Организационная культура и методы ее формирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И МЕТОДЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Организационная культура - это социальное явление, которое возникает на любом предприятии и является системой ценностей, убеждений, а также норм, ролей, правил, которые направляют деятельность организации (предприятия).
Организационная культура обладает рядом специфических черт, этими чертами являются традиции, язык (сленг), лозунги, обычаи, - все то, что способствует передаче культурных ценностей, убеждений, норм и содержания ролей другим поколениям работников, приемы адаптации и сплачивания (интеграции) работников данного предприятия.
Организационная культура является результатом многократного взаимодействия работников, их индивидуальных ценностей, убеждений, поиска приемлемых норм поведения, распределения ролей, выработки приемов и методов взаимодействия
Организационную культуру нельзя рассматривать в отрыве от социально-культурной системы того общества, в котором находится данное предприятие.
Культуру общества можно представить как систему, состоящую из нескольких уровней.
В принципе, руководство предприятия может воздействовать на развитие культуры двумя способами.
• Первый способ представляет собой оценку культуры и перспектив её развития сверху с расчётом на то, что это вызовет энтузиазм и поддержку у большинства членов организации.
• Применение второго способа начинается снизу: менеджеры должны отслеживать во всей организации, какие ценностные установки существуют в каждом подразделении, стараясь при этом шаг за шагом воздействовать в необходимом направлении на культуру организации.
Существуют различные способы, инструменты, которые способствуют внедрению желаемой организационной культуры.
Поведение руководителя.
Система стимулирования и мотивации.
Критерии отбора персонала в организацию.
Обучение персонала.
Организационные традиции и порядки.
Заявления, призывы, декларации руководства.
Широкое внедрение корпоративной символики.
Культура управления организацией основывается на умении органично сочетать и направлять развитие локальных культур, формирующихся в подразделениях и филиалах.
Среди организационных контркультур выделяют прямую оппозицию ценностям доминирующей организационной культуры, оппозицию сложившейся структуре власти в организации, а также оппозицию образцам отношений и взаимодействий, поддерживаемых доминирующей культурой.
Основными причинами появления этих контркультур в организации являются:
‒ дискомфорт, испытываемый ее сотрудниками
‒ невозможность получить удовлетворение от работы в силу ее малой привлекательности
‒ организационный кризис или смена стратегии деятельности, обусловливающие необходимость изменения привычных моделей и схем поведения, а также недостаточная помощь я поддержка со стороны коллег
К отрицательным воздействиям внешней среды на организацию и ее культуру можно отнести:
‒ отсутствие четкой геополитической доктрины у государства;
‒ отсутствие стабильности в социально-экономической сфере;
‒ процесс криминализации экономической и других сфер общественной жизни;
‒ отсутствие правозаконности в силу несовершенства законодательной базы
‒ отсутствие или слабое развитие основных институтов
К положительным воздействиям внешней среды можно отнести:
‒ наличие достаточного количества высококвалифицированной сверх дешевой рабочей силы;
‒ огромное количество интеллектуальных разработок
‒ неразработанность рынка интеллектуальных услуг
‒ неразвитость всей инфраструктуры транзита и обеспечивающих его услуг;
‒ возможность начать бизнес в свободных экономических зонах еврорегиона, бизнес-инкубаторах и технопарках;
‒ возможность реализовать диверсифицированную деятельность фирмы в социально значимых областях
‒ наличие дешевого и достаточно качественного образования в вузах.