Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Определение затрат

  • 👀 516 просмотров
  • 📌 442 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Определение затрат» docx
При методе mini maxi для определения переменных затрат на единицу продукции определяют отношение разницы между максимальными и минимальными затратами к объему производства в тех же точках. Для определения переменных затрат при максимальном объеме, переменные затраты на единицу продукции умножают на максимальный объем производства. Для определения постоянных максимальных (миним) затрат из совокупных максимальных (миним) затрат вычитают соответствующие переменные максимальные (миним) затраты. Вышесказанное оформим формулами В управленческом учете после определения величин переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат экономические субъекты составляют уравнение совокупных затрат. Где: Y – совокупные затраты; a – постоянные затраты; b – переменные затраты на единицу продукции; x – уровень деловой активности предприятия. Поведение затрат: Для описания поведения затрат в управленческом учете применяется коэффициент реагирования затрат (Крз), который определяется, как соотношение темпа роста затрат к темпу роста деловой активности предприятия: Где: Y – темп роста затрат в %; X – темп роста активности предприятия в %. Если коэффициент реагирования затрат = 0, то затраты считаются постоянными. Если коэффициент реагирования затрат = 1, то переменные затраты являются переменными. Если коэффициент реагирования затрат >1, то переменные затраты являются прогрессивными. Если коэффициент реагирования затрат находится в пределах [0;1], то переменные затраты считаются дигрессивными. Критическая точка безубыточности. Анализ «затраты – объем – прибыль». Критическая точка безубыточности – это точка, в которой совокупные доходы = совокупным расходам. Другими словами, это точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. В управленческом учете выделяют 3 метода определения критической точки безубыточности: 1) Математический (метод уравнений); 2) Метод маржинального дохода (метод валовой прибыли); 3) Графический метод. Математический метод. Воспользуемся формулой расчета прибыли. (Выручка – Пе – По = Прибыль). ; ; ; ; Критическая точка безубыточности в натуральном выражении. Для определения критической точки безубыточности в стоимостном выражении необходимо критическую точку безубыточности в натуральном выражении умножить на цену. Метод маржинального дохода. Маржинальный доход определяется как разница между выручкой и переменными затратами. МД = В – Пе Для определения критической точки безубыточности необходимо определить маржинальный доход на единицу продукции () Крит. Точка безуб. в натуральном выражении определяется в соотношении: ; Кроме того, в управленческом учете определяют кромку безопасности по формуле ; Кромка безопасности показывает насколько можно снизить объем продаж прежде, чем организация начнет нести убытки. Также в управленческом учете определяется пои-ль операционная прибыль (прибыль до налогообложения), которая определяется, как разница между маржинальным доходом и постоянными затратами. На производственном участке за прошедшие 10 отчетных периодов при различной степени нагрузки на рабочие места осуществлены следующие затраты. Отчетный период Объем продукции в ед. Фактические затраты в тыс. руб. 1 980 4150 2 920 3810 3 1060 4020 4 1290 5070 5 1570 5430 6 1780 5960 7 1820 6890 8 1040 4050 9 1120 4420 10 1080 4350 Произведите деление затрат в зависимости от степени их переменности по методу высшей и низшей точек. Определите mini maxi ор-цию затрат (уравнение совок. затрат) и найдите их прогнозируемую величину при 2000 ед. объема. Метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции Метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции- это совокупность приемов документирования и отражение производственных затрат обеспечивающий определение фактической себестоимости продукции, а так же отношение издержек на единицу продукции, работ, услуг. Классификация метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг изобразим графически: Метод учета затрат и калькулирования Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих секторах экономики и энергетики. Данные сектора экономики характеризуются массовым типом производства, непродолжительным производственным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции (работ), единой единицей измерения и калькулирования. В итоге выпускаемая продукция является одновременным объекта учета затрат и объектом калькулирования. В производствах где: -производится один вид продукции; -не возникают запасы полуфабрикатов; - не образуются запасы готовой продукции. Может применяться простая калькуляция. С=З/Х (С-себестоимость; З- совокупные затраты за отчетный период в рублях; Х- количество производственной продукции (оказание услуг) в натуральном выражении) На предприятиях, где из 3-ех вышепроизводственных условий соблюдаются только 2 первых применяется метод простой двухступенчатой единицы продукции. При этом себестоимость единицы продукции (услуги) определяется по формуле: С=З пр./Х пр. + З упр./Х упр. ( Зпр. –совокупность производственных затрат отчетного периода в руб. ; З упр.