Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Охрана труда на предприятии

  • 👀 821 просмотр
  • 📌 767 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Охрана труда на предприятии» docx
Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и отдельной организации. Для начала ответим на вопрос, ЗАЧЕМ НУЖНА ОХРАНА ТРУДА? Охрана труда играет важную роль в трудовой жизни человека. Правильная организация труда значительно повышает его производительность и резко снижает возможность производственных травм, увечий. Это, в свою очередь, оказывает и непосредственное положительное влияние на экономическую сторону труда: происходит снижение на оплату больничных листов и лечения сотрудников, уменьшается количество и размер компенсаций за работу во вредных условиях и пр. По статистическим подсчетам, затраты на необходимые мероприятия и средства для охраны труда и безопасности жизнедеятельности обходятся в десять раз меньше, чем расходы из-за несчастных случаев, связанных с их своевременным не проведением. В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами субъектов РФ. На уровне Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Управляющая роль государства выступает в форме законов и нормативных правовых актов, содержащих государственные требования к условиям и охране труда обязательных к исполнению. Государство в лице органов надзора и контроля контролирует выполнение законодательных требований и осуществляет меры принуждения к их выполнению в организациях. Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 212 возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Государство переложило свои обязанности по обеспечению права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, полностью на работодателя, который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющей цель предпринимательской деятельности - получение прибыли. В управлении охраной труда сочетаются и взаимодействуют рыночные механизмы и организующее начало государства. Такое взаимодействие уже предполагает наличие противоречий между целью экономической деятельности предпринимателя в рыночной экономике и социальными целями общества (в том числе обеспечения достойного труда), выражением которых выступает государство. На уровне предприятий это противоречие проявляется в том, что работодатель должен обеспечивать эффективность (прибыльность) производства и выделять ресурсы на выполнение государственных нормативных требований по охране труда, на создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства. Законы и нормативные правовые акты, предъявляемые со стороны государства, разрабатываются и утверждаются без обоснования стоимости их выполнения. В результате на уровне производств существует реальное противоречие между необходимостью обеспечивать эффективность производства и выделять финансовые и материальные ресурсы на обеспечение безопасных условий и охраны труда . О том, что в первую очередь решается первая проблема, свидетельствует динамика показателей, характеризующих условия труда. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, растет. Этот показатель суммарно в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи в 2007 г. составил 17,1%, 2014 г. - 23,4% от общей численности занятых. Государство, выражая общественный интерес в успешном развитии экономики, должно активно влиять на обеспечение благоприятных условий труда подобно тому, как государство способствует развитию деятельности здравоохранения, образования, культуры на общественной основе. Государство, заинтересованное в нормальном развитии всех сторон жизнедеятельности общества, либо берет организацию работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор к организации бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны потребителям в необходимом количестве. Отрицательная динамика показателей, характеризующих занятость в неблагоприятных условиях труда в России, свидетельствует, что выполнение государством двух функций (создание правовой базы и контроль за выполнением норм законодательства) недостаточно для обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 210 Трудового кодекса РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда» в числе направлений указано: «проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты». К сожалению, такая налоговая политика отсутствует. Непосредственное участие государства в управлении охраной труда осуществляется государственными органами власти Российской Федерации и субъектов федерации. В Конституции РФ установлено, что « каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» (ст.37 пункт 3). Государственные гарантии трудовых прав граждан и полномочия органов государственной власти в сфере трудовых отношений, в том числе в охране труда, установлены в Трудовом кодексе РФ. В ст. 6 «Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» изложены основы разграничения полномочий органов государственной власти. В этой статье достаточно подробно изложены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений, в том числе непосредственно относящиеся к охране труда. В их числе полномочия по: принятию обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов; разработке основные направлений государственной политики в сфере охраны труда; нормативному правовому регулированию в сфере охраны труда, включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; установлению принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; системы и порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненному ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; системы государственной статистической отчетности по вопросам охраны труда. Охрана труда в организации К сожалению, в свете неблагоприятных событий на мировом финансово-экономическом рынке - сокращение персонала, снижение издержек и ужесточение контроля использования средств, данной теме не уделяется достаточного внимания, она осталась «за бортом событий», несмотря на то, что государственные контролирующие органы стали проявлять повышенное внимание к вопросам охраны труда, причем именно на нормативном уровне: требования в данной сфере весьма часто меняются. Каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, обязан создать службу по охране труда или ввести должность специалиста по охране труда. Это следует из положений статьи 217 ТК РФ. Однако в ней речь идет только о производственной деятельности. Распространяется ли данное требование, например, на торговые организации или компании, оказывающие консультационные или аудиторские услуги? Исходя из определения производственной деятельности, приведенного в статье 209 ТК РФ, к такой деятельности относится, в том числе, оказание различных видов услуг. Кроме того, функционирование практически любой современной компании напрямую связано с использованием компьютеров, оборудования, механизмов и других технических средств. Иными словами, все подобные организации также обязаны создавать службу по охране труда или вводить в штат соответствующую должность. Если численность работников у работодателя превышает 50 человек, то он обязан создать специализированное подразделение - службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) работодатель или выполняет сам, или поручает приказом или распоряжением руководителя соответствующие обязанности другому работнику. Еще одним вариантом выполнения указанных функций является привлечение работодателем сторонних специализированных организаций или специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ), путем заключения с ними гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Такие организации подлежат обязательной аккредитации. Работодатель самостоятельно определяет структуру службы по охране труда, создаваемой в организации, и численность ее работников, при этом следует учитывать Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда России от 12.02.2014 N 14. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создается комитет (комиссия) по охране труда в составе представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников об их результатах. Численность комитета также определяется работодателем самостоятельно в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя, при этом комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Аттестация рабочих мест по условиям труда Статьей 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Понятие «аттестация рабочего места по условиям труда» приведено в ст. 209 ТК РФ и означает оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. При аттестации рабочих мест по условиям труда измерению и оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (химические, физические, биологические, психофизиологические), тяжесть и напряженность труда. Перечень опасных и вредных факторов определяется в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» и отраслевыми особенностями производства. «Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда» введен в действие с 1 сентября 2011 года приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. Стоимость аттестации одного рабочего места зависит от набора вредных и опасных производственных факторов, количества аналогичных рабочих мест и варьируется от 1500 до 5500 рублей. В ходе подготовки и проведения аттестации рабочих мест в организации создается аттестационная комиссия из числа работников работодателя, прошедших специальную подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, а также на паритетной основе представителей аттестующей организации, в случае ее привлечения. В ходе проведения аттестации в организации выполняются не только технологические, оценочные мероприятия (эта функция отдана исключительно аттестующей организации, имеющей лицензию и аттестат аккредитации на право выполнения данных работ), но и нормативные и документационные функции, при этом формируются три вида документов: нормативные, организационно-распорядительные и методические. Срок хранения данных документов - 45 лет, на их основании сотрудникам организации будут назначаться льготы, надбавки и компенсации. Часть аттестационных документов по итогам проведенной аттестации передается в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Результаты мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: - контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценки профессионального риска как вероятности повреждения или утраты здоровья, смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; - предоставления сотрудникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся гарантиях и компенсациях; - предоставления сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; - последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), а также внеочередным медицинским осмотрам; - расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; - принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; - обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; - включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда; - обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Согласно ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 (далее – Постановление N 1/29). Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Все принимаемые на работу лица проходят в установленном порядке вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности. Кроме вводного инструктажа по охране труда проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж. Руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после ознакомления с локальными нормативными актами организации, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда в руководимых ими структурных подразделениях. В организации для проведения проверки знаний, требований охраны труда руководителей и специалистов приказом (распоряжением) работодателя создается постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек. Все члены комиссии в течение месяца после приема на работу должны быть обучены охране труда и пройти проверку знаний в комиссии специализированного учебного центра, имеющего лицензию федерального органа или органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду. В соответствии с абзацем 12 ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда является недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний. Медицинские осмотры по своей направленности можно разделить на осмотры для определения того, соответствует ли здоровье работника выполняемой им работе, и для раннего выявления возможных профессиональных заболеваний, и на осмотры, проводимые для предупреждения возникновения различных заболеваний среди населения. Так, согласно ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в обязательном порядке проходят следующие медицинские осмотры (обследования): -предварительные (при поступлении на работу); -периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) - для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний; - внеочередные - в соответствии с медицинскими рекомендациями. Приказом Минздравсоцразвития РФ от от 16.05.2005 N 338 утверждены Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся данные осмотры. Согласно данным документам предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Осмотры работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проводятся один раз в пять лет в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией. Приказом Минздравсоцразвития РФ от от 12.01.2015 утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила), которые соответствуют требованиям ст.ст. 212, 215, 219, 221 ТК РФ. Межотраслевые правила закрепляют за работодателем обязанность обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. При этом СИЗ должны быть приобретены за счет средств работодателя и выданы работникам бесплатно. В абз. 1 ст. 221 ТК РФ речь идет о выдаче работникам СИЗ, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Согласно п. 5 Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке, и в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ. При этом работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики СИЗ выдаются согласно типовым нормам независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодателя, а также наличия этих профессий и должностей в иных типовых нормах (п. 14 Межотраслевых правил). Отметим, что в Межотраслевых правилах ничего не сказано о том, как применять типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ, повсюду в тексте используется обобщенное понятие «типовые нормы». Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий труда возникает в момент начала деятельности предприятия. Поскольку ни одна организация не застрахована от ЧП и несчастных случаев, работодателю важно знать, какие меры необходимо предпринять при их возникновении, какие случаи подлежат расследованию, как правильно оформить и провести такое расследование, нужно ли создавать комиссию и уведомлять какие-либо органы о случившемся. Для того чтобы свести к минимуму возможные потери, на производственных предприятиях должны быть установлены правила поведения работников при чрезвычайном происшествии (правила поведения при ЧП), разработанные работодателем с учетом специфики производственного процесса, оборудования, аппаратуры и т.д., с которыми работников следует ознакомить под роспись. Определение несчастного случая дано в ст. 3 Федерального закона 21.07.2007 N 183-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и конкретизируется в ст. 227 ТК РФ. Обязанности работодателя при несчастном случае определены в ст. 228 ТК РФ. О происшествии любого страхового (несчастного) случая сообщается в отделение ФСС России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, а извещение органов, поименованных в ст.228.1. ТК РФ, необходимо только в случае группового несчастного случая (два человека и более), тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом. Порядок направления и форма сообщения о страховом случае, направляемом в ФСС России, определены Приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157. Каждый пострадавший, а также его законный представитель имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. Для расследования несчастного случая работодатель должен создать комиссию в составе не менее трех человек. Порядок формирования такой комиссии установлен ст. 229 ТК РФ, а срок ее работы установлен ст. 229.1 ТК РФ. Деятельность системы государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и осуществление общественного контроля в этой области являются одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране. В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная инспекция труда (далее - ФИТ). Как любое лицо, виновное в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, руководитель привлекается к ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419, 192, 195 ТК РФ). В ряде случаев за нарушение трудового законодательства и норм охраны труда, исходя из важности обеспечения трудовых прав граждан для нормального функционирования общества в целом, государство устанавливает административную и уголовную ответственность. Привлечение к административной ответственности осуществляется за нарушения конкретных требований охраны труда, выявленные в процессе надзора и контроля за их соблюдением. Административные взыскания имеют право налагать органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в пределах своей компетенции. Хотелось бы отметить, что исполнение вышеперечисленных обязанностей в области охраны труда поможет организовать качественную систему управления охраной труда в организации. Кроме того, исполняя данные обязанности, работодатель не только реализует государственную политику в области охраны труда работников, но и имеет при этом свою выгоду – исключает возможность привлечения к ответственности по данным основаниям в рамках существующей в Российской Федерации системы наказаний.
«Охрана труда на предприятии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot