Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Опыт становления институтов местного самоуправления в России (X – нач.XXI вв.).

  • ⌛ 2018 год
  • 👀 538 просмотров
  • 📌 504 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Опыт становления институтов местного самоуправления в России (X – нач.XXI вв.).
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Опыт становления институтов местного самоуправления в России (X – нач.XXI вв.).» pdf
1.Опыт становления институтов местного самоуправления в России (X – нач.XXI вв.). Доц. С.Ю.Рычков, 21 мая 2018 Самоуправление ДревнейРуси: от общинно-вечевой к централизованной модели Общинно-вечевая модель (X-XIII-XVвв. ): Вечевое (народное ) собрание – основы представительной и непосредственной демократии. Киев, Новгород, Псков, Чернигов, Белгород, Владимир, Полоцк, Смоленск, Тверь, Ростов, Путивль и др. Общинно-вечевая модель • Вечу принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. • В его компетенцию входили: законодательство, суд, администрация, международные отношения. • Органами исполнительной власти были посадник, тиуны, старшины Упадок общинно-вечевой модели В начале XIII в. основы вечевого строя в Южной и Северо-Восточной Руси были подорваны, а затем и полностью уничтожены монгольскими завоевателями. В Северо-Западной Руси вечевая демократия была упразднена в конце XV в. в ходе становления Московского централизованного государства. Модель крестьянской общины Территория с центром в ср. большом населенном пункте называлась волостью, а ее население – миром. Волость на своих сходах выбирала старосту и ряд др. руководящих лиц, решала все жизненно важные вопросы. Крестьянская община самостоятельно осуществляла сбор податей, платежей. Повинности распределялись среди всех ее членов “по животам и промыслам” с круговой порукой всех за каждого. Волость имела свой выборный крестьянский суд, строила церкви, школы и другие заведения. В каждом сельском нас. пункте – своя община («общество»). Городские реформы Петра I 1699 г. - В Москве создавалась Бурмистерская палата, вскоре переименованная в Ратушу. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Из своей среды бурмистры избирали президента (!) сроком на один год. Однако проведенная реформа не признала за городом права юридического лица, город не рассматривался как общественная единица (принципиальное отличие от Голландии и Англии, где стажировался Петр I). 1718–1724 гг. - резолюции царя об учреждении в городах магистратов по образцу “рижского и ревельского парламентов”. Городское положение 1785 г. (Екатерина II) • Всесословность” выборных органов власти и право участия в выборах всего городского населения; • 6 разрядов Городской обывательской книги: “настоящие городовые обыватели” – все те, кто владел недвижимостью; гильдийские купцы; цеховые ремесленники; иногородние и иностранные гости, приписанные к городу; именитые граждане; посадские горожане, которые кормились “промыслом или черной работой”; • система органов городского самоуправления: Общая городская дума (гласные от каждой курии и городской голова); Шестигласная дума (городское хозяйство, благоустройство, финотчет перед губернатором); Градское общество. Городская реформа 1870 г.: • явилась уступкой централизованно-государственной системы нарождающемуся гражданскому обществу и была направлена на демократизацию городского управления и повышение гражданской активности населения. • Главная ее задача - создании новой – несословной базы представительства в городском самоуправлении. • В связи с этим была пересмотрена система выборов: отныне в них участвовали все жители города не моложе 25 лет, являющиеся российскими подданными и не имеющие долгов по уплате налогов. Местное самоуправление в пореформенной России Земская реформа 1864 г.: Базовые основы: • всесословный характер земского представительства; • учреждения земского самоуправления не • включались в систему государственных органов; • сфера деятельности земств ограничивалась экономическими вопросами; • самофинансирование Земства: • • • • • • На уездном уровне формировались собрания и управы. Председатель уездного земского собрания - уездный предводитель дворянства. В его состав входили выборные гласные и члены по должности (городской голова, представители государственных ведомств и т.п.). Выборы гласных проводились по трехклассной системе. Уездные земские собрания избирали управы, являвшиеся исполнительными органами. Они состояли из председателя и двух членов. Все органы земского самоуправления избирались сроком на три года. В круг ведения земств, в частности, входили: народное образование, организация здравоохранения, устройство и поддержание земских дорог, земская почта, статистический учет, попечение о местной торговле и промышленности, борьба с падежом скота и с вредителями сельского хозяйства, агрономическая помощь, заведование земским страхованием имуществ. Местное управление в Казанском ханстве • В целом – жестко централизованное государство с военно-экономической организацией от хана и мурзы до оглана и казака • Элементы самоуправления при сборе податей и дани. Джиены – сходы, в т.ч. на праздники. Выводы по периоду до 1917 г.. Постоянно возобновляющиеся попытки центральной государственной власти вызвать к жизни самодеятельность местного населения, пробудить в нем инициативность, стремление самому решать свои дела. Одновременно – острое противоречие между централизованно-бюрократической системой госуправления и демократизирующимся местным самоуправлением Деградация местного самоуправления в советский период (1917-1991 гг.): Централизация власти; Вмешательство КПСС в деятельность Советов; Формализация деятельности. Апрель 1990 г.: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Законодательные изменения 1991 г.: изменения в Конституцию 1978 г., которые установили законодательный уровень определения компетенции местных органов управления. Но: Противостояние представительных и исполнительных органов. Роспуск местных Советов. 1992 г. : исключение местных Советов народных депутатов из единой системы представительных органов государственной власти в РФ. 1993 г.: Указ Президента РФ "О реформе местного самоуправления в РФ" прекращение деятельности городских и районных СНД, их компетенция передана местной администрации. Конституция РФ 1993 г.: • появление наряду с государственной службой нового вида публичной службы – муниципальной; • принцип разделения систем государственного управления и СМУ; • основные направления деятельности органов МСУ: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка и иные вопросы местного значения. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации« (1995 г.) • Закрепил систему гарантий независимости местного самоуправления; • Введены понятия "муниципальное образование", "муниципальная служба", "муниципальный служащий»; • Определил: а) структуру органов МСУ, б)порядок избрания, численность и полномочия представительного органа – Думы МО; в) порядок избрания, статус, полномочия выборного должностного лица местного самоуправления – Главы МО; г) обязательность принятия собственного Устава муниципального образования, собственной символики. Муниципальная реформа 2003-2008 гг.: Это переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131), в результате чего все его положения должны были вступить в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии). Основные цели реформы при введении ФЗ-131: • приближение власти к населению за счет повсеместного создания на территории РФ (не считая городских округов) муниципальных образований низового уровня – сельских и городских поселений, что вытекало из самой логики конституционных норм; • четкое разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти (органами гос. власти субъектов РФ, органами МСУ МО различных видов – муниципальных районов, сельских и городских поселений); • разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти, закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий и ликвидация нефинансируемых мандатов. 2. Зарубежные и российская модели местного самоуправления: сравнительная характеристика. Модели муниципального управления • Англосаксонская (Соединенное Королевство, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) • Континентальная (Франция, Италия, Центральная Африка) • Смешанная (ФРГ, Австрия, Россия) • Иберийская (Испания, Португалия, Латинская Америка) • Социалистическая (СССР, Китай, КНДР, Куба, Белоруссия, Украина) Основные признаки англосаксонской системы: • органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий; • органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти; основная единица местного самоуправления — приход; в компетенцию органов местного самоуправления входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др. • муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом; • на местах отсутствуют полномочные представители правительства, опекающие местные выборные органы; • правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществляют свои задачи, используя финансовые рычаги: субвенции, дотации, а также путем осуществления контроля. Если органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий, то контроль ограничивается согласованием вопросов с соответствующими министерствами; • отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом «действовать в пределах своих полномочий». В противном случае акты местной власти считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом не имеющими силы и повлечь за собой судебную ответственность Основные признаки контитентальной системы: • В распоряжении центральной власти находятся разнообразные средства давления на местное управление. Единственная цель центра – жестко подчинить деятельность местных сообществ; • высокая степень централизации местного самоуправления; • развитая система административного контроля центральной власти над местными органами; • муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов. Смешанная (германская) модель: • местные органы власти образуются в районах, городах в ранге районов и общин; • община выполняет все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления; • община регулирует сферу своей деятельности посредством устава; • община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами; • государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Следовательно, Федерация и земли являются не единственными субъ ектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства. Модель МСУ в РФ: • Смешанная двухуровневая система; • Законодательное разделение полномочий с возможностью делегирования (вниз от ГУ в МУ и вверх внутри уровней МУ); • Наличие механизмов госконтроля деятельности МСУ; • Разнообразие моделей организации власти 3. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. Доцент С.Ю.Рычков, 18 июня 2017 г. Правовую основу местного самоуправления составляют: • • • • • • • • • • • Европейская хартия местного самоуправления Конституция Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации федеральные конституционные законы Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации уставы муниципальных образований решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан иные муниципальные правовые акты Европейская Хартия местного самоуправления • • • • Четыре признака местного самоуправления: власть, действующая в пределах, установленных законом; наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами; власть с четко обозначенными функциями в государстве; наличие выборных органов местного самоуправления. Конституция РФ: Статья 3 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституция РФ: Статья 8 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция РФ Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (основополагающий принцип МСУ). Конституция РФ: Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Конституция РФ: Статья 72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: …н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Конституция РФ: Глава 8. Местное самоуправление. Ст.130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Конституция РФ: Статья 131 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) Структура 1. 2. 3. 4. Общие положения Принципы территориальной организации местного самоуправления Вопросы местного значения (35 у гор. поселения) Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 5. Формы непосредственного осуществления населением мсу и участия населения в осуществлении мсу 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления 7. Муниципальные правовые акты 8. Экономическая основа местного самоуправления 9. Межмуниципальное сотрудничество 10. Ответственность органов мсу и должностных лиц мсу, контроль и надзор за их деятельностью 11. Особенности организации местного самоуправления 12. Переходные положения ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН № 45 О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Принят ГС РТ 1 июля 2004 года Структура 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МСУ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ, МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ГОРОДСКОГО ОКРУГА. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МСУ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. 4. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МСУ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МСУ. 5. ОРГАНЫ МСУ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МСУ. 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 7. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. 8. ОТВЕТ-СТЬ ОРГАНОВ МСУ И ДОЛЖ-Х ЛИЦ МСУ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТ-СТЬЮ. 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дополнительный перечень Федеральное и региональное законодательство и нормативные акты: а) о выборах; б) о муниципальной службе; в) административное; г) бюджетно-налоговое; д) пенсионное; е) о борьбе с коррупцией; … 4. Территориальная организация муниципального управления в РФ и РТ. Подходы к территориальной организации • Поселенческий • Экономический • Создание двухуровневой системы МО Поселенческий подход • Приоритет приближения органов местного самоуправления к населению. Муниципальными образованиями при этом являются все города, поселки, крупные сельские поселения и сельсоветы (волости, сельские округа), объединяющие малые поселения. Экономический подход Критерием для создания муниципального образования служит уровень экономического развития, наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являются только крупные города и сельские районы. Двухуровневая модель: Создание двухуровневой системы муниципальных образований в соответствии с административно-территориальным делением субъектов РФ. Муниципальные образования верхнего уровня создаются в крупных городах и сельских районах. Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или компактных группах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящихся в границах муниципальных образований верхнего уровня. Муниципальное образование Населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются выборные органы местной власти, местный бюджет и муниципальная собственность Реестр муниципальных образований РФ • Все муниципальные образования подлежат включению в единый реестр муниципальных образований РФ. Его ведение возложено на специально уполномоченный государственный орган. Включение муниципального образования в реестр и исключение из реестра осуществляются на основании заявления муниципального образования и по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. ФЗ-131: • Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. • В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов. • Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Число муниципальных образований в РФ: 22923 муниципальных образования в 85 субъектах РФ — 535 городских округов, 1823 муниципальных района, 267 внутригородских территорий городов федерального значения, 1644 городских и 18654 сельских поселения. Типы муниципальных образований в Татарстане: Местное самоуправление на всей территории Республики Татарстан осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах. Административно-территориальное устройство РТ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: (43) Агрызский Азнакаевский Аксубаевский Актанышский Алексеевский Алькеевский Альметьевский Апастовский Арский Атнинский Бавлинский Балтасинский Бугульминский Буинский Верхнеуслонский Высокогорский Дрожжановский Елабужский Заинский Зеленодольский Кайбицкий Камско-Устьинский Кукморский Лаишевский Лениногорский Мамадышский Менделеевский Мензелинский Муслюмовский Нижнекамский Новошешминский Нурлатский Пестречинский РыбноСлободский Сабинский Сармановский Спасский Тетюшский Тукаевский Тюлячинский Черемшанский Чистопольский Ютазинский 2 городских округа. 888 муниципальных образований - всего Административно-территориальное устройство РТ Районы состоят из городов республиканского значения (22), поселков городского типа (18)и сельских населенных пунктов с подчиненными им территориями(сельских поселений - 828, в 2012 – 891, изначально - 999). Не путать населенный пункт и поселение как тип МО ! Сельские поселения: • Всего – 828 • Первое в списке – Абалачевское сп (Менделеевский МР)-2015; Азевское Сп (Агрызский МР)-2018 • Последнее – Яшевское сп (Буинский МР) – 3 деревни и 2 села http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/t atstat/ru/municipal_statistics/list_of_municipaliti es/a35cae004ec3d67b8955e9263284271d Данные могли устареть! Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) http://klassifikators.ru/oktmo/92634400 Например, «Сельские поселения Лаишевского муниципального района» 1. Перечень сельских поселений каждого МР. кодами ОКТМО и контрольными числами. 2. Заархивированные файлы (3) с информацией (3,2 мгб, 733+806+648 с., РТв 3-м файле) обо всех сельских поселениях РФ в составе МР всех регионов. 2018 5. Модели построения муниципальной власти Первая модель построения муниципальной власти Население избирает Главу МО (Мэра) Население избирает представительный орган МСУ Глава возглавляет местную администрацию (ИКМО) Представительный орган избирает своего Председателя Вторая модель построения муниципальной власти Население избирает Главу МО Население избирает Представительный орган МСУ Глава возглавляет Представительный орган МСУ Местной администрацией руководит менеджер, нанятый на контрактной основе Третья модель построения муниципальной власти • Население избирает только Представительный орган МСУ • Глава МО избирается из состава депутатов • Руководитель местной администрации нанимается по контракту на конкурсной основе Межгородская дискуссия: «преимущества» и «недостатки» каждой модели 7. Формы участия граждан в местном самоуправлении. Термины: Непосредственная демократия - прямое осуществление власти народом, различные формы принятия самим населением ( преимущественно гражданами - избирателями) решений местного характера. Термины Местный референдум – форма непосредственной демократии, голосование по самым важным вопросам Общие собрания (сходы) граждан – форма непосредственной демократии Муниципальные выборы – форма представительной демократии Формы участия граждан в МСУ на основе собственных инициатив • Обращения граждан в органы и к должностным лицам МСУ • Территориальное общественное самоуправление • Опросы общественного мнения • Собрания, конференции, публичные слушания • Правотворческая инициатива граждан • И др. Формы непосредственного осуществления населением мсу – Казань и Набережные Челны Казань Набережные Челны местный референдум; Местный референдум муниципальные выборы Муниципальные выборы голосование по отзыву депутата Городской Думы Голосование по отзыву Главы муниципального образования, депутата представительного органа муниципального образования голосование по вопросам изменения границ и преобразования города Казани Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования Формы участия – Казань и Набережные Челны Казань Набережные Челны правотворческая инициатива граждан ; Правотворческая инициатива граждан ТОС ТОС публичные слушания Публичные слушания, общественные обсуждения собрания граждан Собрание граждан конференции граждан (собрания делегатов) Конференция граждан (собрание делегатов) обращения граждан в органы местного самоуправления Опрос граждан другие формы Обращения граждан в органы МСУ опросы граждан Участие в управлении и работе общественных советов 8. Типы избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах Муниципальные выборы • Проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. • Назначаются представительным органом МО в сроки, предусмотренные уставом… В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией МО или судом. Избирательные системы • Мажоритарная: один депутат от одинакового числа избирателей (одно – и многомандатные округа) • Пропорциональная – голосование по партийным спискам • Смешанная Мажоритарная система с одномандатными округами Территория муниципального образования разбивается на одномандатные округа. Конкурируют между собой отдельные кандидаты. Каждый избиратель имеет один голос. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство, то есть больше голосов, чем другие. Мажоритарная система с многомандатными округами Территория муниципального образования либо разбивается на несколько многомандатных округов, либо представляет из себя единый многомандатный округ (если в муниципальном образовании всего один избирательный участок). Либо всем избирателям предоставляется число голосов, равное числу мандатов в округе с наименьшим числом мандатов, либо всем избирателям предоставляется один голос Какая избирательная система применяется в РТ? Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе МР, городского округа с численностью 20 и более депутатов, а также иного муниципального образования с численностью избирателей более 100 тысяч, распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Число депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, устанавливается уставом соответствующего МО. РТ: назначение муниципальных выборов Муниципальные выборы назначаются представительным органом МО. Решение о назначении муниципальных выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Если представительный орган МСУ не назначит выборы в сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, а также в случае отсутствия представительного органа МСУ, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией МО не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Виды Избиркомов: Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия муниципального образования; окружные комиссии; участковые комиссии. 9. Финансово-экономические основы местного самоуправления • Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. Перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность. Бюджет муниципального образования как финансовая основа местного самоуправления. Местные налоги, сборы и штрафы в России, Республике Крым, Республике Татарстан: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Специальные налоговые режимы: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход и др. Актуальные проблемы местного самоуправления в России и пути их решения. Централизация или децентрализация? • Концептуальная основа реформы подразумевала автономизацию МСУ от ОГВ, что соответствовало мировому децентрализационному тренду. • Однако этот тренд вошел в противоречие с процессами централизации власти в стране. В регионах ресурсы и властные рычаги оказались по факту сконцентрированы в руках региональных властей, а также зависимых от них руководителей районов. Местные элиты были во многом лишены стимулов и возможностей для эффективного управления и включения в процессы модернизации страны, а население практически лишено мотивации активно участвовать в самоуправлении. • Проблемы четкого разграничения ответственности, создания баланса власти внутри регионов, на местах так и не были решены. В итоге все же появилась (и это важное достижение реформы) двухуровневая система, создался институциональный ограничитель вертикальности власти. Однако появившиеся поселения оказались лишенными реальных ресурсов. МСУ борется со стремлением госвласти сконцентрировать ресурсы наверху, а ответственность переложить вниз. Унификация или местная специфика? Концепция закона 131 тяготела к максимальной унификации, оставляя мало места для учета местных особенностей. Необходимость четкого разграничения предметов ведения при заведомой нереалистичности единообразного применения для всех МО привела к размытым формулировкам. Регулирующая роль ФЗ оказалась подменена субъективным усмотрением контролирующих органов. С одной стороны, есть презумпция четкого соблюдения единой федеральной регламентации форм осуществления МСУ, с другой – двойственное толкование. Решение: совершенствование законодательства, борьба за соблюдение принципов федерализма Проблема ресурсов: Ограниченная финансовая автономия муниципальных образований. • В связи с сокращением перечня налоговых источников местных бюджетов практически все муниципальные образования стали дотационными. В структуре финансовой помощи местным бюджетам все большее значение приобретают не дотации, направления расходования которых определяются самими МО, а субсидии, т.е. долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект Федерации считает необходимыми. • Поэтому МО не смогли приступить к оптимизации своих расходов и отказу от неэффективных трат, что являлось одной из задач бюджетного реформирования. Для этого требуется самостоятельность муниципалитетов в определении расходов и наличие стимулов в развитии своей доходной базы. Город и деревня • Формально ФЗ-131 устанавливал универсальные правовые нормы для всех типов МО. В реальности же городам внимания в законе уделено меньше. • Таким образом, за рамками внимания внедренного закона оказались не только специфические черты и проблемы городских поселений (например, формирование городских агломераций), а также и более значимые вопросы – оптимизация самоуправления в городах как точках роста и основной ресурсной и кадровой базы модернизационных процессов в стране. Реформирование реформы • Столь масштабная реформа не могла содержать незыблемые нормы. Однако как масштаб, так и стиль, и содержание поправок, вносившихся в ФЗ-131, вызывал упреки законодателям в хаотичности и непродуманности поправок, подыгрывании интересам региональных властей в ущерб муниципалитетам, искажении или сущностном пересмотре принципиальных основ законодательства о МСУ. • В этой связи была необходима дальнейшая – постепенная, последовательная и продуманная – модернизация существующей системы МСУ. Для этого необходимо определение стратегии и тактики последующих действий. Основные направления реформирования СМСУ • разработка и нормативное закрепление концепции новой российской муниципальной политики, наряду с региональной; • максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований. Основные направления реформирования СМСУ • донесение до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок; • местное самоуправление и муниципальный класс (люди, профессионально занятые в его осуществлении)нуждается в самом серьезном внимании и поддержке со стороны государства. Основные направления реформирования СМСУ • Города должны получить большую свободу маневра, в том числе путем предоставления им права расширять перечень решаемых ими вопросов местного значения, развивать налогооблагаемую базу местных бюджетов; • Напротив, в неурбанизированных зонах государство в большей степени должно взять на себя ответственность за строительство и работу крупных инфраструктурных объектов, соблюдение базовых стандартов оказания услуг и финансового обеспечения. Основные направления реформирования СМСУ • уйти от размытых либо нефинансируемых формулировок в определении вопросов местного значения и прав МО • Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления; • определение институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления Успешной сдачи государственного экзамена! Сергей Юрьевич Рычков, К.и.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП) 8 905 021 18 19 8 987 238 68 04 rychkovkazan@rambler.ru
«Опыт становления институтов местного самоуправления в России (X – нач.XXI вв.).» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot