Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
«Организационно-творческая работа педагога в хореографическом коллективе»
Основной формой организации педагогического процесса в обучении учащихся в хореографическом коллективе являются теоретические и практические уроки. Они представляют собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков в хореографическом искусстве; развитие их способностей и совершенствование опыта педагога в коллективе.
- Виды и формы хореографических уроков:
Учебный урок;
Открытый урок;
Контрольный урок;
Показательный урок;
Экзаменационный урок;
Выпускной урок.
Каждый из перечисленных видов уроков по различным хореографическим дисциплинам имеют свою форму построения, в зависимости от поставленных целей и задач. Все виды уроков, согласно принципам школы классического танца имеют свою единую форму обучения: ( проучивания движений у станка, на середине класса, аллегро – прыжки).
Учебный урок - носит обычный характер изучения и освоения программы данного года обучения. Проводится 3 раза в неделю по два академических часа- 45 минут- 1 час.
Открытый урок – проводится для родителей и желающих ознакомиться с работой данного класса , увидеть достижения и успехи учащихся.
Контрольный урок – проводится один раз в полгода с целью выявления успеваемости учащихся и освоении учебной программы.( Детские хореографические школы, центры, школы искусств – проводят урок каждую четверть.
Показательный урок – дается один раз в год педагогом, с целью наглядной демонстрации методических приемов, при помощи которых наиболее эффективно достигаются положительные результаты в освоении техники исполнения хореографических движений.
Экзаменационный урок- выстраивается таким образом, чтобы комиссия , которая присутствует на просмотре . могла увидеть достижения в освоении программы.
Выпускной урок – показатель успехов учащихся, и педагога; показ программы обучения, на котором присутствуют родители, педагоги, гости.
Образовательная программа – это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты цели и задачи, а также организационно-методические условия получения образования определенного уровня и направленности).
Образовательная программа направлена на реализацию задач дополнительного образования учащихся, которая расширяет и углубляет содержание обязательного хореографического педагогического процесса; это методический документ, в котором в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по конкретной дисциплине определяется содержание дополнительного обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения обучающихся.
Образовательная программа дополнительного образования обучающихся подписывается руководителем хореографического коллектива и утверждается руководителем государственного учреждения ( коммерческие учреждения «Балет с двух лет»; «Lue baletina»).
Образовательная программа имеет Художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований ФГОС начального общего образования ( утверждена приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 .
Образовательная программа в хореографических коллективах составляется и рассчитана на 3 , 4, 5, 6, 7 лет обучения, в зависимости от целей и задач руководителя хореографического коллектива, в нее входят дисциплины:
Эстрадный танец ( с 6 лет)
Спортивный бальный танец ( с 4 лет) и другие хореографические направления ;
Классический танец;
Народно-сценический танец;
Современный танец; и т.д. ( могут больше дисциплин)
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год обучения – на 72 часа, ( подготовительный)
2 год обучения - на 72 часа,
3 год обучения – на 108 часов,
4 год обучения – на 108 часов.
Каждый руководитель хореографического коллектива выбирает себе и проектирует образовательную программу для формирования у учащихся знаний , умений и навыков управления повышением качественного уровня и изменения их познавательной и практической деятельности всестороннего развития и воспитания средствами хореографического обучения.
Структура программы предполагает: обучение по спирали с непрерывным совершенствованием, повышением качественного уровня и изменения пропорции при распределении предполагаемого педагогического учебного материала.
Требования к разработке образовательной программы :
1. Соответствие содержанию дисциплины, базовым дидактическим единицам, приведенным в Государственном Образовательном стандарте. (стандарт часов по обучению дисциплин, возрастной деятельности);
2. Современность методического содержания хореографического обучения ( продолжительность на какой период обучения);
3 Профессиональная направленность хореографического коллектива и отражение взаимосвязи с другими дисциплинами - ( Например: Современный ансамбль танца - программа составляется – Ритмика, Классический танец, Современный танец);
5. Соответствие целей и практического освоения дисциплины общему направлению программы.
Главная линия образовательной программы заключается в творческой самореализации учащегося. Она дает воспитанникам и педагогу возможность избрать свободный путь познания хореографического искусства. Активизация и развитие творческих способностей детей , являются неотъемлемой частью образовательного педагогического процесса, развитие инициативы, хореографического творчества, способности самоактуализации личности.
Основные принципы обучения:
Принцип - активности ;
Принцип – наглядности;
Принцип – доступности;
Принцип – систематичности;
Принцип – последовательности;
Принцип – индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку.
2.Задачи воспитания и обучения: сформировать систему знаний и навыков, умений, нацеленных на осмысленное восприятие и усвоение разнообразие танцевальных движений хореографического искусства; ориентация
индивидуальных особенностей участника коллектива, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств, как инициативность, самодеятельность, фантазия и самобытность; сплочение обучающихся в большой дружный коллектив единомышленников, способных воспринимать учебный педагогический процесс обучения;
3.Примерное содержание тематических занятий, теория, методический показ в разучивании движений, беседы, форма подачи нового материала, сроки проведения и предложения;
4. Перечень заданий по обучению практической хореографической деятельности;
5. Учебно-методическое обеспечение основной и дополнительной литературы и методических материалов , которые используются как рекомендация; использование методических приемов: - метод показа танцевального движения; словесный метод - рассказ; импровизационный метод- постепенно подвести участника к свободному непринужденному движению, метод иллюстрационной наглядности - рассказ о танцевальной культуре народности; игровой метод - показать игровую деятельность.
6.Концертная и репетиционная деятельность
7 Результативность в педагогическом процессе дополнительного обучения ( анализ и исследовательская творческая деятельность коллектива и каждого участника коллектива);
8.Отличительные особенности:
Образовательная программа рассчитана на учащихся - разных по уровню умения и вне зависимости от их природных способностей; возрастных особенностей; а иногда и проблемных учащихся.
Образовательная программа имеет определенный объем материала, который может быть использован или изменен с учетом состава класса, физических данных, и возможностей каждого учащегося, а также с учетом способностей организации учебного педагогического процесса : (разновозрастных, разно уровневых групп детей, нестандартностью, индивидуальных результатов обучения)
Предлагаемые возрастные группы учащихся: (Может быть изменен руководителем) . Предлагаемая форма:
Подготовительная ( 6-8 лет ) - 1 год обучения;
Младшая – ( 7-9) – 2 –ой год обучения;
Средняя - ( 8-10 ) - 3 –ий год обучения
Старшая – ( 9-12 лет) – 4 –ый год обучения.
В связи с изучением и учета разных направлений: ( Ритмика., Классический танец, Народно-сценический танец, Современный танец, Спортиво - бальный танец, эстрадный танец) учащимися, является ее компексность и мобильность, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития обучения у детей. Если отдельные учащиеся легко овладевают учебной программой, то у них есть возможность освоить последующие этапы обучения, но у других учащихся этого нет ( из-за отсутствия природных физических данных, или по состоянию здоровья, при физических нагрузках при проучивании танцевальных движений).
Классический танец - развивает и вырабатывает физические данные ( выворотность, гибкость, растяжки, прыжки, танцевальность, трудолюбие); Современный танец- это динамичная развивающаяся система , включающая в тебя технику различный современных направлений, которая создает свободу в выборе лексического материала, именно эта особенность позволяет создать выразительный язык движений. Бальный танец - парный танец знает и умеет танцевать все цивилизованное общество, и они являются неотъемлемой част ью общечеловеческой культуры. Участники постигают язык бального танца
помощью, которого могут общаться люди, не зная разговорного языка друг друга.
В структуру педагогического процесса входят компоненты:
Целевой – включает в себя ( стратегическую и тактическую ) и задачи , реализуемые в определенных условия ( подготовка хореографического номера, выступление в праздничном концерте или на конкурсе);
Содержательный – включает в себя совокупность опыта деятельности и общения руководителя , приобретение творческих знаний;
Деятельный – характеризует формы методы, средства, в осуществлении воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач освоения педагогического процесса;
Результативный – характеризует достигнутые результаты в и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает качество воспитательно-образовательной деятельности.
Вопросы для студентов:
1. Дать оценку своего коллектива ( если есть коллектив), на какой срок будет рассчитана Ваша Образовательная программа?
2. Какие возрастные группы Вы предлагаете для обучения в коллективе?
3. Какие функции педагогического процесса будете использовать в разработке своей образовательной программы?
4. Написать краткий проект будущей образовательной программы своего коллектива.
Используемая литература
1. А.О.Гогоберижзе, О.В.Солнцева Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения , Учебник для вузов , стандарт третьего поколения , для бакалавров , СПб. Питер 2014 – 464 с.
2. М.В.Корепенова ,О.Г. Гончарова Основы педагогического мастерства , Учебное пособие для студентов высших учебных заведений ,.М :Издательский центр « Академия» 2010 г. 240 с.
Тематический план
дополнительной образовательной программы профессиональной
переподготовки.
Дисциплина: «Историко-бытовой танец и методика его преподавания» -12 час.
Тема: Лекционная часть – 2 часа
«Основные особенности изучения исторического танца разных эпох.»
Темы : Практической части -10 час.
1. «Изучение методики исполнения движений Европейской танцевальной культуры XIX – XX вв.» ( «Полька», «Мазурка», « Лансье»- 2 часа
2. «Изучение методики исполнения движений Бытовой культуры XIX в.(« Классический менуэт», «Гавот», «Скорый Гавот» , «Миньон», «Вальс-Алеман».- 2 часа
3. « Изучение методики исполнения движений бытовой культуры XVII в.»( « Алеманда», Куранта», «Романеска», «Менуэт», «Павана» - 2 часа
4. «Изучение методики исполнения движений бытовой культуры XVI в.
( «Крестьянский бранль», «Ригодон», «Фарандола», « Конский бранль», «Сарабонда». «Павана».- 2 часа
5. «Изучение Реверансов дам, поклоны кавалеров разных эпох» - 2 часа
Дисциплина: «Методика работы с детским хореографическим коллективом»- 12 час
Темы лекций: 1. «Задачи эстетического воспитания в творческом хореографическом коллективе» - 2 часа
2.«Организация набора учащихся в хореографический коллектив» - 2 часа
3.«Принципы организации и методы работы с хореографическим коллективом «. – 2 часа.
4. «Методика проведения занятий по классическому и народно-сценическому танцу» - 2 часа
5 «Организация и планирование учебно-образовательного процесса в хореографическом коллективе» - 2 часа
6. «Учебно-методическая и педагогическая работа в хореографическом коллективе» -