Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проблемы безопасности труда на современном этапе

  • 👀 239 просмотров
  • 📌 218 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проблемы безопасности труда на современном этапе» pdf
Тема 7. Безопасность и управление охраной труда на предприятии 1. Проблемы безопасности труда на современном этапе. Приоритетные задачи сохранения жизни и здоровья работающего населения В современных условиях государственная политика в области создания безопасного труда и приоритетные направления её совершенствования базируются на положениях Конституции Российской Федерации, статьях Трудового кодекса (ТК РФ), посланиях Президента страны, законодательных и подзаконных нормативных актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Социально-экономическое развитие страны зависит от состояния трудовых ресурсов, качество которых в значительной мере определяется уровнем здоровья и численностью населения трудоспособного возраста. Население страны по данным Росстата за 2010 г. составляло 141,9 млн. чел., в том числе трудоспособное население – 88,4 млн. чел. (62,3 %); лица старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) – 30,7 млн. чел. (21,6 %) и дети до 15 лет – 22,8 млн. чел. (16,1 %). Относительно благоприятная ситуация с численностью трудоспособного населения может сохраниться несколько лет, а затем в трудоспособный возраст будут вступать всё более малочисленные категории граждан рождения 1990 – начала 2000-х гг., а выбывать из трудоспособного возраста – родившиеся в 50-х – начале 60-х гг. прошлого столетия. Тогда показатель демографической нагрузки на трудоспособное населения людьми пенсионного возраста увеличится при одновременном росте среднего возраста работников, что может усугубить ситуацию в стране, представляя серьёзную проблему её национальной безопасности. Во второй половине прошлого века в России ежегодно рождались 2–2,5 млн. детей, а умирали 1–1,5 млн. чел. С 1992 г. началось сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В последние 15 лет в России умирали более 2 млн. чел., что в расчёте относительного показателя на 1 000 чел. в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2–1,5 млн. чел. 28Продолжительность жизни населения России в 2010 г. составляла в среднем у мужчин – 63,4 года, а у женщин – 75,4 лет. Такая низкая продолжительность жизни населения Российской Федерации в первую очередь связана с высоким уровнем смертности граждан трудоспособного возраста (почти треть из общего числа), особенно среди мужчин (около 80 %). Среди причин смертности в трудоспособном возрасте более 30 % составляют внешние причины, в том числе несчастные случаи на производстве. За последние годы наблюдается тенденция снижения количества пострадавших со смертельным исходом, однако недостатков и упущений ещё очень много, и абсолютные показатели остаются достаточно высокими. По данным Роструда ежегодно гибнут более 2 000 работников на производстве (2009 г. – 2 426 чел., 2008 г. – 3 238 чел., 2007 г. – 3 677 чел.), а наиболее травмоопасными видами экономической деятельности являются строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт. Значительное место, способствующее ухудшению демографической ситуации, угрозе здоровью, в том числе репродуктивному, принадлежит неудовлетворительным условиям труда, являющимся риском (до 40 %) профессиональных и производственно обусловленных заболеваний работников. По данным Росстата в стране каждый четвёртый трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, и самое тревожное, что эта динамика из года в год имеет тенденцию к росту (2009 г. – 27,5%, 2008 г. – 26,2 %, 2007 г. – 24,9 %). Производственно обусловленная заболеваемость проявляется в более тяжёлом течении общих заболеваний человека, сокращении трудовой активности, повышенных уровнях инвалидности и смертности. По данным Роспотребнадзора за 2009 г. в стране было зарегистрировано 8 081 случаев профессиональных заболеваний и отравлений, из них у женщин 1 310 (2008 г. – 7 487 случаев, из них у женщин 1 534; 2007 г., соответственно, – 7 691 и 1 512). Более 67 % впервые признанных инвалидов вследствие профессиональных болезней приходится на возрастную категорию от 45 до 54 лет (женщины), 29от 45 до 59 лет (мужчины) включительно. При этом следует особо подчеркнуть, что в профессии с неблагоприятными условиями труда по результатам предварительного медицинского осмотра происходит отбор наиболее здоровых лиц, изначально с лучшими показателями здоровья, чем у остального населения. Анализ причин смертности работающих на предприятиях ряда отраслей промышленности свидетельствует, что у рабочих основных профессий значительно повышены риски смертности от сердечнососудистых заболеваний, злокачественных новообразований, практически по всем нозологическим классам болезней. Таким образом, вредные и опасные условия, в которых занята значительная часть трудоспособного населения страны, являются существенным фактором риска не только в развитии профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, но и повышенного уровня смертности от них, сопровождая серьёзные социальные и экономические потери. Наличие многочисленных рабочих мест с вредными условиями труда отрицательно влияет на состояние рынка труда, влечёт за собой сокращение численности трудовых ресурсов, необходимость привлечения инстранной рабочей силы, падение престижа ряда профессий и специальностей, рост дефицита кадров. Тяжёлое экономическое положение многих организаций невольно отодвигает на второй план задачу улучшения условий труда, даёт формальный повод работодателям не тратить средства на обеспечение охраны труда и выполнение государственных нормативных требований. Работодатель экономит на профилактических мероприятиях, работники рискуют своей жизнью и здоровьем, а экономика страны теряет часть трудовых ресурсов. Кроме того, проводимая в стране административная реформа в условиях становления рыночной экономики, с реорганизацией и сокращением полномочий органов государственного управления, надзора и контроля, необязательностью лицензирования большинства видов производственной деятельности, юридической «неприкосновенностью» собственников и управляющих компаний объективно не способствует стимулированию работодателя и его ответственных должностных лиц, представителей топменеджмента реально заниматься проблемами безопасности труда. Вместе с тем угроза безработицы в сочетании с российским менталитетом пренебрежения к собственному здоровью и жизни зачастую легко примиряет работника с любыми условиями труда, не способствуя их улучшению. Таким образом, существующие проблемы в данной сфере трудовой деятельности человека формируются взаимодействием (иногда взаимоисключающим) многих факторов, основными из которых являются: - характер используемых технологических процессов и производств; - степень технического совершенства инструмента и оборудования; - состояние основных производственных фондов; - уровень организации производства и общей (корпоративной) культуры труда; - уровень общей грамотности, профессиональной квалификации (компетенции), ответственности и дисциплинированности работников; - отраслевая структура и состояние экономики страны; - наличие законодательной базы, обеспечивающей устойчивое функционирование охраны труда; - наличие системы государственного регулирования в сфере охраны труда и безопасности производства для реализации государственной политики в данной сфере, закреплённой законодательно, включая государственный надзор и общественный контроль; - кадровое обеспечение системы управления охраной труда, включая государственную поддержку подготовки специалистов по охране труда, повышение квалификации руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда; - научное и информационное обеспечение правоустанавливающей и правоприменительной практики. Основные принципы обеспечения требований безопасности труда соотносятся с общими фундаментальными принципами обеспечения безопасности жизнедеятельности, тесно связанными с готовностью управлять возможными будущими событиями и предотвращать их, если они могут представлять для нас опасность. Первый принцип – принцип профилактики (предотвращения). Он состоит в постоянном (систематическом) выполнении различных мероприятий, направленных на профилактику, предупреждение, предотвращение опасностей, ликвидацию или снижение риска. Всё мировое сообщество убеждено, что это основной, главный принцип обеспечения реальной безопасности. Второй принцип – принцип минимизации последствий неблагоприятного события, которое не удалось предотвратить. Он состоит в выполнении мероприятий постоянной готовности к ликвидации появления опасности и минимизации её последствий, исходя из аксиомы невозможности обеспечения абсолютной безопасности. Поэтому его роль не менее важна. Первым практическим шагом, который необходимо осуществить в соответствии с требованиями основного принципа обеспечения требований безопасности в простом процессе труда, является организация и реализация превентивных мер, осуществление профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников. С этой целью используют все способы, все меры и мероприятия безопасности труда и производственной санитарии; все средства промышленной, радиационной, транспортной, электротехнической, конструкционной и других видов безопасности; применяют все достижения эргономики и инженерной психологии, производственной санитарии и гигиены труда, медицины труда и промышленной экологии, а также эффективной практики социального партнёрства работодателя и работников. Под реализацией второго основного принципа – минимизации последствий неблагоприятных событий – подразумевают целый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий для работников, занятых во вредных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных факторов, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер. Необходимо подчеркнуть, что основные принципы обеспечения безопасности труда приводят к определённой логике ранжирования профилактических мер и соблюдения последовательности (приоритетности) выполнения различных мероприятий на основе программно-целевого подхода. Исходя из этих принципов, в целях повышения демографической устойчивости Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. No 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., где среди приоритетных задач особое внимание уделено снижению смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран. Главной концепцией программы является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путём внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнёрства – государства, работодателей и работников. Программа направлена на достижение следующих стратегических задач: - снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - повышение качества условий труда на рабочих местах; - снижение смертности от предотвратимых причин; - улучшение здоровья работающего населения. Реформирование системы управления охраной труда предусматривает переход от реагирования на страховые случаи «post factum» к управлению процессами снижения рисков повреждения здоровья работников через создание системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками, используемой как на уровне отдельного работодателя (юридического или физического лица), так и на различных уровнях управления охраной труда, включая личное участие самих работников в повышении безопасности своего труда. В основе новой концепции управления профессиональными рисками заложен фундаментальный принцип «кто создаёт риски, у того больше возможностей ими управлять». Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников. Основой системы управления профессиональными рисками станет оценка условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест (априорная оценка) и оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников (апостериорная оценка), по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников. В программе заложены совершенно конкретные ориентиры и сроки их достижения в три этапа. 1. С 2008 по 2010 гг. предусмотреть снижение смертности трудоспособного населения от производственных факторов на 8–10 %. 2. С 2011 по 2015 гг. – снизить коэффициент смертельного травматизма до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18–20 %. 3. С 2016 по 2025 гг. коэффициент смертельного травматизма на производстве должен быть снижен до 0,08, а число рабочих мест с вредными и опасными условиями труда – до 3–5 %, что соответствует показателям развитых стран. Таким образом, для решения проблемы дефицита трудового потенциала, коренного улучшения демографической ситуации в стране требуется эффективная охрана труда, которая является основой безопасной жизнедеятельности человека, сохранения его жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 210) основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: − обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; − принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; − государственное управление охраной труда; − государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; − государственная экспертиза условий труда; − установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; − содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; − профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; − расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; − защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; − координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; − распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; − участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; − подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации; − организация государственной статистической отчётности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; − обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; − международное сотрудничество в области охраны труда; − проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; − установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебнопрофилактическими средствами за счёт средств работодателей. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. No 90-ФЗ). Поясняя сформулированные законодателем основные направления, отметим, что в дальнейшем на этих принципах выстраивается вся нормативная правовая база, регулирующая отношения субъектов права в сфере охраны труда, разрабатываются законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, а также организуется работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях организации и управления социально-трудовой сферой. Основные принципы государственной политики соответствуют Конституции Российской Федерации и международным трудовым стандартам МОТ, ратифицированным нашей страной. Так, декларируемый приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является гуманным принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конвенциям Международной организации труда, международным обязательствам России, положениям ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам. Государственное управление в сфере охраны труда, связанной с социально-трудовыми отношениями, немыслимо без принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, что закреплено законодателем как одно из основных определяющих направлений государственной политики. Объективно сочетая административные возможности органов власти с рыночными методами управления, законодатель определил как основные направления государственной политики принятие и реализацию федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, то есть подчёркнул эффективность программно-целевого метода планирования мероприятий с участием государства в их финансировании и проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда. 38Международное сотрудничество в области охраны труда осуществляется нашей страной на основе двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, например, с Международной организацией труда или с Европейским агентством по обеспечению безопасности и сохранению здоровья на работе. Многие практические вопросы охраны труда, например, изменение технологического процесса, носят междисциплинарный характер, то есть выходят за рамки «чистой» охраны труда, поэтому законодатель и определил в качестве основного направления государственной политики координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности. Законодатель особо выделил как самостоятельное направление государственной политики профилактику несчастных случаев и повреждение здоровья работников, важность которой несомненна, так как непосредственное проведение профилактических мероприятий возложено на работодателя. Он является организатором производства и должен так организовать производственную и трудовую деятельности, чтобы исключить или свести к минимуму возможные отрицательные воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на организм работников. В рамках реализации этих мер профилактики законодатель счёл необходимым особо выделить такие важнейшие направления, как: − установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; − установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебнопрофилактическими средствами за счет средств работодателей. Эти вопросы законодатель вынужден был специально оговорить, чтобы подчеркнуть главный принцип обеспечения охраны труда в рыночной экономике, когда работодатель, являясь собственником средств производства и организатором производства, а также нанимателем рабочей силы работника, по праву должен сам полностью обеспечивать своих работников. С учётом отнесения всех этих расходов на себестоимость продукции, реально за всё платит не работодатель, а конечный потребитель, то есть всё общество в целом. В условиях современного общества быстрое получение и оперативное внедрение информации является залогом устойчивого и динамичного развития производства. Поэтому законодатель определил в качестве основных направлений обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и распределение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда. В этой связи отметим, что в Российской Федерации создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ) с доступом через Интернет. Резидентами РИСОТ в субъектах являются региональные центры охраны труда и другие обучающие организации. В этой системе данных содержится более тысячи законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, межотраслевые и отраслевые правила и другие документы. Не остались без внимания законодателя и проблемы защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников, немыслимые без расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Реальная организация огромной работы в сфере охраны труда невозможна без подготовки специалистов по охране труда и повышения их квалификации, что также составляет одно из важнейших направлений государственной политики. И, наконец, чтобы разрабатывать государственную политику и проводить её в жизнь, нужно знать реальную обстановку. С этой целью и определена организация государственной статистической отчётности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях, которая осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Статистический инструментарий для организации данного вида наблюдения в сфере охраны труда состоит из двух годовых форм: 1–Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и/или опасных условиях труда» и форма 7 – травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях». 3. Государственные нормативные требования охраны труда В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. No 90-ФЗ). Для современной практической деятельности организаций понятие государственные нормативные требования охраны труда относится к наиболее важным, так как в соответствии с ними должны быть приведены условия труда. Работодатель обязан проводить работы по охране труда, а соответствие с государственными нормативными требованиями конкрет41ных условий труда оценивает государственная экспертиза условий труда, за их соблюдением осуществляется государственный надзор и контроль и т. п. Законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить государственные нормативные требования охраны труда из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда. Необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому согласно ст. 10 ТК РФ: «если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора», то есть государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться в них. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. No 1160 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны» труда указывается, что они разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в определённом порядке. Федеральным законом «О техническом регулировании» разрешено принятие технических регламентов федеральными законами, а не только постановлениями Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. No 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (с последующими изменениями)» установлено, что подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Детально «Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» содержатся в приказе Минюста России от 04.05.2007 г. No 88. Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Не допускается издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм. Не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведёт Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных законов исполнительной власти. Акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт. Для оказания помощи заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по подготовке и оформлению подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, разработаны и приняты Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утверждены Постановлением Минтруда России от 17.12.2007 г. No 80). Структурное изложение требований охраны труда рекомендовано оформлять в виде соответствующих разделов: 1. Общие требования. 2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ. 3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников. 4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников. 5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников. Согласно вышеупомянутому Постановлению Правительства РФ от 27.12.2010 г. No 1160 в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, включающая: - межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда (сокращенное название ПОТ РМ, ТИ РМ); - правила и инструкции по безопасности (ПБ, ИБ); - правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ); - государственные стандарты системы безопасности труда (ГОСТ Р, ССБТ); - строительные нормы и правила (СНиП); - своды правил по проектированию и строительству (СП); - государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН). Учитывая, что основное количество подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня принимается тем или другим федеральным органом исполнительной власти (кроме указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), их деление предусмотрено по принявшему их федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится определение политики и нормативное регулирование в той или иной сфере управления и деятельности. Следует заметить, что данное постановление, вышедшее более 10 лет назад, более узко, чем Трудовой кодекс РФ, трактует систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а потому требует пересмотра в установленном порядке. В нашей стране по состоянию на 01.01.2010 г. в сфере охраны труда действовало около 1 000 нормативных правовых актов, среди которых 4430 межотраслевых правил по охране труда, 140 государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, 129 правил безопасности и правил устройства и безопасной эксплуатации, 28 строительных норм и правил и сводов правил по проектированию и строительству и 554 Государственных (национальных) стандарта системы ССБТ. Следует отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 г. No 184-ФЗ «О техническом регулировании» (июль 2003 г.) до внесения в него поправок в мае 2007 г. деятельность по совершенствованию нормативно-правового обеспечения в области условий и охраны труда была практически парализована. Особенно серьёзное положение сложилось в области стандартизации, где большинство стандартов системы ССБТ были утверждены при СССР и не пересматривались до настоящего времени. К этому следует добавить наличие неопределённости юридического статуса некоторых ГОСТов системы ССБТ, обусловленной тем, что в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» утратил силу Закон Российской Федерации от 10.06.1993 г. No5154-1 «О стандартизации», определявший статус государственных стандартов как обязательных к применению нормативных правовых актов. Действующим законодательством о техническом регулировании введены национальные стандарты, являющиеся документами добровольного применения. После принятия в 2007 г. поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании» мероприятия в сфере охраны труда были выведены из правовых границ действия данного законодательства. Указанное изменение затронуло систему стандартизации, так как с принятием этих поправок ряд стандартов ССБТ, регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и другое, оказались вне сферы действия законодательства о техническом регулировании, однако юридический статус этих документов не был определён. В целях исправления возникшей ситуации было принято решение придать стандартам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда и не затрагивающим вопросы технического регулирования, статус государственных и обязательных к применению, для чего Федеральным законом от 4524.07.2009 г. No 206-ФЗ были внесены изменения в ст. 209 и 211 ТК РФ путём введения понятия стандарта безопасности труда и определения его правового статуса. Соответственно, были внесены изменения в Положение о Минздравсоцразвития России с предоставлением полномочий утверждать указанные нормативные правовые акты. В связи с законодательным разделением сфер регулирования на техническую, регулируемую законодательством о техническом регулировании, и социальную, регулируемую положениями Трудового кодекса РФ, строительные нормы и правила, своды правил при проектировании и строительстве выводятся из сферы действия законодательства об охране труда, так как указанные нормативные правовые акты переходят в сферу действия законодательства о техническом регулировании, прежде всего технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», за исключением нормативных правовых актов, устанавливающих требования к безопасности труда в строительстве. Они будут преобразованы в правила по охране труда. Правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации относятся к компетенции законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также законодательства о техническом регулировании, в связи с чем в сферу действия законодательства об охране труда не включены. Вводимые Федеральным законом от 24.07.2009 г. No 206-ФЗ стандарты безопасности труда становятся частью новой системы подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и устанавливают обязательные к исполнению нормы, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников. Формируется новая структура стандартов безопасности труда из пяти групп. В первую группу войдут организационно-методические стандарты, содержащие требования к нормированию условий труда, системам управления охраной труда, структуре службы охраны труда и др. В состав второй группы войдут стандарты аттестации рабочих мест, третью группу составят стандарты эргономики рабочего места, устанавливающие требования к организации рабочих мест, четвертую – стандарты мероприятий в области условий и охраны труда, куда будут включены требования к обучению по охране труда, к правильному применению средств индивидуальной и коллективной защиты и др. Пятую группу составят стандарты, устанавливающие требования к проведению оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте.
«Проблемы безопасности труда на современном этапе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Хамлова Елена Евгеньевна
Автор(ы) Боронова Г. X., Прусова Н. В.
Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot