Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 1. Организация и проведение расчетов с бюджетом РФ по налогам и сборам
Тема 1.1 Организация и проведение расчетов с бюджетом по федеральным налогам
Обучающийся должен:
иметь практический опыт:
-проведения расчетов с бюджетом по федеральным налогам
знать:
-оформление бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм налогов
-аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам
-порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов
Функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов. Налоги являются основной формой дохода государства.
Налоговый кодекс РФ (ст. 8) дает понятие налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основными нормативными документами, определяющими организацию расчетов по налогам и сборам, является:
• Налоговый кодекс РФ;
• Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утв.Минфином РФ от 31.10.2000г., № 94Н.
• Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
В зависимости от принадлежности к уровню управления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязаны к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам относятся:
1)НДС;
2) Акцизы;
3)НДФЛ;
4) Налог на прибыль организаций;
5) Налог на добычу полезных ископаемых;
6) Водный налог;
7) Сборы за пользование объектами животного мира и запользование объектами водных биологических ресурсов;
9) Государственная пошлина.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимости распределения и перераспределения доходов.
Налогу как экономической категории присуще система элементов, характеризующая его форму, содержание, принципы построения и взимания. Каждый налог содержит следующие элементы:
1) Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
2) Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах
связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
3) Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
4) Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
5) Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,
подлежащая уплате.
6) Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Также обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
7) Льготы по налогам и сборам, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
8) Сроки уплаты налогов и сборов - устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.
9) Порядок уплаты налогов и сборов - уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком в установленные сроки. Может предусматриваться уплата в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Источниками налоговых платежей являются:
• выручка от реализации продукции;
• себестоимость продукции (работ, услуг);
• финансовый результат деятельности предприятия;
• налогооблагаемая прибыль;
• оплата труда и предпринимательский доход. Используя знания, полученные при изучении дисциплины
«Налоги и налогообложение», следует самостоятельно определить, за счет каких источников уплачиваются те или иные налоги.
В соответствии с действующим законодательством применяются следующие способы уплаты налога:
• уплата налога у источника дохода;
• уплата налога по декларации;
• кадастровый способ уплаты налогов.
Следует самостоятельно изучить сущность каждого способа.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие налоги относятся к федеральным?
2. Перечислите элементы налога.
3. Назовите источники уплаты налогов, сборов, пошлин
НДС
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В налоговом законодательстве предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Право на освобождение согласно ст. 145 Налогового кодекса РФ имеют организации и индивидуальные предприниматели при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила 2 млн. руб.
Налоговые ставки:
0% - при реализации:
- товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке нефти, нефтепродуктов;
- услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ);
10% - при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, определенных главой 21 НК РФ;
18% - все остальные товары, работы и услуги.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разность между НДС полученным (по реализации) и НДС уплаченным: (по приобретенным товарам). НДС уплаченный – это налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу.
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
По кредиту счета 68 отражают суммы, причитающиеся к взносу в бюджет, а по дебету счета 68 отражают суммы, фактически перечисленные в бюджет.
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
Порядок начисления и уплаты НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Для отражения операций, связанных с НДС, применяют счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС». Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей (заказчиков) за реализованную им продукцию (работы, услуги), и суммами (налога, фактически уплаченными поставщикам по приобретенным ценностям, а также работам, услугам
Следует помнить, что налогоплательщик обязан составлять счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету. Следует изучить статью 169 Налогового кодекса РФ.
НДС в счете-фактуре должен быть выделен отдельной строкой
Книга покупок предназначена для регистрации счетов, подтверждающих оплату НДС при покупке товаров, выполненных работ, оказанных услуг в целях определения суммы налога, подлежащей вычету (возмещению) в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) организациями, когда возникает обязанность по исчислению НДС.
Порядок ведения книги покупок и книги продаж устанавливается Правительством РФ
Расчет налога на добавленную стоимость, подлежащий внесению в бюджет за отчетный период, ведется по формуле:
НДС б = НДС пол. – НДС упл., где:
НДС упл. – сумма налога, предъявленная поставщиками товаров (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения;
НДС пол. – Сумма налога, полученная от потребителей за реализованные товары (работы, услуги).
Налогообложение НДС производится по двум основным ставкам:
стандартной – 18 % и льготной 10% и двум расчетным налоговым ставкам, применяемым к налоговой базе 18%/118%; 10%/110%.
Расчетные ставки применяются в случае реализации товаров, в цены которых уже включен НДС, с авансовых платежей и предварительной оплаты.
Расчет НДС производится в следующем порядке:
а) рассчитайте НДС по приобретенным, оприходованным материальным ценностям (материальным ресурсам, основным средствам производственного назначения, используемых для производства продукции облагаемой НДС); - Д68 (НДС упл.);
б) Рассчитать НДС за реализованные товары К68 (НДС пол.)
в) рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет (возврату из бюджета)
НДС б = К68 - Д68
Вопросы для самоконтроля
1. Определите круг плательщиков и неплательщиков НДС.
2. Укажите объекты обложения НДС в РФ.
3. Укажите общее условие предоставления льгот НДС.
4. Каков порядок определения налоговой базы НДС?
5. Каковы налоговые ставки НДС? В каких условиях они применяются?
6. Что такое расчетный метод определения ставок НДС?
7. Каким органом установлен порядок, составление и использования счетов-фактур? Назовите основные реквизиты счета-фактуры.
8. Каков порядок уплаты НДС в бюджет? Налоговые вычеты по НДС?
9. Какие операции не подлежат налогообложению НДС?
10. В каких случаях применяется нулевая ставка НДС?
Налог на прибыль
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организациями определяется в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Главой 25 плательщики налога на прибыль условно разделены на две группы: российские и иностранные организации.
В НК РФ содержится принципиально иной поход к порядку исчисления налоговой базы: прибылью признается полученный доход, уменьшенных на величину произведенных расходов. Доходы подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы. Расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Они делятся на расходы, связанные с реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
Если организация получила убыток, то налоговая база признается равной нулю и налог не уплачивается. При этом сумму полученного убытка организация может переносить на будущие периоды для уменьшения полученной прибыли. Такой перенос на будущие периоды убытка организация может производить в течение 10 лет.
Сумма налога на прибыль определяется как произведение налогооблагаемой прибыли на ставку. Налогооблагаемая прибыль – это разность между суммой полученных за налоговый (отчетный) период доходов и расходов организации. Ставка налога на прибыль – 20 % от величины налогооблагаемой прибыли, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 18% - в региональный.
Для учета расчетов по налогу на прибыль организаций к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открывается субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ.
Прибыль предприятия направляется в первую очередь на уплату налога на прибыль.
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» устанавливает порядок отражения в бухгалтерском учете налога на прибыль. Чтобы получить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, на счетах бухгалтерского учета необходимо отразить:
1) сумму налога на прибыль
Д 99/Условный налоговый расход К 68/ Расчеты по
по налогу на прибыль налогу на прибыль
2) суммы налога, корректирующие ее (возникают в связи с
различными в правилах бухгалтерского и налогового учета).
Эти суммы влияют на величину налога на прибыль в текущем и последующих отчетных периодах.
Для отражения информации по налогу на прибыль ПБУ 18/02 вводит новые понятия.
Также в План сетов бухгалтерского учета введены следующие счета:
• 09 «Отложенные налоговые активы»
• 77 «Отложенные налоговые обязательства».
• Сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли, в ПБУ 18/02 называется условным расходом по налогу на прибыль (УР) (расходом, т.к. уплата налога означает уменьшение активов организации). Бухгалтерская прибыль определяется по данным Отчета о прибылях и убытках.
• Условный расход (доход) определяют:
• Условный расход = Бухгалтерская прибыль х ставка налога.
• Условный доход = Бухгалтерский убыток х ставка налога.
• Начислена сумма условного расхода за отчетный период
• Д 99/Условный налоговый расход К 68/ Расчеты по
• по налогу на прибыль налогу на прибыль
• Начислен условный доход:
• Д 68/Расчеты по налогу К 99/Условный налоговый
• на прибыль доход по налогу на прибыль
• Условный доход рассчитывается и отражается в учете в том случае, когда по данным налогового учета получен убыток.
• Бухгалтерская прибыль образуется в бухгалтерском учете в результате отражения доходов и расходов в установленном нормативными актами порядке.
• Налогооблагаемая прибыль формируется исходя из правил признания доходов и расходов, установленных налоговым законодательством. Поэтому налогооблагаемая прибыль не совпадает с бухгалтерской и определение налога на облагаемую прибыль в бухгалтерском учете связано с определением разниц, на которые отличаются суммы доходов и расходов, отраженные в бухгалтерском учете и в налоговом учете. Они показывают, за счет каких доходов и расходов налоговая прибыль отличается от бухгалтерской.
• В ПБУ 18/02 разницы подразделяются на постоянные и временные.
Постоянные разницы (ПР) - это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов; учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтер ского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Следует самостоятельно изучить в ПБУ 18/02, в результате чего возникают постоянные разницы.
Так как возникает разница в сумме прибыли между бухгалтерским и налоговым учетом, то возникает разница и в сумме налога.
Сумма налога, возникающая в связи с постоянной разницей, в ПБУ 18/02 называется постоянным налоговым обязательством.
Постоянное налоговое обязательство - это сумма, приводящая к увеличению платежей налога на прибыль в данном отчетном периоде. Постоянное налоговое обязательство возникает, если налоговая прибыль больше бухгалтерской прибыли.
Постоянное налоговое = Постоянная * Ставка
обязательство разница налога
В бухгалтерском учете будет сделана проводка:
Д 99 «Прибыли и убытки» К 68/ расчеты по
налогу на прибыль
Законодательная база: НК РФ глава 25 «Налог на прибыль организаций»
2. Прибыль организации (По) производится по формуле :
По = До - Ро где:
До - доходы организации за текущий период;
Ро - расходы организации за текущий период.
До = Д р + Д вн где:
Др – доходы связанные с производством и реализацией;
Двн. – внереализационные доходы.
Ро = Рр + Р вн. где:
Рр – расходы связанные с производством и реализацией;
Рвн. – внереализационные расходы.
3. Расчет налоговой базы производится по формуле:
НБ = По
4. Налог на прибыль рассчитывается по формуле:
НП = НБ * ставку
5. Ставки налога на прибыль организации на 2015 год:
- в федеральный бюджет – 2,0 %
- в региональный бюджет РФ – 18% , но не ниже 13,5%
Вопросы для самоконтроля
1. Плательщики и объект налогообложения налога на прибыль организаций, и их характеристика.
2. Перечислите доходы, учитываемые в целях налогообложения, для исчисления налога на прибыль организации.
3. Перечислите доходы, не учитываемые в целях налогообложения, для исчисления налога на прибыль организации.
4. Укажите расходы, учитываемые в целях налогообложения, для исчисления налога на прибыль организации.
5. Какие методы начисления амортизации используются для целей налогообложения налогом на прибыль?
6. Перечислите виды расходов, не учитываемых в целях налогообложения, для исчисления налога на прибыль организации.
7. Определение налоговой базы для расчета налога на прибыль организаций, ставки налога на прибыль?
8. В чем суть метода начисления и кассового метода для определения доходов и расходов с целью исчисления налога на прибыль?
9. Перечислите доходы, облагаемые по иным ставкам, чем при налоге на прибыль организаций?
10. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций в бюджет.
НДФЛ
Объектом налогообложения является доход, полученный физическими лицами в налоговом периоде от источников, как в РФ, так и за ее пределами. При определении налоговой базы учитывают все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или других органов производятся удержания, то они не уменьшают его налоговую базу. Доходы в виде материальной выгоды – это форма финансовых ресурсов, полученных от экономии на процентах за пользование заемными средствами
Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц ведется на счете 68 субсчет «НДФЛ».
При изучении вопроса по учету НДФЛ следует руководствоваться главой 23 Налогового кодекса РФ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (ст. 210 Налогового кодекса РФ).
Законодательство устанавливает следующие ставки НДФЛ: 13 %, 35 %, 30 %, 9 %, 15 % (ст. 224 Налогового кодекса РФ).
Налоговый кодекс РФ устанавливает налоговые вычеты из доходов, подлежащих налогообложению. Они уменьшают налоговую базу по доходам, облагаемым по ставке 13 %.
Налоговые вычеты подразделяются по видам:
• стандартные;
• социальные;
• имущественные;
• профессиональные.
Расчеты стандартных вычетов производит бухгалтер, а остальные вычеты предоставляет по итогам года в налоговый орган по месту жительства (при наличии соответствующих документов и при подаче налоговой декларации).
В бухгалтерском учете начисление налога на доходы физических лиц отражают Д 70 К 68/НДФЛ
Вопросы для самоконтроля
1. Кто является плательщиков НДФЛ?
2. Кто является объектом налогообложения? Какие ставки применяются при налогообложении доходов физических лиц?
3. Что собой представляет налоговая база НДФЛ? Состав совокупного дохода?
4. Какие доходы не подлежат налогообложению?
5. Какие вы знаете стандартные налоговые вычеты?
6. Что собой представляют имущественные налоговые вычеты? Кому они предоставляются?
7. Кому предоставляются социальные и профессиональные налоговые вычеты?
8. Каков порядок исчисления налога с доходов физических лиц?
9. В какие сроки уплачивается НДФЛ от предпринимательской деятельности?
10. Кто должен подавать налоговую декларацию в налоговые органы?
