Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Безопасность труда и образовательного процесса

  • 👀 400 просмотров
  • 📌 336 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Безопасность труда и образовательного процесса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Безопасность труда и образовательного процесса» doc
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Безопасность жизнедеятельности - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропологического влияния на среду обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность. При обеспечении безопасности жизнедеятельности нельзя не учитывать и качество результатов полезного труда. Таким образом, цель БЖД - достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды, предупреждение травматизма, сохранение здоровья, работоспособности и качества результатов полезного труда. Безопасность жизнедеятельности - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более компактна система защиты. История государственного управления охраной труда История государственного управления охраной труда в России История государственного управления охраной труда начинается с 1734 года. В этом году в период царствования императрицы Анны Иоановны был учрежден надзор за условиями труда в лице одного обер-комиссара и трех комиссаров «для лучшего за фабриками смотрения». Через десять лет в 1744 году при Анне Леопольдовне был издан закон, регулировавший работу на фабриках и заводах и ограничивающий время ночной работы. После этого на сто лет никаких документов по охране труда не принималось. И только в 1845 году был издан первый фабричный закон. В 1859 году была создана комиссия при петербургском генерал-губернаторе, которая осмотрела значительное количество фабрик и заводов с тем, чтобы регулировать производственные процессы, а также сочла необходимым издание кодекса выработанных ею правил относительно предупреждения увечий на фабриках и заводах. Комиссия генерала Штакельберга выработала проект специального закона о запрещении труда детей до 12 лет, ибо по закону 1845 года была запрещена для них работа только в ночное время, а так же предполагала расширить запрещение ночной работы, распространив закон на подростков до 16-летнего возраста, и даже намеревалась установить надзор за охраной детского труда, не исключая и кустарной и ремесленной промышленности. 01 июня 1882 г. принимается закон, по которому не разрешается допускать на работу малолетних, не достигших 12 лет, полное запрещение ночной работы до 15 лет, а днем для подростков в возрасте от 12 до 15 лет вводится 8-ми часовой рабочий день. В этом законе имелось указание об организации надзора за его проведением создается специальный институт фабричной инспекции, которая организована в девяти округах с общим штатом в 20 человек. В 1885 г. вводится запрещение ночной работы не только для детей, но и подростков до 17 лет, а так же женщин, но только на текстильных предприятиях издается целый ряд правил: на какие работы не допускаются подростки и дети. Законодательный акт 1886 года касается уже не только рабочего времени детей и подростков, но регулирует целый ряд отношений на предприятиях, вводятся строго определенные правовые взаимоотношения между предпринимателями и рабочими, которые обязательны с обеих сторон. Регламентируется право наложения штрафов. Указано, что штрафы могут взиматься только в следующих случаях: неправильные приемы работ, беспричинные прогулы. Сумма взимаемых штрафов предназначалась для улучшения благосостояния рабочих. В законе было требование: обязательно иметь на каждом предприятии, ответственного за всю постановку дела перед органами надзора фабричными инспекторами и судом за нарушение фабричного законодательства. В этом же году принимаются новые правила о фабричной инспекции и ее штат увеличивается до 200 человек. В 1897 году издается новый закон «Правила о продолжительности и распределения рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», вводится ограничение рабочего дня не только для женщин и подростков, но и для всех рабочих. Фабричная инспекция была учреждена в 1882 году, специальной целью которой был надзор за выполнением требований охраны труда по отношению к малолетним. Далее ее функции стали расширяться. Среди первых инспекторов не было техников и только один из девяти был инженером по специальности. Были экономисты, юристы, врачи. В фабричную инспекцию шел цвет русской либеральной интеллигенции. В целях урегулирования и контроля за правильностью и законностью отношений между предпринимателями и рабочими, фабричный инспектор выполнял рад чисто нотариальных задач. Он должен был утверждать договоры найма, формы расчетных книжек, правила внутреннего распорядка, табели и расценки заработной платы, цены в харчевных лавках, утверждая список имеющихся там продуктов. В функции фабричной инспекции входила весьма важная сторона ее работы сбор и анализ статистических данных (распределение рабочего времени, участие женщин и детей в промышленности, условия труда, сведения о заработной плате). В чисто технические функции фабричной инспекции по технике безопасности в 1892 году вошел надзор за паровыми котлами, периодическое их испытание на надежность, проверка и испытание подъемных механизмов. Фабричные инспектора имели право привлекать к суду виновных в нарушениях. Большое внимание уделялось личным качествам фабричных инспекторов. Министр финансов С.Ю. Витте при издании закона 1886 года в своем обращении к фабричным инспекторам пишет: «При нравственном авторитете разумный совет фабричного инспектора, его толковые указания сделают больше, нежели применение кары за нарушение законов». Управление фабричным надзором осуществлялось губернатором. В состав присутствия (местный орган надзора) входили: вице-губернатор, прокурор, начальник жандармского управления, старший фабричный инспектор и окружной инженер, а также четыре представителя местных заводов и фабрик. На присутствие были возложены весьма важные функции: Издание местных обязательных постановлений. Инструктирование инспекторов. Решение дел почти по всем вопросам, возбуждаемым фабричными инспекторами в составленных ими протоколах. Рассмотрение жалоб на постановления фабричных инспекторов. Высшим органом управления охраной труда являлось «главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие» при министерстве торговли и промышленности. В его состав входило 19 человек и два от горнопромышленников. Это присутствие было создано в 1899 году. Главным присутствием были изданы специальные санитарные правила для ртутных рудников, работ со свинцом и хромпиком. Общие санитарные технические постановления были изданы в 1913 году. Один инспектор приходился на 20-25 тыс. рабочих, что было крайне не достаточно. В апреле 1917 года временное правительство России предложило создать инспекцию труда выборной и ответственной перед рабочими организациями. С июня по август 1917 года временное правительство успело принять три постановления об ограничении детского и женского труда (подземные и ночные работы). После октября 1917 года был создан народный комиссариат труда, при котором организован отдел охраны труда. В июле 1918 года народный комиссариат труда объединился с отделом социального страхования. После слияния комиссариатов в единый «наркомтрудсобес», организовался самостоятельный отдел социальной охраны труда («центроохрантруд») с соответствующими подотделами на местах, для которого 23 января 1921 года было принято специальное положение. Циркуляром народного комиссариата от 25 декабря 1918 года №19 определялось, что инспектор труда во всей своей деятельности относится к органам профессиональных союзов. 14 июня 1918 года комиссариатом труда был разработан список вредных производств и профессий в связи с их отпусками. Изданы общие и специальные постановления о содержании и устройстве предприятий. Во всех вредных и опасных производствах введена выдача специальной одежды. В 1921 году законодательно запрещено применение свинцовых белил в большинстве малярных работ, ртути и ее соединений в производстве фетровых изделий, мышьяка в типографском деле. В 1928 году были установлены первые советские нормы искусственного освещения промышленных предприятий. В 1930 году были установлены первые допустимые концентрации вредных веществ в воздухе производственных помещений по 15 наименованиям. В 1939 году изданы первые общесоюзные санитарные нормы и правила строительного проектирования промышленных предприятий. Создаются специальные виды инспекций (техническая и санитарная). Декрет о санитарной инспекции был опубликован 4 апреля 1919 года. При формировании новой советской инспекции труда власти привлекали к работе специалистов из числа бывших фабричных инспекторов, поскольку 76,4% инспекторов труда, выбранных или назначенных из рабочих, имели лишь домашнее или начальное образование. Правовое обеспечение В настоящее время в сфере обеспечения безопасности человека в производственных условиях в стране действует законодательство в области охраны труда. Правовой основой законодательства в области БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент, который издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. 17 июля 1999г. принят и вступил в действие ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” № 181-93 (Основы) взамен ранее действовавшего закона “Основы законодательства РФ об охране труда” от 06.08.1993г. Это законодательный акт, специально посвящённый одному из важнейших разделов трудового права, и хотя они не являются актом прямого действия, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии права работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области ТО между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм деятельности и ведомственной подчинённости. Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия Основные направления государственной политики в области ОТ: • Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий; • Установление единых нормативных требований по ОТ для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости; • Государственное управление деятельностью в области ОТ, включая государственный контроль и надзор за соблюдением законом и иных нормативных актах об ОТ; • Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ, осуществляемый через профессиональные союзы и иные представительные органы; • Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаях на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей; • Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующих создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты; • Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по ОТ. Каждый работник имеет право на ОТ, в том числе: • На рабочее место, защищённое от воздействия вредных или опасных производственных факторов; • На возмещение вреда, причинённого увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; • На обучение безопасным методам и приёмам труда за счёт работодателя и др. Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на ОТ работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по ОТ. Организации обеспечивающие охрану труда Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека (рабочий, обслуживающий персонал) на производственных предприятиях занимается "охрана труда". Охрана труда - это свод законодательных актов и правил, соответствующих им гигиенических, организационных, технических, и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80). Основные положения изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗоТе. В качестве подзаконных актов выступают ГОСТы, Нормы и Правила. Взаимодействие государственного надзора, ведомственного и общественного контроля. I. Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор. II. Государственный надзор в соответствии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется: III. 1. спец. уполномоченными инспекциями, независящие в своей деятельности от деятельности предприятия (Укркомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.); IV. 2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда. V. Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью. VI. Общественный контроль — ФНП в лице профсозных комитетах, находящихся на каждом предприятии. Организация службы охраны труда и природы на предприятии Директор несет основную ответственность за охрану труда и природы. Организационными работами, связанными с обеспечением охраны труда и природы занимается гл. инженер. Отдел охраны труда (подчиняется гл. инженеру) решает текущие вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда. Функции отдела охраны труда: 1. контрольная (соблюдение приказов) 2. обучающая 3. представители отдела выступают в качестве экспертов при разработке тех. решений отчетность по вопросам травматизма и проф. заболеваниям. ------------------------------------------------------------------------------------------ Деятельность — это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое. Активная деятельность имеет фундаментальное и основополагающее значение для существования человеческого общества. Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов: • человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками; • операций целесообразной деятельности; • объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций. Несчастный случай на производстве — это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ. Отравление профессиональное — это нарушение здоровья человека в результате непродолжительного действия вредных веществ на дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу. Момент смерти человека определяется по факту прекращения деятельности его мозга. Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено. Либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме работника. Безопасность производственной деятельности персонала зависит от состояния организации рабочего места, оборудования, технологической оснастки и приемов труда работающего. Безопасность производственного процесса — это свойство данного процесса сохранять его безопасное состояние при протекании в заданных режимах в течение установленного времени. Физические факторы: • движущиеся машины и механизмы, подвижные элементы машин и оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; • запыленность и загазованность воздушной среды; • отклонение от нормы параметров микроклимата; • повышенный уровень шума, ультразвука, инфразвука; • повышенный уровень вибрации; • электрический ток и статическое электричество; • электромагнитное излучение, повышенный уровень магнитной и электрической составляющих; • ионизирующее излучение; • недостатки освещения, его пульсация, повышенное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. • запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; • недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; • повышенная яркость света и пульсация светового потока. Вредными для здоровья физическими факторами являются: • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; • высокие влажность и скорость движения воздуха; • повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений — тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и другие.  Психофизиологические факторы: • физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамия); • нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки, монотонность труда). К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и микроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания. Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие подгруппы: • общетоксические, • раздражающие, • сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), • канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), • мутогенные (действующие на половые клетки организма). Предельно допустимый уровень (ПДУ) — это максимальное значение негативного фактора, который, воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами) в течение рабочей смены. Воздействует ежедневно, на протяжении всего периода трудового стажа, не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, в том числе заболеваний, а также психологических нарушений (снижения интеллектуальных и эмоциональных способностей, умственной работоспособности). Тема 2.1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда Основы законодательства Российской Федерации об охране труда возлагают ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии на работодателя. В соответствии с данным документом работодатель обязан обеспечить: • безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты; • выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда на каждом рабочем месте; • организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников; • режим труда и отдыха работников, установленный законодательством; • выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих; • эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников; • возмещение вреда, причиненного работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иных повреждений здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей; • обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда; • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах; • допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для осуществления их функций, представление им необходимой информации; • своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных правовых актов по безопасности и гигиене труда; • необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшему; • обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общее руководство работой по охране труда в структурных подразделениях организации осуществляет работодатель. Непосредственное руководство работой по охране труда в организациях и ее структурных подразделениях осуществляет должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в организации. Все эти факторы могут стать причиной несчастного случая или травмы. При исследовании причин травматизма и профессиональных заболеваний применяют следующие методы: технический, групповой, топо- и монографический, статистический и экономический. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Технический метод исследования применяют в тех случаях, когда необходимо установить степень опасности неблагоприятных факторов производства (например, исследование запыленности воздуха, уровня шума, возгораемости материалов и т.п.). Групповым методом устанавливают повторяемость несчастных случаев. Для этого группируют однородные случаи за определенный промежуток времени и изучают их причины. Топографический метод состоит в изучении несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи систематически наносятся на план участка (цеха) условными знаками, что наглядно показывает участки, требующие особого внимания. Монографический метод исследования заключается в детальном изучении машин, технологического процесса, рабочего места, сырья, окружающей среды с позиций потенциальных опасностей и вредностей. Этот метод наиболее действен в предупреждении травматизма и профессиональных заболеваний. Статистический метод исследования позволяет охарактеризовать уровень травматизма в строительной организации и сравнить его с уровнем в аналогичных организациях (управлениях, трестах). Этот метод основан на изучении несчастных случаев по актам формы Н-1 за определенный период времени. Тема 4.1. Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда Под увечьем понимается любая травма: механическая, термическая, поражение электрическим током, химическая, психическая и др., повлекшая за собой кратковременную или длительную утрату трудоспособности, если она является результатом несчастного случая, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено  Трудовым Кодексом или иными федеральными законами. Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.  Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Требования, которые должны соблюдаться при осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" Согласно утвержденным Правилам для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов: договор фрахтования - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования; документ, содержащий сведения о медицинском работнике, копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, - при организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов; решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции; список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Роспотребнадзором, - в случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов; список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка); документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона); документ, содержащий порядок посадки детей в автобус; график движения, включающий в себя расчетное время перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания, и схема маршрута. Оригиналы указанных документов хранятся в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей.   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Система стандартов безопасности труда Дата введения 01.07.91 ПЕРЕИЗДАНИЕ Сентябрь 1999 г. Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на все предприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные коллективы (далее - предприятия), учебные заведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения). Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности. 1.1. Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности. Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебно-воспитательных занятий. 1.3. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения. 1.4. Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения), решением правления (председателя) колхоза, кооператива, арендного коллектива. 1.6. Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение их квалификации не реже одного раза в 5 лет. 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ И ОБУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ДРУГИМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 2.1. Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. 2.2. В дошкольных учреждениях воспитанников в процессе занятий и других видов детской деятельности знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении при проведении различных мероприятий. С воспитанниками проводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, сотрудниками ГАИ, пожарной охраны, медработниками и др. Контроль знаний осуществляется путем опроса воспитанников и практических занятий с ними. 2.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Обучение учащихся (в виде инструктажей) правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественно полезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы. Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском их к практической работе. 2.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведении различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также специальных занятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда. 2.5. Профессионально-технические училища формируют у будущих рабочих сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах в процессе изучения учащимися курса или разделов по охране труда в предметах специальной профессиональной подготовки с учетом различных конкретных категорий специальностей, уделяя особое внимание специальностям, связанным с работой в опасных и неблагоприятных условиях труда. 2.6. Вопросы безопасности труда и других видов деятельности изучают в обязательном порядке все студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с утвержденными учебными планами и программами. Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс "Охрана труда" или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин. Студенты технических, строительных, сельскохозяйственных, экономических и педагогических вузов изучают вопросы обеспечения безопасности труда при прохождении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", включающей курс "Охрана труда", а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы. В остальных вузах, где курс "Охрана труда" не изучают, обучение студентов проводят в рамках изучения учебных дисциплин. 2.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности учащейся молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие трудовые школьные объединения, сельскохозяйственные, строительные и др. работы) проводят занятия со студентами и учащимися в учебных заведениях по основам трудового законодательства, нормам и правилам безопасности труда. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ предприятиями, организациями, учреждениями. 2.9. Ответственность за выполнение типовых программ, выполнение полного объема отведенного учебного времени и качество знаний по вопросам безопасности труда и других видов деятельности несут руководители учебно-воспитательных учреждений и учебных заведений. 4.6. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается. 4.7. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда. 4.8. Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы. 5.5. Для проверки знаний руководителей и специалистов приказом по предприятию, учебному заведению по согласованию с профсоюзным комитетом создают постоянно действующие экзаменационные комиссии. 7. ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на: 1) вводный*; 2) первичный на рабочем месте; 3) повторный; 4) внеплановый; 5) целевой. 7.1.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах. 7.1.2. Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА 1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства. 2. Основные положения законодательства об охране труда 2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации. 2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил. 2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда. 3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений. 4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма. 5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены. 6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки. 7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности. 8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний. 9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении. 10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе. 7.2.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят: со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях. 7.2.2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм, и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия. ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ 1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе. 2. Безопасная организация и содержание рабочего места. 3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма. 4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты). 5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации. 6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими. 7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка. 8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов. 9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм. 10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения. 7.3.1. Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных в примечании к п.7.2.1 независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие. 7.3.2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме. 7.4.1. Внеплановый инструктаж проводят: 1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; 2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; 3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; 4) по требованию органов надзора; 5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней. 7.4.2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. 7.5.1. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.). 7.6. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). 7.7. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. 7.8. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
«Безопасность труда и образовательного процесса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot