Организация и ее среда
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА
Факторы, влияющие на организацию немедленно и непосредственно
относят к среде прямого воздействия. И это поставщики, конкуренты,
потребители, законы и органы госрегулирования. Любопытна точка зрения
специалиста по управлению П.Друкера: «Единственная и подлинная цель
бизнеса
-
создавать
потребителя».
Само
выживание
и
оправдание
существования организации зависит от ее способности находить потребителей
результатов ее деятельности. Это справедливо и для Госорганизации и
некоммерческих.
Остальные факторы - косвенного воздействия - состояние экономики,
политика, социокультурные факторы, международные события, научнотехнический прогресс (технологии). Наиболее важными являются факторы
косвенного воздействия. Они же и наиболее сложные. Например, технология,
которая является одновременно и внутренней переменной и внешним
фактором. Технологические нововведения влияют на эффективность, с
которой можно изготавливать, продавать продукцию, на скорость устаревания
продукта, на то, как можно хранить, собирать и распределять информацию.
Под технологией понимают фактический уровень развития производительных
сил с учетом НТР. Другим не менее сложным фактором можно назвать социокультурный. Под ним понимают жизненные ценности, традиции,
установки, влияющие на организацию. И этот фактор является одновременно
и внутренним и внешним. Чтоб обеспечить выживание и достижение
поставленных целей надо эффективно реагировать и приспосабливаться к
внешней среде. Внешняя среда важна для руководителя, потому что он не
контролирует факторы среды прямого и косвенного воздействия, они от него
не зависят.
Характеристики внешней среды
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на
которые организация обязана реагировать.
Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в
окружении организации. Для разных организаций по-разному.
Неопределенность
внешней
среды
определяется
количеством
информации по поводу конкретного фактора, уверенностью в этой
информации.
Связующие процессы в управлении
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей
организации. Эти основные функции управленческого процесса объединены
двумя связующими функциями коммуникации и принятия решения.
Во всех организациях, в том числе и в организациях физкультурноспортивной направленности есть общие черты:
тренер дает задание спортсмену;
директор спортивной школы поручает разработать календарь спортивных
соревнований;
председатель федерации поручает сформировать сборную команду по виду
спорта;
директор
стадиона
дает задание
заведующему спортивной
арены
подготовить футбольное поле.
Общее состоит в том, что на всех уровнях управленческого процесса идет
обмен информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.
Коммуникации - эффективный обмен информацией. Сам факт обмена не
гарантирует эффективности общения. Руководитель от 50 до 90% всего
времени тратит на коммуникации. В менеджменте выделяют коммуникации
между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями (вверх
и вниз), между отделами (горизонтальные связи), между руководителем и
подчиненными, между руководителем и рабочей группой. Обсуждения,
собрания, телефонные переговоры, служебные записки, видеоленты, отчеты,
циркулирующие внутри организации - это реакция на возможности или
проблемы, создаваемые внешним окружением. Существуют неформальные
коммуникации - это слухи, чаще всего им приписывается репутация неточной
информации (по исследованиям- 80-99% слухов точны).
Элементы и этапы процесса коммуникаций Специалисты выделяют
четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или передающее информацию.
2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью
символов.
3. Канал - средство передачи информации.
4. Получатель - лицо, кому предназначена информация и которое
интерпретирует ее.
Сам коммуникационный процесс предполагает, что обе стороны играют
активную роль. Обмен информацией происходит только в том случае, когда
одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее.
Модель процесса обмена информацией с обратной связью:
Отправитель - Идея - Сообщение – Формирует -Кодирует-выбирает
канал -Передает по каналу
Получатель -Декодирует сообщение
Таким образом, этапов процесса коммуникации тоже четыре, а именно:
1. Зарождение идеи. Очевидно, что неудачное сообщение не станет лучше
на глянцевой бумаге или от увеличенной громкости.
2. Кодирование и выбор канала. Слова, интонации, жесты - символы.
Канал - передача речи и письменных материалов, электронные средства связи,
компьютерные сети, электронная почта, видеоленты, голубиная почта, азбука
Морзе, телефон, почта. Если канал не соответствует идее - обмен
информацией неэффективен.
3. Передача. Процесс доставки информации. Речь идет физической
передаче сообщения, которую многие люди по ошибке считают процессом
коммуникации.
4. Декодирование. Перевод символов отправителя в мысли получателя.
Если символы, выбранные отправителем, имеют такое же значение для
получателя, то последний будет знать, что имелось в виду. В противном случае
необходима опорная реакция на полученное сообщение, то есть обратная
связь. При этом отправитель и получатель меняются коммуникативными
ролями. Эффективный обмен информацией должен быть всегда двусторонне
направленным, то есть с обратной связью. Шум-это то, что искажает смысл.
Препятствия на пути межличностного информационного обмена На
пути межличностного обмена информацией могут возникать преграды,
барьеры. К числу основных следует отнести:
1.
Преграды,
обусловленные
восприятием.
Информация
интерпретируется разными людьми по-разному. Восприятие обусловлено
общим уровнем образования, культурного развития, интеллекта.
2. Семантика - значения, передаваемые словами. Неоднозначность
одного и того же слова, понимаемого получателем информации. Незнание
языка и т.п.
Например.
Автомобильная
компания
“Дж.Моторс”
выпустила
на
латиноамериканский рынок модель с названием, означающим на испанском
языке-“она не едет”. Компания успеха не добилась. По той же причине не
состоялся импорт нашей машины “Жигули”, так как в переводе на
французский это слово не вполне пристойно. Наши производители для
экспорта выбрали другое название - “Лада”. Японцы говорят “хай” в значении
“я вас понял”, но “не согласен”. Если вы говорите: сделайте то-то, как только
представится возможным. Что это означает? Как можно быстрее или когда
будет время?
3. Невербальные преграды. В невербальной коммуникации задействованы
любые символы, кроме слов. По оценкам специалистов 55% сообщений
воспринимается через выражения лица, позы жесты, 38% - через интонации и
модуляции голоса, 7% - через слова. Если визитку японца сразу положить в
карман, не прочитав, то это значит, что вы его считаете не существенным
человеком. Ряд жестов в разных странах имеют противоположные значения,
что приводит к недоразумениям. Улыбка может также вводить в заблуждение.
Например, русские и немцы практически не улыбаются, а американцы
улыбаются всегда. В Болгарии жесты “да” и “нет” не типичны для нас.
4. Плохая обратная связь- ограничитель эффективности межличностного
обмена информацией. Повреждения на линии связи, дефекты речи и т.п.
5. Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда
человек одинаково точен отправляя и принимая сообщение. Умение слушать
- проблема! Наша система образования подчеркивает важность письма, чтения
и умения обращаться с числами. Обычно слушают с 25% эффективностью.
Необходимо совершенствовать искусство общения. Прояснять идеи перед
началом их передачи. Быть восприимчивым к семантическим проблемам.
Изучать языки. Следить за языком собственных поз, жестов, интонаций.
Желательно излучать эмпатию - внимание к чувствам других. Эмпатия
означает открытость, честность с вашей стороны, понимание. Следует
добиваться установления обратной связи, задавать вопросы, проводить с
подчиненными
политику
информационные технологии.
открытых
дверей,
совершенствовать