Справочник от Автор24
Деловой этикет

Конспект лекции
«Официально-деловой стиль (ОДС). Стилевые черты официально-деловых текстов»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по деловому этикету / Официально-деловой стиль (ОДС). Стилевые черты официально-деловых текстов

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Официально-деловой стиль (ОДС). Стилевые черты официально-деловых текстов», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Официально-деловой стиль (ОДС). Стилевые черты официально-деловых текстов». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Официально-деловой стиль (ОДС). Стилевые черты официально-деловых текстов», текстовый формат

ПИСЬМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ Официально-деловой стиль (ОДС) Стили русского литературного языка: научный стиль, официальноделовой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы и разговорный стиль. Сфера функционирования ОДС: статусно-правовые социальной и профессиональной деятельности. отношения в Функции ОДС: регулятивная функция и функция констатации. См. документы: распоряжение, ходатайство, акт, протокол и др. Стилевая (стилистическая) функция – это назначение, роль языковых и текстовых средств в реализации целей и задач общения. Конструктивный принцип ОДС: стандартизированность. 1. Государственные стандарты по оформлению документов (ГОСТ), отраслевые стандарты, образцы документов, разработанные в организации. 2. Языковой стандарт, литературная и стилевая норма. Ср.: Настоящая доверенность выдана сроком до 31 декабря 2018 года. Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы третьим лицам. Содержание настоящей доверенности, ее смысл и правовые последствия, а также содержание статей 185-189 Гражданского кодекса РФ мне нотариусом разъяснены, понятны и соответствуют моим истинным намерениям. Доверенность выдана до 31 декабря 2018 года. Полномочия по доверенности не могут быть переданы другим людям. Нотариус мне разъяснил содержание этой доверенности, ее смысл и правовые последствия, содержание статей 185-189 Гражданского кодекса РФ. Они мне понятны и соответствуют моим намерениям. Стилистически правильным вариантом является первый фрагмент, т.к. в нем используются стандартные выражения: правовой термин третьи лица, слово настоящая в значении местоимения эта, «лишнее», «избыточное» слово сроком, страдательная конструкция с кратким причастием «смысл и правовые последствия, содержание… разъяснены», прилагательное с высокой стилистической окраской истинные. Конструктивный принцип – это основной принцип отбора и сочетания языковых средств с целью создания текста определенного функционального стиля. Стилевые черты официально-деловых текстов Стилевые черты – это признаки текста, выражающие его функционально-стилевую специфику. o Императивность, или предписующе-долженствующий характер. o Категоричность. o Точность. Фактическая точность требует корректного употребления терминов, точности любых сведений – имен собственных, номенклатурных наименований, числовых данных и другой информации. o Информативность и лаконичность. Документ должен содержать все необходимые сведения (информативность), но не допускает лишней, ненужной информации (лаконичность). o Клишированность. Клише – это устойчивые обороты. Их активное употребление – норма официального стиля: наложить взыскание, вынести порицание, подать жалобу и др. o Экспрессивная нейтральность. o Нормированность. Нормы литературного книжного языка. Стилевые правила официального текста. Языковые средства ОДС o Лексические средства: официальные термины округ, придомовая территория, материнский капитал, гражданин номинации по должностному и пассажир, гражданин, опекун, профессор правовому статусу кафедры, и.о. руководителя отдела снабжения слова книжной окраски нижеперечисленные, вышеуказанные, возложить, предоставить, обслуживание слова официальной окраски лицо, обеспечить, лица женского пола o Морфологические средства: использование мужского рода для обозначения лиц женского пола использование настоящего времени во вневременном значении с окраской долженствования отглагольные существительные на -ение в ряде случаев с приставкой неаббревиация причастия, в т.ч. краткие производные предлоги лаборант, попечитель, консультант, общественный наблюдатель налогоплательщик подает сведения; рекомендации используются; средства выделяются нарушение, обеспечение, объявление, проведение, согласование, несоблюдение САФУ. ВШСГНиМК, ОП, ГОСТ позволяющие, рассматривающие, направленные, выявлены, нарушены в течение, ввиду, в связи с, согласно, благодаря, во избежание, на основании o Синтаксические средства: словосочетания-цепочки, часто с нанизыванием родительного падежа пассивные (страдательные) конструкции распространенные и осложненные предложения, в т.ч. с причастными оборотами сложные предложения с бессоюзной связью, синтаксический параллелизм Во избежание протекания полов душевых кабин банного отделения… Комиссией проведена проверка, в ходе которой обнаружены недостатки… В связи с ограниченным сроком проверки, информацию о лицах, работающих в САФУ, и об учащихся, не явившихся в институт в указанный выше срок, прошу подготовить в печатном виде. Внести в Правила внутреннего распорядка … следующие изменения и дополнения: 1.1. по тексту Правил слова «проректор по учебнометодической работе» заменить словами «проректор по образовательной деятельности»; 1.2. по тексту Правил слова «декан факультета» заменить словами «директор высшей школы/института/филиала»; … формальное деление П р и к а з ы в а ю: 1. По высшей школе социальнопредложений: нарушение гуманитарных наук и международной коммуникации грамматических связей и 1.1. Направить в г. Череповец (ФГБОУ ВО пунктуации «Череповецкий государственный университет») с 10 марта 2018 года по 18 марта 2018 года для освоения части образовательной программы 45.04.01 Филология, магистерская программа «Инновационные образовательные технологии в филологии» с сохранением стипендии: 1) Иванова Наталья Ивановна – студентка 1 курса 381750 группы очной формы, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа Русский язык как иностранный, обучающаяся за счет средств федерального бюджета; 1) Жарова Юлия Германовна – студентка 1 курса 381750 группы очной формы, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа Русский язык как иностранный, обучающаяся за счет средств федерального бюджета. Основание: договор об академической мобильности от 26.02.2018 №. 09.2/1 1.2. Контроль за исполнением п. 1.1 приказа возложить на директора высшей школы социальногуманитарных наук и международной коммуникации А.М. Тамицкого. История формирования ОДС Во времена Киевской Руси имелись традиции составления завещаний, грамот, купчих, заемных и других документов. Самая древняя форма документа на Руси – грамота. В XV-XVII вв. начала формироваться система государственного делопроизводства. Требования к ведению документации ужесточались. Жанровая система расширялась: грамоты (царские указы), приговоры, отписки (документы, поступившие в приказы от воевод или документы к вышестоящим организациям из приказов), памятки (переписка по горизонтали между приказами), челобитные (обращение граждан к власти), доклады (внешняя вертикальная переписка). Большинство реквизитов еще не выделялось из текста. См. типичные фрагменты грамот и челобитных: «Писана в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 7166 года, марта в 16 день…». В Петровский период проведена административная реформа, издан «Генеральный регламент», который ввел коллежскую систему делопроизводства. Академик В.В. Виноградов писал: «Язык Петровской эпохи характеризуется усилением значения официально-правительственного, канцелярского языка, расширением сферы его влияния. Процесс переустройства административной системы … сопровождался насаждением новой терминологии, вторжением потока слов, направляющихся из западноевропейских языков». Старые названия документов вытесняются заимствованиями: память становится меморией, записка превращается в настольный реестр. Для многих документов разрабатываются «генеральные формуляры». Деловой язык кон. XVIII в. – нач. XIX в. формируется в контексте новой системы управления – министерской. Появляются угловые бланки которые печатались типографским способом или писались от руки. В XIX-XX вв. унификация документов набирает обороты. Большое значение имели письмовники – сборники образцов документов. После революции начала XX в. для работы с документами были привлечены рабочие, солдаты, выходцы из крестьян, не имеющие соответствующей подготовки; уровень документационного обеспечения управления снизился. Официальный стиль, уже сформированный и замкнутый, стал разрушаться. В сфере управления и делопроизводства необходимо было навести порядок. Поэтому в 20-е гг. ставится вопрос о стандартизации и унификации документов. Этим занимается специальное подразделение Института техники управления – Кабинет стандартизации. Разрабатываются стандарты служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений и др. документов. Стандартизированы чернила, ленты для машин, бумага. В 1966 г. был учрежден ВНИИДАД, который занимается методическими аспектами документоведения. Составление, оформление, хранение, движение документов регламентируется законами («Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне» и др.), указами («Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»), положениями (Положение об Архивном фонде РФ), инструкциями (Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ), перечнями (Перечень типовых документов … с указанием сроков хранения), стандартами (ГОСТ), на государственном уровне создаются унифицированные системы банковской, организационно-распорядительной, финансовой, бухгалтерской, отчетно-статистической, внешнеторговой и другой документации. В настоящее время официально-деловой стиль активно изучается в историческом и нормативном аспектах. Для практики делопроизводства, организации документооборота и создания документов наиболее важными являются следующие законодательные и нормативные акты: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД), национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016 Организационнораспорядительная документация. Требования к оформлению документов. Информатизация общества, использование новых видов коммуникации определяет появление новых технологий в сфере делопроизводства: электронная подпись, электронное письмо и др. Подстили и жанры ОДС Основной в ОДС признается письменная форма речи, письменные жанры (документы). Деятельность любой организации связана с документацией: ведется делопроизводство, работает служба делопроизводства, обрабатываются и издаются и утверждаются документы. В ГОСТ даны определения терминов из этой сферы, в том числе: делопроизводство – деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов; документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки; документ – зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; официальный документ – документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке; регистрация документа – присвоение документу регистрационного номера и внесение данных о документе в регистрационно-учетную форму; уничтожение документов – исключение документов из документального или архивного фонда по истечении срока их хранения с последующим уничтожением (утилизацией) в установленном порядке. Разновидности документов: фотодокумент, видеодокумент, кинодокумент, фонодокумент, графический документ, электронный документ. В практике управления слово «документ» чаще употребляют в более узком значении: документ – это деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих стандартов и правил, имеющая юридическую значимость и юридическую силу. Юридическая значимость – это свойство документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера. Юридическая сила – это свойство официального документа вызывать правовые последствия. Необходимо различать документы, имеющие разную юридическую силу: подлинник документа – первый или единственный экземпляр документа; дубликат документа – повторный экземпляр подлинника документа; копия документа – экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Форма документа – установленный набор реквизитов. ОДС делится на подстили: законодательный, юрисдикционный (юридический), административный (управленческий, организационнораспорядительный, канцелярский), дипломатический. Внутри каждого подстиля можно выделить тексты, которые представляют предписание (от вышестоящего лица), ходатайство (от нижестоящего лица), информирование (отношения по горизонтали: справка, план и др.). Классификация служебных документов По происхождению: официальные, или служебные; личные. Служебный документ – официальный документ, используемый в текущей деятельности организации. Служебными называют документы, которые составляются от имени предприятия или учреждения, подписанные полномочными представителями. Рассмотрим основные классификации документов. По сфере использования: управленческие, финансово-бухгалтерские, научно-технические, производственные, отчетно-статистические и другие виды документов. По месту составления: внешние и внутренние документы. Управленческие документы: организационные (устав предприятия, штатное расписание, правила внутреннего распорядка и должностные инструкции сотрудников); распорядительные (приказы, распоряжения и решения по основной деятельности); информационно-справочные (письма, факсы, докладные записки, телефонограммы и др.). Дополнительная группа: документы по личному составу. Следует различать: документ личного происхождения, документы личного характера, личные документы, документы по личному составу. По срокам хранения: документы постоянного, долговременного (свыше 10 лет), временного (до 10 лет) хранения. По доступности информации: документы открытого пользования, ограниченного доступа, конфиденциального характера. По наименованию: приказы, акты, инструкции, справки, протоколы, служебные письма, служебные записки и т.д. Форма документов: реквизиты и бланки Формуляр – совокупность реквизитов документа, расположенных в установленной последовательности. Реквизит документа – элемент оформления документа, например: заголовок, подпись, печать, дата и др. ГОСТ Р 7.0.97-2016 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов вступил в силу в 2018 г. Общие рекомендации ГОСТ по оформлению документа: - предпочтительными шрифтами являются: Times New Roman N 13, 14; Arial N 12, 13; Verdana N 12, 13; Calibri N 14 и приближенные к ним; при составлении таблиц допускается использование шрифтов меньших размеров; - текст документа выравнивается по ширине листа, абзацный отступ 1,25 см; - реквизиты печатаются через 1 межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом; текст документа печатается через 1 - 1,5 межстрочных интервала. - максимальная длина строки реквизита при угловом расположении не более 7,5 см; при продольном расположении – не более 12 см. - вторую и последующие страницы документа нумеруют (номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа). Реквизиты организационно-распорядительных документов (правила оформления см. в ГОСТ) Состав реквизитов документов 01 - герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования) 02 - эмблема 03 - товарный знак (знак обслуживания) 04 - код формы документа 05 - наименование организации - автора документа 06 - наименование структурного подразделения – автора документа 07 - наименование должности лица – автора документа 08 - справочные данные об организации 09 - наименование вида документа 10 - дата документа 11 - регистрационный номер документа 12 - ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа 13 - место составления (издания) документа 14 - гриф ограничения доступа к документу 15 - адресат 16 - гриф утверждения документа 17 - заголовок к тексту 18 - текст документа 19 - отметка о приложении 20 - гриф согласования документа 21 - виза 22 - подпись 23 - отметка об электронной подписи 24 - печать 25 - отметка об исполнителе 26 - отметка о заверении копии 27 - отметка о поступлении документа 28 - резолюция 29 - отметка о контроле 30 - отметка о направлении документа в дело Виды бланков документов организации: - общий бланк; - бланк письма; - бланк конкретного вида документа. В зависимости от расположения реквизитов: угловой и продольный бланк. Организационно-распорядительная документация Организационные документы – это устав, штатное расписание, положения, инструкции, регламенты и др. Распорядительные документы – постановления, решения, приказы, распоряжения и др. Справочно-информационная документация Группа справочно-информационных документов не имеет жестких границ: в нее входят управленческие документы (акты, протоколы), техническая документация, служебная переписка (докладная записка, объяснительная записка). Служебная переписка Служебное письмо – это краткий документ, касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов и предназначенный для информационного обмена между организациями, структурными подразделениями, должностными лицами. Документы служебной переписки делятся на внешние (деловые, официальные, коммерческие письма) и внутренние (служебные записки). Официальное письмо оформляется на бланке и включает реквизиты: - герб, эмблема; - наименование организации; - справочные денные об организации; - дата и номер документа; - место составления документа (если не ясно из названия организации); - ссылка на номер и дату входящего документа (заполняется в ответных письмах); - адресат; - заголовок; - подпись. Виды делового письма по функциональному критерию. письмо-просьба, письмо-запрос, письмо-заявка, информационное письмо, письмо-сообщение, письмо-уведомление, письмо-извещение, письмо-подтверждение, письмо-предложение, письмо-рекламация, гарантийное письмо, сопроводительное письмо, письмо-напоминание, письмо-требование, письмо-претензия (рекламация), рекламное письмо, циркулярное письмо, письмо-приглашение, письмо-поздравление, письмоблагодарность, письмо-извинение и др. Служебные записки Служебные записки – это документы, посредством которых ведется переписка между структурными подразделениями организации. Среди служебных записок особо выделяют следующие группы: объяснительная записка (описание фактов и объяснение причин), докладная записка (описание ситуации и предложения). Культура деловой переписки.      лаконизм; информативность; культура речи; ясность; деловой этикет. Документы личного характера Документы личного характера – это официальные документы, составленные физическим лицом, сотрудником, например: заявления, объяснительные записки, резюме, расписка, автобиография, доверенность, жалоба и др. Признается, что текст этих документов может быть произвольным, однако имеются типовые формы и рекомендации по составлению таких документов. Документы личного характера используются для решения личных или служебных вопросов. Текст их может быть произвольным, «авторским», но реквизиты (наименование вида документа, дата, подпись) оформляются в соответствии с ГОСТ. Рассмотрим основные документы этой группы. Заявление – документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц), адресованный должностному лицу или организации. Как правило, в организации формы заявлений унифицированы и представлены в виде бланков (см. Приложение Г): заявление о приеме на работу, на отпуск. Формуляр заявления: - адресат, включающий данные о заявителе (имя, отчество, фамилию, при необходимости – иные данные: год рождения, место регистрации, сведения о паспорте и др.); - наименования вида документа: слово «Заявление» при оформлении документа рукописным способом пишется по центру с большой буквы без точки; при оформлении печатным способом – по центру или от левого поля большими буквами без точки; - текст: начинается с глагола «Прошу…», не принято использовать экспрессивные обороты «убедительно прошу», «заранее признателен», «прошу не отказать» и т.п.; - подпись (личная подпись и расшифровка, при необходимости – от левого поля указывается должность); - дата составления. Расписка – это документ, подтверждающий получение каких-либо материальных ценностей. Формуляр расписки: наименование вида документа; текст (включает должности, фамилии, имена, отчества выдавшего и получившего что-либо; перечень полученного с указанием количества и, при необходимости, стоимости); дата; подпись. Доверенность – это документ, свидетельствующий о предоставлении права доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных или товарно-материальных ценностей от лица доверителя. Доверенности бывают официальные и личные. Формуляр доверенности: наименования вида документа; дата; текст (с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных доверителя и доверенного лица); подпись; отметка о заверении (подпись должностного лица; печать организации). Резюме – документ, содержащий краткие сведения биографического характера, предоставляемый лицом при трудоустройстве. Структурные части типового резюме: - персональные данные (Ф.И.О., адрес, телефон, электронный адрес, возраст или год рождения); - цель трудоустройства (указание должности, на которую претендует кандидат, или характер трудовой деятельности: работа по специальности, творческая работа в сфере медиа); - образование (места учебы, включая организации дополнительного образования, специальность, квалификация; предпочтительно в обратной хронологической последовательности); - опыт работы (места работы, включая работы временного характера, должность, сроки; предпочтительно в обратном хронологическом порядке); профессиональные навыки и достижения: организация документооборота, разработка эффективного тайм-менеджмента, диагностика производственных конфликтов, увеличение производительности отдела на 13,5%; - общественная деятельность: участие в волонтерском движении, член профкома 2014-2015 гг., реализация эко-проекта 2016 г.; - дополнительная информация: иностранные языки, водительские права, знание ПК; - личные качества и увлечения; - награды и рекомендации (с указанием фамилий и телефонов). При необходимости можно расширить данные, например, указать семейное положение или гражданство. В качестве приложения используются характеристики, рекомендательные письма и др. В состав данных включается информация, которая может повлиять на решение о приеме на данную должность. Автобиография – документ, в котором работник излагает краткое описание в хронологической последовательности этапов своей жизни и трудовой деятельности. Текст автобиографии содержит свдения: - фамилия, имя, отчество, причины изменения фамилии, - год и место рождения, - социальное положение, образование, - образование (учебные заведения, время учебы), - трудовая деятельность с указанием в прямой хронологическом порядке времени, должности и места работы, причин перехода на другую работу и перерывов в работе более одного месяца, - служба в Российской армии, - награды, поощрения, взыскания, - судимость, - семейное положение, основные сведения о ближайших родственниках и иные сведения. Используется повествовательная форма изложения от первого лица. Автобиография имеет наименование вида документа, дату и подпись. Вопросы для самоконтроля 1. В какой сфере используются официально-деловые тексты? Какие функции они выполняют? Какие сферы (подстили) можно выделить в официально-деловом стиле? 2. Какие стилевые черты характерны для текстов ОДС? В чем выражается категоричность, лаконичность, информативность, императивность официального текста? 3. Какие языковые средства активно используются в документах и создают эффект официальности текста? Какие требования предъявляются к использованию в документах официальных терминов? 4. Как менялись традиции составления документов в России с XII в. к XXI в.? 5. Какими законодательно-нормативными актами регламентируется работа с управленческой документацией в настоящее время? 6. Какие реквизиты входят в форму организационно-распорядительного документа? Каковы правила их оформления? 7. Зачем нужны такие реквизиты, как «ссылка на номер и дату входящего документа», «отметка об исполнителе», «отметка об ограничении доступа», «виза»? 8. На какие группы делятся служебные документы по движению в документообороте (по месту составления), по функциям, по содержанию, по степени доступности, по задачам документирования и срокам хранения? 9. Чем оправдано (какие дает преимущества) добровольное применение в организации стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016 Организационнораспорядительная документация: требования к оформлению документов? 10. Что входит в понятие «культуры деловой переписки»? Каковы этапы работы со служебными письмами и правила их оформления?

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Деловой этикет

Культура речи и деловое общение

Курс лекций рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим высшее образование в Курском институте менеджмента, экономики и...

Деловой этикет

Деловое общение, его виды и формы. Деловая беседа как основная форма делового общения. Слушание в деловой коммуникации

Господа-студенты, прочитайте лекцию, в конце лекции небольшой тест, вам необходимо ответить на 5 тестов и выслать, каждый студент высылает отдельно по...

Деловой этикет

Технологии делового общения; стратегии устных коммуникаций

Лекция 2. Технологии делового общения. Стратегии устных коммуникаций. Этические нормы телефонного разговора. Деловое совещание: виды, формы соорганиза...

Деловой этикет

Инструмент убеждающего воздействия — аргументация

Аргументация Нет ничего важнее, чем склонить слушателя на сторону оратора. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно...

Теоретическая механика

Система сил произвольной пространственной системы

5.2 Для студентов строительных специальностей Систему сил называют произвольной пространственной, если линии действия всех сил расположены произвольно...

Маркетинг

Разработка стратегии стимулирования сбыта нового продукта

ГЛАВА 3. Разработка стратегии стимулирования сбыта нового продукта 3.1 Разработка маркетинговой стратегии Для сохранения стабильных позиций бренда Lad...

Государственное и муниципальное управление

Перспективы развития национальной платежной системы Российской Федерации

Экономика ЭКОНОМИКА Щербенко Григорий Васильевич специалист КЦ ОАО «Челиндбанк» г. Челябинск, Челябинская область ПЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛА...

Электроника, электротехника, радиотехника

Частотные характеристики электрических цепей первого порядка. Комплексные передаточные функции

3. ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПЕРВОГО ПОРЯДКА. КОМПЛЕКСНЫЕ ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ФУНКЦИИ Частотные зависимости гармонических колебаний в ЭЦ, ...

Политология

France and the european union after the french election 2017

FRANCE AND THE EUROPEAN UNION AFTER THE FRENCH ELECTION 2017 The 2017 French presidential election was held on 23 April and 7 May 2017. As no candidat...

Электроника, электротехника, радиотехника

Преобразовательная техника

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Политехнический институт Сибирского федерального университета ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА Конспект лекций Краснояр...

Автор лекции

Лопатин А. А.

Авторы

Смотреть все