Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения

  • ⌛ 2013 год
  • 👀 385 просмотров
  • 📌 318 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения» doc
Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 1 Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения Авторы Рузанова Анна Михайловна, заместитель главного врача по экономическим вопросам СПб ГБУЗ КВД № 3 Кришталева Таисия Ивановна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бух­галтерский учет» Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации, Мезенин Николай Александрович, кандидат экономических наук, аттестованный ауди­тор, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит в бюджетных и некоммерческих орга­низациях» Уральского государственного экономического университета. Бочкова Валентина Федоровна, методолог аутсорсинговой компании Гптегсотр Сг1оЬа1 Зепасез Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 3 1.1. Этапы организации платных медицинских услуг (ПМУ) в государственных учреждениях здравоохранения 1.1.1. Право государственного учреждения здравоохранения оказывать платные медицинские услуги Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 платные ме­дицинские услуги оказываются медицинскими организациями на основании ли­цензии на осуществление медицинской деятельности. Таким образом, федеральным законодательством отменена необходимость получения специального разрешения, что было предусмотрено утратившим силу с 01.01.2013 Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27. Однако, учредителем и/или субъектом РФ может быть установлена та­кая необходимость. Кроме того, п. 8 ПП от 04.10.2012 № 1006 установлено, что порядок определения цен на ПМУ, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями, опре­деляет учредитель. Действие п. 8 не распространяется на автономные учреждения. Важно! Виды деятельности для предоставления услуг (работ) за плату приводят­ся в строгом соответствии с формулировками, указанными в лицензии на медицин­скую деятельность, со ссылкой на номер лицензии и указанием адреса предостав­ления ПМУ. 1.1.2. Положение об организации ПМУ Организация процесса предоставления платных услуг в каком-либо конкретном учреж­дении здравоохранения с учетом его особенностей фиксируется в Положении об органи­зации предоставления платных услуг в государственном (муниципальном) учреждении. Законом не установлена четкая форма этого Положения, однако, по сложившейся практи­ке, а также исходя из действующих в этой области нормативных документов, в нем сле­дует подробно прописать: • основания для предоставления ПМУ, • порядок предоставления ПМУ, • организацию предоставления ПМУ, • учет и отчетность по результатам деятельности по оказанию ПМУ, • цены на ПМУ, • права и обязанности учреждения при оказании ПМУ, • использование доходов, • ответственность при оказании ПМУ. © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 4 1.1.3. Ограничения на оказание ПМУ С 01.01.2013 вступили в силу новые Правила оказания платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Они разра­батывались с учетом положений модернизированного Гражданского кодекса РФ и Феде­рального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (внесены изменения законом от 02.07.2013 года № 185-ФЗ) (далее — Основы), а также Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.11.1992 г. № 2300-1 (внесены изменения законом от 02.07.2013 года № 185-ФЗ). Под платными медицинскими услугами в Правилах понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юриди­ческих лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров доброволь­ного медицинского страхования. Правилами также вводятся понятия «потребитель», «за­казчик», «исполнитель»: Под потребителем — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получаю­щее ПМУ лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные меди­цинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Основ. Заказчиком является физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соот­ветствии с договором в пользу потребителя. В качестве исполнителя выступает медицинская организация, предоставляющая ПМУ потребителям. Понятие «медицинская организация» употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном п. 11 ст. 2 Основ. Это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. К медицинским организаци­ям приравниваются ИП, занимающиеся медицинской деятельностью. Новыми Правилами (п. 7) вводится ограничение на оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы госу­дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (да­лее — Программа) и территориальной программы государственных гарантий оказа­ния гражданам медицинской помощи (далее — Территориальная программа). Данные медицинские организации имеют право предоставлять платные медицинские услуги: • на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика); • при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, преду­смотренных законодательством РФ; • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, за­страхованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее террито- © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 5 рии и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено между­народными договорами РФ; • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализи­рованной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме. Как следует из последнего пункта, платные услуги будут оказываться при самостоя­тельном обращении граждан вне рамок ст. 21 Основ, то есть без направления лечаще­го врача. Обратите внимание! Важное положение для сферы оказания платных медицин­ских услуг содержит п. 4 ст. 84 Основ, в силу которого отказ пациента от предлага­емых ПМУ не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой ме­дицинской помощи, предоставляемых такому пациента без взимания платы в рам­ках Программы и Территориальной программы. На основании п. 6 Правил при заключении договора потребителю (заказчику) предостав­ляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих ви­дов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках Программы и Терри­ториальной программы. Таким образом, платным будет являться то, что не входит в про­граммы, например, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении или анонимное оказание медицинских услуг. Также платным для пациентов будет применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмо­тренных стандартами медицинской помощи, лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых. Однако если такие препараты требуются по жизненным показаниям или у больного имеется непереносимость других препаратов, лекарства должны предостав­ляться бесплатно. Правилами устанавливается запрет на оказание дополнительных медицинских услуг на возмездных условиях без согласия пациента (заказчика). Если при предоставле­нии платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе до­полнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обя­зан предупредить об этом потребителя (заказчика). В случае согласия пациента на оказание дополнительных платных медицинских услуг, такое согласие должно быть оформлено в письменном виде в виде особого условия договора либо дополнитель­ного соглашения к нему. Важно! В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребует­ся предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показани­ям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболевани­ях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Основами. © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 6 1.1.4. Новое в правилах оказания ПМУ Выше уже упоминалось постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, утвер­дившее новые правила оказания платных медицинских услуг. Действие этого документа распространяется на деятельность государственных и муниципальных медицинских ор­ганизаций, а также частных медицинских организаций и индивидуальных предпринима­телей, оказывающих платные медицинские услуги. В части ценообразования в нем от­дельно упомянуты бюджетные и автономные учреждения. Также этими правилами нало­жены определенные ограничения на организации, участвующие в программе (в том чис­ле территориальной) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам меди­цинской помощи. Рассмотрим основные изменения в Правилах (по сравнению с действовавшим до 31.12.12 постановлением Правительства от 13.01.1996 № 27). 1. В соответствии с новыми Правилами платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих ме­дицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской де­ятельности, выданной в установленном порядке. Таким образом, с 1 января 2013 г. (в отличие от ранее действовавших Правил) для оказания ПМУ нет необходимости по­лучать специальное разрешение уполномоченного органа здравоохранения на ока­зание платных услуг (если иное не предусмотрено региональным законодательством и/или учредителем). При этом оказание платных медицинских услуг должно быть предусмотрено учредительными документами медицинской организации. 2. По требованию пациента (или заказчика) медицинская организация, оказывающая платные медицинские услуги, обязана предоставить для ознакомления: • копию учредительного документа медицинской организации — юридического лица; • положение о ее филиале; • копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в каче­стве ИП; • копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением пе­речня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с лицензией. 3. Медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги, должны раз­ местить на сайте организации в сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) информацию не только о платных медицинских услугах, но и о бесплат­ ных, которые предоставляются в соответствии с Программой и Территориаль­ ной программой. Обязательному размещению в сети Интернет и на информацион­ ных стендах на основании п. 11 Правил подлежит также следующая информация: 1) наименование (для ИП — фамилия, имя и отчество); © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 7 2) адрес; 2) сведения о наличии лицензии с указанием перечня разрешенных услуг и координат лицензирующего органа; 3) перечень оказываемых услуг, цены на них в рублях, порядок оказания и оплаты; 4) сведения о работающих медицинских работниках и их квалификации 5) режим работы организации и конкретных врачей. 4. В п. 15 вводится правовая норма, согласно которой до заключения договора исполни­тель медицинской услуги (медицинский работник, предоставляющий ПМУ) в пись­менной форме обязан уведомить пациента о том, что несоблюдение отдельных реко­мендаций врача (в том числе режима лечения) может снизить качество медицинской услуги, отрицательно сказаться на состоянии его здоровья или увеличить сроки лече­ния. Данное положение может быть прописано в договоре или присоединено к нему в виде отдельного документа. 5. Договор на оказание платных медицинских услуг между медицинской организаци­ей и пациентом с 1 января 2013 г. подлежит заключению только в письменной фор­ме (п. 16). Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у испол­нителя, второй — у заказчика, третий — у потребителя. В случае если договор заклю­чается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах. Правилами предусмотрена возможность составление сметы оказываемых платных медицинских услуг. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя явля­ется обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора. Правилами введены обязательные требования к содержанию такого договора. На основании п. 17 Правил договор должен содержать: 1) сведения об исполнителе: а) наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской органи­ зации — юридического лица; б) адрес места нахождения; в) данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ, с ука­ занием органа, осуществившего государственную регистрацию; г) ФИО (если имеется) ИП, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности; д) данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивиду­ альном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную ре­ гистрацию; © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 8 е) номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистра­ции с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятель­ность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа. 1) ФИО (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); 2) ФИО (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика — физическо­го лица; 3) наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица; 4) перечень ПМУ, предоставляемых в соответствии с договором; 5) стоимость ПМУ, сроки и порядок их оплаты; 6) условия и сроки предоставления ПМУ; 7) должность, ФИО (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполни­теля, и его подпись, ФИО (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика; 8) ответственность сторон за невыполнение условий договора; 9) порядок изменения и расторжения договора; 10) иные условия, определяемые по соглашению сторон. 6. В отличие от действовавших до 31.12.2012, новые Правила (п. 8) определяют иной по­ рядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, а именно: 1) для бюджетных и казенных государственных (муниципальных) учреждений по­рядок определения цен (тарифов) устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей; 2) медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно. 7. С 1 января 2013 г. платные медицинские услуги могут быть предоставлены только при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законно­го представителя потребителя), данного в порядке, установленном ст. 20 Основ (п. 28 Правил). В нем должны быть данные результатов обследования, диагностики, инфор­мация о связанных с лечением рисках и, конечно, подпись самого пациента. 8. Правилами устанавливается запрет на оказание дополнительных медицинских услуг на возмездных условиях без согласия пациента (заказчика). Если при пре­доставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 9 основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, испол­нитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). При согласии пациен­та на оказание дополнительных платных медицинских услуг оно должно быть оформлено в письменном виде в виде особого условия договора либо дополни­тельного соглашения к нему. Обратите внимание! Если при предоставлении платных медицинских услуг потре­буется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показа­ниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболева­ниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услу­ги оказываются без взимания платы в соответствии с Основами. 9. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения ПМУ договор расторгается, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактиче­ски понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. 10. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному пред­ставителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских докумен­тов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг. 11. Контроль за соблюдением утвержденных Правил осуществляет Роспотребнадзор. 12. 7 мая 2013 года действуют правила определения цен на медицинские услуги. Бюд­жетные медучреждения могут самостоятельно устанавливать цены согласно разме­рам расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание услуг и на содержание имущества. Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1631н «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими ор­ганизациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждени­ями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации» регламентирует порядок установления цен на медицинские услуги казенными и бюджет­ными учреждениями. Так, цены на медицинские услуги должны соответствовать размеру затрат на их ока­зание и расходов на содержание имущества учреждения. Стоимость услуг должна по­крывать все издержки учреждения, но при этом полученная прибыль не может превы­шать 20 процентов. Введено понятие повышающего коэффициента. Услуги, оказанные в ночное время, сто­ят дороже, однако наценка не может превышать 30 процентов от себестоимости услуги. Могут быть увеличены цены на медицинские услуги, оказанные в выходные и празднич­ные дни, но они не должны превышать соответствующих статей прейскуранта для буд­них дней более чем на 50 процентов. © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены №\л/\л/.Ьгит-тес11а.ги <ШИ Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 10 Но следует учесть: повышающий коэффициент не применяется к пациентам при оказа­нии им медицинской помощи в неотложной форме, в том числе женщинам в период бе­ременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги устанавливает учредитель бюджетного учреждения (п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006). Разрабатывая методику расчета себестоимости медицинских услуг для бюджетного учреждения, учредитель должен принять во внимание: 1) расходы, подлежащие калькулированию, исходя из следующих положений: • полное возмещение затрат на оказание платных услуг; • суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторно­му включению в состав расходов. Например, платные услуги оказываются в том же помещении, что и бесплатные. При этом расходы на отопление помещения заложе­ны в плане финансово-хозяйственной деятельности. Тогда можно или не включать в расчет стоимости платных услуг расходы на отопление, или включить их в рас­чет стоимости пропорционально доле доходов от платных услуг в общей сумме до­ходов; 2) единицы расчета: койко-день, посещение, диагностическое обследование, случай и т. д.; 3) порядок учета прямых расходов; 4) порядок отнесения накладных расходов на себестоимость. При определении себестоимости платной услуги следует принять во внимание следую­щие условия: • услуга оказывается согласно стандарту качества, порядку оказания медицинской услу­ги, предусматривающим полное соблюдение технологии лечебного процесса и полное возмещение материальных затрат; • для расчета прямых затрат могут использоваться натуральные нормативы, если их полное денежное обеспечение соответствует сложившейся потребности бюджетного медицинского учреждения; • при отсутствии натуральных нормативов рассчитывается потребность расходов при условии их экономической целесообразности и обусловленности обычаям делового оборота; • прямые затраты относятся на себестоимость каждой услуги. Расчет себестоимости услуг Себестоимость каждой услуги рассчитывается с выделением прямых и накладных рас­ходов. © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 11 Расчет затрат на оплату труда Затраты по оплате труда определяются для основного (прямые расходы) и административно-хозяйственного персонала (накладные расходы). Кроме того, для рас­чета стоимости одного койко-дня к прямым затратам относится заработная плата пара­клинических отделений. Особенности методики: 1) при расчете затрат на оплату труда учитывается зарплата медицинского персонала, ко­торый оказывает платные услуги (врачи высшей и 1-й категорий и т. д.); 2) дополнительная заработная плата определяется индивидуально для каждого отде­ления (во всех отделениях разная продолжительность отпусков, оплата ночных де­журств и т. д.); 3) предусмотрены надбавка за интенсивность труда и фонд премирования. Расчет затрат на медикаменты и изделия медназначения Расходы на медикаменты определяются по следующим видам услуг: койко-день по про­филю лечения, виды диагностических исследований, посещение в консультативной по­ликлинике, манипуляция в поликлинике. Расходы на медикаменты на один койко-день рассчитываются по профилям отделений стационара по потребности в пределах Переч­ня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утвержден распо­ряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 2199-р на 2012 год, применяется и в 2013 году). Медикаменты на один койко-день определяются как сумма трех составляющих: основ­ное лечение, сопутствующие заболевания, медикаментозная помощь по которым оказы­вается по жизненным показаниям, диагностика (затраты медикаментов на диагностиче­ские подразделения с учетом индивидуального коэффициента затрат каждого отдельно­го стационара). Ремонт основных средств Ремонт основных средств учитывается в себестоимости по графику текущих и капиталь­ных ремонтных работ. Поскольку на одном и том же оборудовании (в помещении) могут оказываться платные и бесплатные услуги, для обоснования экономической целесообразности расходов сумму ремонтных работ необходимо учесть с коэффициентом использования: Кисп. - Тпл. / Тобщ., где: Тпл. — время использования для оказания платных услуг, Тобщ. — общий баланс ра­бочего времени оборудования. © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 12 Накладные расходы В случае оказания платных услуг не в отдельном помещении коммунальные услуги (кроме расходов на отопление) учитываются при расчете их себестоимости по нормам расхода на одного пациента. Заработная плата административно-хозяйственного персонала исчисляется пропор­ционально зарплате основного персонала. Прочие косвенные расходы рассчитываются так. По стационару — на койко-день: Расходы на один койко-день = Расходы стационара / Расходы на койко-день по плану. По поликлинике — на посещение: Расходы на посещение = Расходы поликлиники / Расходы посещений по плану. По диагностическим службам — на исследование: Расходы на исследование = Расходы на диагностику / Расходы исследований по плану. Изменение цен на составляющую медицинской услуги потребует корректировки сто­имости оказываемой услуги, что значительно упрощается с вводом поправочного ко­эффициента для каждой статьи расходов. Например, при увеличении заработной пла­ты медицинского персонала на 50 процентов применяется поправочный коэффициент, равный 1,5. 1.2. Порядок оказания ПМУ 1.2.1. Место и время оказания ПМУ Целесообразно организовать оказание ПМУ так, чтобы потоки пациентов, получающих бесплатную медицинскую помощь, и граждан, желающих получить ПМУ, были разделе­ны. Специально созданные подразделения для оказания ПМУ должны иметь отдельные помещения с отдельным закрепленным оборудованием, штатами, а также, по возможно­сти, приборами учета энергоресурсов (вода, электроэнергия). Там, где это невозможно (недостаточно помещений, нет возможности дублировать оборудование, нет достаточно­го спроса на ПМУ и т. д.) целесообразно организовать оказание ПМУ в строго опреде­ленные часы вне основного рабочего времени. Отделения и кабинеты, созданные специально для оказания ПМУ, обеспечивают наи­лучшие возможности по предотвращению нарушений прав пациентов, имеющих пра­во не бесплатную медицинскую помощь. В работе такого отделения (кабинета) могут принимать участие как работники, состоящие в штате учреждения по бюджету и/или ОМС (тогда это будет совместительство), так и не состоящие в штате (взятые на рабо­ту по трудовой книжке на отделение платных услуг; внешние совместители на непол­ный рабочий день). © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 13 Платные услуги могут быть оказаны в рабочее время за счет повышения интенсивно­сти труда, на площадях и оборудовании, свободных от выполнения государственного задания. При решении вопроса организации предоставления платных услуг необ­ходимо рассматривать одновременно время и место оказания платных услуг. На­пример, при оказании ПМУ в учреждениях амбулаторного типа, а также в амбулаторно-консультативных подразделениях учреждений стационарного типа медицинские услу­ги могут предоставляться в основное и внерабочее (свободное от основной работы) время. В основное рабочее время медицинские услуги могут предоставляться в хозрасчетных кабинетах и подразделениях в следующих случаях: • если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи ли­цам, имеющим на это право; • если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невозможно орга­низовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время. Если в учреждении открыто отделение платных услуг (хозрасчетное), а работа в таком отделении является совместительством (осуществляется по второму трудовому догово­ру), то в этом случае работа по оказанию платных услуг может осуществляться только во внерабочее время; Платные стоматологические услуги могут оказываться в основное рабочее время (на основании Приказа Минздравмедпрома РФ № 312 от 06.08.1996 г. «Об организации рабо­ты стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования») по желанию пациента в случае, если ему предоставляется гарантированный объем бес­платной стоматологической помощи и платные услуги оказываются дополнительно к га­рантированному объему (например, осмотр стоматолога, необходимые рентгенологиче­ские исследования — за счет средств ОМС; восстановление зуба пломбой из светоот-верждающего материала — за плату); Существует ряд услуг, оказание которых практически невозможно организовать во вне­рабочее время (лабораторные, патологоанатомические, рентгенологические исследова­ния и т. д.), в этом случае руководитель учреждения обязан установить такой график ра­бот, чтобы оказание перечисленных услуг не создавало препятствий для получения граж­данами бесплатной медицинской помощи и не приводило к росту числа ожидающих дан­ную услугу. Учитывая сказанное, строго во внерабочее время должны выполняться услуги, требу­ющие длительного времени, а также услуги, сроки оказания которых можно запланиро­вать заранее: • плановые хирургические вмешательства и другие виды лечения; • оказание платных услуг на дому; • платные услуги, оказываемые по предварительной записи по телефону; © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 14 • работа врача по другой специальности (невролога — мануальным терапевтом или иглорефлексотерапевтом и т. д.). Кроме того, исключительно во внерабочее время должны оказываться за плату услуги, предусмотренные Территориальной программой, потребность населения в которых вы­сока, вследствие чего постоянно существует очередь на их получение. Важно! При планировании места и времени предоставления платных услуг учи­тывать объем государственного (муниципального) задания. Если объем задания так велик, что не позволяет вести приносящую доход деятельность (например, все площади учреждения постоянно заняты оказанием услуг по заданию), то от ее осу­ществления придется отказаться, причем даже в случае указания на возможность ведения приносящей доход деятельности в уставе и с учетом того, что учреждение формально не обязано запрашивать согласие учредителя. 1.2.2. Договор на оказание ПМУ С 01.01.2013 вступило в силу Постановление правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, в соответствии с которым претерпели серьезные изменения требования к договору, заклю­чаемому с пациентом, на оказание ему ПМУ. Об этом шла речь выше. Отметим, что лю­бые изменения к договору в обязательном порядке оформляются дополнительным договором (дополнительным соглашением к договору). При заключении договора на оказание ПМУ до сведения граждан должна быть доведе­на конкретная информация о возможности и порядке получения медицинских услуг на бесплатной основе в учреждении. Факт доведения до сведения граждан указан­ной информации должен быть зафиксирован в договоре. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному предста­вителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, вы­писки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после полу­чения платных медицинских услуг. Обратите внимание! После вступления в силу Закона «О персональных данных № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. рекомендуется включать в договоры на оказание плат­ных услуг физическим лицам одним из разделов его согласие на обработку персо­нальных данных. Это освободит учреждение от необходимости получать согласие в виде отдельного документа. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охра­ны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями внесенными законом от 02.07.2013 года №185-ФЗ) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регу­лирование в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения), относится в том числе утверждение номенклатуры медицинских услуг. На основании этой нормы Ми­нистерство здравоохранения издало 27.12.2011 приказ № 1664н «Об утверждении но­менклатуры медицинских услуг». Предполагается, что эта номенклатура (которая уже © Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 15 была неоднократно издана) должна использоваться учреждениями здравоохранения, в том числе при заключении договоров на оказание платных медицинских услуг. Такая норма уже много лет действует в Санкт-Петербурге, согласно которой прямо запрещает­ся заключение договора на оказание платных медицинских услуг с формулировками, от­личными от номенклатуры. Таким образом, целесообразно использовать наименова­ния медицинских услуг из этой номенклатуры для обеспечения единства статисти­ческого учета, расчета затрат и т. д. 1.2.3. Форма и порядок оплаты ПМУ Основанием для оплаты является договор на оказание ПМУ, подписанный сторонами. Оплата ПМУ производится с применением контрольно-кассовых машин. При этом сле­дует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О по­рядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (с изменениями и допол­нениями, внесенными Постановленим Правительства от 14.02.2009 года № 112). С целью упрощения работы целесообразно распечатывать 2 экземпляра кассового чека, дубликат которого прикрепляется к экземпляру договора, который остается в учрежде­нии для дальнейшего учета. Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены Лекция 1. Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях... 16 Вопросы для самопроверки к лекции 1 1. Платные услуги могут оказываться только во внерабочее время? 1. да; 2 нет. 2. Что является основанием для оказания ПМУ государственным бюджетным (автономным, казенным) учреждением? 1 лицензия; 2 лицензия и специальное разрешение на оказание ПМУ; 3 специальное разрешение на оказание ПМУ 3. Для каких типов государственных учреждений учредитель не устанавливает порядок определения цен на ПМУ (согласно ПП 1006)? 1 казенных; 2 автономных; 3 бюджетных и автономных; 4 автономных, бюджетных и казенных Уважаемые слушатели, ответы на вопросы для самопроверки к лекции 1 вы получите в следующей лекции. ООО «Издательство Форум Медиа» 197341, Санкт-Петербург, ул. Афонская, д. 2, Литер А, Пом 9-Н, оф. 3-432 Тел.(812)644-40-66 Факс (812) 644-40-75 е-таП: тЕэ@Еэгит-тесПа.ги \\г\у\у. {огит-тесНа.ги
«Организация платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot