Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Онтология; бытие; виды и формы, материя, движение и развитие

  • 👀 4025 просмотров
  • 📌 3944 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Онтология; бытие; виды и формы, материя, движение и развитие
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Онтология; бытие; виды и формы, материя, движение и развитие» docx
Онтология (учение о бытии) Вопросы лекции 1. Категория бытия и ее специфика. 2. Основные виды и формы бытия. 3. Материя. 4. Движение и развитие. Концепция развития. 5. Пространство и время. Вопрос 1. Категория бытия и ее специфика. Бытие - одна из важнейших категорий (научное понятие) философии. Она указывает только на факт существования чего-либо. Слово «бытие» происходит от слова «быть», т.е. существовать. Но категория «бытие» появилась тогда, когда стала анализироваться сама проблема существования. Понятие «бытие» ввел и стал исследовать древнегреческий философ Парменид (У1-У вв. до н.э.). Это предельно широкое понятие, объединяющее основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество существуют равно, хотя в различных формах; 3) их существование есть предпосылка единства мира; 4) в силу объективности существования и развития, мир образует совокупную реальность, действительность; 5) Данная реальность существует до и независимо от воли и желания людей, т.е. объективно. Следовательно, бытие - это реально существующая, стабильная, самодостаточная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее, т.е. все, что существует в любой форме. Вопрос 2. Основные виды и формы бытия. Все существующее можно подразделить на два вида: а) материальное бытие, материя; б) духовное бытие, дух, идея. Их объединяет то, что они существуют во времени. Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное - вне пространства. Основные формы материального бытия. 1. Бытие вещей, процессов: а) природы как целого, ее частей, состоянии; б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком (вторая природа). Отличительные особенности второй природы: во-первых, она создается из первой природы; во-вторых, она всегда социально ориентированна (создается человеком для удовлетворения потребностей человека); в-третьих, в ней всегда есть духовная составляющая (замысел, идея создателя). 2. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие (единство материального и духовного). 3. Бытие социальное (общества): а) бытие отдельного человека (элемента социума); б) бытие самого общества (существование, развитие); Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира. Основные формы духовного бытия а) индивидуализированное - неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир); б) объективированное - может существовать и часто существует вне индивида. Вопрос 3. Материя. Из понятия «бытие», как совокупной реальности, следует, что существует два вида реальности: а) объективная реальность, т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. материя; б) субъективная реальность, т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов - сознание. Такое разделение условно, так как объективная и субъективная реальность являют собой единый многообразный и пространственный мир, но оно необходимо в целях познания. Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99­-55 гг. до н.э.) от латинского слова шаtеr - «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения. Материя есть абстракция, как скажем, плод вообще. Ее нельзя видеть, осязать. Весь окружающий нас мир и мы сами представляем собой движущуюся материю. В философии существует несколько подходов к пониманию материи. 1. Материалистический подход - материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание - порождение материи. 2. Объективно-идеалистический подход - материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа. 3. Субъективно-идеалистический подход - материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа. 4. Позитивистский - понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи. Материя рассматривается, как основа единства мира. В этом смысле она есть субстанция (лат. сущность) - первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Понятие «материя» употребляется в двух значениях: во-первых, материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им. во-вторых, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им. Материя всегда структурирована (лат. - расположения, строение). Все материальные объекты имеют структуру и их существование возможно, только благодаря взаимодействию образующих ее элементов. Элементами структуры материи являются: а) неживая природа; б) живая природа; в) общество. Каждый элемент материи имеет свои уровни. Уровнями неживой природы являются (по восходящей): • субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи, меньше, чем атомы); • микроэлементарный (электроны, кварки); • ядерный (ядро атома); • атомарный (атомы); • молекулярный (молекулы); • единичные вещи; • макротела; • планеты; • системы планет; • галактики; • системы галактик; • метагалактики; • Вселенная, мир в целом. К уровням живой природы относятся (по восходящей): • доклеточный (ДНК, РНК, белки); • клеточный (клетки); • многоклеточные организмы; • популяции; • виды; • биоценозы (сообщество живых организмов, населяющее однородный участок природы и имеющие определенный видовой состав); • биосфера в целом. К уровням общества относится (по восходящей): • отдельный индивид; • семья; • группа; • коллективы разных уровней; • социальные группы (классы, страты); • этносы; • нации; • расы; • государства; • союзы государств; • человечество в целом. Характерными свойствами (атрибутами) материи являются: 1) движение; 2) размещенность в пространстве (пространство); 3) существование во времени (время); 4) способность к отражению (отражение); 5) самоорганизация и др.. Вопрос 4. Движение и развитие. Концепция развития. Под движением в философии понимаются любые (все) изменения, которые происходят в мире, природе, телах, явлениях. Движение рассматривается в самом общем смысле слова, т.