Порядок заполнения платежных поручений
┌───────┐
(62) (71) (2)──┤0401060│
______________________ ______________________ └───────┘
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
(1)
│ (4) (5) ┌─────┐
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ N (3) ______________ _________________ │(01)│
Дата Вид платежа └─────┘
Сумма │(6)
прописью│
│
────────┴───────┬────────────────────┬────────┬────────────────────────────
ИНН (60) │КПП (102) │Сумма │(7)
────────────────┴────────────────────┤ │
(8) ├────────┼────────────────────────────
│Сч. N │(9)
Плательщик │ │
─────────────────────────────────────┼────────┤
(10) │БИК │(11)
├────────┤
│Сч. N │(12)
Банк плательщика │ │
─────────────────────────────────────┼────────┼────────────────────────────
(13) │БИК │(14)
├────────┤
│Сч. N │(15)
Банк получателя │ │
────────────────┬────────────────────┼────────┤
ИНН (61) │КПП (103) │Сч. N │(17)
────────────────┴────────────────────┤ │
(16) ├────────┼──────┬───────────┬─────────
│Вид оп. │(18) │Срок плат. │(19)
├────────┤ ├───────────┤
│Наз. пл.│(20) │Очер. плат.│(21)
├────────┤ ├───────────┤
Получатель │Код │(22) │Рез. поле │(23)
──────────────┬────────────┬─────┬───┴────┬───┴──────┴───┬───────┴───┬─────
(104) │ (105) │(106)│ (107) │ (108) │ (109) │(110)
──────────────┴────────────┴─────┴────────┴──────────────┴───────────┴─────
(24)
Назначение платежа
___________________________________________________________________________
Подписи Отметки банка
(44) (45)
(43) _________________________
М.П.
_________________________
В реквизите (1) указано наименование документа.
В реквизите (2) указан номер формы по Общероссийскому классификатору
управленческой
документации, ОК 011-93 (утвержден постановлением Госстандарта России от 30 декабря
1993 г. №299).
В реквизите (3) проставьте номер платежного поручения цифрами.
В реквизите (4) укажите дату составления распоряжения:
• на бумажном носителе - день, месяц, год проставьте цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ;
• в электронном виде цифрами в формате банка (день — две цифры, месяц — две цифры,
год - четыре цифры). В реквизите (5) укажите одно из значений:
• «срочно»;
• «телеграфом»;
• «почтой»;
• другое значение, установленное банком. Значение можно не указывать, если это установлено банком.
В электронном виде значение нужно указать в виде кода, установленного банком.
В реквизите (6) укажите сумму платежа. Целые рубли - прописью с заглавной буквы, а, копейки - цифрами. При этом слова «рубль», «копейка» не сокращайте. Если сумма платежа
прописью выражена в целых рублях, то копейки можно не указывать, а в поле «Сумма» проставить сумму платежа и знак равенства «=».
В реквизите (7) укажите сумму платежа цифрами. Рубли отделите от копеек знаком тире «-».
Если копейки не указываются, пропишите сумму платежа и знак равенства «=».
В реквизите (8) укажите наименование плательщика. В реквизите (9) впишите номер счета плательщика в банке.
В реквизите (10) укажите банк плательщика (наименование и место нахождения).
В реквизите (11) укажите банковский идентификационный код (БИК) банка плательщика.
В реквизите (12) укажите номер корреспондентского счета банка плательщика.
В реквизите (13) укажите банк получателя. Обратите внимание: в 2014 году изменились названия подразделений Банка России: с 1 февраля - в Центральном федеральном округе;
со 2 июня - в Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Составляя платежку, проверьте, не произошли ли такие изменения в вашем регионе.
В реквизите (14) укажите банковский идентификационный код (БИК) банка получателя.
В реквизите (15) укажите номер корреспондентского счета банка получателя.
В реквизите (16) укажите полное или сокращенное наименование организации-получателя (при этом для ИП укажите его Ф. И. О. и правовой статус, для граждан, не являющихся ИП, - Ф. И. О.).
В реквизите (17) укажите номер счета получателя в банке. В реквизите (18) укажите шифр 01.
В реквизите (19) «Срок платежа» значение не указывается, если другой порядок не установлен банком.
В реквизите (20) «Назначение платежа кодовое» значение не указывается, если другой порядок не установлен банком.
В реквизите (21) укажите очередность платежа цифрой в соответствии с законодательством.
В реквизите (22) До 31 марта это поле не заполнялось. С 31 марта в нем нужно указывать код уникального идентификатора платежа (УИП). Новый показатель представляет собой аналог уникального идентификатора начислений (УИН), который до 31 марта указывался в
поле «Назначение платежа». Так же как и УИН, новый идентификатор отражается в платежках только в том случае, если он установлен получателем средств и доведен до
плательщика (п. 1.1 указания Банка России от 15 июля 2013 г. № 3025-У). При уплате текущих налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных плательщиками самостоятельно, УИП не устанавливается. Получатели средств по-прежнему будут идентифицировать поступающие платежи на основании ИНН, КПП, КБК, ОКАТО и других платежных
реквизитов. Поэтому в поле «Код» при перечислении текущих налогов и взносов достаточно указать значение «0».
В реквизите (23) «Резервное поле» значение не указывается, если другой порядок не установлен банком.
В реквизите (24) укажите назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты документов-оснований, в соответствии с которыми проводится платеж (например,
договоров, актов, товарных накладных). Код уникального идентификатора начислений (УИН) с 31 марта 2014 года в платежных поручениях указывать не нужно. Вместо УИН в реквизите (22) указывается его аналог, который называется уникальный идентификатор платежа (УИП).
В реквизите (43) поставьте печать.
В реквизите (44) должен поставить свою подпись уполномоченный представитель
организации (например, руководитель) в соответствии с заявленными банку образцами в
карточке.
В реквизите (45) банк плательщика поставит отметку (штамп), а его уполномоченный
представитель - свою подпись.
В реквизите (60) укажите ИНН плательщика (если такой есть).
В реквизите (61) укажите ИНН получателя.
В реквизите (62) сотрудник банка поставит дату поступления распоряжения в банк
плательщика.
В реквизите (71) сотрудник банка укажет дату списания средств со счета плательщика.
В реквизите (101) укажите статус организации. В частности:
• 01 - налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо;
• 02 - налоговый агент;
• 08 - плательщик - учреждение, осуществляющее уплату страховых взносов и иных
платежей в бюджетную систему РФ;
• 14 - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам.
Полный перечень статусов приведен в приложении 5 к приказу Минфина России от12 ноября 2013 г. № 107н.
В реквизите (102) укажите КПП плательщика.
В реквизите (103) укажите КПП получателя.
В реквизите (104) укажите значение КБК.
В реквизите (105) укажите код ОКТМО (при уплате налога на основании налоговой декларации или расчета укажите код ОКТМО такой же, как в декларации, расчете). При
этом до 1 января 2015 года банки не будут отказывать в проведении платежа, если вместо
кода ОКТМО будет указан код ОКАТО (письмо Минфина России от 17 февраля 2014 г. №
02-08-12/6562).
В реквизите (106) при уплате налоговых и таможенных платежей укажите значение
основания платежа. В частности:
• ТП - платежи текущего года;
• ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым
(расчетным,
отчетным) периодам при отсутствии требования налоговой инспекции об уплате. Полный перечень значений приведен в пункте 7 приложения 2 и пункте 7 приложения 3 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
При уплате других платежей в бюджетную систему, а также при невозможности указать конкретное значение показателя поставьте «0» (п. 4 приложения 2 и п. 5 приложения 4 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н). В реквизите(107): при уплате налоговых платежей укажите налоговый период (например,
МС.02.2013).
Порядок указания значения установлен в пункте 8 приложения 2 к приказуМинфинаРоссии от 12 ноября 2013 г. № 107н;
• при уплате таможенных платежей укажите идентифицирующий код таможенногооргана. Такой порядок установлен в пункте 8 приложения 3 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н;
• при уплате других платежей в бюджетную систему, а также при невозможности
указать конкретное значение показателя поставьте «0» (п. 4 приложения 2 и п. 5
приложения 4 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н).
В реквизите (108) укажите:
При уплате налоговых платежей - номер документа, который является основанием
платежа.
Например:
• ТР - номер требования налогового органа об уплате налога (сбора);
• РС - номер решения о рассрочке.
Полный перечень значений приведен в пункте 9 приложения 2 к приказу Минфина Россииот12 ноября 2013 г. № 107н.
При уплате таможенных платежей руководствуйтесь порядком заполнения реквизита,
приведенном в пункте 9 приложения 3 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г.№ 107н.При уплате других платежей в бюджетную систему, а также при невозможности указать
конкретное значение показателя поставьте «0» (п. 4 приложения 2 и п. 5 приложения 4 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н).
В реквизите (109) укажите:
• при уплате налоговых платежей и таможенных платежей - значение даты
документа
основания платежа, которое состоит из 10 знаков. Полный перечень значений приведен в пункте 10 приложения 2 и пункте 10 приложения 3 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н;
• при уплате других платежей в бюджетную систему, а также при невозможности
указать конкретное значение показателя поставьте «0» (п. 4 приложения 2 и п. 5
приложения 4 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н).
В реквизите (110) укажите:
При уплате налоговых платежей - показатель типа платежа, который имеет два знака.
Например:
• ПЕ - уплата пеней;
• ПЦ - уплата процентов;
• «0» - при уплате налога (сбора), в том числе авансового платежа, взноса, налоговых
санкций, административных и иных штрафов, а также иных платежей,
администрируемых налоговыми органами. Такие указания приведены в пункте 11 приложения 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № Ю7н.
При уплате таможенных платежей - показатель типа платежа, который имеет два знака. Например:
• ШТ - уплата штрафа;
• ЗД - уплата в счет погашения задолженности;
• ПЕ - уплата пеней;
• в остальных случаях поставьте «0».
Такие указания приведены в пункте 11 приложения 3 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
При уплате других платежей в бюджетную систему поставьте «0» (п. 5 приложения 4 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н).
Тема 1.2 Организация и проведение расчетов с бюджетом по региональным налогам
иметь практический опыт:
-проведения расчетов с бюджетом по региональным налогам
знать:
-оформление бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм налогов
-аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам
-порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам относятся:
1) Налог на имущество организаций;
2) Налог на игорный бизнес;
3) Транспортный налог.
Транспортный налог
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Плательщиками транспортного налога по общему правилу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Исходные размеры налоговых ставок указаны в главе 28, пункте 1 ст. 361 НК РФ. Сумма налога определяется как произведение мощности двигателя в лошадиных силах на соответствующую налоговую ставку. Авансовый платеж по налогу за отчетный период организации определяют как четвертую часть от суммы налога.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Налоговый орган исчисляет налог, уплачиваемый физическим лицом, на основе сведений, которые он получает от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Если транспортное средство зарегистрировано и (или) снято с регистрации (снято с учета) в течение налогового (отчетного) периода, то расчет суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц, (ст. 362 НК РФ).
Учет расчетов по транспортному налогу ведется на счете 68 субсчет «Транспортный налог».
Для расчета налоговой базы по транспортному налогу мощность двигателя должна быть выражена в лошадиных силах (подп. 1 п.1 ст. 359 Налогового кодекса РФ). Мощность двигателя определяется по данным технического паспорта транспортного средства. Если в техпаспорте мощность двигателя выражена в кВт, то этот показатель пересчитывается по формуле:
Мощность Мощность
= X 1,35962
двигателя в л.с. двигателя в кВт
Полученный результат округляется до второго знака после запятой.
Сумма налога = Мощность двигателя в л.с. х Налоговая ставка
В бухгалтерском учете начисление транспортного налога отражают:
Д 26 К 68/ Транспортный налог
Вопросы для самоконтроля
1. Кто является плательщиком налога ?
2. Что является объектом налогообложения данным налогом?
3. Кто устанавливает конкретную ставку налога?
4. Каков порядок исчисления и уплаты налога?
5. В какие сроки уплачивается транспортный организаций?
6. В бюджеты, какого уровня, и в каком размере зачисляется налог ?
Налог на имущество организаций
Налогоплательщиками налога признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенную в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета и утвержденным в учетной политике организации.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налогом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Например, средняя стоимость имущества за отчетный период (1 квартал) определяется по формуле:
Иср 1 кв..= И01.01.+И01.02.+И01.03.+И01.04. /4
Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %.
Если субъект РФ вводит отчетные периоды, то уплата налога производится авансовыми платежами за соответствующий период. При уплате налога за календарный год (налоговый период), причитающаяся к уплате сумма уменьшается на суммы уплаченных авансовых платежей. Величина авансового платежа определяется по формуле: А = Иср.*Нс*1/4: 100%, где Иср. - средняя стоимость имущества за отчетный период;
Нс – налоговая ставка.
Для учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций к счету 68 открывается субсчет «Расчеты по налогу на имущество организаций».
Организации обязаны платить налог на имущество с собственных основных средств (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Достоверность расчета налога на имущество зависит от того, правильно ли организация учитывает основные средства в бухгалтерском учете.
В бухгалтерском учете имущество нужно отразить в составе основных средств, если одновременно выполнены следующие условия:
1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для того, чтобы предоставить объект за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
2) объект предназначен для использования более 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не планирует в дальнейшем перепродать объект;
4) объект способен приносить организации доход в будущем.
Если организация приобрела объект, который соответствует
всем перечисленным выше признакам, то его нужно учитывать в составе основных средств и его стоимость следует включить в налоговую базу по налогу на имущество независимо от ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 18.04.07г. № 03-05-06-0ЮЗ).
Следует учесть, что все затраты, связанные с приобретением, сооружением, изготовлением объекта основных средств, включают-сяв его первоначальную стоимость за минусом НДС (п.8 ПБУ 6/91).
Вопросы для самоконтроля
7. Кто является плательщиком налога на имущество организаций?
8. Что является объектом налогообложения данным налогом?
9. Какое имущество не является объектом налогообложения налогом?
10. Каков порядок расчета среднегодовой стоимости имущества?
11. Какова предельная ставка налога на имущество организаций? Кто устанавливает конкретную ставку налога?
12. Перечислите предприятия и организации, которые не уплачивают налог на имущество организаций?
13. Перечислите виды имущества, которые не облагаются налог на имущество организаций?
14. Каков порядок исчисления и уплаты налога?
15. В какие сроки уплачивается налог на имущество организаций?
16. В бюджеты, какого уровня, и в каком размере зачисляется налог на имущество организаций?
Тема 1.3 Организация и проведение расчетов с бюджетом по местным налогам
иметь практический опыт:
-проведения расчетов с бюджетом по местным налогам
знать:
-оформление бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм налогов
-аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам
-порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Земельный налог
Земельный налог уплачивается собственниками (физические и юридические лица) земельных участков. Налоговая ставка устанавливается дифференцированно в зависимости от целевого использования (назначения) земли.
Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим и физическим лицам в собственность, владение, пользование.
Земельный налог, подлежащий уплате юридическими лицами за налоговый период, начисляется по формуле:
ЗН = КС × НС,
где КС – кадастровая стоимость земельного участка;
НС – ставка земельного налога по соответствующему участку.
Авансовый платеж по земельному налогу юридические лица определяют по формуле:
ЗН = КС × НС × 1/4
Земельный налог устанавливается главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу установлен ст. 396 НК РФ.
В бухгалтерском учете начисление земельного налога отражают записью:
Д 26 К 68/ Земельный налог
Вопросы для самоконтроля
1.Кто является плательщиком налога ?
2.Что является объектом налогообложения данным налогом?
3.Кто устанавливает конкретную ставку налога?
4.Каков порядок исчисления и уплаты налога?
5.В бюджеты, какого уровня, и в каком размере зачисляется налог ?
Тема 1.4 Организация и проведение расчетов с бюджетом по специальным налоговым режимам
иметь практический опыт:
-проведения расчетов с бюджетом по налогам
знать:
-оформление бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм налогов
-порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов
Налоговой базой по ЕСХН является разница между доходами и расходами в денежном выражении (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).
• налоговую базу по ЕСХН увеличивают доходы от реализации, включая авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (письмо Минфина России от 23 декабря 2008 г. № 03-11-04/1/31), а также внереализационные доходы;
• налоговую базу по ЕСХН уменьшают расходы по строго ограниченному перечню;
• при расчете налоговой по ЕСХН доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с начала года.
Сельскохозяйственные организации ведут бухучет с использованием Плана счетов, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654.
В бухучете доходы и расходы признаются методом начисления, то есть в тех периодах, в которых они возникли по условиям сделок, независимо от оплаты (п. 12, 16 ПБУ 9/99, п. 16 ПБУ 10/99). При расчете ЕСХН доходы и расходы признаются кассовым методом, то есть в тех периодах, когда доход (расход), возникший по условиям сделки, был оплачен (полностью или частично) (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Таким образом, для правильного формирования налоговой базы по ЕСХН из общей суммы доходов и расходов, отраженных на счетах бухучета, бухгалтеру придется отобрать только те, которые были оплачены в течение отчетного (налогового) периода по ЕСХН.
Способы систематизации данных бухучета для расчета ЕСХН налоговым законодательством не определены. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно и закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения. На практике для этого можно использовать регистры бухучета в части доходов и расходов, оплаченных в течение отчетного (налогового) периода по ЕСХН. Например, оборотные ведомости по расчетам с покупателями и поставщиками.
Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, отчетным периодом – полугодие (ст. 346.7 НК РФ). Поэтому в течение налогового периода налоговую базу по ЕСХН нужно определять дважды:
• по окончании полугодия – для расчета авансового платежа;
• по окончании года – для расчета итоговой суммы ЕСХН.
Такой порядок следует из положений пунктов 1–3 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ.
Налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 процентов (ст. 346.8 НК РФ).
Сумму ЕСХН (сумму авансового платежа по ЕСХН) рассчитайте по формуле:
ЕСХН (авансовый платеж по ЕСХН)
=
Доходы, полученные за год (полугодие)
–
Расходы, понесенные за год (полугодие)
×
6%
Если за полугодие организация получила убыток (расходы больше доходов), сумма авансового платежа по ЕСХН признается равной нулю.
Сумма авансового платежа засчитывается в счет уплаты ЕСХН по итогам года (п. 3 ст. 346.9 НК РФ). Поэтому по окончании налогового периода у организации может сложиться сумма налога не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов организации к концу года снизится, а сумма расходов увеличится.
Полученную отрицательную разницу (налог к уменьшению) можно:
• зачесть в счет недоимки по другим федеральным налогам;
• зачесть в счет предстоящих платежей по ЕСХН или другим федеральным налогам;
• вернуть на расчетный счет организации.
Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Вопросы для самоконтроля
1.Кто является плательщиком налога ?
2.Что является объектом налогообложения данным налогом?
3.Кто устанавливает конкретную ставку налога?
4.Каков порядок исчисления и уплаты налога?
5.В бюджеты, какого уровня, и в каком размере зачисляется налог ?
Раздел 2 Организация и проведение расчетов с внебюджетными фондами РФ
Тема 2.1 Организация и проведение расчетов с внебюджетными фондами РФ
Обучающийся должен: иметь практический опыт:
- проведения расчетов с внебюджетными фондами;
знать:
• учет расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды;
• бухгалтерские проверки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды;
• использование средств внебюджетных фондов;
• порядок заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
уметь:
• проводить учет расчетов по социальному страхованию;
• определять объекты обложения страховыми взносами;
• применять порядок и соблюдать сроки исчисления страховых взносов;
• оформлять бухгалтерскими проверками начисление и перечисление сумм страховых взносов во внебюджетные фонды;
оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды
Государственными внебюджетными в РФ являются: Пенсионный Фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Плательщиками страховых взносов являются:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, непроизводящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам (самозанятое население).
Общий порядок расчета и уплаты страховых взносов регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Учет расчетов по страховым фондам ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 могут быть открыты субсчета: 69/1 «Расчеты по социальному страхованию» 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой).
Перечень выплат, с которых ненужно платить страховые взносы, указан в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
С 1 января.2012 года установлены следующие тарифы страховых взносов:
• в Пенсионный фонд РФ - 22 %;
• в Фонд социального страхования РФ - 2,9 %;
• в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования-5,1 %;
Таким образом, совокупный тариф по страховым взносам в 2015 году составит 30 %.
Следует учесть, что взносы в Пенсионный фонд РФ делятся следующим образом: для работников 1966 года рождения и старше вся сумма взноса направляется на финансирование страховой частипенсии, а для работников, рожденных в 1967 году и позже, взнос делится на страховую часть и накопительную часть.
Страховые взносы считаются по каждому работнику отдельно нарастающим итогом с начала года, пока сумма не превысит 617 000 руб. ( в 2015 году). Эта предельная величина подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер индексации определяется Правительством РФ. С сумм выплат, превышающих 617 000 руб., организация будет перечислять еще 10 % в Пенсионный фонд РФ.
В бухгалтерском учете начисление страховых взносов во внебюджетные фонды отражают:
- в Пенсионный фонд РФ
Д 20, 23, 25, 26, 29, 91/2, 96 К 69/2
- в Фонд социального страхования
Д 20, 23, 25, 26, 29, 91/2, 96 К 69/1
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхо
вания
Д 20, 23, 25, 26, 29, 91/2, 96 К 69/3
Перечисление страховых взносов в указанные фонды отражают:
Д 69/1,2,3 К 51
Кроме отчислений в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, организации производят отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер отчислений устанавливается в зависимости от класса профессионального риска в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям. Базой для начисления на «травматизм» служит та же база, которая применяется для исчисления основных обязательных взносов. При начислении платежей на «травматизм» составляется бухгалтерская проводка:
Д 20, 23, 25, 26, 29, 91/2 К 69/расчеты с ФСС по взносам на
страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Средства фонда социального страхования используются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объекты обложения страховыми взносами?
2. Как определяется облагаемая база по страховым взносам?
3. Какие бухгалтерские записи составляют по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды?
Список рекомендуемых источников
Нормативные документы:
1. Налоговый Кодекс РФ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ от 31.07.1998г. №146 — ФЗ (с учетом, изменений, дополнений, поправок)
2. Налоговый Кодекс РФ ЧАСТЬ ВТОРАЯ от 05.08.2000г. №117 — ФЗ (с учетом, изменений, дополнений, поправок)
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34-н ( в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).Федеральный Закон о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования № 212-ФЗ от 24.07.2009
5. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 6 12.11. №402 -ФЗ (с изменениями и дополнениями)
6. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Учебники и учебные пособия:
1. Лебедева, Е.М. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2012
2. Лебедева, Е.М. Бухгалтерский учет. Практикум – М.: Академия, 2012
3. Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет. Практикум.- М.: Форум, 2011
4. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение — М.: «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2009 г. 320 с
Интернет — ресурсы
1. www.consultant.ru – «Консультант Плюс»
2. http://www.garant.ru/ - «Гарант»