Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общие методы финансового оздоровления организаций

  • 👀 1145 просмотров
  • 📌 1125 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Общие методы финансового оздоровления организаций
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общие методы финансового оздоровления организаций» pdf
Слайд 1 Тема 3. Общие методы финансового оздоровления организаций (план лекции) 1. Несудебные и судебные процедуры санации и реструктурирования. 2. Сущность понятия санации. 3. Санация в законодательстве о банкротстве. 4. Виды реструктуризации и их сущность. 5. Реструктурирование неплатежеспособной организации как основная мера восстановления платежеспособности. 6. Реструктуризация бизнеса, прав собственности, имущественного комплекса, системы управления и задолженности. 7. Реинжиниринг бизнес-процессов в целях финансового оздоровления организаций. 8. Использование процедур банкротства для восстановления платежеспособности организаций. 9. Реабилитационные (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) и ликвидационные (конкурсное производство) процедуры банкротства. 10. Экономический и правовой смысл конкурсного производства. 11. Сохранение работоспособного бизнеса в ликвидационных процедурах банкротства – банкротство как инструмент защиты бизнеса от разрушения. 12. Участники дела о банкротстве организаций: права, обязанности, интересы. 13. Права и обязанности организации должника по вопросу подачи заявления в арбитражный суд о своем банкротстве. 14. Интересы кредиторов и собственников организации должника. 15. Защита прав и интересов работников организации должника. 16. Ответственность руководителей организации в процедурах банкротства. 17. Учет прав и законных интересов государства. 18. Сфера деятельности, функции и роль антикризисных управляющих. Слайд 2 1. Несудебные и судебные процедуры санации и реструктурирования. В самом широком смысле финансовое оздоровление — это совокупность процедур, применяемых к неплатежеспособному предприятию в целях восстановления текущей платежеспособности и урегулирования накопленных долговых обязательств. Процедуры финансового оздоровления бывают добровольные, которые проводятся вне судебных процедур банкротства, и принудительные — судебные. При проведении добровольных процедур выделяют: санацию, которая заключается в предоставлении собственником, государством, иными лицами финансовых ресурсов, необходимых для урегулирования отношений с кредиторами; реструктуризацию неплатежеспособной организации по инициативе самой организации и (или) ее собственников. Выделяют следующие виды реструктуризации: реструктуризацию собственности (изменение структуры акционерного капитала); бизнеса; имущественного комплекса; задолженности; системы управления. Слайд 3 1. Несудебные и судебные процедуры санации и реструктурирования. При проведении принудительных судебных процедур различают: Санационные процедуры банкротства — финансовое оздоровление и внешнее управление — направлены на восстановление платежеспособности предприятийдолжников в сроки, установленные законодательством о банкротстве. Ликвидация предприятия в ходе процедуры конкурсного производства тоже является своего рода санационной процедурой - финансовым оздоровлением, только не самого предприятия, а сектора экономики, где оно функционировало. Отметим, что ликвидация предприятия — это не «уничтожение» объектов собственности, а их продажа другим лицам, которые покупают данные объекты (по отдельности или целиком в виде бизнеса) и могут распорядиться своей собственностью более эффективно. Также в ходе процедур банкротства финансовое оздоровление и внешнее управление возможно применение методов реструктуризации для финансового оздоровления должника. При этом необходимо учесть, что: - реструктуризация в ходе судебной процедуры финансового оздоровления проводится должником самостоятельно, но под контролем арбитражного – административного управляющего и кредиторов; - реструктуризация в ходе внешнего управления проводится арбитражным – внешним управляющим в рамках плана внешнего управления и под контролем кредиторов. Важная отличительная черта заключается в том, что добровольные процедуры проводятся по инициативе и с ведома собственников, а принудительные — по решению суда, вне зависимости от воли собственников. 2. Сущность понятия санации. Слайд 4 Статья 2 Закона о банкротстве Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Слайд 5 3. Санация в законодательстве о банкротстве. • Понятие «санация» появилось еще в Законе о банкротстве 1992 г. Однако ранее это была реорганизационная процедура банкротства, которая применялась по назначению суда и под его контролем. В частности, устанавливалось, что основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем оказания должнику финансовой помощи собственником и иными лицами. • В настоящее время санация не относится к числу процедур, применяемых в деле о банкротстве. Она представляет собой финансовую помощь должнику, которая применяется как в досудебном порядке как мера предупреждения банкротства так и в судебном порядке, на любой стадии дела о банкротстве в целях восстановления платежеспособности должника. Слайд 6 3. Санация в законодательстве о банкротстве. Основные требования к санации: цель санации — предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность, в том числе в процедурах, применяемых в деле о банкротстве; участники санации — собственники имущества; учредители (участники), кредиторы, третье лицо либо третьи лица; размер финансовой помощи при санации — величина, достаточная для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника; предоставление финансовой помощи при санации — оно может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь со стороны учредителей (участников), собственника имущества унитарного предприятия — должника, а также кредиторов и иных лиц в форме отсрочки (рассрочки) оплаты задолженности, предоставления инвестиций под гарантии (залог, поручительство) определенных лиц, прощения долга или заключения с должником договоров, быстро повышающих его платежеспособность. Слайд 7 3. Санация в законодательстве о банкротстве. Формы оказания финансовой помощи должнику и участие в ней заинтересованных лиц: - предоставление денежных средств по договору займа (кредита) на условиях, позволяющих исполнить текущие требования должника. Участники — все лица, заинтересованные в решении проблем неплатежеспособного должника; - предоставление поручительств (ст. 361—367 ГК РФ) и (или) банковских гарантий (ст. 368—379 ГК РФ). Позволяет привлечь недорогие ресурсы, обеспечивает заключение сделок в формах отсрочки и (или) рассрочки на выгодных условиях. Гарантии и поручительства могут быть выданы по просьбе должника его учредителями (участниками), кредиторами должника и иными лицами; - отсрочка и (или) рассрочка платежа. При отсрочке исполнение обязательства переносится на более поздний срок, при рассрочке производится в неполном объеме единовременно, а несколькими платежами — в течение определенного времени; - перевод долга должника на других лиц. Помощь должнику, требующая согласие кредиторов (ст. 391—392 ГК РФ); - прощение долга (ст. 415 ГК РФ). Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества должника; - новация долга, предусматривающая замену ранее существовавшего обязательства иным (ст. 414 ГК РФ). Эту форму применяют кредиторы предприятия-должника. Новация не допускается в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов; - отказ от распределения прибыли юридического лица и ее направление на устранение финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности. Данную форму используют учредители (участники) или собственник унитарного предприятия — должника; - дополнительные взносы в уставный капитал. Эту форму применяют учредители (участники) или собственник унитарного предприятия — должника. 4. Виды реструктуризации и их сущность. (виды и сущность досудебной реструктуризации) Слайд 8 Как уже указывалось, к видам досудебной реструктуризации относятся: - реструктуризация собственности (акционерного капитала); - реструктуризация бизнеса; - реструктуризация имущественного комплекса; - реструктуризация задолженности; - реструктуризация системы управления. Важным отличием досудебной реструктуризации от судебной реструктуризации является то, что досудебная реструктуризация проводится по инициативе и с ведома собственников, а судебная реструктуризация проводится принудительно — по решению суда вне зависимости от воли собственников с ограничениями для должника, установленными законодательством о банкротстве, под контролем кредиторов и арбитражных управляющих. Слайд 9 4. Виды реструктуризации и их сущность. (виды и сущность реструктуризации в процедурах банкротства) При проведении судебных процедур различают: - реструктуризацию в ходе процедуры наблюдения и финансового оздоровления, которую проводят органы управления должника самостоятельно, но с ограничениями, установленными законодательством о банкротстве и под контролем арбитражного (соответственно временного или административного) управляющего и собрания кредиторов; - реструктуризацию в ходе внешнего управления, которую проводит внешний управляющий под контролем кредиторов; - ликвидацию неплатежеспособных предприятий, признанных банкротами. Ликвидация предприятия в ходе процедуры конкурсного производства тоже является своего рода финансовым оздоровлением, только не того же самого должника, а сектора экономики, где вел предпринимательскую деятельность данный должник. «Отметим, что ликвидация предприятия — это не «уничтожение» объектов собственности, а их продажа другим лицам, которые покупают данные объекты (по отдельности или целиком в виде бизнеса) и могут распорядиться своей собственностью с большей эффективностью» 170, с. 134]. Слайд 10 5. Реструктурирование неплатежеспособной организации как основная мера восстановления платежеспособности. Процесс реструктуризации можно определить как обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса. Главная цель реструктуризации — поиск источников развития предприятия (бизнеса) с помощью внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования, внешние — на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия. Стратегическая цель — повышение стоимости акционерного капитала за счет эффективного использования ресурсов. Слайд 11 6. Реструктуризация бизнеса, прав собственности, имущественного комплекса, системы управления и задолженности. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БИЗНЕСА Целью реструктуризации бизнеса является отделение эффективных бизнесов от неэффективных, с последующим сохранением первых и освобождением от вторых. Существует два метода реструктуризации бизнеса: - создание центров финансовой ответственности (ЦФО) внутри структуры ведения дела; - выделение самостоятельных бизнес-единиц в качестве новых юридических лиц (дочерних и (или) зависимых обществ). ЦФО создаются на базе имеющихся структурных подразделений предприятия без придания им статуса юридического лица. В рамках общего стратегического управления и общих целей им передается определенная самостоятельность поведения на рынке. При организации ЦФО достигаются следующие цели: - перенесение некоторых рыночных принципов управления, хозяйствования на уровень отдельных подразделений; - повышение мотивации работников подразделений к увеличению выручки и снижению затрат; - усиление ответственности за результаты деятельности; - увеличение объемов продаж и притока денежных средств. ЦФО бывают двух типов (рис. 10.2). 1. Бюджетные ЦФО, которые остаются на финансировании предприятия в соответствии со сметой (функционируют за счет бюджета предприятия), например: подразделения, выполняющие штабные функции (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел снабжения и т.п.). 2. Производственные ЦФО, которые находятся на самофинансировании и имеют свой субсчет в банке. Слайд 12 6. Реструктуризация бизнеса, собственности, имущественного комплекса, системы управления и задолженности. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ Цель проведения такой реструктуризации — создание эффективной структуры собственности (акционерного капитала). Структура капитала считается эффективной, когда есть стратегический собственник (инвестор), который: заинтересован в развитии предприятия; может сформулировать цели, стратегию деятельности; привлечь квалифицированных менеджеров; обеспечить предприятие необходимыми финансовыми ресурсами; проконтролировать выполнение поставленных задач. На рисунке отражены варианты структура акционерного капитала. Неэффективная А 1 А 2 А 3 … … А n Эффективная А1 А 2 А 3 … .… А n В случае если капитал предприятия более или менее равномерно распределен между акционерами и нет собственника, доля которого значительно превышает доли остальных, ни один из этих собственников, по сути, не может быть заинтересован в оздоровлении предприятия настолько, чтобы вкладывать в это весомые ресурсы. Для них масштабное инвестирование не имеет смысла. Данная структура акционерного капитала неэффективна. В случае, если собственник с большой долей капитала, превышающей 50%, присутствует, то он в перспективе может взять на себя роль стратегического инвестора. Такая структура в отличие от первой эффективна. Конечно, наличие контрольного пакета не гарантирует хорошее состояние предприятия, но обычно является необходимым условием для его благополучия. Методы реструктуризации собственности: дополнительная эмиссия и размещение акций; консолидация (скупка) ранее выпущенных акций и продажа стратегическому инвестору. Слайд 13 6. Реструктуризация бизнеса, собственности, имущественного комплекса, системы управления и задолженности. РЕФОРМИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА Целью данного вида реструктуризации является формирование структуры активов (движимого и недвижимого имущества), оптимально приспособленной к структуре бизнеса. При этом решаются задачи избавления, преимущественно путем продажи, от ненужных активов (неэффективных, непрофильных, затратных, излишних) и приобретения активов, необходимых для эффективного функционирования тех видов деятельности, на которые делается ставка в текущий и будущий периоды времени. Это позволяет провести оптимизацию структуры активов. Когда проведена или проводится реструктуризация бизнеса, целесообразно и имущество разделить так, чтобы его структура наилучшим образом соответствовала структуре деятельности. Обычно в этом случае есть разное имущество: часть активов, используемая только в конкретном виде деятельности (бизнесе), и общее имущество, находящееся в совместном использовании. При реструктуризации имущество разделяется по бизнесам для «индивидуального» использования, а имущество совместного использования остается у материнской компании. Слайд 14 6. Реструктуризация бизнеса, собственности, имущественного комплекса, системы управления и задолженности. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В подавляющем большинстве случаев реформирование системы управления и модификация применяемых технологий работы с рынком, т.е реструктуризация бизнеса и имущественного комплекса, проводятся параллельно, так как они взаимосвязаны и невозможны одно без другого. К мерам по совершенствованию системы управления предприятием относятся: - совершенствование организационно-экономической структуры предприятия; - проведение оптимизации системы бухгалтерского и управленческого учета на предприятии; - оптимизация информационного обеспечения финансового менеджмента и др. Составляющие системы управления предприятием — система информации, система решений и система планирования — тесно взаимосвязаны. Финансовую информацию составляют данные бухгалтерского, статистического, налогового учета Финансовое положение предприятия — это информация, необходимая для управления Обычно в текущем режиме отслеживается несколько наиболее важных финансовых показателей, например: остаток средств на счетах, кредиторская и дебиторская задолженность, средства в товарных запасах и т п. Маркетинговая информация включает в себя сведения об экономике, культуре, политике, ресурсах, технологиях в областях, интересующих предприятие, о самом предприятии, его рынке, поставщиках, покупателях и конкурентах, ценах и условиях поставки. Внутренней информации предприятия обычно уделяют мало внимания, отдавая приоритет финансовой и маркетинговой. Между тем система распространения внутренней информации в значительной степени влияет на качество взаимодействия подразделений предприятия, способствует или препятствует оптимизации управления. Очень важен такой аспект этой информации, как адекватное доведение до каждого работника предприятия стратегических и тактических задач и решений. Остановимся на ряде элементов системы принятия решений. Делегирование полномочий — это область управления, определяющая распределение функций внутри менеджмента. Высшее руководство часто склонно делегировать минимум полномочий, что обычно приводит к перегруженности руководителя текущими проблемами. Руководителю приходится принимать слишком много решений сразу, и каждому невозможно уделить достаточное внимание. Делегирование полномочий необходимо, но этому мешает недостаточная компетентность персонала. Контроль — необходимая функция управления. При этом качество выполнения решений в значительной мере определяется качеством контроля. Основа контроля — план, ответственность и поощрение Каждое задание требует четкой формулировки: что надо делать, каких результатов достичь, в какие сроки, по каким критериям будет оцениваться работа. По каждому заданию назначается ответственный исполнитель. Контроль эффективен как система и должен строиться как система, включающая распределение контрольных функций на горизонтальном уровне, делегирование соответствующих полномочий и перекрестный контроль системой самой себя. Слайд 15 6. Реструктуризация бизнеса, собственности, имущественного комплекса, системы управления и задолженности. Реструктуризация задолженности (долговых обязательств) — это погашение задолженности с одновременным принятием на себя новых обязательств с иными сроками и условиями погашения (по срокам, процентам и др.). Реструктурируются долги по обязательным платежам, банковским кредитам, перед другими организациями. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления отсрочки платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, однако это не является реструктуризацией долга, а представляет собой урегулирование будущих платежей, срок которых еще не наступил. В отличие от этого реструктуризация представляет собой урегулирование старых долгов, долгов, накопленных раньше. Возможно проведение реструктуризации и по долгам перед коммерческими кредиторами — банками, другими предприятиями Но для этого требуется достигнуть договоренности с каждым конкретным кредитором. К мерам по урегулированию долгов также относятся: перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные; новация долга; взаимозачет однородных встречных требований; уступка права требования (платно); перевод долга на другое лицо. Слайд 16 7. Реинжиниринг бизнес-процессов в целях финансового оздоровления организаций. Под реинжинирингом следует понимать «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в наиболее важных показателях их деятельности — стоимость, качество и темпы». При этом компания рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами. Необходимость реинжиниринга бизнес-процессов обусловливается совокупностью следующих факторов: - производимая продукция перестала носить массовый характер и теперь ориентирована на удовлетворение запросов разных групп потребителей; - товары перестали быть «локальными», их производство может быть организовано во многих точках мира. Появились новые формы кооперации — распределенные (виртуальные) предприятия, на которых каждый этап производства выполняется в той стране и на том предприятии, где это наиболее выгодно; - резко возросла роль информационных технологий в сфере проектирования, производства и реализации продукции. Усилившаяся конкуренция среди производителей и высокая степень информированности потребителей привели к тому, что изменилась сама роль потребителя: он все больше выступает в качестве заказчика, определяет вид и свойства выпускаемой продукции. Каждый вид продукции создается таким образом, чтобы удовлетворить запросы конкретной группы потребителей. Чтобы сохранить конкурентоспособность в этих условиях, компании (предприятия) вынуждены переосмысливать формы и способы ведения своей деятельности (бизнеса). Частичные улучшения процессов деятельности (бизнес-процессов) в компании не дают желаемых результатов и не позволяют получить конкурентное преимущество. Необходимо использовать новые подходы, которые позволят в полной мере реализовать возможности новых технологий и человеческих ресурсов. Такие подходы дает методология реинжиниринга бизнес-процессов. Фундаментальным принципом реинжиниринга является рассмотрение деятельности компании не с точки зрения функционирования ее структурных подразделений, а с точки зрения организации и протекания бизнес-процессов в компании. Порядок проведения реинжиниринга: - разработка корпоративной стратегии; - определение ключевых компетенций, которые необходимы для внедрения стратегии; - подробный анализ существующих процессов; - выявление процессов, требующих изменения; - определение ключевых показателей эффективности для бизнес-процессов; - собственно реинжиниринг; - контроль и постоянное совершенствование новых процессов на основе ключевых показателей эффективности. Слайд 17 8. Использование процедур банкротства для восстановления платежеспособности организаций. Должник подает заявление о банкротстве под влиянием внутренних и внешних причин кризисов, когда досудебные антикризисные меры или не дали экономического эффекта, или вообще не применялись. Заявление о банкротстве должника может быть подано конкурсным кредитором, отстаивающим свои частные права, и уполномоченным органом, представляющим государственные интересы при возникновении абсолютной неплатежеспособности должника. В российском законодательстве о банкротстве выделяют три основных типа судебных процедур, применяемых в деле о банкротстве: - процедура наблюдения, в которой происходит разбирательство по делу о банкротстве; - реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение), в которых восстанавливается платежеспособность должника и прекращается дело о банкротстве; - конкурсное производство — ликвидационная процедура, в которой проводятся мероприятия по ликвидации должника. В арбитражном деле о банкротстве формально отдается предпочтение реабилитационным процедурам, направленным на восстановление платежеспособности должника и прекращение дела о банкротстве. Эти процедуры оказываются противопоставленными практически основной процедуре банкротства — конкурсному производству, функция которого состоит в удовлетворении требований кредиторов исключительно через распродажу имущества должника и его ликвидацию. Слайд 18 9. Реабилитационные (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) и ликвидационные (конкурсное производство) процедуры банкротства. Целями реабилитационной процедуры финансового оздоровления являются восстановление платежеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Финансовое оздоровление — это экономическая процедура по восстановлению платежеспособности должника с использованием механизма отсрочки (рассрочки) обязательств перед кредиторами неплатежеспособной организации и взятием органами управления должником на себя обязательств по применению мер финансового оздоровления. Переход от наблюдения к финансовому оздоровлению позволяет должнику реализовать расширенный (по сравнению с периодом наблюдения) набор прав на осуществление эффективных мер по восстановлению платежеспособности. Вместе с тем расширение прав должника на стадии финансового оздоровления сопровождается обязанностью неуклонно соблюдать график погашения задолженности. Необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления — обязательное обращение органов управления должника в процедуре наблюдения с соответствующим ходатайством к первому собранию кредиторов, а в некоторых случаях — непосредственно в арбитражный суд. Правом на такое обращение обладают должник, действующий на основании решения своих вышестоящих органов2, его вышестоящие органы и третьи лица (лицо). Подобное решение органов управления должника должно содержать сведения о графике погашения задолженности (ГПЗ) и плане финансового оздоровления (ПФО) или о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств (при наличии такого обеспечения) в соответствии с ГПЗ и сроке финансового оздоровления. ПФО при наличии обеспечения вышестоящие органы не представляют. В ходе финансового оздоровления может быть задействован институт обеспечения исполнения обязательств, который предоставляет кредиторам гарантию удовлетворения их требований, если должник не может исполнить ГПЗ, за счет третьих лиц – «обеспечителей» Слайд 19 9. Реабилитационные (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) и ликвидационные (конкурсное производство) процедуры банкротства. Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев. Главное отличие процедуры внешнего управления от процедуры финансового оздоровления заключается в том, что меры по восстановлению платежеспособности в процедуре внешнего управления реализует независимый антикризисный управляющий — внешний управляющий, в процедуре финансового оздоровления — руководитель должника (в большинстве случаев — прежняя команда менеджеров, которая и привела организацию к неплатежеспособному состоянию). Главный документ в финансовом оздоровлении — график погашения задолженности, а во внешнем управлении — план внешнего управления. Погашение задолженности в финансовом оздоровлении проводится по графику в течение всей процедуры (своеобразная рассрочка), а во внешнем управлении — в конце процедуры (отсрочка). Задачами внешнего управления являются сохранение имущества, отказ от убыточных договоров, эффективное ведение хозяйственной деятельности, применение дополнительных мер по восстановлению платежеспособности. Особенность внешнего управления состоит в своеобразной презумпции вины органов управления должника в том, что он оказался неплатежеспособным. В результате такой презумпции с введением внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами возлагается на внешнего управляющего. При этом трудовой договор с руководителем должника может быть расторгнут по инициативе внешнего управляющего, который может предложить руководителю перейти на другую работу или может издать приказ о его увольнении. Полномочия органов управления должника (общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет)), собственника имущества должника — унитарного предприятия также прекращаются, но их не отстраняют и они продолжают выполнять свои функции, хотя и с существенными ограничениями. Органы управления должника в процедуре внешнего управления вправе принимать только решения, необходимые для реализации таких мер восстановления платежеспособности, как дополнительная (миссия акций, продажа предприятия должника и замещение активов должника. Важное следствие проведения внешнего управления — мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Слайд 20 9. Реабилитационные (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) и ликвидационные (конкурсное производство) процедуры банкротства. Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. В отличие от искового производства, когда мировое соглашение не может быть заключено при несогласии одной из сторон или истца, или ответчика), в деле о банкротстве мировое соглашение распространяется на кредиторов, которые не участвовали в собрании кредиторов, принявшем решение о заключении мирового соглашения или которые голосовали против. Мировое соглашение принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в РТК на дату проведения собрания. Мировое соглашение вступает в законную силу только после утверждения арбитражным судом. К особенностям, которые должны быть разрешены до заседания арбитражного суда по утверждению мирового соглашения, относятся: - кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, должны проголосовать за мировое соглашение. Если иное не предусмотрено мировым соглашением, залог имущества должника сохраняется; - должна быть погашена задолженность по требованию кредиторов первой и второй очередей; - условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. Основные требованиям к мировому соглашению: - обязательно письменная форма; - должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств в денежной форме; - вступает в силу только после утверждения арбитражного суда; - на сумму требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату утверждения мирового соглашения арбитражным судом (кредиторами может быть установлен меньший размер или должник освобожден от процентов); - односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. С учетом того, что мировое соглашение вступает в силу только после утверждения арбитражного суда, фактические расчеты с кредиторами проводятся уже за рамками дела о банкротстве. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В связи с этим в зависимости от того, в какой процедуре банкротства было утверждено мировое соглашение, наступают последствия по прекращению действия принятых ранее определений. Например, при финансовом оздоровлении прекращается исполнение ГПЗ; при внешнем управлении прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов; в конкурсном производстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению. Также с даты утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия назначенного ранее арбитражного управляющего Вступившее в силу мировое соглашение может быть расторгнуто только по заявлению о его расторжении, которое подадут конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, обладающие на дату утверждения мирового соглашения не менее чем четвертью всех их требований к должнику. Расторжение мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве в новом деле о банкротстве и возобновления процедуры банкротства, в ходе которой было заключено мировое соглашение. Слайд 21 9. Реабилитационные (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) и ликвидационные (конкурсное производство) процедуры банкротства. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Статья 124. Общие положения о конкурсном производстве. 1. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. 2. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. 3. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке, установленном Законом о банкротстве. Слайд 22 10. Экономический и правовой смысл конкурсного производства. Экономический смысл конкурсного производства заключается в следующем. Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство представляет собой ликвидационную стадию конкурсного процесса, ее основными экономическими целями являются: - проведение инвентаризации и формирование конкурсной массы; - установление требований кредиторов и формирование реестра требований кредиторов; - оценка и реализация имущества, входящего в конкурсную массу; - распределение (удовлетворение) между кредиторами вырученных от продажи конкурсной массы денежных средств; - осуществление ликвидационных процедур по прекращению деятельности должника, в том числе прекращение хозяйственной деятельности, увольнение работников должника, передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами, исключение из государственного реестра юридических лиц. На сегодняшний день конкурсное производство является основной процедурой банкротства, применяемой согласно российскому законодательству о банкротстве. Слайд 23 10. Экономический и правовой смысл конкурсного производства. Правовой смысл конкурсного производства заключается в следующем. Цивилизованный законный способ взыскания задолженности и освобождение бизнеса от плохо работающих бизнесединиц. 1. Наступает срок исполнения всех возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и обязательных платежей. Данное требование касается всех обязательств, исполнение которых завершается до открытия конкурсного производства, а также переходящих, исполнение которых предусмотрено в сроки после даты введения конкурсного производства. 2. Требования кредиторов могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства с момента его открытия и в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве. 3. Прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций за неисполнение (ненадлежащее исполнение) денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих обязательств. В целях компенсации конкурсным кредиторам и уполномоченным органам отмены указанных штрафных финансовых санкций на сумму их требований начисляется процент в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства, который подлежит удовлетворению в порядке очередности, установленной для данной категории кредиторов. 4. Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, являющихся коммерческой тайной (носящих конфиденциальный характер). 5. Снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника не допускается. 6. Прекращается исполнение по исполнительным документам, они подлежат передаче приставом-исполнителем конкурсному управляющему для включения в реестр требований кредиторов и удовлетворения требования в порядке очередности, установленной законодательством о банкротстве. 7. Конкурсное производство вводится арбитражным судом на минимальный срок шесть месяцев, срок процедуры может продлеваться на срок шесть месяцев по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, только в целях формирования конкурсной массы и максимального удовлетворения требований кредиторов, например для возврата незаконно отчужденного имущества или востребования задолженности. Все полномочия органов управления должника прекращаются, у них остается только одно право — привлечь третьих лиц для полного погашения требований всех кредиторов. Руководитель должника отстраняется от должности в порядке, предусмотренном для ликвидации организации. В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего руководитель должника, а также предыдущий управляющий обязаны обеспечить передачу конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника. Одна из важнейших особенностей процедуры заключается в необходимости предъявления требований кредиторами, иначе они фактически теряют возможность получить удовлетворение своих требований. Слайд 24 11. Сохранение работоспособного бизнеса в ликвидационных процедурах банкротства – банкротство как инструмент защиты бизнеса от разрушения. Продажа предприятия-должника. Это продажа предприятия- должника как имущественного комплекса, предназначенного для предпринимательской деятельности, с последующим направлением полученных денежных средств на удовлетворение требований кредиторов. Данная мера эффективна для восстановления платежеспособности и расчетов с кредиторами. Для собственников предприятия-должника такая мера равносильна потере бизнеса и собственности, но не потере юридического лица и имеющихся у него имущественных прав. Слайд 25 12. Участники дела о банкротстве организаций: права, обязанности, интересы. 1. Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. 2. Указанные в пункте 1 лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные настоящим Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы. 3. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе представлять в арбитражный суд предусмотренные Законом о банкротстве документы в электронной форме, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации. Слайд 26 13. Права и обязанности организации должника по вопросу подачи заявления в арбитражный суд о своем банкротстве. Статья 37. Заявление должника 1. Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. За подписью руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом. 2. В заявлении должника должны быть указаны: - наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление; - сумма требований кредиторов в размере, который не оспаривается должником, с указанием причин возникновения задолженности; - обоснование невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов ; - сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику; - сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности; - регистрационные данные должника - юридического лица; - номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций; - наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий. В случае, если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную тайну, в заявлении указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника. В заявлении должника могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения. К заявлению должника могут быть приложены имеющиеся у должника ходатайства. В случае, если в заявлении должника не указана кандидатура временного управляющего, в заявление должника могут быть включены дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего. 3. В заявлении должника - гражданина указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью. 4. Должник обязан направить копии заявления должника конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В случае, если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель работников должника, копии заявления должника направляются указанным лицам. Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. 5. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Слайд 27 14. Интересы кредиторов и собственников организации должника. Статья 46. Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника 1. Арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять обеспечительные меры в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 2. После введения наблюдения арбитражный суд кроме мер, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, вправе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные Законом о банкротстве. 3. Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве. 4. Определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не приостанавливает его исполнение. Слайд 28 15. Защита прав и интересов работников организации должника. 1. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. 2. В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвует представитель работников должника который вправе представлять в арбитражный суд предусмотренные Законом о банкротстве документы в электронной форме, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 3. Статья 134. Очередность удовлетворения требований кредиторов - во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий. Слайд 29 16. Ответственность руководителей организации в процедурах банкротства. Статья 61.10. Контролирующее должника лицо - руководитель должника или управляющая организация должника, член исполнительного органа должника, ликвидатор должника, член ликвидационной комиссии уполномоченные представлять интересы должника в соответствии с установленными документами. Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Статья 61.12. Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) в случаях и в срок, которые установлены Законом о банкротстве влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и (или) принятию такого решения, и (или) подаче данного заявления в арбитражный суд. При нарушении указанной обязанности несколькими лицами эти лица отвечают солидарно. Слайд 30 17. Учет прав и законных интересов государства. Статья 134. Очередность удовлетворения требований кредиторов - в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. Статья 137. Требования кредиторов третьей очереди 1. При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. 2. В случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди. 3. Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Слайд 31 18. Сфера деятельности, функции и роль антикризисных управляющих. Сфера деятельности антикризисных управляющих — это внесудебные и судебные процедуры, поэтому в современной России понято «антикризисный управляющий» включает в себя понятия «антикризисный управляющий» и «арбитражный управляющий». Понятие «антикризисный управляющий» не тождественно понятию «арбитражный управляющий», оно по своему содержанию существенно шире. Антикризисный управляющий осуществляет действия во внесудебных процедурах по решению собственников или менеджмента предприятия. Арбитражный управляющий осуществляет действия и полномочия только на основании законодательства о несостоятельности (банкротстве), по решению и под контролем арбитражного суда и кредиторов вне зависимости от воли собственников и менеджмента. Различия можно увидеть на двух примерах: - антикризисный консалтинг — внесудебную процедуру — проводит антикризисный управляющий. Эта процедура предусматривает осуществление добровольной деловой сделки, в которой заказчиком (клиентом) выступают руководитель или собственники кризисного предприятия, а исполнителем — антикризисный управляющий с командой поддержки; - во внешнем управлении — судебной процедуре — с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к арбитражному управляющему (внешнему управляющему), а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Внесудебные процедуры обычно проводятся при угрозе кризиса для смягчения его проявлений, чтобы не допустить развития ситуации до стадии судебных процедур, а также для восстановления после судебных процедур. Внесудебные процедуры могут иметь весь спектр применяемых антикризисных мер: антикризисный мониторинг, антикризисное регулирование и антикризисное управление. Ролевая функция антикризисного управляющего во внесудебных процедурах — консультант руководителя по антикризисным мероприятиям, менеджер по антикризисному управлению (кризис- менеджер). В роли консультанта антикризисный управляющий не обязательно должен работать в штате организации. Такие услуги могут оказываться и специализированными консалтинговыми организациями. С полным правом можно назвать антикризисным управляющим (внутренним) сотрудника организации, возглавляющего команду антикризисного управления или входящего в ее состав, отвечающего за антикризисное управление в организации. Нередко он совмещает эти обязанности с другой должностью (заместитель директора, руководитель службы безопасности и т.д.).
«Общие методы финансового оздоровления организаций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) А.О. Ткаченко
Смотреть все 52 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot