Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Академии ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л. А. ЧЕРНЫШЕВА
Общие требования соблюдения
законодательства об охране труда
Конспект лекции
для слушателей ФПППК
Санкт-Петербург
2015
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Академии ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л. А. ЧЕРНЫШЕВА
Общие требования соблюдения
законодательства об охране труда
Конспект лекции
для слушателей ФПППК
Санкт-Петербург
2015
УДК 349.2(078)
ББК 67.405я73
Ч49
Рецензенты
Н. Б. БАРАЕВА, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Балтийского института экологии, политики и права, кандидат социологических наук.
О. Г. ЛАЗАРЕНКОВА, доцент кафедры гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Чернышева, Л. А.
Общие требования соблюдения законодательства об охране труда : конспект лекции для слушателей ФПППК / Л. А. Чернышева. — Санкт-Петербург : Санкт-Петер-бургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. — 32 с.
В конспекте лекции рассматриваются наиболее актуальные проблемы охраны труда, вопросы, касающиеся государственной политики и государственного управления в сфере охраны труда, систематизированы наиболее типичные нарушения законодательства об охране труда.
Конспект лекции предназначен для использования в учебном процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских кадров.
УДК 349.2(078)
ББК 67.405я73
© Санкт-Петербургский
юридический институт (филиал)
Академии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, 2015
ПЛАН
1. Общие положения.
2. Правовое регулирование охраны труда.
3. Государственная политика в области охраны труда и государственное управление охраной труда.
4. Типичные нарушения законодательства об охране труда.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Приоритетным направлением государственной политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников.
Задачи, стоящие перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране труда, обусловливаются основными направлениями государственной политики в области охраны труда, а также функциями органов прокуратуры в рамках государственного правоохранительного механизма. При этом необходимо опираться на положения законодательства, определяющего права и законные интересы граждан в области охраны труда, и научную литературу по данным вопросам.
Исходя из требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране труда следует считать одним из важнейших направлений прокурорской деятельности.
Общие нормативные требования к прокурорскому надзору за исполнением законов об охране труда определены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и указании Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.2000 № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда на предприятиях и организациях всех форм собственности». Согласно данным актам при осуществлении прокурорского надзора органы прокуратуры должны:
придавать первостепенное значение выполнению контролирующими органами обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений;
проверять законность и полноту принятых мер по устранению правонарушений и привлечению виновных к установленной законом ответственности.
Прокурору необходимо знать:
поставленные Генеральным прокурором Российской Федерации актуальные задачи надзора за соблюдением законодательства об охране труда;
основные пути, методы и способы, обеспечивающие более глубокое выявление нарушений законов об охране труда и обстоятельств, им способствующих. Они определены в ведомственных актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в которых также содержатся конкретные предписания о том, как необходимо действовать прокурорам для обеспечения решения поставленного вопроса, обобщения положительной практики и исправления встречающихся в ней недостатков1;
источники, из которых поступает информация о нарушениях законов об охране труда.
Что касается информирования о нарушениях законов об охране труда, то необходимо обеспечивать:
своевременность получения информации — устанавливать и соблюдать сроки предоставления информации, осуществлять контроль за соблюдением данных сроков, привлекать к ответственности за их нарушение ;
полноту информации;
достоверность информации — объективность поступающей информации, соответствие информации фактической ситуации (характеризует состояние законности в области охраны труда).
Одним из источников получения информации являются работодатели как объекты проверок: предприятия, учреждения, организации.
При этом прокурор имеет право запрашивать следующие документы: локальные нормативные акты (положение об охране труда, должностные инструкции, приказы и распоряжения работодателя, касающиеся предмета надзора), коллективный договор, трудовые договоры и др.
К следующему источнику можно отнести органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; управления, комитеты или отделы по труду.
Важный источник получения информации — контролирующие и надзирающие органы: органы Федеральной инспекции труда, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Сведения могут предоставляться как в виде цифровых отчетов, так и в виде справок, обобщений.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране труда необходимо ориентироваться:
в поднадзорных отношениях (в специфике отношений в сфере охраны труда в зависимости от объекта, предмета надзора);
правовых актах в области охраны труда;
типичных обстоятельствах, способствующих нарушению законов, и типичных нарушениях законов об охране труда.
Кроме того, необходимо:
определить круг органов, осуществляющих государственный надзор, общественный контроль за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда и располагающих сведениями о правонарушениях, а также лиц, несущих ответственность за соблюдение соответствующих требований на предприятиях и в организациях; источники сведений, отражающих состояние охраны труда на поднадзорных объектах (приказы, распоряжения, иные локальные нормативные акты, статистические сведения, отчеты, аналитические данные и др.);
осуществлять своевременный анализ состояния законности в области охраны труда.
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Как уже отмечалось, для эффективного осуществления прокурорского надзора за законностью в сфере охраны труда необходимо иметь четкое представление, какими нормативными правовыми актами регламентируются правоотношения в данной области.
Институт охраны труда образуют:
нормы-принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;
нормы, устанавливающие право работника на безопасный труд;
нормы по организации и обеспечению охраны труда;
правила по технике безопасности и производственной санитарии;
правила особой охраны труда женщин;
правила особой охраны труда несовершеннолетних;
нормы, регулирующие порядок надзора и контроля за охраной труда.
Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений, связанных с охраной труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, на уровне Российской Федерации;
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации является основополагающим законом для всех принимаемых и действующих правовых актов, нормы Конституции имеют наивысшую юридическую силу и прямое действие.
В Конституции Российской Федерации закреплены конституционные принципы, на которых строится законодательство об охране труда:
«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7).
«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск» (ст. 37).
Международные правовые акты
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Из более 50 конвенций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией, более 202 непосредственно затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Следующим по значимости правовым актом является Трудовой кодекс Российской Федерации — кодифицированный акт, действующий на всей территории Российской Федерации.
Охране труда посвящен раздел X Кодекса, главы с 33 по 36.
Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные понятия (охрана труда, безопасные условия труда; рабочее место; средства индивидуальной и коллективной защиты работников; система управления охраной труда; производственная деятельность; требования охраны труда; государственная экспертиза условий труда и др.) (ст. 209).
Основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210).
Глава 34. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211).
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212).
Медицинские осмотры некоторых категорий работников (ст. 213).
Обязанности работника в области охраны труда (ст. 214).
Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 215).
Глава 35. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Государственное управление охраной труда (ст. 216).
Государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1) и др.
Глава 36. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА
Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219).
Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 220).
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221).
Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222).
Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников (ст. 223).
Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников (ст. 224).
Федеральные законы
К федеральным законам, помимо Трудового кодекса Российской Федерации, содержащим нормы по обеспечению безопасных условий труда и регулирующим возникающие в данной сфере правоотношения, относятся:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»;
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и др.
Подзаконные нормативные правовые акты
Подзаконные нормативные акты по охране труда могут приниматься в виде постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов3.
Согласно п. 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
стандарты безопасности труда;
правила и типовые инструкции по охране труда;
государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры, критерии, нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции), эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений4.
Локальные нормативные акты
В целях организации охраны труда работников работодатель должен обеспечить создание локальной нормативной базы.
Статьей 372 ТК РФ предусмотрены условия принятия локальных нормативных актов в сфере охраны труда, а именно обязательность и порядок учета мнения профсоюзов.
Также необходимо отметить, что согласно ст. 68 ТК РФ до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, в том числе с актами по охране труда.
Основными локальными нормативными актами в сфере организации охраны труда являются правила внутреннего трудового распорядка; локальный нормативный акт об организации работы по охране труда (положение об охране труда); положение о службе охраны труда; приказ о создании службы охраны труда; инструкции по охране труда; приказ о создании комиссии по проверке знаний безопасных методов труда, протоколы комиссии; должностные инструкции (не персонифицированные) работников службы охраны труда и др.
Иные документы
С целью эффективной организации охраны труда работодатель обязан вести соответствующую документацию. В частности, должен иметь инструкции по охране труда по профессиям или видам работ; журнал учета инструкций по охране труда и журнал выдачи инструкций по охране труда; журнал регистрации вводного инструктажа, программу вводного инструктажа; журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, программу проведения первичного инструктажа на рабочем месте; протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений; удостоверения (протоколы проверки знаний) руководителей и специалистов по охране труда, журналы регистрации протоколов и удостоверений; личные карточки учета выдаваемых средств индивидуальной защиты; журнал регистрации несчастных случаев на производстве; сведения о прохождении медицинского осмотра работниками; график проведения периодических медицинских осмотров; материалы по специальной оценке условий труда и др.
Список документов будет зависеть от вида работодателя (физическое или юридическое лицо), специфики деятельности организации, штатной численности работников.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
В соответствии со ст. 210 ТК РФ одним из основных направлений реализации государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством Российской Федерации, а также по его поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда осуществляется: из средств федерального бюджета; из бюджетов субъектов Российской Федерации; из местных бюджетов; за счет добровольных взносов организаций и физических лиц; из фондов охраны труда.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях может осуществляться в соответствии с правилами, утверждаемыми подзаконными нормативными правовыми актами5.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации были направлены Методические рекомендации по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации6.
В субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. государственная политика в области улучшения условий и охраны труда может реализовываться в форме: государственной программы субъекта Российской Федерации; подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации, основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий государственных программ (в качестве обоснования выделения подпрограммы может использоваться, в том числе, вклад подпрограммы в достижение целей государственной программы).
При реализации системы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации в форме ведомственной целевой программы (на основании ст. 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации) следует учитывать, что ведомственная целевая программа направлена на осуществление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной политики в установленной сфере деятельности, а также на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы и обеспечивается объемом бюджетных ассигнований на ее реализацию.
В части привлечения к участию в реализации мероприятий государственных программ Фонда социального страхования Российской Федерации следует учитывать, что в соответствии с п. 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, одной из основных задач Фонда является участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Фонд вправе принимать решения в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В части привлечения к реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) средств работодателей следует учитывать, что в соответствии со ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
4. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Анализ надзорной практики свидетельствует о том, что к нарушению конституционного права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, как правило, приводит невыполнение работодателями закрепленных в законодательстве требований по проведению социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий.
Понятие «охрана труда» включает не только соблюдение требований законодательства о труде, но и законодательства о пожарной безопасности, о здравоохранении, о страховой деятельности и др.
Соблюдение требований охраны труда является обязанностью не только работодателя, но и работника.
Негативно сказывается на состоянии законности в области охраны труда недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки многих руководителей по вопросам охраны труда, неудовлетворительная трудовая и производственная дисциплина.
Типичными нарушениями в области охраны труда являются:
несоблюдение работодателем и работником законодательства об охране труда, локальных нормативных актов, инструкций об охране труда и др.
недостаточная подготовленность работодателей и работников в сфере охраны труда (нарушение правил обучения и инструктирования по охране труда);
нарушение правил выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
нарушение правил выдачи молока и лечебно-профилактического питания;
недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
несоблюдение требований к условиям труда на рабочем месте;
нарушение правил проведения медицинских осмотров отдельной категории работников;
непроведение оценки условий труда;
непроведение государственной экспертизы условий труда.
С учетом указанных типичных нарушений предлагается рассмотреть некоторые вопросы охраны труда, на которые необходимо обращать внимание при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране труда.
Несоблюдение работодателем и работником
законодательства об охране труда, локальных нормативных
актов, инструкций об охране труда и др.
Трудовое законодательство устанавливает обязательность соблюдения законодательства об охране труда как работодателем, так и работником.
Обязанности работодателя в области охраны труда классифицируются следующим образом:
1) обязанности по обеспечению безопасных условий труда работников в процессе трудовой деятельности.
Подразумевается выполнение работодателем определенных действий, к которым законодатель относит: обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); обеспечение применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (абз. 4 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ); обеспечение соответствующих условий труда на каждом рабочем месте (абз. 5 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
2) обязанности по обучению работников в области охраны труда.
Трудовое законодательство содержит следующие обязательные для исполнения работодателем требования: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); ознакомление работников с требованиями охраны труда (абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа для принятия локальных нормативных актов в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
3) обязанности по контролю и информированию.
К обязанностям работодателя, обеспечивающим качественный контроль и информирование, можно отнести: организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (абз. 14 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); предоставление информации и документов, необходимых для выполнения соответствующих полномочий, органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля (абз. 15 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); беспрепятственный допуск должностных лиц в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 19 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); выполнение предписаний должностных лиц и рассмотрение представлений органов общественного контроля в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (абз. 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
4) обязанности социальной направленности.
Данная группа обязанностей работодателя предполагает: приобретение за счет собственных средств специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); выдачу средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств согласно принятым нормам (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); проведение за счет собственных средств обязательных предварительных, периодических, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников согласно требованиям охраны труда, а также доставку работников в медицинскую организацию для оказания им неотложной медицинской помощи (абз. 18 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
В силу особенностей отдельных видов трудовой деятельности работодатель иногда может исполнять не весь комплекс указанных обязанностей, а лишь его часть.
Например, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда дистанционных работников ограничиваются (ч. 2 ст. 312.3 ТК РФ):
расследованием и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний (абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
выполнением предписаний должностных лиц Роструда и его территориальных органов (ГИТ) и рассмотрением представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами сроки (абз. 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
ознакомлением с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.
Обязанности работника по соблюдению законодательства об охране труда: работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абз. 6 ч. 2 ст. 21 ТК РФ).
Обязанности работника в области охраны труда установлены в ст. 214 ТК РФ и конкретизированы в других нормах Трудового кодекса Российской Федерации.
Работодатель в силу ст. 22 ТК РФ имеет право требовать от работника:
соблюдения требований охраны труда;
правильного применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
прохождения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте, проверки знаний требований охраны труда;
немедленного извещения непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) и других обязательных медицинских осмотров по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Недостаточная подготовленность работодателей
и работников в сфере охраны труда (нарушение правил
обучения и инструктирования по охране труда)
Прокурору необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 212 и ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить за свой счет, а работник обязан пройти:
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
инструктаж по охране труда;
стажировку на рабочем месте;
проверку знаний требований охраны труда.
Основным нормативным правовым актом, определяющим правила прохождения обучения, является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации (Порядок обучения по охране труда), утвержденный Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
Согласно п. 1.2 Порядка обучения по охране труда его требования обязательны для исполнения:
работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
работодателями — физическими лицами;
работниками, заключившими трудовой договор (обучения).
Обучению и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, п. 1.5 Порядка обучения по охране труда).
Исключения установлены для следующих категорий работников: работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда; работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, государственного надзора и контроля; педагогические работники образовательных организаций, осуществляющие преподавание дисциплины «охрана труда»; работники, имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет (п. 1.6 Порядка обучения по охране труда).
Обучение по охране труда может проводиться непосредственно самой организацией или обучающей организацией.
Для прохождения обучения, а также для проверки знаний требований охраны труда работодателем издается приказ, содержащий сроки проведения обучения по охране труда; сроки проведения проверки знаний работников; список работников, подлежащих обучению; список работников, знания которых подлежат проверке; состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда (п. 3.4 Порядка обучения по охране труда).
Приказ составляется в произвольной форме, регистрируется в книге (журнале) регистрации приказов, с приказом знакомят работников под роспись.
Обучающая организация должна иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности, преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда, соответствующую материально-техническую базу (п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда).
Документом, регулирующим вопросы проведения инструктажа, помимо Порядка обучения по охране труда, является ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 05.11.1990 № 2797.
Правила, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей в разных отраслях устанавливаются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда).
Необходимо учитывать, что в программу проведения инструктажей обязательно должны включаться вопросы пожарно-технического минимума, содержание которого установлено Нормами пожарной безопасности7.
В соответствии с п. 2.1 Порядка обучения по охране труда и разд. 7 ГОСТ 12.0.004-90 работодатель обязан проводить следующие виды инструктажей:
вводный инструктаж, который проводится со всеми работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации, до момента их допуска на рабочее место (например, сразу после заключения трудового договора с работником);
первичный инструктаж на рабочем месте. Он проводится на рабочем месте после прохождения вводного инструктажа, но до допуска работника или другого лица, участвующего в производственной деятельности организации, к самостоятельной работе;
повторный инструктаж. Он проводится со всеми работниками, которые проходили первичный инструктаж;
внеплановый и целевой инструктажи, которые проводятся с работниками при наступлении определенных обстоятельств.
Нарушение правил выдачи специальной одежды, специальной
обуви и других средств индивидуальной защиты
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в частности:
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
приобретение за счет собственных средств и выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, которые прошли в установленном законодательством порядке обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Указанные средства выдаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, которые выполняются в особых температурных условиях или связаны с загрязнением (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Средства защиты подразделяются на индивидуальные и коллективные. Основным документом, определяющим, какие средства защиты относятся к коллективным, а какие — к индивидуальным, является ГОСТ 12.4.011-89 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация», утвержденный и введенный в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.10.1989 № 3222.
Согласно пп. 2.1—2.3 ГОСТ 12.4.011-89 средства защиты работников должны обеспечивать предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов. При этом они сами не должны быть источником опасных и вредных производственных факторов и должны отвечать требованиям технической эстетики и эргономики.
Средства коллективной защиты в зависимости от назначения подразделяются на следующие классы: средства нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест; средства нормализации освещения производственных помещений и рабочих мест; средства защиты от повышенного уровня ионизирующих, инфракрасных, электромагнитных или лазерных излучений; средства защиты от повышенного или пониженного уровня ультрафиолетовых излучений; средства защиты от повышенной напряженности магнитных и электрических полей; средства защиты от повышенного уровня шума, вибрации (общей и локальной), ультразвука, инфразвуковых колебаний, статического электричества; средства защиты от поражения электрическим током; средства защиты от повышенных или пониженных температур поверхностей оборудования, материалов, заготовок; средства защиты от повышенных или пониженных температур воздуха и температурных перепадов; средства защиты от воздействия механических, химических, биологических факторов; средства защиты от падения с высоты (п. 1.1.1 ГОСТ 12.4.011-89).
Перечень средств коллективной защиты с разбивкой на классы приведен в разд. 1 Перечня основных видов средств защиты работающих (приложение к ГОСТ 12.4.011-89).
Средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяют на классы: костюмы изолирующие; средства защиты ног, рук, головы, лица, глаз, органов дыхания, слуха; одежда специальная защитная; средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства; средства дерматологические защитные; средства защиты комплексные (п. 1.1.2 ГОСТ 12.4.011-89).
Перечень средств индивидуальной защиты с разбивкой на классы приведен в разд. 2 Перечня основных видов средств защиты работающих (приложение к ГОСТ 12.4.011-89).
Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты установлен ст. 221 ТК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 221 ТК РФ средства индивидуальной защиты выдаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах, выполняемых в особых температурных условиях; на работах, связанных с загрязнением.
Специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты выдаются согласно типовым нормам в зависимости от видов экономической деятельности работодателя. При этом во всех отраслях экономики применяются:
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н;
Нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО)), утвержденные Постановлением Минтруда России от 31.12.1997 № 70;
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 № 297;
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Требования Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам, в обязательном порядке должны пройти сертификацию или декларирование соответствия (ч. 1 ст. 221 ТК РФ).
Сертификация осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами проведения сертификации средств индивидуальной защиты, утвержденными и введенными в действие Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 34.
Средства индивидуальной защиты выдаются работникам по результатам проведения специальной оценки условий труда. Эта процедура проводится с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Работодатель обязан обеспечить информирование работника о полагающихся ему средствах индивидуальной защиты и ознакомить его под роспись со следующими документами: Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты, соответствующими его профессии и должности, — при заключении трудового договора и при переводе работника на другую работу, если прежняя работа не предполагала выдачи средств индивидуальной защиты; типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты, соответствующими его профессии и должности, — при переводе работника на другую работу, если прежняя работа предполагала выдачу средств индивидуальной защиты.
Если работник не обеспечен средствами индивидуальной защиты, он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 и ст. 157 ТК РФ).
Согласно п. 13 Правил обеспечения средствами индивидуальной защиты работодатель обязан организовать надлежащий учет средств индивидуальной защиты и контроль за их выдачей работникам в установленные сроки. В этих целях ведутся записи в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты работника (приложение к Правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Работодатель может вести такой учет в электронном виде. В этом случае вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении средств индивидуальной защиты, на котором имеется личная подпись работника.
На работодателя также возложена обязанность по обеспечению ухода за средствами индивидуальной защиты, их хранению, по своевременной химчистке, стирке, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживанию, обеспыливанию, сушке, а также ремонту и замене (п. 30 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты). Для обеспечения возможности исполнения данных обязанностей работодатель может выдавать работнику по два комплекта соответствующих средств индивидуальной защиты с удвоенным сроком пользования. При этом срок пользования средств индивидуальной защиты исчисляют со дня фактической выдачи их работникам (п. 13 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Смывающие и обезвреживающие средства выдаются в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств8. Эти средства выдаются один раз в месяц в соответствующем количестве в зависимости от вида выполняемых работ и производственных факторов.
Порядок выдачи смывающих и обезвреживающих средств установлен стандартом безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (Стандарт безопасности)9.
Стандарт безопасности распространяется на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Стандарта безопасности).
В пунктах 15—22 Стандарта безопасности перечислены работы и производственные факторы, при которых выдаются определенные виды смывающих и обезвреживающих средств (защитные, очищающие, средства восстанавливающего действия).
Выдаваемые смывающие и обезвреживающие средства должны пройти сертификацию или декларирование соответствия (п. 8 Стандарта безопасности).
В трудовом договоре работника обязательно указываются нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств (п. 9 Стандарта безопасности).
Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом).
В личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств под роспись фиксируется выдача работнику таких средств (приложение к Стандарту безопасности).
Несоблюдение требований к условиям труда
на рабочем месте
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусмотрены ст. 212 ТК РФ. Характеристика условий труда производится в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», введен Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18.11.1974 № 2551, ГОСТ 12.1.005-88 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.1988 № 3388, СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21, ГОСТ 12.1. 07-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», утвержден Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.03.76 № 579.
Оценке подлежат: производственные факторы; травмоопасность рабочих мест; обеспечивание работников средствами защиты; характеристика условий труда (микроклимат производственных помещений, вредные вещества в воздухе рабочей зоны, организация и регулирование обмена воздуха в помещении, освещенность производственных помещений, производственный шум и вибрация).
Нарушение правил проведения медицинских осмотров
отдельной категории работников
В соответствии с требованием ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовать за счет собственных средств медицинские осмотры. Медицинские осмотры подразделяются на первичные (предварительные), периодические, внеочередные.
Согласно ч. 4 ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н10 утверждены:
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников;
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Порядок проведения медицинских осмотров).
Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний (п. 2 Порядка проведения медицинских осмотров).
Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:
динамического наблюдения за состоянием здоровья работников в целях своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
предупреждения несчастных случаев на производстве.
Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров).
Медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ).
Непроведение специальной оценки условий труда
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Правовое регулирование оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», подзаконными нормативными правовыми актами11.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Процедура проведения специальной оценки условий труда состоит из следующих этапов:
1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда. На этом этапе происходит: формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда; утверждение графика проведения специальной оценки условий труда; утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда; заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
2. Следующим этапом является проведение непосредственно специальной оценки условий труда: утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
3. Заключительным этапом является подведение итогов проведения специальной оценки условий труда. На этом этапе происходит: утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда; ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда; размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда; уведомление Фонда социального страхования Российской Федерации о результатах специальной оценки условий труда.
Непроведение государственной экспертизы
условий труда
Государственная экспертиза условий труда — это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ).
Правила проведения государственной экспертизы условий труда установлены приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
Органы осуществляющие государственную экспертизу условий труда (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):
федеральная инспекция труда — осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда). Срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней (абз. 2 п. 18 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда).
С учетом вышеперечисленных особенностей правового регулирования охраны труда представляется необходимым при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране труда, проанализировав данные о выполнении работодателями нормативных требований об охране труда, выяснить:
имелись ли случаи нарушения требований закона в части обеспечения здоровых и безопасных условий труда при проектировании предприятий, разработке технологических процессов и оборудования; не нарушались ли требования охраны труда при строительстве производственных зданий и сооружений, создании машин и оборудования; не нарушался ли установленный порядок приемки в эксплуатацию законченных объектов производственного назначения; имелись ли упущения в работе комиссии по приему объектов, приведшие к нарушениям законодательства об охране труда;
имелись ли случаи несоблюдения государственных нормативных требований охраны труда, случаи отсутствия декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия машин, механизмов, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты;
имелись ли случаи ввода в эксплуатацию новых производственных объектов с недоделками, ухудшающими условия труда, с недоделками по технике безопасности, промышленной санитарии; не нарушались ли требования по охране труда при эксплуатации производственных объектов; имеются ли конструктивные ограждения и предохранительные приспособления на действующих машинах и станках;
обеспечивается ли соблюдение правил о безопасных условиях труда: своевременное проведение инструктажей по вопросам техники безопасности; надлежащее обеспечение соответствующих категорий работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты; проведение в необходимых случаях обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников; имелись ли факты допуска к работе лиц без обязательного медицинского осмотра (первичного, периодического);
имелись ли факты нарушения прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;
имеются ли данные о проведении учета и расследования несчастных случаев на производстве, соблюдался ли порядок учета и расследования несчастных случаев;
имеются ли отчетные данные о травматизме (и соответствуют ли фактическим), не допускались ли факты сокрытия от учета несчастных случаев, не нарушались ли порядок и сроки направления сообщений в органы прокуратуры и материалов в следственные органы в установленных законом случаях;
имеются ли сведения о выявлении и устранении причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства об охране труда.
При проведении проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности необходимо выяснить:
не были ли допущены работодателем нарушения в сфере охраны труда, каковы их последствия; определить виновных в их совершении лиц;
имеется ли служба охраны труда; созданы ли соответствующие требованиям законодательства условия труда на каждом рабочем месте; приняты ли необходимые локальные акты (правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, коллективный договор и др.); обеспечиваются ли работники средствами индивидуальной защиты; как организовано санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; контролируется ли уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов, износ оборудования и т. д.;
выполняются ли работодателем требования закона по сокращению и ликвидации профессий с вредными или опасными условиями труда, по отслеживанию уровня запыленности и загазованности производственных помещений, шума, вибрации, уровня заболеваний на производстве;
не нарушаются ли нормы об охране труда женщин и несовершеннолетних, а также правила и инструкции по охране труда и технике безопасности, по производственной санитарии, гигиене труда, пожарной безопасности;
причинен ли правонарушением ущерб здоровью работников (степень повреждения здоровья и размер возмещения полученного увечья и (или) профзаболевания).
Прокурору надлежит дать качественную и количественную характеристику нарушений, а именно определить:
объект, на котором выявлены нарушения закона;
сущность нарушения законодательства об охране труда (какие нормы и каких правовых актов нарушены);
время совершения и время выявления правонарушения, кто виновник;
наступившие последствия: причинен ли правонарушение ущерб работникам (вред здоровью) и (или) предприятию (материальный вред);
обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения;
выявлялись ли нарушения на данном объекте органами контроля (если выявлялись, то какие меры применялись);
разработаны и приняты ли работодателем правила по охране труда (обязательные для исполнения, не противоречащие действующему законодательству, обеспечивающие контроль за реализацией мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда); коллективный договор (в части обеспечения безопасных условий и охраны труда работников);
имеется ли на предприятии служба (или должность инспектора) по охране труда, соблюдаются ли требования закона о порядке обучения и проверок знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятия.
Прокурор обязан проверить порядок ведения и хранения документации по организации работы по охране труда на предприятии, в том числе проверить:
книги и журналы первичных и периодических инструктажей по технике безопасности, по аттестации работников;
инструкции по охране труда по профессиям, соответствие их установленным требованиям;
паспорта надлежащего санитарно-технического состояния цехов, машин и агрегатов, графики ремонта и акты проверок технического соответствия; акты состояния воздушной среды, уровня воздействия вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.
Кроме того, следует проверить:
выполняются ли нормы закона об осуществлении мер по обеспечению соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте, принимаются ли меры по предотвращению несчастных случаев и заболеваний на производстве;
исполняет ли работодатель обязанность финансирования охраны труда за счет прибыли предприятия, в полной ли мере используются средства и материалы, выделенные для проведения мероприятий по охране труда, не было ли случаев расходования этих средств на другие цели.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ..................................................................
3
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА....................
5
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
12
4. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА...............................................................................................
14
Учебное издание
Людмила Александровна ЧЕРНЫШЕВА,
кандидат юридических наук, доцент
Общие требования соблюдения
законодательства об охране труда
Конспект лекции
для слушателей ФПППК
Редактор Н. Я. Ёлкина
Компьютерная верстка Т. И. Павловой
Подписано в печать 29.09.2015. Формат 60х90/16.
Печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0.
Тираж 500 экз. (1-й з-д 1— 130). Заказ 2225
Редакционно-издательская лаборатория
Санкт-Петербургского юридического института (филиала)
Академии Генеральной прокуратуры РФ
Отпечатано в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале)
Академии Генеральной прокуратуры РФ
191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 44