Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общественные здания; функциональные зоны

  • 👀 277 просмотров
  • 📌 233 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Общественные здания; функциональные зоны
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общественные здания; функциональные зоны» docx
Тема 1. Лекция 4. Общественные здания. Функциональные зоны. Общественные объекты должны быть доступны для всех категорий населения. Получение услуг обеспечивается не только физической беспрепятственностью, оно не должно вызывать чувства дискомфорта в психологическом плане. зданий Данная лекция рассматривает вопросы организации безбарьерной среды помещений и отдельных функциональных зон общественных зданий, исключая части здания, не предусматривающие посещения посетителями. В качестве примеров будут представлены нормативные требования к проектированию наиболее часто встречающихся помещений в зданиях учреждений: зрелищных, культурно-просветительских, образования, общественного питания, торговли и офисных. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ЗАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ в зданиях клубов, кинотеатров, театров, спортивных арен, лекционных аудиторий и т.п. предусматривают особенность в виде наклонной плоскости пола с поуровневым размещением зрительских рядов. Эта особенность должна быть учтена в организации физической и информационной доступности, а также размещении зрительских мест для людей с ограниченными возможностям. Количество мест для инвалидов на креслах-колясках в театре в зависимости от вместимости зрительного зала рассчитывается не менее: 50-75 мест в зале……………..3 75-100 « « « ……………….4 101-150 « « «………………..5 151-200 « « «………………..6 201-300 « « «………………..7 301-400 « « «………………..8 401 и более «……………….9 В комплексе со зрительным залом рекомендуется другие обслуживающие помещения: фойе, вестибюли, буфеты, кулуары, гардероб, санузлы располагать на одном этаже перед главными входами в зрительный зал. В кинозале расчетное число зрительских мест для инвалидов принимается не менее: 50-150 мест в зале………….2% 151-300 « « «…………3% 301-1000 « « «………..5% 1000 и более « «……20 мест Спортивно-зрелищные залы предусматривают 2% мест для инвалидов, плюс одно место на каждые 100 мест при вместимости трибун свыше 1000 зрителей. В зрительном зале должно быть не менее двух выходов, разнесенных в разные концы помещения. Максимальное расстояние от дальнего зрительского места до эвакуационного выхода не должно превышать 40 метров. Зрительские места для инвалидов проектируются максимально приближенными к эвакуационным выходам, ведущим кратчайшим путем на улицу. При этом следует размещать эти места рассредоточено по залу, чтобы избежать концентрации у одного из выходов. На одной площадке не рекомендуется размещать свыше трех мест для колясочников. Места для инвалидов на креслах-колясках предпочтительно располагать на горизонтальных участках пола в первом ряду. Расстояние от края сцены до границы горизонтальной поверхности пола не менее 6 м. Допускается размещение мест для колясок в среднем поперечном ряду, если рядом находится эвакуационный выход, а эвакуационный проход не менее 2,6 м. При этом горизонтальная площадка размещается с краю ряда и предусматривает свободный проход перед ней – не менее 1,2 м. При невозможности разместить все требуемые места на нижнем уровне или на среднем поперечном проходе рекомендуется использовать для этих целей верхнюю горизонтальную площадку. Площадка рассчитана на габарит кресла-коляски – 1,2 м и свободный проход с задней стороны шириной не менее 2 м. Для обеспечения безопасности площадка с передней стороны огораживается перилами и напольным бортиком, препятствующим соскальзыванию на нижние ряды. На поверхность пола наносится символ «инвалид». Площадки для размещения мест для инвалидов на колясках могут иметь стационарные или съемные зрительские места, которые могут быть использованы как самими инвалидами, так и их сопровождающими. Пандусы и ступени со стороны стены должны подсвечиваться для облегчения ориентации в затемненном зале и иметь опорные поручни. При уклоне гребенки подъема свыше 5% предусматриваются промежуточные горизонтальные площадки для кратковременного отдыха. Дверные проемы на эвакуационных путях - не менее 1,8 метра в чистоте. Места для инвалидов, испытывающих трудности при ходьбе, предусматриваются на пяти первых рядах зрительного зала. Для инвалидов с дефектами слуха в залах вместимостью более 50 мест рекомендуется отводить не менее 4% мест в первом ряду не далее 10 м от источников звука, оснащенных системами индивидуального прослушивания, дактипереводчиками и подсветкой. Оптимальная наполняемость зала 200-300 мест. В кино-концертных залах предусматриваются мероприятия для облегчения ориентации для инвалидов по зрению: выпуклые цифры, обозначающие ряд, на спинках крайних кресел, на перилах вдоль подъема и подсвеченная, контрастная по цвету и фактуре дорожка, ведущая к эвакуационным выходам. Места для инвалидов должны быть комфортными по антропометрическим характеристикам. ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: продовольственные магазины, универсамы, универмаги, специализированные магазины и торговые центры должны быть обеспечены беспрепятственной доступностью для всех категорий населения. В зависимости от задания варианты обслуживания покупателей могут быть по варианту А, когда все помещения и оборудование приспособлено для маломобильных групп населения. Вариант Б предусматривает условия для совершения покупки в специально отведенном помещении, расположенном в непосредственной близости с уличным входом. Торговое оборудование должно обеспечивать доступность к товарам всем категориям покупателей, в том числе на инвалидных колясках, инвалидов на костылях и инвалидов по зрению. Прилавки, витрины свободного доступа, расчетные плоскости касс располагаются не выше 0,8 м от пола. Для человека в кресле-коляске максимально доступная высота торгового оборудования составляет 1,2 м, нижняя отметка доступности - 0,3 м, глубина полок - не более 0,5 м. В случае использования прилавков выше 0,9 м часть основного прилавка или дополнительные полки располагаются на высоте 0,7-0,8 м от пола. Габариты проходов между рядами торгового оборудования (витрин, прилавков, стоек и т.п.) должны обеспечивать двухстороннее движение на креслах-колясках, а также и обычных покупателей с тележками для покупок, Что составляет не менее 2 м. Двухсторонние проходы должны обеспечивать полный разворот на инвалидной коляске. Для слабовидящих и незрячих покупателей в удобном для посетителей – инвалидов по зрению предусматривается информация о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также о средствах связи с администрацией. В крупных торговых центрах с залами площадью свыше 650 м рекомендуется устройство напольных тактильных полос по основным маршрутам передвижения, световые указатели, табло и пиктограммы, которым присваиваются различные лидирующие цвета для выделения отдельных групп товаров. Тактильная информация размещается на высоте 0,75 м от пола. Как минимум один кассовый пост должен быть оборудован для инвалидов. Проход к кассовому аппарату между турникетами или соседними постами– не менее 1,1 м. ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ открытой сети (Рестораны, кафе, закусочные, бистро, бары) должны быть рассчитаны на обслуживание всех категорий населения, включая маломобильные группы. В таких предприятиях не менее 5% количества мест в залах должно быть приспособлено для инвалидов на креслах-колясках. В предприятиях самообслуживания (без официантов) рекомендуется отводить не менее 10% мест, но не менее одного для инвалидов на креслах-колясках и незрячих людей. Информация о типе предприятия, форме обслуживания и доступности для маломобильных групп населения должна быть легко определяема для для инвалидов по зрению и на кресле-коляске. Пути движения к столикам должны обеспечивать возможность передвижения на креслах-колясках самостоятельно или с сопровождающим. Ширина прохода около прилавков или витрин – не менее 0,9-1,1 м, при необходимости огибания прилавков или повороте под прямым углом габарит свободного пространства составляет – 1,2 м. Площадь обеденных залов с возможностью обслуживания инвалидов официантами принимается не менее 3 м2 на каждое место. Обеденное место должно быть обеспечено свободным проходом к столу с возможностью маневрирования на 180-3600 . Глубина свободного пространства под столом составляет не менее 0,5 м, высота от пола до нижней поверхности столешницы – не менее 0,75-0,80 м. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, доступные для учащихся с инвалидностью, должны обеспечить возможность обучения наравне со здоровыми учащимися, не нарушая их уровня комфорта, а также архитектурного качества здания образовательного учреждения. Входная группа и пути эвакуации решаются аналогично общественным зданиям, рассмотренным ранее. Вертикальные коммуникации должны предусматривать не менее одного лифта (с ограниченным доступом в него остальных учащихся) в здании для передвигающихся в кресле-коляске и с нарушением сердечно-сосудистой и легочной системы. В общеобразовательных учреждениях лестницы оборудуются поручнями на высоте 0,5 м – для начальных классов, 0,7 и 0,9 – для средних и старших классов. Диаметр поручня – 0,35 м – для начальных классов и 0,45-0,55 – для остальных. Горизонтальные коммуникации (коридоры, галереи, переходы) по ширине не менее 2 м. В случае, если ширина коридора составляет менее 1,8 м, рекомендуется предусматривать карманы глубиной 1,8 м, шириной – 3,0 м через каждые 10-15 м длины коридора. Дверные проемы в чистоте составляют минимум 0,9 м. Место перед классной доской, перед стеллажами с наглядными пособиями и методическими материалами должно быть рассчитано на маневрирование кресла-коляски на 3600 диаметром 1,5 м. Площадь учебных кабинетов на одного учащегося с дефектами слуха и нарушением интелекта составляет 2,5 м2; с поражением опорно-двигательного аппарата – не менее 3 м2, габаритами 1,8х0,9м, с учетом прохода – 1,8х1,8 м. В кабинетах с дополнительным оборудованием (информатики, радиотехники и т.п.) площадь на одного ученика с дефектами слуха или интелекта – 4,5 м2, на инвалидном кресле – 5 м2. Площадь ученического стола для инвалида по зрению - не менее 1 м шириной и 0.6 – глубиной для размещения специальных тифлосредств. Учебные помещения оборудуются одноместными местами для инвалидов. Места для инвалидов по зрению обеспечиваются свободным доступом с двух сторон. Места для инвалидов в кресле-коляске выделяются рядом со входом на первых 1-2 столах. Места для инвалидов по слуху и зрению располагаются в первом ряду у окна и должны иметь дополнительное местное освещение. Для инвалидов по слуху предусматривается электроакустическое оборудование и индивидуальные наушники. Места для учащихся с легким поражением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных кабинетах, в читальных залах, в местах приготовления уроков в группах продленного дня для создания более спокойной психологической обстановки рекомендуется предусматривать полузамкнутыми с бортиками-ограждениями, экраном перед столом. Вдоль свободных участков стен рекомендуется устройство опорного поручня на такой же высоте, как и на лестничных маршах. Ширина прохода между рядами столов – не менее 0,9 м для инвалидов на кресле-коляске, 0,6 м – для инвалидов с поражением слуха и интелекта; между рядами столов и стеной – 0,5 м для всех категорий инвалидов; между рядами столов и стеной без окон – 1 м для инвалидов с поражением ОДА и 0,7 для ивалидов по слуху и интелекту. Расстояние между столами в ряду – не менее 0,85 м для инвалидов на инвалидной коляске и 0,6 – для инвалидов по слуху и интелекту. Актовый зал рассчитывается на размещение инвалидов в кресле-коляске из расчета наполняемости зала: 50-100 мест………………3-5 мест для инвалидов 150-300 « «……………..5-7 300-500 « «……………..7-10 500-800 « «…………….10-15 Места для инвалидов предусматриваются на горизонтальных участках пола в первом ряду перед сценой. Для инвалидов с дефектами слуха места дополнительно оснащаются акустическим оборудованием. Для детей-инвалидов кресла оборудуются специальными фиксирующими и опорными устройствами. В фойе необходимо предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для детей-инвалидов не менее чем на три места размерами одного места 1,2х1,8 м. Также непроходная зона устраивается в столовой, учитывающая передвижение и обслуживание учащихся в креслах-колясках. Санитарные узлы, гардеробы, помещения также адаптируются для обслуживания учащихся с инвалидностью аналогично общественным зданиям, рассмотренным в предыдущем материале. Организация основных функциональных зон и рабочих мест в учреждениях конторского типа (офисах, административно-деловых центрах) аналогично организации безбарьерной среды в учебных кабинетах информатики образовательных учреждений. Входная группа решается с соблюдением общих правил для общественных зданий и сооружений. Сопутствующие помещения и коммуникационные системы также должны отвечать общим требованиям по организации доступной среды, рассмотренным в предыдущих материалах. ЛИТЕРАТУРА СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям СП 35-109-2005 Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей СП 35-116-2006 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4 Для выполнения практического задания потребуются три типа помещений: помещение зального типа с наклонным полом (кинозал, кино-концертный зал, лекционный зал и т.п.); помещение с размещением рабочих мест (офис, учебный кабинет образовательного учреждения и т.п.); помещение с размещением в нем торгового оборудования (торговый зал магазина). Для закрепления полученных знаний необходимо на базе ранее запроектированных или существующих предложенных типов помещений разработать проектные мероприятия по организации безбарьерной среды для инвалидов по зрению и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Упражнение выполняется на рабочих чертежах планов перечисленных помещений. На планах графически изображается необходимое оборудование и предметы мебели, обозначаются тактильные поверхности для облегчения ориентации инвалидов по зрению, площадки маневрирования коляски инвалида, организация доступной среды в зрительном зале согласно расчету необходимых для инвалидов мест. В рабочем или учебном кабинете следует произвести организацию рабочих мест с размещением рабочего стола с приставкой для компьютера, шкафом для хранения документации и всеми сопутствующими средствами для комфортной трудовой деятельности, а также для обслуживания посетителей из маломобильных групп населения (в том числе с инвалидностью по зрению). Помещение торгового зала с размещением прилавков, витрин, кассовых постов должно дать представление о мероприятих по доступной среде. На плане обозначаются основные маршруты движения при помощи тактильных поверхностей, в местах маневрирования покупателей на инвалидных колясках наносятся габариты зон маневрирования. Чертеж сопровождается текстовыми выносками, сопряженными с фрагментами плана, где предусматривается то или иное мероприятие по повышению уровня комфортности, информативности и безопасности посетителей с ограниченными возможностями. Чертежи выполняются на планах в масштабе 1:100 или 1:50 на листах формата А-4. В случае невозможности детального графического изображения проектных мероприятий возможно использование знаков, символов и других условных изображений с разъяснением их текстовым материалом. Для увеличения уровня наглядности и читаемости чертежа рекомендуется проектный материал наносить контрастным цветом (красным или синим).
«Общественные здания; функциональные зоны» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ю.В. Пелихович
Смотреть все 269 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot