Общественное мнение как объект социологического исследования.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Общественное мнение как объект социологического исследования.
1. Понятие «общественное мнение». Связь общественного мнения и общественного сознания.
2. Объекты и субъекты общественного мнения. Условия появления общественного мнения. Элитарная и интегративная концепции ОМ.
3. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты в структуре общественного мнения.
4. Функции общественного мнения.
5. Факторы формирования общественного мнения.
6. Жизненный цикл общественного мнения.
7. Механизмы формирования общественного мнения.
Лекция 2. История исследований общественного мнения в США.
1. Догэллаповский этап (н. XVI – 1936)
2. Гэллаповский этап. Отцы-основатели (1936 – н.в.)
3. Перспективы перехода к постгэлаповскому этапу
Семинар 2. Каналы и механизмы формирования общественного мнения.
1. Роль различных видов информации в процессе формирования общественного мнения по проблеме (на примере конкретных проблем и социальных групп).
2. Основные характеристики и особенности воздействия формальных и неформальных каналов передачи информации при формировании общественного мнения (на примере конкретных проблем).
3. Основные механизмы актуализации социальных проблем посредством СМИ (на примере прессы и Интернет). (есть статьи и книги в которых называются конкретные приемы, посмотрите, ищите через поиск “механизмы актуализации социальных проблем ”)
4. Коммуникативные средства гегемонии в теории А. Грамши. (нужно рассказать о теории гегемонии Грамши, о необходимости ее обеспечения через убеждение населения, об особенностях распространения информации и работы с общественным мнением + привести актуальные примеры)
5. Стереотипизация сознания и наиболее распространенные манипулятивные технологии СМИ в формировании общественного мнения. (нужно обязательно отразить результаты исследования общественного мнения У. Липпманом + описать приемы манипулятивной работы с информацией с примерами)
Лекция 3. История исследований общественного мнения в России.
1. Этап дореволюционных исследований (1880-е – 1917)
2. Этап первых исследований СССР (1917 – середина 1930-х гг.)
3. Исследования общественного мнения втор. пол. 1930-х – рубежа 1950-х – 1960-х гг.
4. Четвертый: начало 1960-х – конец 1980-х гг.
5. Пятый: конец 1980-х гг. – настоящее время.
Семинар 3. Исследования общественного мнения: организации, инструментарий, практическое применение.
1. Отечественный опыт использования результатов исследования общественного мнения в регулировании различных социальных процессов. (найти кейсы, случаи, когда проводились исследования ОМ при принятии решений)
2. Учёт общественного мнения управленческими структурами в странах Западной Европы. (найти кейсы, случаи, когда проводились исследования ОМ при принятии политических решений)
3. История и опыт проведения онлайн-опросов ведущими зарубежными центрами изучения общественного мнения. (нужно показать, когда и где появились онлайн-опросы, какова была первоначальная методология, каково современное состояние онлайн-исследований - на примере нескольких ведущих международных компаний - что представляет собой их панель, как формируется и проч.)
4. Место исследований общественного мнения в ходе реализации предвыборных кампаний. (обязательно нужно обозначить задачи исследований, на каких этапа реализации кампании они проводятся, какие есть виды исследований + Лекция 4. Технологии и перспективы изучения общественного мнения.
1. Технологии разработки опросов общественного мнения.
2. Виды опросов общественного мнения.
3. Тенденции развития технологий измерения общественного мнения.
Семинар 4. Актуализация социальных проблем в зеркале общественного мнения.
1. Отношение к реформам в сфере высшего образования в России.
2. Проблема мигрантов в зеркале общественного мнения.
3. Здоровье нации в общественном мнении и СМИ.
4. Отношение россиян к деятельность религиозных объединений.
5. Отношение россиян к внешней политике и зарубежным странам.