Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка эффективности деятельности корпорации. Показатели эффективности. Рентабельность продаж

  • 👀 350 просмотров
  • 📌 309 загрузок
  • 🏢️ НИЯУ МИФИ
Выбери формат для чтения
Статья: Оценка эффективности деятельности корпорации. Показатели эффективности. Рентабельность продаж
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка эффективности деятельности корпорации. Показатели эффективности. Рентабельность продаж» pdf
Корпоративные финансы. Когденко В.Г. ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ» Оглавление Лекция 7. Оценка эффективности деятельности корпорации ............................................... 1 Показатели эффективности .................................................................................................................... 1 Рентабельность продаж............................................................................................................................ 2 Рентабельность активов .......................................................................................................................... 3 Рентабельность инвестированного капитала...................................................................................... 3 Рентабельность собственного капитала ............................................................................................... 4 Заключение................................................................................................................................................. 6 Список рекомендованной литературы ................................................................................................. 7 Лекция 7. Оценка эффективности деятельности корпорации Показатели эффективности Показатели эффективности – это отношение полезного эффекта (выручки, доходов к выручке) к ресурсам, затратам, объему продаж. Показатели эффективности делятся на две группы: 1. Показатели рентабельности 2. Показатели отдачи, оборачиваемости, производительности Рентабельность: 1. Рентабельность продаж 2. Рентабельность чистых активов 3. Рентабельность инвестированного капитала 4. Рентабельность собственного капитала Показатели отдачи, оборачиваемости, производительности 1. Отдача от активов, оборачиваемость активов, в том числе внеоборотных, основных средств (фондоотдача), оборотных активов, запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности. Капиталоотдача. 2. Производительность труда; материалоотдача; зарплатоотдача, ресурсоотдача 1 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. Рентабельность продаж Показатели рентабельности являются ключевыми в системе управления стоимостью, поскольку являются индикаторами эффективности бизнес-процессов рыночной, операционной, инвестиционной, финансовой деятельности корпорации и входящих в нее компаний. Значимость показателей рентабельности связана также и с тем, что они характеризуют возможность вознаграждения, необходимого для компенсации инвесторам и кредиторам рисков, которые они принимают на себя. При этом взаимосвязи и взаимное влияние показателей рентабельности не всегда очевидно, что делает актуальным разработку комплексной методики анализа этих показателей. Среди показателей рентабельность продаж, рентабельности рентабельность наиболее активов, востребованными рентабельность являются инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала. Рентабельность продаж показывает процент прибыли, получаемый с рубля выручки, и характеризует эффективность рыночной и операционной деятельности, поскольку зависит от ценовой политики и эффективности контроля над расходами. Факторами, которые определяют уровень и динамику показателя рентабельности продаж, являются показатели ресурсоемкости, характеризующие уровень расходов по обычным видам деятельности относительно выручки, а также рентабельность прочей деятельности: ROS EBIT EBIT 100 TR TR TC FR 100 TR ROS ROS FR ( 1 RC ROS FR ) 100 , где EBIT - прибыль до вычета процентов и налога; TR - выручка; TC - расходы по обычным видам деятельности; FR - прочий финансовый результат (не включающий проценты к уплате); ROS - рентабельность продаж по основной деятельности; отношение прибыли от продаж к выручке; RC - ресурсоемкость продукции; отношение расходов по обычным видам деятельности к выручке; ROSFR - рентабельность прочей деятельности; отношение прочего финансового результата (не включая проценты к уплате) к выручке. Для повышения рентабельности продаж должны приниматься меры в направлении повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, выхода на высокомаржинальные сегменты рынка, контроля над расходами по обычным видам деятельности, а также меры, направленные на повышение эффективности прочих, не относящихся к основной деятельности операций компаний. 2 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. Рентабельность активов Рентабельность активов характеризует меру операционной эффективности в части использования активов и рассчитывается как отношение прибыли к чистым активам или как произведение рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости чистых активов. Коэффициент оборачиваемости активов характеризует скорость трансформации активов в выручку и зависит от двух факторов – инвестиционной активности и операционной эффективности. Для расчета показателя рентабельности активов используется следующий алгоритм: ROA EBIT 100 NA EBIT TR TR 100 NA ROS EBIT kA, где NA - чистые активы, рассчитываемые как активы за вычетом кредиторской и приравненной к ней задолженности; k A - коэффициент оборачиваемости чистых активов, отношение выручки к чистым активам. Два фактора, определяющие значение рентабельности чистых активов – рентабельность продаж и коэффициент оборачиваемости находятся в обратной зависимости. Политика, направленная на достижение высокой рентабельности продаж за счет высоких цен, с большой вероятностью приведет к низкому объему продаж и, следовательно, низкой оборачиваемости активов. И, наоборот, политика привлечения покупателей за счет низких цен, приведет к снижению рентабельности продаж и к увеличению оборачиваемости активов. Рентабельность инвестированного капитала Рентабельность инвестированного капитала показывает процент прибыли, приходящийся на инвестированный капитал и характеризует возможность корпорации привлечь капитал и возместить затраты его поставщикам. Алгоритм расчета показателя: ROIC EBI 100 IC EBIT 1 te NA 100 ROA ( 1 t e ) , где IC - инвестированный капитал; t e - эффективная ставка налога на прибыль. Рентабельность инвестированного капитала зависит от эффективности направлений инвестирования капитала, эффективности операционной деятельности (контроль над расходами, использование активов), эффективности рыночной деятельности (ценовая политика), эффективности налоговой политики. Этот показатель целесообразно использовать для анализа деятельности корпорации в целом и входящих в нее компаний. 3 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. Рентабельность собственного капитала Рентабельность собственного капитала показывает процент прибыли, приходящийся на капитал собственников, инвестированный в корпорацию, и характеризует инвестиционную привлекательность бизнеса для инвесторов. При расчете рентабельности собственного капитала в соответствии с концепцией предприятия числитель формулы – это чистая прибыль, поскольку именно она является источником вознаграждения капитала, вложенного собственниками. Рентабельность собственного капитала может отличаться от рентабельности инвестированного капитала вследствие эффекта финансового рычага: ROE NP 100 E EFL , ROIC где NP - чистая прибыль; E - собственный капитал; EFL - эффект финансового рычага. Эффект финансового рычага рассчитывается по формуле: D E EFL ( 1 t e ) D E ROA rD ROIC rD 1 te , где D - заемный капитал; rD - процентная ставка по заемному капиталу. С учетом такого разложения эффекта финансового рычага, формула рентабельности собственного капитала принимает вид: ROE ROIC D E ROIC rD 1 te Таким образом, рентабельность собственного капитала определяется рентабельностью инвестированного капитала, которая зависит от эффективности рыночной, операционной и инвестиционной деятельности корпорации, а также эффективностью и активностью финансовой деятельности, которая формализуется в виде эффекта финансового рычага. С учетом ранее представленных зависимостей рентабельность собственного капитала можно выразить следующей моделью, агрегирующей все перечисленные факторы, влияющие на этот показатель: ROE ROE 1 RC 1 te ROS FR kA 1 RC 1 te ROS FR 1 te kA D E D E 1 RC 1 RC ROS FR ROS FR kA kA rD rD , , где k A - коэффициент оборачиваемости чистых активов. Поскольку показатель рентабельности собственного капитала зависит от решений в области финансирования, которые зачастую принимаются руководством корпорации, этот 4 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. показатель нецелесообразно использовать для оценки деятельности входящих в корпорацию компаний; его назначение – оценка деятельности всей корпорации. На показатели рентабельности влияют все ключевые абсолютные и относительные показатели деятельности корпорации и входящих в нее компаний: выручка, расходы, активы, капитал, а также ресурсоемкость продукции, оборачиваемость активов, эффективная ставка налога, долговая нагрузка. Таким образом, в представленном факторном разложении показателей рентабельности оценивается: эффективность рыночной деятельности в части управления маркетинговым комплексом (номенклатура продукции, ценовая политика, политика распределения продукции и стимулирования сбыта), влияющей на рентабельность продаж и оборачиваемость активов; эффективность операционной деятельности (управление расходами и активами), влияющей на рентабельность продаж, оборачиваемость и рентабельность активов; активность финансовой деятельности в части формирования структуры капитала, привлечения заемных и собственных источников, влияющей на эффект финансового рычага и рентабельность собственного капитала; активность инвестиционной деятельности в части объема инвестирования во внеоборотные активы, влияющей на оборачиваемость активов и рентабельность инвестированного капитала; эффективность налогового планирования, влияющей на эффективную ставку налога на прибыль и на рентабельность инвестированного и собственного капитала. Необходимо отметить взаимосвязь между показателями рентабельности. Так, рентабельность продаж оказывает влияние на рентабельность активов, которая, в свою очередь влияет инвестированного на рентабельность капитала в инвестированного значительной степени капитала, а рентабельность определяет рентабельность собственного капитала. Дополнительно включаемые в эту цепочку факторы таковы: оборачиваемость активов, которая наряду с рентабельностью продаж, оказывает влияние на рентабельность чистых активов; эффективная ставка налога на прибыль, которая влияет на рентабельность инвестированного капитала совместно с рентабельностью активов; эффект финансового рычага, который воздействует на рентабельность собственного капитала наряду с рентабельностью инвестированного капитала. Такое представление взаимосвязей между показателями рентабельности позволяет, в частности, объяснить разнонаправленное изменение показателей рентабельности. Например, 5 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. при увеличении рентабельности продаж может снижаться рентабельность чистых активов, это происходит из-за снижения коэффициента оборачиваемости чистых активов. При снижении рентабельности чистых активов может увеличиваться рентабельность инвестированного капитал, что объясняется снижением эффективной ставки налога на прибыль. При увеличении рентабельности инвестированного капитала может снижаться рентабельность собственного капитала, что является следствием снижения величины эффекта финансового рычага. Показатели отдачи, оборачиваемости ,производительности Оборачиваемость активов характеризует их качество; чем быстрее оборачиваемость, тем выше качество активов. Оборачиваемость характеризуют два показателя – коэффициент оборачиваемости и период оборота. Оборачиваемость активов характеризует их отдачу. Коэффициент оборачиваемости активов (ресурсоотдача, отдача от активов, оборачиваемость) показывает, сколько раз за период активы трансформируются в выручку (отдача на рубль активов): kА TR А При увеличении активов коэффициент оборачиваемости уменьшается; оборачиваемость замедляется. Коэффициент оборачиваемости запасов показывает, сколько раз за период запасы трансформируются в выручку: TR INV TRINV Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период дебиторская задолженность трансформируется в выручку: TR TRAR AR Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает скорость оборота остатка денежных средств: TRC TR C Показатель отдачи от основных средств (фондоотдача) показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств: TR CP FA Производительность труда показывает, сколько выручки приходится на одного работающего: TR L Капиталоотдача показывает, сколько выручки приходится на инвестированный капитал: LP 6 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. CP Заключение TR IC Проанализированы основные показатели для оценки эффективности деятельности корпорации: показатели отдачи и рентабельности. Даны понятия рентабельности продаж, капитала, активов; показана взаимосвязь и взаимозависимость показателей. Представлены алгоритм расчета показателей рентабельности. Рассмотрен порядок расчета отдачи от активов, оборачиваемости оборотных активов, производительности труда. Список рекомендованной литературы Основная литература 1. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013 – 531 с. 2. Когденко В.Г., Мельник М.В. Управление стоимостью компании. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012 – 447 с. 3. Когденко В.Г. Корпоративная финансовая политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 – 540 с. 4. Теплова Т.В. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 655 с. Дополнительная литература 5. Брег С. Настольная книга финансового директора / Стивен Брег; Пер. с англ. – 6-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. – 536 с. 6. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. – 1008 с. 7. Финансовый менеджмент: Учебник / кол. авторов; Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с. 8. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с. 1. www.acron.ru 2. http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/ 7 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. 8
«Оценка эффективности деятельности корпорации. Показатели эффективности. Рентабельность продаж» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot