Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Общественное мнение: соцопросы
На прошлой лекции мы пытались ответить на вопрос являются ли внешнеполитические представления граждан устоявшимися ценностными концептами способными формировать самостоятельный запрос к власти на реализацию внешнеполитических стратегий или общественное мнение выступает лишь отражением ситуативных настроений в обществе, формируемых и транслируемых СМИ. Основным инструментом измерения общественного мнения служит социологический опрос.
Организуя социологические исследования, всегда есть проблема трех ресурсов: времени, денег и финансовых затрат на исследование. Социологические исследования – это индустрия, самостоятельная отрасль экономики. По оценкам специалистов, только на реализацию гос.заказов по проведению социологических исследований в России государство тратит более шести миллиардов в год. Проведение исследований имеет четкие, порой даже жесткие правила, которые регламентированы различными профессиональными кодексами. Например, Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований, изучения общественного мнения и анализа данных, Профессиональый кодекс социолога (РОС), Этический кодекс WAPOR, Этический кодекс AAPOR, Декларация профессиональной этики ISI и др.
Любое социологические исследование начинается с составления программы исследования. Программа исследования – это изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа – это научный документ, отвечающих ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое.
Программа исследования состоит из двух разделов: методологического (методологическая функция программы исследования) и методико-процедурного (методическая и организационные функции).
Важной категорией при определении предмета исследования является понятия: генеральная и выборочная совокупность. Генеральная совокупность – все единицы определенного программой исследования объекта, то есть это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению. Выборка или выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, построенная в соответствии с законом распределения признака в данной совокупности, то есть это отобранная специальным образом совокупность объектов исследования с целью получения достоверной и точной информации обо всей совокупности в целом. Объем выборки определяется исследовательскими задачами, репрезентативность целевой установкой программы. Сплошное наблюдение, попытка охвата в исследовании всей генеральной совокупности, обладает тремя серьезными недостатками, опосредованными друг другом: большие финансовые затраты, большие человеческие ресурсы и большие временные затраты. Поэтому сплошное исследование в социологии к большой генеральной совокупности не применяется. И со времен Дж. Геллапа и Э. Хурья используется только выборочная совокупность (более подробно об их методе можно посмотреть в коротком видео сюжете: https://www.youtube.com/watch?v=cE3fmHjp5cc). Построение выборки – это одна из важнейших и сложнейших задач в организации исследований и содержит следующие этапы: определение исследуемой совокупности, выбор основы для построения выборки, выбор способа построения выборки, определение требуемого размера выборки, реализация процесса построения выборки.
Метод опроса является самым распространенным методом сбора социологических данных. И главным исследовательским инструментарием выступает анкета.
В повседневной жизни мы задаем большое количество вопросов. Посчитайте, сколько вопросов вы задали сегодня (говоря по телефону, дома с родными, отвечая на электронные письма и переписку в мессенджерах, раздумывая про себя или выполняя письменное задание в BB)? В связи с этим возникает заблуждение, что составить анкету, которая по сути это лишь перечень вопросов (как кажется обывателю) не вызывает никаких трудностей. Но на самом деле это далеко не так. Приведем лишь два примера.
Первый. Два американских католических священника получают диаметрально противоположные ответы на обращенную к своим наставникам просьбу, разрешить молиться и курить одновременно. Оказывается, что первому из них наставник дал отрицательный ответ на вопрос, можно ли курить во время молитвы, а второму – положительный на вопрос, можно ли молиться во время курения.
Второй. В США проводили опрос относительно мнения американцев к войне в Корее. Один и тот же по смыслу вопрос задавался в разных формулировках, и соответственно вызвал разную реакцию. Так на вопрос: «Считаете ли вы правильным, что США направили войска для прекращения коммунистического вторжения в Южную Корею?» вызвал на 20% больше положительных ответов, чем на вопрос: «Считаете ли вы правильным, что мы стали воевать в Корее?», и наиболее низкую степень одобрения, получила формулировка «Стоит ли вести войну?».
Вопросы в социологических исследованиях разделены на различные типы и виды. По содержанию вопросы делятся на вопросы о события и фактах, и вопросы о мнениях и оценках. По структуре: на открытые (без вариантов ответов), закрытые (с вариантами ответов), полузакрытые или полуоткрыты (с вариантами ответов, но где у респондента есть возможность написать свой вариант ответа в вариант «другое»). По функциям на основные вопросы (основные вопросы исследования), вспомогательные вопросы, контактные вопросы (позволяют установить контакт с респондентом), контрольные («ловушки») (проверить искренность респондента), вопросы-«фильтры» (для отбора респондентов или формирования переходов внутри анкеты). По форме вопросы бывают прямые (в «лоб»), косвенные («Эта проблема характерна не только для Вас»), «Респондент – арбитр» («Как вы полагаете большинство американцев….»).
Очень часто студенты полагают, что такое большое количество разновидностей вопросов не нужно, и стоит использовать лишь открытые вопросы, но у открытых вопросов есть несколько существенных недостатков. Во-первых, они придают большой вес мнениям тех респондентов, которые не умеют формулировать свою мысль; во-вторых, они имеют большую погрешность (в случае проведения интервью) от навязанных респонденту взглядов исследователя или интервьюера; в-третьих, они требуют гораздо большего времени при анкетировании и кодировании.
Для того чтобы избежать ошибок при формулировке вопросов необходимо соблюдать следующие правила: следует избегать использования специальных терминов и сленга; стремиться к коротким формулировкам; проверка вопроса на многозначность; избегать «подталкивающих» вопросов; не использовать выражения, содержащие в себе отрицание; вопросы, требующие особой компетенции респондента, следует задавать только экспертам; не употреблять двусмысленных фраз; учитывать возможное влияние фактора социальной желательности; в фактологических вопросах четко определять временные и пространственные координаты; не стремиться к излишней детализации вопросов. Ниже приведены примеры, неправильной формулировки вопросов: « С какими видами девиантного и делинквентного поведения окружающих Вы сталкиваетесь чаще всего в обычной жизни?»; «Аборт – это преднамеренное убийство. Как вы относитесь к абортам?»; «Как вы считаете, дети должны заботиться о своих родителях в старости?»; «В вашей поликлинике в рентгеновском кабинете делают теперь только срочные переломы. Вы пользовались за последнюю неделю услугами травматолога?»; «Вы давно перестали бить своего сына?».
В исследовательском инструментарии важна не только, правильность формулировки вопросов, но и их последовательность. Например, в период Холодной войны в США был проведен опрос, в котором был задан вопрос «Следует ли позволять репортерам-коммунистам работать в США?». Только 37% респондентов ответили на него утвердительно. Тогда исследователи провели эксперимент, и перед этим вопросом (сохраняя формулировку) поставили вопрос «Следует ли американским репортерам работать в России?». После этого вопроса работать репортерам-коммунистам в США разрешили 73% опрошенных американцев.
Структура опросного листа состоит из введения, в котором есть обращение к респонденту (информация об организаторе исследования, цели исследования, применение результатов, инструкция по заполнению опросного листа). Далее идет скринер (в зависимости от типа выборки) – отборочная анкета или серия вопросов-фильтров, которые помогают отобрать респондента согласно квотному заданию. Далее следует основная часть (состоящая из смысловых блоков). В основной части вопросы располагаются в следующем порядке от начала до середины опросного листа: от простых вопросов к сложным, от середины к концу опросного листа от сложных вопросов к простым. К сложным вопросам относят: открытые вопросы, вопросы в форме таблицы, вопросы-меню (более 12 вариантов ответа), вопросы ранжирования, вопросы содержащие шкалу оценки по каждому варианту. Завершает анкету «паспортичка», то есть данные о респонденте согласно свойствам выборочной совокупности.
К анкете предъявляются ряд требований она должна содержать перевод исследовательских вопросов в вопросы для респондента, на которые тот сможет ответить. Анкета не должна вызывать у респондента чувства скуки и усталости. Анкета должна минимизировать количество ошибок при обработке данных. Внешний вид анкеты также влияет на результаты анкетирования! Поэтому существуют рекомендации по верстке анкеты. Например, все вопросы в анкете нумеруются насквозь. Анкета должна быть набрана читаемым шрифтом, комфортным для глаза кеглем.
В социологических исследованиях варианты ответов в закрытых вопросах называют шкалами. Измерение это процесс приписывания числовых значений для представления свойств, задаваемых понятиями. Существуют четыре типа шкал, при которых каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущих плюс свое свойство.
Шкала наименований (номинальная шкала) устанавливает отношение тождественности между объектами, а именно между конкретным признаком, появляющимся у реального объекта, и соответствующей позицией шкалы.
Шкала порядка (ранговая шкала) помимо действий номинальной шкалы устанавливает отношение порядка. Таким образом, каждая позиция шкалы упорядочена относительно других, следовательно, в порядковой шкале позиции нельзя менять местами.
Интервальная шкала обладает свойствами порядковой шкалы, а также содержит предположение о том, что имеется определенная числовая единица измерения и, следовательно, шкальные значения признаков могут складываться.
Шкала отношений (пропорциональная шкала) содержит свойства интервальной шкалы, дополнительно к этому она имеет непроизвольную нулевую точку, другими словами свою единицу измерения.
Каждая шкала подлежит проверке на валидность, полноту шкалы и ее чувствительность.
Наиболее распространенным методом исследования в социологии является опрос. Метод сбора информации от определенной группы индивидов посредством обращения к ним с вопросами. Существует два вида опроса анкетирование и интервью. К видам анкетирования относят почтовый опрос (традиционный и электронный), прессовый опрос (традиционны и электронный), раздаточное анкетирование (бумажные и «безбумажные технологии»). Метод интервью предполагает наличие посредника между анкетой и респондентом. Этот посредник – интервьюер. К методу интервью относятся: телефонный опрос, глубинное интервью, экспертный опрос.
Опрос является самым популярным видом социологического исследования, так как обеспечивает оперативность получения информации, экономит ресурсы (временные, финансовые), дает возможность сравнение результатов во времени и пространстве, простой и понятный метод, обеспечивает возможность осуществления контроля на разных этапах проведения опроса.