- управленческие и сбытовые затраты отчетного периода в руб.; Х пр.- количество производственной продукции (оказание услуги) в отчетный период; Хупр.- количество проданной продукции ( проданных услуг). Если производственный процесс состоит из нескольких стадий, на выходе из которых находятся промежуточный склад полуфабрикатов и от стадии к стадии запасы полуфабрикатов сменяются, то пользуется методом многоступенчатой простой калькуляции. Готовая продукция- это продукция, которая прошла все стадии обработки и признана технологическим контролем. Незавершенная продукция – это продукция не прошедшая всех стадий обработки или не признана техническим контролем. Полуфабрикат- это часть продукции, которая может быть реализована на сторону, а другая часть передана на производство для получение готовой продукции. Себестоимость единицы продукции (услуги) определена по формуле: С= З пр1/Х пр1+ З пр.2/Х пр.2+ ….+ З пр.n/Х пр.n + З упр./Х упр. (З пр.1 – совокупные производственные затраты каждой стадии в руб.; Х пр.1 – количество произведенной продукции на каждой стадии отчетного периода) Для повышения аналитичности расчетов, затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции (услуги) целесообразно учитывать отдельно, и в рамках стадий лишь добавленные затраты (ЗП основных производственных рабочих и общепроизводственные расходы). Такая разновидность простой калькуляции называется калькуляцией издержек по стадии обработки. В таком случае формула, которая выше приобретает вид : С= З м.+З доб.1/Х пр.1 + З доб.2/ Х пр.2 + …. + З доб. n/Х пр. n + З упр./Х упр. (З м. – затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции (услуги); З доп. – добавленные затраты каждой стадии за отчетный период имеет след. информацию.) Позаказный метод используется при изготовлении уникального или выполняемого по след. заказу изделия. Применяется производством выпускающих опытные образцы продукции, а так же вспомогательных производствах при приготовлении спец. инструментов и провед. ремонтов. Сфера применения позаказного метода. Такие являются мелкосерийные предприятия. Серия – некоторое количество в одинаковых, по конструкции, запускаемых в производство одновременно или последовательно. Сущность метода: - все прямые затраты учитываются в разделе установленных статей калькуляции по отдельным законам; - остальные (косвенные) затраты учитываются по местам из возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Как правило за базу распределения могут принять : - прямые затраты на оплату труда производственных рабочих; - прямые материальные затраты; -выручка; Объектом учета затрат и объектом калькулирования при данном методе является отдельный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. Заказ – заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено производство нескольких изделий или партии, то путем суммировании затрат определяется себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости одной из изделий, общие произведенные затраты делят на количество единиц продукции в партии. Расчет бюджетной ставки распределения косвенных затрат выполняется на кануне наступления отчетного периода следующим образом: 1. Оцениваются косвенные затраты предстоящего периода; 2. Выбирается база для распределения косвенных затрат из запасов и прогнозируется его величина; 3. Рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных затрат на ожидаемую величину базового показателя. Учетные записи калькулируются себестоимость продукции (услуг) при позаказном методе. Предположим, организация выполняет 2 заказа: А и Б. тогда к счету20 (учитываются прямые затраты) открывает 2 аналитических счета: 20/А и 20/Б Тогда в учетных регистрах калькуляции себестоимость изделий примет вид: Собираем прямые затраты по заказу А: Д20/А К 10,70,69,02,60,76 прямые Д20/Б К 10,70,69,02,60,76 Д25 К 10,70,69,02,76 косвенные Д25 К 10,70,69,02,76 Предположим, за базу распределения принято ЗП основных производственных рабочих, тогда косвенные затраты будут распределены следующим образом: ДО 25* А) =Х Д 20/А К25 Х Б) Д20/Б К25 У ДО 26 А) =Z Д 20/А К26 Z Б) Д20/Б К26 W Д43/А К20/А Д43/Б К20/Б Структура счета 90 90- продажи 90/1-выручка 90/2-себестоимость продаж 90/3- НДС 90/9- прибыль, убыток от продаж Д62 К90/1 («грязный» - Брутто доход) Д90/2 К43/А Д90/2 К43/Б Д90/3 К68 (начислен НДС (18%) от продаж) НДС= Извлечение НДС из дохода S – Брутто доход Pi- ставка НДС Д90/9 К99 – прибыль Д99 К90/3 – убыток Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности, серийным и поточным производством, когда изделие проходят в определенной последовательности через все этапы производства называется переделами. Сущность метода заключается в том, что прямые затраты отражаются в текущем учете, не по видам продукции, а по переделам, даже если в одном переделе, можно получить продукцию разных видом объектом учета затрат выступает передел. Передел- част технологического процесса заканчивающаяся получением полуфабриката, который может быть отправлен на дальнейшую обработку в следующий передел или продан на сторону. Особенностями массового типа производства является: 1. Постоянство выпуска небольшой номенклатуры изделий в больших количествах; 2. Специализируются рабочие места на выполнение как правило одной постоянно закрепленной операцией; 3. Значение повышение удельного веса механических и автоматических процессов и резкое снижение ручных работ. Существует 2 варианта попередельного метода: 1) Без полуфабрикатный 2) Полуфабрикатный При полуфабрикатном варианте, по каждому переделу отражаются прямые затраты. Контроль за движением полуфабрикатов внутри передела и между ними, бухгалтерия осуществляет оперативно в натуральном выражении по счетам аналитического счета. Расчету себестоимости подлежит конечный продукт. Она будет составлять сумму затрат всех переделов, при этом себестоимость полуфабрикатов пред-их переделов не калькулируется, а себестоимость исходного сырья и материалов включаются в себестоимость только первого передела. При этом выражение по каждому переделу учитываются главным образом только затраты на обработку. При использовании полуфабрикатного варианта расчету себестоимости подлежит, не только продукт, но и себестоимость каждого в отдельности. Для этого используется активный счет 21 (полуфабрикаты собственного производства) Передача полуфабрикатов собственного производства из одного передела в другой отражается по фактической себестоимости, а в текущем учете по нормальной себестоимости с последующим доведением ее до фактической себестоимости. Стоимость полуфабрикатов переданных на дальнейшую переработку или реализацию на сторону, отражается следующими записями: Д20 К21 - передача в дальнейшую обработку Д90/2 К21 – реализация полуфабрикатов на сторону Учетные записи, применяемые при попередельном методе При бесполуфабрикатном При полуфабрикатном По каждому переделу учитывается, главным образом, только затраты на обработку. Себестоимость готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырье, исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и общепроизводственных расходов. При этом калькулируется только себестоимость готовой продукции. Д20/I K10,70,69,60,02 Д43/I K 20/I Д20/II K10,70,69,02,60 Д43/II K20/II Д20/III K10,70,69,60,02 Д43/III K20/III Продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализовываться на сторону. Это определяет необходимость оценки полуфабрикатов, но фактической, нормативной или плановой себестоимостью, либо по расчетным или отпускным ценам. При этом варианте стоимость полуфабрикатов отражается по особой статье 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Д20/I K10,70,69,60,02 Д20/I K20/I Д20/II K21/I Д20/II K10,02,60,69,70 Д21/II K20/II Д20/III K21/II Д20/III K10,02,60,69,70 … Д43 K20/III конец I, II, III … -зависит от стадии производства при полуфабрикатном методе Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции При нормативном методе используются утвержденные предприятием нормы и нормативы материальных затрат, затрат на оплату труда, электроэнергию, отопление и т.д. Норма- допускаемая величина расхода, сырье, материалов, топлива и т.д., для изготовления единицы продукции установленного качества при заданных условиях производства. # при готовке и т.д. ( для каждого вида продукции своя норма) При разработке норм используется 2 основных подхода: 1) Разработка так называемых технических обоснованных норм. В этом случае, разработка норм потребления производственных ресурсов ведется конструкторскими, техническими и другими подразделениями предприятия, на основе отраслевых справ.изданий расчетным, экспертным и экстренным путем. 2) Разработка норм «от достигнутого». При данном подходе так таковой разработки и норм нет, в качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии к настоящему моменту временим, величина потребления производства ресурсов, другими словами нормы устанавливаются на основе данных прошлых периодов (за 3 года до) Нормы затрат делятся на: - действующие (текущие) – нормы обусловленные уставленным техническим процессом примененные на предприятии в данном моменте времени; - плановые – устанавливается квартальными и годовыми планами, кроме того ежемесячно рассчитывается отклонение от норм. Отклонение от норм- это разница между фактическими и нормативными затратами. По своему содержанию отклонения от норм бывают: 1. Положительные (экономия в затратах). Являются следствием мер направленных на повышение эффективности производства. 2. Отрицательные (увеличение расходов). Возникают при нарушение технологического процесса производства продукции, а так же при недостатках в организации и управлении производством. Принципы нормативного метода 1. Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет; 2. Ведение в течение месяца учета изменении, действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определение влияния этих изменений на себестоимость продукции; 3. Учет фактических затрат в течении месяца с подразделением их: по нормам и отклонением от норм; 4. Установление и анализ причин, а так же условий появления отклонения от норм по местам их возникновения; 5. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции, как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм, изменений норм. Для учета нормативной себестоимости предназначен активно- пассивного, безсальдовый, аналитический счет 40 (выпуск продукции, работ, услуг) В начале месяца отражается нормативная себестоимость только по кредиту счета 40 Д43 К40 В течение месяца, по дебиту счета 20 формируется фактические затраты на изготовление продукции. Д20 К10,70,60,69,25,26 В конце месяца отражается фактическая себестоимость при нормативном методе только по счету 40 Д40 К20 фактическая Так как счет 40 является бессальдовым, то его необходимо ежемесячно закрывать путем выявления отклонения фактической себестоимости от нормативной при помощи счета 90/2. Если фактическая себестоимость больше нормативной себестоимости, то образ отклонения перерасход, который отражается дополнительной записью. Д90/2 К40 Если нормативная себестоимость больше фактической себестоимости, то образуется отклонение – экономия, которая отражается старнировочная запись. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ Бюджетирование – это система управления ресурсами предприятия, основанная на системе локальных бюджетов (планов), каждый из которых представляет собой комплекс финансовых показателей деятельности конкретного структурного подразделения или направления деятельности. В результате применения бюджетирования разрабатывается бюджет. Бюджет – план формирования доходов и расходов экономического субъекта в целом (бюджет предприятия), отдельной структурной единицы (бюджет подразделения) или направления деятельности (функциональный бюджет). Основным принципом бюджетирования является иерархичность – сумма расходов и доходов локальных (частных) бюджетов должна быть равна доходам и расходам общего (генерального) бюджета. Классификация бюджетов 1. По сферам деятельности: операционной деятельности, инвестиционной деятельности, финансовой. 2. По видам затрат: текущий бюджет (бюджет текущих затрат), капитальный бюджет. 3. По широте номенклатуры затрат: функциональный бюджет, комплексный бюджет. 4. По методам разработки: статический бюджет, гибкий бюджет. Операционный – определяет величину доходов и расходов, связанных с основной регулярной деятельностью предприятия и включает в себя: -бюджет продаж; -бюджет производства; -бюджет прямых материальных затрат; -бюджет производственных запасов; -прямых затрат на оплату труда; -бюджет управленческих расходов; -коммерческих расходов; -накладных расходов; -прогнозный бюджет доходов и расходов; На основе операционных бюджетов могут быть построены бюджеты структурных подразделений, которые должны включать в себя элементы операционных бюджетов в различных сочетаниях, которые определяются содержание деятельности конкретной структурной единицы. Бюджет по инвестиционной деятельности – это план развития бизнеса: инвестиционный план и план формирования источников его финансирования. До формирования бюджета должен быть проведен экономический анализ каждого инвестиционного проекта. При этом целесообразно распределить затраты по структурным подразделениям (видам бизнеса) компании. Необходимо определить, какие виды затрат будут финансироваться зачёт компании (централизованно), а какие в рамках отдельного подразделения или за счет взносов учредителей. Данные из бюджета капительных затрат поступают в инвестиционную часть бюджета о движении денежных средств, в котором указываются сумма поступления и выбытия денежных средств. После этого формируется кредитный план, в котором указываются суммы, необходимые не только для финансирования инвестиционной деятельности, но и для пополнения оборотных средств. Бюджет по финансовой деятельности – отражает финансовый план компании относительно получения и выдачи кредитов и займов, осуществления выпуска ценных бумаг как для пополнения оборотных средств в виде облигации, так и дополнительную эмиссию акций. Текущий бюджет – составляется для затрат, которые несет экономический субъект в результате производственной деятельности, непосредственной связанной с покупкой материалов, начислением заработной платы, производством продукции так далее. Бюджет капитальных затрат – это бюджет по затратам на долгосрочное инвестирование в оборудование, строительство производственных и непроизводственных объектов, освоение которых требует более длительных сроков (больше одного года). Функциональный бюджеты – определяет затраты, связанные с осуществлением какой-то одной функции (маркетинг – бюджет службы маркетинга), в то же время бюджет, объединяющий в себе несколько функций является комплексным. Контроль за издержками осуществляется через отчеты о разнице между фактическими и плановыми затратами, изучение отклонений и принятие корректирующих мер, чтобы в будущем фактические результаты совпали с планируемыми. Разница между планируемым и фактическим бюджетом должна быть не более 10%. Статический (жесткий) бюджет – бюджет на планируемый объем производства и планируемые издержки, которые не пересматриваются в зависимости от фактического объема производства Составление гибкого бюджета заключается в адаптировании первоначального бюджета к реальному (фактическому) объему производства. Генеральный (общий) бюджет и этапы его разработки Генеральный бюджет – это финансовое количество-определенное выражение бюджетов производства и продажи продукции, работ, услуг, необходимое для достижения поставленных целей. Генеральный бюджет состоит из двух бюджетов: оперативного (операционный) и финансового бюджета. Основное назначение оперативного – определить производственную программу (для производственных структур) или план закупок товаров для последующей перепродажи (для торговых организаций) на предстоящий Важно знать не стоимость произведенной продукции, а издержки ее производства. Этапы формирования оперативного бюджета 1. Разработка бюджета продаж – порядок составления: - определить объем продаж каждого продукта (услуги) помесячно (ежеквартально, по полугодиям) в натуральном выражении; - затем определить цену каждого товара или услуги, потом рассчитать месячные (ежеквартальные…) объем продаж в стоимостном выражении путем произведения объема продаж на цену; В(Д)=р*q q-объем продаж - затем определить возможную динамику цен (среднемесячный тем инфляции) и динамику сбыта (тем среднемесячного роста объема продаж на бюджетный период); 2. Бюджет прямых материальных затрат – потребность в сырье и материалах на период определяется по формуле: 3. Разработка бюджета производства Бюджет производства определяет сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и для поддержания запасов готовой продукции на уровне запланированном руководством экономического субъекта. Бюджет производства составляется как в натуральном так и в стоимостном выражении. Объем производства в натуральном выражении рассчитывается по формуле : Бюджет производства=бюджет продаж+ прогнозируемый объём продаж на конец периода-запасы готовой продукции на начало периода. Для определения совокупных затрат на производство, рассчитывается себестоимость единицы продукции, которая складывается из прямых материальных затрат + прямых затрат на оплату труда + накладных расходов и т.д., поэтому след этап подготовки операционного бюджета-это составление частных бюджетов. 1. Бюджет прямых материальных затрат 2. Бюджет прямых затрат на оплату труда 3. Бюджет накладных расходов 4. Разработка бюджета прямых материальных затрат и бюджета закупок в натуральном выражении При планирования закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов, как на начало, так и на конец планируемого периода. Для расчета расхода материалов в натуральном выражении необходимо знать: 1. Запасы материалов на начало отчетного периода 2. Потребность в материалах для выполнения бюджета производства Стоимость материалов необходимых для обеспечения плановых показателей определяется по формуле: Количество материалов необходимых для обеспечения производства запланированного объема продукции= материалы необходимые для производства запланированного объема продукции – запасы материалов на начало периода (все в стоимостном выражении) Для определения количества материалов, которые необходимо закупить в планируемом периоде следует учитывать на какой уровень запасов к концу периоду предприятие желает выйти. 5. Разработка бюджета прямых затрат на оплату труда Затраты на оплату труда зависят от типа и количества производимой продукции, ее трудоемкости и системы оплаты труда Образец себестоимости готовой продукции Показатели Стоимость единицы затрат Затраты ( наименование продукции) В натуральном выражении В стоимостном выражении 1. Шелк 2. Шерсть 3. Рабочее время 4. Накладные расходы Всего 7 10 20 40 Х 6м 3м 4ч 4ч Х 42 30 80 160 312 (себестоимость 1 платья) Образец Показатели Количество произведенной продукции в шт. Затраты рабочего времени на ед. прод. в часах Общие затраты рабочего времени в часах Почасовая ставка Всего в рублях Платья 6 000 4 24 20 480 000 Для формирования бюджета прямых трудовых затрат используют следующие показатели по видам выпускаемой продукции: 1. Количество произведенной продукции 2. Затраты рабочего времени на единицу продукции ( рабочего времени) 3. Почасовая ставка 6. Разработка бюджета накладных расходов При составлении данного бюджета необходимо накладные расходы разделить на постоянные и переменные. Для этого исследуется из зависимость от объема выпущенной продукции. Базы распределения накладных расходов между отдельными видами продукции является метод указанный в учетной политике экономического субъекта (организации). 7. Разработка бюджета запасов готовой продукции на конец отчетного периода в натуральном и стоимостном выражении Запасы готовой продукции в натуральном выражении на конец отчетного периода на этапе планирования деятельности предприятия определяется его руководством. При этом себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода учета затрат и калькулирования себестоимость продукции. На основании информации о стоимости накладных расходов и данных о запасах материалов и готовой продукции в натуральном выражении составляется бюджет запасов на конец планируемого периода. Образец бюджета запасов материалов и готовой продукции на конец планируемого периода Показатели Единица измерения Количество Себестоимость единицы, Руб Итого 1. Запасы материалов -шелк -шерсть М. 800 7 56 000 2.Запасы готовой продукции - платья шт. Шт. 1100 312 343 200 8. Разработка бюджета себестоимости проданной продукции В основе составления бюджета себестоимости проданной продукции лежит след. формула: Себестоимость проданной продукции = запасы готовой продукции на начало периода + себестоимость произведенной продукции за планируемый период – запасы готовой продукции на конец периода В свою очередь себестоимость произведенной продукции определяется по формуле: Себестоимость произведенной продукции ща продукции период= затраты материалов в планируемом периоде + затраты на оплату труба в планируемом периоде + накладные расходы на плановый период Бюджет себестоимости проданной продукции Показатели Источники информации Сумма,Руб 1. Запасы готовой продукции на начало периода Бух. Баланс 2. Затраты материалов 3. Затраты на оплату труда 4. Накладные расходы 5. Себестоимость произведённой продукции 6. Запасы готовой продукции на конец периода Бюджет прямых материальных затрат Бюджет прямых затрат на оплату труда Бюджет накладных расходов п2+п3+п4 п1+п5-п6 9. Разработка бюджета административных, маркетинговых, коммерческих и других периодических расходов Информацией для планирования служат сведения об ожидаемой величине накладных расходов. 10. Разработка прогнозного плана прибыли и убытков Составление операционного бюджета завершается подготовкой прогнозного отчета прибыли и убытков. Образец прогнозного отчета прибыли и убытков Показатели Источник информации Сумма в руб 1. Выручка от продажи продукции Бюджет продаж 2. Себестоимость проданной продукции Бюджет себестоимости проданной продукции 3. Валовая прибыль П1-п2 4. Операционные расходы А. Затраты на маркетинг Б. Коммерческие расходы В. Административные затраты Бюджет накладных расходов 5. Прибыль от основной деятельности П3-п4 Финансовый бюджет 2ой составляющей генерального (основного) бюджета является финансовый бюджет, состоящий из следующих бюджетов: 1. Бюджет о движении денежных средств 2. Бюджет инвестиций 3. Прогнозный бухгалтерский баланс Для финансового менеджмента важно знать не только финансовые результаты, но и отдельно анализировать движение денежных средств за отчетный период, определять изменения основных источников получения денежных средств и направлений их использования. Документ отражающий движение денежных средств называется «бюджетом движения денежных средств (БДДС)», который состоит из 3ех разделов: 1. Операционная (текущая) деятельность 2. Инвестиционная деятельность 3. Финансовая деятельность Различают 2 метода расчета показателей денежного потока: 1. Прямой 2. Косвенный Прямо метод считается наиболее сложным, но и более информативным, т.к. он основан на изучении всех денежных операций и определение к какому виду деятельности они относятся. Поступления и выплаты денежных средств отражаются в БДДС полностью в суммах поступивших и реально оплаченных , как наличным, так и безналичным путем. Косвенный метод бюджетирования заключается в перегруппировки и корректировки данных баланса и отчета о финансовых результатах с целью пересчета финансовых потоков в денежные потоки за отчетный период. Методика: - при корректировке статей оборотных средств следует вычесть их прироста за период из чистой прибыли, а их уменьшения за период прибавить к чистой прибыли - при корректировке краткосрочных обязательств - наоборот, их увеличение за период следует прибавить к чистой прибыли, так как этот прирост не означает оттока денежных средств; а уменьшение в краткосрочных обязательствах вычитаются из чистой прибыли - скорректировать чистую прибыль с учетом расходов, не требующих выплаты денежных сумм. Для этого соответствующие расходы за период следует прибавить к чистой прибыли за тот же период. Пример расходов: амортизационные отчисления на основные средства и нематериальные активы. - При формировании первого раздела БДДС необходимо исключить влияние прибыли и убытков, полученных от неосновной деятельности, таких как прибыли и убытки от продажи ценных бумаг другой компании, так как эти статьи возникает в результате инвестиционной и финансовой деятельности компании, рассматриваются в последних разделах бюджету. Бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет) - определение направления инвестиционных вложений и получение инвестиционных ресурсов является комплексной задачей данного бюджета. Проблема в том, что чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных инвестиций влияет на БДДС, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозируемый отчет о прибылях и убытках, а также прогнозируемый бухгалтерский баланс. Прогнозируемый бухгалтерский баланс - показывает, Какими средствами финансирования обладает компания и как используются данные средства. Для прогноза актива баланса используются величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов. Инвестиционные бюджеты служат основой для прогноза стоимости основных средств. Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих активов. Расхождение прогнозов А и П части баланса говорит о нехватке (избытке) финансирования. Изменение структуры баланса сказывается на потоки денежных средств. При подготовке прогнозного баланса следует воспользоваться данными всех бюджетов. Принятие решений об инвестициях: Управленческие решения по инвестициям характеризуют процесс обоснования реализации и контроля по наиболее эффективным формам вложения капитала, направленным на увеличение экономического потенциала предприятия. Инвестиции делятся на: - производственные - вложения в конкретный экономический вид деятельности, приносящей приращение реального капитала в виде увеличения средств производства, запасов и других ценностей. - финансовые - вложения в ценные бумаги и финансовые ресурсы. В отличие от производственных финансовые инвестиции не дают приращение реального капитала, а приносят прибыль за счёт изменения котировок ценных бумаг или дивидендов на вложенный капитал, а также за счёт процентов от предоставленных ссуд и кредитов. По срокам инвестиции делятся на: - краткосрочные (срок окупаемости инвестиций меньше 1 года) - долгосрочные (больше 1 года) Вложения капитала как правило имеют адресованную направленность - вложение в конкретный проект. Проект - определенный замысел описанный с помощью расчётов, схем, изображений, содержащий четкую программу практического воплощения. Каждый инвестиционный проект имеет две стадии: - разработка - подготовка развернутого технико-экономического обоснования, а также разработка бизнес-плана проекта. Данные документы служат основанием для принятия проекта к осуществлению и выделению инвестиций. - реализация - практическое осуществление замысла, достижения задуманных целей. Для осуществления разработки и реализации проекта создаются органы управления проектом или группы реализации проекта. Срок работы проекта = жизненный цикл проекта. Проект делится на фазы в зависимости от того, в какой стадии находятся инвестиции (выделение или использование). Принято выделять три основные фазы проекта: - пред инвестиционная - на которой проводятся исследования, Разработка и обоснование проекта; готовится Проектная документация; производится Техническая, технологическая и экономическая разработка проекта; определяются возможности его применения, организационные основы осуществления; рассчитываются объёмы финансирования. - инвестиционная - поглощение выделенных инвестиций. Строятся здания и сооружения; обновляется оборудование; создается новая и модернизируется старая инфраструктура. Это самая затратная фаза реализации проекта, однако, на этой фазе начинается реализация проекта, приносящая доход, проект начинает окупаться. - Эксплуатационная - по мере завершения инвестиционных вложений проект входит в эксплуатацию, объем доходов от инвестиционных вложений увеличивается, проект выходит на проектную мощность, увеличиваются объемы продаж и снижаются издержки. Именно в эксплуатационной фазе при нормальном развитии проекта достигается точка окупаемости, то есть момент, когда общая сумма дохода от внедрения проекта становится равной стоимости капитала, вложенного в проект. Постепенно проект устаревает, спрос на продукт снижается, основные средства морально и физически устаревают и требует систематического ремонта (систематических вложений средств). Жизненный цикл и идёт к завершению и в целях недопущения убытков проект сворачивают. Методы определения срока (периода) окупаемости инвестиций: - расчет периода окупаемости один из простых и часто применяемых на практике методов оценки эффекта от инвестиций. С его помощью определяют время, необходимое для возмещения вложенных в проект инвестиций. Период окупаемости определяется отношением Суммы первоначальных единовременных затрат на финансирование проекта на сумму ожидаемых ежегодных доходов от его реализации и определяется по формуле: , Где T – Срок окупаемости IC - первоначальная сумма инвестиций P – Доход от вложений Пример: IC инвестиционные затраты = 100 000 руб. Р = пост ежегодно = 25 000 руб. T = 100 000 / 25 000 = 4 года. Как правило, ожидаемые поступления из года в год не является постоянной величиной, поэтому срок окупаемости определяют суммированием ежегодных доходов до тех пор, пока сумма доходов не станет равной инвестиционным расходам. Пример: ICA = ICB А Б IC = 1000 IC = 1000 Годы реализации Поступления от инвестиционных вложений Годы реализации Поступления от инвестиционных вложений 1 200 1 200 2 300 2 200 3 500 (окуп) 3 200 4 300 4 300 5 100 5 500 (окуп) 6 - 6 500 7 - 7 300 Итого: 1400 Итого: 2200 Проект А лучше, т.к быстрее окупится. Абсолютный экономический эффект (Э) от реализации проекта рассчитывается как разница между полученными доходами и вложениями капитала: Э = Р - IC Пример: Исходя из условия предыдущей задачи Эа = 1400 - 1000 = 400 Эб = 2200 - 1000 = 1200 Более того Э рассчитывается на любой период реализации проекта. Эффект от реализации изменяется во времени по мере реализации проекта Э от отрицательного изменяется после срока окупаемости (точка окупаемости) становится положительным. Методы окупаемости инвестиций Экономическая эффективность инвестиций определяется как отношение прибыли полученной от реализации проекта (абсол. Эконом. Эффект) к величине инвестиций при условии, что эффективность проекта больше 0 => принять, эффективность проекта <0 => отклонить. Все эти показатели могут быть объективными для оценки проектов и принятия решений по их реализации в случае если все потоки денежных поступлений будут дисконтированы до их первоначальной стоимости, а затем дисконтированная стоимость будет использоваться для определения срока окупаемости проекта, абсолютного экономического эффекта и экономической эффективности проекта. Методы простых и сложный процентов. Будущая стоимость денежных средств - стоимость инвестиций, внесенных в настоящий момент, а также скорректированная на определенную процентную ставку. Определение будущей стоимости связано с процессом наращения денежных средств. Стоимость инвестиций поэтапно увеличивается путем присоединения к ним сумм начисленных процентов. Финансовые расчеты инвестирования средств и формирования дохода от инвестиционной деятельности осуществляется на основе применения простых и сложных процентов. По формуле простого % определяется сумма, которая добавляется к текущей стоимости инвестиций в конце отчетного периода. Применяемая процентная ставка соответствует условиям договора инвестирования. Сумма дохода, определяемая с помощью простого % предполагает неизменность базы, на которую начисляются % и рассчитывается по следующей формуле: P=IC*n*R P – доход за период инвестирования IC - первоначальная сумма инвестирования n – количество периодов начисления R - % ставка Пример: Сумма вклада 200 тыс. руб. R ==4% выплачивается ежеквартально. Определить FV Решение: Определим доход за период инвестирования. P = 200 000 * 4 * 4% = 32 000 FV = 200 000 + 32 000 = 232 000 С помощью метода сложного % рассчитываются доходы, которые образуются в результате инвестирования, при условии, что доходы каждого периода по начисленным простым % не выплачиваются, а присоединяются к первоначальной сумме вклада и в следующем периоде служат базой для начисления %. Рассчитываются по формуле: FV = IC * (1+R)n Пример: IC=200 000 руб. R = 16% годовых. Проценты начисляются ежеквартально с капитализацией. Выплата дохода через 3 года. Определить сумму, которую получит вкладчик по окончанию договора. FV = 200 000 * (1+0,04)4 = 234 000. Кажется, задача не решена до конца. В процессе принятия решений по инвестициям следует обратить внимание, что на результат оценки влияет не только величина ставки, но и периодичность выплат. Пример: выберите наиболее доходный вариант вложения 200 000 руб. из четырех предложенных вариантов по выплате доходов с капитал. 1) По ставке 6% в квартал 2) Ставка 8% 3 раза в год 3) Ставка 12% 1 раз в полгода 4) Ставка 24% по окончанию договора Дисконтирование Данный метод применяется для приведения будущих поступлений к оценке на постоянный момент. Он базируется на понятии и чистой приведенной стоимости (NPV). NPV проекта определяется как превышение интегральных доходов от реализации проектов надо интегральными расходами. NPV определяется по формуле: Ставка (R) может выражать расчётный уровень инфляции. Менеджер аналитик определяет их самостоятельно исходя из ежегодного процентов возврата, который он может или желает на инвестированный капитал. Пример: предприятие имеет возможность разместить инвестиции 1 млн руб на 3 года. Издержки на вложение капитала 10%. Оценка доходов по проекту следующая: Первый год - 100 000 руб. Второй год - 1 100 000 руб. Третий год - 300 000 руб. На практике существуют правила: Если NPV>0 => принять; Если NPV <0 => отклонить; Если NPV=0 => не прибыльный и не убыточный. Система Direct-Costing (DC) Главной особенностью этой системы является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные затраты собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются на финансовые результаты, поскольку постоянные затраты остаются неизменными (Д 90,2). Настоящее время ДС предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и косвенных переменных затрат, поэтому здесь возникает некоторая условность в названии в результате чего в разных странах мира данная система именуется по разному. В Германии и Австрии - учёт частичных/граничных затрат. В Великобритании - учёт маржинальных затрат. Во Франции - маржинальный учет. В России Данная система называется " учет сокращенной себестоимости, ограниченной себестоимости, неполноценной себестоимости". Система ДС возникла в 1936 в США. При системе ДС общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат и определяют маржинальный доход (брутто прибыль). Чистая прибыль (нетто) представляет собой разницу между маржинальным доходом и постоянными затратами. Различают одноступенчатый и многоступенчатый учет и затрат и результатов хозяйственной деятельности. Схема одноступенчатого учета затрат и результатов деятельности. Выручка - переменные производственные затраты - переменные управленческие и косвенные затраты = маржинальный доход Маржинальный доход - постоянные затраты = прибыли за отчетный период Многоступенчатый учет основан на деление и постоянных затрат по ряду сегментов: 1) место возникновения затрат 2) общее количество произведенной продукции определенного вида 3) группа изделий 4) центр ответственности 5) предприятия в целом Схема многоступенчатого учета затрат и результатов хозяйственной деятельности: Доходы - переменные затраты = результат брутто 1 - постоянные затраты, относящ. К конкретному виду продукции = результат брутто 2 - постоянные затраты группы изделий = результат брутто 3 - постоянные затраты по местам возникновения = результат брутто 4 - постоянные затраты центров ответственности = результат брутто 5 - постоянные затраты всего предприятия в целом = результат нетто
«Определение затрат» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot