.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 12
Накладные расходы
В случае оказания платных услуг не в отдельном помещении коммунальные услуги
(кроме расходов на отопление) учитываются при расчете их себестоимости по нормам расхода на одного пациента.
Заработная плата административно-хозяйственного персонала исчисляется пропорционально зарплате основного персонала.
Прочие косвенные расходы рассчитываются так.
По стационару — на койко-день:
Расходы на один койко-день = Расходы стационара / Расходы на койко-день по плану.
По поликлинике — на посещение:
Расходы на посещение = Расходы поликлиники / Расходы посещений по плану.
По диагностическим службам — на исследование:
Расходы на исследование = Расходы на диагностику / Расходы исследований по плану.
Изменение цен на составляющую медицинской услуги потребует корректировки стоимости оказываемой услуги, что значительно упрощается с вводом поправочного коэффициента для каждой статьи расходов. Например, при увеличении заработной платы медицинского персонала на 50 процентов применяется поправочный коэффициент, равный 1,5.
1.2. Порядок оказания ПМУ
1.2.1. Место и время оказания ПМУ
Целесообразно организовать оказание ПМУ так, чтобы потоки пациентов, получающих бесплатную медицинскую помощь, и граждан, желающих получить ПМУ, были разделены. Специально созданные подразделения для оказания ПМУ должны иметь отдельные помещения с отдельным закрепленным оборудованием, штатами, а также, по возможности, приборами учета энергоресурсов (вода, электроэнергия). Там, где это невозможно (недостаточно помещений, нет возможности дублировать оборудование, нет достаточного спроса на ПМУ и т. д.) целесообразно организовать оказание ПМУ в строго определенные часы вне основного рабочего времени.
Отделения и кабинеты, созданные специально для оказания ПМУ, обеспечивают наилучшие возможности по предотвращению нарушений прав пациентов, имеющих право не бесплатную медицинскую помощь. В работе такого отделения (кабинета) могут принимать участие как работники, состоящие в штате учреждения по бюджету и/или ОМС (тогда это будет совместительство), так и не состоящие в штате (взятые на работу по трудовой книжке на отделение платных услуг; внешние совместители на неполный рабочий день).
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 13
Платные услуги могут быть оказаны в рабочее время за счет повышения интенсивности труда, на площадях и оборудовании, свободных от выполнения государственного задания. При решении вопроса организации предоставления платных услуг необходимо рассматривать одновременно время и место оказания платных услуг. Например, при оказании ПМУ в учреждениях амбулаторного типа, а также в амбулаторно-консультативных подразделениях учреждений стационарного типа медицинские услуги могут предоставляться в основное и внерабочее (свободное от основной работы) время.
В основное рабочее время медицинские услуги могут предоставляться в хозрасчетных кабинетах и подразделениях в следующих случаях:
• если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на это право;
• если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невозможно организовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время.
Если в учреждении открыто отделение платных услуг (хозрасчетное), а работа в таком отделении является совместительством (осуществляется по второму трудовому договору), то в этом случае работа по оказанию платных услуг может осуществляться только во внерабочее время;
Платные стоматологические услуги могут оказываться в основное рабочее время (на основании Приказа Минздравмедпрома РФ № 312 от 06.08.1996 г. «Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования») по желанию пациента в случае, если ему предоставляется гарантированный объем бесплатной стоматологической помощи и платные услуги оказываются дополнительно к гарантированному объему (например, осмотр стоматолога, необходимые рентгенологические исследования — за счет средств ОМС; восстановление зуба пломбой из светоот-верждающего материала — за плату);
Существует ряд услуг, оказание которых практически невозможно организовать во внерабочее время (лабораторные, патологоанатомические, рентгенологические исследования и т. д.), в этом случае руководитель учреждения обязан установить такой график работ, чтобы оказание перечисленных услуг не создавало препятствий для получения гражданами бесплатной медицинской помощи и не приводило к росту числа ожидающих данную услугу.
Учитывая сказанное, строго во внерабочее время должны выполняться услуги, требующие длительного времени, а также услуги, сроки оказания которых можно запланировать заранее:
• плановые хирургические вмешательства и другие виды лечения;
• оказание платных услуг на дому;
• платные услуги, оказываемые по предварительной записи по телефону;
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 14
• работа врача по другой специальности (невролога — мануальным терапевтом или иглорефлексотерапевтом и т. д.).
Кроме того, исключительно во внерабочее время должны оказываться за плату услуги, предусмотренные Территориальной программой, потребность населения в которых высока, вследствие чего постоянно существует очередь на их получение.
Важно! При планировании места и времени предоставления платных услуг учитывать объем государственного (муниципального) задания. Если объем задания так велик, что не позволяет вести приносящую доход деятельность (например, все площади учреждения постоянно заняты оказанием услуг по заданию), то от ее осуществления придется отказаться, причем даже в случае указания на возможность ведения приносящей доход деятельности в уставе и с учетом того, что учреждение формально не обязано запрашивать согласие учредителя.
1.2.2. Договор на оказание ПМУ
С 01.01.2013 вступило в силу Постановление правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, в соответствии с которым претерпели серьезные изменения требования к договору, заключаемому с пациентом, на оказание ему ПМУ. Об этом шла речь выше. Отметим, что любые изменения к договору в обязательном порядке оформляются дополнительным договором (дополнительным соглашением к договору).
При заключении договора на оказание ПМУ до сведения граждан должна быть доведена конкретная информация о возможности и порядке получения медицинских услуг на бесплатной основе в учреждении. Факт доведения до сведения граждан указанной информации должен быть зафиксирован в договоре.
Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
Обратите внимание! После вступления в силу Закона «О персональных данных № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. рекомендуется включать в договоры на оказание платных услуг физическим лицам одним из разделов его согласие на обработку персональных данных. Это освободит учреждение от необходимости получать согласие в виде отдельного документа.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями внесенными законом от 02.07.2013 года №185-ФЗ) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения), относится в том числе утверждение номенклатуры медицинских услуг. На основании этой нормы Министерство здравоохранения издало 27.12.2011 приказ № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». Предполагается, что эта номенклатура (которая уже
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 15
была неоднократно издана) должна использоваться учреждениями здравоохранения, в том числе при заключении договоров на оказание платных медицинских услуг. Такая норма уже много лет действует в Санкт-Петербурге, согласно которой прямо запрещается заключение договора на оказание платных медицинских услуг с формулировками, отличными от номенклатуры. Таким образом, целесообразно использовать наименования медицинских услуг из этой номенклатуры для обеспечения единства статистического учета, расчета затрат и т. д.
1.2.3. Форма и порядок оплаты ПМУ
Основанием для оплаты является договор на оказание ПМУ, подписанный сторонами. Оплата ПМУ производится с применением контрольно-кассовых машин. При этом следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановленим Правительства от 14.02.2009 года № 112).
С целью упрощения работы целесообразно распечатывать 2 экземпляра кассового чека, дубликат которого прикрепляется к экземпляру договора, который остается в учреждении для дальнейшего учета.
Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 16
Вопросы для самопроверки к лекции 1
1. Платные услуги могут оказываться только во внерабочее время?
1.
да;
2
нет.
2. Что является основанием для оказания ПМУ государственным бюджетным (автономным, казенным) учреждением?
1
лицензия;
2
лицензия и специальное разрешение на оказание ПМУ;
3
специальное разрешение на оказание ПМУ
3. Для каких типов государственных учреждений учредитель не устанавливает порядок определения цен на ПМУ (согласно ПП 1006)?
1
казенных;
2
автономных;
3
бюджетных и автономных;
4
автономных, бюджетных и казенных
Уважаемые слушатели, ответы на вопросы для самопроверки к лекции 1 вы получите в следующей лекции.
ООО «Издательство Форум Медиа» 197341, Санкт-Петербург, ул. Афонская, д. 2, Литер А, Пом 9-Н, оф. 3-432
Тел.(812)644-40-66 Факс (812) 644-40-75 е-таП: тЕэ@Еэгит-тесПа.ги \\г\у\у. {огит-тесНа.ги