е. как способ существования материи. Другими словами, под движением понимается все изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Это внутренне присущий материи атрибут - неотъемлемый признак предмета, без которого предмет не может ни быть, ни мыслиться. Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому движение абсолютно, покой относителен и является моментом движения. Существует два основных типа движения: а) движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Любая вещь есть ни что иное, как процесс; б) движение, связанное с переходом от одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета. Движение существует в различных формах, которые связаны с уровнем организации и развития материи. Более простому уровню организации материи соответствуют более простые формы движения и наоборот. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. в высших формах присутствуют все более низшие формы движения. Высшие формы движения не есть сумма более низших, они не сводимы к ним, т.к. это качественно специфичны формы движения. Генетическая связь всех форм движения между собой и с уровнями развития материи также свидетельствует о материальном единстве мира. Можно выделить три основных группы форм движения: 1) в неорганической природе; 2) в живой природе; 3) в обществе. В каждой из групп имеется множество форм движения, что связано с неисчерпаемостью материи. Основными формами являются: а) механическая; б) физическая; в) химическая; г) биологическая; д) социальная и др. Движение материи не привносится извне, а возникает из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы. Поэтому оно характеризуется: а) всеобщностью; б) постоянством. Движение, связанное с переходом из одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета принято называть развитием. Развитие всегда показывает наличие преемственности между качественными изменениями. Основные признаки развития: 1) качественный характер изменений; 2) их необратимость; 3) четкая направленность (прогресс, регресс). Таким образом, развитие - это направленное, необратимое, качественное изменение системы. Движение и развитие материи представляет собой процессы, проходящие по определенным этапам. Одни стадии сменяют другие, но какие-то моменты могут повторяться. Все это имеет свою длительность, скорость, ритм и темп, т.е. время. Вопрос 5. Пространство и время. Материя расположена во времени и в пространстве. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стоял вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории философии сформировалось два подхода: а) субстанциальный; б) реляционный. Сторонники субстанциального (от субстанция) подхода считали, что время и пространство являются отдельной реальностью, наряду с материей. Пространство - здесь чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время - чистая длительность. Оно одинаково во всей Вселенной, и его течение ни от чего не зависит. Сторонники реляционного (лат. - отношения) подхода утверждают наоборот, что пространство и время образуются в результате взаимодействия материальных объектов, т.е. это система отношений. В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверно выглядит реляционная теория. Согласно ей, пространство - это форма бытия материи, характеризующая ее: во-первых, протяженность; во-вторых, структурность; в-третьих, сосуществование; в-четвертых, взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство характеризуется такими свойствами: а) протяженность; б) однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек); в) изотропность (равноправность всех возможных направлений); г) трехмерность. Понятие пространства (протяженность) имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована и структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из структурно-произвольных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы. В них можно выделить особо качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени. Время - форма бытия материи, выражающая: во-первых, длительность существования материальных систем, тел, процессов; во-вторых, последовательность смены состояний и изменений этих систем. Оно также характеризуется: а) одномерностью; б) необратимостью. Из такого понимания следует, что пространство и время являются объективными свойствами материи. Они тесно переплетены. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном в 1916 г., подтвердила правильность реляционной теории - т.е. понимание времени и пространства, как отношений внутри материи, а также перевернула прежние взгляды на пространство и время, как вечные и неизменные величины. С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейн доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменится - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлит свой бег. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Следовательно, пространство и время - это формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и во времени материи. Диалектика (учение о развитии). Конспект лекции Вопрос 1. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии. Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника. В настоящее время понятие диалектика - это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления. Диалектика, как теория, представляет собой стройную систему, в которую входят: во-первых, законы диалектики; во-вторых, категории диалектики; в-третьих, принципы диалектики. Для понимания диалектики, как теории и метода познания действительности, важно уяснить ее два основных принципа: а) принцип всеобщей связи; б) принцип развития. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех его составляющих: предметов, явлений, процессов. Объективно существующая взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и предметов обозначается понятием «связь». Познать окружающий мир - значит изучать сложный комплекс взаимосвязей между явлениями и предметами, организованными в системы. Окружающий нас мир - это бесконечное разнообразие материальных систем, находящихся в сложной иерархической зависимости друг от друга. Они изучаются конкретными науками (физика, химия и т.д.) Диалектика дает ключ к пониманию наиболее общего характера этих связей, учит выделению решающих, определяющих, детерминирующих связей и взаимозависимостей внутри системы и между ними. Г. Лейбниц еще в XVII веке утверждал, что Вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом далеком расстоянии. Эта связь, объединяющая все предметы и процессы в единое целое, носит всеобщий характер, те. универсальная. В зависимости от уровня организации материи выделяют три вида связей: а) связи в неживой природе; б) связи в живой природе; в) связи в обществе. Формы связей бывают: • внутренние и внешние; • непосредственные и опосредованные; • функциональные и генетические; • пространственные и временные; • закономерные и случайные и т.д.. Г лавная проблема диалектики - что такое развитие? В отличие от движения, понимаемого как изменения вообще, развитие - есть процесс, для которого характерно два отличительных признака: во-первых, самодвижение, т.е. процесс, источник жизни которого заложен в самой развивающейся системе. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей, как друг друга обуславливающих, так и друг друга отрицающих крайностей; во-вторых, а) необратимость; б) направленность; в) закономерность изменений. Таким образом, развитие - процесс длительно накапливающихся необратимых, поступательных изменений, сложных систем в больших интервалах времени. Чтобы понять данное явление, надо установить, как оно возникло, через какие фазы изменений оно прошло. Содержание развития невозможно осмыслить, если не установлена связь между изменившимися явлениями. Принято выделять три типа развития. 1. Прогресс (от лат. движение вперед) - направление развития сложных систем, характеризуется переходом от низших, менее совершенных форм, к более высоким, совершенным. 2. Регресс (от лат. возвращение) - процесс обратной направленности. Однако, следует иметь в виду, что каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, так как он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития в других направлениях. 3. Одноплоскостное развитие - переход объекта из качественного состояния, одной степени сложности, в другое качественное состояние, той же степени сложности. Суть принципа развития материи заключается в том, что это есть бесконечное движение по восходящей спирали. Оно противоречиво, включает в себя отступления, возвращения назад, однако, в целом это движение от простых форм к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным. Вопрос 2. Альтернативы диалектики: метафизика, эклектика, софистика, догматизм, релятивизм. Диалектика является не единственной теорией и методом познания всего сущного. Наряду с ней существует и альтернативные теории: • метафизика; • эклектика; • софистика; • догматизм; релятивизм. Метафизика (от греч. - после физики) употребляется в трех значениях: 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) началах бытия. Понятие впервые употребил Антроник Родосский ( I в. до н.э.), который систематизируя труды Аристотеля так назвал работы об умопостигаемых началах бытия, все что было помимо физики (природы); 2) в современной Западной философии термин часто употребляется как синоним философии; 3) противоположный диалектике основной философский метод. Метафизика является главной альтернативой диалектики, потому что она: а) является, как и диалектика, развитой теорией; б) многие вопросы рассматривает с противоположных диалектике позиций. Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика: 1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое; 2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок; 3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается); 4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо вообще отрицает; 5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду «тезис - антитезис - синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу «или - или», «если не то, значит - это»; 6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов. Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития. На Западе метафизика является равноправной с диалектикой теорией и методом познания бытия. Для эклектики и софистики характерен тот же подход к действительности: а) односторонность; б) рассмотрение отдельных фактов вне их связи с другими, с сущностью процесса; в) неумение видеть и выделять главное; г) субъективизм. Эклектика (гр. - выбираю) - механическое смешение разнородных вещей, их сторон, явлений без выяснения их внутренней диалектической связи. Метод эклектики - это механическое соединения разных подходов к объекту, констатация различных его сторон без уяснения главного. Опасность эклектики в том, что внешне создается впечатление «всестороннего» подхода к действительности, но нет главного: анализа связей по степени их значимости (главные, случайные и т.д). Софистика - это сознательная подмена в анализе действительных связей мнимыми, выведение из верных фактов умозаключений правильных по форме, но ложных по содержанию. Особенно часто софистика, как прием политической борьбы, используется для манипулирования общественным сознанием. Догматизм (гр. - учение, установленное мнение) - рассматривает мир и мышление как нечто готовое, неизменное, раз и навсегда установленное и стремящийся отыскать неизменную, вечную сущность вещей, что-то «абсолютное». Как метод - негибкость в мышлении, рассуждениях, понимании и объяснении окружающей действительности. Релятивизм - учение, согласно которому всякое познание относительно, объективная истина не существует и, следовательно, объективное познание действительности невозможно. Сторонники релятивизма абсолютизируют изменчивость мира и наших знаний о нем.
«Онтология; бытие; виды и формы, материя, движение и развитие» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot