Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
В общем виде, основной вопрос философии показывает отношение к бытию.
Основной вопрос философии конкретизируется в двух направлениях:
1. Онтологический ракурс – учение о бытие. Необходимо ответить на вопросы о первичности образования мира: Что первично? Что вторично? Если первична материя (бытие) – учение называется материализмом. Если мышление и сознание первичны – учение называется идеализмом. Но не существует «чистых» идеалистов и материалистов среди философов. В некоторых вопросах из позиции могут пересекаться.
Материализм – учение, которое в качестве начала (субстанции) мироздания принимает материю.
Материя (ленинское определение) – философская категория, для обозначения объективной реальности, существующей в ней, независимо от нашего сознания.
Идеализм – учение, которое в качестве начала (субстанции) мироздания принимает идею. Субстанция носит идеальную природу.
Материализм теоретически не имеет разделения на виды, только с исторической точки зрения. Идеализм же подразделяется с точки зрения теории по тому, как философы понимают мир. Данное разделение вызвано различными трактовками идеи (объективным и субъективным).
1) Объективный идеализм - вид идеализма, носящий метафизический характер, т.к. находится вне нашего сознания (божественное). Объективными идеалистами являются: Платон (придал философский статус термину «идея», который сформулировал Демокрит, благодаря Платону данный термин стал философской категорией), Гегель.
Идея – основа нашего понимания мира. Благодаря идеи мы понимаем нашу сущность и мышление, а так же устройство мира. При придании идеи первичности мировоззрения образуется идеалистическое миропонимание. Т.е. идея сотворила материальный и генетический мир. Она предшествует по времени сущности.
Идеальная основа сознания носит идеальный характер, находится вне нас. Идеальный мир, согласно Платону, всегда более совершенный, чем материальный. Материальный мир стремится к совершенству, но никогда его не достигает. Например, идеальный треугольник в сознании может быть идеальным, а в реальном материальном мире – нет.
2) Субъективный идеализм – вид идеализма, когда сознание рассматривается, личностно (твое, мое, его и т.д.) т.е. в отношении какого-то субъекта.
Субъективный идеализм построен на нашей субъектности и нашей личностности. Т.е. окружающий мир является следствием нашего его восприятия. Например, если в объективном идеализме божественное – это что-то недостижимое и до конца не познаваемое, то в субъективном идеализме Бог может представать, как человек, с понятными нам чувствами и поступками.
Субъективный идеализм подразделяется:
• Сенсуалистический субъективный идеализм - восприятие мира через чувства. Представителем данного учения является Джордж Беркли.
• Рациональный субъективный идеализм - восприятие мира через мысли.
Представителем данного учения является И. Фихте, который говорил о «Я», как о познающем. Главный принцип философии Фихте – принцип тождественности Я (Я=Я).
Беркли, как первый представитель субъективного идеализма, который сформировал учение субъективно-идеалистического толка утверждал, что наш мир – это наши ощущения. Т.е. мы воспринимаем мир потому, что мир существует, а мир существует потому, что мы его воспринимаем. Джордж Беркли: «Esse est percipi» (существовать, значит быть воспринимаемым). По мнению Беркли, существует только то, что воспринимаемо; что не воспринимаемо – не существует. Например, если мы видим шляпу – значит, она существует. Если не видим – значит, шляпы нет.
Субъективный идеализм в философии мало распространен, потому что последовательный субъективный идеализм ведет к солипсизму.
Солипсизм – крайний вывод из субъективного идеализма, (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») – существую только я один.
Солипсизм – субъективно-идеалистическое учение, отрицающее не только объективное существование окружающего мира, но и других людей. В чистом виде солипсизм в истории философии не встречался.
Солипсизский вывод может вытекать из разных философских учений и говорит о слабости данной теории.
2. Гносеологический ракурс