Обществознание
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НССУЗ НП
«Региональный финансово-экономический техникум»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(Первая лекция)
________________________________
http://rfet.ru
© РФЭТ
© Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................4
ОБЩЕСТВО.................................................................................................6
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ........................................................9
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКА..............................................12
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА.......................................................13
МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................................15
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.........................................................................18
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ........................................................21
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.....25
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.........................27
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ..............................................................................28
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ.....................................................................34
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ..................................................................................36
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ...........................................................................38
НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.....................................................................40
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ...................................................................42
3
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуйте!
Сегодня вы приступаете к изучению курса лекций по дисциплине «Обществознание».
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя
самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не
является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы
имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых
многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
Обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует
успешной социализации личности, оказывает профориентационную
помощь.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые Вы
приобретете при изучении данного курса, останутся с Вами на всю
жизнь! Обществознание дает основу практических компетентностей,
помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Цели этого учебного курса структурированы путем выделения
пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвое4
ние системы знаний, выработка умений, формирование способности
применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Надеемся, что изучать данный учебный курс вам будет не только полезно, но и интересно. Не смеем больше томить вас ожиданиями.
Можете приступать к изучению курса лекций, а именно к первой лекции.
Желаем успехов!
5
ОБЩЕСТВО
Существуют три основных определения понятия «общество»:
1.
Определенная группа людей, которая объединилась для
совместной деятельности, общения, защиты своих прав и т. д. (общество рыболовов, общество защиты животных).
2.
Определенный этап истории развития человечества или
определенной страны (капиталистическое общество, русское общество XIX в.).
3.
Совокупность всех людей, живущих на Земле.
Мы же будем использовать следующее определение: общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с нею часть
мира, которая включает в себя способы взаимоотношений людей и
формы их объединения. Общество — системная организация социального взаимодействия и социальных связей, которая обеспечивает
удовлетворение основных потребностей людей.
Современные ученые полагают, что общество возникло одновременно с появлением человека, т. к. только среди подобных себе
он может выжить. Общество возникло как форма совместной жизнедеятельности людей, позволяющей решать общие задачи (защита,
управление, передача информации от одного поколения другому и т. д.) на основе разделения труда и взаимопомощи. Только в обществе человек может удовлетворить свои материальные и духовные
потребности. Общество не только возникает с появлением человека,
но и развивается вместе с ним.
Признаки общества:
• не является частью какой-либо более крупной системы;
• имеет территорию, которую считает своей собственной;
• имеет собственное название и свою историю;
• обладает собственной системой управления;
• существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;
6
людей объединяет общая система ценностей, которую называют
культурой;
• люди осознают свою социокультурную идентичность и взаимодействуют друг с другом.
Любое общество испытывает воздействие окружающей среды, в
качестве которой выступают:
• природа;
• культура (ценности, нормы поведения, которые оказывают
довлеющее влияние);
• человек как поведенческий организм и система ценностей;
• социальные системы, которые не контролируются данным обществом (терроризм — социальная система).
Общество — социальная организация страны, основой которой
является социальная структура. Стержень общества — социальная
иерархия, в которой люди располагаются по объему власти и богатства (наверху — богатая и всевластная элита, посередине — средний
класс, а внизу — бедное и бесправное население).
Пять институтов общества:
1.
Семья.
2.
Производство.
3.
Государство.
4.
Образование ( культура и наука).
5.
Религия.
Все общества можно поделить на 3 типа:
• доиндустриальные (не было промышленности, и определяющий
фактор развития — сельское хозяйство с церковью и армией как
главными институтами);
• индустриальные (определяющий фактор развития — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе);
• постиндустриальные (определяющий фактор развития — теоретическое знание, с университетом как местом его сосредоточения).
•
7
Некоторые люди считают, что раз в центре общественного развития стоит человек, а природа развивается по своим законам, не зависящим от него, то природа не влияет на общество. К тому же человеческое общество — творец культуры, которую противопоставляют
природе, т. к. последняя представляет собой нечто более низкое, чем
культура. Придерживающиеся этой точки зрения люди считают, что
человек — покоритель природы. Однако такое отношение к окружающей среде привело к экологическому кризису, который угрожает
самому существованию человека. Поэтому важно осознавать, что общество и природа взаимосвязаны и влияют друг на друга. С одной
стороны, природная среда оказывает влияние на общество: скорость
его развития, общественное разделение труда и т. д. С другой стороны, человек влияет на природу как благотворно, так и негативно.
Таким образом, несмотря на то что человеческое общество живет по своим законам, не зависящим от природных, природа и общество взаимодействуют и взаимовлияют, и человек не только должен
брать блага у природы, но и беречь ее.
В зависимости от социальной структуры общества бывают простые (два элемента, например верхи и низы, богатые и бедные) и
сложные, состоящие из трех и более элементов (чиновники, служащие, военнослужащие, интеллигенция, крестьяне, рабочие; верхи,
выше среднего, средний класс, ниже среднего, низы).
Общества бывают также открытые и закрытые. В основе этого
деления лежит признак — социальная мобильность. В закрытых обществах она очень низкая или отсутствует вообще (кастовое, сословное общество — деление общества на устойчивые группы по принципу наследственности, наличия определенных привилегий; клановое
общество — замкнутая группа кровных родственников с общей хозяйственной и финансовой деятельностью). В открытых обществах перемещение возможно (классовое общество — объединение людей в сфере производства).
8
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ
Признаки, отличающие человека от других существ:
• разум, умение мыслить;
• строение тела;
• жизнь в обществе;
• чувства и мысли;
• труд.
Отметим, что только наличие у существа всех этих признаков
говорит о том, что перед нами человек. Эти качества не передаются по
наследству, приобретаются только в человеческом коллективе. Воспитанный вне общества человек не может разговаривать, развито мыслить и т. д.
Человек — существо биосоциальное, т. е. в нем органически
переплетаются социальное и биологическое.
Вехи познания человеческой сущности:
1.
В древнейших философских системах человек — часть
космоса, или «микрокосмос». Он не может диктовать свою волю природе, а должен лишь приспосабливаться к ее условиям.
2.
Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ, согласно которой их воплощение в новой жизни зависит от
поведения в нынешней. Только человек через нравственное благородство и раскрепощение души может достичь величия.
3.
Античная философия пришла к пониманию различий между законами природы и человека. Греческая философия объявила человека мерой всего сущего, ориентировалась на его разум и призывала к самопознанию.
4.
Средневековая философия, или схоластика: учение о соединении в Христе божественного и человеческого, что давало человеку возможность приобщиться к божественной благодати.
5.
Эпоха Возрождения привнесла в науку представление о
безграничности возможностей человека.
9
6.
В XVII веке Р. Декарт высказал мысль о том, что мышление — единственное достоверное свидетельство существования человека.
7.
В XVIII веке вопрос «что такое человек?» становится
основным вопросом философии.
8.
В XIX веке человек представляется как носитель всеобщего идеального духа и разума.
9.
В XX веке в центре внимания оказались чувства, воля,
осознание разницы между понятиями «индивидуальность» и «личность».
Термин «индивид» характеризует человека как представителя
человеческого рода, обладающего свойственными только ему неповторимыми чертами: радужная оболочка глаз, тембр голоса, рельеф
ушной раковины, рисунок на ладони и на стопах ног и, конечно же,
ДНК (т. е. индивид — уникальный представитель общности). Именно
благодаря наличию этих особенностей можно идентифицировать или
распознать любого человека.
Термин «индивидуальность» характеризует отличия человека от
других людей, не только по внешнему облику, но и по всей сумме социально значимых качеств. Т. о., индивидуальность — неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, качества, свойственные только определенному человеку. Вне общества человек не
может стать индивидуальностью, т. к. невозможно будет сравнить его
свойства. Более того, свою неповторимость необходимо доказывать
другим постоянно.
Феномен биполярности (двойственности) связан с сочетанием
противоположностей в каждом составляющем элементе индивида:
стремление к объединению и уединению, наличие общих и специфических черт, сохранение индивидуальных и общественных потребностей и интересов.
10
Человек является объектом изучения многих наук. Так, в зависимости от предмета изучения можно выделить такие науки, как антропология, физиология, анатомия, психология, социология.
Создав искусственные условия для жизни и деятельности (жилые комплексы, машины, корабли), современный человек покинул
природу как среду обитания, преодолев ряд биологических инстинктов.
Два подхода к пониманию личности:
а) личность — активный участник свободных действий, субъект
познания и изменения мира. Личностными качествами признаются
воля, цель в жизни, свои взгляды на мир и т. д.;
б) личность через набор функций, или ролей. Человек проявляет
себя в различных обстоятельствах в зависимости от общественных
условий. Он может одновременно играть разные роли — ученика,
сына, брата и т. д. Для личности характерны активность, совершенствование проявлений в социальных ролях.
Становление личности связано с подростковым возрастом, когда
идет формирование мировоззрения (нравственных идеалов, системы
оценочных суждений, которой человек руководствуется в жизни).
Личность — результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личность подразумевает способность человека «быть господином самому
себе» благодаря самосовершенствованию и добровольно выбранным
твердым принципам.
Потребность индивида проявлять себя как личность осуществляется чаще всего неосознанно — в его поступках, склонности к
риску и других неординарных проявлениях.
При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:
1.
природный: существующее и развивающееся в человеке
независимо от влияния на него других людей;
11
2.
биологический: общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;
3.
наследственный: существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; он биологический (хотя не все биологическое наследственно);
4.
социальный: приобретенное человеком в ходе социализации и взаимодействия с другими людьми. Социальный уровень в широком смысле разделяют на три составляющих:
• собственно социальный: совокупность приобретенных черт; минимально необходимых для нормального выполнения своих ролей;
• специфически культурный: совокупность норм и правил поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в
неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его
воспитанным;
• нравственный: высшее проявление социального и культурного
начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как
абсолютных требований.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКА
В начале XX в. 3. Фрейд сформулировал теорию личности или
психоанализ, выделив три главных психических компонента —
«Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного или подсознания, сознания. Понятие сверхсознания добавил
выдающийся русско- американский социолог П. Сорокин.
Подсознание включает биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в
пище, защите от холода и т. д., вытесненные желания и влечения
запретного свойства. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. Нам постоянно приходится бороться с ним, часто делая то, что
нам не нравится. Бессознательное может проявляться только косвен12
но: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Мы не способны заглянуть в
подсознание иначе, как осознав его, сделав его объектом нашей мысли, рефлексии.
Сознание, или «Я», — компонент личности, управляющий нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на
свет, у него есть только биологические потребности, требующие немедленного удовлетворения для получения удовольствия (снимает
напряжение). Родители приучают ребенка сдерживать свои естественные надобности, вести себя по правилам в зависимости от обстановки.
Так, в процессе воспитания человеком управляет принцип реальности:
слушать рассудок, логические аргументы, извлекать из всего выгоду,
манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике
и сомнению, скрывать свои мысли от окружающих. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я».
Сверхсознание, по мнению Фрейда, — пересаженные в голову
человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы; это среда обитания нравственных чувств.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА
Активность — присущая всем живым существам способность
реагировать на окружающую среду. Формами проявления активности
выступают произвольные движения от самых простых, элементарных,
называемых актами, до самых сложных, высокоорганизованных форм,
в частности рассудочной деятельности.
Действие — единица деятельности, а отдельное движение —
элемент действия. Движения столь же элементарны, что присущи животным и людям, а действия и деятельность — только людям.
Деятельность — человеческая активность, направленная на
осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели.
13
Деятельность включает в себя поведение и общение, без которых она существовать не может, т. к. для достижения цели люди пользуются опытом и итогами деятельности других (общение) и стремятся
сделать что-то, что поймут и оценят окружающие (поведение).
Поведение — совокупность движений, актов, действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются, это внешняя форма проявления деятельности, поэтому характеризуется как видимое и открытое; это приспособление человека к установившимся в обществе нормам, правилам, обычаям.
Основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания (экспектация).
Общение — связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг друга.
Оговоримся, что деятельность характерна только для людей,
т. к. поведение животных есть результат приспособления к миру и является интуитивным, а человеческая деятельность направлена не только на приспособление, но и на преобразование мира, которое связано
с целеполаганием (а не инстинктами).
Деятельность включает в себя субъекта деятельности (того, кто
действует) и объект деятельности (то, на что она направлена). Например, для футболиста (субъект деятельности) мяч — объект деятельности. Добавим, что объектом деятельности могут быть не только предметы, но и люди (преподаватель обучает студентов), а также сам субъект (культурист тренирует свое тело или человек занимается самообразованием).
Мы уже отметили, что человек, начиная любую деятельность,
ставит перед собой цель. Что же это такое?
Цель — это то, что ожидается нами в результате деятельности.
Целью может быть не любой образ желаемого, а только такой, который соответствует реальным возможностям человека. Цель будет
точнее, если субъект деятельности знает, каковы реальные средства и
14
условия ее достижения. Поставленную задачу мы решаем при помощи
средств, которые должны соответствовать цели (благородной цели нельзя достичь нечестными средствами). Надо четко осознавать, какие
надо использовать средства, и моделировать конечный результат, чтобы он оправдал наши ожидания.
Процесс деятельности включает следующие элементы:
ЦЕЛЬ (ее постановка)
↓
СРЕДСТВА (их выбор и использование)
↓
РЕЗУЛЬТАТ (то, что получилось)
Составной частью деятельности являются действия, которые, в
свою очередь, также имеют цель, средства и результаты. Например,
спортивная деятельность состоит из следующих действий: тренировок, соревнований, установок тренера и т. д.
Свобода действия — определяемый извне, прежде всего социальной средой, диапазон вариаций человеческих актов, т. е. то допускаемое обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные
вариации в поведении, вызванные аффектами либо бессознательно совершаемые (отдергивание руки от горячего предмета), свободными
действиями не являются. Непроизвольное действие может быть обставлено культурными условностями в зависимости от ситуации (чихая, прикрываться платочком). Свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное, решение индивида, цель и намерения.
МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотив — то, что побуждает нас к действию. Например, человек
читает газету (действие), чтобы узнать новости спорта (мотив).
Мыслителей всегда интересовало, что же побуждает людей действовать, а значит — развиваться? Отвечали на этот вопрос философы
15
различных эпох по-своему. Ш. Монтескье, живший в XVIII веке, считал, что развитие общества зависело от климатических условий. Г. Гегель полагал, что развитие обусловлено разумом. К. Маркс считал, что
деятельность людей определяется материальными интересами.
Мотивация нашей деятельности тесно связана с удовлетворением тех или иных потребностей. А потребность — переживаемая и осознаваемая нами нужда в чем-то, что необходимо для полноценной
жизни.
Выделяют три группы потребностей:
1.
Биологические, потребности в еде, сне, воздухе, тепле и т. д. Они являются врожденными, играют важную роль в сохранении жизни человека и сближают его с животными.
2.
Социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми, самоутверждения и самореализации в этом мире.
3.
Духовные: потребности в познании окружающего мира и
самого человека. Без этих потребностей был бы невозможен прогресс,
т. к. без знания предметов и их свойств невозможна деятельность, которая является двигателем развития.
Эти три группы потребностей тесно взаимосвязаны, и иногда их
трудно отделить друг от друга.
Подобная классификация потребностей наиболее распространенная, но не единственная. Интересна теория американского психолога А. Маслоу, который выделил следующие группы потребностей:
• физиологические потребности: в пище, дыхании, движении и т. д.;
• экзистенциальные потребности: в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;
• социальные потребности: в общении, в заботе о других, в понимании и т. д.;
• престижные потребности (эгоистические): в самоуважении, признании. достижении успеха и т. д.:
16
духовные потребности: в самовыражении, самоактуализации;
бывают когнитивными (получение новых знаний) и эстетическими.
Маслоу считал, что первые две группы — врожденные потребности, а последние три — приобретенные. Удовлетворяются эти группы потребностей по очереди, т. е. когда удовлетворены физиологические потребности, становятся насущными экзистенциальные.
Важную роль в мотивировке деятельности играют убеждения
(устойчивые взгляды на мир, идеалы и стремление воплотить их в
жизнь через действия) и интересы (состоят в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит распределение благ).
Потребности и интересы осознаются людьми, но в деятельности
проявляется и бессознательное, когда человек начинает действовать
согласно своему психическому состоянию, которое выражает неосознанную потребность.
А. Маслоу выделил принцип иерархии, согласно которому потребности каждого уровня становятся актуальными, заявляют о себе
лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие — в
неодинаковой. Высшие потребности сильнее дифференцируют людей,
различают друг друга, нежели низшие. Чем выше запросы личности,
тем сложнее процесс формирования потребностей.
М. Вебер в теории социального действия выделил два обязательных условия:
• субъективная мотивация;
• ориентация на других.
Если внутреннее или внешнее имеет субъективный смысл: цели
и логика действия понимаются и осознаются человеком, то оно мотивировано.
Осознаваемая цель, выбор средств, ориентация на других показывают, что это мотивированное поведение.
•
17
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Различают виды деятельности:
1.
Практическая, которая направлена на преобразование чего-либо. Она состоит из материально-производственной деятельности
(преобразование природы) и социально-преобразовательной деятельности (изменение общества).
2.
Духовная, которая связана с изменением сознания людей.
В нее входят: познавательная деятельность, ценностно-ориентированная деятельность, прогностическая деятельность. Эти виды деятельности тесно связаны между собой.
Однако представленная классификация не единственная. Среди
видов человеческой активности можно выделить созидательную
(сады, дома, книги и т.д.) и разрушительную (войны, акты вандализма,
вырубка лесов, загрязнение окружающей среды и т.д.), а также трудовую, образовательную, творческую и другие виды деятельности.
Творческая деятельность
Творческая деятельность направлена на создание чего-нибудь
нового, ранее не существовавшего. Новой может быть цель, способы и
средства ее достижения или результаты. Творческая деятельность
включает в себя не только создание чего-то потенциально нового, но и
комбинирование уже известного.
Помогает нам творить воображение (отражение в сознании человека явлений действительности в новых сочетаниях и связях, позволяет предвидеть возможные изменения), фантазия (выражается в построении результатов деятельности в тех случаях, когда информации
об условиях и средствах достижения недостаточно), интуиция (знание, условия получения которого бессознательны).
Современные ученые полагают, что любой человек обладает, в
той или иной мере, способностями, но они могут с нашей помощью
развиваться или регрессировать. Чтобы заниматься творческой дея18
тельностью, надо оттачивать в себе эти способности, учиться, познавать опыт предшествующих поколений, практиковаться.
Трудовая деятельность
Чтобы понять, что такое трудовая деятельность, нам необходимо определиться с тем, что такое труд. Существует несколько точек
зрения по этому вопросу:
1.
Труд — любая сознательная деятельность человека при
его взаимодействии с окружающим миром (труд — единственный вид
деятельности).
2.
Труд — один из видов деятельности, но не единственный.
Для труда характерны: проявление целесообразной активности,
практическая полезность, наличие результата (неважно, материального или духовного).
Чтобы трудовая деятельность была успешной, необходимы мастерство, знания, умения.
Итак, труд — вид человеческой деятельности, направленный на
достижение практически полезного результата и осуществляющийся
по необходимости с целью преобразования окружающего мира для
удовлетворения потребностей людей. Однако труд не только меняет
мир, но и способствует совершенствованию самого человека.
Производственная деятельность
Производство — процесс создания материальных благ, услуг,
необходимых для жизни общества.
В процессе материального производства используются и умственная, и физическая деятельность. В современном производстве
существенно возрастает роль знаний. Это очень важно, т. к. благодаря
накоплению знаний разрабатываются новые технологии, совершенствуется техника, увеличиваются и количественные, и качественные
19
показатели. Результатом материального производства является создание разнообразных предметов и услуг.
Для изготовления любой вещи необходимы три элемента:
•
ресурсы;
•
орудия труда;
•
человеческий труд.
Игра
Игровая деятельность, в отличие от трудовой, ориентирована не
столько на результат, сколько на сам процесс.
Ученые не могут прийти к единому мнению по вопросам определения игры, ее происхождения и принадлежности только человеку.
Одни считают, что многие живые организмы играют, но чем сложнее
организм, тем изощреннее игра. Другие ученые полагают, что игра
свойственна лишь людям и только играя человек становится человеком.
Наиболее часто играют люди в детстве, а с возрастом место
игры занимают искусство или спорт.
Особенностью игры является ее двуплановость:
•
человек, который играет, осуществляет реальное действие;
•
многие элементы игровой деятельности условны, т. к. позволяют действовать в воображаемой обстановке, отвлекаясь от реальной ситуации (ребенок, оседлав стул, представляет, что он
скачет на коне, т. е. прыжки на стуле реальны, но считается, что
стул — конь).
Отметим, что игра для ребенка — форма включения в мир чело-
веческих отношений, действий посредством моделирования конкретных ситуаций.
20
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Наряду с взаимодействием между человеческим обществом и
природой существуют и взаимосвязи между людьми. Общество состоит из множества элементов, которые возникают и отмирают, изменяются, а также находятся во взаимодействии. Поэтому общество называют динамической (т. е. изменяющейся и развивающейся) системой.
Существует несколько сфер общественной жизни:
• экономическая (отношения между людьми в процессе производства);
• политическая (деятельность государственных организаций, политических партий);
• социальная
(взаимодействие
различных
групп,
слоев
населения);
Напоминаем, что деятельность — человеческая активность,
направленная на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели, а общение — связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг друга.
Существуют три основных подхода к тому, как связаны деятельность и общение:
• Эти понятия тождественны, т. е. общение то же самое, что деятельность, т. к. ему присущи признаки деятельности.
• Эти понятия противопоставлены друг другу. Общение — условие или свойство деятельности, но не сама деятельность.
• Общение и деятельность — разные и равноправные явления.
Нам кажется, что предпочтительнее второй подход, ведь без
опыта, накопленного другими людьми (общение), человек мало чего
может достичь, поэтому общение — одно из условий деятельности.
В отличие от процесса деятельности, при общении происходит
взаимодействие между субъектом и субъектом, а не субъектом и
объектом, причем субъекты могут быть реальными и воображаемыми.
21
С общением связано понятие «коммуникация». И при общении,
и в процессе коммуникации происходит обмен информацией, однако в
общении участвуют субъекты, а при коммуникации действуют субъект и объект.
При коммуникации информация не может быть расширена или
изменена. Получатель ее выполняет приказ отправителя, не обсуждая
его. Участники коммуникации неравноправны (например, человек наговаривает что-нибудь на диктофон или автоответчик).
При общении его участники (субъекты), получая информацию,
друг от друга, видоизменяют и дополняют ее (например, диалог двух
женщин).
Диалог — разговор между двумя и более людьми, которые ориентируются на то, чтобы быть понятыми самим и понять другого, а
также ожидают ответа от него. Он предполагает столкновение равноправных точек зрения. Участники диалога дополняют позиции друг
друга, достигают общего понимания.
Типы общения:
1.
Между реальными субъектами: это может быть разговор
двух людей, переписка, игра, обряд, представительное общение (переговоры между дипломатами, предпринимателями и т.д.).
2.
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером:
это может быть общение с животным, которое рассматривается как
существо, способное понять, ответить, или подобный разговор с
компьютером, автомобилем и т.п.
3.
Между реальным субъектом и воображаемым партнером:
это беседа со своим внутренним голосом или другим человеком, которого мы себе представляем; общение с художником через созданное
им произведение искусства; общение с духами через ритуалы и заклинания и т. д.
4.
Между воображаемыми партнерами — художественными
персонажами.
22
Выделяют два вида общения:
• речевое (вербальное), при помощи слов и звуков;
• неречевое (невербальное), при помощи мимики и жестов.
Самым универсальным средством общения является речь (система фонетических знаков, включая элементы: лексические и синтаксические).
Формы общения:
• служебное (деловое), которое выражается в приказе, совете,
просьбе и рассчитано на стимуляцию каких-либо действий;
• повседневное (бытовое);
• убеждающее, когда люди пытаются влиять на взгляды или действия других;
• ритуальное — процесс соблюдения предписанного поведения;
• межкультурное и др.
По содержанию и смысловой направленности общение подразделяется на:
• рассказ;
• сообщение;
• разговор;
• рапорт или отчет;
• комплименты;
• обмен мнениями и др.
В зависимости от ситуативности общение классифицируется на:
1.
Контакт масок — формальность, отсутствует стремление
понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
23
2.
Формально-ролевое — регламентированы и содержание, и
средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся
знанием его социальной роли.
3.
Светское — беспредметность, т. е. люди говорят то, что
положено говорить в определенных случаях; это общение закрытое,
потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
4.
Деловое — обмен информацией для достижения определенного результата, целенаправленное общение, возникающее на
основе и по поводу определенного вида деятельности. Учитывают
особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
По целям выделяют следующие виды общения:
• биологическое: для поддержания, развития организма;
• социальное: для расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По сторонам общения:
• когнитивное: обмен информацией между общающимися индивидами;
• интерактивное: взаимодействие между общающимися индивидами (обмен действиями);
• перцептивное: восприятие и познание друг друга партнерами по
общению и установление на этой основе взаимопонимания.
24
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ
ПОВЕДЕНИЕ
Норма — правило, образец.
Нормы выбирают для того, чтобы понять, что правильно (норма), а что — нет.
Основные разновидности норм:
1.
Обычаи и традиции, т. е. привычные образцы поведения,
поддерживаемые обществом (свадьбы, праздники и т. д.).
2.
Правовые нормы, которые закрепляются в законах и описывают наказания за их нарушение. Они гарантируют равноправие.
Соблюдение правовых норм, в отличие от обычных, поддерживается
государством, а не обществом.
3.
Моральные нормы, которые несут оценочную нагрузку
(хорошо — плохо, добро — зло, справедливо — несправедливо); их
нарушение встречает общественное осуждение.
4.
Эстетические нормы, которые закрепляют представления
о прекрасном и уродливом в поведении людей, на производстве и в
быту. Они проявляются в суждениях: например, «Павел поступил некрасиво», «ты прекрасно справился с заданием» и т.п.
5.
Политические нормы, регулирующие политическую деятельность и находящие отражение в законах, международных договорах и т. д.
6.
Религиозные нормы, которые связаны с верой и поддерживаются моральным сознанием верующих.
Социальные нормы регулируют отношения в обществе, однако
не все люди им следуют. Если человек ведет себя не так, как ждет от
него общество, говорят об отклоняющемся поведении, т.е. поведении,
отошедшем от норм.
Формами отклоняющегося поведения в масштабах всего общества являются правонарушения (в том числе и преступления), а также
аморальные поступки (для малых социальных групп это раздоры,
25
скандалы и т. п.). Оговоримся, что отклонение от норм не всегда означает что-то плохое (в Средневековье, например, все новое, в
большинстве своем, было отклонением от норм и чаще всего жестоко
каралось). Если бы не было таких «положительных» отклонений, то
не было бы и общественного прогресса.
Есть и индивидуальные отклонения от норм, неопасные для
окружающих. Например, платье кричащего цвета вызовет порицание
и негативные оценки окружающих (особенно пожилых), но вреда им
не принесет.
Существует несколько точек зрения, объясняющих отклонения:
• отклонения объясняются биологическими причинами: люди рождаются предрасположенными к нарушениям социальных
норм, что связано с темпераментом, физическими особенностями и т. п.;
• отклонения носят психологический характер: люди, совершившие деяние, отклоняющееся от нормы, имеют иную систему
ценностей, и отрицательные качества выражены у них сильнее,
чем у других людей. Напомним, что не всегда человек сам виноват в том, что он жесток. Быть может, в детстве к нему плохо относились или воспитывали в нем это качество, что наложило отпечаток на его личность;
• социологическое объяснение отклоняющегося поведения: нарушение норм связано с кризисными явлениями в обществе, с конфликтами между различными группами населения.
Преступность — одно из проявлений отклоняющегося поведения и является суммой преступлений (массовых явлений с причинами
и закономерностями), совершенных в обществе за определенный период времени. Особенность преступности состоит в существовании
людей, для которых преступная деятельность стала профессиональной.
26
Преступление — общественно опасное деяние, запрещенное
уголовным законодательством (правовыми нормами) и несущее угрозу для правопорядка в обществе.
Виды преступлений разнообразны (насильственные, корыстные
и т. д.), но наиболее опасна организованная преступность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Знания являются результатом познавательной деятельности человека, которая может быть специально организованной (школа, колледж, университет и т. п.) и непроизвольной, осуществляемой в повседневной жизни.
Познавательная деятельность, как и любая другая, предполагает
наличие субъекта (человека, который что-либо познает) и объекта
(предмета, который познают). Субъект, познавая что-либо, включает
это в свою активную деятельность и получает результат, используя
различные средства и способы познания, а также свои пристрастия и
опыт (отсюда и разнообразие теорий по любому вопросу).
Процесс познания окружающего мира можно поделить на три
ступени:
1.
Предметы воздействуют на наши органы чувств, вызывая
ощущения. Например, когда мы имеем дело с цветком, то в первую
очередь ощущаем его запах, видим его форму и т.д. Сумма ощущений
от одного предмета составляет его восприятие, т.е. устойчивый целостный образ объекта познания. После того как предмет прекращает
воздействовать на наши органы чувств, впечатление от него не исчезает, а сохраняется в памяти и его в любой момент можно представить.
2.
Мышление Анализирует исследуемые предметы, отыскивая общие свойства и различия, и относит познаваемый объект к какой-либо группе предметов. Например, видя белый цветок с овальными листьями и желтой сердцевиной, наше мышление определяет его
27
как ромашку. На второй ступени происходит уже не чувственное, как
на первой, а рациональное познание чего-либо. Основными операциями на данном этапе являются: анализ, синтез, сравнение, уподобление,
обобщение, абстрагирование (отвлечение) и т.д. Результатом второй
ступени является формирование понятия об исследуемом предмете.
Понятие — мысль, которая отражает объекты познания в их общих и
существенных признаках. С понятиями тесно связано суждение, т. е.
форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-нибудь. Выражаем же мы свои мысли с помощью речи, которая состоит из понятий (слов), суждений (предложений), умозаключений (выводов, сделанных путем логической связи суждений).
Например, мы утверждаем: все люди имеют руки. Наше второе утверждение: Леша и Надя — люди. Выводом, связывающим два суждения,
будет умозаключение: Леша и Надя имеют руки.
3.
Правильность своих умозаключений мы проверяем опытным путем. Например, сравниваем увиденный нами цветок с изображением ромашки в каком-нибудь ботаническом справочнике.
Отметим, что между чувственным и рациональным познанием
существует неразрывная связь. Вопрос о том, разум или чувства играют решающую роль в познавательном процессе, так и не решен.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Разделы философии, в которых изучаются проблемы природы
познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, называются гносеология, эпистемология. В
отличие от других наук (психология, физиология), теория познания
как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей, а не индивидуальные,
функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или
28
иному субъекту прийти к определенному познавательному результату.
Философия — одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Наиболее известные дошедшие до нас философские системы возникли около 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока (Индия, Китай), но наивысшего развития философия достигла в Древней
Греции. Само понятие «философия», означающее «любовь к
мудрости», впервые объяснил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые
древнегреческий философ Платон.
В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и
отличающегося от него.
Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон — в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика, древнегреческого философа Аристотеля,
задача философии — постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета
обнаруживает философия в XIX-XX вв., представленная множеством
школ и направлений, предметом исследования которых являются различные стороны бытия, познание человека и его существования. В
частности, представитель неокантианства В. Виндельбанд понимает
философию как критическое самопознание разума, сторонники одного
из направлений современной западной философии позитивизма задачи философии сводят к логическому анализу языка науки.
При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому
знанию вообще.
29
Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы,
находящиеся в центре философского осмысления.
Внутреннее деление философской проблематики намечено еще
в Античности (правда, там она включает всю область современного
гуманитарного знания, а также знания, позднее отошедшие к естественным наукам). Основные части — онтология, или учение о бытии,
гносеология (эпистемология) — учение о познании, логика — учение
о формах мышления. Позднее добавляются социальная философия,
аксиология — учение о ценностях, история философии, этика и эстетика.
Философия занимает особое место в культуре, являясь одновременно и тем «фокусом», в котором сходятся все другие области познавательной и практической — политической, эмоциональной, эстетической — активности человека, и своего рода общим источником для
всех этих форм интеллектуальной, общественной деятельности человека. Тем не менее начиная с середины XIX в. и по сей день ведутся
многочисленные дискуссии, где основной проблемой является вопрос
о месте, которое должна занимать философия в общей системе
культуры, и ее роли в политической жизни и процессе познания.
В ходе дискуссий определились крайние позиции: панфилософская, согласно которой философия является «наукой о науках», вбирает в себя все богатство других наук, обобщая их содержание (что в
действительности является верным только для периода Античности),
и позитивистская, утверждавшая, что философия как наука была необходима лишь в условиях, когда специальные науки были недостаточно развиты, теперь же она исчерпала себя, а ее предмет «разобрали»
конкретные науки. Тем самым необходимо прояснить проблему соотношения философии и науки. Так, идеология сциентизма (от англ.
science — наука), достаточно широко распространенная во второй половине XX столетия, считает научным исключительно строго рацио30
нальное познание в том понимании, какое оно имеет в естественнонаучной области, отвергая познание, не имеющее строго рациональной формы, не формализованное. Достоверным считается лишь знание, подтверждаемое строго научными доказательными методами (наблюдением, опытом, экспериментом). Сциентисты считают, что
подобного критерия достоверности философского знания не существует, в связи с чем философия не может считаться наукой.
Диаметрально противоположна иррационалистическая точка
зрения, утверждающая философию как высшую науку, постигаемую
только интуитивно, иррационально, отвергающую какие бы то ни
было научные методы для решения философских проблем.
Различие философии и науки заключается в том, что философия
стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того, положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически-эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия, напротив, стремится к такой
выстроенности своего знания, которая обязательно обладает глубокой
мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств.
Иначе говоря, отличительная особенность философии в том, что
она ставит и решает проблемы мировоззрения.
Мировоззрение — это совокупность наиболее общих взглядов
на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства,
убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает
мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение — своего рода духовный каркас и личности, и общества,
поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации.
Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское.
31
Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить
явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме (классический пример — античная мифология).
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни
людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и
поклонением сверхъестественным силам.
Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого
смысла и направлено прежде всего на практические вопросы. Играя
значительную роль в жизни людей, определяя зачастую их социальную ориентацию, в то же время оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным, не лишено ошибок и
заблуждений, испытывает затруднения при решении сложных
проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в
области философии.
Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения
представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на
теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов
мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой.
Философия, как сложившаяся система знаний, включает целый
ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру — конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении
первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного во32
проса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса
об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является
первичным — материя или сознание, какой из двух фундаментальных
типов реальности — материальная или идеальная — является определяющим и порождает другой, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого
monos — один, единственный), который кладет в основу мира одно из
двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского
dualis — двойственный), принимающий оба начала как равнозначные.
Тем не менее последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский
философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.
В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее.
Oн объясняет окружающий мир из него самого как существующий
объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем
развитии материализм прошел ряд этапов от стихийного материализма Античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк,
К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму
(К. Маркс и Ф. Энгельс).
Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным
началом. Он существует в двух формах — объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен
античной философии. Он признает существование объективного мира
вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека — бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель).
Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и тем самым первичным индивидуальное сознание
(английский философ XVIII в. Д. Беркли). Следует подчеркнуть, что
33
противоположность материализма и идеализма в решении основного
вопроса философии не означает их несовместимости в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно
отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить рациональное содержание.
Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том,
можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования.
Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские направления, представители которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское
учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется
агностицизмом (от греческого а — не, gnosis — знание) (Д. Юм,
И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть
идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости
мира. Кроме того, незначительная часть философов являются скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости
мира.
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
Истина — достоверное, правильное знание.
Большинство обычных людей и философов считают, что обрести истинное знание возможно. Однако философы, называемые агностиками, утверждали, что достичь истинного знания невозможно, т. к.
о сущности предмета мы ничего знать не можем, ведь нам не с чем
сравнить или проверить, соответствует ли действительности то, что
они сообщают. Однако отметим, что без опоры на знания о реальном
мире (которое отрицали агностики) был бы невозможен социальный
прогресс.
34
Существуют две основные точки зрения по вопросу о критериях
истины:
1. Философы-эмпирики считают, что истинно чувственное познание, т. е. то, что мы ощущаем, и есть истина. Для них цель науки — описание фактов чувственного познания, а мысль к ним должна
приспособиться. Утверждение эмпириков не всегда верно, т. к. то, что
мы видим или чувствуем, не обязательно и есть истина. Например,
предметы через увеличительное стекло кажутся больше, чем на самом
деле; увиденный уставшим странником мираж в пустыне кажется ему
реальным, но в действительности его не существует.
2. Философы-рационалисты считают, что критерием истинности
являются не чувства, а разум. Истинными являются только теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из общих посылок
выводятся все прочие суждения. Однако несколько людей, в зависимости от способов проведения опытов, могут прийти к разным результатам, и поэтому встает вопрос: чье же утверждение все-таки верно?
Нельзя использовать только умозаключения или ощущения,
определяя истинность. Для этого необходимо обратиться к практике
(материальное производство чего-либо ранее только задуманного; накопленный опыт; научный эксперимент), которая и будет рассматриваться как критерий истинности: знания о чем-либо могут считаться
правильными, если с их помощью возможно сделать реальные вещи
или осуществить необходимые преобразования.
Отметим, что духовная культура вряд ли может быть оценена с
точки зрения истинности, т. к. ее результаты каждый понимает посвоему, и не стоит искать только одно истинное понимание: оценка
духовных ценностей субъективна (зависит только от познающего
субъекта).
Напомним, что в наших знаниях равноправно присутствуют как
субъективное, так и объективное начало и задача искусства заключается в развитии первого из них, а науки — второго.
35
Существуют такие понятия, как абсолютная и относительная истина.
Абсолютная истина — несомненное и неизменное знание, оно
не может подвергаться критике и быть опровергнуто. Однако знание
предполагает работу мысли, а думать — значит сомневаться. Поэтому
абсолютная истина — предел, к которому надо стремиться.
Относительная истина — неполное, ограниченное знание. Человечество на всем протяжении своей истории, накапливая знания, заменяло одни относительные истины другими, т. к., получая ответы на
одни вопросы, люди ставили перед собой новые проблемы и искали
способы их разрешения.
Мир полон относительных истин, а абсолютная истина — лишь
идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний.
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Человек обладает двумя познавательными способностями —
чувствами и разумом. Соответственно, различают формы чувственного и рационального познания.
В контакт с внешним миром люди вступают только с помощью
своих органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Окружающие вещи воздействуют на наши органы чувств, которые
перерабатывают эти внешние воздействия в чувственные образы вещей. К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление. Ощущение представляет собой чувственный образ отдельных свойств, сторон вещей и явлений окружающего мира.
Зрение дает нам ощущение цветов и форм предметов; слух сообщает о
звуках различной высоты и силы; обоняние доносит запахи; осязание
приносит ощущения твердости, гладкости или шероховатости; наконец, вкус доставляет ощущения сладкого, соленого, кислого и т. п.
Восприятие есть целостный образ предмета, полученный с помощью
36
органов чувств. Ощущения редко выступают как нечто самостоятельное, отдельное, обычно они входят в состав целостного образа вещи.
Наконец, представление есть чувственный образ предмета, воспроизведенный памятью в то время, когда самого предмета перед нами нет.
Представление отличается от восприятия некоторой обобщенностью,
усредненностью чувственного образа, поскольку память далеко не все
сохраняет из того, что было в восприятии. Вместе с тем в создание
представления часто вмешивается воображение, способное наделить
представление такими чертами, которые отсутствовали в восприятии.
Благодаря деятельности органов чувств создается специфически человеческий мир, полный звуков, красок, форм, — тот мир, в котором мы
с вами живем и действуем.
К рациональным формам познания относятся те, в которых протекает деятельность нашего разума, — понятия, суждения, умозаключения.
Попытки понять роль и место чувственных и рациональных
форм в общем процессе человеческого познания привели философов
Нового времени к расколу на два лагеря. Одни философы полагали,
что поскольку человек вступает в контакт с внешним миром только
через посредство органов чувств, постольку чувства являются
единственным источником познания, а разум играет лишь вспомогательную роль — комбинирует, обобщает, сохраняет чувственные впечатления. Этих философов назвали сенсуалистами (Ф. Бэкон, Д. Локк,
Т. Гоббс). С сенсуалистами полемизировали рационалисты (Г. Лейбниц, Р. Декарт и Б. Спиноза), которые указывали на то, что необходимые и всеобщие истины не могут быть получены только с помощью
органов чувств. Источником таких истин может быть только разум.
С точки зрения современной теории познания представители и
сенсуализма, и рационализма совершали одну ошибку: они резко разделяли и противопоставляли чувства и разум. Сенсуалисты полагали,
что чувственные образы вещей никак не связаны с разумом, что разум
лишь мешает чувствам, искажает их показания. Освободившись от ис37
кажающего влияния разума, органы чувств способны дать нам верную
картину действительности. Рационалисты также отделяли разум от работы органов чувств и были убеждены в том, что чувства нас обманывают, а истину способен открыть только разум, освобожденный от
влияния чувственных впечатлений. Современная же психология показала, что органы чувств работают под руководством разума, что наши
чувственные впечатления определяются не только спецификой внешнего воздействия, но и теми занятиями, которые у нас есть. Известно
немало экспериментов, показывающих, что то, что мы видим или слышим, зависит от рационального знания. Чувства и разум объединены и
взаимодействуют в общем процессе человеческого познания, и только
их взаимодействие обеспечивает его движение к истине.
В наше время познавательная деятельность человечества сосредоточена в основном в сфере науки, поэтому анализ человеческого познания в значительной мере сводится к анализу науки: описанию
структуры научного знания, методов науки, схем объяснения и предсказания, проверки, подтверждения и опровержения научных теорий и
гипотез, исследованию форм и способов развития науки. Этот анализ
привел к возникновению особой области исследований, названной философия науки, или методология научного познания.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Научное познание отличается тем, что оно стремится изучать
мир таким, каков он есть, независимо от человека. Оно направлено на
получение не только знаний, необходимых сегодня, но и которые могут пригодиться в будущем.
Уровни научного познания:
• эмпирический, на котором оперируют фактами и законами,
установленными в результате систематизации результатов наблюдений и опытов (методов научного познания);
38
теоретический, на котором оперируют абстрактными теоретическими законами и объектами, иногда даже которые нельзя наблюдать. Подобные законы образуют научную теорию.
Отметим, что в ходе эксперимента, в отличие от наблюдения,
человек может подвергнуть предмет своего изучения специальному
воздействию или изолировать его. Но не стоит считать, что наблюдение не имеет для науки никакого значения, наоборот, только после наблюдений ученые прибегают к некоторым экспериментам.
На теоретическом уровне познания используют зачастую не наблюдения и эксперименты, а творческое воображение ученых, выдвижение гипотез, моделирование (методы научного познания).
Гипотеза — предположение, догадка, которую применяют,
когда новые факты не укладываются в пределы прежних объяснений.
Впоследствии гипотезы либо подтверждаются и обогащают наше знание о чем-нибудь, либо не подтверждаются.
Моделирование — процесс создания модели, которая в определенном отношении заменяет изучаемый предмет.
Отметим, что научное познание развивается не поступательно, а
скачками, именуемыми научными революциями, во время которых
происходят коренные изменения в системе научных знаний.
Плодами научных знаний пользуются не только ученые, но и
каждый из нас (включая свет, купаясь в ванной, готовя еду на газовой
плите и т. д.).
Методы научного познания:
1.
Моделирование (построение логических конструкций).
2.
Систематический метод, который характеризуется отбором не всех доводов, а только тех, которые нужны для понимания
сущности явления.
3.
Аналитический (от обоснованного к принципам) и синтетический (от принципов к обоснованию) методы.
4.
Силогический, согласно которому наука — цепь заключений.
•
39
5.
Табличный, согласно которому научная система излагается в своей целостной связи (например — лекция).
6.
Размышления.
7.
Наблюдение, т.е. метод сбора первичной информации и
эмпирических данных, основанный на визуальном или слуховом восприятии социальных явлений, процессов (например, работа в коллективе, который является полем исследования).
8.
Эксперимент — метод сбора и анализа эмпирических данных, направленных на проверку гипотез, причинных связей между явлениями.
Два условия эксперимента:
• добиться уверенности в том, что именно изучаемый фактор является причиной зарегистрированного изменения;
• доказать, что выявленная закономерность характерна для идентичных условий (аналогичных явлений).
Эксперименты бывают естественными и лабораторными. Мыслительный эксперимент — созданная в голове ситуация и методы ее
разрешения.
9.
Социологический опрос — метод сбора первичной информации, который предполагает устное или письменное обращение к респонденту (опрашиваемому) с вопросами и дальнейшую обработку их
ответов.
НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Наряду с научным существуют и другие способы познания природы и общества. Одним из них является миф (самый ранний способ
понимания окружающей действительности). Мифы не объясняют чтолибо, устанавливая причинно-следственные связи, а повествуют об
окружающем мире, правилах и ценностях, принятых в обществе.
В мифах описывается творение мира (превращение хаоса в космос, появление трех миров: подземного, земного, небесного и т. д.),
40
создается пояснение процесса смены времен года (в египетской мифологической системе это миф о смерти и возрождении бога Осириса,
убитого коварным и завистливым братом Сетом и оживленного женой
Исидой), повествуется о гибели космоса (эсхатологические мифы)
и т. д. Существуют мифы, рассказывающие о рождении, инициации,
браке и других событиях жизни героев, которые были образцами для
реальных людей. Были мифы, повествующие о жизни реальных людей
(цикл мифов о Троянской войне).
Мифы, потерявшие религиозную окраску, становились сказками. Мифологическое происхождение имеет и героический эпос, представителями которого являются небезызвестные «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Мифы, сказки, эпос служили способом сохранения жизненного
опыта народа и передачи его от поколения к поколению.
Но не только через мифологическую систему люди получали
полезные для своей жизнедеятельности знания. Происходило это и в
повседневной жизни, когда человек методом проб и ошибок постигал
свойства предметов и способы их использования (практические знания). Осуществлялась и передача полезной информации через совместную трудовую деятельность представителей старшего и младшего поколений.
Практическое знание не нуждается, как научное, в теоретическом обосновании (любой человек может включить свет и при этом не
знать физику). Однако люди, достигая практического знания, не забывали о нем, а фиксировали. Подобные знания, собранные воедино, составляют основу народной мудрости, которая и сейчас присутствует в
нашей жизни в виде пословиц, поговорок, загадок (изначально они
были связаны с практической деятельностью, а сейчас порой носят
переносный смысл).
Народная мудрость — сумма правил поведения для разных случаев и жизненных ситуаций, но в силу того что в ней отражено отно41
шение разных людей к одному и тому же предмету (явлению, поступку), то и правила эти зачастую противоречивы.
Здравый смысл — стихийно складывающиеся взгляды людей на
окружающий мир и самих себя, которые возникают на основе опыта и
являются основанием для практической деятельности и морали. Здравый смысл советует нам, что не стоит делать того, что может повредить нам самим или другим людям. Он стремится к ясности и однозначности. Но здравый смысл не является абсолютной истиной, т. к.
включает в себя заблуждения и предубеждения людей. Поэтому это
явление меняется мало и медленно.
Наряду со здравым смыслом существуют так называемые паранауки, содержащие туманные и загадочные сведения, понять которые
подчас очень сложно. Люди, занимающиеся паранауками, не стремятся объяснять явления конкретно и умалчивают факты, которые не соответствуют их методам. Примерами паранаук и их использования являются спиритические сеансы, исцеления слепых или парализованных
с привлечением большого количества людей и телевидения и т.д.
К ненаучному познанию относится искусство, в котором выражается эстетическое отношение человека к действительности и оно
эмоционально окрашено. Искусство создает свою гипотезу мира и его
составляющих через художественный образ, что требует от человека,
воспринимающего его размышления, готовности воспринимать мир
таким способом.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Социальное познание занимается вопросами изучения общества
и процессов, в нем протекающих. Особенностью социального познания является то, что субъект и объект его — общество, т. к. люди творят общественную жизнь и одновременно познают социальную действительность. Ученый, изучающий общество, является частицей изучаемого объекта, а не наблюдает за ним со стороны и поэтому его вы42
воды более субъективны и эмоциональны, чем умозаключения людей,
изучающих физические явления. Люди, изучающие общественные явления, не могут быть беспристрастными, поэтому их пристрастия
сильно влияют на результаты исследования, и чем ближе человек к
политической жизни, тем больше это влияние. Подобная ситуация ведет к большому разнообразию выводов и оценок при изучении одного
и того же явления в обществе.
Еще одна особенность социального познания состоит в сложности обнаружения закономерностей общественной жизни, т. к. каждое
явление в ней имеет индивидуальную окраску. Также в социальном
познании невелика роль наблюдения эксперимента, а главный источник знаний — социальная действительность, общественная практика,
исторический опыт.
Конкретно-исторический подход к социальным явлениям
Чтобы изучить общественное явление, необходимо знать его
предпосылки, условия зарождения и развития, т.е. изучать историю.
Знание истории и настоящего поможет смоделировать развитие какого-либо общественного явления в будущем.
Каждое общество индивидуально, поэтому невозможно использование знаний, полученных при изучении одной страны (общества)
для изучения другой. Возможно лишь использование метода аналогии — подобия, сходства в каких-либо свойствах, признаках предметов, которые в целом различны.
Общественные явления необходимо изучать во взаимосвязи,
учитывая специфические особенности и то общее, что их объединяет.
Правильно оценить то или иное явление можно лишь с учетом
условий, в которых оно существует. Например, на раннем этапе своего развития цехи были благом, т. к. способствовали развитию производства, к началу же Нового времени они начали тормозить развитие
производительных сил и производственных отношений, т.е. стали
злом.
43
В исторических событиях можно выделить как индивидуальные
черты, так и общие для какой-либо группы явлений (восстаний, монополий, войн и т. д.), которые повторяются во всех явлениях данной
группы. Это общее состоит из исторических закономерностей.
Конец первой лекции
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru
44